23.02.2021

Как я реализую компетентностный подход во внеурочной деятельности. Реализация компетентностного подхода в организации внеучебной деятельности учителем начальных классов Компетентностный подход в организации внеурочной деятельности обучающихся


Новикова И.С.

Компетентностный подход во внеурочной деятельности.

Новикова Инна Сергеевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Основная общеобразовательная

Сорокинская школа» Старооскольского

городского округа Белгородской области

В современном динамично развивающемся мире актуален процесс изменения образа жизни, образа мысли, личностных установок. При этом человек вынужден не просто приспосабливаться к условиям современного общества, он должен постоянно самоутверждаться, творить самого себя. Меняется и задача современной школы: формировать всесторонне развитую личность, которая способна решать проблемы и типичные задачи, возни­кающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта.

Все эти идеи в педагогической науке легли в основу принципиально нового подхода – компетентностного, который развивает определённые способности. Основой формирования компетенций является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт).

Во внеурочной работе я активно внедряю один из методов формирования коммуникативной компетенции метод проектного обучения, потому что эта педагогическая технология ориентирована на применение имеющихся и приобретение новых знаний, и реализация, которой даёт возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. В идее проектной методики меня привлекает то, что учащиеся сами участвуют в первоначальном выборе предмета деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов, в расписании работы над проектом и в представлении «конечного продукта». На разных этапах работы над проектом развиваются разные компетентности: способность к целеполаганию, умение обрабатывать, анализировать информацию, формируются умения публичного выступления, развиваются умения работать в команде и отвечать за результаты своего труда.

Проектная работа предоставляет учащимся возможность использования известных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях и предполагает расширение активности учащихся. Она развивает способность определять ресурсы, использовать рациональные способы учебной и другой деятельности, а также даёт возможность использования исследовательских методов в обучении.

Организация проектной деятельности во внеурочной работе очень эффективна, так как во второй половине дня у ребят больше времени для разработки проекта, здесь естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной.

Важнейшая задача современной школы - научить человека жить в информационном мире. Внедрение информационно-коммуникативных технологий на элективном курсе во внеурочное время необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной деятельности, повышения интереса учащихся к приобретению новых знаний, внесения элемента новизны, у учащихся развиваются коммуникативные и информационные компетентности. Мне импонирует то, что компьютерные технологии облегчают задачу вовлечения учащихся в активную деятельность, помогают развивать интерес к предмету. Легко реализуется принцип наглядности в обучении, увеличивается доступность объяснения, так как у учащихся работает образное воображение. Это достигается за счёт увеличения доли информации, представляемой в визуальной и звуковой форме, скорости доставления информации.

Наилучшим воспитателем выступает любая значимая и привлекательная для детей деятельность. В младшем и среднем школьном возрасте дети очень любят мастерить, создавать что-то новое. На занятиях кружка «Сотвори своими руками» ребята выполняют удивительные вещи из доступных материалов. Особенно здесь раскрываются творческие способности учеников, которым тяжело даётся учеба. На занятиях кружка такие дети показывают себя с другой стороны, чувствуют свои силы, видят свой результат, и эти успехи мы всем коллективом поддерживаем, организуя выставки рисунков и творческих работ. На занятиях формируются такие компетентности как самостоятельность, инициатива, аккуратность, трудолюбие, целеустремлённость.

В современных условиях развития российского общества не приемлемы решения вчерашнего дня. Сегодня нужны ясные, земные цели, совпадающие с реальными устремлениями развивающегося человека. Реализация компетентностного подхода во внеурочное время - интересная и актуальная работа, которая должна быть направлена на развитие личности, через раскрытие творческого потенциала, через формирование креативного мышления, развитие самостоятельности и инициативности.

Важно подобрать такой материал и преподнести его так, чтобы он имел не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывал у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»

Список литературы:

    Голуб, Г. Б., Чуракова, О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся [текст]/Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова.- Самара,2003.- 91 с.

    Доманский, Е.В. Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции [электронный ресурс]/Е. В. Доманский // Интернет–журнал «Эйдос». - 2003. - 24 апреля.

    Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО [электронный ресурс]/А. В. Хуторской // Интернет–журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля.

    Краевский, В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования [электронный ресурс]/ В. В. Краевский / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.).

    Лобок, А. Главная сложность «компетентностного подхода» [электронный ресурс]/А. Лобок // Первое сентября. - 2005. - №18. -

    Перелыгина, Е.А., Фишман, И. С. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы.[текст]/Е. А. Перелыгина, И. С. Фишман.- Самара,2007.-128 с.

    Фрумин, И. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования [текст]/И. Фрумин/ Учительская газета. - 2002. - №36. - http://www.ug.ru/02.36/t24.htm

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Реализация компетентностного подхода в организации внеучебной деятельности учителем начальных классов

Формирование личности младшего школьника в условиях внедрения компетентностного подхода является актуальной проблемой образовательной практики. Это связано с тем, что, во-первых, необходимо определить набор компетентностей, возможных в этом возрасте, во-вторых, выявить механизмы внедрения компетентностного подхода в деятельность учащихся и педагогов.

Внедрение компетентностного подхода, начиная с начальной ступени образования затруднено тем, что большинство школьных программ, используемых в современной начальной школе, создавались до появления компетентностного подхода.

Применительно к системе начального образования ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться:

искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию;

думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

приниматься за дело: включаться в работу; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовывать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Компетентность не может быть определена через определённую сумму знаний и умений, т.к. значительная роль в её проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным означает мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Именно компетентность позволяет индивиду ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях, что означает успешность социализации. Социализация – это процесс взаимодействия человека и социальной среды. Человек не просто усваивает социальный опыт, а преобразует его в свои ценности, установки, ориентации. Результат социализации – социализированность, т. е. сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом.

Организация внеучебной деятельности среди учащихся начальной школы

Наиболее тесная интеграция обучения и воспитания возможна именно в условиях компетентностного подхода.

Реализация внеучебной деятельности предполагает формирование в каждом ученике нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала, их развитие и становление.

Нравственный /ценностный/ потенциал предполагает восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как " семья", " школа", "родина", "учитель", " природа", " дружба со сверстниками", " уважение к старшим". Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и других общественных местах. Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно-полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выполнения поручений и заданий в процессе организации классной и школьной жизни.

Познавательный потенциал - наблюдательность, активность, прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе.

Коммуникативный потенциал - овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированность первичных навыков саморегуляции.

Эстетический потенциал - эстетическая восприимчивость явлений и предметов окружающей природной и социальной среды, наличие личностного, эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.

Физический потенциал - соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким, закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой спортом.

Средствами внеучебной (воспитательной) деятельности преимущественно формируются: ценности деятельности, общения, самообразования; привычка быть мобилизованным; личностные умения - рефлексивные, оценочные; личностные качества - самостоятельность, ответственность; опыт общения и взаимодействия с людьми, в том числе в коллективе.

В качестве главной цели педагогической организации внеурочной жизнедеятельности класса следует рассматривать формирование ключевых компетенций учащихся. Соответственно, эта цель становится главной целью деятельности классного руководителя и включает как минимум три задачи:

Собственная деятельность классного руководителя по организации жизни и развития классного коллектива и отдельных учащихся;

Координация и отслеживание результативности деятельности учителей-предметников, работающих с классом, по формированию ключевых компетенций урочными и внеурочными средствами учебной деятельности по предмету;

Организация совместных форм работы классного руководителя с учителями-предметниками.

Установка классного руководителя на формирование ключевых компетенций требует истинно демократического подхода к организации жизни класса. Классный руководитель не вправе навязывать цели развития классного коллектива и совместной жизнедеятельности, формы организации и методы достижения поставленной цели. Его задача - выбрать вместе с учащимися те цели, которые действительно близки по крайней мере большинству учеников, и те пути их достижения, которые, согласно общим ощущениям, будут наиболее плодотворными.

Необходимым условием жизни класса в условиях компетентностного подхода является открытое выражение учениками:

Своих переживаний, радостей, разделение чужих чувств для более глубокого понимания человеческих взаимоотношений;

Своего понимания возникающих в жизни класса проблем и путей для их разрешения;

Своих оценок учебной и внеучебной деятельности класса в целом и личного вклада отдельных учащихся в эту деятельность.

Организационно-деятельностный компонент воспитательного процесса включает и такие элементы, как:

Технологии воспитания: коллективная творческая деятельность, игровая, творческая мастерская, моделирование воспитательной деятельности класса.

Формы организации воспитательного процесса: праздник, коллективное творческое дело, викторина, конкурс, выставка, экскурсия, устный журнал, беседа и др.

Ученическое самоуправление, осуществляемое в рамках классного коллектива.

Оценка сформированности компетентности учащихся

Содержание общего образования формируется из сочетания многих предметных областей, сфер деятельности, отношений, которые осваивает ребёнок. Комплекс систематических знаний и представлений, умений и навыков, традиций и ценностных ориентаций может быть назван системой культурной компетентности личности. Общекультурная компетентность характеризует человека как носителя ценностей общечеловеческой и национальной культуры, нравственных норм и принципов, обусловленных ими взглядов, действий и поступков, культуросообразного и природосообразного поведения и деятельности, владеющего устной и письменной речью, способами коммуникации с другими людьми. Она предполагает определённую степень автономии человека, которая необходима для формирования личности, способной принимать решения, противостоять внешнему давлению.

Информационно-познавательный;

Ценностно-ориентационный;

Регулятивно-поведенческий. (Приложение 1).

В построенном таким образом понятии «компетентность» ассимилируются личные и потенциальные познавательно-практические качества, которые должны быть сформированы в процессе обучения и воспитания. Компетентность не привязана жёстко к определённому образовательному содержанию, знаниям или иным способностям.

Для определения компетентности школьника предлагается перечень показателей в соответствии с выделенными аспектами по трём уровням:

Примитивно-поведенческий;

Эмоционально-поведенческий;

Мотивировано-поведенческий. (Приложение 1).

Структура общекультурной компетенции отражает основные сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром в процессе социализации.

Сфера экологической компетентности – отношения между человеческой цивилизацией и природой на различных уровнях. Для младшего школьника характерен следующий объём компетенций: знает правила поведения в лесу, на водоёмах, в местных природных зонах в разное время года; различает живую и неживую природу; знает правила личной гигиены; умеет разводить костёр, собирать грибы и ягоды; наблюдает за явлениями природы, описывает их; принимает участие в озеленении класса, школы, двора; ходит в походы, посещает дендропарки и бережно относится к природе рядом; знает правила поведения при пожаре и других стихийных бедствиях.

Сфера социальной компетентности – отношения в обществе. Для младшего школьника характерно: знает содержание понятия Родина; знает свои права и обязанности; знаком с профессиями шофёра, продавца, врача, воспитателя, почтальона, швеи, строителя, машиниста; имеет первоначальное представление о собственности; самостоятельно делает покупки; знает законные способы зарабатывания денег; знает безопасный маршрут в школу, в магазин; знает подробный адрес, основные социальные объекты; имеет представление о личностном пространстве человека; умеет соблюдать очередность и правила игры; осуществляет взаимодействие с другими людьми в соответствии с установленными нормами и правилами; умеет принимать на себя частичную ответственность за происходящее; осознаёт, что он может что-то делать без обязательной поддержки взрослых и их одобрения; осуществляет индивидуальный выбор поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и в школе.

Сфера когнитивной компетентности – объединяет интеллектуальную, информационную культуру и культуру самоорганизации. Для младшего школьника характерен следующий объём компетенций: учится работать вместе с товарищем; учится правильно читать (соблюдать ударения, паузы, интонацию конца предложения, выделять важные по смыслу слова и т.д.); осваивает основные виды письменных работ (запись под диктовку, изложение текста, отзывы и т.д.); планирует учебные занятия в режиме дня; учится контролировать свои действия и действия товарищей; учится правильно работать с учебником; слушает чтение различных текстов, объяснения учителя; выделяет главные факты и мысли в тексте, составляет простой план, пересказывает содержание текста; учится правильно работать с литературой; сформированы навыки самообслуживания; учится правильно излагать мысли, работать в группе.

Сфера гуманитарной компетенции – ориентация человека в идеях, смыслах, текстах культуры. Для младшего школьника характерен следующий объём компетенций: понимает образный язык сказок, рассказов, стихотворений; проявляет интерес к художественной литературе; знает произведения русских писателей, поэтов; выделяет главную идею произведения; высказывает оценочные суждения, сравнивает и оценивает поступки героев; читает стихи известных поэтов; начинает овладевать иностранным языком; проявляет ценностное отношение к предметам и явлениям окружающей жизни.

Сфера эстетической компетентности – ориентация человека в мире искусства, в мире изобразительных искусств; воспитание эстетического вкуса. Для младшего школьника характерно: различает виды ИЗО; свободно владеет карандашом и кистью при разных приёмах рисования; лепит скульптуры; знаком с народными инструментами;знает и исполняет русские народные песни, пословицы, поговорки; сформирован навык слушания музыки; узнаёт известные музыкальные произведения русских композиторов; имеет представление о картинах известных художников; участвует в художественной самодеятельности; иллюстрирует.

Сфера коммуникативной компетентности – повседневные отношения между людьми, отношения в семье, между полами, друзьями, партнёрами, соседями; поведение в разного рода ситуациях. Для младшего школьника характерен следующий объём компетенций: умеет принимать других как данность; умеет работать самостоятельно в большом детском коллективе не требуя к себе внимания учителя; умеет сосредоточенно слушать, не переспрашивать просто так, чтобы привлечь к себе внимание; быстро и точно исполнять требования учителя; умеет самостоятельно проверить себя и не отвлекается; умеет вставать на точку зрения другого, оценивает и контролирует действия другого; проявляет терпимость по отношению к другим; реализует взаимодействие с учителем и другими учениками в соответствии с установленными правилами; знает правила поведения в столовой, в актовом зале; на концерте, в общественных местах; бережно относится к книгам, одежде, имуществу; расширяет знания о формах обращения к старшим, сверстникам, незнакомым людям; знает общие сведения о различных этикетных ситуациях (поздравления, пожелания, просьбы, умеет сопереживать, спорить); осваивает товарищеские нормы отношений (проявляет заботу, оказывает взаимопомощь, сочувствие); проявляет манеры поведения; обладает привычкой быть приветливым, доброжелательным; не приемлет грубую речь; обладает навыками общения с младшими, сверстниками, старшими детьми, взрослыми.

Сфера рекреативной компетентности – сфера отдыха, здоровья, спорта, питания. Объём компетентности младшего школьника включает в себя: общее понятие о здоровье и факторах на него влияющих; имеет представление о строении и работе органов и систем организма человека; ежедневно ухаживает за телом; соблюдает утренний и вечерний туалет, ухаживает за волосами, руками, лицом в течение дня; занимается закаливанием организма, физической культурой, спортом; соблюдает режим дня, учёбы, отдыха; соблюдает правила самоконтроля за правильной осанкой, походкой, позой; проявляет аккуратность в одежде и обуви, ухаживает за ними; распознаёт признаки утомления, умеет правильно вести себя во время болезни, имеет навык аккуратного обращения с лекарствами; способен адекватно оценивать эмоции окружающих, проявляет свои эмоции и управляет ими.

Сфера хозяйственной компетентности – повседневные бытовые ситуации и проблемы. Для младшего школьника характерен следующий объём компетентностей: умеет играть в подвижные, интеллектуальные игры; знает и умеет пользоваться утюгом, стиральной машиной, тёркой, мясорубкой, электроплитой, холодильником; использует столовые приборы по назначению, знает правила сервировки стола; умеет готовить простые блюда; знает правила подготовки и уборки мест для учебной, трудовой, досуговой деятельности и отдыха; выращивает комнатные растения; участвует в сельскохозяйственных работах; ухаживает за домашними животными; делает своими руками аппликации из разных материалов; работает простыми инструментами.

При изучении общекультурной компетентности школьников используется несколько диагностических методов: наблюдение, тестирование, анкетирование. Использование каждого из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или иного метода диагностики.

Литература

    Алексютина, Н. Зачем ребенку октановое число? Вопросы компетентностного обучения обсуждались в Петербурге [электронный ресурс]/Н. Алексютина // Учительская газета. - 2002. - №51.

    Виноградова, Н.Ф. Модернизация начального образования и проблемы целеполагания [электронный ресурс]/Н. Ф. Виноградова/Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.).

    Голуб, Г. Б., Чуракова, О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся [текст]/Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова.- Самара,2003.- 91 с.

    Доманский, Е.В. Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции [электронный ресурс]/Е. В. Доманский // Интернет–журнал «Эйдос». - 2003. - 24 апреля.

    Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО [электронный ресурс]/А. В. Хуторской // Интернет–журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля.

    Краевский, В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования [электронный ресурс]/ В. В. Краевский / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.).

    Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. [текст]/И. Ю. Кулагина.- Учебное пособие. 3-е изд.- М.: Изд-во УРАО, 1997.-176с.

    Лебедева,Г.А. Общекультурная компетентность как показатель социализированности школьника. [текст]/Г. А. Лебедева.- Соликамск, 2006.

    Лобок, А. Главная сложность «компетентностного подхода» [электронный ресурс]/А. Лобок // Первое сентября. - 2005. - №18. -

    Маскин, В.В., Петренко, А. А., Меркулова, Т. К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу. [текст]/В. В. Маскин, А.А. Петренко, Т. К. Меркулова/ Практическое пособие.- М.: АРКТИ,2006.-64 с.

    Мухина, В.С. Детская психология. [текст]/В. С. Мухина. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.- 352с.

    Пиявский, С.А. Научно-ориентированное обучение [электронный ресурс]/С. А. Пиявский / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.). -

    Перелыгина, Е.А., Фишман, И. С. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы.[текст]/Е. А. Перелыгина, И. С. Фишман.- Самара,2007.-128 с.

    Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [текст]/Дж. Равен / Пер. с англ. - М.: «Когито–Центр», 2002.

    Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756–р (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).

    Тихоненко, А.В. К вопросу о формировании ключевых математических компетенций младших школьников [текст]/А. В. Тихоненко /Начальная школа. - 2006. - №4. - С. 78–84.

    Фрумин, И. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования [текст]/И. Фрумин/ Учительская газета. - 2002. - №36. - http://www.ug.ru/02.36/t24.htm

    Харламова, Т. Компетентное обсуждение [электронный ресурс]/Т. Харламова / Школьный психолог. - 2002. - №20. - http://psy.1september.ru/2002/20/2.htm

    Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [электронный ресурс]/А. В. Хуторской/ Интернет–журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля.

    Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно–ориентированной парадигмы [текст]/А. В. Хуторской / Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58–64.

    Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [электронный ресурс]/ А. В. Хуторской / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Характеристика уровней компетентности

Информационно-познавательный аспект

Ценностно-ориентационный аспект

Регулятивно-поведенческий аспект

Примитивно- поведенческий

Знание норм, правил поведения, простейших способов выполнения действий в стандартных ситуациях.

Понимание необходимости в соблюдении нравственных и правовых норм; способность воспринимать явления, поступающие из окружающего мира; ситуативная восприимчивость к потребностям других людей и общественной жизни; отклик на требование взрослых.

Выполнение норм и правил поведения по требованию взрослых или сверстников; сделать «как все» или по принуждению; выбор и выполнений способа деятельности с помощью окружающих.

Эмоционально-поведенческий

Знание норм, правил поведения и способов деятельности в решении учебных задач; восприятие, интерес, эмоциональная готовность к усвоению новой информации.

Осознание необходимости правомерного поведения; выражение предпочтений и отстаивание ценностных ориентаций; эмоционально-ситуативный характер реагирования на поступки и действия других людей; проявление устойчивых интересов в отдельных видах деятельности.

Эмоциональная регуляция деятельности и поведения в зависимости от настроения, от отношения к окружающим людям, от ситуации.

Мотивировано-поведенческий

Систематизированные знания об общих принципах, нормах, правилах, регулирующих социальное взаимодействие.

Осознание ценностей и смысла собственных поступков и действий; потребность в правомерном поведении; сформированность личностных, гуманистических установок и ценностных ориентаций; понимание своих способностей и ограничений.

Волевая регуляция поведения и деятельности; принятие самостоятельных решений и прогнозирование их последствий; ответственность за свои действия и поступки в различных ситуациях.

(эссе учителя физической культуры МОУ СОШ № 40)

Происходящие в конце ХХ и начале XXI вв. существенные изменения характера образования (его направленности, целей, содержания) все более явно, согласно ст. 2 Закона РФ «Об образовании», ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, что подчеркнуто в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Компетентностный подход предполагает, что критерием оценки качества образование должны стать не усвоение учениками определенных знаний, умений и навыков, а формирование и развитие ключевых личностных компетенций, к числу важнейших из которых относят социальную компетенцию и компетенцию здоровьесбережения. В XXI веке будут востребованы такие качества человека, как индивидуальность, творческая активность и способность ориентироваться на будущее: умение прогнозировать, фантазировать, гибко переходить на новые виды деятельности , принимать решения и активно действовать даже в ситуациях неопределенности.

Как учитель физической культуры, я считаю своей важнейшей задачей создание оптимальных условий для гармоничного развития индивидуальности каждого моего ученика. Очень актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья школьников, поскольку именно здоровье обеспечивает возможность успешной биологической, психологической и социальной адаптации человека к условиям окружающей среды.

Цель моей педагогической деятельности – обеспечить сохранение и развитие здоровья детей в период школьного обучения. При этом «здоровье» я понимаю не только как отсутствие болезней, но как полная гармония человека со своим природным и социальным окружением (определение Всемирной организации здравоохранения). Школа сегодня должна заниматься не только обучением детей, но и заботится о воспитании физически, психологически и нравственно здоровой личности и большая роль в этом отводиться именно физической культуре.


Физическая культура – это не только комплекс определенных двигательных умений и навыков, но и высокий личностный, нравственный уровень человека.

Учитель может способствовать личностному росту ребенка в том случае, если будет укреплять его веру в себя, формировать способность опираться на себя, раскрывать свой потенциал, для этого необходимо, прежде всего, принять ребенка таким, какой он есть сейчас, поверить в него. Относясь к ребенку как к личности, учитель помогает ему таким же образом относиться к себе, а затем и к другим людям. Таким образом, путь к открытию мира для ребенка лежит через обретение себя.

Для успешного осуществления своей педагогической деятельности, учитель должен положительно относиться к себе, ориентироваться на внутренние, а не на внешние цели развития (признание, материальный успех) и строить учебный процесс как диалог с учениками, ориентированный на личностный рост. Очень важно, чтобы учитель отказался от авторитарной позиции, от претензии на безошибочность. Он должен стремиться создавать такую обучающую среду, в которой ребенок не теряет своего личного опыта и связей с жизнью, доверия к себе и к учителю. Гуманистическое обучение предполагает открытость будущему, способность к прогнозированию и переоценке ценностей.

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллективов , в которых принимают участие как школьники, так и гости праздника. Сценарий праздника ежегодно обновляется с учетом главных событий школьной жизни.

Я стараюсь стимулировать собственную активность учеников, их стремление к физическому и нравственному совершенствованию, при этом существенную роль играет самостоятельная работа школьников над собой, направляемая учителем.

Мои ученики не только выполняют в свободное время определенные комплексы упражнений, закрепляют и совершенствуют полученные на уроках навыки, но и размышляют о значении физической культуры в жизни общества и в своей собственной жизни, читают, пишут рефераты и сочинения. «Стремиться к совершенству и идти вперед по силам каждому, для кого спорт не пустой звук», эти слова из сочинения выпускницы 2003 года Лены Масловой ярко иллюстрируют отношение моих учеников к физической культуре.

В нашей школе ежегодно проводится научная конференция учеников «Я и мир вокруг меня». В учебном году в этой конференции принял участие мой ученик Павел Ким (11 А класс), который по собственной инициативе разработал сайт, посвященный гиревому спорту и своим спортивным достижениям. Серьезные занятия спортом не помешали Павлу закончить школу с серебренной медалью. В этом году я также планирую подготовить участника школьной конференции.

В 2009 году мною была задумана и реализована новая форма проведения традиционного осеннего спортивного праздника «День здоровья». Особенность этого праздника в том, что в нем одновременно должны принять участие одиннадцать восьмых и девятых классов. Чтобы провести столь масштабное мероприятие, я обратилась за помощью к ученикам девятых классов. Девятиклассники заранее составили маршрутные листы, придумали конкурсы, и во время праздника каждый девятый класс организовал прием последовательно всех восьмых классов на одной станции. На каждой станции проводились конкурсы спортивного, развлекательного или познавательного характера. Девятиклассники стали не только организаторами, но и судьями. Кроме того, ученики девятых классов проводили фото - и видеосъемки, что позволило им позднее создать красочный коллаж, посвященный празднику. Все участники праздника получили большое удовольствие.

На мой взгляд, учитель не может ограничивать себя ролью передатчика знаний, умений и навыков, а должен стремиться стать образцом для подражания, нравственным идеалом для своих учеников. Для этого педагогу необходимо постоянно заниматься самосовершенствованием, самому развиваться в физическом, интеллектуальном и нравственном отношениях и тогда он сможет увлечь за собой учеников. Иными словами, ключ к личностному росту ребенка – в личностном росте учителя.

Реализация компетентностного подхода во внеурочной деятельности - интересная и актуальная работа, которая должна быть направлена на развитие личности, через раскрытие творческого потенциала, через формирование креативного мышления, развитие самостоятельности и инициативности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компетентностный подход во внеурочной деятельности

В современном динамично развивающемся мире актуален процесс изменения образа жизни, образа мысли, личностных установок. При этом человек вынужден не просто приспосабливаться к условиям современного общества, он должен постоянно самоутверждаться, творить самого себя. Меняется и задача современной школы: формировать всесторонне развитую личность, которая способна решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта.

Все эти идеи в педагогической науке легли в основу принципиально нового подхода – компетентностного, который развивает определённые способности. Основой формирования компетенций является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт).

Во внеурочной работе я активно внедряю один из методов формирования коммуникативной компетенции метод проектного обучения, потому что эта педагогическая технология ориентирована на применение имеющихся и приобретение новых знаний, и реализация, которой даёт возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. В идее проектной методики меня привлекает то, что учащиеся сами участвуют в первоначальном выборе предмета деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов, в расписании работы над проектом и в представлении «конечного продукта». На разных этапах работы над проектом развиваются разные компетентности: способность к целеполаганию, умение обрабатывать, анализировать информацию, формируются умения публичного выступления, развиваются умения работать в команде и отвечать за результаты своего труда.

Проектная работа предоставляет учащимся возможность использования известных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях и предполагает расширение активности учащихся. Она развивает способность определять ресурсы, использовать рациональные способы учебной и другой деятельности, а также даёт возможность использования исследовательских методов в обучении.

Организация проектной деятельности во внеурочной работе очень эффективна, так как во второй половине дня у ребят больше времени для разработки проекта, здесь естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной.

Важнейшая задача современной школы - научить человека жить в информационном мире. Внедрение информационно-коммуникативных технологий на элективном курсе во внеурочное время необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной деятельности, повышения интереса учащихся к приобретению новых знаний, внесения элемента новизны, у учащихся развиваются коммуникативные и информационные компетентности. Мне импонирует то, что компьютерные технологии облегчают задачу вовлечения учащихся в активную деятельность, помогают развивать интерес к предмету. Легко реализуется принцип наглядности в обучении, увеличивается доступность объяснения, так как у учащихся работает образное воображение. Это достигается за счёт увеличения доли информации, представляемой в визуальной и звуковой форме, скорости доставления информации.

Наилучшим воспитателем выступает любая значимая и привлекательная для детей деятельность. В младшем и среднем школьном возрасте дети очень любят мастерить, создавать что-то новое. На занятиях кружка «Сотвори своими руками» ребята выполняют удивительные вещи из доступных материалов. Особенно здесь раскрываются творческие способности учеников, которым тяжело даётся учеба. На занятиях кружка такие дети показывают себя с другой стороны, чувствуют свои силы, видят свой результат, и эти успехи мы всем коллективом поддерживаем, организуя выставки рисунков и творческих работ. На занятиях формируются такие компетентности как самостоятельность, инициатива, аккуратность, трудолюбие, целеустремлённость.

В современных условиях развития российского общества не приемлемы решения вчерашнего дня. Сегодня нужны ясные, земные цели, совпадающие с реальными устремлениями развивающегося человека. Реализация компетентностного подхода во внеурочное время - интересная и актуальная работа, которая должна быть направлена на развитие личности, через раскрытие творческого потенциала, через формирование креативного мышления, развитие самостоятельности и инициативности.

Важно подобрать такой материал и преподнести его так, чтобы он имел не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывал у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить...

Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...

Компетентностный подход в содержании образования. Формирование и развитие универсальных учебных действий.

Анализ особенностей содержания преподаваемого предмета (физика) и возможностей учеников, уровня их развития, позволил вы...

Реализация компетентностного подхода во внеурочной деятельности. Учитель английского языка Реализация компетентностного подхода во внеурочной деятельности. Учитель английского языка Соколова О.В год Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт. Санчурск Кировской области




Ценности, принципы, цели Это могут быть следующие суждения: свобода учащегося быть самим собой; каждый человек обладает своим "совершенством"; помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными; индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям; человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя; чтобы быть успешным в современном обществе выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций; приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.


Ценности, принципы и цели Свобода учащегося быть самим собой Помочь каждому учащемуся его индивидуальные способности сделать плодотворными Индивидуальное развитие каждого ученика, соответствует его способностям, интересам, возможностям Чтобы быть успешным в современном обществе выпускник должен владеть соответствующим ключевых компетенций


Ключевые компетенции -учиться вместе со своими учениками; -планировать и организовывать самостоятельную деятельность учеников (помогать определять цели и образовательные результаты); -мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать требуемые компетенции; строить учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая учеников в разные виды работы, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы владеть проектным мышлением (уметь организовать и руководить групповой проектной деятельностью); владеть исследовательским мышлением (уметь организовать исследовательскую работу и руководить ею); использовать систему оценивания, позволяющую ученикам адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их; осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий; владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.






Формы, методы, приёмы используемые на занятиях кружка: Формы обучения Типы занятий Методы обучения Приёмы обучения Учебные занятия игры путешествия конкурсы Изучение нового материала. Обобщающего повторения. Систематизация знаний и умений. Комбинированное Объяснительно- иллюстративный Репродуктивный Частично- поисковый Словесные: рассказ, Беседа Наглядные: таблицы, схемы,рисунки Практические самостоятельная работа




Компетентностный подход предполагает, что: Учитель должен: владеть теми компетенциями, которым он обучает; учиться вместе со своими учениками; мотивировать учащихся через использование различных видов деятельности; строить учебный процесс, используя различные формы организации познавательной деятельности с учётом их склонностей и индивидуальных особенностей; Осуществлять рефлексию своей деятельности и уметь организовать её у учащихся в процессе учебной и внеурочной деятельности.


Цели и задачи работы кружка «PLAY AND LEARN ENGLISH» «Играя, учись!» Цели: Сформировать умения общаться на английском языке с учётом речевых возможностей и интересов младших школьников; Создать наиболее благоприятные условия для развития иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников. Задачи: Совершенствование коммуникативных умений младших школьников. Развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению английским языком.


«PLAY AND LEARN ENGLISH» Электронный вариант учебного плана работы кружка «PLAY AND LEARN ENGLISH» /п Наименование тем Количество часов 1.Часы. Времена года Мой дом 8 3.Россия-родина моя Моя семья 10 5.Одежда 9 6. Животные 5 7.Еда 10 8.Посуда 5 9. Итоговое занятие 1 всего 68 часов


Основные педагогические принципы, реализуемые в ходе кружковой деятельности: Принцип систематичности и последовательности обучения (темы расположены последовательно, изучение каждого нового раздела опирается на знания, приобретенные в предыдущих разделах); Принцип доступности (соответствие содержания обучения индивидуальным возрастным способностям ребенка); Принцип творческой активности (создание творческого мышления детей); Принцип природосообразности (предполагает формирование общей культуры личности ученика, развитие активности и самостоятельности); Принцип взаимодействия научности и гуманизма (предполагает всесторонние взаимодействия педагога и ученика).






Для усвоения учебного материала детьми использовать такие формы работы, как заучивание стихов, рифмовок, песенок, ситуативных диалогов и небольших инсценировок. Общие правила проведения занятий Чередовать виды занятий. постепенно увеличивать нагрузку по формированию лексических навыков.




Ожидаемые результаты работы кружка «Играя, учись!» Сформируются первичные умения младших школьников в общении на английском языке. Полученные знания будут способствовать развитию иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников. Расширится словарный запас младших школьников. Продолжат развитие общие и специальные учебные умения, позволяющие совершенствовать учебную деятельность по овладению английским языком в классах второй ступени.


Реализации компетентностного подхода во внеурочной деятельности Методическая литература о проблеме рреализации компетентностного подхода во внеурочной деятельности «Компетентностный подход в современном образовании» Д.А.Иванов.ЗАО «МЦФЭР», 2009 г. «Модель профессиональной компетентности учителя в соответствии со Стандартом образования». Журнал «Завуч» г. «Английский язык для самых маленьких».Г.П.Шалаева. Москва. Эксмо г «Играя, учись!» Ш.М.Амамджян. Москва. Просвещение.1978 г


© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин