Информатика в играх и задачах, Горячев А.В., 4 класс
Истинность высказываний со словами «Не», «И», «Или»
Учитель информатики
МБОУ СОШ № 1 им. М.П.Кочнева: Фадеева Н.С.
Проверка домашнего задания
Растений
Лесных растений
Цветов
Лесных цветов
Трёхзначных чисел
Гласных звуков
Хищных зверей
- Что такое высказывание?
- Каким может быть высказывание?
- слово «НЕ» , то его элементы находятся за пределами фигуры.
- Если в названии множества есть слово «И» , то его элементы находятся на пересечении фигур .
- Если в названии множества есть слово «ИЛИ» , то это означает, что его элементы находятся в нескольких фигурах .
Дрова, костёр, огонь, уголь.
Дрова, костёр, соль.
В слове 4 буквы И 4 звука
Соль, вода, огонь, уголь.
Дрова, костёр.
В слове 4 буквы И НЕ 4 звука
- Высказывание со слово «НЕ» истинно тогда, когда такое же высказывание без слова «не» ложно , и наоборот.
- Высказывание со словом «И» состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинные обе «половинки».
- Высказывание со словом «ИЛИ» тоже состоит из двух высказываний, но оно истинно тогда, когда истинна хотя бы одна «половина».
Цели урока: Закреплять: Закреплять: Представление о пересечении множеств, умение определять принадлежность элементов множеству; Представление о пересечении множеств, умение определять принадлежность элементов множеству; Представление о высказываниях и умении определять истинность высказываний со словами «не, и, или» Представление о высказываниях и умении определять истинность высказываний со словами «не, и, или»
План урока Повторение по т. «Множество» Повторение по т. «Множество» Работа в тетради стр. 5 7 Работа в тетради стр. 5 7 Новая тема. Новая тема. Работа в тетради стр. 6 8 Работа в тетради стр. 6 8 Самооценка Самооценка Итог урока Итог урока Домашнее задание Домашнее задание
Проверь себя: Множество – это группа одинаковых объектов; Множество – это группа одинаковых объектов; Подмножество – это множество которое входит в другое множество; Подмножество – это множество которое входит в другое множество; Непересекающиеся множества –это две группы разных множеств; Непересекающиеся множества –это две группы разных множеств; Пересекающиеся множества – это множества элементы которых входят и в одно и в другое множество Пересекающиеся множества – это множества элементы которых входят и в одно и в другое множество
Высказывания: «НЕ» - элементы находятся за пределами множества «НЕ» - элементы находятся за пределами множества «И» - элементы находятся на пересечении множеств «И» - элементы находятся на пересечении множеств «ИЛИ» - элементы находятся в нескольких множествах «ИЛИ» - элементы находятся в нескольких множествах
Работа в тетради Страница 6 8 Страница часть коллективно 1 часть коллективно 2 часть (таблица высказываний) самостоятельно! 2 часть (таблица высказываний) самостоятельно!
Цели урока:
· закрепить понятие “высказывание”;
· развивать способность определять значение истинности сложного высказывания, проектировать схему сложного высказывания на кругах Эйлера;
· развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения;
· установить межпредметные связи с предметами: математика, русский язык, природопользование;
· развивать информационную культуру;
· воспитывать трудолюбие, внимание, усидчивость;
· воспитание основ информационной культуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Истинность высказываний со словами «И, «ИЛИ», «НЕ».
Предмет преподавания: Информатика
Электронный адрес: [email protected]
Истинность высказываний со словами "не", "и", "или"
Цели урока:
- закрепить понятие “высказывание”;
- развивать способность определять значение истинности сложного высказывания, проектировать схему сложного высказывания на кругах Эйлера;
- развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения;
- установить межпредметные связи с предметами: математика, русский язык, природопользование;
- развивать информационную культуру;
- воспитывать трудолюбие, внимание, усидчивость;
- воспитание основ информационной культуры.
Тип урока: совершенствование ЗУН.
Средства урока: карточки с цифрами и словами, схемы, круги Эйлера, компьютер, мультимедийный экран, рабочая тетрадь (авторы Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Часть 2. Издательство “Баласс”)
Этапы урока:
- Организационный момент (2 мин).
- Актуализация опорных знаний учащихся (15 мин).
- Физкультминутка (3 мин).
- Самостоятельная работа учащихся (10 мин)
- Рефлексия (4 мин).
- Домашнее задание и его инструктаж (1 мин).
Методы и приемы работы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый (эвристический);
- самостоятельная работа.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
1. Организационный момент
Класс разделен на две группы.
Учитель: Что изучали на прошлом уроке?
Ученики: Мы вспомнили, что такое множество, какие множества бывают, и что над множествами можно совершать действия.
Учитель: Сегодня мы с вами продолжим работать на уроке с множествами.
2. Актуализация опорных знаний(множества, пересечение, объединение, логические связки И, ИЛИ, НЕ)
Кто больше?
Учитель: Задания будем выполнять по группам. Первая группа на листе бумаги должна записать как можно больше элементов множества “Животных”, а вторая – “Деревьев”, (Каждой группе выдается по чистому листу и несколько карандашей)
Проверяем правильность, меняемся работами, теперь мы с вами заполним данные множества (закрепили понятие множества и привели примеры).
Правильные числа
Учитель: На парте лежат карточки, вам нужно их заполнить, для вашего удобства данные множества приведены из раздела математики, будьте внимательны с арифметическими выражениями, необходимо разместить все числа по своим элементам множества.
Пример карточек
Учитель: Что необычного заметили?
Ученик: Некоторые числа попали, в оба множества и в квадрат и в прямоугольник. Это называется пересечение множеств .
Учитель: Молодцы, а что такое пересечение?
Ученик: В пересечение попадают те элементы, которые обладают всеми заданными признаками .
Учитель: Все ли числа нашли свое место?
Ученик: Нет, остались лишние числа.
Учитель: В какое множество можно объединить эти числа?
Ученик: Это двузначные числа, не делящиеся на 4 и 5.
Учитель: Молодцы. Назовите мне, пожалуйста, числа, делящиеся на 4 или 5
Ученик: 15,16, 20, 24, 25,28, 30, 40,60 мы видим объединение множеств
Учитель: Что же называется объединением?
Ученик: В объединение попадают те элементы, которые обладают хотя бы одним заданным признаком
Учитель: Все ли вам понятно? Открываем рабочую тетрадь на странице 6, делаем упражнение № 8. Здесь вам придется вспомнить раздел русского языка фонетика, это изучение букв и звуков речи.
Ученик: Все сделали .
Учитель: Проверяем. Сколько слов состоит в списке? Какой фигурой обозначено это множество?
Ученик: 6 слов, обозначены квадратом .
Учитель: Сколько слов состоит из четырех букв? Какой фигурой обозначено это множество?
Ученик: 2слова, обозначены кругом .
Учитель: Сколько слов из 4 звуков? Какой фигурой обозначено это множество?
Ученик: 3 слова, обозначены трапецией .
Распределение слов в схеме.
Учитель: Сколько слов не из 4 букв? Какие? О чем говорит слово НЕ?
Ученик: Все слова находятся за пределами круга .
Учитель: Заштрихуйте. Если в названии множества встретится слово НЕ, то его элементы находятся за пределами фигуры; если в названии множества есть слово И, то его элементы находятся на пересечении фигур; если в названии множества есть слово ИЛИ, то его элементы находятся в нескольких фигурах.
Учитель: А теперь скажите, какие бывают высказывания?
Ученик: Истинные, если в них говорится правда, и ложные, если в них говорится неправда.
Учитель: А теперь мы с вами закрепим все за работой на компьютерах. Для выполнения этого задания вам понадобится вспомнить все, что вы знаете о множествах живой природы.
Ученики выполняют работу за компьютерами, переставляя и заполняя множества, затем нажимают кнопку «Готово», как выйдет слово «Молодец», работа выполнена правильно. Первый пример показывается на экране .
Примеры заданий
Учитель: Молодцы, все справились.
Физкультминутка.
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встанем прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Будто дует ветер южный.
Ветер стих, вздохнули дружно,
Наш урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели,
На меня все посмотрели!
Самостоятельная работа учащихся
Учитель: Для удобства выполнения следующего задание мы с вами вспомним природоведение.. Нам с вами нужно закрасить часть каждой схемы так, чтобы высказывание было истинным, и придумаем свой пример высказывания. Задание выполняем на карточках, используя цветные карандаши.
Давайте подробно разберем первый пример:
Учитель: Высказывание со словом И состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе половинки, и хищный, и полосатый одновременно,например, тигр; второе высказывание со словом НЕ истинно тогда, когда такое же высказывание без слова НЕ ложно, не хищные и не полосатые, т.е. нам нужно закрасить не хищных и не полосатых, например, кошка; третье высказывание: хищные и не полосатые, т.е. нам нужно показать хищного зверя, но он должен быть не полосатым.
Учитель: Всем понятно, тогда приступаем.
Примеры карточек
Ученик: Мы сделали.
Учитель: Проверяю, делаю анализ ошибок, если имеются.
Сегодня мы с вами закрепили понятие множества, высказывания со словами «И», «ИЛИ», «НЕ», все это мы разобрали их на примерах математики, русского языка и природоведения.
6. Рефлексия
– Какие понятия на уроке вы сегодня осознали?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие трудности вы испытали на уроке?
– Над чем нам еще нужно поработать?
7. Домашнее задание № 9, стр. 7 (аналогично заданию № 8). Дополнительное задание на карточках по желанию.
Тема урока: Истинность высказываний со словами «не», «и», «или»
Цель:
формирование компьютерной грамотности
Задачи:
Дидактическая:
закрепить представление о пересечении множеств, умение определять принадлежность элементов множеству; закрепить представление о высказываниях; формировать умение определять истинность высказываний со словами «не», «и», «или»
Развивающая:
развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, творческие способности; развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, творческие способности; формировать навыки взаимоконтроля, самоконтроля, взаимооценки и самооценки;
Воспитательная:
воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки; совершенствовать навыки работы на компьютере.
Оборудование:
компьютеры, мультимедийный проектор
- программа «Мир информатики» - 3-4 год обучения
- у учащихся - тетрадь Горячев А.В. «Информатика в играх и задачах» - 4 класс (часть 2)
- алгоритм самостоятельной работы за компьютером
План урока:
Орг.момент
- Фронтальный опрос
- Объяснение нового материала
- Работа с программой Мир информатики
- Домашнее задание
- Рефлексия
Ход урока.
Учащиеся класса разделены на две подгруппы. Одна подгруппа сидит за партами, другая - за компьютерами.
- Орг.момент.
- О чём говорили на прошлом уроке?
- Что такое множество?
- Что мы знаем о множестве?
Вспомнить нам поможет стихотворная разминка.
работает весь класс
(Ответы учеников:
- о множествах
-это объединение предметов на основе общих свойств или признаков.)
2. Стихотворная разминка (проверка Д/з)
- Назовите элементы множества всех жителей избушки.
- Назовите в этом стихотворении 2 множества.
- Как называются такие множества?
6 человек читают наизусть стихотворение Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка»
Ответы:
- старушка, кошка, мышка, мушка, мальчишка
- множество ленивых и трудолюбивых жителей
- не пересекающиеся или параллельные
- Назовите два множества персонажей, которые можно обозначить такими кругами.
- Какое множество обозначает большой круг?
- А маленький?
- Почему?
- Назовите два множества жителей избушки, которые
можно обозначить такими кругами
- Дайте название множеству на пересечении крутое.
- Множествам слева и справа от области пересечения.
- Сделайте вывод на основе сказанного.
(Ответ учеников: - множество жителей избушки и множество людей
- множество жителей избушки
- множество людей
- в этом стихотворении множество людей является частью множества жителей избушки
- множество ленивых и летающих жителей
- летающих лентяев
- не летающих лентяев и не ленивых летунов
- Множества могут существовать параллельно, пересекаться и быть вложенными)
Проблемное задание:
- Определите элементы множества, для которых истинны высказывания:
- не летает
- ленивый и летает
- ленивый или летающий
- Кому трудно было ответить на этот вопрос? Это задание новое для нас.
- Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться, поставьте задачи на урок.
Да, сегодня тема урока: Истинность высказываний со словами «не», «и», «или» .
Ответы:
- кошка, мышка, мальчик
- мушка
- кошка, мушка, мышка, мушка, мальчишка, старушка
- определять истинность высказывании со словами «не», «и», «или»
- закреплять знания о множествах
Работа в группах
Далее работа продолжается по подгруппам. Одна подгруппа работает в тетрадях под
руководством учителя (изучение нового). Другая - самостоятельно за компьютером. Работа в обучающей программе Мир информатики 3-4 год обучения. В каждой подгруппе есть «консультант»- наиболее хорошо успевающий ученик. К нему обращаются за помощью дети, испытывающие затруднения во время самостоятельной работы за компьютером.
- Группа 1 работает самостоятельно по алгоритму с программой «Мир информатики» (4 год обучения). Посмотрите алгоритм вашей работы. Есть вопросы?
Консультант. Приступайте.
2 группа работает с учителем.
- Давайте вспомним, что мы знаем о высказываниях. Дополните предложения
- Молодцы, а сейчас давайте, выполним новое задание.
Ответы учеников: высказывание может быть истинным (правдивым) или ложным
- истинность (ложность) высказывания можно выразить с помощью слов «да» и «нет» (подчёркнутые слова дети должны вставить)
Задание 8 (рабочая тетрадь)
- Прочитайте задание.
- Какие знания из русскою языка нам понадобятся, чтобы правильно выполнить его?
- Что на рисунке обозначает круг?
- Какая фигура обозначает множество слов из 4 звуков?
- С чего начнём выполнение задания?
Какое множество находится здесь?
(Ответы: читают: впиши в фигуры слова из списка. Закрась части фигур в таблице. Заполни таблицу высказываний.
- знания о буквах и звуках
- множество слов из 4 букв
- трапеция
- с пересечения фигур
- «множество слов из 4 букв и 4 звуков».)
Закрасьте пересечение в таблице. Это 5 строка таблицы.
- Какое слово впишем в пересечение?
- В круге, за пределами трапеции?
Какое это множество?
- В трапеции, за пределами круга?
- В квадрате, за пределами круга и трапеции?
- Где находится «множество слов не из 4 букв»?
- Где же оставшееся «множество - слов из 4 букв или из 4 звуков»?
- Сделайте вывод
- Давайте заполним таблицу высказываний.
- Запишите высказывание, которое истинно для приведённых слов
Ответы учеников: часть задания выполняется коллективно, часть - самостоятельно используется взаимопроверка
- вода
- соль
- «слов из 4 букв»
- огонь и уголь
- дрова и костёр
- весь квадрат за пределами круга
- весь круг и вся трапеция
- если в названии множества есть слово «не», то его элементы находятся за пределами фигуры
- Сделаем выводы.
(Ответы учеников: - высказывание со словом «не», истинно тогда, когда такое же высказывание без слова «не» ложно, и наоборот
-высказывание со словом «и» состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе «половинки» -высказывание со словом «или» тоже состоит из двух высказываний, но оно истинно тогда, когда истинна хотя бы одна «половинка»).
- Что узнали нового? Расскажите 2 группе. несколько учеников делают выводы
4. Смена групп. Физкультминутка.
Все встают, 2 ученика проводят физкультминутки для глаз и на снятие напряжения с мышц плечевого пояса.
- Сделайте вывод
(Ответ учеников: - если в названии множества есть слово «не», то его элементы находятся за пределами фигуры
- если в названии множества есть слово «и», то его элементы находятся на пересечении фигур
- если в названии множества есть слово «или», то это означает, что его элементы находятся в нескольких фигурах).
- Давайте заполним таблицу высказываний
- Впишите во 2 столбик слова, для которых истинно высказывание, приведённое в 1 столбце.
- Запишите высказывание, которое истинно для приведённых слов.
- Работают самостоятельно, проверяют «в четвёрках», и оценивают себя и свою группу.
- Если осталось время,. можно предложить дополнить. множества своими элементами.
- Чтобы проверить, как вы усвоили новый материал, дополните предложения, поработите в парах
Обсуждают задание
- высказывание со словом «не», истинно тогда, когда такое же высказывание без слова «не» ложно, и наоборот
-высказывание со словом «и» состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе «половинки» высказывание со словом «или» тоже состоит из двух высказываний, но оно истинно тогда, когда истинна хотя бы одна «половинка» (подчёркнутый текст учащиеся должны вставить).
- Заканчиваем работу за компьютерами, выходим из программы.
Учащиеся заканчивают работу за компьютерами, весь класс работает с учителем.
- А теперь давайте снова вернёмся к героям стихотворения и определим истинность высказываний.
- не летает
- ленивый и летает
- ленивый или летает
- не ленивый и летает
- не ленивый и не летает
- ленивый или не летающий
Ответ учеников: кошка, мышка, мальчишка мушка
старушка, кошка, мышка, мальчишка
мушка
старушка
- Это пустое множество
кошка, мышка, мушка, мальчишка
6. Подведение итогов:
- Посмотрите, какие задачи мы ставили в начале урока. Выполнили мы их?
Чему учились на уроке? Сделайте вывод.
Ответ учеников:- закрепляли представление о пересечении множеств
- определяли принадлежность элементов множеству
- определяли истинность высказываний со словами «не», «и», «или»
7 .Домашнее задание
- Дома выполните задание № 7 в тетради. Посмотрите, есть вопросы?
8. Рефлексия.
- Чем особенно понравилось заниматься?
- Кто доволен своей работой?
- За что себя можете похвалить?
- Консультанты, оцените самостоятельную работу детей за компьютером.
- Я благодарна вам за хорошую работу на уроке и хочу подарить вам серию картинок «Птицы»