23.02.2021

Урок и презентация по информатике на тему "истинность высказываний со словами "не", "и", "или". Урок и презентация по информатике на тему "истинность высказываний со словами "не", "и", "или" Постановка учебной задачи


Информатика в играх и задачах, Горячев А.В., 4 класс

Истинность высказываний со словами «Не», «И», «Или»

Учитель информатики

МБОУ СОШ № 1 им. М.П.Кочнева: Фадеева Н.С.


Проверка домашнего задания

Растений

Лесных растений

Цветов

Лесных цветов


Трёхзначных чисел

Гласных звуков

Хищных зверей






  • Что такое высказывание?
  • Каким может быть высказывание?

  • слово «НЕ» , то его элементы находятся за пределами фигуры.
  • Если в названии множества есть слово «И» , то его элементы находятся на пересечении фигур .
  • Если в названии множества есть слово «ИЛИ» , то это означает, что его элементы находятся в нескольких фигурах .


Дрова, костёр, огонь, уголь.

Дрова, костёр, соль.

В слове 4 буквы И 4 звука

Соль, вода, огонь, уголь.

Дрова, костёр.

В слове 4 буквы И НЕ 4 звука


  • Высказывание со слово «НЕ» истинно тогда, когда такое же высказывание без слова «не» ложно , и наоборот.
  • Высказывание со словом «И» состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинные обе «половинки».
  • Высказывание со словом «ИЛИ» тоже состоит из двух высказываний, но оно истинно тогда, когда истинна хотя бы одна «половина».



Цели урока: Закреплять: Закреплять: Представление о пересечении множеств, умение определять принадлежность элементов множеству; Представление о пересечении множеств, умение определять принадлежность элементов множеству; Представление о высказываниях и умении определять истинность высказываний со словами «не, и, или» Представление о высказываниях и умении определять истинность высказываний со словами «не, и, или»


План урока Повторение по т. «Множество» Повторение по т. «Множество» Работа в тетради стр. 5 7 Работа в тетради стр. 5 7 Новая тема. Новая тема. Работа в тетради стр. 6 8 Работа в тетради стр. 6 8 Самооценка Самооценка Итог урока Итог урока Домашнее задание Домашнее задание








Проверь себя: Множество – это группа одинаковых объектов; Множество – это группа одинаковых объектов; Подмножество – это множество которое входит в другое множество; Подмножество – это множество которое входит в другое множество; Непересекающиеся множества –это две группы разных множеств; Непересекающиеся множества –это две группы разных множеств; Пересекающиеся множества – это множества элементы которых входят и в одно и в другое множество Пересекающиеся множества – это множества элементы которых входят и в одно и в другое множество








Высказывания: «НЕ» - элементы находятся за пределами множества «НЕ» - элементы находятся за пределами множества «И» - элементы находятся на пересечении множеств «И» - элементы находятся на пересечении множеств «ИЛИ» - элементы находятся в нескольких множествах «ИЛИ» - элементы находятся в нескольких множествах


Работа в тетради Страница 6 8 Страница часть коллективно 1 часть коллективно 2 часть (таблица высказываний) самостоятельно! 2 часть (таблица высказываний) самостоятельно!

Цели урока:

· закрепить понятие “высказывание”;

· развивать способность определять значение истинности сложного высказывания, проектировать схему сложного высказывания на кругах Эйлера;

· развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения;

· установить межпредметные связи с предметами: математика, русский язык, природопользование;

· развивать информационную культуру;

· воспитывать трудолюбие, внимание, усидчивость;

· воспитание основ информационной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Истинность высказываний со словами «И, «ИЛИ», «НЕ».

Предмет преподавания: Информатика

Электронный адрес: [email protected]

Истинность высказываний со словами "не", "и", "или"

Цели урока:

  1. закрепить понятие “высказывание”;
  2. развивать способность определять значение истинности сложного высказывания, проектировать схему сложного высказывания на кругах Эйлера;
  3. развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения;
  4. установить межпредметные связи с предметами: математика, русский язык, природопользование;
  5. развивать информационную культуру;
  6. воспитывать трудолюбие, внимание, усидчивость;
  7. воспитание основ информационной культуры.

Тип урока: совершенствование ЗУН.

Средства урока: карточки с цифрами и словами, схемы, круги Эйлера, компьютер, мультимедийный экран, рабочая тетрадь (авторы Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Часть 2. Издательство “Баласс”)

Этапы урока:

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Актуализация опорных знаний учащихся (15 мин).
  3. Физкультминутка (3 мин).
  4. Самостоятельная работа учащихся (10 мин)
  5. Рефлексия (4 мин).
  6. Домашнее задание и его инструктаж (1 мин).

Методы и приемы работы:

  1. объяснительно-иллюстративный;
  2. репродуктивный;
  3. частично-поисковый (эвристический);
  4. самостоятельная работа.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

1. Организационный момент

Класс разделен на две группы.

Учитель: Что изучали на прошлом уроке?

Ученики: Мы вспомнили, что такое множество, какие множества бывают, и что над множествами можно совершать действия.

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим работать на уроке с множествами.

2. Актуализация опорных знаний(множества, пересечение, объединение, логические связки И, ИЛИ, НЕ)

Кто больше?

Учитель: Задания будем выполнять по группам. Первая группа на листе бумаги должна записать как можно больше элементов множества “Животных”, а вторая – “Деревьев”, (Каждой группе выдается по чистому листу и несколько карандашей)

Проверяем правильность, меняемся работами, теперь мы с вами заполним данные множества (закрепили понятие множества и привели примеры).

Правильные числа

Учитель: На парте лежат карточки, вам нужно их заполнить, для вашего удобства данные множества приведены из раздела математики, будьте внимательны с арифметическими выражениями, необходимо разместить все числа по своим элементам множества.

Пример карточек

Учитель: Что необычного заметили?

Ученик: Некоторые числа попали, в оба множества и в квадрат и в прямоугольник. Это называется пересечение множеств .

Учитель: Молодцы, а что такое пересечение?

Ученик: В пересечение попадают те элементы, которые обладают всеми заданными признаками .

Учитель: Все ли числа нашли свое место?

Ученик: Нет, остались лишние числа.

Учитель: В какое множество можно объединить эти числа?

Ученик: Это двузначные числа, не делящиеся на 4 и 5.

Учитель: Молодцы. Назовите мне, пожалуйста, числа, делящиеся на 4 или 5

Ученик: 15,16, 20, 24, 25,28, 30, 40,60 мы видим объединение множеств

Учитель: Что же называется объединением?

Ученик: В объединение попадают те элементы, которые обладают хотя бы одним заданным признаком

Учитель: Все ли вам понятно? Открываем рабочую тетрадь на странице 6, делаем упражнение № 8. Здесь вам придется вспомнить раздел русского языка фонетика, это изучение букв и звуков речи.

Ученик: Все сделали .

Учитель: Проверяем. Сколько слов состоит в списке? Какой фигурой обозначено это множество?

Ученик: 6 слов, обозначены квадратом .

Учитель: Сколько слов состоит из четырех букв? Какой фигурой обозначено это множество?

Ученик: 2слова, обозначены кругом .

Учитель: Сколько слов из 4 звуков? Какой фигурой обозначено это множество?

Ученик: 3 слова, обозначены трапецией .

Распределение слов в схеме.

Учитель: Сколько слов не из 4 букв? Какие? О чем говорит слово НЕ?

Ученик: Все слова находятся за пределами круга .

Учитель: Заштрихуйте. Если в названии множества встретится слово НЕ, то его элементы находятся за пределами фигуры; если в названии множества есть слово И, то его элементы находятся на пересечении фигур; если в названии множества есть слово ИЛИ, то его элементы находятся в нескольких фигурах.

Учитель: А теперь скажите, какие бывают высказывания?

Ученик: Истинные, если в них говорится правда, и ложные, если в них говорится неправда.

Учитель: А теперь мы с вами закрепим все за работой на компьютерах. Для выполнения этого задания вам понадобится вспомнить все, что вы знаете о множествах живой природы.

Ученики выполняют работу за компьютерами, переставляя и заполняя множества, затем нажимают кнопку «Готово», как выйдет слово «Молодец», работа выполнена правильно. Первый пример показывается на экране .

Примеры заданий

Учитель: Молодцы, все справились.

Физкультминутка.

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Встанем прямо, ноги вместе,

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Будто дует ветер южный.

Ветер стих, вздохнули дружно,

Наш урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели,

На меня все посмотрели!

Самостоятельная работа учащихся

Учитель: Для удобства выполнения следующего задание мы с вами вспомним природоведение.. Нам с вами нужно закрасить часть каждой схемы так, чтобы высказывание было истинным, и придумаем свой пример высказывания. Задание выполняем на карточках, используя цветные карандаши.

Давайте подробно разберем первый пример:

Учитель: Высказывание со словом И состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе половинки, и хищный, и полосатый одновременно,например, тигр; второе высказывание со словом НЕ истинно тогда, когда такое же высказывание без слова НЕ ложно, не хищные и не полосатые, т.е. нам нужно закрасить не хищных и не полосатых, например, кошка; третье высказывание: хищные и не полосатые, т.е. нам нужно показать хищного зверя, но он должен быть не полосатым.

Учитель: Всем понятно, тогда приступаем.

Примеры карточек

Ученик: Мы сделали.

Учитель: Проверяю, делаю анализ ошибок, если имеются.

Сегодня мы с вами закрепили понятие множества, высказывания со словами «И», «ИЛИ», «НЕ», все это мы разобрали их на примерах математики, русского языка и природоведения.

6. Рефлексия

– Какие понятия на уроке вы сегодня осознали?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие трудности вы испытали на уроке?

– Над чем нам еще нужно поработать?

7. Домашнее задание № 9, стр. 7 (аналогично заданию № 8). Дополнительное задание на карточках по желанию.


Тема урока: Истинность высказываний со словами «не», «и», «или»

Цель: формирование компьютерной грамотности
Задачи:
Дидактическая: закрепить представление о пересечении множеств, умение определять принадлежность элементов множеству; закрепить представление о высказываниях; формировать умение определять истинность высказываний со словами «не», «и», «или»
Развивающая: развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, творческие способности; развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, творческие способности; формировать навыки взаимоконтроля, самоконтроля, взаимооценки и самооценки;
Воспитательная: воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки; совершенствовать навыки работы на компьютере.

Оборудование:

    компьютеры, мультимедийный проектор
    - программа «Мир информатики» - 3-4 год обучения
    - у учащихся - тетрадь Горячев А.В. «Информатика в играх и задачах» - 4 класс (часть 2)
    - алгоритм самостоятельной работы за компьютером

    План урока:

    Орг.момент
    - Фронтальный опрос
    - Объяснение нового материала
    - Работа с программой Мир информатики
    - Домашнее задание
    - Рефлексия

    Ход урока.

    Учащиеся класса разделены на две подгруппы. Одна подгруппа сидит за партами, другая - за компьютерами.
    - Орг.момент.
    - О чём говорили на прошлом уроке?
    - Что такое множество?
    - Что мы знаем о множестве?
    Вспомнить нам поможет стихотворная разминка.
    работает весь класс
    (Ответы учеников:
    - о множествах
    -это объединение предметов на основе общих свойств или признаков.)
    2. Стихотворная разминка (проверка Д/з)
    - Назовите элементы множества всех жителей избушки.
    - Назовите в этом стихотворении 2 множества.
    - Как называются такие множества?
    6 человек читают наизусть стихотворение Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка»
    Ответы:
    - старушка, кошка, мышка, мушка, мальчишка
    - множество ленивых и трудолюбивых жителей
    - не пересекающиеся или параллельные
    - Назовите два множества персонажей, которые можно обозначить такими кругами.
    - Какое множество обозначает большой круг?
    - А маленький?
    - Почему?
    - Назовите два множества жителей избушки, которые
    можно обозначить такими кругами
    - Дайте название множеству на пересечении крутое.
    - Множествам слева и справа от области пересечения.
    - Сделайте вывод на основе сказанного.
    (Ответ учеников: - множество жителей избушки и множество людей
    - множество жителей избушки
    - множество людей
    - в этом стихотворении множество людей является частью множества жителей избушки
    - множество ленивых и летающих жителей
    - летающих лентяев
    - не летающих лентяев и не ленивых летунов
    - Множества могут существовать параллельно, пересекаться и быть вложенными)
    Проблемное задание:
    - Определите элементы множества, для которых истинны высказывания:
    - не летает
    - ленивый и летает
    - ленивый или летающий
    - Кому трудно было ответить на этот вопрос? Это задание новое для нас.
    - Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться, поставьте задачи на урок.
    Да, сегодня тема урока: Истинность высказываний со словами «не», «и», «или» .
    Ответы:
    - кошка, мышка, мальчик
    - мушка
    - кошка, мушка, мышка, мушка, мальчишка, старушка
    - определять истинность высказывании со словами «не», «и», «или»
    - закреплять знания о множествах

    Работа в группах
    Далее работа продолжается по подгруппам. Одна подгруппа работает в тетрадях под
    руководством учителя (изучение нового). Другая - самостоятельно за компьютером. Работа в обучающей программе Мир информатики 3-4 год обучения. В каждой подгруппе есть «консультант»- наиболее хорошо успевающий ученик. К нему обращаются за помощью дети, испытывающие затруднения во время самостоятельной работы за компьютером.
    - Группа 1 работает самостоятельно по алгоритму с программой «Мир информатики» (4 год обучения). Посмотрите алгоритм вашей работы. Есть вопросы?
    Консультант. Приступайте.
    2 группа работает с учителем.
    - Давайте вспомним, что мы знаем о высказываниях. Дополните предложения
    - Молодцы, а сейчас давайте, выполним новое задание.
    Ответы учеников: высказывание может быть истинным (правдивым) или ложным
    - истинность (ложность) высказывания можно выразить с помощью слов «да» и «нет» (подчёркнутые слова дети должны вставить)
    Задание 8 (рабочая тетрадь)
    - Прочитайте задание.
    - Какие знания из русскою языка нам понадобятся, чтобы правильно выполнить его?
    - Что на рисунке обозначает круг?
    - Какая фигура обозначает множество слов из 4 звуков?
    - С чего начнём выполнение задания?
    Какое множество находится здесь?
    (Ответы: читают: впиши в фигуры слова из списка. Закрась части фигур в таблице. Заполни таблицу высказываний.
    - знания о буквах и звуках
    - множество слов из 4 букв
    - трапеция
    - с пересечения фигур
    - «множество слов из 4 букв и 4 звуков».)
    Закрасьте пересечение в таблице. Это 5 строка таблицы.
    - Какое слово впишем в пересечение?
    - В круге, за пределами трапеции?
    Какое это множество?
    - В трапеции, за пределами круга?
    - В квадрате, за пределами круга и трапеции?
    - Где находится «множество слов не из 4 букв»?
    - Где же оставшееся «множество - слов из 4 букв или из 4 звуков»?
    - Сделайте вывод
    - Давайте заполним таблицу высказываний.

    - Запишите высказывание, которое истинно для приведённых слов
    Ответы учеников: часть задания выполняется коллективно, часть - самостоятельно используется взаимопроверка
    - вода
    - соль
    - «слов из 4 букв»
    - огонь и уголь
    - дрова и костёр
    - весь квадрат за пределами круга
    - весь круг и вся трапеция
    - если в названии множества есть слово «не», то его элементы находятся за пределами фигуры


    - Сделаем выводы.
    (Ответы учеников: - высказывание со словом «не», истинно тогда, когда такое же высказывание без слова «не» ложно, и наоборот
    -высказывание со словом «и» состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе «половинки» -высказывание со словом «или» тоже состоит из двух высказываний, но оно истинно тогда, когда истинна хотя бы одна «половинка»).
    - Что узнали нового? Расскажите 2 группе. несколько учеников делают выводы
    4. Смена групп. Физкультминутка.
    Все встают, 2 ученика проводят физкультминутки для глаз и на снятие напряжения с мышц плечевого пояса.
    - Сделайте вывод
    (Ответ учеников: - если в названии множества есть слово «не», то его элементы находятся за пределами фигуры
    - если в названии множества есть слово «и», то его элементы находятся на пересечении фигур
    - если в названии множества есть слово «или», то это означает, что его элементы находятся в нескольких фигурах).
    - Давайте заполним таблицу высказываний
    - Впишите во 2 столбик слова, для которых истинно высказывание, приведённое в 1 столбце.
    - Запишите высказывание, которое истинно для приведённых слов.
    - Работают самостоятельно, проверяют «в четвёрках», и оценивают себя и свою группу.
    - Если осталось время,. можно предложить дополнить. множества своими элементами.
    - Чтобы проверить, как вы усвоили новый материал, дополните предложения, поработите в парах
    Обсуждают задание
    - высказывание со словом «не», истинно тогда, когда такое же высказывание без слова «не» ложно, и наоборот
    -высказывание со словом «и» состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе «половинки» высказывание со словом «или» тоже состоит из двух высказываний, но оно истинно тогда, когда истинна хотя бы одна «половинка» (подчёркнутый текст учащиеся должны вставить).
    - Заканчиваем работу за компьютерами, выходим из программы.
    Учащиеся заканчивают работу за компьютерами, весь класс работает с учителем.
    - А теперь давайте снова вернёмся к героям стихотворения и определим истинность высказываний.
    - не летает
    - ленивый и летает
    - ленивый или летает
    - не ленивый и летает
    - не ленивый и не летает
    - ленивый или не летающий
    Ответ учеников: кошка, мышка, мальчишка мушка
    старушка, кошка, мышка, мальчишка
    мушка
    старушка
    - Это пустое множество
    кошка, мышка, мушка, мальчишка
    6. Подведение итогов:
    - Посмотрите, какие задачи мы ставили в начале урока. Выполнили мы их?
    Чему учились на уроке? Сделайте вывод.
    Ответ учеников:- закрепляли представление о пересечении множеств
    - определяли принадлежность элементов множеству
    - определяли истинность высказываний со словами «не», «и», «или»
    7 .Домашнее задание
    - Дома выполните задание № 7 в тетради. Посмотрите, есть вопросы?
    8. Рефлексия.
    - Чем особенно понравилось заниматься?
    - Кто доволен своей работой?
    - За что себя можете похвалить?
    - Консультанты, оцените самостоятельную работу детей за компьютером.
    - Я благодарна вам за хорошую работу на уроке и хочу подарить вам серию картинок «Птицы»


© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин