23.02.2021

Учительские университеты. Как легко объяснить ребенку сложение и вычитание двузначных чисел? Объясни 2 способа вычитания двузначных чисел


Поражали ли тебя когда-нибудь люди, которые с легкостью складывают и умножают в уме трехзначные числа или мгновенно называют корень из 729?

На самом деле это не так сложно как кажется, просто здесь как и в любом мастерстве нужны знание техники и регулярные тренировки. Ну что же, тренировки зависят только от тебя, а технику мы сейчас разберем.

Начнем со сложения двузначных чисел.

Пусть нам необходимо вычислить 37 + 85 + 29 + 42 . Для этого сначала сложим все десятки: 3 + 8 + 2 + 4. Заметим, что 8 + 2 = 10, 3 + 4 = 7, вместе 17. Запомнили. Теперь складываем единицы: 7 + 5 + 9 + 2 = 23.

17 десятков – это 170. 170 + 23 = 193. Как видим, это быстрее, чем складывать 37 и 85, потом добавлять 29 и т.д.

Кстати, точно так же можно делать, если мы складываем трехзначные числа.

Например: 228 + 39 + 485 + 91.

Складываем десятки:
22 + 3 + 48 + 9 = (22 + 48) + (3 + 9) = 70 + 12 = 82.

Теперь складываем единицы:
8 + 9 + 5 + 1 = (8 + 5) + (9 + 1) = 13 + 10 = 23.

(Если два числа в сумме дают десять, их всегда удобно сложить первыми).

Ну и теперь 82 десятка, т.е. 820 плюс 23 будет 843.

Теперь перейдем к более интересной теме умножению двухзначных чисел. Тут мы тоже будем поступать необычно. Прием который мы сейчас рассмотрим называется умножение «крестиком» или индусский способ умножения.

Мы хотим умножить 76 на 28. Поступаем следующим образом:

Сначала перемножим единицы: 6 · 8 = 48,
теперь умножаем «крестиком» 7 · 8 + 2 · 6 = 56 + 12 = 68 десятков, и с учетом 4 десятков из числа 48, имеем 72 десятка и 8 единиц или 720 и 8. Теперь перемножим сотни: 7 · 2 = 14 сотен или с учетом 7 сотен из числа 720 имеем 21 сотню, 2 десятка и 8 единиц. Ответ: 2128.

Мы рассмотрели способ, который подходит для любых двузначных чисел, но часто вычисления можно упростить, заметив определенные особенности наших множителей.

Например, в нашем случае 76 это ни что иное как 75 + 1.

Тогда: 28 · 76 = 28 · (75 + 1) = 28 · 75 + 28 = 28 · (50 + 25) + 28 = 28 · 50 + 28 · 25 + 28 = 2800/2 + 1400/2 + 28 =

1400 + 700 + 28 = 2128

Конечно, мы не расписываем все эти вычисления, а производим их в уме. Они, как и рисунок с крестиком приведены для того, чтобы показать алгоритм умножения. На самом деле все вычисления проводятся «в уме». Да, вначале вычисления по этому методу могут показаться сложными, но мы не забываем о второй составляющей успеха – практике. Немного тренировки и все получится!

Ну а для любознательных «теоретиков» мы покажем каким образом был изобретен данный метод.

Рассмотрим умножение двух двузначных чисел в общем виде: умножим ab на cd.

Мы всегда можем записать ab как a · 10 + b, а cd как c · 10 + d. Тогда:

(a · 10 + b)(c · 10 + d) =

100 · a · c + 10 · a · d + 10 · b · c + b · d =

A · c · 100 + (a · d + b · c) · 10 + b · d

Из результата умножения видно, что для того, чтобы получить сотни необходимо перемножить первые цифры наших числе, чтобы получить десятки – перемножаем их крестиком и складываем, ну и наконец умножение последних цифр даем нам число единиц.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Математика сложна,

Но скажу с почтением –

Математика нужна

Всем без исключения!


12 д е к а бря.

К ла сс ная р а бота.


11 – 8

15 – 8


Зарядка для ума

70 ,


ТЕМА УРОКА:

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ


нужна помощь

сомневаюсь

я уверен в себе и справлюсь


Вспоминаем то, что важно для урока

50 – 7 = 80 + 5 =

43 – 21 = 34 + 45 =

60 – 4 = 76 – 6 =


Вспоминаем то, что важно для урока.


Что вы знаете?

  • Таблицу сложения и вычитания
  • Названия компонентов действия сложения
  • Названия компонентов действия вычитания

Алгоритм сложения двузначных чисел, когда в сумме получается круглое число.

  • Алгоритм вычитания из круглого двузначного числа

  • Все ли способы решения выражений рассмотрели?
  • Есть ли затруднения, и какие?
  • Алгоритм решения выражений в столбик на сложение с переходом через разряд.
  • Алгоритм решения выражений в столбик на вычитание с переходом через разряд.


  • Работа в группах:
  • 26+18=?
  • 44-18=?

Складываю единицы …

14 единиц – это 1 десяток и 4 единицы

Под единицами пишу 4, а 1 десяток надписываю над десятками

Складываю десятки ….

Прибавляю 1 десяток, который получился от сложения единиц

Всего получилось …

Пишу под десятками …

Читаю …


Пишу десятки под десятками, а единицы под единицами

Вычитаю единицы. 4

Занимаю один десяток. (ставлю над цифрой … точку)

Считаю 10 минус …

Под единицами пишу цифру …

Вычитаю десятки. Было … десятков. Один десяток взяли. Осталось … десятков. Считаю … десятков минус … десятков

Пишу под десятками …

Читаю …



Проверка


Выбери и реши выражения на вычитание с переходом через разряд. Какое выражение следующее?


Проверка



Знаю

1.Таблицу сложения и вычитания.

Хочу узнать

1. Все случаи сложения и вычитания мы рассмотрели.

Узнал

2.Название компонентов действий.

1. Чтобы найти значение суммы, надо сложить единицы, а если их больше десяти, то записать только единицы, а десяток запомнить и прибавить его при сложении десятков.

3.Алгоритм сложения двузначных чисел, когда в сумме получается круглое число

2. Есть ли затруднения в решении выражений, и какие.

2.Чтобы найти значение вычитания, надо сначала вычитать единицы из единиц, но бывают случаи когда значения единиц уменьшаемого меньше значения единиц вычитаемого, то необходимо занять один десяток. И при вычитании строго знать, что число десятков стало на один меньше.

3.Алгоритм сложения двузначных чисел в столбик с переходом через разряд

4. Алгоритм вычитания из круглого двузначного числа

4.Алгоритм вычитания в столбик с переходом через разряд

3. Алгоритм сложения в столбик с переходом через разряд

4. Алгоритм вычитания в столбик с переходом через разряд




Организация задания на повторение.

Для того чтобы открыть новую математическую тайну, необходимо провести математическую разминку. Предлагаю вам поиграть. Условия игры: к доске выходит самый внимательный, наблюдательный; ученик становится спиной к доске, на которой записаны числовые выражения на вычитания в пределах 20 без значений; ребята в классе называют ответы к данным числовым выражениям; ученик должен быстро повернувшись найти числовое выражение к каждому ответу и назвать его. Понятны ли вам условия игры. Кто может их воспроизвести? (Можно вызвать ученика, повторившего правила.)

Проявите смекалку. Какая хитрость поможет быстро находить нужные числовые выражения, как ты будешь действовать? (Зачёркивать или подчёркивать уже названные числовые выражения.)

На доске изображены два интересных домика. Какое задание можно придумать к этому рисунку?

А как найти это неизвестное число?

Эта игра называется «Заселяем домики». Заселять домики будут две команды, в каждой по два участника. Кто быстрее справиться с этим заданием?

Вопрос командам: что нужно сделать, чтобы стать победителем?

Ребята, справились ли вы с заданием, как вы договаривались действовать при выполнении задания? Как выполняли вычисления?

А теперь предлагаю вам найти значения следующих числовых выражений: 67-45, 38-27 и 67-39. Записи оформляете в тетради. Какой вычислительный приём поможет вам это сделать?

Все ли справились с заданием?

В чём затруднение? Почему не получается сосчитать? Разберём у доски.

Что же нового вы сегодня узнаете, какую математическую тайну откроете?

Какова тогда цель урока математики сегодня?

Как же действовать в этой ситуации?

Сколько мнений в классе. (Если среди предложенных вариантов не будет правильного, то учитель сам называет и показывает правильный вариант, объясняет новый вычислительный приём для вычитания двузначных чисел).

Какой шаг нужно добавить в нашу памятку «Путь к ответу». (Показ памятки)

А теперь нужно найти правильный ответ в числовом выражении 67-39.

________________________________________

Хотите проверить, чему вы сегодня научились?

Предлагаю заняться вычислениями, используя новый вычислительный приём, по учебнику стр.75 №2.

К доске приглашается ученик.

Кто из вас может выступить в роли учителя и будет помогать у доски … находить значения числовых выражений?

А теперь другой «учитель» проговаривает вслух «Путь к ответу», сидя за партой, а остальные ребята могут себя проверить и правильно записать вычисления.

Для тех, кто справится с заданием быстрее всех. Задание с секретом от домовёнка Афанасия, который тоже учится в школе №9, но по ночам. Проверим, научился ли он правильно вычислять. Как вы будете действовать?

43 - 26 = 23 57 - 38 = 29 69 - 43 = 26 (вычисления записаны столбиком)

Как бы вы оценили работу домовёнка Афанасия?

УМК «Перспектива» Предмет: Математика Автор учебника: Л.Г. Петерсон. Класс: 2 Тип урока: ОНЗ Тема: «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд: 41 - 24» Основные цели: 1) Закрепить знание структуры I шага учебной деятельности и умение выполнять УУД, входящие в его структуру. 2) Построить алгоритм вычитания двузначных чисел с переходом через разряд и сформировать первичное умение его применять. 3) Закрепить алгоритм вычитания двузначных чисел (общий случай), решение уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого, решение задач на взаимосвязь части и целого. Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, аналогия. Демонстрационный материал: 1) отдельные карточки, на которых: За рабо ту взял ся класс 2) эталон вычитания по частям с переходом через десяток: ; 1 2 - 5 = 10 - 3 = 7 2 3 3) опорный сигнал вычитания двузначных чисел из круглого (из урока 2-1-9): 4) эталон общего приёма сложения и вычитания двузначных чисел (из урока 2-1-0.1): 5) опорный сигнал для распознавания типа примера: м - Б 6) карточка с темой урока: 41 - 24 7) графические модели; 8) алгоритм вычитания двузначных чисел из круглого (из урока 2-1-9): 9) карточки для уточнения алгоритма урока 2-1-9: 1 В уменьшаемом не хватает единиц. 10) карточка Вычитаю единицы из всех полученных единиц: … для замены нуля в опорной сигнале урока 2-1-9. Раздаточный материал: 9 - 64 1) листы с заданием для этапа актуализации: 7 - 54 5 - 44 3 - 34 41 - 24 ; 2) графические модели; 3) тетрадь для опорных конспектов или соответствующий лист из пособия «Построй свою математику»; 4) две половинки (разрез вдоль) чистого листа А-4 на количество групп. Ход урока: 1. Мотивация к учебной деятельности: - Какая цель стояла перед вами во время путешествия на прошлом уроке? (Найти короткий путь к острову. Это оказался удобный устный приём сложения двузначных чисел с переходом через разряд - по частям.) - Сегодня вы продолжите изучать действия с двузначными числами. Ваш знакомый сказочный герой - Незнайка - узнал о том, как вы интересно учитесь. Каким способом вы будете изучать новую тему? (Сначала повторяем необходимое, потом выполняем пробное действие, фиксируем свое затруднение, выявляем его причину затруднения.) - Так вот, Незнайка прислал телеграмму в стихах. Хотите её прочитать и узнать новое о действиях с двузначными числами? 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. 1) Повторение изученных приёмов вычитания двузначных чисел. - Но поскольку Незнайка большой выдумщик, он зашифровал свою телеграмму. Чтобы прочитать, надо решить примеры. Открыть на доске примеры. После знака «=» прикреплены листы со словами первой строки стихотворения белой стороной. Листы закрывают записанные ответы. 20 - Вы называете ответы примеров, я снимаю листок, чтобы вы смогли себя проверить. Учитель фиксирует на листках все предложенные ответы. Если их несколько, правильный ответ выявляется на основании эталонов Д-2 и Д-3, которые выставляются на доске. После согласования ответов учитель снимает листки, прикрепляет их отдельно текстом вниз по порядку следования примеров, а учащиеся сравнивают полученные ответы с числами под листками. - Вы отлично справились с примерами Незнайки, и вы можете прочитать его телеграмму. Учитель переворачивает листы. - Прочитайте хором. (За работу взялся класс…) - Что же это? (Телеграмма не закончена, похоже на первую строчку стихотворения, …) 2 - Вероятно, Незнайка по своей забывчивости не прислал вторую строку. Но ничего, зато эти примеры помогут вам уточнить, какие вычисления вас будут сегодня интересовать. - Что общего во всех примерах? (Они все на вычитание, из двузначного числа надо вычесть однозначное.) - Какой пример «лишний»? (20 - 8 - это пример на вычитание из круглого числа, а остальные - на вычитание с переходом через десяток.) - Какие ещё примеры на вычитание вы умеете решать? (На вычитание двузначных чисел по общему правилу.) На доске выставляется эталон Д-4 и проговаривается соответствующее правило. 2) Тренировка мыслительных операций. Раздать листы с заданием. То, что отделено пунктиром, завёрнуто. Дети этого пока не видят. Открыть то же на доске. 9 - 64 - 54 7 5 - 44 - 34 3 41 - 24 - Посмотрите на задание у вас на листочках. Оно же записано на доске. Что интересного в разностях? (В уменьшаемом одна цифра неизвестна, неизвестные разряды чередуются; известные цифры в уменьшаемом - нечётные, идут в порядке убывания; в вычитаемом количество десятков уменьшается на 1, а количество единиц не изменяется.) - Найдите неизвестную цифру уменьшаемого, если известно, что разность между цифрами, обозначающими десятки и единицы, равна 3. По одному с места с объяснением. Учитель вписывает цифры на доске, дети - на листочках. (В первом примере 6 десятков, 12 десятков не подходит, так как это двузначное число; во втором примере - 4 е, так как 10 е не подходят; в третьем примере - 8, так как …; в четвёртом - 6…, в пятом - 4…) - Какой приём вам потребуется для решения этих примеров? (Вычитание двузначных чисел по общему правилу.) - Знаете его? (Да.) - Тогда решите эти примеры самостоятельно. Время выполнения 1 минута. - Назовите ответ первого (второго, третьего, четвёртого) примера. (5; 20; 41; 2.) Учитель вписывает результаты по ходу ответов детей. Если возникают разные ответы, способ вычисления уточняется по эталону Д-4. - Какие способы вычитания я выбрала для повторения? (По общему правилу, из круглого, с переходом через десяток.) - Скажите, а что будет дальше? (Задание для пробного действия.) - Что значит «задание для пробного действия»? (Это значит, что в нём что-то новое.) - Зачем я вам его предлагаю? (Мы пробуем его выполнить, чтобы понять, чего мы не знаем.) 3) Задание для пробного действия. - Верно. Отверните нижнюю часть листа и найдите значение записанного там выражения. - Назовите результат. (17; 23; 27, …) Учитель выписывает все варианты ответов детей. 3 - Что видите? (Мнения разделились, а кто-то не смог найти результат.) - Поднимите руку те, кто не получил ответа. - Чего вы не смогли сделать? (Мы не смогли решить пример 41 - 24.) - Те, кто получил ответ, докажите, пользуясь общепринятым правилом, что вы решили верно. (Мы не можем доказать, что верно решили пример 41 - 24.) - Напомните себе и Незнайке, что надо делать, когда человек зафиксировал трудность? (Надо остановиться и подумать.) 3. Выявление места и причины затруднения. - Давайте думать. Какие числа вычитали? (Двузначные.) - Вспоминайте общее правило вычитания двузначных чисел. (При вычитании двузначных чисел из десятков надо вычесть десятки, из единиц - единицы.) - Что вам помешало это сделать? (Здесь в уменьшаемом не хватает единиц.) - Что же в этом примере было для вас новым? (Мы не решали примеров, когда в уменьшаемом единиц меньше, чем в вычитаемом.) Повесить на доску опорный сигнал для определения типа примера: м - Б - Молодцы! Вы обратили внимание на важную особенность этого примера, которая отличает его от предыдущих: в уменьшаемом не хватает единиц. - Где вы уже встречались с таким случаем? (Когда из двузначного числа вычитали однозначное с переходом через десяток.) - Здесь двузначные числа, поэтому говорят «с переходом через разряд». - Расскажите, как же вы действовали, и в каком месте почувствовали, что знаний не хватает? (…) - В чём же причина ваших затруднений? (Нет способа вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.) 4. Построение проекта выхода из затруднения. - Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Построить способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.) - Назовите тему урока. (Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.) - В теме для удобства запишем коротко. Повесить на доску карточку с темой: 41 - 24 - Определимся сначала со средствами. Какой инструмент вам понадобится, чтобы наглядно представить, как происходит переход через разряд? (Графические модели.) - Какой способ записи будет необходим? (Запись в столбик.) - А какие известные вам эталоны могут помочь? (Эталон вычитания двузначного числа из круглого.) - Значит, этот эталон вы будете уточнять. - А теперь спланируйте свою работу: в каком порядке вы будете двигаться к достижению цели. (Сначала решим пример с помощью графических моделей, потом в столбик, а затем уточним эталон вычитания двузначного числа из круглого.) Желательно зафиксировать план на доске. 5. Реализация построенного проекта. - Итак, сначала … (Выложим графическую модель примера.) Один учащийся у доски, остальные - на партах: - Повторите ещё раз, как вычитают двузначные числа? (Из десятков вычитают десятки, из единиц - единицы.) - Что здесь мешает воспользоваться этим правилом? (В уменьшаемом не хватает единиц.) 4 - Разве уменьшаемое меньше вычитаемого? (Нет.) - Где же спрятались единицы? (В десятке.) - Как же быть? (1 десяток заменить 10 единицами. - Открытие!!!) - Молодцы! Продолжите вычитание. - А дальше? (Действуем по общему правилу: из 3 д вычитаем 2 д, получаем 1 д; из 11 единиц вычитаем 4 единицы, получаем 7 единиц. Результат: 1 д 7 е или 17.) - Итак, верный ответ - 17. - Молодцы, ребята! Итак, вы нашли новый приём вычислений: если в уменьшаемом не хватает единиц, то … (Можно раздробить десяток и взять из него недостающие единицы). - Что будете делать дальше по плану? (Решим этот же пример в столбик.) - Я думаю, вы справитесь и без моей помощи. Один у доски с объяснением: (Пишу единицы под единицами, десятки под десятками. В уменьшаемом единиц меньше, поэтому занимаю 1 десяток, дроблю его на 10 единиц и добавляю их к единицам уменьшаемого. Вычитаю единицы: 11 - 4 = 7. Пишу результат под единицами. Уменьшаю количество десятков на 1. Вычитаю десятки: 3 - 2 = 1. Пишу под десятками. Ответ: 17.) - Вы действительно легко справились. Каким алгоритмом вы воспользовались? (Нужного алгоритма нет, мы воспользовались похожим алгоритмом вычитания двузначного числа из круглого.) Открыть на доске алгоритм вычитания двузначного числа из круглого (из урока 2-1-9): - Что дальше по плану? (Надо уточнить этот алгоритм.) Разделить детей на группы по 4 человека, как это принято в классе. - Посовещайтесь в группах и внесите уточнения в этот алгоритм. Раздать каждой группе две половинки листа А-4 (разрез вдоль). На выполнение задания отводится 1-2 минуты. - Посмотрим, что у вас получилось. Каждая группа представляет уточнения к алгоритму и указывает место этих уточнений. В ходе обсуждений согласовывается новый вариант и помещается на доску в указанное детьми место. В итоге алгоритм должен принять примерно такой вид: :… 5 - Как же изменим опорный сигнал сложения в столбик? Открыть опорный сигнал вычитания двузначного числа из круглого (из урока 2-1-9): (Надо заменить 0 карточкой, изображающей единицы.) Учитель вносит изменения в опорный сигнал урока 2-1-9 со слов детей: - Как вы думаете, о чём всегда надо помнить при использовании этот приёма? Где возможна ошибка? (Число десятков уменьшается на 1, …) - Молодцы! Вы действовали чётко по плану. Что вы можете сказать о достижении цели? (Мы достигли цели, но надо ещё потренироваться.) 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 1) № 2, стр. 24. - Откройте в учебнике № 2 на стр. 24. - Прочитайте задание. Задание: Реши примеры по образцу. Запиши и реши следующий пример: - Решаем первый пример. Один с места с объяснением. (В уменьшаемом меньше единиц, поэтому занимаю 1 десяток и дроблю его на 10 единиц: 10 + 1 = = 11. Вычитаю единицы: 11 - 9 = 2. Уменьшаю количество десятков на 1, вычитаю десятки: 7 - 2 = = 5. Пишу под десятками. Ответ: 52.) - Решаем дальше. «Цепочкой» с места с объяснением. Дети решают примеры до тех пор, пока не заметят закономерность: уменьшаемое увеличивается на 1, поэтому и разность будет увеличиваться на 1. Когда рук поднимется достаточно много, у детей можно спросить: - Что случилось? Где-то ошибка? (Нет, просто дальше можно записать ответы, не вычисляя.) - Почему? (Здесь уменьшаемое увеличивается на 1, а вычитаемое не изменяется, поэтому разность будет увеличиваться на 1.) - Отлично! Назовите ответы дальше. (55, 56, 57.) - Так вот зачем нужны математические законы! Они всегда так помогают! Составьте теперь вами последний пример, учитывая закономерность. (87 - 29.) - Запишите ответ, не вычисляя. (58.) 2) № 3, стр. 24. - Молодцы! Теперь можно и поиграть! Игра «Угадай-ка». Учитель распределяет столбики по рядам. - Работать будете в парах. Записываете в тетрадь примеры своего столбика в столбик. Один человек из пары объясняет вслух другому решение первого примера столбика. Затем вместе пытаетесь 6 угадать ответ второго примера, поняв и объяснив закономерность. Далее второй человек из пары проверяет ответ второго примера. Учитель при необходимости оказывает помощь отдельным учащимся. Выполнение задания проверяется фронтально. - Теперь всё понятно? (Надо сначала поработать самостоятельно.) 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. - Что ж, попробуйте свои силы в самостоятельной работе: № 4, стр. 24. Задание: Выбери и реши примеры на вычитание с переходом через разряд. Что в них интересного? Какой пример следующий? 98 - 19 47 + 38 95 - 20 54 - 17 50 + 30 29 - 9 76 - 18 68 + 23 - Прочитайте задание. а) - Задание состоит из нескольких частей. Что надо сделать сначала? (Выбрать примеры на новый вычислительный приём.) - Выполните эту часть задания самостоятельно, поставив в учебнике галочки рядом с выбранными вами примерами. - Проверьте. Открыть на доске эталон к этой части задания: м - Б - Какие трудности возникли при выполнении? (Не обратили внимание на знак, не сравнили единицы, чтобы узнать тип примера.) - Как вы действовали, выполняя поиск примеров на новый вычислительный приём? (Смотрели сначала на знак, затем сравнивали единицы. Если количество единиц уменьшаемого меньше, то ставили галочку.) - Исправьте, у кого неверно были найдены примеры нового типа. - Кто выполнил верно? Поставьте на полях учебника «+». б) - Что надо сделать дальше? (Решить примеры на новый вычислительный приём.) - Решите все выбранные примеры в тетради самостоятельно. - Проверьте. Открыть на доске эталон решения примеров: - Какие трудности возникли при решении примеров? (Забыли уменьшить число десятков на 1, …) - Кто не ошибся? Поставьте на полях тетради ещё один «+». - Что интересного в примерах заметили? (Цифры в уменьшаемых записаны по порядку от 9 до 4; вычитаемые идут в порядке уменьшения и т.д.) - Какой пример будет следующим? (32 - 16.) - Как записать ответ, не считая? (Проследить закономерность по ответам: количество десятков уменьшается на 2, а количество единиц - на 1, значит, ответ следующего примера - 16.) 7 8. Включение в систему знаний и повторение. - Сегодня на уроке вы показали, что умеете работать по одному, в парах, а теперь ещё раз поработайте в группах. Разделить класс на группы. - Какое, на ваш взгляд, главное умение при работе в группе? (Умение слушать, умение слышать друг друга и т.д.) - Задания на повторение вы выполните в группах: № 6 (3 столбик), стр. 24; № 9 (а, б - одна задача по выбору), стр. 25. Задание записано на доске. На работу в группах даётся 3-4 минуты. После этого образцы записи решённых уравнений и задач выставляются на доске. Задание № 6, стр. 24. Реши уравнения и сделай проверку: х - 9 = 14 х + 25 = 40 63 - х = 27 5 + х = 52 50 - х = 12 х - 48 = 24 - Проверьте решение по образцу. Если есть ошибки - исправьте и запишите верное решение. Решение (3 столбик): 63 - х = 27 х = 63 - 27 х = 36 63 - 36 = 27 27 = 27 х - 48 = 24 х = 24 + 48 х = 72 72 - 48 = 24 24 = 24 Задание № 9 (а, б), стр. 25: Нарисуй схему, поставь вопросы к задачам и ответь на них: а) На карусели 5 лошадок, 4 верблюда и 2 слона. б) В детском саду 30 кукол, а грузовиков на 2 меньше. - Оцените свою работу в группе. Всё ли получилось? Какие были затруднения? (Трудно было договориться, что будем решать, …) 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. - Какую цель вы поставили на уроке? (Построить способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.) - Достигли цели? Докажите. (…) - Какой способ решения придумали? (…) - Что понравилось? (…) - Вы знаете, Незнайка вспомнил, что прислал нам только половину стихотворения, и вот следующая телеграмма: Открыть на доске запись: Всё получится у вас! - Прав ли был Незнайка? Что у вас получилось? (…) - Что было трудно? - Над чем еще надо поработать? - А теперь вернёмся к стихотворению Незнайки. Прочитаем его еще раз. (За работу взялся - всё получится у вас.) - Переделайте вторую строку так, чтобы в ней была оценка работы класса. (Получилось всё у нас, …) - Прочитайте хором стихотворение полностью. - Скажите, какие качества вам помогали, а какие мешали при работе в паре, в группе? (…) Домашнее задание:  № 5 (придумать два примера), стр.24; № 8, 9 (в), стр. 25; ☺ № 11, стр. 25. 8

Цели: вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Тип урока: урок – сказка, закрепление знаний.

Задачи урока:

1. Обучающая: повторить изученный приём сложения и вычитания двузначных чисел, основанный на поразрядном сложении и вычитании.

2. Развивающая: развивать вычислительные навыки учащихся, творческие способности, развитие логического мышления, внимания, памяти.

3. Воспитывающая: воспитывать заинтересованность и пытливость в процессе учения, воспитывать взаимовыручку, поддержку, коллективизм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ « Красноярская средняя общеобразовательная школа № 1»

Провела:

Учитель начальных классов

МОУ « Красноярская СОШ № 1»

Танатова Гульмира Салауатовна

2009 год.

Математика 2 класс

Тема: Сложение и вычитание двузначных чисел.

Цели: вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Тип урока: урок – сказка, закрепление знаний.

Задачи урока:

1. Обучающая: повторить изученный приём сложения и вычитания двузначных чисел, основанный на поразрядном сложении и вычитании.

2. Развивающая: развивать вычислительные навыки учащихся, творческие способности, развитие логического мышления, внимания, памяти.

3. Воспитывающая: воспитывать заинтересованность и пытливость в процессе учения, воспитывать взаимовыручку, поддержку, коллективизм.

Оборудование: шкатулки с цифрами, рисунки с изображением камня, Змея Горыныча, злой колдуньи Карчены, учебник « Математика» 2 класс.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня урок математики у вас проведу я, Гульмира Салаватовна.

Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Прежде чем мы с вами начнём наш урок, я хочу, чтобы мы улыбнулись: вы мне, а я вам; и вы друг другу и нашим гостям. Ну что, готовы начать урок? Ну вот и отлично.

Вы хороший дружный класс.

Всё получиться у нас.

2. Чистописание.

У. Ребята, любите ли вы сказки?

Сегодня на уроке мы попадём с вами в сказку. Попадём с помощью волшебного числа. Какое число в сказках встречается особенно часто?

Д. Число 3.

У. Где оно встречается?

Д. Три желания у рыбки, тридцать три богатыря, три надписи на камне, три сестры и так далее.

У. Назовите мне двузначные числа, в которых есть 3 единицы и запишем эти числа.

Сели правильно, пишем красиво.

Д. 13,53,73,83 и т.д.

У. Из ряда чисел назовите мне наименьшее число и подчеркните одной чертой, и назовите наибольшее число, подчеркните двумя чертами.

Слайд №1 (тема)

3.Сообщение темы урока.

У. Поскольку сказка у нас не простая, а математическая, мы не только будем путешествовать, но ещё повторим способ сложения и вычитания чисел, сразимся с хитрыми задачами.

4. Устный счёт.

А сейчас мы устно решим сказочные задачи.

Слайд №2

№1 Баба-Яга загадала Ивану –царевичу 10 лёгких загадок, а трудных – на 5 больше. Сколько трудных загадок загадала Баба-Яга Ивану-Царевичу? (15)

Слайд №3

№2 Белка подарила Ёжику 18 больших грибов, а маленьких – на 5 меньше. Сколько маленьких грибов подарила Белка Ёжику?

Слайд №4

№3 В мешке у Деда Мороза 8 игрушечных мишек и 20 зайчиков. На сколько меньше мишек, чем зайчиков, в мешке Деда Мороза?

Какие сказочные герои встретились вам?

Ребята! А каких сказочных героев Вы знаете ещё?

Молодцы! И сегодня мы с вами с некоторыми героями встретимся?

Слайд №5

У. Было когда-то на свете большое сильное царство. Жили в нём красивые смелые люди. Никого они не боялись, но и сами никогда ни с кем не ссорились. А всё потому, что правила ими Елена Премудрая. Очень завидовала их счастью злая колдунья Карчена. Вот и решила она погубить Елену. Заманила её к себе,

заколдовала.

Слайд №6

А слугам её верным шкатулки подбросила, а над ними - знаки таинственные.

Что это за знаки? (это числа)

У. – Какие это числа?

Д. Двузначные числа.

У. Придётся нам устно поработать с двузначными числами и помочь открыть нужную шкатулку. Прочитайте числа, записанные над крышками

Д. 35, 33, 73, 40, 13, 23.

У. Какое число лишнее? Почему?

Д. Число 40, так как в этом числе только круглые десятки. Во всех остальных числах есть десятки и единицы.

У. Открылась шкатулка с числом 40, а там письмо.

Не найти вам Елену, сколько ни старайтесь!

Расколдовать её может, волшебный цветок,

А у кого я его спрятала, вы поймёте, коли от большого к меньшему пойдете. Карчена.

Слайд №7

Нужно попробовать расположить числа, которые записаны над шкатулками в порядке убывания и соответственно записать буквы, которые даны с этими числами.

Запишите числа в тетрадь в строчку через клеточку.

Посадка.

На доске: 73, 35,33,23,13.(выходит ученик)

Прочитайте слово, которое получилось.

У кого же спрятан волшебный цветок?

Д. Получилось слово « Кощей», значит, цветок у него.

У. Собрался верный слуга Елены Премудрой Булат – витязь в дорогу и поехал цветок добывать. Долго ли, коротко ли, а приехал витязь на развилку трёх дорог, а там камень лежит и надпись:

Кто прочитает?

« Три дороги пройдёшь- путь к Кощею найдёшь.»

Задумался Булат:

« По каждой дороге пройти- время потеряешь, а тут каждая минута дорога- пропадут без Елены на земле мудрость и красота».

5. Закрепление пройденного материала.

У. Вот сей час нам пригодится все ваши знания, умения, чему вы учились на последних уроках. Проверим, как хорошо вы умеете складывать и вычитать двузначные числа.

Перед Булатом три дороги. У нас в классе парты стоят в три ряда.

Поможем витязю пройти сразу по всем дорогам.

Посадка

Первый ряд по первой дороге пойдёт, все камушки соберёт, примеры, записанные на них сосчитает.

Запишите примеры в тетрадь в строчку, а потом проверьте друг у друга. (Один работает у доски., поставить оценку)

У третьего ряда тропинка непростая- извилистая да крутая. Смотрите не ошибитесь в пропасть не свалитесь. (Один у доски работает оценку)

А мы со вторым рядом по средней дорожке проследуем, своё задание сделаем.

Внимательно рассмотрите запись.

Найдите закономерность, по которому располагаются числа в ряду от камня.

Д. Числа убывают, уменьшаются на 3

У. Запишите ряд чисел полностью. (один у доски)

Дети выполняют задания. – Что у вас получилось?

Д. 20, 17, 14, 11, 8, 5.

У. А можем мы ещё уменьшить ряд чисел на 3?

Д.Да.

У. Какое число получиться? (2) допишите.

А я посмотрю, как дела у первого и третьего ряда. Проверим, не споткнулся ли кто на тропинке.

Открываются записи учеников, работавших у доски.

Проверяем, все дороги прошли.

Молодцы, ребята, справились все с заданием.

И я предлагаю вам немного отдохнуть.

6. Физминутка.

Слайд №8

У. А вот и Кощей со своим другом Змеем Горынычем нас встречают, от злости хором шипят. Говорит Кощей: « Раз ты смог до меня добраться, Булат, сможешь и задачу мою решить.

Прочитаем задачу.

На доске: В моём саду яблоня растёт с золотыми и серебряными яблоками. Золотых 25, а серебряных на 12 меньше. Сколько всего яблок?

Давайте поможем Булату решить эту задачу.

Решение записывается у доски с комментированием.

З. – 25яб.

С. - ? на 25 меньше.

Всего - ?

  1. 25-12=13 (яб) – серебряных
  2. 25+13=38 (яб)- всего

Ответ: 38 яблок. Оценка ученику

А в жизни бывают золотые и серебряные яблоки?

Какую пользу приносят яблоки в реальной жизни?

Слайд №9

Мы ещё не все задачи решили. Три головы Змея Горыныча приготовили нам задания.

Задание №1. В услужении у Карчены 28 летучих мышей, а змей на 8 меньше. Сколько змей у Карчены?

Задание №2. По дороге от Карчены к Кощею бежали 9 верных её слуг карликов. Сколько карликов бежали к Кощею?

Задание №3. А третья голова предлагает задание из учебника: « Сделайте задание- цветок добудете!» с.5 № 5

7. Самостоятельная работа. (дополнительно) Слайд 2

Задача 1. Баба-Яга загадала Ивану –царевичу 10 лёгких загадок, а трудных – на 5 больше. Сколько трудных загадок загадала Баба-Яга Ивану-царевичу?

Задача 2. Белка подарила Ёжику 18 больших грибов, а маленьких – на 5 меньше. Сколько маленьких грибов подарила Белка Ёжику?

Задача 3. В мешке у Деда Мороза 8 игрушечных мишек и 20 зайчиков. На сколько меньше мишек, чем зайчиков в мешке Деда Мороза?

Не найти Вам Елену, сколько ни старайтесь! Расколдовать её может, волшебный цветок, а у кого я его спрятала, вы поймёте, коль от большего к меньшему пойдёте. Карчена. 23 33 73 40 13 35

23 33 73 13 35 35 - О 33 - Щ 73 - К 13 - Й 23 - Е

Задача. «В моём саду яблоня растёт с золотыми и серебряными яблоками. Золотых 25 яблок, а серебряных на 12 яблок меньше. Сколько всего яблок?»

Задание 1. В услужении у Карчены 28 летучих мышей, а змей на 8 меньше. Сколько змей у Карчены? Задание 2. По дороге от Карчены к Кощею бежали 9 верных её слуг карликов. Сколько карликов бежали к Кощею? Задание 3. Учебник стр. 5 № 5.



© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин