01.07.2023

Тест для родителей гиперактивный ребенок. Гиперактивность тест по коррекционной педагогике на тему. Симптомы компьютерной и игровой зависимости, ведущие к содв


Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком по П. Бейкер и М. Алворд)

Дефицит активного внимания:

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность:

1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.

Импульсивность:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, на одних уроках он успешен, на других - нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

Очень часто педагоги задают себе вопрос: “Что делать, если у ребенка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом все пройдет”.

В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психологу или невропатологу. Согласитесь, что ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач. Важно убедить родителей, что ребенку необходима помощь специалиста.

Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются. Особенно часто педагоги и родители не обращают должного внимания на проявление у ребенка импульсивности. Что же такое импульсивность? В психологическом словаре этот термин объясняется так: “Импульсивность - особенность поведения человека (в устойчивых формах - черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все “за” и “против”, он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях”. Выявить импульсивность можно с помощью анкеты “Признаки импульсивности”. Она разработана для педагогов, не содержит специальных медицинских и психологических терминов, и поэтому не вызовет трудностей при ее заполнении и интерпретации.

Признаки импульсивности (анкета)
Импульсивный ребенок:

1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).
2. У него часто меняется настроение.
3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
5. Обидчив, но не злопамятен.
6. Часто чувствуется, что ему все надоело.
7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.
8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.
9. Нередко отвлекается на занятиях.
10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.
12. Может нагрубить родителям, воспитателю.
13. Временами кажется, что он переполнен энергией.
14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
16. В играх не подчиняется общим правилам.
17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
19. Любит организовывать и предводительствовать.
20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2-3 взрослых человека, хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл. Результат 15-20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7-14 - о средней, 1-6 баллов - о низкой.

Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, за которые берется, однако чаще всего ему это не удается. Поэтому родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.

Необходимо также позаботиться о рабочем месте ребенка. Оно должно быть тихим и спокойным - не около телевизора или постоянно открывающихся дверей, а там, где ребенок мог бы заниматься без помех. В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке.

Если ребенок в чем-то неправ, родителям не следует читать ему нотация, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Как уже отмечалось выше, требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.

Нельзя принуждать ребенка просить прощения и давать обещания: “Я буду хорошо себя вести”, “Я буду всегда тебя слушаться”. Можно, например, договориться с ребенком, что он “не будет пинать кошку” или “с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место”. На отработку каждого из этих конкретных требований может уйти много времени (две-четыре недели и больше). Однако, не отработав одного пункта, не переходите к следующему. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца. Потом можно будет добиваться выполнения другого конкретного требования.

Пожалуйста, подтвердите, что тренировки и/или тесты предназначены для вас.Вы создадите персональную учётную запись. Этот вид учётной записи разработан специально для того, чтобы помочь вам оценить и тренировать ваши когнитивные способности.

Подтвердите, что вы хотите предложить когнитивные тренировки и/или тесты вашим родным или друзьям. Вы создадите семейную учётную запись. Эта учётная запись создана для того, чтобы члены вашей семьи получили доступ к тестам и тренировкам CogniFit.

Компьютеризированная батарея тестов для выявления индекса риска присутствия СДВГ

  • Оцените индекс риска присутствия СДВГ
  • Для детей старше 7 лет, молодёжи и взрослых
  • Продолжительность теста составляет примерно 30-40 минут
  • Анализ надёжности теста - только на английском языке

Компьютеризированная батарея для когнитивного тестирования на СДВГ или Cognitive Assessment Battery for ADHD (CAB-ADHD) от CogniFit ("КогниФит") является профессиональным инструментом-лидером на рынке и состоит из серии валидированных клинических тестов и заданий, помогающих быстро и точно определить наличие симптомов, признаков и нарушений когнитивных процессов, характерных для Синдрома Дефицита Внимания с Гиперактивностью или без неё.

Этот инновационный онлайн тест на СДВГ является научным ресурсом, позволяющим провести комплексный когнитивный скрининг, узнать слабые и сильные когнитивные навыки и оценить индекс риска присутствия Синдрома Дефицита Внимания с Гиперактивностью или без неё, а также определить подтип расстройства: доминирующий невнимательный (СДВ), доминирующий гиперактивно-импульсивный или комбинированный (СДВГ). Тест предназначен для детей старше 7 лет, молодёжи и взрослых . Любой пользователь, как частный, так и профессиональный, без труда может пользоваться данной батареей нейропсихологического тестирования.

Отчёт о результатах становится автоматически доступен после завершения теста, прохождение которого занимает примерно 30-40 минут .

Диагностика Синдрома Дефицита Внимания с Гиперактивностью или без неё (СДВГ) требует разностороннего тестирования и тщательной дифференциальной диагностики, чтобы исключить вероятность того, что присутствующие симптомы и дисфункции могут быть вызваны расстройствами настроения, обучения и развития или другими патологиями.

Клиническая история и различное тестирование, особенно нейропсихологическое, остаются наиболее эффективными инструментами диагностики Синдрома Дефицита Внимания с Гиперактивностью или без неё. Следует иметь ввиду, что CogniFit не предлагает медицинскую диагностику СДВ/СДВГ. Рекомендуется использовать этот комплексный тест на СДВГ в качестве дополнения к профессиональной диагностике. Данный тест не может заменить клиническое интервью.

Цифровой протокол для теста на СДВГ (CAB-ADHD)

Эта полная когнитивная оценка для обнаружения Синдрома Дефицита Внимания с Гиперактивностью или без неё состоит из опросника и комплексной батареи нейропсихологических тестов. Её продолжительность составляет порядка 30-40 минут .

Взрослый или ребёнок с подозрением на СДВГ должен ответить на вопросы опросника, который оценивает клинические симптомы и признаки, характерные для данного возраста, а затем выполнить серию валидированных упражнений и заданий, представленных в форме простых компьютерных игр.

Опросник, разработанный на основе диагностических критериев

Тест представляет собой серию вопросов с простыми ответами, предназначенную для выявления основных диагностических критериев (DSM-5), признаков и симптомов СДВГ. Опросник содержит скрининговые тесты, адаптирующиеся к возрасту пользователя.

Нейропсихологические факторы и когнитивный профиль

Батарея заданий предназначена для оценки основных нейропсихологических факторов, определяемых в научной литературе в качестве критериев для этого расстройства. Особая роль уделяется показателям исполнительных функций. Используются клинические шкалы и тесты, валидированные для возраста пользователя.

Полный отчёт о результатах

По окончании теста на СДВГ вы получите детальный отчёт о результатах, в котором будет отражён индекс риска наличия расстройства (низкий-средний-высокий), что также позволит вам определить типологию синдрома (СДВ, Гиперактивность или СДВГ), тревожные признаки и симптомы, когнитивный профиль, анализ результатов, советы и рекомендации. Результаты тестирования представляют собой ценную информацию, которая может помочь разработать методы коррекции.

Психометрические результаты

Психометрические результаты

Тест на Синдром Дефицита Внимания с Гиперактивностью или без неё (CAB-ADHD) от CogniFit ("КогниФит") использует запатентованные алгоритмы и технологию искусственного интеллекта (ИИ), позволяющие проанализировать более тысячи переменных и сообщить с помощью точных психометрических результатов существует ли риск присутствия СДВ или СДВГ.

Представленный в нейропсихологическом отчёте когнитивный профиль является высоконадёжным, стабильным и постоянным. Результаты теста подтверждены с помощью неоднократных испытаний и измерений. Для подтверждения надёжности были использованы различные методики, в том числе коэффициент Альфа Кронбаха, значение которого составляет около 9. Ретестовая надёжность теста (Тест-Ретест) составляет порядка 1, что говорит о высокой точности и надёжности.

Для кого предназначена программа?

Батарея тестов (CAB-ADHD) подходит для детей старше 7 лет и взрослых, у которых есть подозрение на Синдром Дефицита Внимания с Гиперактивностью или без неё. Любой пользователь, как частный, так и профессиональный, без труда может управлять данной батареей нейропсихологического тестирования. Для использования этой клинической программы не нужно обладать специальными знаниями в области нейронауки или информатики. Тестирование предназначено главным образом для:

Специалистов в области здравоохранения

Провести точное тестирование моих пациентов и предоставить полный отчёт о результатах

Батарея нейропсихологического тестирования на СДВГ от CogniFit ("КогниФит") помогает специалистам в области здравоохранения при обнаружении, диагностике и вмешательстве. Выявление симптомов и когнитивных дисфункций - это первый шаг для обнаружения Синдрома Дефицита Внимания с Гиперактивностью или без неё, корректной диагностики и дальнейшего нейропсихологического вмешательства. С помощью этого мощного программного обеспечения для управления пациентами можно изучить многочисленные показатели и предоставить полные и персонализированные отчёты.

Школ и преподавательского состава

Выявить учеников, у которых присутствует риск развития СДВГ. Помочь предотвратить школьную неуспеваемость и социальные проблемы

Эта батарея нейропсихологических оценок, представленная в форме простых тестов, позволяет учителям и воспитателям, не специализирующимся в области Синдрома Дефицита Внимания с Гиперактивностью или без неё, объективно оценить учащихся и создать полные персонализированные отчёты, позволяющие оценить их слабые и сильные стороны, а также быстро обнаружить учеников с риском присутствия СДВ или СДВГ, нуждающихся в индивидуальной диагностике и обучении на компенсационной основе.

Родителей, опекунов и частных лиц

Обнаружить, существует ли риск развития СДВГ у близких мне людей

Тест на СДВГ является научно разработанным ресурсом, состоящим из простых и увлекательных тестов и заданий, которые можно выполнять онлайн. Он позволяет любому пользователю без специальных знаний оценить различные нейропсихологические факторы, связанные с Синдромом Дефицита Внимания с Гиперактивностью или без неё. Комплексная система результатов даёт возможность выявить, существует ли риск наличия данного расстройства и каков его подтип (СДВ, Гиперактивность или СДВГ), и предоставляет рекомендации в каждом конкретном случае.

Преимущества

Преимущества

Использование данного научно разработанного программного обеспечения для быстрой и точной оценки признаков, симптомов, слабых и сильных сторон и дисфункций когнитивных процессов, нарушенных из-за Синдрома Дефицита Внимания с Гиперактивностью или без неё, имеет множество преимуществ:

ИНСТРУМЕНТ-ЛИДЕР

Батарея когнитивных тестов на СДВГ (CAB-ADHD) от CogniFit ("КогниФит") - это профессиональный ресурс, созданный специалистами в области нейробиологических расстройств, возникающих в детском возрасте. Когнитивные тесты запатентованы и клинически валидированы. Этот инструмент-лидер в своей области широко используется научным сообществом, школами, университетами, семьями, ассоциациями, фондами и медицинскими центрами во всём мире.

ПРОСТОТА В ИСПОЛЬЗОВАНИИ

Любой частный или профессиональный пользователь (специалист в области здоровья, преподаватель и т.д.) может самостоятельно управлять батареей нейропсихологического тестирования, не обладая специальными знаниями в области нейронауки или информатики. Интерактивный формат позволяет легко и эффективно управлять программой.

ВЫСОКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Все клинические упражнения автоматически представлены в форме увлекательных интерактивных игр, что повышает мотивацию и упрощает понимание при их выполнении, особенно у детей.

ПОДРОБНЫЙ ОТЧЁТ О РЕЗУЛЬТАТАХ

Батарея когнитивного тестирования на СДВГ (CAB-ADHD) предоставляет быструю и точную обратную связь с помощью комплексной системы анализа результатов, что позволяет выявить и понять клинические симптомы, сильные и слабые стороны, индекс риска, типологию и подтип расстройства (СДВ, Гиперактивность или СДВГ).

Эта мощная программа анализирует более тысячи переменных и предлагает специфические рекомендации для каждого подтипа расстройства (СДВ, Гиперактивность или СДВГ) и потребностей каждого пользователя.

С помощью этой батареи тестов можно с высокой надёжностью обнаружить риск СДВ, Гиперактивности или СДВГ у взрослых и детей в возрасте от 7 лет .

Рекомендуется как можно раньше пройти этот тест, если есть подозрение на наличие Синдрома Дефицита Внимания с Гиперактивностью или без неё. Раннее обнаружение позволит минимизировать трудности развития и применить подходящую программу вмешательства.

Данная батарея нейропсихологических тестов также позволяет выявить риск наличия расстройства у взрослых людей. В настоящее время множество взрослых людей, которые когда-либо испытывали проблемы с вниманием, концентрацией и импульсивностью, повышенной активностью, а также трудности с выполнением указаний и рутинных дел на протяжении всей своей жизни, даже не подозревают о наличии у себя данной дисфункции. И несмотря на нормальные, а зачастую и выше среднего интеллектуальные способности, очень вероятно, что их считали ленивыми, рассеянными, проблемными, нахальными, агрессивными или неуспевающими.

Если проблема не была вовремя обнаружена и не были приняты необходимые меры, это может привести к трудностям в повседневной жизни, на работе или учёбе, в социальной, семейной и эмоциональной сферах.

СДВГ связан с трудностями и отставанием в учебной, трудовой и социальной сферах. Этот синдром влияет на поведение и характеризуется средней или тяжёлой степенью отвлекаемости, короткими периодами внимательности, моторным беспокойством, эмоциональной нестабильностью и импульсивным поведением.

Подтипы СДВГ

Наиболее важные симптомы

Описание

Доминирующий невнимательный

Трудности с концентрацией и удержанием внимания на стимуле

Дети и взрослые с Синдромом Дефицита Внимания (СДВ) испытывают серьёзные проблемы с вниманием, однако гиперактивности нет или она представлена незначительно. Более того, для этого подтипа характерна замедленность и гипоактивность. Трудности с вниманием связаны с пониженной функциональный активностью и недостаточным развитием префронтальной коры головного мозга, что не позволяет корректно обрабатывать информацию и запускать нейронные механизмы, необходимые для понимания, начала и корректной реализации действия, а также для избежания отвлечения. Очень часто страдающие СДВ люди отвлекаются на шум или какое-то действие, не обращают внимание на детали, делают ошибки или допускают небрежность при выполнении скучной или трудной работы (задания в школе, на работе и т.д.)

Неспособность слушать и следить за разговором

Дети и взрослые с Синдромом Дефицита Внимания (СДВ) испытывают трудности с восприятием и обработкой полученных стимулов, а также с концентрацией на них. Поэтому когда с ними разговариваешь, создаётся впечатление, что они не слушают. Им трудно скоцентрироваться на том, что говорит другой человек, и очень сложно соблюдать нормы поведения на уроке, на работе или в семье. Также им тяжело следовать указаниям при выполнении задания или проекта.

Неадаптивное поведение и дисфункциональная адаптация к социальной среде

Недостаток внимания и нарушения в когнитивных процессах у людей с СДВ затрудняют корректное понимание социальных взаимодействий и применение регулирующих их правил и норм. Проблемы с пониманием установленных норм и следованием им в ряде случаев могут спровоцировать неадекватные реакции и трудности с адаптацией к окружению (семья, школа, социальные отношения, спорт, романтические отношения и т.д.), что может привести к отторжению, низкой самооценке, неподобающему поведению для привлечения внимания окружающих, замкнутости, раздражительности и снижению успеваемости в школе или продуктивности на работе.

Они часто теряют вещи и забывают о делах

Часто страдающие данным расстройством люди теряют вещи или забывают то, что им нужно для своей деятельности (игрушки, школьные или рабочие принадлежности, инструменты и т.д.). Они легко отвлекаются и кажутся забывчивыми. Они не помнят где оставили свою куртку, куда положили деньги, забывают о своих обязанностях, рабочих совещаниях и других важных вещах.

"Низкая мотивация" при выполнении задания

Очень часто такие люди испытывают проблемы с организацией и доведением до конца дел и заданий. Это связано с тем, что детям и взрослым с СДВГ сложно фокусировать внимание на определённом действии. Эта "нехватка мотивации" не имеет ничего общего с тем, что человек ленится или не понимает указания. Это просто означает, что его мозгу труднее подавлять внешние стимулы и сосредоточиться только на одном действии. Поэтому люди с СДВ показывают низкую производительность при выполнении повторяющихся или рутинных заданий. Им трудно следовать инструкциям до конца и они часто бросают начатое. Они стараются избегать задач, требующих постоянных умственных усилий или многочисленных размышлений (школьные упражнения, требующие внимания задания, домашние дела и т.д.).

Изменения настроения и симптомы тревожности и низкой самооценки

Эти симптомы могут развиться как следствие неспособности к адаптации и отторжения. Очень часто они ощущают себя непонятыми своими товарищами, хуже других.

Доминирующий гиперактивно-импульсивный

Их действия могут быть опасны

Проблема с самоконтролем или неспособность ингибировать поведение

Дети и взрослые с доминирующим гиперактивно-импульсивным подтипом СДВГ спонтанны. Поэтому им трудно контролировать не только своё поведение, но и мысли и эмоции.

Они очень стремительны, говорят и действуют, не подумав

Им сложно представить последствия своих действий или детально проанализировать ситуацию. Поэтому они часто говорят или действуют неподобающе.

Отсутствие планирования при выполнении повседневных дел

Эта импульсивность может привести их к фрустрации, другими словами, они постоянно испытывают разочарование, поскольку ожидаемые и полученные результаты не совпадают.

Низкая продуктивность в школе или на работе

Им сложно приспособиться к нормам. Их продуктивность тесно связана с нехваткой самоконтроля, что приводит к тому, что они бросают скучные задания, за которые они не получают компенсацию.

Трудно заводить друзей и поддерживать отношения

Как правило, детям и взрослым с доминирующим гиперактивно-импульсивным подтипом СДВГ трудно поддерживать отношения и приспособиться к окружению (в школе, на работе, в семье, в социальных отношениях и отношениях с партнёром и т.д.). Их импульсивность и нахальное поведение зачастую могут вызывать отторжение у других людей.

Они не умеют проигрывать в играх или спорте

В ряде случаев они легко вступают в драки. Это происходит потому, что их мозгу трудно проанализировать ситуацию и предвидеть последствия.

Их действия могут быть опасны

Зачастую они не отдают себе отчёт в том, насколько их действия могут быть опасны или рискованны.

Кажется, что они находятся в постоянном движении

Гиперактивность - это чрезмерное поведение, характеризующееся повышенной моторной активностью, таким людям трудно удержаться на месте. Им нужно больше движения, чем их товарищам, и они ведут себя неподобающе.

Постоянные неосознанные движения рук и ног

Неосознанные движения, такие как: покачивание, постоянные перемещения с места на место.

Проблемы с тем, чтобы начать выполнение задания

Даже когда оно кажется им увлекательным.

Они склонны вмешиваться в чужие дела и разговоры

Они могут вести себя неадекватно, говоря или делая то, что не нужно.

Им не хватает терпения и они не способны выполнять задания, требующие внимания или спокойствия

Гиперактивность - это скорее гиперактивное поведение, и это означает, что оно чрезмерно, бесконтрольно, есть проблемы с координацией движения, связанные с неврологическими причинами.

Комбинированный

Демонстрируют комбинированные симптомы невнимательности и гиперактивности-импульсивности

Проблемы с концентрацией и восприятием стимула. Изменения настроения и симптомы тревожности, низкая самооценка. Проблемы с самоконтролем и неспособность ингибировать поведение. Стремительны, действуют или говорят, не подумав. Отсутствие планирования при выполнении повседневных дел.

Описание основанного на диагностических критериях опросника

СДВГ и его подтипы характеризуются серией клинических симптомов и признаков. Они могут указывать на присутствие данного расстройства. Поэтому первым шагом при выполнении батареи тестов на Синдром Дефицита Внимания с Гиперактивностью или без неё (CAB-ADHD) является заполнение опросника со скрининговыми тестами на основе ключевых диагностических критериев, признаков и симптомов СДВГ, соответствующих каждому возрасту.

Вопросы опросника аналогичны тем, что можно найти в диагностическом руководстве, клинической анкете или шкалах теста, однако они упрощены для того, чтобы на них мог ответить практически любой пользователь.

Диагностические критерии для детей от 7 до 12 лет

Состоят из серии простых вопросов, ответы на которые должны быть заполнены куратором или специалистом, ответственным за тестирование. Опросник включает вопросы в таких областях, как: гиперактивность и импульсивность (сложно ли контролировать движение и умеет ли останавливать поведение), невнимание или невнимательность (может ли удерживать внимание в течение времени, необходимого для выполнения задачи), проблемы в социальных взаимоотношениях (фрустрация, низкая самооценка), обучение и развитие (образование, недостаточное приобретение учебных знаний).

Диагностические критерии для подростков от 13 до 17 лет

Состоят из серии простых вопросов, ответы на которые должны быть заполнены куратором или членом семьи, ответственным за тестирование. Опросник включает вопросы в таких областях, как: гиперактивность и импульсивность (ощущение внутреннего беспокойства, нетерпеливость), невнимание или невнимательность (отвлекаемость, сложность с концентрацией), дефицит социальных навыков (нехватка эмпатии, ассертивности), обучение и развитие (проблемы с учёбой, школьная неуспеваемость и др.).

Диагностические критерии для взрослых

Состоят из серии простых вопросов, которые могут быть заполнены как специалистом, так и проходящим тест на СДВГ человеком. Опросник включает вопросы в таких областях, как: гиперактивность и импульсивность (перегруженность, импульсивность, быстрая потеря контроля), невнимательность (неорганизованность, проблемы с завершением проектов), успеваемость (проблемы с учёбой), трудности в социально-рабочем взаимодействии (проблемы с адаптацией).

Описание батареи тестов для оценки нейропсихологических факторов, связанных с СДВГ

Присутствие нарушений в каких-либо когнитивных способностях может указывать на СДВГ. Общий профиль когнитивных способностей может дать нам представление о подтипе СДВГ и интенсивности связанных с этим расстройством нарушений.

Проблемы с гиперактивностью, импульсивностью, невнимательностью, трудности в социальных отношениях, проблемы с учёбой или на работе связаны с дефицитом различных когнитивных способностей. Тест на СДВГ (CAB-ADHD) позволяет протестировать эти когнитивные области и способности.

Протестированные когнитивные области

Когнитивные способности

Внимание

Способность не отвлекаться и концентрироваться на важной информации.

8.4% выше среднего результата

Фокусированное внимание

Фокусированное внимание и СДВГ. Фокусированное внимание - это способность удерживать фокус внимания на целевом стимуле вне зависимости от продолжительности данной фиксации. Часто страдающие СДВГ люди испытывают трудности с фиксацией внимания на важных и значимых в каждой ситуации стимулах и событиях. Это может привести, например, к потере важной информации на уроке.

569 Ваши баллы

400

Ингибиция

Ингибиторный контроль и СДВГ. Ингибиция - это способность ингибировать или контролировать импульсивные (или автоматические) реакции и генерировать ответы посредством рассуждения и внимания. Дефицит ингибиторного контроля может спровоцировать импульсивное и повторяющееся поведение, которое может привести к тому, что страдающий СДВГ человек начнёт выполнять опасные и неадекватные ситуации действия.

567 Ваши баллы

400 Средний результат для вашего возраста

Способность удерживать новую информацию и управлять ею, а также восстанавливать воспоминания.

7.5% выше среднего результата

Кратковременная память

Кратковременная память и СДВГ. Кратковременная память - это способность удерживать небольшой объем информации в течение короткого периода времени. Проблемы с кратковременной памятью могут помешать нам понять то, что нам объясняют или то, что мы читаем, поскольку информация не удерживается.

594 Ваши баллы

400 Средний результат для вашего возраста

Синдром дефицита внимания, гиперактивность, импульсивность

I. Симптомы невнимательности, которые сохраняются у ребенка на протяжении, как минимум, 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам (необходимо наличие шести или более из перечисленных ниже симптомов):

1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях;

из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.

2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к

нему речь.

4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или

протестным поведением, неспособностью понять задание).

5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения

задания и других видов деятельности.

6. Обычно избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных за¬даний, домашней работы).

7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

II. Симптомы гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на

протяжении по меньшей мере 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным

возрастным характеристикам (необходимо наличие шести или более из перечисленных ниже симптомов):

Гиперактивность

1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.

2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится,

пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».2

6. Часто бывает болтливым.

Импульсивность

1. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.

2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в

беседы или игры).

Тест на тервожность ребёнка

Лаврентьва Г. П., ТитаренкоТ. М., 1992г.

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество “плюсов”, чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность - 15-20 баллов

Средняя - 7-14 баллов

Низкая - 1-6 баллов.

Предварительный просмотр:

Как выявить гиперактивного ребёнка?


Критерии гиперактивности

(схема наблюдений за ребенком по П. Бейкер и М. Алворд)

Дефицит активного внимания:

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность:

1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.

Импульсивность:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, на одних уроках он успешен, на других - нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

Очень часто педагоги задают себе вопрос: “Что делать, если у ребенка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом все пройдет”.

В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психологу или невропатологу. Согласитесь, что ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач. Важно убедить родителей, что ребенку необходима помощь специалиста.

Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются. Особенно часто педагоги и родители не обращают должного внимания на проявление у ребенка импульсивности. Что же такое импульсивность? В психологическом словаре этот термин объясняется так: “Импульсивность - особенность поведения человека (в устойчивых формах - черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все “за” и “против”, он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях”. Выявить импульсивность можно с помощью анкеты “Признаки импульсивности”. Она разработана для педагогов, не содержит специальных медицинских и психологических терминов, и поэтому не вызовет трудностей при ее заполнении и интерпретации.

Признаки импульсивности (анкета)


Импульсивный ребенок:
1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).
2. У него часто меняется настроение.
3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
5. Обидчив, но не злопамятен.
6. Часто чувствуется, что ему все надоело.
7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.
8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.
9. Нередко отвлекается на занятиях.
10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.
12. Может нагрубить родителям, воспитателю.
13. Временами кажется, что он переполнен энергией.
14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
16. В играх не подчиняется общим правилам.
17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
19. Любит организовывать и предводительствовать.
20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2-3 взрослых человека, хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл. Результат 15-20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7-14 - о средней, 1-6 баллов - о низкой.

Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, за которые берется, однако чаще всего ему это не удается. Поэтому родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.

Необходимо также позаботиться о рабочем месте ребенка. Оно должно быть тихим и спокойным - не около телевизора или постоянно открывающихся дверей, а там, где ребенок мог бы заниматься без помех. В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке.

Если ребенок в чем-то неправ, родителям не следует читать ему нотация, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Как уже отмечалось выше, требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.

Нельзя принуждать ребенка просить прощения и давать обещания: “Я буду хорошо себя вести”, “Я буду всегда тебя слушаться”. Можно, например, договориться с ребенком, что он “не будет пинать кошку” или “с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место”. На отработку каждого из этих конкретных требований может уйти много времени (две-четыре недели и больше). Однако, не отработав одного пункта, не переходите к следующему. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца. Потом можно будет добиваться выполнения другого конкретного требования.

Adult ADHD Self-Report Scale (ASRS) шкала для диагностики СДВГ у взрослых, разработанная совместно со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и исследователями из Медицинской школы Нью-Йоркского университета и Гарвардской медицинской школы. Данный опросник состоит из 18 критериев Синдрома Дефицита Внимания и Гиперактивности DSM-IV-TR.

От 25 до 50% детей сохраняют симптомы во взрослом возрасте и от 2% до 5% взрослых имеют СДВГ.

Существует 3 типа (по DSM-5):

1. Преимущественно Рассеянный (невнимательный) тип (ADHD-PI или ADHD-I)
2. Преимущественно Гиперактивный или Гиперактивно-Импульсивный тип (ADHD-PH или ADHD-HI)
3. Комбинированный тип (ADHD-C)

С возрастом гиперактивно-импульсивный тип проявляется реже. Например чрезмерная физическая активность у детей с возрастом начинает переходить в избыточную разговорчивость, постоянное внутреннее чувство беспокойства, спешки или «гиперактивную» умственную активность.

СДВГ начинает проявляться в возрасте от 6 до 12 лет, поэтому для полноценной диагностики важно собрать информацию о поведении в этом возрасте. В этом может помочь следующий .

Если вам требуется помощь с поведенческой коррекцией симптомов, то

Инструкция к тесту СДВГ у взрослых:

Ответьте на приведенные ниже вопросы исходя из того, как прошли ваши последние 6 месяцев

Гиперактивный ребенок — один из симптомов современного общества. Наверное, в каждой группе детского сада, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.

Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: "Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов”. Вероятно, каждому родителю или воспитателю знакомы такие дети. Но прежде чем бить тревогу и думать, что ваш ребенок обладает теми отклонениями от нормы, которые необходимо лечить, давайте разберемся, как визуально попробовать отличить серьезный диагноз от проявления характера ребенка. И если это проявление характера, то плохо ли это?

Гиперактивность с точки зрения медицины и психологии

Гиперактивность — медицинский термин, в основании которого лежат минимальные мозговые дисфункции. Такие дети могли родиться при кесаревом сечении, асфиксии при родах и подобных минимальных повреждениях, при которых была затронута нервная система, которая имеет свои особенности. У таких детей процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, другими словами, они очень импульсивны. Импульсивность — склонность человека поступать под воздействием не разума, а эмоций, часто не обдумывая последствия своих поступков, при этом реагируя стремительно, а впоследствии часто раскаиваясь в своем поступке. Тогда как у нормального ребенка наблюдается почти равновесие этих двух процессов. Поэтому дети с синдромом гиперактивности быстро загораются, не могут усидеть на месте, им просто необходимо быть в постоянном движении, что-либо делать, играть, собирать. Но гиперактивность — это пограничное состояние между патологией и нормой. Они сложнее в воспитании, чем дети с активным характером, потому как помимо психологических аспектов в их поведении, проявляются еще и неврологические: заикание, недержание, нервные тики. Все это обусловлено излишним неконтролируемым возбуждением.

У таких детей процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, другими словами, они очень импульсивны.

Если рассматривать гиперактивность с психологической точки зрения, то ее обычно называют СДВ (синдром дефицита внимания). Дети с этой психологической проблемой страдают от отсутствия самоконтроля. Например, неблагополучные семьи, которые находятся на грани развода, целиком и полностью увидят проявление восприятия ребенком этой ситуации в этом дефиците внимания. Ребенок постоянно будет пребывать в тревожном состоянии, его будут посещать навязчивые мысли, и все это он будет компенсировать своей активностью. Со стороны же будет казаться, что ребенок гиперактивный. Для того чтобы у ребенка возникло понимание самоконтроля, его необходимо научить, показать ему границы допустимого, как и что правильно делать, на своем примере или на примере членов семьи, что в дальнейшем у него будет проявляться как самоконтроль.

Тест на определение уровня гиперактивности ребенка:

Отметьте соответствия.

1. Ребенок всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).

2. У него часто меняется настроение.

3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.

4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.

5. Обидчив, но не злопамятен.

6. Часто чувствуется, что ему все надоело.

7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.

8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.

9. Нередко отвлекается на занятиях.

10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.

11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.

12. Может нагрубить родителям, воспитателю.

13. Временами кажется, что он переполнен энергией .

14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.

15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.

16. В играх не подчиняется общим правилам.

17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.

18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.

19. Любит организовывать и предводительствовать.

20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Если рассматривать представленные 20 признаков импульсивности как тест и дать каждому признаку 1 балл, то можно увидеть: получение 15-20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7-14 — о средней, 1-6 баллов — о низкой.

Таким детям необходимо большое количество физических нагрузок, но в определенное время. Мысленные или визуальные нагрузки перед сном только возбудят ребенка.

Если вы заметили что-либо подобное у своего ребенка, то обязательно покажите его нейропсихологу, который имеет свои способы диагностики, отличные от медицинских, и сможет подтвердить или опровергнуть возможный диагноз и предложить коррекционную программу. Если же у ребенка медицинское заболевание, возникшее в результате минимальной мозговой дисфункции, то невропатолог или нейропсихолог пропишут коррекционную терапию, в которую входят щадящие препараты, например, гомеопатические, и установят жесткий режим дня. Таким детям необходимо большое количество физических нагрузок, но в определенное время. Мысленные или визуальные нагрузки перед сном только возбудят ребенка.

Если же нейропсихолог опровергнул наличие синдрома у вашего ребенка и определил, что ребенок просто обладает активным характером, то вам повезло. Таких детей любят воспитатели и окружающие дети.

Кроме того, дети со средней гиперактивностью нормально адаптированы в социуме и даже во многом успешнее и одареннее детей, не страдающих этим синдромом.

Плюсы гиперактивности. Есть ли они?

В чем же плюс проявления гиперактивности у детей , которые не имеют медицинских или неврологических патологий?

Эти дети умнее, быстрее, они быстро загораются, быстро действуют. Они более сообразительны, чем другие. Чаще всего такие дети становятся душой компании. Они всегда на виду, всегда привлекают внимание. Такие дети стремятся быть лучше других. Поэтому именно гиперактивных детей можно увидеть на спортивных соревнованиях.

Понаблюдайте за своим ребенком

Чаще всего отличить болезнь от характера можно простым способом: понаблюдайте за своим ребенком. Посмотрите, как он занимается творческим процессом. Детям с гиперактивностью сложно и даже практически невыносимо заниматься тем, что связано с мелкими деталями, развивающими моторику рук. А завязать шнурки или застегнуть пуговицы для них практически невыносимо и заставляет изрядно понервничать, что может закончиться даже истерикой.

Такие дети находятся в постоянной зоне риска. Они чаще других подвержены царапинам, синякам, ушибам и даже переломам. В их присутствии постоянно что-то ломается.

В школьных тетрадях у таких детей можно увидеть недописанные слова, потому что их мыслительный процесс работает быстрее, чем они пишут. Дети часто совершают опечатки в написании не потому, что они не знают, как это пишется, а потому, что у них не хватает внимательности и усидчивости проверить то, что они написали.

Гиперактивность как болезнь отличается от характера тем, что она проявляется ВЕЗДЕ! Где бы ни был ребенок, он везде активен: в общественном транспорте, в гостях, за столом, в детском саду и дома. Он везде ведет себя громко, шумно и непоседливо. А тот ребенок, у которого просто симптомы, похожие на гиперактивность, а по факту он просто активный, — ведет себя везде по-разному. В незнакомом месте или в гостях он может быть скромным и тихим. Пусть это может пройти со временем, но именно то, как он повел себя при первом знакомстве в новом месте, и говорит о его характере или заболевании.

10 простых правил воспитания гиперактивного ребенка и общения с ним

Сделайте так, чтобы ребенок спокойно, без агрессии или импульса, установил контакт с вами.

  1. Установите контакт с ребенком. Если вы хотите с ним о чем-то поговорить или попросить, то смотрите на него, уберите все то, что его отвлекает. Сделайте так, чтобы ребенок спокойно, без агрессии или импульса, установил контакт с вами.
  2. Закон постоянства правил. Необходимо всегда и везде придерживаться одних правил. Если однажды вы сказали, что нельзя перебегать дорогу, то в любом другом случае, даже когда нет ни одной машины, этого делать нельзя.
  3. Порядок и безопасность. Когда в доме активный ребенок, то все, что вы могли оставить без присмотра, обязательно попадет в руки вашему ребенку. Соблюдайте всегда во всем порядок. Он увидит, что вы складываете и убираете вещи на свои места, и будет перенимать ваши привычки.
  4. Режим во всем. Например, прием пищи. Пусть это будет семейной традицией — есть в одно время.
  5. Хвалите детей. Пока они растут, то часто слышат о том, что у них все плохо получается, что все они плохо делают…
  6. Олимпийский принцип. Пусть у ребенка что-то не получается, зато он старается и хочет этому научиться или просто помочь. Пусть он плохо моет посуду, похвалите за его старания. В следующий раз он будет стараться делать еще лучше.
  7. Ветер в паруса. Найдите у ребенка те способности, которые проявляются лучше всего, и даже уникальные способности, отличающие его от других детей.
  8. Направьте энергию в нужное русло. Запишите в спортивную школу, где помимо развития здоровья и силы ребенок проявит себя, направит свою активность на достижение цели, победы в соревнованиях.
  9. Отдыхайте! По возможности оставляйте своих детей в компании сверстников или оставляйте их одних с бабушками, дедушками. Главное, избегайте эмоционального возгорания, которого с такими детьми легко достичь!

© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин