02.04.2024

Крылатые фразы англоязычной литературы. Цитаты из произведений: афоризмы, известные высказывания, крылатые выражения Произведения с умными фразами


Крылатые выражения из произведений русской литературы

из произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Счастливые часов не наблюдают. (Слова Софьи)

Служить бы рад, прислуживаться тошно. (Слова Чацкого)

Свежо предание, а верится с трудом. (Слова Чацкого)

Дома новы, но предрассудки стары. (Слова Чацкого)

А судьи кто? (Слова Чацкого)

Ах, злые языки страшнее пистолетов. (Слова Молчалина)

Ба! знакомые все лица! (Слова Фамусова)

Где ж лучше? (Разговор Софьи и Чацкого)

Где нас нет.

из басен И. А. Крылова

А Васька слушает да ест. («Кот и повар»)

А ларчик просто открывался. ( «Ларчик»)

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник. («Щука и Кот»)

Берись за то, к чему ты сроден,

Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. («Скворец»)

Да только воз и ныне там. ( «Лебедь, Щука и Рак»)

Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят. («Две Собаки»)

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет. («Лебедь, Щука и Рак»)

Хоть ты и в новой коже,

Да сердце у тебя все то же. («Крестьянин и Змея» («К Крестьянину вползла Змея...»)

Не плюй в колодезь – пригодится

Воды напиться. («Лев и Мышь»)

У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и Ягненок»)

Как белка в колесе. («Белка»)

Медвежья услуга. («Пустынник и медведь»)

Рыльце в пуху. («Лисица и Сурок»)

Услужливый дурак опаснее врага. («Пустынник и Медведь»)

из стихотворений К. Н. Батюшкова

О вы, которые умеете любить,

Страшитеся любовь разлукой прогневить!

("Элегия из Тибулла")

Есть странствиям конец - печалям никогда!

("Воспоминания")

О память сердца! ты сильней

Рассудка памяти печальной.

("Мой гений")

Молитеся с надеждой и слезами...

Земное гибнет все... и слава, и венец...

("Умирающий Тасс")

из стихотворений Н. М. Карамзина

Ничто не ново под луною. («Опытная Соломонова мудрость, или Выбранные мысли из Екклесиаста»)

из произведений А. С. Пушкина

В одну телегу впрячь не можно Коня и трепетную лань. ( поэма «Полтава»)

Любви все возрасты покорны. («Евгений Онегин»)

Мы все учились понемногу,

Чему-нибудь и как-нибудь. («Евгений Онегин»)

Разбитое корыто. («Сказки о рыбаке и рыбке»)

С корабля на бал. («Евгений Онегин»)

Чтение – вот лучшее учение. (цитата из письма А. С. Пушкина к брату)

из произведений И. С. Тургенева

Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. (стихотворение в прозе «Русский язык»)

из произведений А. П. Чехова

Двадцать два несчастья.( пьеса «Вишневый сад»)

На деревню дедушке. (рассказ «Ванька»)

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (пьеса «Дядя Ваня»)

из произведений Л. Н. Толстого

Живой труп. (драма «Живой труп»)

из произведений М. Ю. Лермонтова

Забыться и заснуть! (стихотворение «Выхожу один я на дорогу»)

И скучно, и грустно, и некому руку подать. (стихотворение «И скучно и грустно»)

Всё это было бы смешно,

Когда бы не было так грустно. («А. О. Смирновой»)

из произведений Н. В. Гоголя

И веревочка в дороге пригодится. ( комедия «Ревизор»)

из стихотворений А. А. Блока

И снова бой! Покой нам только снится. (стихотворение «На поле Куликовом»)

из стихотворений Н. А. Некрасова

Как дошла ты до жизни такой? («Убогая и нарядная»)

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан. (стихотворение «Поэт и гражданин»)

из произведений М. Горького

Рожденный ползать летать не может. («Песни о Соколе»)

из стихотворений С. А. Есенина

Всё пройдет, как с белых яблонь дым. («Не жалею, не зову, не плачу…»)

из стихотворений Ф. И. Тютчева

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей! («О, как убийственно мы любим»)

Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье,

И рано ль, поздно ль пробужденье,

А должен наконец проснуться человек... («В разлуке есть высокое значенье»)

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить. («Умом Россию не понять»)

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Современная лингвистика признала своим главным объектом текст, т.к. человек в своей "человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создаёт текст". Вся наша жизнь проходит в текстовом окружении, из текстов различных типов мы получаем большую часть информации о мире. Помимо необходимости дать доступную информацию, человек ищет соответствующие средства связи (метафоры, цитаты, пословицы), позволяющие ярко, быстро, эмоционально и лаконично воздействовать на читателя, такие тексты в науке называются прецедентными.

Выдающийся русский мыслитель современности М.М. Бахтин писал:

”Я живу в мире чужих слов. И вся моя жизнь является ориентацией в этом мире, реакцией на чужие слова, начиная от их освоения (в процессе первоначального овладения речью) и кончая освоением богатств человеческой культуры. Все слова для каждого человека делятся на свои и чужие, но границы между ними могут смещаться, и на этих границах происходит напряжённая диалогическая борьба “. Значение прецедентных текстов для современного человека проявляется в большом количестве исследований по данной проблеме. Первым к понятию прецедентных текстов в своей работе “Русский язык и языковая личность” обратился исследователь Ю.Н. Караулов. Вслед за Ю.Н. Карауловым такие исследователи, как Д.Б. Гудков, В.В. Красных, И.В. Захаренко в своих научных работах использовали термин прецедентные феномены.

Важной приметой развития современного коммуникативного явления есть увеличение использования в тексте других текстов. И если прежде употребление в речи пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых слов, "говорящих" имён, цитат было в основном направлено на украшение речи, то сейчас это осмысливается как социокультурный феномен (процесс, направленный на положительное изменение как материальных, так и духовных объектов с одной единственной целью - стать лучше. Знание таких текстов свидетельствует о принадлежности человека к определённой социально-культурной группе, своей нации, эпохе, а также является показателем высокой речевой и общей культуры. Напротив, незнание прецедентных текстов - признак невысокой культуры речи индивида, предпосылка отторженности его от культуры своего народа. Активно входят в наш язык многие цитаты из фильмов, давно уже превратившиеся в пословицы и поговорки, фразеологизмы и устойчивые выражения; они окружают нас практически ежедневно, подстерегая в заголовках газет, в текстах песен, в разговорной речи. Именно поэтому вопрос о прецедентных текстах из кинематографа сейчас очень актуален. Незнание прецедентных текстов может вызвать трудности в общении, поэтому изучение явления прецедентности имеет важное образовательное значение.

Цель данного исследования - изучить понятие прецедентного текста и влияние крылатых фраз из отечественного кинематографа на образование прецедентного феномена среди других источников в различных возрастных социально-культурных группах. Для достижения цели были поставлены следующие задачи :

1) дать лингвистическое толкование понятию "прецедентный текст";

2)описать основные источники прецедентных феноменов;3) дать лингвистическое толкование "крылатые выражения";

4) изучить прецедентные тексты в отечественных кинофильмах;

5) изучить, при каких обстоятельствах используются тексты

6) исследовать возрастные группы на знание прецедентных текстов;

7)выделить наиболее употребляемые прецедентные выражения из отечественных кинофильмов.

Гипотеза : крылатые выражения из отечественной кинематографии являются одним из главных источников прецедентных высказываний различных возрастных групп.

Объектом исследования являются возрастные группы; предметом исследования - прецедентные высказывания из отечественной кинематографии, употребляемые в речи различных возрастных групп.

I. Понятие о прецедентных текстах

Всякая культура стремится выработать свою систему признаков, позволяющих отличать «своих» от «чужих». Одним из таких признаков является знание или незнание определенных текстов, которые получили название прецедентных. Прецедентный текст - тексты, на которые ссылаются многие, поскольку считают их важными для данной культуры.

Прецедентные тексты — стихийно или сознательно отобранные тексты, которые рассматриваются как общеизвестные в конкретной речевой культуре и которые допускают в этой связи особые формы их использования.

Теория прецедентности - это одно из самых развивающихся направлений современной лингвистики. Среди наиболее активных источников прецедентности в современной массовой коммуникации необходимо выделить такие, как "Литература ","Театр и кино", "Война"," Политика". К числу востребованных относятся такие сферы: "Музыка", "Экономика", "Спорт", "Реклама ".

К прецедентным текстам относятся не только цитаты из художественных произведений, но и мифы, предания, устно-поэтические произведения, притчи, легенды, сказки, анекдоты и т. п. Прецедентным текстом может быть и имя собственное, например, имя известной исторической личности, персонажа какого-либо литературного произведения или киногероя (Иван Сусанин, Наполеон, Евгений Онегин, Мефистофель, Баба Яга, дядя Степа).

За каждым прецедентным текстом стоит своя уникальная система ассоциаций, вызываемых им в сознании носителей языка. Таковыми могут быть личность автора, принадлежность к исторической эпохе, сюжет, наиболее впечатляющие отрывки, величина текста, особенности авторской стилистики, история написания и т. д.

Свой корпус прецедентных текстов может иметь и отдельная группа людей - от представителей одного поколения до группы друзей или семейной пары.

Со временем многие тексты теряют статут прецедентных текстов, так как проходят времена, меняются поколения читателей и интересы членов лингво-культурного сообщества. Появляется множество новых прецедентных текстов, основанных на произошедших в обществе изменениях, на новых исторических и культурных событиях. Тексты и ситуации, которые являлись прецедентными, более не являются таковыми, так как утеряли свою актуальность.

Прецедентный текст может быть представлен (1) одним словом, (2) цитатой, (3) целым отрывком и (4) ситуацией.

Исследованию феномена прецедентности посвящены многочисленные работы. В частности, этой проблемой занимались такие ученые, как Ю.Н. Караулов, В.В. Красных, Д.Б. Гудков, Г. Г. Слышкин и др. Однако, несмотря на пристальное внимание ученых, данное явление считается недостаточно разработанным.

Источником прецедентных текстов, прежде всего, являются фразеологические единицы (последние при широком подходе могут включать в себя и афоризмы, и названия фильмов, книг, песен, и фрагменты рекламных роликов, и ставшие известными высказывания общественных деятелей, политиков и так далее). При употреблении прецедентных текстов знание их источника не является обязательным, важна лишь отсылка к той ситуации, к тому контексту, в котором данный текст был актуализирован.

II. Характер употребления прецедентных текстов с точки зрения сфер-источников

Существенным этапом исследования прецедентности является обращение к сферам-источникам: важно определить, какие именно сферы (религия, фольклор, литература, театр, политика и др.) служат в том или ином социуме основным источником для репертуара прецедентных имен, событий, высказываний и текстов.

Ю.Н. Караулов предлагает отнести к числу прецедентных явлений не только словесные тексты, но и названия музыкальных произведений, произведений архитектуры и живописи, исторические события и имена политических лидеров, что в свою очередь увеличивает и количество возможных сфер-источников прецедентности. Несколько позднее в качестве источников текстовых реминисценций был выделен еще более широкий круг исходных сфер, среди которых Библия, античная мифология, музыка, фольклор, популярные песни, политика. При обращении к иным коммуникативным дискурсам (реклама, средства массовой информации, бытовое общение) возникает необходимость использовать еще более детализированную классификацию сфер-источников: политические тексты, наука, спорт, медицина и др. В нашем исследовании сфер-источников прецедентных имен будет использована следующая рабочая классификация.

1. Социальная область, которая подразделяется на такие сферы, как политика, экономика, образование, развлечения, медицина, война, криминал, спорт.

2. Область искусств, к которой относятся такие сферы, как литература, театр и кино, изобразительные искусства, музыка, архитектура, мифология и фольклор.

3. Область науки, которая включает, в частности, следующие сферы гуманитарных и естественных знаний: математика, физика, химия, биология, история, география, филология.

4. Область религии, к которой относятся прецедентные феномены, которые восходят к религиозным текстам.

При необходимости классификацию можно сделать многомерной, то есть учесть и иные критерии.

Использование в речи прецедентных текстов является показателем уровня языкового развития личности.

Активно входят в наш язык многие цитаты из фильмов, давно уже превратившиеся в пословицы и поговорки, фразеологизмы и устойчивые выражения; они окружают нас практически ежедневно, подстерегая в заголовках газет, в текстах песен, в разговорной речи. Именно поэтому вопрос о прецедентных текстах из кинематографа сейчас очень актуален.

III. Крылатые выражения как прецедентный текст

3. 1. Лингвистическое понятие крылатых выражений

В современном мире мы часто сталкиваемся с крылатыми выражениями. Родовые девизы и рекламные слоганы, цитаты в художественной и научной литературе, даже повседневная речь предоставляют нам огромное разнообразие крылатых фраз, поговорок и пословиц. Вот какое определение крылатых выражений даёт Википедия. Крылатые выражения — устойчивый фразеологизм образного или афористического характера, вошедший в лексику из исторических либо литературных источников и получивший широкое распространение благодаря своей выразительности.

Широкое распространение в современном значении выражение «крылатые слова» получило благодаря вышедшему впервые в 1864 г. под таким названием сборнику популярных цитат, составленному Георгом Бюхманом. Крылатые слова и выражения предрасположены к тому, чтобы в какой-либо ситуации припомнить сказанную тем или иным героем произведения - фразу, и высказаться по мере обстоятельств.

Почему какое-то выражение становится вдруг крылатым, его цитируют, оно прочно входит даже в разговорную речь? Все дело в том, что фраза имеет глубокий, часто скрытый смысл, и представляет собой игру слов или краткое содержание какой-то легенды. Крылатые выражение всегда очень емкие. Даже непонятно, как фраза из нескольких слов может содержать в себе столько смысла. Но именно смысл становится теми крыльями, на которых эти фразы разлетаются по свету и живут в языке на протяжении долгих лет и даже столетий.

Таким образом, мы видим, что крылатые фразы выполняют основные функции прецедентных текстов и относятся к ним наряду с афоризмами и пословицами.

3.2. Прецедентные тексты из отечественного кинематографа

В последнее время в наш язык активно входят многие цитаты из фильмов, давно уже превратившиеся в пословицы и поговорки, фразеологизмы и устойчивые выражения, поэтому всё чаще можно заметить, что в разговоре люди цитируют фразы из кинофильмов. Причем цитируют не просто так, а умышленно, в какой-то определенной ситуации. Нетрудно заметить, что такие фразы из фильмов становятся просто-напросто крылатыми.

Именно поэтому вопрос о прецедентных текстах из кинематографа сейчас очень актуален. В сборнике «Крылатые фразы и афоризмы кино», составленном А.Ю.Кожевниковым [ насчитывается 1319 крылатых изречений из отечественных фильмов с 1934 г. («Веселые ребята») по 1986 г. («Кин-дза-дза»). Многие из этих картин уже давно разлетелись на цитаты, это «Бриллиантовая рука» (176 фраз), «Джентельмены удачи» (135 фраз), «Двенадцать стульев» (118 фраз), «Кавказская пленница» (108 фраз), «Золотой теленок» (106 фраз), «Иван Васильевич меняет профессию» (102 фразы).

Следует отметить, что в нашей стране наиболее часто цитируются фразы из отечественного кино и именно комедий. Также очень часто встречаются и цитируются фразы из мультфильмов. (Например, «Спокойствие, только спокойствие», «Пустяки дело житейское», «Мужчина в самом расцвете сил» - «Карлсон, который живет на крыше», «Ребята, давайте жить дружно!» - «Приключения кота Леопольда», «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро», «До пятницы я совершенно свободен» - «Приключения Винни Пуха и его друзей и т.д.).

Совсем недавно в Интернете был проведен социологический опрос, целью которого было выяснить, какая из крылатых фраз советского кино наиболее популярна. Мы решили дублировать этот опрос среди родителей и учащихся нашей школы и выявить не только, самые употребительные цитаты из кино, но и в каких речевых ситуациях они обычно используют. Нами было опрошено всего 60 человек.

Мы же предложили участникам нашего опроса самим вспомнить крылатые изречения и назвать любимые. Любопытно то, что в общей сложности было упомянуто свыше 150 различных устойчивых фраз. Конечно, не все из них были известны, часто человек писал фразу, которая просто ему нравится. Практически все фразы из фильмов советского периода. Выражений из картин последнего десятилетия всего 25. И лишь 5 из них повторяются, остальные фразы имеют единичное упоминание, поэтому их пока нельзя отнести к прецедентным текстам.

В результате опроса мы выделили 10 наиболее часто употребляемых крылатых изречений:

1) «Спортсменка, комсомолка и просто красавица» (из к/ф «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика») - 28 человек. Произносит Саахов, приглашая Нину перерезать ленточку на открытии ЗАГСа. Расхваливает девушку, так как она ему нравится и он хочет взять ее в жены. В наше время очень любят употреблять эту фразу как пожелание. Довольно часть на чьем-нибудь дне рождении можно услышать: «….Дорогая Света! Ты у нас спортсменка, комсомолка и просто красавица! Так оставайся же такою…»

2) «Гюльчатай, открой личико» (из к/ф «Белое солнце пустыни») - 21 человек. Произносит Петруха, когда уговаривает Гюльчатай открыть личико. Часто используют в шутливой форме. Однажды передо мной развернулась такая картина. Молодой человек на выступлении был переодет в костюм девушки, увидев своих друзей в зале естественно застеснялся. И тогда один из друзей крикнул: «Эй, Гюльчатай, открой личико!»

3) «Очень приятно, царь!» (из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию») - 20 человека. Произносит Иван Васильевич Бунш, притворяясь царем Иваном Грозным и здороваясь с русскими красавицами. Похожая статья: Прецедентные тексты в публицистике В наше время часто используют также при знакомстве, когда хотят разрядить обстановку. Употребляют с издевкой, когда при знакомстве один человек довольно долго представляется, при этом расхваливая себя, хотя на самом деле все его достижения довольно скромные и вообще упоминать их в данные момент не следует.

4) «Минуточку! Минуточку… Будьте добры, помедленнее… я записываю» (из к/ф «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика») - 18 раз. Произносит не совсем трезвый Шурик, когда пытается записать речь Саахова на открытии ЗАГСа. Употребляется обычно в ироничном контексте. Когда хотят подчеркнуть, что это вовсе ненужная информация.

5) «Какая гадость эта ваша заливная рыба» (из к/ф «Ирония судьбы, или с легким паром») - 16 человек. Произносит пьяный Ипполит, размышляя о смысле жизни и поедая заливную рыбу, приготовленную Надей. Часто используют, когда говорят о чем-то надоедливом и неприятном.

6) «Птичку жалко» (из к/ф «Кавказская пленница») - 12 человек. Произносит не совсем трезвый Шурик в ресторане, когда услышал тост официанта о маленькой и гордой птичке, которая, полетев на солнце, опалила крылья и упала прямо в ущелье. Часто используется в ситуациях, когда человек плачет и не хочет называть действительную причину своих слез. Также эта фраза давно уже является прецедентным заголовком

7) «Я требую продолжение банкета» (из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию») - 11 человек. Произносит Бунш в костюме Ивана Васильевича после того, как банкет закончился. В наше время эта фраза уже давно стала «народной», практически ни одна свадьба, ни один юбилей не заканчиваются без этого крылатого изречения.

8) «Все, кина не будет, электричество кончилось» (из к/ф «Джентельмены удачи») - 8 человек. Произносит Косой, когда милиция нашла их шайку. Почти каждый раз, когда приходишь в кинотеатр и после рекламы гасят свет, а экран становится черным, какой-нибудь остряк произносит эту фразу.

9) « Люськ, а, Люськ» (из к/ф «Любовь и голуби») - 6 человек. Произносит жена Василия Кузякина, узнав в гостье разлучницы и обращаясь к дочери.. В наше время часто употребляют эту фразу в ироничном варианте, когда к кому-то обращаются (нередко даже с долей возмущения).

10) «Танцуют все!» (из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию») - 5 человек. Восторженно восклицает Бунш в одеянии царя. Эту фразу можно встретить в рассказе Венедикта Ерофеева еще в 1985г. «Вальпургиева ночь, или Шаги командора»: «Мы отмечаем сегодня вальпургиево празднество силы, красоты и грации! … Ха-ха! Танцуют все! Белый танец!». [Венедикт Ерофеев. Вальпургиева ночь, или Шаги командора (1985)] Эта фраза также стала прецедентным заголовком, об этом свидетельствуют телепередача «Танцуют все!» и танцевальный конкурс с одноименным названием.

Проделанные исследования показывают, что носители языка имеют представления о прецедентных текстах, которые получают широкое распространение в различных стилях: не только в художественной литературе, но и в политических текстах, в рекламе, СМИ, в разговорной речи.

Прецедентные тексты становятся устойчивым составляющим носителей языка. И одним из основных источников прецедентных текстов в наше время, несомненно, является кинематограф. Также выбор устойчивых фраз происходит именно из отечественных комедий, а не из триллеров или фильмов-ужасов показывает нам черту характера русского народа - юмор, добрую иронию, очень часто направленную даже на самого себя.

IV. Результаты анкетирования

4.1. Возрастные группы, употребляющие прецедентные тексты

Мы предположили, что речь различных социальных групп различается набором прецедентных высказываний. В ходе работы мы попытались выяснить, как различается репертуар прецедентных высказываний людей, принадлежащих к различным возрастным группам. Для этого мы собрали наиболее популярные прецедентные тексты не из словарей и справочников, а самостоятельно, поскольку важно было определить самые "обиходные"-популярные, укоренившиеся в современной речи высказывания. Из собранных прецедентных текстов было отобрано равное количество из разных источников: литературы, кинофильмов, истории, рекламы, устного народного творчества (в частности пословиц). Предлагалось ответить на следующие вопросы анкеты:

1) Знаете или не знаете вы данные прецедентные тексты?

2) Используете ли вы подобные тексты в своей речи?

3) Знаете источник происхождения?

4) Назовите те тексты, которые вы используете в своей речи.

Нами была предложена собственная анкета (Приложение 1). Существенно, что анкета составлена не произвольным образом: в ней равномерно представлены разные по происхождению прецедентные тексты, чтобы в дальнейшем объективно оценить предпочтения тех или иных возрастных групп.

Нами исследованы различные группы носителей языка, но в основном это люди, которые составляют контингент школы № 29 ст. Новотитаровской (учащиеся, учителя), знакомые, друзья.

Все опрашиваемые были разделены на 2 группы:

Iгруппа (дети):

1 подгруппа - подростки 13-15 лет, т.е. это люди, не имеющие среднего образования; 2 подгруппа - молодёжь в возрасте 16-22 лет, т. е. это люди, имеющие среднее, средне- специальное или незаконченное (законченное) высшее образование.

IIгруппа (родители):

1 подгруппа - среднего возраста 23-39 лет, т.е. люди, имеющие среднеспециальное или высшее образование; 2 подгруппа - старшего возраста 40-70 лет, т.е. это люди с большим жизненным опытом, имеющие среднеспециальное или высшее образование.

Iгруппа (1 подгруппа): у детей этой группы в данный момент осуществляется трудный период психологического взросления. Литературно-исторический опыт этой возрастной группы ограничен. Это поколение детей, которое воспитывается большей частью на образцах западного кино, интернета.

I группа (2 подгруппа): представители этой группы стоят перед выбором жизненного пути. Начинается реализация поставленных целей - работа по выбранной специальности, учёба в вузе, иногда создание семьи. Это люди, которые получили определенный багаж жизненных знаний, среднее образование, ими изучен курс истории и литературы средней школы.

II группа (1 подгруппа): это поколение, которое родилось в бывшем Советском Союзе, но сознательная жизнь связана с РК. Для этой группы - время создания семьи и устройства семейной жизни. Время освоения выбранной профессии, определения отношений к общественной жизни и своей роли в ней; оптимальное время для самореализации.

II группа (2 подгруппа): для этих людей семейная жизнь, успехи детей - источник постоянного удовлетворения. Перед этой группой стоят вопросы о смысле жизни, ценности сделанного, подведение итогов прожитой жизни. Это поколение было воспитано на идеологии бывшего Советского Союза.

4. 2. Знание прецедентных текстов различными возрастными группами

Результаты первой части анкеты, представленные в таблице №1 (приложение) , демонстрируют знание прецедентных текстов в % отношении различными возрастными группами.

Результаты первой части анкеты следующие:

Самые узнаваемые тексты - это тексты реклам (Сделай паузу, скушай Twix; Не тормози - сникерсни!). Высокий % узнаваемости объясняется тем, что телевидение вытесняет другие виды источников информации, поэтому каждый из нас непроизвольно становится зрителем предложенных реклам. Реклама легко запоминается и отражается в нашем сознании.

Высок процент узнавания цитаты А. Невского (Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет). Стоит также отметить. что многие знают фразу В.И. Ленина - Учиться, учиться и учиться! Все слышали это выражение, но не все знают его автора. Это объясняется тем, что на сегодняшний день в школах не изучают научный коммунизм и труды В.И. Ленина. В наше время, когда приоритет знаний очевиден, эта фраза несёт общезначимый смысл.

Большинство опрошенных знают пословицы и поговорки (Поспешишь - людей насмешишь). Увеличение % знающих пословицы обусловлено увеличением опыта человека. С возрастом увеличивается багаж знаний, появляется необходимость вносить в речь жизненные поучения, роль которых выполняют пословицы и поговорки. Это связано и с изучением этих малых жанров на уроках русского, казахского, английского языка.

Примерно половина опрошенных знают выражения из художественных кинофильмов (Руссо туристо, облико морале). Это объясняется тем, что молодёжи нравятся фильмы нового поколения, их уже не привлекает классика советского кинематографа, старшее поколение пересматривает эти фильмы и знает эти высказывания.

Меньший процент опрошенных знают выражения из произведений литературы. Это обусловлено тем, что первая группа школьников не изучала эти произведения, а для других групп это обусловлено тем, что мал интерес молодого поколения к современным кинематографическим постановкам. В основном же старшее поколение легко узнаёт эти тексты. Все опрашиваемые ответили, что в своей речи они используют прецедентные тексты.

Итак, прецедентные тексты узнают все поколения носителей языка; самые узнаваемые тексты - это тексты рекламы и высказывание А. Невского, пословицы и поговорки; менее узнаваемые - это тексты кинофильмов и литературы. Поэтому мы вправе сделать вывод, что народ хранит и передаёт жизненный опыт в пословицах и поговорках, а телевидение вытесняет классику кино и литературы.По результатам данной работы была составлена диаграмма “Знание прецедентных текстов разными возрастными группами” (приложение №6).

4.3. Выявление возрастной группы с большим проявлением прецедентного феномена

Для выявления возрастной группы с большим запасом общекультурных знаний все прецедентные тексты, которые используют в своей речи современные носители языка, по результатам следующей части анкеты (назовите те тексты, которые вы используете в своей речи) были распределены по сферам-источникам:

область искусства (литература, фольклор (пословицы, поговорки), кинофильмы, реклама);

область науки (история) (приложения №2-5).

В этой части работы мы разделяем подсчитали частоту употребления фраз в различных возрастных группах по вышеперечисленным областям.

Данные анкетирования показали, что на 15 опрошенных в каждой возрастной группе число употребляемых прецедентных текстов следующее:

I группа (1 подгруппа) - 22, II группа (1 подгруппа) - 52

I группа (2 подгруппа) - 33 II группа (2 подгруппа) - 71.

Частота прецедентных высказываний по сферам-источникам в различных возрастных группах представлена в таблице 2 (приложение).

Описание анализа

Использование прецедентных текстов I группой (1 подгруппа)

Представители данной возрастной группы-подростки 13-15 лет, багаж знаний по истории и литературе невелик, не сформированы ценностные качества, поэтому и использование прецедентных текстов небольшое: 22 на 15 человек. 12% от общего числа составили пословицы и поговорки (Поспешишь - людей насмешишь. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. Не имей сто рублей, а имей сто друзей). 4% от общего числа составила реклама напитков и шоколада: Спрайт - не дай себе засохнуть! Пей Фанта - будь бамбуча! Баунти - райское наслаждение! Сникерсни, не тормози!

Низок процент употребления текстов из кино-1% (Красавица, комсомолка, спортсменка), историии-1% (Краткость - сестра таланта). Не используются фразы из литературы - 0%.

Столь малое употребление прецедентных текстов объясняется небольшим жизненным опытом; классика литературы, история изучены не полностью, это поколение растет на образцах западной мультипликации и западного кинематографа, увлечено компьютерными играми, Интернетом.

Использование прецедентных текстов I группой (2 подгруппа)

Представители этой группы (молодёжь 16-23 лет) имеют определенный жизненный опыт (учатся в школе в старших классах или в институтах), многими пройден в школе курс изучения гуманитарных наук. Число используемых прецедентных текстов выше, чем у предыдущей группы-33. Самый высокий процент 19% - использование пословиц и поговорок (Слово - серебро, молчание - золото. Здоровье-лучшее богатство. Дарёному коню в зубы не смотрят. В гостях хорошо, а дома лучше. Яйцо курицу не учит.) 5% текстов - реклама (Сникерсни - не тормози! Нежнее, ещё нежнее. Баунти - райское наслаждение.), выше, чем у первой подгруппы, использование цитат из кинофильмов-4% (Жить хорошо, а жить хорошо ещё лучше. Наши люди на такси в булочную не ездят). Использование высказываний из литературы-3% и 2% из истории (Цель оправдывает средства. Победителей не судят. Учиться, учиться и учиться.).

Такое использование прецедентных текстов определяется запросами современного человека: опыт старшего поколения перенимается через пословицы и поговорки, свой опыт приобретается через телевидение и Интернет.

Использование прецедентных текстов II группой (1 подгруппа)

Представители данной группы - это люди 23-39 лет. Самый высокий процент использования прецедентных текстов - это пословицы и поговорки-26 % (Язык до Киева доведёт. Клин клином вышибают. Нет дыма без огня. Сделал дело - гуляй смело. О человеке судят не по делам, а по словам. Волков бояться - в лес не ходить.) Эта группа использует в своей речи тексты из литературы 19-20 века: Служить бы рад - прислуживаться тошно. Счастливые часов не наблюдают. Лёд тронулся, господа присяжные заседатели. А воз и ныне там - 7%

Активно использует эта группа тексты из кинофильмов советского периода-9%: Он же памятник, кто его посадит. И что это я в тебя такой влюблённый. Советский человек на такси не ездит. Главное, чтобы костюмчик сидел. Давайте дружить домами. Короче, Склифасофский! Элементарно, Ватсон! ("Джентльмены удачи", "Бриллиантовая рука", "Свадьба в Малиновке" и др.)

Также использует данная группа в своей речи выражения известных людей из истории (Дайте мне точку опоры, и я переверну мир. Пришёл, увидел, победил.) - 4%. 6% - использование текстов рекламы.

Большая часть представителей этой группы была воспитана на идеологии бывшего Советского Союза, поэтому знание текстов классической литературы, и кинофильмов советского периода у этой группы достаточно высокое.

Использование прецедентных текстов II группой (2подгруппа)

Это самая активная в использовании прецедентных текстов группа. Самое большое количество прецедентов в этой группе - это пословицы и поговорки. (32% от общего числа прецедентных текстов). Самый большой процент по сравнению с предыдущими группами - использование литературных текстов (11%): Печально я гляжу на наше поколенье. Командовать парадом буду я. Служить бы рад - прислуживаться тошно. Эта группа обращается к классическим произведениям 19-20 века (М.Ю. Лермонтов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, А.С. Грибоедов, М. Булгаков и др.) 17% составляют тексты из советских кинофильмов: Простенько, но со вкусом. Шляпу сними. Муля, не нервируй меня! Он же памятник, кто же его посадит? ("Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука", "Любовь и голуби", "Свадьба в Малиновке"). Исторические фразы - 6% и реклама - 5%.

Следует отметить, что по содержанию в пословицах и поговорках заключён обобщенный жизненный опыт, пословицы и поговорки определяют нравственные ценности, дают правильные ориентиры в поведении и поступках, другие же прецедентные тексты (кинофильмы, реклама) содержат иронию над поведением человека, поощряют активное отношение к жизни, нацеливают на позитивное отношение к ней.

По результатам данной составлена диаграмма “Использование прецедентных текстов разными возрастными группами” (приложение №7), из которой следует, что самое большое количество прецедентных текстов (литература, пословицы и поговорки, кинофильмы, история) принадлежит II группе (2 подгруппе).

На основании этих подсчётов мы делаем вывод, что самый высокий коэффициент владения общекультурными знаниями у категории людей II группы (2подгруппы) от 40 и выше лет.

Заключение

В данной работе нами исследованы прецедентные тексты как составляющие речи различных возрастных групп. В работе выделены четыре возрастные группы, употребляющие в своей речи прецедентные тексты. На основе анкетирования выявлено:

1. Все возрастные группы людей используют в своей речи прецедентные тексты.

2. Самые узнаваемые тексты - это тексты рекламы, пословицы и поговорки, менее узнаваемые - это тексты кинофильмов и литературы. Поэтому мы вправе сделать вывод, что телевидение вытесняет классику кино и литературу. То есть наша гипотеза подтвердилась частично, выражения из кинофильмов являются одними из распространенных прецедентные текстов среди старшей возрастной группы.

3. Самое большое количество прецедентных “сильных” текстов (литература, пословицы и поговорки, кинофильмы, цитаты известных людей) принадлежит II группе (2 подгруппе); тексты рекламы - 2 группе (1 подгруппе).

4. Выявлена возрастная группа с высоким коэффициентом общекультурных знаний. Это категория людей от 40 лет и выше. У этой группы самый высокий % употребления в речи "сильных текстов": литературных высказываний, пословиц и поговорок. Эта группа активно использует выражения из классики кинематографа, цитирует известных людей.

На основании данного исследования мы можем дать следующие рекомендации:

1. Прецедентные тексты должны стать одним из источников пополнения общекультурных знаний на уроках;

2. Телевизионным компаниям пропагандировать классику кинематографа;

3. Родителям активно использовать в своей речи не только пословицы и поговорки, но и цитаты известных людей, классические фразы из художественной литературы, художественных фильмов и мультфильмов, как можно реже использовать в своей речи "ключевые тексты текущего момента" (реклама, шлягеры, слоганы).

4. Так как Интернет вытесняет литературу, историю, то повысить интерес к прецедентным текстам можно через создание компьютерных игр.

Список использованной литературы

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М., 2007.

3. Красных В.В., Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Багаева Д.В. Когнитивная база и прецедентные феномены в системе других единиц и в коммуникации. - М., 1997.

4. Евтюгина, А.А. Прецедентные тексты в поэзии. - Екатеринбург, 1995.

5. Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. - М., 2000.

6. Земская Е.А. - Язык и культура. - М., 1996.

7. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? - М., 1998.

8. Гудков Д.Б. Прецедентные имена в языковом сознании и дискурсе. - М., 1999.

9. Ворожцова О.А. Прецедентные имена в российской и американской печати. - 2006.

10. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. - М., 2001.

11. Кузьмина Н.А. Избранные работы. - М., 2004.

12. Кристева Ю.А. Бахтин, слово, диалог и роман. - 1995.

Приложение

Приложение 1

1. Один в поле не воин. П

2. Красота спасёт мир. Л

3. Учиться, учиться и еще раз учиться. И

4. Поспешишь - людей насмешишь. П

5. Сделай паузу, скушай TWIX. Р

6. Какая гадость эта ваша заливная рыба! К

7. Краткость- сестра таланта. Л

8. Дай мне точку опоры, и я переверну весь мир. И

9. Не тормози- сникерсни. Р

10. Муля, не нервируй меня. К

12. Есть перерыв — есть kitkat. Р

13. Пришел, увидел, победил. И

14. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. П

15. В человеке все должно быть прекрасно. Л

16. Не дай себе засохнуть! Р

17. Красота - страшная сил! К

18. Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет И

19. Его пример другим наука. Л

20. Руссо матросо, облико морале.

Приложение 2

Прецедентные тексты в речи I группы (1 подгруппа)

Пословицы и поговорки

На обиженных воду возят. Тише едешь, дальше будешь. Сделал дело, гуляй смело. Друзья познаются в беде. Время все покажет. Поспешишь, людей насмешишь. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Яблоко от яблони недалеко падает. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друзья познаются в беде Лучше поздно, чем никогда. Договор дороже денег.

Литература

Краткость-сестра таланта.

Кинофильмы

Красавица, спортсменка, комсомолка.

Мультфильмы

Ребята, давайте жить дружно! Ну, погоди!

Сделай паузу - скушай TWIX! Баунти - райское наслаждение! Спрайт - не дай себе засохнуть! Сникерсни, не тормози!

Приложение 3

Прецедентные тексты в речи I группы (2 подгруппа)

Пословицы и поговорки

Слово - серебро, молчание - золото. Не все золото, что блестит. Утро вечера мудренее. Друг познаётся в беде. Погонишься за двумя зайцами, ни одного не поймаешь. В гостях хорошо, а дома лучше. Заставь дурака богу молиться, он себе и лоб расшибёт. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Молчание - знак согласия. Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. По себе людей не судят. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. Дарёному коню в зубы не смотрят. Беда не приходит одна. Яйцо курицу не учит. Лучше поздно, чем никогда. В гостях хорошо, а дома лучше. Сколько людей, столько и мнений. Тише едешь, дальше будешь.

Литература

Что делать? Кто виноват? Что имеем - не храним, потерявши плачем.

Кинофильмы

Красавица, спортсменка, комсомолка. Какая гадость эта ваша заливная рыба! Наши люди на такси в булочную не ездят. Я требую прожолжения банкета!

Учиться, учиться, и еще раз учиться. Пришёл, увидел, победил!

Сникерсни, не тормози! Спрайт! Не дай себе засохнуть! Есть перерыв - есть Kitkat! Сделай паузу - скушай Twix. Bounty - райское наслаждение.

Приложение 4

Прецедентные тексты в речи II группы (1 подгруппа)

Пословицы и поговорки

Язык до Киева дойдет. Любишь кататься, люби и саночки возить. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Простота хуже воровства. Бедность не порок. Ученье - свет, а неученье - тьма. Не рой яму другому, сам в нее попадешь. Делу время - потехе час. Повторенье - мать ученья. На чужой роток не накинешь платок. Волков бояться - в лес не ходить. Встали ни свет ни заря. Клин клином вышибают. Гусь свинье не товарищ. Пока рак на горе не свистнет. Все что ни делается, к лучшему. Шило в мешке не укутаешь. Лес рубят - щепки летят. Здоровье - лучшее богатство. Нет дыма без огня. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Тише едешь - дальше будешь. Как о стенку горох. Сделал дело - гуляй смело. Дареному коню в зубы не смотрят. С миру по нитке - голому рубаха.

Литература

Красота спасет мир. Служить бы рад, прислуживаться тошно. А воз и ныне там. О, женщины, вам имя - вероломство. В человеке все должно быть прекрасно. Луч света в темном царстве. Счастливые часов не наблюдают.

Кинофильмы

Он же памятник, кто его посадит. Советский человек на такси не ездит. И что я в тебя такой влюбленный. Давайте дружить домами. Главное, чтобы костюмчик сидел. Птичку жалко.

Может тебе ключи от квартиры, где деньги лежат.

А деньги где?

Там, у шкапчику прибранные.

Элементарно, Ватсон. Москва слезам не верит.

Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир. Пришел, увидел, победил. Привычка - вторая натура. Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!

Есть перерыв - есть kit kat! Если женщина молчит, значит она спит. Сникерсни, не тормози! Спрайт! Не дай себе засохнуть! Есть перерыв - есть Kitkat! Сделай паузу - скушай Twix.

Приложение 5

Прецедентные тексты в речи II группы (2 подгруппа)

Пословицы и поговорки

Цыплят по осени считают. Много будешь знать, плохо будешь спать. Один в поле не воин. Хорошо смеется тот, кто смеется последним. Терпенье и труд все перетрут. Не говори “гоп”, пока не перепрыгнешь. С волками жить - по-волчьи выть. Из грязи да в князи. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Коготок увяз - всей птичке пропасть. Лучше поздно, чем никогда. Яйцо курицу не учит. Рука руку моет. Друзья познаются в беде. Кто рано встает, тому бог подает. Много будешь знать, скоро состаришься. Раз на раз не приходится. Дурная голова ногам покоя не дает. Седьмая вода на киселе. Вилами по воде писано. Любишь кататься, люби и саночки возить. Услышал звон, да не знает где он. Сытый голодного не разумеет. Раз на раз не приходится. Понеслась душа в рай. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Рад бы в рай, да грехи не пускают. Знал бы, где упадешь, - соломки бы подстелил. Не хочешь зла, не делай добра. Простота хуже воровства. На вкус и цвет товарища нет. Не плюй в колодец - пригодится воды напиться. После драки кулаками не машут. Не всё то золото, что блестит. Кашу маслом не испортишь. Не видать как своих ушей. На ловца и зверь бежит. Семь пятниц на неделе. Язык до Киева доведёт. На чужой роток не накинешь платок. На чужой каравай рта не разевай. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Литература

Печально я гляжу на ваше поколенье. Его пример - другим наука. Счастливые часов не наблюдают. Командовать парадом буду я. Краткость - сестра таланта. Отговорила роща золотая. Красота спасет мир. Служить бы рад - прислуживаться тошно. А воз и ныне там. Не читайте до обеда советских газет. Командовать парадом буду я!

Кинофильмы

Я к соседке на 5 минут, а ты каждые полчаса помешивай. Танцуют все! Шляпу сними! И что это я в тебя такой влюблённый. Студентка, комсомолка, наконец, просто красавица. Я требую продолжение банкета. Ты женился удачнее, чем я замуж вышла. Он же памятник, кто его посадит? Людк, а Людк, а ты так скажи. Все, кина не будет, электричество кончилось. Шибануло, Людка, вашего отца! Муля, не нервируй меня! Голова - предмет тёмный и обследованию не подлежит. Красота - страшная сила.) Минуточку! Минуточку… Будьте добры, помедленнее… я записываю. Какая гадость эта ваша заливная рыба. Так вот ты какой, северный олень.

Яблоко раздора. Политика кнута и пряника. Народ требует хлеба и зрелищ. Пришел, увидел, победил. Учиться, учиться, и еще раз учиться. Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!

Не тормози! Сникерсни. Сделай паузу - скушай Twix. Не дай себе засохнуть! Bounty - райское наслаждение. Есть перерыв - есть kit kat!

Таблица1

Прецедентные

высказывания

I группа (1 подгруппа)

I группа (2 подгруппа)

II группа (1 подгруппа)

II группа (2 подгруппа)

Пословицы

Литература

Кинофильмы

Диаграмма "Знание прецедентных текстов различными возрастными группами" (приложение 6)

Таблица 2

1группа (1подгруппа)

1группа (2 подгруппа)

2группа (1 подгруппа)

2группа (2 подгруппа)

Пословицы и поговорки

литература

кинофильмы

Диаграмма "Использование прецедентных текстов в своей речи различными возрастными группами" (приложение 7)

Своим творчеством эти писатели изменили историю литературы 20 века, внося в нее свой весомый, неоценимый вклад. Их цитируют, на них ссылаются, о них говорят и спорят. Неоспоримо, но факт — эти фамилии всегда на слуху. Нет такого человека, который хотя бы раз не слышал об этих писателях или не держал в руках их книги. Так дадим же им сегодня слово, вспомнив самые яркие и противоречивые цитаты 20 лучших писателей ушедшего столетия.

Габриэль Гарсиа Маркес

Его произведения, окутанные загадками и мифами, любят и читают во всем мире. Являясь создателем течения “магический реализм”, он так много хотел рассказать людям и рассказал! Многие его цитаты о любви и это неудивительно! Ведь герои его произведений умели жить и любить по-настоящему.

Uduba.com

“Возможно, в этом мире ты лишь человек, но для кого-то ты - весь мир”.

Александр Солженицын

Правительство боялось его как огня, родственники любили всей душой, а интеллигенты уважали и боготворили. Солженицын ни на секунду не переставал любить свою родину и думать о ней, даже находясь далеко за ее пределами. Он прожил длинную, полную испытаний и лишений жизнь, оставив после себя огромное литературное наследие.


libkids51.ru

“ Образование ума не прибавляет”.

«Жизнь дана для счастья».

«Умного на свете много, мало - хорошего».

Карлос Кастанеда

Книги писателя и мыслителя Карлоса Кастанеды стали для одних настоящим открытием, а для других новой точкой зрения об окружающем мире. Его мировоззрение необычно для простого человека. А к серии книг, посвященной шаманизму, сам автор применял термин “магия”, хоть и уточнял, что его недостаточно для полноценного раскрытия сути учения наших предков.

harmonysoul.net

“Если тебе не нравится то, что ты получаешь, измени то, что ты даёшь ”.

Пауло Коэльо

Как ни один другой писатель в мире Пауло Коэльо помогает читателям взглянуть на вещи под другим углом, даже в малом находить великое и смотреть на жизнь с неизменным оптимизмом. Его любят и читают во всем мире, а тираж его 18 книг давно шагнул за отметку в 350 миллионов экземпляров.


obozrevatel.com

“Если осмелишься сказать «прощай», жизнь наградит тебя новым «здравствуй»”.

Хорхе Луис Борхес

Неподражаемый поэт, писатель и мыслитель Борхес был обладателем многочисленных наград. Несмотря на слепоту во второй половине жизни, он все так же отчетливо видел и изображал в своих произведениях человеческие души.


postcultura.ru

“Кто-то гордится каждой написанной книгой, я – любою прочтенной”.

Братья Стругацкие

Борис и Аркадий Стругацкие, пожалуй, самые знаменитые братья-писатели. Кумиры миллионов людей, они пишут о будущем, о человеке и мире. Их произведения давно стали классикой жанра и частью жизни почитателей таланта Стругацких. Как сделать правильный выбор, не заблудиться и найти себя — вот вопросы, на которые отвечает их творчество.


manwb.ru

“Деньги нужны человеку для того, чтобы никогда о них не думать.”

Рэй Брэдбери

Считается, что именно благодаря этому писателю-мечтателю читатели проявили невероятный интерес к жанру фэнтези и научной фантастике. О чем думал, и о чем хотел сказать Брэдбери? Читайте в цитатах:


snipview.com

Когда человеку 17, он знает все. Если ему 27 и он по-прежнему знает все - значит, ему все еще 17”.

Умберто Эко

Этого писателя современности считают одним из самых эрудированных людей. Он работал на телевидении и в прессе, и о многом может рассказать на лекциях, которые до сих пор читает по всему миру. В 2010 году Эко заявил, что вряд ли напишет еще один роман, поэтому спешите насладиться уже написанными произведениями и пополнить свой запас очередной авторской цитатой:


geometria.ru

“Ничто так не подбадривает струсившего, как трусость другого человека.”

Эрих Мария Ремарк

Этот удивительно деликатный и ранимый человек всю жизнь сомневался в своем таланте. Он прошел войну, где был тяжело ранен, и испытал глубокие, но, к сожалению, неразделенные чувства. Книги Ремарка полны чувств и образов, которые жили в его сердце. Будучи писателем «потерянного поколения», он извечно поднимал тему войны и любви. О них и его знаменитые цитаты:


light-of-angels.ucoz.ru

“Первый человек, о котором ты думаешь утром и последний человек, о котором ты думаешь ночью, - это или причина твоего счастья или причина твоей боли.

Эрнест Хемингуэй

Жизнь этого писателя полная неожиданностей и приключений вызывала у людей не меньший интерес, чем его многочисленные рассказы и романы. Краткий с одной стороны, но такой всеобъемлющий с другой, стиль, в котором писал Хемингуэй, навсегда отпечатался на истории литературы 20 века. Из его цитат люди нередко узнают что-то и из своей жизни:


uduba.com

“Все люди на свете делятся на две категории. С первыми легко, как легко и без них. Со вторыми очень сложно, но жить без них невозможно совсем”.

Джордж Оруэлл

Писатель иронического, острого ума известен, прежде всего, своими нетленными произведениями “Скотный двор” и “1984”. Его творения нередко пестрят ужасами тоталитарного режима. И хотя многие из цитат Оруэлла, к счастью, не сбылись, читая их, каждый раз вздрагиваешь от того, насколько пророчески они звучат:


bostonglobe.com

“Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре.

Владимир Набоков

Мастер слова, знаток человеческих душ и автор произведений о любви, был настоящим гражданином мира и удивительно разносторонним человеком. Набоков мог изучать женскую и мужскую психологию, совмещая это занятие с увлечением бабочками. Кстати, открытые им новые виды, теперь названы в его честь.

asphodel-lee.blogspot.com

“Память воскрешает всё, кроме запахов. Но зато ничто так полно не воскрешает прошлого, как запах, когда-то связанный с ним.”

Джером Дэвид Сэлинджер

Кажется, что жить наперекор системе Сэлинджеру было невероятно важно. Он ушел из литературы, написав один единственный, но известный во всем мире роман “Над пропастью во ржи”. Бросил город ради глухой деревни. Будучи бунтарем по своей природе, автор культового произведения служил примером для многих поколений таких же бунтарей. И всю жизнь Сэлинджер жил так, как считал нужным, а не так, как того ждало от него общество.


styleinsider.com.ua

“Вечно я говорю «очень приятно с вами познакомиться», когда мне ничуть не приятно. Но, если хочешь жить с людьми, приходится говорить всякое.”

Эжен Ионеско

Несмотря на то что писатель считается одним из основоположников “театра абсурда”, сам Ионеско не раз говорил, что его пьесы реалистичны настолько, насколько абсурден весь реальный мир и окружающая действительность. И его цитаты — лучшее тому подтверждение:


storm-prorammes.weebly.com

“Лучше журавль в небе, чем комок в горле.”

Джон Р. Р. Толкин

Роман “Властелин Колец” принес Джону Толкину всемирную славу, а его книга стала одной из самых читаемых в 20 веке. Творчество писателя оказало огромное влияние на жанр фэнтези в частности, и на мировую культуру в целом. Сегодня Джон Толкин числится в списке “50 величайших британских писателей с 1945 года” и по праву считается одним из самых успешных литераторов прошедшего столетия.

biographera.net

“Мы не выбираем времена. Мы может только решать, как жить в те времена, которые выбрали нас.”

Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Несмотря на то, что этот американский писатель являлся ярчайшим представителем “потерянного поколения”, сам он относил свои произведения к “эпохе джаза”, им же придуманной. Сегодня вряд ли найдется человек, до сих пор не читавший или не слышавший о его романе “Великий Гэтсби”.


regnum.ru

“Часто бывает, что с какого-то пустякового эпизода начинается важная полоса в жизни человека”.

Курт Воннегут

Относящийся к числу самых известных фантастов и сатириков, Курт Воннегут прошел через немалые испытания в своей жизни. Он видел войну, терпел неудачи в карьере, но все-таки не разочаровался в этом мире. В своих книгах писатель не боялся высмеивать даже самые трагические моменты. В этом весь он.


nekrasovkalibrary.blogspot.com

“И, хотя люди глупы и жестоки, смотрите, какой прекрасный нынче день”

Антуан де Сент-Экзюпери

В книгах этого известного французского писателя гармонично переплетались темы любви, ностальгии по детству и других сугубо личных переживаний. Несмотря на то, что писателю была отведена такая короткая жизнь, он успел оставить после себя множество рассказов, пропитанных любовью ко всему живому.


starylev.com.ua

“Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит смотреть в одном направлении.”

Франц Кафка

Франц Кафка был своего рода уникумом в литературной среде 20 столетия. Его произведения, пропитанные страхом перед миром и абсурдом, вызывают у читателей целую гамму тревожных чувств. Такую реакцию не вызовет ни одна другая книга какого-либо другого писателя. Кстати, большая часть работ немецкого публициста была опубликована уже после его смерти. Цитаты Кафки зачастую содержат в себе учения и нарекания:

lifeinbooks.net

Счастье исключает старость. Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет ”.

  1. Михаил Булгаков

Его называют самым мистическим писателем своего времени и борцом с советской властью. Отказавшись писать о пятилетках и соцреализме, Булгакову пришлось столкнуться с цензурой и отказом в печати. Долгое время его произведения пролежали в столе, а увидев свет, тут же были разобраны на цитаты.


vybor.ua

“Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые”.

«Тот, кто любит должен разделить участь того, кого он любит.»

Омар Хайям

Великий персидский мудрец, философ, астроном, математик и поэт. Его знаменитые рубаи известны в каждом уголке мира. Его произведения пронизаны добротой и высокими нравственными ценностями.

«Правда и ложь отделяются расстоянием, шириной с волосок».

«Если подлец лекарство даст тебе - вылей! Если мудрец яду нальет - прими!»

Ричард Бах

Удивительный американский писатель современности, его философские произведения полны глубокого смысла, хотя написаны очень легко и живо. Он является потомком талантливого композитора-классика Иоганна Баха.

«Ни одно желание не дается человеку без сил осуществить его, возможно нам только придется потрудиться для этого.»

«Чтобы стать свободными и счастливыми, мы должны пожертвовать всего лишь скукой. Однако это не всегда легкая жертва.


Фото: pixabay.com

Оскар Уайльд

Этого талантливейшего писателя в свое время называли «человек-пародокс». Он был невероятно элегантен, но одновременно ярким, а все произведения моментально становились популярными!

«Я слышал столько клеветы в Ваш адрес, что у меня не осталось сомнений: Вы - замечательный человек!»

» Будь собой, остальные роли уже заняты.»

Марина Цветаева

Эта талантливая поэтесса прожила очень яркую, насыщенную жизнь Таким же было её творчество. Её любовная лирика очень тонка и остра одновременно. Хотя при жизни она не достигла признания, сейчас трудно найти человека, который бы не слышал её имя.

«Крылья даруют свободу только в полете, сложенные за спиной они несут лишь тяжесть.»

Цитаты, которые учат жизни: лучшее от великих писателей обновлено: Апрель 20, 2019 автором: mila ognevich

Только та литература есть истинно народная, которая, в то же время, есть общечеловеческая; и только та литература есть истинно человеческая, которая, в то же время, есть и народная. Одно без другого существовать не должно и не может. В. Г. Белинский

У истинного таланта каждое лицо - тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец. В. Г. Белинский

Уметь писать стихи не значит еще быть поэтом; все книжные лавки завалены доказательствами этой истины. В. Г. Белинский

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния. А. Бергсон

Краткость - достоинство, которое ограждает плохое произведение от строгих упреков, а читателя скучной книги - от скуки. Л. Бёрне

Любая литература, которая отказывается по-братски шагать в ряду с наукой и философией, есть литература человекоубийственная и самоубийственная. Ш. Бодлер

Литература есть выражение общества, так же как слово есть выражение человека. Л. Бональд

Там, где нет точности выражения, поэзия невозможна. Бонвиль

Качество произведения - решающий политический вопрос для подлинно социалистического искусства. Б. Брехт

Иной рифмует хорошо, но судит крайне плохо. Н. Буало

Писать прекрасно - значит одновременно прекрасно мыслить, прекрасно чувствовать и прекрасно выражать, то есть обладать в равной мере умом, душою и вкусом. Ж. Бюффон

Стиль есть не что иное, как порядок и живость, которые мы придаем своим мыслям. Ж. Бюффон

Стиль - это сам человек. Ж. Бюффон

Стихотворение должно быть праздником разума. П. Валери

Прекрасные произведения - дети собственной формы, которая рождается раньше их. П. Валери

Трагедия - это движущаяся живопись, это одушевленная картина. Ф. Вольтер

Образованные народы считали трагедию одним из прекраснейших искусств. Ф. Вольтер

Все жанры хороши, кроме скучного. Ф. Вольтер

Настоящее писательство - как любовь. Его нельзя укрыть, когда оно волнует душу и толкает к перу; его нельзя вызвать искусственно, в нем нельзя фальшивить без того, чтобы вдумчивый читатель не почувствовал этой фальши и искусственности. В. В. Воровский

Стихи - полет на коне, проза - хождение пешком. Пешком уйдешь дальше. На коне доедешь быстрее. Р. Гамзатов

Опыт - основа поэзии. Г. Гауптман

Чтобы писать совершенную прозу, надо быть также большим мастером метрических форм. Г. Гейне

Красивые рифмы нередко служат костылями хромым мыслям. Г. Гейне

Изящного писателя можно сравнить с ювелиром, искусство которого становится бесполезным, если у него нет алмазов для оправы. К. Гельвеций

Переводчик напоминает сводню, которая, расхваливая достоинства прикрытой вуалью красавицы, вызывает непреоборимое желание познакомиться с оригиналом. И. Гёте

Стихи - это оконница цветная. И. Гёте

Каждый писатель, до известной степени, изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле. И. Гёте

Оригинальнейшие писатели новейшего времени оригинальны не потому, что они преподносят нам что-то новое, а потому, что они умеют говорить о вещах так, как будто это никогда не было сказано раньше. И. Гёте

Роман - это субъективная эпопея, в которой автор испрашивает дозволения на свой лад перетолковать мир. А стало быть, весь вопрос в том, обладает ли он своим собственным ладом. Остальное приложится. И. Гёте

У писателя только и есть один учитель - сами читатели. Н. В. Гоголь

Одно художественное произведение нравится лишь при первом просмотре, другое же - и при десятом. Гораций

Прежде чем начать писать, я всегда задаю себе три вопроса: что я хочу писать, как написать и для чего написать. М. Горький

Прославим поэтов, у которых один бог - красиво сказанное бесстрашное слово правды. М. Горький

Когда писатель глубоко чувствует свою кровную связь с народом - это дает красоту и силу ему. М. Горький

Литература - благородное призвание, но только тогда, когда она служит миру, жаждущему просвещения и блага, а не бездонной утробе, требующей насыщения и ублажения. Х. Грили

Мысль летит, а слова идут шагом. В этом вся драма писателя. Ж. Грин

Основное качество хорошей прозы заключается в том, что она должна быть естественной и ритмичной, как процесс дыхания. Р. Гурмон

Литература - это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго

Подлинно великие писатели - те, чья мысль проникает во все изгибы их стиля. В. Гюго

Поэт есть мир, одним объятый человеком. В. Гюго

Поэт - это философ конкретного и живописец абстрактного. В. Гюго

У поэта должен быть только один образец - натура, и только один вожатый - истина. В. Гюго

В литературе первое ощущение - самое сильное. Э. Делакруа

Нужна большая история, чтобы получилось немного литературы. Г. Джеймс

Признак строгого и сжатого стиля состоит в том, что вы не можете выбросить ничего из произведения без вреда для него. Б. Джонсон

Не всякий, кто может писать стихи, - поэт. Б. Джонсон

Лучшая сторона каждого писателя обычно проявляется в его книгах. С. Джонсон

То, что написано без усилий, читается, как правило, без удовольствия. С. Джонсон

Не жизнь идет по литературным теориям, а литература изменяется сообразно с направлениями жизни. Н. А. Добролюбов

Искусство - могучее средство исправления людского несовершенства. Т. Драйзер

Роман - это история настоящего, в то время как история - это роман минувшего. Ж. Дюамель

Только человек, по-настоящему любящий поэзию, может оценить прозу. Е. Евтушенко

Писатель является одновременно исследователем и экспериментатором. Э. Золя

В наши дни великий романист тот, у кого есть чувство реальности и кто изображает природу во всем ее своеобразии, давая ей жить собственной жизнью. Э. Золя

Без знании, без настоящего знания родного языка никто никогда настоящим писателем не будет. М. И. Калинин

Обычно думают, что стиль - это сложный способ выражения простых вещей. На самом же деле это простой способ выражения вещей сложных. Ж. Кокто

Поэт рождается, уже обогащенный опытом всего человечества. Н. Курц

Пролетариат должен выдвинуть принцип партийной литературы, развить этот принцип и провести его в жизнь в возможно более полной и цельной форме. В. И. Ленин

Поменьше политической трескотни, побольше внимания самым простым, но живым, из жизни взятым, жизнью проверенным фактам коммунистического строительства - этот лозунг надо неустанно повторять всем нам, нашим писателям, агитаторам, пропагандистам, организаторам и так далее. В. И. Ленин

Истинные поэты всегда пророки. П. Леру

Литература - это совесть общества, его душа. Д. С. Лихачев

Литература, в которой не бьется тревога совести, - это уже ложь. Д. С. Лихачев

Лучшая сатира, бесспорно, та, в которой столь мало злобы и столь много убедительности, что она вызывает улыбку даже у тех, по ком бьет. Г. Лихтенберг

Все, что следовало сделать в литературе по-шекспировски, в основном сделал уже Шекспир. Г. Лихтенберг

Можно без особо большого остроумия писать так, что другому потребуется много остроумия, чтобы понять. Г. Лихтенберг

У многих людей сочинение стихов - это болезнь роста ума. Г. Лихтенберг

Как только вы поняли характер самого писателя, понимание его творений не составит для вас никакого труда. Г. Лонгфелло

Поэт должен опережать свою эпоху, чтобы поравняться с потомством. Д. Лоуэлл

Народ может простить писателям многое, но не может простить молчания во времена, когда решается его судьба. Максим Танк

Я убежден, что не литературные направления и школы родят писателей, не литературные направления и школы создают выдающиеся произведения. Повивальной бабкой была и будет - жизнь. Максим Танк

Литература - явление общественное. Г. Манн

Поэта рождает не дар творческого вымысла, а дар одухотворения. Т. Манн

Большинство писателей считают правду наиболее ценным своим достоянием - вот почему они так экономно ею пользуются. Марк Твен

Писатель, конечно, должен зарабатывать, чтобы иметь возможность существовать и писать, но он ни в коем случае. не должен существовать и писать для того, чтобы зарабатывать. К. Маркс

Писатель отнюдь не смотрит на свою работу как на средство. Она - самоцель; она в такой мере не является средством ни для него, ни для других, что писатель приносит в жертву ее существованию, когда это нужно, свое личное существование. К. Маркс

Философия в поэзии - все равно что серебро в колокольном сплаве. В. Менцель

Когда вы заимствуете что-нибудь у одного писателя, это называется плагиатом, когда вы заимствуете у многих - это уже исследование. У. Мизнер

Воображение писателя рождается из реального чувства. А. Моруа

Великий писатель должен охватывать все стороны человеческого существования. А. Моруа

Можно стать романистом или историком, но драматургами рождаются. А. Моруа

Сочинение стихов - это не работа, а состояние. Р. Музиль

Во всяком замечательном стихе истинного поэта содержится в два-три раза больше, чем сказано: остальное должен дополнить читатель. А. Мюссе

Писатель - это огромное сердце. Спокойные люди редко становятся писателями. П. А. Павленко

Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости. К. Г. Паустовский

Перо - это оружие, которое острее отточенных мечей. А. Перес

Если литература служит выражением народной жизни, то первое требование, которое может быть к ней предъявлено критикой, состоит в правдивости. Г. В. Плеханов

Перо - не особенно грозное оружие, но с его помощью человек может убить себя гораздо легче, чем других людей. Д. Прентис

Моя поэзия есть акт дружбы с человеком, и отсюда мое поведение: пишу - значит люблю. М. М. Пришвин

Для писателя, как и для художника, стиль является вопросом видения, а не техники. М. Пруст

Односторонность в писателе доказывает односторонность ума, хоть, может быть, и глубокомысленного. А. С. Пушкин

Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей - без них блестящие выражения ни к чему не служат. А. С. Пушкин

Поэт - это каменщик: он кладет кирпичи, прозаик - бетонщик: он отливает бетон. П. Реверди

Классика - это не обязательно то, что совершенно; это просто значит, что человеку время от времени удается сделать нечто прекрасное. Ж. Ренар

Дело писателя - учить писать. Ж. Ренар

Везде литература ценится не на основании гнуснейших ее образцов, а на основании тех ее деятелей, которые воистину ведут общество вперед. М. Е. Салтыков-Щедрин

Функция литературы - превращать события в идеи. Д. Сантаяна

Нужные слова в нужном месте - вот подлинное определение стиля. Д. Свифт

Сатира - такое зеркало, в котором зритель видит любое лицо, кроме собственного. Д. Свифт

Писатель творит не своими сединами, а разумом. М. Сервантес

Совершенно невозможно написать произведение, которое удовлетворило бы всех читателей. М. Сервантес

Всякой комедии, как и всякой песне, - свое время и своя пора. М. Сервантес

Беда тех, кто пишет быстро, состоит в том, что они не могут писать кратко. В. Скотт

Бестселлер - позолоченная гробница посредственного дарования. Л. Смит

Эпитеты - одежда слов. В. Солоухин

Перевод стихотворения, как бы близок он ни был, отличается от оригинала, как гипсовая маска от живого лица. В. Солоухин

Раньше гусиными перьями писали вечные мысли, а теперь вечными перьями пишут гусиные мысли. В. Солоухин

Писателю необходима такая же отвага, как солдату: первый должен так же мало думать о критиках, как второй - о госпитале. Стендаль

Роман - это зеркало, с которым идешь по большой дороге. Оно отражает то лазурь небосвода, то грязные лужи и ухабы. Стендаль

Романтизм - это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наибольшее наслаждение. Стендаль

Литература во всех ее видах - не что иное, как тень доброй беседы. Р. Стивенсон

Чем совершенней поэт, тем он национальней. Чем глубже он постигает свое искусство, тем глубже он постигает гений своего века и своего племени. И. Тэн

Настоящие писатели - совесть человечества. Л. Фейербах

Писатель пишет не потому, что ему хочется сказать что-нибудь, а потому, что у него есть что сказать.

Повесть "Шинель" Гоголя

"...Так уж на святой Руси всё заражено подражанием, всякий дразнит и корчит своего начальника..."

Роман "Тихий Дон" Шолохова

"Травой зарастают могилы, - давностью зарастает боль."

Повесть "Собачье сердце" Булгакова

"...кинематограф у женщины единственное утешение в жизни..."
Роман "Отцы и дети" Тургенева

"...рассудок есть раб нетерпеливости..."

"...Совершенно бесстрастный человек есть глупец и истукан нелепый... бесстрастие есть нравственная смерть..."

Повесть "Отрочество" Толстого

"...я думаю, что всякий человек самолюбив, и всё то, что ни делает человек – всё из самолюбия."
"Мёртвые души" Гоголя

"И какой же русский не любит быстрой езды?"

"Герой нашего времени" Лермонтова

"...Саратов, Тамбов и прочие милые места нашего отечества..."

"Кому на Руси жить хорошо" Некрасова

"...Люди холопского звания - / Сущие псы иногда: / Чем тяжелей наказания, / Тем им милей господа..."

"...Толпа без красных девушек, / Что рожь без васильков..."

Комедия "Горе от ума" Грибоедова

"...Дома новы́, но предрассудки стары..."

"...А судьи кто?.."

"...Чины людьми даются, / А люди могут обмануться..."

Пьеса "Гроза" Островского

"...Как можно за себя ручаться, мало ль что может в голову прийти..."

"...Красота-то ведь погибель наша!.."

"...Нельзя, матушка, без греха: в миру живем..."

Роман "История одного города" Салтыкова-Щедрина

"...успех никогда не обходится без жертв..."

"...какой наилучший способ выразить... доверие, как не беспрекословное исполнение того, чего не понимаешь?"

Роман "Евгений Онегин" Пушкина

"...Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей..."

"...Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя..."

Роман "Война и мир" Толстого

"...Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин..."

"...Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было..."

"...Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что-нибудь необыкновенное..."

Роман "Капитанская дочка" Пушкина

"…Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!.."
Комедия "Ревизор" Гоголя

"...Чему смеетесь? – Над собою смеетесь!.."

"...Вот, подлинно, если бог хочет наказать, так отнимет прежде разум..."

Пьеса "На дне" Горького

"...не в слове – дело, а – почему слово говорится? – вот в чем дело!.."

"...Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она! Была!.."

Цитаты из повести "Поединок" Куприна

"...все люди обладают музыкальным слухом, но у миллионов он, как у рыбы трески... а один из этого миллиона – Бетховен."

"...думали ли вы когда‑нибудь о неотразимой, обаятельной власти прошедшего?"
Роман "Анна Каренина" Толстого

"...если уже гордиться породой, то не следует останавливаться на Рюрике и отрекаться от первого родоначальника – обезьяны."

Пьеса "Вишневый сад" Чехова

"...Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест..."

"...Голодная собака верует только в мясо..."


© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин