21.01.2022

Речевая готовность детей к школьному обучению. Речевая готовность ребенка к школе. Что такое обучение грамоте


На чтение 7 мин. Просмотров 3.8k.

Характеристика особенности речи старших дошкольников

В старших группах дет.сада в процессе речевого развития у детей старшего дошкольного возраста основное внимание уделяется развитию речи монологической и диалогической, формированию у детей рече-творчества. Занятия нацеливают на формирование у дошкольников выразительной речи.

В целом речевая готовность к обучению в школе охватывает все виды речевой деятельности старшего дошкольника.

Сейчас очень много различных пособий и другой информативной базы по развитию речи у старших дошкольников.

Повсюду можно встретить различные сценарии и конспекты занятий по данной тематике. Казалось бы, о чем еще говорить? Но с каждым годом убеждаешься, что рече-грамотных первоклассников становится все меньше и меньше.

Всему виной средства массовой информации, компьютеризация детских умов. Это не только не обогащает речь ребенка дошкольного возраста, но наоборот портит полезные «речевые нормы этикета».

Характеристика нарушений речи детей

В речевой деятельности большинству детей старшего дошкольного возраста свойственны неуверенность в себе, детям трудно выразить свои мысли в правильной форме. Улюлюканье родителей способствует тому, что дети начинают коверкать слова, заменяя одни звуки другими, более ласкательными слух.

У 60% старших дошкольников, согласно наблюдениям, часты нарушения грамматики и выразительности речи. К этому относим неправильное согласование слов при составлении предложений. Даже несложные предложения бывают очень искажены. Словарный запас беден или наполнен лексикой из популярных теле- и компьютерных программ и игр.

Хотя овладевать основами грамоты детки будут лишь в период обучения в школе, тем не менее в детском саду уже необходимо проводить специальные речевые занятия. Тогда в школе детям будет легче усваивать нормы языка.
Важными направлениями в речевой деятельности — фонетика, лексика, грамматическая, умения связно говорить при построении небольших диалогов и кратких монологов.

Речевая подготовка старшего дошкольника к обучению в школе

Цель речевой подготовки старших дошкольников заключается в формировании у детей правильной устной речи. Это значит, что дети этого возраста должны правильно произносить все звуки и слова. Уметь составлять словосочетания и предложения.

Речевая готовность должна быть сформирована как можно раньше, а речь детей дошкольного возраста должна быть лексически обогащенной, точной и выразительной. Овладев хорошей речью, дети будут коммуникативно компетентны.

Характеристика детей с развитой речью

У детей с развитой речью обычно наблюдается высокий уровень интеллектуального и социального развития.

Рассмотрим основные направления речевой готовности дошкольников к школе.

Звуковая речевая культура должна быть достаточно сформирована. Дети старшего дошкольного возраста должны иметь четкую дикцию, хорошее звукопроизношение.

Словарь старших дошкольников должен быть обогащен и активизирован различными словами и оборотами. Это поможет детям в общении с окружающими.

Грамматический строй и особенности выразительности речи старших дошкольников осваиваются и используются через образование новых слов, когда ребенок дошкольного возраста учится изменять слова морфологически, изменять падеж слов, сравнивать прилагательные. Использовать все степени сравнения прилагательного и наречия.

Связная детская речь, к которой относят диалогические высказывания и монологи, предполагает формирование у детей умений строить самостоятельно правильные высказывания. Это должны быть разные предложения: рассуждение, повествование, описание. Такие умения успешно формируются, когда ребенок слушает внимательно высказывания других, затем повторяет предложения. Хорошо, когда собеседник грамотен, тогда ребенку будут представлены правильные образцы речи.

К шестому году жизни дошкольник совершенствует все стороны речевой деятельности. Обладает связной и выразительной речью. В общении старший дошкольник понятно отвечает на вопросы, имеет большой запас слов. Это в идеале. Если же этого нет, то нужно бить тревогу. И в кратчайшие сроки, пока ребенок не пошел в школу, нужно вести целенаправленную речевую коррекцию.

Коррекция нарушений речи старших дошкольников

Для коррекции речевых нарушений нужно знать, что именно необходимо исправить в речи дошкольника. Всегда полезна коррекция речи по программе, для чего важно составить программу или план занятий по данной проблеме.
Во время любого занятия можно успешно решить много проблем. Обогатить словарь, отработать грамматику, учить связному составлению предложений, поправить звукопроизношение и т.д.

Какие средства использовать в процессе речевой коррекции?

Речевая готовность детей достигается часто через игры. В том числе коррекция через дидактические игры, упражнения.

Беседам следует также уделять большое внимание. Во время беседы со взрослым ребенок рассматриваемого нами возраста будет стараться говорить выразительнее. В таких беседах можно использовать разные обороты тренировочного характера. Например, начать с одного слова, затем попросить ребенка повторить словосочетание из двух слов, затем из трех. Постепенно дойти до предложения, от простого к сложному.

На занятиях по развитию речи очень важно индивидуально подходить к каждому ребенку, ведь рече-нарушения у каждого дошкольника разные.

Качество коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста зависит от того, насколько дети заинтересованы в результате формирования у них правильной и выразительной речи. Искренне ли дети данного возраста заинтересованы в том, что научиться красиво и выразительно высказываться.

Эффективности коррекции детской речи способствуют самостоятельные детские игры, во время которых дети разглядывают картинки, книги. После этого можно спросить дошкольников, чем они занимались, что рассматривали, что изображено в книжках.

Такой подход поможет приучить детей обсуждать с воспитателем и другими детьми то, что они видели, чем занимались.

Когда нарушения слишком серьезные, например, проблемы с артикуляционным аппаратом ребенка, то полезно будет заниматься с ребенком перед зеркалом, учить его правильно пользоваться артикуляцией. Объяснять, как устроен язычок, как нужно располагать его при произнесении того или иного звука.

Как сформировать у старшего дошкольника выразительную речь

Выразительная детская речь — очень редкое явление. Но такая речь является признаком интеллектуально развитого ребенка. Дети с выразительностью речи в дальнейшем хорошо учатся, у них хорошие взаимоотношения с учителями.
Для формирования такой речи опять же важно заинтересовать ребенка. А что, как ни игра, поможет в данном процессе.
Формированию выразительности помогут театрализованные игры или драматизация. Дети берут на себя различные роли. При этом они не говорят своим голосом, а пытаются подражать героям истории. Тут и интонация, и тембр речи изменяется в лучшую сторону. Дошкольники в роли театрализованного спектакля пытаются как можно четче и выразительнее произносить слова и предложения. Они чувствуют себя настоящими артистами, а артисты должны говорить красиво.

Речевая готовность детей старшего дошкольного возраста к школе

Речевая подготовка старших дошкольников осуществляется в несколько этапов.

Коротко остановимся на них.

Первым этапом предварительным начинается обучение детей задавать вопросы, различать интонацию.

Можно предложить детям сначала прослушать интересный рассказ или историю.

Рассказ для прослушивания может быть такого характера:

Утром я шла на работу мимо фруктового ларька. Там столько разных фруктов.
Дети, а почему вы мне не ответили?
Дети: Анна Ивановна, Вы же нас не спрашивали ни о чем.
Рассказываю дальше. Среди фруктов я увидела большой зеленый и полосатый мячик. Что это, дети?
Дети: это арбуз!
Правильно, дети. А почему вы мне ответили?
Дети: потому что вы нас спросили.
А как вы догадались, что я задала вопрос?

В ходе беседы с детьми мы приходим к выводу, что при вопросе наш голос меняется, и в нем слышится понижение и понижение.

Таким образом идет работа с дошкольниками над интонацией предложения.

Следующим этапом работаем над составлением предложений.

С детьми составляется ну очень длинное предложение, которое начинается из одного слова. Постепенно каждый ребенок добавляет по своему слову, и получается предложение.

Приведем пример.

Воспитатель задает слово Колобок.
Наташа добавляет свое слово: Колобок катится.
Андрей: румяный Колобок катится.
Сергей: румяный Колобок катится медленно.
Лена: румяный Колобок катится медленно по лесу.

Чтобы обогащать словарь детей, тоже можно использовать речевые игры.

Воспитатель называет сказочного героя, например, зайка.
А дети должны придумать для него как можно больше прилагательных. Зайка маленький, хороший, добрый и т.п.

Так можно обыгрывать лексикой различные части речи.
Воспитатель: что мы делаем в детском саду? И дети начинают называть разные глаголы, обозначающие деятельность в саду — играем, поем, танцуем, рисуем и далее.
Во время таких игр обращаем внимание на выразительности детских высказываний.

Итог

Перед поступлением в школу речевая готовность детей должна быть на должном уровне.

Если у детей старшего дошкольного возраста во время развивать устную речь, то потом не будет проблем с развитием письменной речи.

Все стороны речевого развития нужно развивать уже в дошкольном возрасте. Недоразвитие одной из сторон речи будет показателем неполноценной речи в целом.

Речевая готовность детей к обучению в школе. Консультация для родителей.

Давидюк Оксана Николаевна Учитель-логопед.
Место работы: МКДОУ детский сад "Берёзка" п. Лиственничный Кондинский район ХМАО - Югра.
Цель: Познакомить родителей с основными предпосылками речевой готовности к школьному обучению.
Быть готовым к школе – не значит
уметь читать писать, считать.
Быть готовым к школе – значит,
Быть готовым всему этому научиться.


Переход от дошкольного детства к периоду школьного обучения таит в себе много нововведений, одним из которых является овладение таким сложным навыком, как письменная речь. Как же определить готов ли ребенок к овладению письменной речью, и какие проблемы ожидают его впереди? На что именно стоит обратить внимание?
Прежде всего, необходимо учесть, что письменная речь напрямую зависит от уровня развития устной речи. Если в речевом развитии дошкольника есть какие-либо отклонения, то к началу школьного обучения стоит приложить максимум усилий, чтобы их преодолеть.
Каждый поступивший в школу ребенок, за годы обучения в начальной школе, должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Правильное и достаточно беглое чтение, равно как и грамотное письмо, является необходимым условием для усвоения учеником всех других школьных предметов, а значит и для успешности его обучения в целом.
Еще до начала обучения грамоте у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки:
1. Полноценность владения речевыми звуками.
(на экран проецируется слайд № 2)
В норме вся звуковая сторона речи должны быть усвоена ребёнком полностью к 3 – 4 годам, к 5 – 6 годам он должен уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Нарушение звукопроизносительной стороны речи может отложить свой отпечаток на навыке письма. Если ребенок искажает или заменяет какие либо звуки в устной речи (чаще всего это свистящие, шипящие, [р],[р,][л]), то есть вероятность, что в письменной речи эти звуки будут так же подвергаться замене или пропускаться. Разумеется, не все дети с нарушением звукопроизношения имеют такие проблемы (пропуски и замены букв на письме). Если у ребенка достаточно хорошо развит фонематический слух, то подобных сложностей не будет. Тем не менее, риск довольно велик, и к началу школьного обучения в интересах родителей позаботиться о том, чтобы будущий первоклассник чисто произносил все звуки.
2.Полная сформированность фонематических процессов.
(на экран проецируется слайд № 3)
К началу школьного обучения у ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух - умение слышать узнавать и различать фонемы (звуки) родного языка. Недостаточный уровень развития, либо нарушение в развитии фонематического слуха в устной речи проявляются в заменах одного звука на другой (например: вместо «шапка» ребенок говорит «сапка»), в ошибках воспроизведения слов со сложной звуко-слоговой структурой, таких, как велосипедист, аквалангист и прочее. При этом следует обратить внимание, если ребенок при нормативном звукопроизношении путает звуки в устной речи, то на письме это отразиться аналогичным образом. И, разумеется, если у ребенка нарушено и звукопроизношение и фонематический слух, проблема становится еще серьезнее. Так же стоит отметить, что при закреплении подобных ошибок в письменной речи, работа усложняется и на искоренение этого дефекта понадобится гораздо больше времени.
Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи на слух, необходимо еще научиться звуковому анализу и синтезу слов, т.е. у ребенка должна быть сформирована
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять гласный начальный звук из слова, слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове, определять количество звуков в слове и т.д.
Кроме того, дети должны знать и правильно употреблять термины “Звук”, “Слог”, “Слово”, “Предложение”, звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий; уметь работать со схемой слова, разрезной азбукой.
Итак, если ребенок придет в школу не готовым к сложному процессу звукового анализа и синтеза слов, то он неизбежно встретится с большими трудностями.
Казалось бы, что может быть проще: назвать звуки, из которых состоит слово? Предлагаю провести небольшой эксперимент: назовите по порядку все звуки в слове «КОТ», скажите, вы представили себе слово написанным или произносили слово, прежде чем назвать звуки?
Надо отметить, что тот, кто представил написанное слово – на самом деле, провел не звуковой, а буквенный анализ. Если вы сомневаетесь, предлагаю еще одно слово «ЮРА». Какой первый звук? Стоп! Звука [ю] нет в природе. Прислушайтесь: й-ура, первый звук в этом слове – [й]. Вы видите, что даже взрослому, грамотному человеку не так – то просто произвести звуковой анализ слова. А каково же ребенку?
Давайте попробуем провести еще один маленький эксперимент: назовите слова, которые начинаются с того же звука, что и слово “ЛИСА”.
(В случае:
1. Если родители называют слова, начинающиеся с твердого звук Л - Вы не обратили внимание на то, что этот первый звук – мягкий согласный. Поэтому Вы назвали и слово “лес” и слово “лампа”. Вы не вслушивались в звуки, вы думали о букве. Звуковую действительность Вы подменили буквенной и поэтому совсем упустили из виду мягкость или твердость согласных звуков.
2. Если родители, верно выполнили задание: Молодцы, Вы справились с заданием и учли мягкость и твердость согласных. Детям же этому нужно еще учится.)
Занимаясь с ребенком самыми различными упражнениями именно со звуковой стороной слова. Мы незаметно вводим ребенка в увлекательнейший мир языка, открываем для него особую языковую действительность и таким образом приводим, незаметно для него, к чтению.
(на экран проецируется слайд № 4) - родителям предлагается выполнить практические упражнения
3.Достаточность словарного запаса.
(на экран проецируется слайд № 5)
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова – действия, слова – признаки.
Чем больше у ребенка словарный запас, тем богаче, выразительнее и образнее будет его собственная речь, и тем он лучше будет понимать речь окружающих его людей.
(на экран проецируется слайд № 6) - родителям предлагается выполнить практические упражнения
4.Сформированность грамматического строя речи.
(на экран проецируется слайд № 7)
Умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их. К 7 годам ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. Например, Папа прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он сделал вначале?) Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди?) и т. д. А также правильно образовывать слова. Например, варенье из сливы – сливовое, шапка из соломы – соломенная, у лисы – лисята, у льва – львята и т. д.
Недостаточный уровень развития грамматического строя речи приведет к ошибкам, выражающимся в согласовании слов в предложении по роду, числу, падежу; к неадекватному использованию предлогов. Трудности в овладении навыками словообразования и словоизменения спровоцируют возникновение ошибок в тех словах, для правильности написания которых, необходимо подобрать проверочное слово.
(на экран проецируется слайд №8) - родителям предлагается выполнить практические упражнения
5. Владение связной речью.
(на экран проецируется слайд №9)
К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики - слов), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).
(на экран проецируется слайд №10) - родителям предлагается выполнить практические упражнения
Итак, если ребенок допускает аграмматизмы в устной речи, это отразится и на письме. Родители будущих первоклассников должны четко осознавать, что процесс овладения письменной речью сам по себе для ребенка очень сложен, а если имеются речевые нарушения, то задача становится еще тяжелее. При возникновении дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения) ребенок вынужден не только осваивать учебную программу, но и вести работу по преодолению специфических ошибок на письме. Поскольку чтение и письмо – это снова школьного обучения и без этого навыка не обходится практически ни один урок, дети, страдающие от дисграфии и дислексии быстро переходят в разряд неуспевающих. Кроме того, у ребенка появляется негативный настрой к учебе, естественно, низкие оценки и многочисленные ошибки заставляют школьника «опустить руки» и мешают ему поверить в собственные возможности. Для того чтобы искоренить дисграфические ошибки требуется очень много времени и сил. Таким образом, гораздо проще предотвратить это нарушение в дошкольном детстве, вовремя обратив внимания на патологии в развитии устной речи.
Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Единого рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить “по минуточкам” сидеть и внимательно работать. Одно ясно – готовить ребенка к школе нужно; и все, чему Вы научите ребенка сейчас, а главное – чему он научится сам, поможет быть ему успешным в школе.

Жанна Цыганкова
Речевая готовность к школе

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ .

Речь – это основное средство общения, важнейший фактор и стимул интеллектуального, эмоционального развития личности.

Речь взрослого человека – это его визитная карточка.

Речь ребенка – это отражение социальной среды, в которой он растет.

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний : где и как подготовить ребенка к школе , нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой , и так далее.

Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе , а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот.

Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно , потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

Учитывая то, что одних детей готовят к школе в детском саду , других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выравнять" их знания и умения. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки .

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе " различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы , то это и будет залогом их успешной учебы. Однако "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника .

Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра . Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока.

Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо справляться с более легким заданием. Ручку ребёнок должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением но трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните, дети также устают от этих занятий, как и от чтения.

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник . Одним из критериев готовности к школе является мыслительная готовность .

Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков, умение различать и повторять сочетания типа : ба-па-ба, та-ца-та, и др. Перед поступившим в школу ребенком встает достаточно сложная задача - освоение звукового анализа слова. Взрослый должен понимать, что 6-7-летнему ребенку не очень-то просто определить в уме, сколько звуков в слове «кот» или «петух» . Для выработки подобного умения следует целенаправленно обучать ребенка.

Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик, словоизменение (стул - стулья, согласование (желтый мяч, управление (вышел из дома, рассказал о друге) . Грамматическая сторона речи ребенка, поступившего в школу , развита в норме достаточно хорошо. Однако перед ребенком встает новая задача - если раньше он усваивал правила грамматики практически, в непосредственной речи, то теперь он должен усваивать грамматику в виде правил и основных понятий. Это предполагает осознанное отношение к речи. Однако нередко 6-7-летние дети затрудняются, если перед ними поставить задачу сознательно выделить из речи слова различных категорий - они еще не умеют ориентироваться на существенные признаки слова. Трудность в обучении грамоте заключается в том, что слова воспринимаются ребенком только как обозначение предметов, он никогда раньше не сталкивался со словом как с элементом письменной речи. Ребенку трудно сразу понять, что слово делится на слоги, а слоги делятся на буквы. Не меньшую трудность может вызывать у ребенка необходимость понимания того, что такое предложение, и то, что предложение состоит из слов.

Состояние словарного запаса.

Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы : времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д., синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д., слова - действия, слова - признаки. Активный словарь младшего школьника насчитывает от 3000 до 3500 слов. Однако части речи в словаре ребенка представлены неодинаково. Характерной особенностью является глагольность речи - используются глаголы, связанные с движением и деятельностью. Прилагательных же в речи еще явно недостаточно (около 2%) . Поэтому необходимо особенное внимание уделить развитию словарного состава речи ребенка - обучать его использованию сравнений, а также обобщающих слов. Такое обучение обеспечивает расширение возможностребенка в построении сложных предложений.

Состояние связной речи.

Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы , пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок, рассказы из личного опыта.

Обратите внимание на :

Состояние пространственных функций (умение определять «право - лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.

Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).

Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).

Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое) .

Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов) .

Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм)

Если не уделять должное внимание развитию речи ребенка, у него могут возникать следующие проблемы :

Недостаточность развития фонематического слуха :

неумение правильно слышать и выделять все звуки речи;

неправильное и неотчетливое произношение слов и отдельных звуков в словах;

Недостаточный словарный запас.

Неумение выстроить сложную и развернутую фразу

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются : сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа. Подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если эти процессы недостаточно сформированы, то при чтении будут наблюдаться следующие ошибки : трудности слияния звуков в слоги и слова; взаимные замены близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих, побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А, искажение слоговой структуры слов; слишком медленный темп чтения; нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся : замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам; пропуски гласных; пропуски согласных в их стечении; слияние слов на письме; раздельное написание частей одного слова; пропуски, наращения или перестановки слогов; орфографические ошибки. Эти нарушения письменной речи и чтения называются дисграфия и дислексия.

Самым эффективным методом решения данных задач является использование обучающей игры, как основного вида деятельности дошкольника .

Одним из важнейших компонентов психического развития в период дошкольного детства является психологическая готовность ребенка к школьному обучению, что подразумевает необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Кулагина И. Ю. выделяет два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе, проявляющиеся в развитии мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферы. .

Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его быстрой адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений. Но мы рассмотрим развитие речевой сферы.

Л. С. Выготский считал, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не в сумме усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а в уровне развития интеллектуальных процессов: «... ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.... По мнению Л. С. Выготского, быть готовым к школьному обучению значит, прежде всего, обладать умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира» .

При исследовании интеллекта ребенка на предмет готовности к школьному обучению на первый план должны выходить характеристики, необходимые и достаточные для начала обучения в школе. Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый -- усвоение нового правила работы (решение задачи и т. д.) ; второй -- перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап возможен только при осуществлении процесса обобщения.

На этом уровне об интеллектуальном развитии ребенка свидетельствует в основном его речь. Плохо развитая речь обуславливается различными причинами, одной из которых является слабое развитие фонематического слуха. Неразличение фонем приводит к тому, что ребенок неправильно произносит слова, а затем неправильно их пишет. Современная методика обучения чтению строится на основе звукового анализа слова, поэтому умение выделять на слух в слове различные звуки становится принципиально важным для будущего первоклассника. С детьми неготовыми к школьному обучению, необходимо работать в группе развития по специальной развивающей методике. Подобная методика разработана Гуткиной Н. И. .

Программа предназначена для обследования детей 6-7 лет на предмет определения психологической готовности к школе. Методики, из которых состоит программа, позволяют дать качественную характеристику психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Таким образом, «Школьная зрелость» (более точное определение - функциональная готовность к обучению в школе) - это не что иное, как необходимый уровень развития у ребенка школьно-необходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой в школе. Наряду с речевой готовностью она включает в себя следующие параметры:

  • 1. Личностная готовность.
  • 2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе.
  • 3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению.
  • 4. Физическую готовность.
  • 5. Эмоционально-волевую готовность.

Психологический подход к проблеме готовности к школе нельзя назвать однородным или универсальным. Различия психологических подходов к решению проблемы готовности определяется тем, что разные авторы выделяют в качестве ведущих разнообразные факторы и характеристики психической сферы дошкольника.

А. Анастази практикует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими характеристиками усвоения школьной программы, необходимыми для оптимального уровня развития». .

И. Шванцара более четко определяет понятие готовности, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». .

Л.. И. Божович отмечала, что готовность к школе складывается из таких факторов как определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и готовности принять социальную позицию школьника.

А. И. Запорожец придерживался аналогичных взглядов, отмечая такие компоненты готовности к школе как мотивация, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции действий. .

Л. А. Венгер дополнял такие выше перечисленные факторы, как необходимость ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний таким моментом как «установление со взрослым и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью». . Необходимо также учитывать, что дошкольный возраст является переходным, кризисным.

Д. Б. Эльконин считал, что готовность к школе включает не только оценку новообразований прошедшего возрастного периода, но и начальные формы деятельности следующего периода, а также уровень развития симптомов, которые характеризуют кризис симптомов, которые характеризуют кризис семи лет. Поэтому Д. Б. Эльконин выделяет в качестве основных компонентов готовности к школе как сформированность игровой деятельности, так и зачатки учебных новообразований. .

Исследования Лисиной М. И., Кравцовой Е. Е. дополняли понятие готовность к школе такими критериями, которые условно можно определить как речевая готовность к школьному обучению. Прежде всего, необходимо помнить о психологических особенностях детей пяти-семи лет, о том общем и особенном, что отличает дошкольника от школьника. (Таблица 1).

Таблица 1

Психологические особенности детей пяти-семи лет

Дошкольник

Младший школьник

Восприимчивость, внушаемость, податливость, отзывчивость, способность к сопереживанию, общительность, большая подражаемость, легкая возбудимость, эмоциональность, любознательность и запечатлеваемость, устойчивое бодрое и радостное настроение, пластичность высшей нервной системы, подвижность, непоседливость, импульсивность поведения, общая недостаточность воли, неустойчивость, непроизвольность внимания.

Особенное:

Первоначальное формирование личности на основе соподчинения мотивов, связанное с их борьбой.

Формирование первых этических инстанций, определяющих отношение к другим людям.

Образование «детского общества»

Наибольшая значимость первого (семейного) круга общения.

Правдивость, открытость.

Преобладание неустойчивого внимания.

Преобладание непроизвольности психических процессов.

Неустойчивость интересов и желаний.

Первоначальное формирование характера, неустойчивость характерологических свойств.

Формирование новых потребностей, позволяющих действовать, руководствуясь целями, нравственными требованиями, чувствами.

Образование детского коллектива, формирование общественной направленности.

Наибольшая значимость и ориентация на мнение учителя.

Внутренняя позиция школьника.

Формирование произвольности.

Глобальность интересов.

Дифференциация способностей.

Хорошая работоспособность.

Приятие норм и требований поведения.

Таким образом, исходя из многих психологических и педагогических исследований, следует признать, что готовность к школе является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, в котором речевая готовность играет едва ли не самую важную роль. Достаточное развитие интеллектуальной готовности, предполагающей наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире невозможно без должного уровня речевого развития.

Е. И. Рогов, указывая на критерии интеллектуальной готовности к школьному обучению, отдельным критерием выделяет «овладевание на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов». .

Р. С. Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.

Речевая готовность детей к школе может определяться по таким уровням развития речи (Таблицы 2, 3).

Таблица 2

Критерии готовности детей к школьному обучению

Параметры

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Уровень развития интеллекта

Может слушать другого человека, выполняет логические операции в форме словесных понятий

Неумение слушать другого человека, сравнение и обобщение в форме словесных операций выполняет, а абстракцию, конкретизацию, анализ и синтез - допускает ошибки.

Не выполняет логические операции в форме словесных понятий.

Уровень развития речи

Правильное звукопроизношение, владеет связностью речевого высказывания, владеет пересказом, составлением рассказов, словесным описанием.

Нарушения сложных в артикуляции звуков в связи с неразличением звуков близких по параметрам, недостаточный словарный запас, несформирована монологическая форма речи, страдает звуковой анализ и речь ситуативна.

Речь не выступает средством общения, ребёнок замкнут. Проявляются трудности коммуникации.

Таблица 3

Краткая характеристика готовности к обучению в школе

Под речевой готовность понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность. .

Критерии речевой готовности ребёнка к школе. .

  • 1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
  • 2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
  • 3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: знать гласные и согласные звуки.
  • 4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
  • 5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
  • 6. Умение самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения. (Этот материал необходимо переместить ниже, сначала в целом о готовности, а затем о речевой готовности).

Следовательно, основными показателями речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению являются:

более сложная самостоятельная форма речи - развернутое монологическое высказывание,

завершающийся процесс фонематического развития,

высокое развитие лексико-грамматического строя речи,

обогащение словаря,

совершенствование словесно - логического мышления.

Речевая готовность к школе: цель, задачи, направления обучения детей.

Речевая готовность к школе

Что такое обучение грамоте?

Сейчас почти каждый родитель ребенка 4-6 лет озабочен тем, чтобы его малыш еще до школы научился бегло читать и считать, знал цифры и буквы.

Умение ребенка читать и писать до его поступления в школу стало рассматриваться как необходимый, а иногда и основной показатель готовности малыша к обучению в школе. А умение ребенка — дошколёнка читать, считать и писать — как один из важных показателей «способного ребенка» и свидетельством того, что с ребенком занимаются в семье.

Однако грамота подразумевает не просто умение читать и писать слова или тексты, но и точное выразительное изложение собственных мыслей, понимание при чтении смысла текста , т.е. полноценное овладение ребенком письменной речью. Этот процесс требует высокого уровня развития детей — как речевого, так и психологического и физиологического.

Овладение письменной речью предусматривает:

— наличие у ребенка высокого уровня произвольности (умения управлять своим поведением) и осознанности собственной речи (умение отбирать осознанно точные выразительные средства для передачи своей собственной мысли),

свободное владение лексическими единицами языка : умение почувствовать нюансы значения слов, в том числе многозначных (например, а) чистая вода = прозрачная вода, б) чистая посуда = вымытая посуда, но нельзя назвать «чистую» посуду «прозрачной» посудой по аналогии с водой, в) чистый воздух = свежий воздух, но нельзя сказать о нем «вымытый воздух»), умение отбирать необходимые яркие и точные языковые средства для решения поставленной речевой задачи, уместное использовать в речи фразеологизмы, пословицы, поговорки, образные сравнения, синонимы, антонимы,

— свободное владение грамматическими единицами языка:

использование в речи предложений разных конструкций – сложносочиненных, сложноподчиненных, с однородными членами, с прямой речью, умение образовать новые слова от известных — например, лес – лесник – лесной – лесничий – лесок

придумывание новых слов по аналогии: учит – учитель, строит – строитель, пишет – кто? (писатель), воспитывает малышей – кто? (воспитатель), спасает людей – кто? (спасатель);

умение почувствовать значения приставок, суффиксов: например, ехали – приехали – отъехали – объехали – поехали — заехали и другие, утка кря-кря – крякает – кошка мяу-мяу мяукает, но корова му-му – мычит) и др.

— умения выстраивать текст (повествование, описание, рассуждение) в логической последовательности, связывать предложения в тексте друг с другом разными способами,

— умение оценивать выполнение речевой задачи, видеть свои достижения и ошибки, исправлять их, добиваться цели.

Почему так важна речевая готовность к школе?

Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.), низкий уровень связности речи и др.

Овладение грамотой происходит в школе, однако часть умений формируется в дошкольном детстве в ходе специального обучения в детском саду, на занятиях в детском центре, кружке, студии или дома.

Основой для обучения грамоте в дошкольном возрасте является общее речевое развитие дошкольника. Поэтому подготовка к обучению грамоте малышей-дошколят всегда ведется в тесной взаимосвязи со всей системой развития детской речи и ее сторон:

  1. фонетической (овладение звуковой стороной речи),
  2. лексической (овладение словарём русского языка: развитие активного и пассивного словаря, уточнение словаря, развитие языкового чутья),
  3. грамматической (овладение грамматическим строем родного языка),
  4. развития связной речи (умения строить диалог и монолог)

Речевая готовность к школе: цель

Современные дошкольные образовательные учреждения работают по различным программам. Все комплексные программы имеют раздел, посвященный развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте. Кроме того, используются парциальные программы и технологии: Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», Рылеева Е.В.Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя», Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте» и другие.

Все современные программы развития речи дошкольниоков ставят перед педагогами следующую цель – развить «правильную», «хорошую» устную речь дошкольников . Что при этом понимается под «правильной» и «хорошей» речью:

«Правильная речь» речь, в которой все языковые единицы (звуки, слова, словосочетания, предложения) употребляются в соответствии с нормами языка, то есть без ошибок.

«Хорошая речь» — речь лексически богатая, точная, выразительная, в которой все слова употребляются с учетом ситуации общения (т.е. с учетом ряда факторов: с кем, где, с какой целью ведется общение).

Овладение дошкольниками устной речью является основой формирования коммуникативной компетенции как базисной характеристики личности ребенка, обеспечивающей благополучие дошкольника в социальном и интеллектуальном развитии.

Речевая готовность к школе: основные задачи

Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду предусматривает работу по нескольким направлениям:

1.Воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, четкой дикции, правильного звукопроизношения, освоение средств звуковой выразительности речи (тона, тембра, ударения, силы голоса, интонации и др.), воспитание орфоэпической правильности речи.

2.Развитие словаря – обогащение и активизация словарного запаса детей, обучение их уместно использовать слова в различных ситуациях общения, отбирать наиболее точные слова и выражения, развитие выразительной образной речи детей.

3.Формирование грамматического строя речи – практическое освоение и использование в собственной речи разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, формирование морфологической стороны речи (изменение слов по числам, родам, падежам, практическое усвоение наклонения глаголов – иди, беги, идем, бежим, идемте, побежал бы, пошел бы, употребление прилагательных в разных степенях сравнения – добр – добрее, тихий – тише и др.)

4.Развитие связной речи (диалогической и монологической) – развитие умения строить самостоятельные высказывания разных типов – описание, повествование, рассуждение; вести диалог; точно формулировать вопросы и отвечать на них; слушать и понимать речь собеседников; вести себя с учетом ситуации речевого общения.

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи . Детей учат производить звуковой и слоговой анализ слова, состава предложения, знакомят с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный/согласный звук», «ударение», «твердый/мягкий согласный звук», «ударный/безударный гласный звук». Дошкольники учатся подбирать родственные (однокоренные) слова. Они знакомятся с явлениями синонимии и антонимии, подбирая слова, близкие/противоположные по значению. У детей также формируются представления о структуре высказывания (начало, середина, конец) и ее особенностях в разных типах текстов.

Все эти задачи решаются в увлекательной для детей форме, в играх и занимательных заданиях.

Что такое готовность к школе?

Речевая готовность к школе – это лишь часть готовности к школьному обучению.

В бесплатной книге «Готовим к школе: 5 секретов успеха» Вы найдете ответы на вопросы:

  • Как развить у ребенка желание учиться, пойти в школу чтобы познавать новое?
  • Почему это желание пропадает у многих современных детей? И зачем они идут в школу?
  • Как оценивать работы малыша чтобы пробуждать в нем стремление к развитию, к достижению цели?
  • И какое развитие нужно детям?
  • Что ждет семью, когда в ней появится первоклашка?
  • Какие подводные камни встречаются при выборе, кому доверить подготовку к школе, и как их избежать?
  • Умение учиться. Из чего оно состоит и что для него нужно?
  • Как научить ребенка выполнять задания по правилу и образцу, по словесной инструкции?
  • Как развить произвольность – основу основ готовности к школе?
  • Как научить ребенка быть внимательным? Что такое внимание и каковы его свойства? Какие игры и упражнения развивают внимание и как их проводить, чтобы получить отличный результат?
  • Как развивать память и обучать детей приемам запоминания – мнемотехники? В чем отличия памяти мальчиков и памяти девочек?
  • Как научить ребенка сравнивать, анализировать, делать выводы, отличать главное от второстепенного, а не просто запоминать и воспроизводить учебную информацию?
  • Что такое восприятие и зачем оно нужно в обучении? Зачем нужно воображение? Игры и занятия для его развития.
  • Какие знания нужны ребенку до поступления в первый класс? Чему нужно научить ребенка в разных областях – развитии речи, обучении грамоте, математике, знакомстве с окружающим миром?
  • Что важнее – количество или качество знаний, и в чем это качество знаний выражается по отношению к дошкольнику?
  • Как отвечать на вопросы ребенка, чтобы своими ответами развивать его познавательную активность?
  • Какие книги для родителей могут Вам помочь и дадут ответы на многие вопросы?
  • И многие другие вопросы.

Развитие речи – это активный, творческий процесс познания малышами языковой действительности, их игры — «экспериментирования» со словами, звуками, словосочетаниями, предложениями.

В освоении дошкольником родного языка значительную роль играет формирование «чувства языка», воспитание интереса детей к слову, к обсуждению языковых явлений, к наблюдению за собственной речью и речью других людей.

Систему заданий, которая воспитывает у дошкольников языковое чутье, развивает языковые и интеллектуальные способности детей и готовит малышей к школьному обучению Вы можете найти в пособиях, разработанных доктором педагогических наук О. С. Ушаковой – одним из ведущих специалистов нашей страны по методике развития речи детей.

Развитие интереса к родному языку, формирование языковых обобщений, умения осознанно отбирать и творчески комбинировать языковые средства в самостоятельных высказываниях — основа речевого развития ребенка в дошкольном детстве, основа речевой готовности к школе и базис всего дальнейшего лингвистического развития ребенка, полноценного освоения им не только родного, но и иностранных языков.

Желаю Вам и Вашим детям успехов!

Игры и упражнения по развитию речи детей на сайте «Родная тропинка»:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки


© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин