16.09.2024

Есть ли такой суффикс цикл. Какие бывают суффиксы в русском языке? Суффиксы –чик и –щик в существительных


Нужно выделить окончание –ый. Все остальное будет основой.

Теперь нужно найти корень. Это легко сделать, если подобрать однокоренные слова. Можно взять слово «традиция», которое является мотивирующим для данного прилагательного. В слове «традиция» окончание –я, если быть точнее, -ja, остальное – корень, значит, и в искомом слове нужно выделить корень «традици-». Оставшаяся часть слова, соответственно, будет суффиксом.

Иногда для выделения суффикса проделанных операций недостаточно – необходимо установить мотивацию, то есть метод образования данного слова. Например, слово «иголочка». Многие поспешат выделить в слове суффикс «очк», однако это будет ошибкой. Если разобрать образование слова, то получится следующее:

Игла -> игол(к)а ->иголо(оч)(к)а

Таким образом, в слове «иголочка» будет два суффикса – -оч- и -к-.

Некоторые суффиксы можно просто запомнить и выделять, как говорится, на автомате. Например, в глаголах прошедшего времени в подавляющем большинстве случаев будет выделяться суффикс -л-. В существительных легко выделяются уменьшительно-ласкательные суффиксы -очк-, -очек-, -еньк-, -аньк-, -ок-, -чик- и другие. Суффиксы наречий -а-, -о-, -е- часто выделяют как окончания, однако у наречий не может быть окончаний, так как это неизменяемая часть речи.

Постфикс -ся- в неопределенных формах глагола обычно определяется как синкретичная морфема, то есть и как суффикс, и как окончание, и выделяется двумя значками суффикса.

Источники:

  • Основные суффиксы в русском языке

Младший брат просит объяснить ему, что такое суффикс, и вы испытываете сомнения по поводу ответа? Пора вспомнить уроки русского языка. Суффиксом называют морфему (значимую часть слова), которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Задача выделения суффикса в слове покажется легкой, если следовать следующей схеме.

Вам понадобится

  • Листок бумаги, карандаш, морфемный словарь русского языка для самопроверки

Инструкция

Выпишите на листок нужное слово, например: космический. Из определения мы знаем, что стоит после корня, поэтому для начала необходимо выделить , подобрав однокоренные слова: косм-онавт, косм-одром, микро-косм, косм-ический (корень -косм-). Корнем считается минимальная часть слова, повторяющаяся во всех .

Теперь найдите суффикс, помня о том, что он следует за корнем: косм-ическ-ий - суффикс -ическ-. Заметьте, что в состав суффикса не входит (в данном случае -ий). Для выделения окончания изменяйте слово до тех пор, пока не станет ясно, какая часть слова остается неизменной. Всё, кроме нее, является окончанием: космическ-ий, космическ-ая, космическ-ое, космическ-ого, космическ-ому, космическ-ие и т.д. (окончание -ий).

Попытайтесь найти слова с тем же суффиксом и подумайте, какое общее для данных слов значение этот суффикс может иметь. Заметьте также, что в языке число суффиксов ограничено, поэтому почти все из них повторяются от слова к слову. Например: косм-ическ-ий, акуст-ическ-ий, артист-ическ-ий, символ-ическ-ий, гигиен-ическ-ий и т.д. Суффикс -ическ- образут прилагательное от существительного и имеет значение свойственности или связанности с тем, что это исходное существительное обозначает (космический - связынный с кососом, имеющий отношение к космосу).

Видео по теме

Обратите внимание

В одном слове может быть больше одного суффикса. Например, в слове "деловитость" их два (-овит-, -ость-), а в слове "производительность" - три (-и-, -тельн-, -ость-).
И наоборот, в слове может не быть ни одного суффикса: рука (корень -рук-, окончание -а).

Полезный совет

Если затрудняетесь, обратитесь к морфемному или словообразовательному словарю.

Источники:

  • Академическая грамматика русского языка
  • Словарь морфемного членения слов

Суффиксы относят к аффиксам, т.е. служебным морфемам, по своим свойствам противопоставленным центральной морфеме в слове – корню. Словоизменительные суффиксы выражают грамматическое значение слова, словообразовательные нужны для образования новых однокоренных слов.

Вам понадобится

  • - анализируемое слово.

Инструкция

Выделение в суффикса вызывает затруднения прежде всего потому, что его местоположение после корня (или после другого суффикса) часто воспринимается однозначно. Безошибочно обозначить суффикс можно только при умении выделять в слове окончание и корень. Поэтому, определяя эту морфему, пользуйтесь алгоритмом:1) Выделите изменяемую часть слова – окончание. Для этого поменяйте грамматическую форму: учительниц-а – учительниц-ы.2) «Отбросив» окончание, выделяйте корень путем подбора слов: учитель, учить, учение и т.д. Обозначьте корень (уч-).3) Установите производящее , которое позволит выделить в составе производной основы словообразовательное средство: учить → учитель → учительница. В морфемном составе слова определяются суффиксы -и-, -тель-, -ниц.4) Проверить, верно ли выделены суффиксы, поможет способ подбора других слов, относящихся к той же части речи, что и разбираемое, с таким же суффиксом. Например: уч-и-ть – стро-и-ть; уч-и-тель – стро-и-тель; уч-и-тель-ниц-а – во-и-тель-ниц-а.

Обратите внимание, что суффикс, который встречается только в одном слове языка, называется унификсом: маск-арад. О таких случаях для выделения аффиксов необходимо справляться в словообразовательных словарях.

Разновидностью суффиксов является нулевой словообразовательный суффикс. О данном типе можно говорить только в том случае, если анализируемое слово воспринимается всеми говорящими как от какого-либо однокоренного слова, причем разница в их значениях такова, что в других выражается обычными «ненулевыми» суффиксами. Например, в паре «супруг → супруга» производное слово образовано с помощью нулевого суффикса, т.к. обычно значение указания на женский пол выражается суффиксами, определяемыми в основе: артист → артист-к-а; учитель-ниц-а: пловч-их-а.

Для выделения формообразующего (словоизменительного) суффикса подберите несколько слов из этой грамматической категории, поскольку такие суффиксы характеризуют не отдельную грамматическую форму, а сразу несколько.

Запомните, что к числу формообразующих суффиксов в русском языке относят:1) -л и нулевой суффикс в глагольных формах прошедшего времени: да-л, пёк;2) -и и нулевой суффикс в формах повелительного наклонения глагола: скаж-и, брось;3) суффиксы причастий: став-ящ-ий, постави-вш-ий, поставл-енн-ый и т.д.;4) суффиксы деепричастий: держ-а, сказа-в, сид-ючи, вырос-ши; 5) суффиксы сравнительной степени прилагательных, наречий и безлично-предикативных слов: жив-ее, стар-ше, строж-е;6) суффиксы в формах превосходной степени прилагательных: глубоч-айш-ий, красив-ейш-ий.

Источники:

  • суффиксы в слове

Совет 4: Как дать определение корня, суффикса и приставки

Основу практически всех слов составляют приставка, корень и суффикс. В отличие от окончания, они являются неизменяемыми частями лексемы и несут в себе смысловую нагрузку.

В однокоренных возможно чередование гласных или согласных звуков . К таким корням относятся молок/млек, раст/ращ/рос и т.д. Это связано с их происхождением и с общим процессом развития языка. Такие фонетические чередования в корне однокоренных слов не редкое явление в языке. Для того, чтобы правильно выделить на письме такие корни иногда просто необходимо бывает знать что этому способствовало. Это могла быть утрата носовых гласных в русском языке в связи с тенденцией упрощения, наличие двух наиболее сильных диалектов, составивших современный русский язык – петербургский «окающий» диалект и московский «акающий» диалект и т.д.

Суффикс

Место суффикса – сразу после корня. Суффикс несет в себе дополнительное значение и способен изменить основное значение слова. Благодаря суффиксу можно преобразовать одну часть речи в другую, добавить эмоциональной экспрессивности и т.д. К примеру, если к слову «дом» добавить суффикс «ик», то появляется дополнительное уменьшительное значение. Добавляя к существительному «интерес» суффикс «н», вы получаете прилагательное «интересный».

Исходя из вышесказанного, суффикс можно определить как несущую дополнительную смысловую нагрузку значимую часть слова, занимающую положение после корня.

Приставка

Приставка, так же как и суффикс, несет в себе дополнительный смысл и может изменять основной смысл лексемы. К примеру, если к глаголу несовершенного вида «играть» добавить приставку «до», он преобразуется в глагол совершенного вида. Являясь, префиксом, приставка занимает положение до корня.

Таким образом, приставку можно определить как несущую дополнительную смысловую нагрузку значимую часть слова, занимающую положение перед корнем.

Выделить основу, на письме можно, если просклонять по падежам существительное, прилагательное либо проспрягать по лицам глагол. Та часть слова, которая остается неизменной и будет составлять основу лексемы.

THESE NAUGHTY SUFFIXES: DIFFICULT QUESTIONS OF MORPHEMIC ANALYSIS

Krylova Maria Nikolaevna
Azov-Black Sea State Agroengineering Academy
PhD in Philological Science, Assistant Professor of the Professional Pedagogy and Foreign Languages Department


Abstract
The article is devoted to the review of difficult questions of morphemic analysis associated with the allocation of suffixes in the word. This article discusses ways allocation a zero suffixes, variants of suffixes, irregular suffixes, status -ть (-ти) in the infinitive, suffixoides, postfixes and interfixes and processes of simplification and applications associated with the suffixes. The conclusion about necessity a creative, research approach to the morphemic analysis.

Морфемный анализ, или разбор слова по составу является сложным для многих учеников средней школы, для студентов-филологов и даже для учителей. Как отмечает Н.А. Исаева, «на сегодняшний день существуют реальные проблемы профессионально-методической готовности студентов-бакалавров и учителей в области анализа и интерпретации морфемно-словообразовательных понятий, представленных в школьных учебниках, а, соответственно, и формализм в обучении школьников этим важным, системообразующим понятиям, составляющим базу для развития разных метапредметных умений» .

Вопросы морфемного анализа и обучения ему рассматривались М.Т. Барановым, Е.А. Земской, Н.А. Исаевой, М.Р. Львовым, Т.Г. Рамзаевой, А.В. Текучевым, Н.М. Шанским и другими учёными и методистами, однако по-прежнему остаются трудно решаемые в силу наличия различных толкований тех или иных явлений языка проблемы.

Особенно непросто бывает выделить в слове суффикс (суффиксы), отграничить его от других морфем. Связано это, прежде всего, с тем, что выделить суффикс можно только при умении вычленять в слове окончание и корень.

Морфема – наименьшая значимая единица языка. По роли в слове морфемы делятся на: корневые, или корни – основные морфемы и аффиксальные, или аффиксы – дополнительные (от лат. affixus – ‘прикреплённый’). Виды аффиксов: префикс (приставка), суффикс, интерфикс, постфикс. В других языках есть ещё такие аффиксы, как конфикс, инфикс, трансфикс и т. п.

Суффикс – служебная морфема (аффикс), которая располагается после корня и служит для образования слов и их несинтаксических форм.

По функции аффиксы делятся на словообразующие – выражают лексическое значение, образуют разные слова и являются менее регулярными, менее стандартными, например, без -дом-н -ый, и формообразующие – обладают высочайшей степенью регулярности и стандартности, обладают грамматическим значением, образуют грамматические формы, например, на -пис-а-нн -ая . Окончание всегда является формообразующим аффиксом, суффиксы могут быть и слово- и формообразующими. Информация о формообразующих суффиксах поступает к учащимся постепенно при изучении морфологии, и старшеклассники должны уже хорошо ориентироваться в формообразовании и знать все формообразующие суффиксы русского языка:

1. Суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий: -ее, -ей, -е, -ше, -ейш-, -айш-, -ейше, -айше . Например: добр-ее (добр-ей ), тонь-ше , выш-е , добр-ейш -ий, тонч- айш-ий, глубоч-айше , покорн-ейше .

2. Суффиксы причастий и деепричастий: -ущ-, (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш- (-ш-), – енн-, -нн-, -т-, ом-, -ем-, -им-, -в, -вши, – а, -я . Например: бег-ущ -ий, гон-им -ый, уста-вш -ий, обиж-енн -ый, обиде-в , разбира-я .

3. Суффикс прошедшего времени -л -, при помощи которого форма прошедшего времени образуется от основы инфинитива: обиде-л , нес (нулевой).

4.Суффикс повелительного наклонения -и -, при помощи которого форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего (будущего простого) времени. Например: выбер-и , нес-и -те, брось и стирай (нулевой).

5. Суффиксы существительных, при помощи которых образуются:

а) формы множественного числа и косвенных падежей (синтаксические формы): -ес-, -ер-, -ен-, - j - , -ят-, -ов j - . Например: чуд-ес -а, мат-ер -и, плем-ен -а, брать- j -я, кот-ят -а, сын-овь j ;

б) форма единственного числа: -ин -. Например: граждан-ин .

6. Суффикс настоящего (будущего простого) времени глагола в изъявительном наклонении: - j -. Например: чита- j -ю, прочита- j -ешь . Вопрос об этом суффиксе спорный, его выделяют не все ученые.

Морфемный анализ – это выделение всех морфем в слове. Производя его, нужно помнить, что «подлинно научный анализ структуры слова, а не механическое деление слова на морфемы (иногда не существующие) возможен только в том случае, когда слово рассматривается, во-первых, на фоне родственных и одноструктурных ему в данный момент слов, а во-вторых, в совокупности всех присущих ему в грамматических форм. Это является основным принципом словообразовательного анализа (как и морфемного)» .

Описать все трудные вопросы морфемного анализа в рамках статьи невозможно. Рассмотрим наиболее сложные проблемы морфемного анализа конца слова. Информацию мы представим в вопросно-ответной форме, которая должна облегчить восприятие.

Есть ли специальные способы выделения суффикса?

Прежде чем выделять суффикс или суффиксы, нужно провести подготовительную работу: определить, какой частью речи является слово, так как у каждой части речи свой набор суффиксов; выделить корень (по возможности) и окончание (обязательно). И только после это применять указанные ниже способы, причём желательно не какой-то один, а все вместе:

1. Соотнесение слова с однокоренными словами и грамматическими формами слова. Например, соотнеся слово лисий со словами лиса и лись- j и вспомнив о беглых гласных, мы без труда выделим в нём суффикс -ий .

2. Сопоставление слова со словами такого же состава, того же словообразовательного типа . Ведь соотносим же мы слово с однокоренными словами, чтобы выделить корень, почему бы не соотнести его с «односуффиксными» словами, чтобы выделить суффикс. Например, рад-ость , слад-ость , пошл-ость и под.

3. Принцип «матрёшки» (термин Н.М. Шанского) необходим, когда в слове несколько суффиксов. Их выделяют с помощью анализа формы и словообразовательного анализа, пошагового «раздевания» слова. Например, словообразовательные суффиксы в слове водянистость станут явными после выстраивания словообразовательной цепочки: вода → вод-ян -ой → водян-ист -ый → водянист-ость . В слове вчитывавшаяся мы сначала, проанализировав грамматическую форму, выделим формообразовательный постфикс -ся , окончание -ая - и формообразовательный суффикс причастия -вш -, а затем выделим глагольный суффикс -ыва -.

В любом случае, решая вопрос о морфемном составе того или иного слова, нужно одновременного произвести анализ словоформы (вычленить окончание и формообразующие суффиксы) и словообразовательный анализ. Как пишет Н.А. Исаева, «словообразовательный анализ должен идти не после морфемного, а предшествовать ему и на определённых этапах органически “вплетаться” в ткань морфемного разбора – это простой и понятный закон грамотного анализа структуры слова» .

Иначе ошибки неизбежны.

Включать ли формообразующие суффиксы в основу?

Сложности появляются при выделении основы слова, так как формообразующие аффиксы в основу не входят, а словообразующие входят. Мы же привыкли не включать в основу окончание, а формообразующие суффиксы забываем отсечь от основы. Думается, что истина где-то посередине: ученикам младших классов не стоит объяснять, что в основу могут не входить ещё и некоторые суффиксы, а начиная с 5-го класса нужно постепенно вводить эту новую информацию, что поможет освоению морфологии русского языка, способов словоизменения.

Нужно ли выделять нулевые суффиксы?

Чтобы решить для себя этот вопрос, нужно сначала такой суффикс в слове обнаружить. О том, что нулевыми (материально не выраженными) могут быть окончания, знают все. Примеры: дом , семей , лисий□, развлечений□, стой□. Выделять нулевое окончание пустым квадратом является обязательным, его невыделение – серьёзная ошибка. Иначе обстоит дело с нулевыми суффиксами, так как многие вообще не знают об их существовании.

Нулевыми могут быть два формообразующих суффикса : 1) суффикс прошедшего времени -л- в мужском роде у некоторых глаголов, например, умер- Æ , нес- Æ ; сравните: умер-л -а, несли ; 2) суффикс повелительного наклонения -и-, например, брось- Æ ; сравните: нес-и . После нулевого формообразующего суффикса обязательно стоит нулевое окончание.

Нулевой суффикс прошедшего времени глагола и нулевое окончание после него возникли в результате утраты слабых редуцированных и отпадания -л- после согласных в конце слова (сравните древнерусское высох-л-ъ ).

Кроме того, нулевой суффикс появляется в результате нулевой суффиксации, в этом случае он является словообразующим, и после него может быть не только нулевое, но и материально выраженное окончание. Например, переход- Æ ¬ переходить , синь- Æ ¬ синий , заик- Æ -а- ¬ заикаться, пят- Æ -ый ¬ пять, физик- Æ ¬ физика и под. Как считает Т.Ю. Гаврилкина, словообразовательные типы с нулевыми суффиксами в современном языке обладают высоким деривационным потенциалом .

В практике преподавания русского языка нулевые суффиксы не принято выделять, для них нет специального значка. Вводить его или нет (один из вариантов приведён выше) – вопрос сложный, большинство педагогов скажут, что не стоит. Тем не менее, понятие о нулевом суффиксе надо ввести, показав его существование сопоставлением ряда словоформ. По мнению Н.А. Исаевой, понятие нулевого суффикса ввести в понятийный аппарат учащихся необходимо: «Хотя оно не является обязательным в школьном преподавании, по характеру своего значения и по соотношению с другими словами вполне вписывается в группу «нулей», изучаемых в школе, – нулевого окончания и нулевой связки» .

Как не назвать варианты суффикса разными суффиксами?

Морфемы реализуются в речи в морфах, или алломорфах. Часть суффиксов не имеют морфов: -тель, -ость, -нича- . Например: учи-тель , зл-ость , сопер-нича -ть . С ними нет сложностей.

Но чаще всего в зависимости от позиции в слове один и тот же суффикс может иметь несколько вариантов с различным звучанием и написанием:

-к - и -ок -: памят-к -а – памят-ок ,

-ец - и -ц -: сыр-ец – сыр-ц ,

-н - и -ен - в краткой форме прилагательных: памят-ен – памят-н ,

-ова - и -у j - в формах глагола: пир-ова -л, пир-у j ,

- j (а) и -ий : прыгунь- j -я – прыгун-ий .

Если суффиксы изменяются при образовании форм слов, то это варианты одного и того же суффикса, а не разные суффиксы. Их изменения связаны с фонетическими процессами, произошедшими в языке, с множеством существующих в языке чередований. Сопоставление словоформ и знание возможных чередований поможет нам понять, что варианты – это различные формы одного и того же суффикса: любим-ец – любим-ч -ик, сын-ок – сын-оч -ек, собачь- j -я, собач-ий .

Суффиксом или окончанием является -ть (-ти ) в неопределённой форме глагола?

Несомненно, финаль -ть (-ти ) – это формообразующий суффикс, так как он образует форму инфинитива: чита-ть , вез-ти . Инфинитив (неопределённая форма глагола) – это неизменяемая форма, поэтому окончания у неё просто не может быть, ведь окончание – это изменяемая часть слова. Отсечением -ть (-ти ) мы получаем основу инфинитива, от которой образуются многие глагольные формы: строи-ть – строи-л , строи-вш-ий .

В школьном учебнике по традиции -ть (-ти ) выделяется как окончания. В новых пособиях есть двоякий вариант, когда -ть (-ти ) выделяется и как окончание, и как суффикс. По-видимому, самым разумным решением для педагога будет учить выделять данную морфему так, как рекомендовано в учебнике, объяснив при этом её природу. Учащиеся должны знать, что это формообразующий суффикс.

А вот -чь в конце инфинитива вообще не является отдельной морфемой, входит в корень. Сравните: пек -у, печ -ёшь, печь .

Нужно ли выделять суффиксы, не обозначенные отдельной буквой?

Этот вопрос можно решить по-разному. Например, слово строю орфографичеки делится на две морфемы (стро-ю ), а фонетически (то есть на самом деле) – на три (стро- j ) , - j - является суффиксом. Нужно ли его выделять? Несомненно, нужно, так как, во-первых, он есть в слове, во-вторых, в повелительном наклонении глагола он будет выражен буквой й (стро-й ), и его выделение позволит нам соотнести друг с другом формы глагола, образованные от одной основы – основы настоящего времени, в-третьих, совершенно невредным будет повторение графики и тех позиций, в которых буква ю обозначает два звука. Систематическая работа в данном направлении будет способствовать тому, что учащиеся легко будут находить в слове «спрятанный» суффикс. Кстати, скрытым может быть не только весь суффикс, но и его часть, например, - j - в суффиксах н и j - -ни j - (повторение, желание ). В этом случае не заметить - j - не так уж страшно, ведь морфема всё равно будет выделена, пусть и в усечённом виде, но всё же лучше «заметить» скрытую часть суффикса, тогда проще будет объяснить, почему в словах желаний, стараний, сомнений и под. -ий – это не окончание.

Как найти в слове нерегулярный суффикс?

Регулярные суффиксы встречаются в составе слов часто, например, -ик -: стол-ик , дом-ик , столб-ик и т. д. Самые регулярные морфемы – окончания и формообразующие суффиксы: ламп-а , бег-ущ-ий . Нерегулярные (уникальные, редкие) суффиксы в составе слова встречаются нечасто. Например: паст-ух , мал-ютк . Некоторые суффиксы наблюдаются всего в одном слове. По определению Е.А. Земской, «части слова, подобные суффиксам и приставкам по своей роли в составе слова, но единичные, не повторяющиеся, называются унификсами» . Например: попадь- j -я, почт-амт , стекл-ярус , патрон-таш , куст-арник , коз-ёл , пролетар-ий . При морфемном анализе таких слов невозможно соотнести слово с другими словами того же словообразовательного типа, но можно соотнести с однокоренными словами и выделить суффикс на основе данного сопоставления, например: стекл-о стекл-ярус .

Выделять ли суффикс, сросшийся с корнем?

Язык постоянно развивается, одним из процессов его развития является опрощение – потеря словом членимости на морфемы. В частности, суффикс может срастись с предыдущей морфемой, обычно корнем, например: петух , жизнь , дар , пир (сравните пе-ть, жи-ть, да-ть, пи-ть ). По словам Е.А. Земской, «чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава» .

Так как при морфемном анализе мы выделяем в слове те морфемы, которые существуют в нём на данном этапе развития языка, то такие «бывшие» суффиксы выделять, конечно, не надо. Н.А. Исаева пишет: «Необходимо чётко разграничивать при изучении морфемного состава слова в школе факты синхронии и диахронии и рассматривать явления словообразовательной системы только на синхронном срезе» . Но не следует забывать, что есть ещё и этимологический анализ, производя который и надо рассмотреть суффиксы, слившиеся с корнем и переставшие быть суффиксами.

Как выделять суффиксоиды?

Аффиксоиды – это корневые морфемы, выступающие в функции аффиксов. Они делятся на префиксоиды (полу -) и суффиксоиды (-вед, -вод и др.). Суффиксоиды обладают высокой степенью стандартности, подобно суффиксам, например: стекло-вар , языко-вед , цвето-вод , лесо-воз , вино-дел , земле-коп , теле-граф , паро-образ-н- ый . Выполняя роль суффиксов, суффиксоиды вместе с тем не перестали осознаваться как корневые морфемы, они находятся на пути перехода из корней в суффиксы, демонстрируя тем самым один из примеров живого развития, изменения языка. По словам Н.М. Шанского, «аффиксоиды, употребляясь как аффиксы, всё же продолжают оставаться и чётко осознаваться корневыми морфемами, или основами, сохраняющими семантические и генетические связи с соответствующими корнями» . Поэтому выделять их нужно, видимо, всё же как вторые части сложного слова, то есть членить на корни, при наличии суффиксы и окончания (паро-образ-н-ый ).

Как выделять суффиксы при аппликации?

Аппликация корня и суффикса – наложение морфем, совмещение конца одной и начала другой морфемы. Например, в слове лиловатый корень лилов- и суффикс -оват -, в слове Минский – корень Минск - и суффикс -ск - и под. Думается, что наложение – это не исчезновение, и выделять необходимо обе морфемы, попутно объяснив, что наш язык очень красив, мелодичен и таким образом избавляется от неблагозвучных слов типа лилововатый, Минскский .

Как отличить суффикс от постфикса?

В словах, имеющих окончание, суффикс, как правило, стоит перед окончанием. Но суффикс может находиться и после окончания. Его называют постфиксом.

Постфиксы наблюдаются в глаголах и в отдельных разрядах местоимений: умываю-сь , формировавший-ся , съешь-ка , кому-то , какого-нибудь , пришел-таки . Они могут писаться со словом и слитно (первые два примера), и через дефис (остальные примеры).

По происхождению все постфиксы – самостоятельные слова.

Чтобы отличить постфикс от суффикса, нужно просто запомнить все постфиксы. Их немного, в примерах, приведённых выше, они все названы.

Каким знаком выделять постфиксы?

Есть несколько вариантов выделения: 1) как суффикс, 2) никак, 3) как «приставку наоборот» (в другую сторону).

Наиболее логичным, на наш взгляд, является выделение постфикса знаком суффикса, так как, согласно определению, постфикс – это суффикс, стоящий после окончания. Но на словах нужно объяснять, что это особая морфема и называть её правильно.

Входят ли постфиксы в основу слова?

У глагола постфиксы и слово- и формообразующие, у местоимений – только словообразующие. Формообразующие постфиксы не входят в основу слова, словообразующие – входят.

Глагольный постфикс -ся (-сь ) требует особого замечания. Он может быть и слово-, и формообразующим. Формообразующим он является, если образует форму залога: лить-ся , рассердить-ся , бросить-ся . В ряде случаев аффикс -ся приобретает значение словообразующей морфемы и входит в основу, которая в данном случае становится прерывистой (её прерывает окончание и/или формообразующий суффикс): расплака -ть-ся , вчита -л-ся , разгуля -вш-ий-ся . Отличить такие глаголы несложно: они не употребляются без -ся .

Как отличить суффикс от интерфикса?

Интерфиксы – это соединительные морфемы, вставки между другими морфемами. В первую очередь, это соединительные гласные о и е , которые выделяются между частями сложных слов: земл-е -мер, пар-о -ход . Такие интерфиксы не спутаешь с суффиксами, сложности при их выделении связаны с наличием сходных явлений (метеосводка, нижеследующий ) отсутствием для них специального значка.

Сложности появляются тогда, когда интерфиксы – это вставки между корнем и суффиксом. Иногда их именуют также прокладками. Рассмотрим примеры: шоссе → шоссе-й -ный, там → там-ош -ний, сегодня → сегодня-ш -ний, кино → кино-ш -ник, орел → орл-ов -ский, Сочи → соч-ин -ский . В этих словах интерфиксы очень похожи на суффиксы по положению в слове, но они не участвуют в словообразовании, не имеют никакого значения, а только вставляются между морфемами во избежание неблагозвучия (представьте приведённые выше слова без интерфиксов).

Чтобы отличить интерфикс от суффикса, нужно точно представлять себе, как шёл процесс образования слова, видеть словообразовательную модель. Например, образование притяжательных прилагательных от названия города при помощи суффикса -ск -: Ростов → ростов-ск -ий, Тула → туль-ск -ий и под. Тогда для нас станет явным и вставка интерфикса: Сочи → соч-ин -ский , и явление аппликации: Курск → курск-ий .

Кроме того, арсенал интерфиксов невелик, и их нужно просто запомнить.

Итак, мы рассмотрели сложные вопросы морфемного анализа слова, связанные с выделением суффиксов и схожих с ними морфем. Хочется отметить, что самым главным в работе и учащегося и, тем более, педагога должен стать творческий, исследовательский подход к морфемному анализу. В ситуации формального подхода, если главным станет заучивание постулатов и правил, а не исследование, пусть это только скромное исследование состава одного единственного слова, невозможно достичь высоких результатов в обучении морфемному анализу и сформировать базу для дальнейшего роста обучающегося, для развития его лингвистической компетенции.

  • Земская Е.А. Словообразование: как делаются слова // Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. М.: Аванта+, 2002. С. 135-156.
  • Количество просмотров публикации: Please wait
    Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по

    - (лат. suffixum, от suffigere прибавить). Слог, прибавляемый в средине слова и придающий ему значение той или другой части речи, или некоторых иных этимологич. форм, в отличие от флексий окончаний склонений и спряжений. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

    суффикс - а, м. suffixe m. <лат. suffixus прикрепленный. Часть слова между корнем и окончанием, придающая слову иной смысл по сравнению с другими однокоренными словами. Увеличительный суффикс. БАС 1. Русский язык, с его необычайной пластичностью,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - [суфикс] и (разг.) СУФФИКС, суффикса, муж. (от лат. suffixus подставленный) (линг.). Словообразовательный элемент часть слова, находящаяся между корнем и окончанием (флексией) и придающая определенное значение слову сравнительно с другими… … Толковый словарь Ушакова

    Морфема, аффикс Словарь русских синонимов. суффикс сущ., кол во синонимов: 2 аффикс (9) морфема … Словарь синонимов

    Суффикс - СУФФИКС. Аффикс (см.), стоящий после основы: вода, ведешь, старик, маленький и пр. В индоевропейских языках образование слов при помощи С. является одним из наиболее частых способов образования слов. В одном слове может быть несколько С. (См … Словарь литературных терминов

    суффикс - и устарелое суффикс … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    - (лат. suffixus прикрепленный) разновидность аффикса, морфема, следующая за корнем (в русском языке дом ик) или основой (в русском языке широт н ый) и предшествующая окончанию … Большой Энциклопедический словарь

    СУФФИКС, а, муж. В грамматике: морфема, находящаяся между корнем и окончанием. Словообразовательный с. (напр. чит а ю, стрел к а, гром к ий). Словоизменительный с. (напр. чита л а, чита ющ ий, скор ее). | прил. суффиксальный, ая, ое. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

    - (от лат. suffixus прибитый, приколоченный). Служебная морфема, находящаяся после корня (непосредственно или после другого суффикса) и служащая для образования новых слов или их несинтаксических форм. Суффикс словообразовательный (словообразующий) … Словарь лингвистических терминов

    Один из аффиксов, морфема, следующая после корня и выражающая грамматические (суффикс инфинитива – ть) или словообразовательные значения (суффиксы лица – ист, – тель, – чик, – щик). В русском языке более 500 суффиксов. Литература и язык.… … Литературная энциклопедия

    Книги

    • Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. 5-9 класс. VIII вид , Галунчикова Н.Г.. Задумайся, дружок, о чем пойдет речь в этой книжке. Конечно, о том строительном материале, из которого создаются слова нашего языка. Все на свете состоит из чего-то:лес - из деревьев,…
    • Русский язык. Рабочая тетрадь 1. Состав слова. 5-9 классы (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). ФГОС ОВЗ , Галунчикова Н.Г.. Задумайся, дружок, о чем пойдет речь в этой книжке. Конечно, о том «строительном материале», из которого создаются слова нашего языка. Все на свете состоит из чего-то: лес - из деревьев,…

    Мы все давно учились в школе и многое забыли. Но иногда бывает полезно вспомнить школьные знания, особенно из области русского языка. В этой статье мы вспомним, что такое суффикс слова.

    Суффиксом является изменяемая часть слова, которая расположена после корня. Суффикс выделяют значком ^. Нулевой суффикс выделяют 0 (нуль). Для чего нужен суффикс? Суффиксы служат для образования новых слов и различных форм слова.

    Какие бывают суффиксы

    Виды суффиксов:

    • Суффиксы -ек и –ик. В случае, если при склонении слова выпадает гласный звук "е", нужно писать суффикс –ек. Если слова при склонении сохраняют звук "и", то нужно писать суффикс –ик. Примеры: сыноч –ек; калач –ик.
    • Буквы "ч" и "щ" в суффиксах –чик и –щик. В случае, если эти суффиксы стоят после букв "д", "т", "з", "с" и "ж", нужно писать букву "ч" . Во всех остальных случаях пишется "щ". Примеры: рассказчик, бурильщик.
    • Буквы "о" и "е" после ц и шипящих в суффиксах наречий, существительных и прилагательных. В случае, если суффикс существительного, прилагательного и наречия находится под ударением, нужно писать букву "щ", без ударения - писать "е". Примеры: меш-ок; мешоч-ек. Из этого правила есть исключение - слово "дешевый".
    • Одна и две буквы "н" в тех прилагательных, которые образованы от существительных.

    Две буквы "н" будут писаться в прилагательных, которые образованы от следующих слов:

    1. От существительных, основа которых заканчивается на "н".
    2. От существительного с помощью суффиксов –онн и –енн.

    Есть в этом правиле исключение - это слово "ветреный".

    Одна буква "н" пишется:

    1. В суффиксах –ан и –ян в прилагательных, которые образованы от существительных. Есть исключения, это слова оловянный, стеклянный, деревянный.
    2. В кратких прилагательных, кроме форм в мужском роде.

    Суффиксы –ск и –к в прилагательных. В случае, если прилагательные имеют короткую форму или образованы от существительных, основа которых заканчивается на "ч", "к", "ц", нужно писать суффикс –к. В остальных случаях –ск.

    Как найти в слове суффикс

    Зная, что суффикс располагается между окончанием и корнем слова, мы можем его легко найти.

      • Сначала нужно выделить именно эти морфемы.
      • Для того чтобы определить окончание, слово нужно проспрягать или просклонять. Изменяемая часть в конце слова и будет его окончанием. Ее нужно обвести квадратом.
      • Далее нужно подобрать к слову однокоренные слова. Это даст возможность определить корень. Им будет неизменная часть и общая часть для всех однокоренных слов. Обозначается корень дугой.
      • Часть, которая остается между корнем и окончанием, и есть суффикс. Он обозначается треугольником - ^. В слове может быть больше одного суффикса.

    Типичные ошибки при выделении суффиксов

    • Конечные буквы суффикса часто путают с окончанием.
    • К суффиксу могут также отнести часть корня или часть предыдущего суффикса.
    • Могут не различить отдельные суффиксы и сумму суффиксов, например "грамот-н-ость".
    • При отсутствующем суффиксе могут выделить в суффикс часть корня слова.

    Мы вспомнили, что такое суффикс и как его найти.

    В данной статье:

    А17 не включает орфограммы с н - нн (этой теме посвящено отдельное задание А13).
    Но и без них объём материала велик, потому что русский - это язык с развитой суффиксальной системой: суффиксов множество. Грамотному человеку нужно знать правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий и глаголов. Однако в КИМах встречаются далеко не все суффиксы. Формулировки заданий предполагают поиск слов либо с буквой е , либо с буквой и . Это позволяет существенно сузить круг "нужных" суффиксов. Более того, в огромном большинстве тренировочных вариантов, подготовленных ФИПИ, в заданиях реально встречаются в основном глаголы в неопределённой форме, причастия, деепричастия, прилагательные. Могут ли быть вопросы относительно правописания суффиксов существительных? Да, потому что, во-первых, это предусмотрено "Обобщённым планом экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку" и, во-вторых, суффиксы существительных с уменьшительно-ласкательным значением встречаются в заданиях.

    Предлагаю порядок изложения справочного материала для подготовки не в соответствии с традицией (от существительных к другим частям речи), а по частотности, с которой слова встречаются в КИМах. Итак, порядок таков: глагольные формы (включая причастия и деепричастия), прилагательные, а уж потом существительные (их встретилось не более 10%). Тот, кто претендует на максимально высокий балл, должен дойти с нами до самого конца.

    Советую всем внимательно рассматривать примеры. Осознанно выученный пример будет служить образцом для рассуждений по аналогии.

    Cуффиксы глаголов

    1). Суффиксы - -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-: рисовать, горевать - опаздывать, оценивать

    Проверяй! Определи форму 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени!
    Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени есть сочетания

    • ую, юю , то пиши суффиксы -ова-(-ева-): советовать - советую, командовать - командую
    • ываю, иваю , то пиши суффиксы -ыва-(-ива-): опаздывать - опаздываю, рассматривать - рассматриваю

    Внимание:

    Данные в скобках фонетические варианты суффиксов встречаются после мягких согласных.

    2). Различение суффиксов -е- + -ва- и -ыва- (-ива-): одолевать, заболевать - оправдывать, успокаивать

    Внимание на ударение!

    Суффикс -ва- всегда под ударением: одолева´ ть, заболева´ ть.
    Перед суффиксом -ва- пиши суффикс -е-.

    Суффиксы -ыва-, -ива- безударные: записывать, склеивать, прицеливаться.

    Не путай:

    В словах типа наливать, распевать буквы и и е в корне.


    3). Суффиксы в неопределённой форме глагола:
    видеть, красить
    Cуффиксы у глаголов 1-го спряжения различны. Суффикс глагольной основы 2-го спряжения -и-.

    Внимание:

    Глаголы-исключения для выполнения этого задания интереса не представляют: ведь нужно узнать букву не в окончании, а в суффиксе. Поэтому, если ты определяешь букву в суффиксе неопределённой формы глагола, смело пиши -е- в глаголах-исключениях на еть с безударной буквой в суффикcе: обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть и производных от них: увидеть, завидеть, обидеться и др. подобных. В остальных словах-исключениях суффикс в ударной позиции.

    4). Суффиксы в причастиях и деепричастиях.

    Внимание:

    В А17 никто не проверяет, знаешь ли ты суффиксы причастий и деепричастий. В причастиях и деепричастиях пропущены гласные основы, от которой образованы данные в заданиях формы.
    Примеры из КИМов:
    скле...вающий, выдёрг...вая, прицел...вающийся, понаде...вшийся, зачервив...вший, повизг...вая

    Следовательно, не стоит отвлекаться на форму причастия и деепричастия, вспоминать их суффиксы. Нужно заняться другим: научиться безошибочно определять, от какого глагола образованы причастия и деепричастия.

    Скле...вающий - от: склеивать
    выдёрг...вая - от выдёргивать
    прицел...вающийся - от прицеливаться
    понаде...вшийся - от понадеяться
    зачервив...вший - от зачервиветь
    повизг...вая - от повизгивать

    Применять, следовательно, нужно правила, приведённые выше.

    Не ошибись:

    Типичной ошибкой является смешение глаголов разных видов при восстановлении исходной формы. Например, ошибочно полагать, что причастие склеивающий образовано от глагола склеить , прицеливающийся - от прицелиться и т.п. Во множестве случаев подобная ошибка приведёт к неправильному определению гласной буквы.
    Правильно: Склеивающий образовано от склеивать , прицеливающийся - от прицеливаться .

    Суффиксы прилагательных

    Здесь рассматриваются только суффиксы отымённых прилагательных, т.к. именно этот материал относится к теме (отглагольные прилагательные - это слова, в суффиксах которых встречается орфограмма н-нн ). Список суффиксов прилагательных, образованных от имён существительных, не сводится к двум правилам, приведённым ниже, но в тренировочные варианты КИМов включены слова именно на эти правила.

    1). Суффиксы -ив-, -ев-, -лив-, -чив-: красивый - боевой, счастливый, доверчивый

    Внимание на ударение!
    В прилагательных, образованных от существительных:
    - под ударением пиши суффикс -ив-: краси´вый
    - без ударения - суффикс -ев-: боево´й.
    Пиши суффиксы -лив-, -чив- и под ударением: счастли´вый и без ударения: дове´рчивый.

    2). Суффиксы -ов-, -оват-, -овит- - -ев-, -еват-, -евит-: деловой, сероватый, ядовитый - речевой, синеватый, боевитый

    Внимание на последний согласный корня!
    После твёрдых согласных пиши суффиксы -ов-, -оват-, -овит-: деловой, сероватый, ядовитый.
    После мягких согласных, шипящих, ч и ц пиши суффиксы -ев-, -еват-, -евит-: речевой, синеватый, боевитый.

    Суффиксы существительных

    1. Суффиксы со значением лица (производителя действия).

    Суффиксов со значением лица много, но, к счастью, не все они вызывают ошибки при написании слов. Редко кто ошибётся в суффиксах:

    Ист-: гандболист, тракторист
    -ник-: дорожник, железнодорожник
    -навт-: космонавт
    -ец-: гонец
    -ёр-: комбайнёр

    Ошибкоопасные суффиксы: -тель-, а также -чик-, -щик-. Их и стоит повторить.

    1). Суффикс -тель-: учитель
    Запомни этот суффикс и всегда пиши его одинаково, с буквой е!
    Пиши суффикс -тель- в словах, обозначающих лиц по роду деятельности: учитель, писатель, водитель.

    2). Суффиксы
    -чик-, -щик-: лётчик, каменщик, асфальтоукладчик

    Внимание на последний согласный основы!
    После:

    • согласных т, д, с, з, ж пиши суффикс -чик-: переводчик, лётчик, разносчик, перевозчик, перебежчик
    • остальных согласных пиши суффикс -щик-: паромщик, стекольщик, каменщик, фонарщик

    Внимание:

    Перед суффиксом -чик- буквы к, ц, ч заменяются на т : раздат +-чик- ←раздача .
    Мягкий знак пиши только после л : кровельщик , стекольщик .

    2. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.

    В русском языке множество суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением. Какие это суффиксы и как их писать, придётся разобраться. Ограничимся, правда, суффиксами, в которых пишутся буквы е и и , на которые нас ориентируют КИМы.

    1). Суффиксы -ик-, -ек-: мячик - платочек.
    Следи за беглой гласной е при изменении слова!
    Если при изменении слова, в нём

    • гласный звук [и] сохраняется, пиши суффикс -ик-: мячик - мячики
    • гласный звук исчезает, пиши суффикс -ек-: платочек - платочка

    2). Cуффиксы -ец-, -иц-: братец - умница, пальтецо - платьице
    Узнай род существительного!
    В существительных

    • мужского рода пиши суффикс -ец-: братец, палец
    • женского рода - -иц-: красавица, умница
    • среднего рода могут быть и -ец-, и -иц-:
      • в предударном слоге (перед ударением) пиши -ец-: пальтецо´ , письмецо´
      • в заударном слоге (после ударения) пиши-иц-: пла´ тьице, кре´ слице

    3). Суффиксы -ечк-, -ичк-: дочечка, местечко, Ванечка - луковичка

    Для слов женского рода определяй производное слово!
    В существительных пиши суффикс -ечк-: букашечка, дочечка, местечко, времечко, Ванечка, Сашечка

    Не путай:

    В существительных женского рода, образованных от существительных с суффиксом -иц-, пиши суффиксы -ич- и -к-:
    синичка← синица, пуговичка←пуговица, луковичка←луковица.

    4). Суффиксы -оньк-(-еньк-): яблонька - доченька

    Определи, какой звук перед суффиксом!
    В существительных после

    • твёрдых согласных пиши суффикс -оньк-: кухонька, кисонька, лапонька
    • гласных, шипящих и мягких согласных - суффикс -еньк-: Зоенька, душенька, доченька, бабусенька

    5). Суффикс -к- в сочетаниях инк, енк: серединка, вишенка

    Ищи производящую основу!

    Если в существительных женского рода c суффиксом -к- производящая основа

    • на ин , пиши суффиксы -ин- и -к-: середин+ка←середина
    • на н , пиши сочетание букв енк : вишен+ка←вишня.

    3. Суффикс -ен- в разносклоняемых существительных: времена, имена

    Запомни:

    10 существительных на мя :
    бремя, племя, время,
    семя, темя, стремя,
    знамя, пламя,
    вымя, имя

    Пиши суффиксы -ен-(-ён-) во всех формах множественного числа, а также в формах родительного, дательного, творительного и предложного падежей в единственном числе.


    © 2024
    polyester.ru - Журнал для девушек и женщин