20.09.2024

Ученая степень и ученое звание. Получение звания кандидата наук Игра «Волшебное чтение»


Кандидат наук - кто это? Научный деятель или просто обычный преподаватель вуза? Сегодня эта категория привлекает к себе внимание. Во-первых, быть им престижно. Во-вторых, стать им достаточно непросто. В-третьих, весьма интересно. Что и как нужно сделать, чтобы им стать.

Об этимологии слова

Кандидат в буквальном переводе с латинского языка означает лицо, которое претендует на какую-либо должность или ответственный пост. Собственно говоря, кандидат наук тоже в некотором роде претендент. Он заявляет о себе путём написания научной работы и прилюдной защиты её в соответствующем учреждении.

Научная степень кандидата наук характеризует своего обладателя с позиций его квалификации. Она является подтверждением статуса и определённых достижений в какой-либо отрасли науки.

Немного об истории происхождения учёной степени

Её источником является германская система, которая получила применение как на территории дореволюционной России, так и в Советском Союзе.

В российских университетах учёную степень начали присуждать в 1819 году на основе единой системы утверждённых правил. В период вплоть до 1917 года существовало две степени: магистр (лиценциат) и доктор наук. В те времена она называлась «достоинство».

Начиная с 1934 года и по сей день, учёные степени присваиваются в России и в ряде постсоциалистических стран.

Формальные аспекты

Здесь следует сказать о том, что получение такой учёной степени, как кандидат наук, достаточно сложный процесс как в плане выполнения диссертации, её защиты, так и в аспекте правильного оформления исследования, процедуры защиты и подтверждения.

Согласно норме закона, регулирующего эту сферу, кандидат наук представляет собой так называемую первую учёную степень. Что это значит? Учитывая, что сегодня существует две степени: кандидат и доктор - то это первая ступень, позволяющая получить научную квалификацию и продолжить деятельность в этой сфере.

Согласно нормам российского законодательства, степень присуждается коллегиальным органом - диссертационным советом. Однако этого недостаточно. Необходимо, чтобы она была утверждена соответствующим государственным органом - ВАК (Высшая Аттестационная Комиссия).

После этого бывший аспирант получает подтверждение, а несколько позже диплом кандидата наук.

Что даёт учёная степень

Возможности, которые открывает степень кандидата наук после защиты и получения соответствующего документа, имеют отношение преимущественно к сфере науки и образования:

  • он может преподавать в вузе. Если быть точным, то степень даёт право читать лекции студентам;
  • проработав некоторое время, можно получить соответствующее учёное звание - доцент, которое может присваиваться только кандидатам;
  • если есть желание продолжать научную деятельность, то можно поступить в докторантуру и проводить дальнейшие исследования.

Также нужно знать права кандидата наук.

  1. Возможность принимать участие в конкурсе как претендент на должность доцента или заведующий лабораторией. Если он проводится в научно-исследовательском институте, то - старшего научного сотрудника.
  2. Документ, подтверждающий степень кандидата, является достаточно веским основанием, позволяющим его владельцу не только работать над докторской диссертацией, но и представлять её к защите. Здесь следует помнить о соответствии специальностей. Докторскую можно защищать на основе кандидатской, если она в той же отрасли науки.
  3. Диплом кандидата наук даёт право его владельцу получить соответствующую степень доктора философии, которая используется в ряде европейских стран и США.

Получение учёного звания

Кроме учёной степени, в России используется ещё один критерий дифференциации работников научной и образовательной сфер. Это звание кандидата наук - доцент, которое, к сожалению, не присваивается автоматически. Нормы положения, регулирующего присвоение учёных званий, устанавливают ряд требований.

  1. Наличие степени кандидата наук и срок работы на должности доцента не менее 2 лет. При этом нагрузка должна составлять не меньше, чем четверть (0,25) ставки.
  2. Должны быть публикации: учебные или методические пособия, другие научные труды. Здесь также берётся во внимание профессиональный уровень, который оценивается комиссией, посетившей открытое занятие.
  3. Стаж научной или преподавательской работы должен составлять не менее пяти лет. Три года необходимо осуществлять педагогическую деятельность по соответствующей тематике специальности.
  4. Общее число публикаций должно быть не меньше 20, в их число включают и патенты. За последние три года претендент на должность доцента обязан опубликовать не меньше двух учебных пособий и трёх работ по специальности, указанной в диссертации.

Кроме соответствия изложенным требованиям, будущий доцент должен подать в учёный совет вуза ряд документов:

  • заявление;
  • характеристику, подписанную заведующим кафедрой;
  • список своих научных трудов, заверенный подписями и печатями;
  • выписка из протокола заседания кафедры, на котором была дана рекомендация;
  • копии дипломов об образовании, кандидата наук;
  • выписки из трудовой книги, справки о стаже работы, личный листок с фотографией.

Также могут быть и другие документы, которые может потребовать секретарь учёного совета.

Как стать кандидатом наук?

Процесс этот достаточно сложный и требует от претендента немалых усилий и затрат.

  1. Прежде всего, нужно решить для себя, в какой сфере планируется работа. При этом следует проводить исследования в области, соответствующей базовому образованию. В противном случае, если работа была сделана в родственной или смежной сфере, может потребоваться сдача дополнительного экзамена по специальности.
  2. Поиск научного руководителя. Следует отметить, что это в некотором роде гарантия успешной защиты. Руководитель должен иметь учёную степень кандидата или доктора наук. Здесь желательно узнать, были ли у него аспиранты и защитились ли они.
  3. Поступление в аспирантуру. Этот шаг может отсутствовать, если работа выполняется на основах соискательства при какой-либо кафедре или институте.
  4. Написание диссертации - процесс творческий. Он может занимать много времени. Аспирантура длится 3-4 года, но, к сожалению, период обучения в ней может не совпадать с работой над диссертацией. Поэтому иногда ее написание затягивается.
  5. По окончании аспирантуры сдаются кандидатские экзамены. Некоторые из них можно сдать раньше, например, кандидатский минимум по философии и иностранному языку. Последние экзамены по специальности.
  6. По окончании творческого поиска работа, предварительно проверенная научным руководителем, предоставляется на рассмотрение экспертов, которые назначаются диссертационным советом.
  7. После исправления ошибок и реакции на замечания, можно начинать готовиться к защите. Пишется автореферат, выбираются оппоненты, а также специалисты, которые могут дать отзыв о диссертации.
  8. Защита проходит в диссертационном совете. Он, заслушав доклад аспиранта, ответы на вопросы и замечания оппонентов, выносит свой вердикт о присуждении учёной степени кандидата каких-либо наук по соответствующей специальности (их 23).
  9. Приходит уведомление из ВАКа о том, что работа была рассмотрена и принято решение об её утверждении.

Порядок присвоения

В России учёная степень кандидата наук присуждается диссертационным советом по итогам защиты кандидатской диссертации . Затем ВАК России принимает решение о выдаче диплома кандидата наук.

Научные отрасли

В зависимости от специальности, по которой происходит защита кандидатской диссертации, соискателю присуждается одна из следующих учёных степеней :

  • Кандидат архитектурных наук (к. арх. н)
  • Кандидат биологических наук (к. б. н.)
  • Кандидат ветеринарных наук (к. в. н.)
  • Кандидат военных наук (к. воен. н.)
  • Кандидат географических наук (к. г. н.)
  • Кандидат геолого-минералогических наук (к. г.-м. н.)
  • Кандидат искусствоведения (к. иск.)
  • Кандидат исторических наук (к. и. н.)
  • Кандидат культурологии
  • Кандидат медицинских наук (к. м. н.)
  • Кандидат педагогических наук (к. п. н.)
  • Кандидат политических наук (к. пол. н.)
  • Кандидат психологических наук (к. псх. н.)
  • Кандидат сельскохозяйственных наук (к. с.-х. н.)
  • Кандидат социологических наук (к. соц. н.)
  • Кандидат технических наук (к. т. н.)
  • Кандидат фармацевтических наук (к. фарм. н.)
  • Кандидат физико-математических наук (к. ф.-м. н.)
  • Кандидат филологических наук (к. фил. н.)
  • Кандидат философских наук (к. филос. н.)
  • Кандидат химических наук (к. х. н.)
  • Кандидат экономических наук (к. э. н.)
  • Кандидат юридических наук (к. ю. н.)

Ранее также существовала степень кандидата военно-морских наук . Некоторое время (в районе 1940-х годов) учёная степень кандидата искусствоведения называлась кандидат искусствоведческих наук.

Многие специальности допускают присуждение соискателям учёной степени по нескольким вариантам отраслей наук в зависимости от преобладающей предметной области конкретной диссертации. Например, по специальности 02.00.04 (физическая химия) могут быть присуждены степени кандидата физико-математических или технических, или химических наук. При этом, однако, соблюдается принцип «одна диссертация - одна отрасль наук» независимо от количества специальностей диссертации и отраслей наук специальности. Также конкретный диссертационный совет может быть ограничен в номенклатуре присуждаемых степеней в зависимости от отрасли.

Примечания

Источники

  • Нормативные документы на сайте ВАК Минобрнауки России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кандидат педагогических наук" в других словарях:

    Диплом кандидата наук Кандидат наук учёная степень первой ступени (до доктора наук) в СССР, Российской Федерации и ряде стран СНГ. В российских вузах кандидатская степень является одним из достаточных условий для участия в конкурсе на должность… … Википедия

    Диплом кандидата наук Кандидат наук учёная степень первой ступени (до доктора наук) в СССР, Российской Федерации и ряде стран СНГ. В российских вузах кандидатская степень является одним из достаточных условий для участия в конкурсе на должность… … Википедия

    Диплом кандидата наук Кандидат наук учёная степень первой ступени (до доктора наук) в СССР, Российской Федерации и ряде стран СНГ. В российских вузах кандидатская степень является одним из достаточных условий для участия в конкурсе на должность… … Википедия

    Диплом кандидата наук Кандидат наук учёная степень первой ступени (до доктора наук) в СССР, Российской Федерации и ряде стран СНГ. В российских вузах кандидатская степень является одним из достаточных условий для участия в конкурсе на должность… … Википедия

    Диплом кандидата наук Кандидат наук учёная степень первой ступени (до доктора наук) в СССР, Российской Федерации и ряде стран СНГ. В российских вузах кандидатская степень является одним из достаточных условий для участия в конкурсе на должность… … Википедия

    Диплом кандидата наук Кандидат наук учёная степень первой ступени (до доктора наук) в СССР, Российской Федерации и ряде стран СНГ. В российских вузах кандидатская степень является одним из достаточных условий для участия в конкурсе на должность… … Википедия

    Диплом кандидата наук Кандидат наук учёная степень первой ступени (до доктора наук) в СССР, Российской Федерации и ряде стран СНГ. В российских вузах кандидатская степень является одним из достаточных условий для участия в конкурсе на должность… … Википедия

    Диплом кандидата наук Кандидат наук учёная степень первой ступени (до доктора наук) в СССР, Российской Федерации и ряде стран СНГ. В российских вузах кандидатская степень является одним из достаточных условий для участия в конкурсе на должность… … Википедия

    Диплом кандидата наук Кандидат наук учёная степень первой ступени (до доктора наук) в СССР, Российской Федерации и ряде стран СНГ. В российских вузах кандидатская степень является одним из достаточных условий для участия в конкурсе на должность… … Википедия

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Доцент, профессор, академик, доктор наук. Что это значит?

    ✪ Что дает степень кандидата наук в жизни? // Алчность Знаний

    ✪ ЗАЧЕМ НАМ КАНДИДАТСКАЯ СТЕПЕНЬ? // Алчность Знаний

    ✪ PhD или Кандитат Наук? Стоит ли получать PhD уже имея Кандидатскую. Oxford University.

    ✪ Дагестанец стал самым молодым доктором наук

    Субтитры

Профессиональный портрет кандидата наук

Кандидаты наук - высококвалифицированные специалисты с профессиональным опытом, накопленным в течение хотя бы трёх-четырёх лет после окончания вуза (магистратуры или специалитета). Чаще всего ими становятся лица в возрасте чуть моложе тридцати, склонные к исследовательской работе и обязательно имеющие опубликованные научные труды . Большинство таких специалистов являются сотрудниками различных (академических, промышленных) или преподавателями вузов.

Обычно претендент на учёную степень нацелен на дальнейшую научно-педагогическую карьеру. Получение степени кандидата наук (или её иностранных эквивалентов) в значительной мере способствует должностному росту и в РФ, и за рубежом. В России обладание этой степенью облегчает занятие позиции доцента в вузе или старшего научного сотрудника в НИИ, а также принимается во внимание вне научно-образовательной сферы . Наличие степени абсолютно необходимо для получения учёного звания доцента . Носитель учёной степени кандидата наук в России, продолжающий активную исследовательскую деятельность, в будущем может стать доктором наук и профессором.

Учёные со статусом, эквивалентным кандидату наук, составляют основу кадрового состава многих научных организаций и университетов в мире. Согласно переписи 2010 года , в России насчитывалось 595526 лиц, имевших степень кандидата наук . Наибольшее их количество проживало в Москве (197897 человек) .

История степени «кандидат» в России

Непосредственно после Октябрьской революции 1917 года все степени, чины и звания были отменены. Степень кандидата наук - уже в современном понимании - учреждена вместе с другими учёными степенями и званиями Совнаркома СССР от 13 января 1934 года и унаследована РФ в постсоветский период.

Порядок присуждения степени кандидата наук в РФ

Основные моменты

Важнейшим требованием предзащитной подготовки является наличие опубликованных в рецензируемых журналах из списка ВАКа научных статей, содержащих результаты изысканий диссертанта и отражающих научную новизну исследования.

Диссертационное исследование выполняется соискателем под руководством научного руководителя, имеющего учёную степень доктора или кандидата наук по данной специальности, обычно (но не обязательно) во время учёбы в аспирантуре (адъюнктуре).

Типичный объём текста кандидатской диссертации - около 150 страниц, но жёстких границ нет.

Процедура защиты диссертации

До защиты соискатель степени должен сдать ряд экзаменов (так называемый кандидатский минимум): по истории и философии науки, иностранному языку и специальности.

Соискателем публикуется автореферат диссертации (тиражом около 100 экз.), который за месяц до защиты рассылается по крупным научным библиотекам и вузам России, а также членам диссертационного совета и специалистам в данной отрасли науки. Кроме этого, тексты диссертации и автореферата размещаются на сайте организации, при которой создан диссертационный совет, принявший диссертацию к защите.

Сама диссертация - также за месяц - передаётся в свободный доступ в библиотеку учреждения, где будет происходить защита, и двум официальным оппонентам, которые предварительно пишут, а в день защиты оглашают свой отзыв. Оппоненты не могут быть связаны соавторством или местом работы с соискателем; один из них обязательно должен быть доктором наук.

Во время защиты диссертант делает сообщение по результатам диссертационной работы, отвечает на вопросы членов диссертационного совета по своему докладу, диссертации и автореферату. Далее зачитываются отзывы ведущей организации, а также отзывы, поступившие на автореферат. Соискатель отвечает на замечания, содержащиеся в этих отзывах. Вслед за этим выступают официальные оппоненты и следуют ответы на вопросы из отзывов оппонентов. Завершающая часть защиты - свободная дискуссия, выступить в ходе которой вправе любой присутствующий. Затем соискатель отвечает на вопросы и замечания, прозвучавшие в ходе этой дискуссии, вслед за чем переходят к тайному голосованию, в котором принимают участие только члены диссертационного совета.

Приблизительно такой же порядок присуждения степени существовал в СССР и продолжает существовать в некоторых странах СНГ.

Выдача документа о степени

В случае положительного итога голосования документы (т. наз. «аттестационное дело») направляются в ВАК при Министерстве образования и науки РФ, где принимается решение о выдаче диплома кандидата наук. Обычно рассмотрение дела в ВАК занимает несколько месяцев.

Лица, которым учёные степени присуждены с нарушением установленного порядка, могут быть лишены этих степеней ВАК, как правило, на основании ходатайств диссертационных советов, на заседании которых состоялась защита диссертаций .

Разновидности кандидатской степени по отраслям науки

В зависимости от специальности, по которой происходит защита кандидатской диссертации, соискателю в России присуждается одна из следующих учёных степеней :

Существует, но в настоящее время не присуждается степень кандидата военно-морских наук (присуждалась с 1930-х до конца 1970-х). Некоторое время (в 1940-х годах) учёная степень кандидата искусствоведения называлась «кандидат искусствоведческих наук». Учёная степень кандидата политических наук существовала в 1940-х гг., затем была отменена, в 1990-х гг. вновь введена.

В педагогических науках до 1950 года к наименованию ученой степени обязательно добавлялось описание узкой специализации («… по методике истории», «… по физической культуре» и т.п.). Спорадически в названии научной специальности подобные уточнения присутствовали до конца 1960-х годов. Учёная степень по психологическим наукам начала присуждаться с 1968 года . До этого (с 1953 года) присуждалась ученая степень «кандидат педагогических наук (по психологии)».

25 сентября 2015 года Высшей аттестационной комиссией был утвержден паспорт новой научной специальности «Теология ». Теперь по этой специальности можно защищать диссертационные работы и получать учёные степени кандидата и доктора наук .

Многие специальности допускают присуждение соискателям учёной степени по нескольким вариантам отраслей наук в зависимости от преобладающей предметной области конкретной диссертации. Например, по специальности 02.00.04 (физическая химия) могут быть присуждены степени кандидата физико-математических, технических или химических наук. При этом, однако, соблюдается принцип «одна диссертация - одна отрасль наук» независимо от количества специальностей диссертации и отраслей наук специальности. Также конкретный диссертационный совет может быть ограничен в номенклатуре присуждаемых степеней, в зависимости от отрасли.

Список степеней, присуждаемых украинским учёным , в основном повторяет российский, за следующими исключениями:

  • Геолого-минералогические науки в названиях степеней заменены на геологические науки;
  • Введены степени кандидата наук по физическому воспитанию и спорту, кандидата наук по государственному управлению, кандидата наук по социальным коммуникациям. Выделяется также отрасль наук «Национальная безопасность», однако по ней присуждаются степени кандидатов военных, технических, юридических и других наук - степени кандидата наук по национальной безопасности нет.

Международные аспекты

Аналоги степени кандидата наук за рубежом

Наиболее распространённым аналогом советской и российской степени кандидата наук является степень доктора философии (Ph.D.). Такая степень существует в США, Канаде и других государствах.

В Германии аналогом российской кандидатской степени выступает степень доктора (нем. Doktor ), несмотря на её название.

Во многих европейских странах ранее присуждалась степень, наименование которой на местном языке содержало понятие «кандидат», упразднённая в ходе Болонского процесса . При этом упразднение означает не ликвидацию соответствующего уровня, а замену наименования на Ph.D. Так произошло в ряде стран СЭВ - Болгарии (болг. Кандидат на науките , упразднена в середине 1990-х), Чехословакии (чеш. Kandidát věd , словацк. Kandidát vied , упразднена в Чехии в 1998, в Словакии в 1996). В 2014 году , с принятием нового Закона Украины «О высшем образовании» , степень кандидата наук там тоже упразднена и приравнена к степени доктора философии . Подобная степень, предшествующая степени доктора наук и называемая по-латыни лат. candidatus/candidata с добавлением названия науки, существовала также в Дании, Норвегии, Исландии. В Югославии степени кандидата наук отвечала степень магистра наук (Magister Scientiæ, mr. sci, ныне упразднена), как это было в Российской империи в XIX веке.

Германия

Министерство образования и науки Российской Федерации , в компетенцию которого входят академические квалификации, признаёт германскую академическую квалификацию «Habilitation » на уровне российской учёной степени «доктор наук», а германскую академическую степень «Doktor» на уровне российской учёной степени «кандидат наук». В Федеративной Республике Германия признание входит в компетенцию министерств земель, когда речь идёт о выдаче разрешения на использование учёных степеней в обществе, и в компетенцию высших учебных заведений, когда речь идёт об академическом поприще, включая научно-исследовательскую деятельность . Эти органы признают российскую учёную степень «доктор наук» на уровне германской академической квалификации «Habilitation», а российскую учёную степень «кандидат наук» на уровне германской академической степени «Doktor».

См. также

Примечания

  1. Кандидат наук / М. Н. Волков // Италия - Кваркуш. - М. : Советская энциклопедия, 1973. - (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред.

Существует два варианта сокращений ученых степеней. Первый способ описан в ГОСТ и является официальным. Этим способом стоит сокращать наименование степени и звания в официальных документах. Второй способ опубликован на сайте РАН и является не официальным, но очень удобным.

Сокращение ученых степеней в соответствии с ГОСТ

На основании ГОСТ 7.12-93 «Система стандартов по информации, по библиотечному и издательскому делу библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке общие требования и правила» Министерством науки и технологии РФ был издан приказ от 31 августа 1998 г. N 145 «Об утверждении положения о представлении обязательного экземпляра диссертаций» , в котором прописаны правила сокращения степеней, но на данный момент этот приказ утратил силу. Следует ориентироваться на правила оформления ГОСТ 7.12-93. Данные сокращения считаются официальными.

Принятые сокращения ученых званий:

  • профессор - проф.
  • доцент - доц.

Например, требуется сократить "кандидат философских наук, доцент", в соответствии с ГОСТ правильно будет так: "канд. филос. наук, доц.". Чтобы сократить "доктор физико-математических наук, профессор" нужно написать "д-р физ.-мат. наук, проф."

Официальный список сокращений по ГОСТ

доктор биологических наук - д-р биол. наук

доктор ветеринарных наук - д-р ветеринар. наук

доктор военных наук - д-р воен. наук

доктор географических наук - д-р геогр. наук

доктор геолого-минералогических наук - д-р геол.-минерал. наук

доктор искусствоведения - д-р искусствоведения

доктор исторических наук - д-р ист. наук

доктор культурологи - д-р культурологии

доктор медицинских наук - д-р мед. наук

доктор педагогических наук - д-р пед. наук

доктор политологических наук - д-р полит. наук

доктор психологических наук - д-р психол. наук

доктор сельскохозяйственных наук - д-р с.-х. наук

доктор социологических наук - д-р социол. наук

доктор технических наук - д-р техн. наук

доктор фармацевтических наук - д-р фармацевт. наук

доктор физико-математических наук - д-р физ.-мат. наук

доктор филологических наук - д-р филол. наук

доктор философских наук - д-р филос. наук

доктор химических наук - д-р хим. наук

доктор экономических наук - д-р экон. наук

доктор юридических наук - д-р юрид. наук

кандидат биологических наук - канд. биол. наук

кандидат ветеринарных наук - канд. ветеринар. наук

кандидат военных наук - канд. воен. наук

кандидат географических наук - канд. геогр. наук

кандидат геолого-минералогических наук - канд. геол.-минерал. наук

кандидат искусствоведения - канд. искусствоведения

кандидат исторических наук - канд. ист. наук

кандидат культурологи - канд. культурологии

кандидат медицинских наук - канд. мед. наук

кандидат педагогических наук - канд. пед. наук

кандидат политологических наук - канд. полит. наук

кандидат психологических наук - канд. психол. наук

кандидат сельскохозяйственных наук - канд. с.-х. наук

кандидат социологических наук - канд. социол. наук

кандидат технических наук - канд. техн. наук

кандидат фармацевтических наук - канд. фармацевт. наук

кандидат физико-математических наук - канд. физ.-мат. наук

кандидат филологических наук - канд. филол. наук

кандидат философских наук - канд. филос. наук

кандидат химических наук - канд. хим. наук

кандидат экономических наук - канд. экон. наук

кандидат юридических наук - канд. юрид. Наук

Это список более кратких сокращений ученых степеней, принятый в академии наук , но данный список сокращений является неофициальным.

Список сокращенных наименований РАН

к.б.н. - кандидат биологических наук

к.воен.н. - кандидат военных наук

д.г.н. - доктор географических наук

к.г.н. - кандидат географических наук

д.г.-м.н. - доктор геолого-минералогических наук

к.г.-м.н. - кандидат геолого-минералогических наук

д.и.н. - доктор исторических наук

к.и.н. - кандидат исторических наук

д.иск. - доктор искусствоведения

к.иск. - кандидат искусствоведения

д.м.н. - доктор медицинских наук

к.м.н. - кандидат медицинских наук

д.пед.н. - доктор педагогических наук

к.пед.н. - кандидат педагогических наук

д.полит.н. - доктор политических наук

к.полит.н. - кандидат политических наук

д.п.н. - доктор психологических наук

к.п.н. - кандидат психологических наук

д.с.-х.н. - доктор сельскохозяйственных наук

к.с.-х.н. - кандидат сельскохозяйственных наук

д.социол.н. - доктор социологических наук

к.социол.н. - кандидат социологических наук

д.т.н. - доктор технических наук

к.т.н. - кандидат технических наук

к.фарм.н. - кандидат фармакологических наук

д.ф.н. - доктор филологических наук

к.ф.н. - кандидат филологических наук

д.ф.-м.н. - доктор физико-математических наук

к.ф.-м.н. - кандидат физико-математических наук

д.филос.н. - доктор философских наук

к.филос.н. - кандидат философских наук

д.х.н. - доктор химических наук

к.х.н. - кандидат химических наук

д.э.н. - доктор экономических наук

к.э.н. - кандидат экономических наук

д.ю.н. - доктор юридических наук

к.ю.н. - кандидат юридических наук

Как должны правильно писаться сокращения званий доцента и профессора в сочетании со степенями кандидата и доктора наук. Название "кандидат физико-математических наук, доцент" должно писаться как "к.ф.-м.н., доц". Название "доктор фармацевтических наук, профессор" правильно сокращать так "к.фарм.н., проф."

В совсем неофициальной переписке в интернете или на форумах используют сокращения типа: кхн, кэн. Они выглядят как аббревиатура, но это не правильно. Здесь между буквами пропущены точки.

Если преподаватель является академиком

академик - ак.

Если посмотреть ГОСТ, то сокращать нужно так

кафедры педагогики ПГПУ



Изучение нравственных ценностей и

Познай себя

Методика "Самый-самый"

Инструкция: Перед тобой три (четыре, пять), вертикальные линии, каждая из них обозначает какое-либо свойство личности. На каждой линии найди себя, обозначь точкой, а затем соедини точки одной линией.

Обработка результатов: линия посередине или выше середины говорит о нормальной самооценке, слишком высокая линия – завышенная самооценка, слитком низкая – заниженная.

Анкета "Самооценка"

1. За что тебя хвалят воспитатели?

2. За что тебя любят родители?

3. Что нравится в людях тебе и твоим товарищам?

4. Какие положительные качества присущи тебе?

5. Какие недостатки отмечают у тебя товарищи?

6. На какие недостатки указывают воспитатели?

7. На какие недостатки обращают внимание родители?

8. Какие недостатки, на твой взгляд, у тебя есть?

Анкета "Кто ты?"

Инструкция:

Отвечай, "да" или "нет" на следующие вопросы.

1. Уважаешь ли ты дружбу?

2. Привлекает ли тебя что-то новое?

3. Предпочитаешь ли ты старую одежду новой?

4. Менял ли ты в детстве более трех раз профессию, которую собираешься выбрать?

5. Теряешь ли уверенность в себе, когда тебе предстоит решить трудную задачу?

6. Коллекционируешь ли что-нибудь?

7. Часто ли бывает так, что ты притворяешься довольным безо всякой причины?

8. Часто ли меняешь свои планы в последний момент?

Запиши себе по 1 очку за ответ "да" на вопросы 1, 2, 6.

Столько же - за ответ "нет" на вопросы 2, 4, 5, 7, 8.

Теперь подсчитай набранные очки и смотри результаты теста.



Свыше 6 очков:

Ты уравновешенный человек. У тебя легкий, хороший характер.

От 3 до 6 очков:

Твой характер не назовешь легким. Твое хорошее настроение может легко превратиться в плохое. А это отражается на твоих отношениях с друзьями. Решительность в делах тебе бы не помешала.

Менее 3 очков:

Почему ты не веришь в свои силы? Надо больше доверять людям, искать друзей среди тех, кто тебя окружает.

Рисуночный тест "Какой я?"

Инструкция: Из этих фигур выберите ту, которая вам больше понравилась.


Интерпретация результатов:

· квадрат - трудолюбивый, упорный, педантичный;

· прямоугольник - любознательный, интересующийся всем новым;

· треугольник - целеустремленная сильная личность, лидер;

· круг - доброжелательный, сочувствующий другим людям;

· зигзаг - творческий.

РАЗДЕЛ 2. ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА (основной период)

Мониторинг – карта

Заполни карту:

Корабль ______________________ дата 2002 год

1. Что случилось? (положительное). 2. Что не получилось? (негатив).

3. Предложение. 4. Настроение.

5. Выводы.

Выносим благодарность:

Условная оценка степени развития коллектива на сегодня по мониторингу: "Песчаная россыпь", "Мягкая глина", "Мерцающий маяк", "Алый парус", "Горящий факел".

Мишень настроения


Заполняется членами отряда ежедневно после отрядных "Огоньков".

Методика "Эмоциональная цветопись"

Для отслеживания эмоционального самочувствия ребенка в различных зонах жизнедеятельности в лагере предлагаем модификацию методики цветописи (по А.Н. Лутошкину). Она основана на использовании языка цветовой символики, учитывающей некоторые устойчивые аналогии между чувством, настроением и определенным цветом. Преимуществом данной методики является то, что цвет - невербальное (неязыковое) выражение эмоционального состояния. Его использование опирается во многом на интуитивное, неосознаваемое личностью обобщение своего внутреннего состояния, поэтому цвет может стать наиболее доступной, посильной и во многом эмоционально приятной формой выражения настроения.

При помощи данной методики можно выявить эмоциональные переживания ребенком таких зон, как отряд, отрядные дела, режим дня, отношения с вожатым, я один, занят своим делом, купание, посещение столовой, кружок и так далее. Вожатый может сам составить список этих зон. Оформление бланка опроса зависит от фантазии и выдумки самого вожатого. Мы предлагаем использовать бланк в виде "ромашки" (рис. 2).

Инструкция: вожатый предлагает детям игру-задание "Какое у меня настроение". Сначала вместе с детьми обсуждается, какое у человека может быть настроение, записываются оттенки настроения. Затем предлагается обозначить настроение цветом, например:

радостное - красный;

безразличное - белый;

спокойное - зеленый;

скучное - серый.

Схема кодировки настроения цветом также записывается. Далее детям предлагается вставить в прорези ромашки цветные полоски, причем для отражения богатства эмоциональных переживаний, возможно, вставлять в одну прорезь-зону две полоски разного цвета.

Обработка результатов. Для анализа эмоционального состояния ребенка достаточно записать цвета, выбранные им для каждой зоны. Для составления обобщенной картины эмоционального поля отряда возможны два варианта обработки.

Количественный: каждой цветополоске присваивается один балл, подсчитывается, сколько баллов набрал отряд по каждому оттенку настроения в каждой зоне.


Качественный: каждая зона представлена в виде поля, на которое наклеиваются цветополоски, определенные отрядом для данной зоны. В итоге получается эмоциональный ковер - образ лагерной жизни. Очень важно не эпизодически, а ежедневно иметь представление о настроении ребенка, о том, что влияло на его самочувствие.

Предлагаем еще один вариант цветописи. У каждого ребенка есть личная карточка. В ней он перед сном фиксирует преобладающее сегодня настроение через цвет. Красный - восторженное, оранжевый - радостное, желтый - спокойное, зеленый - уравновешенное, синий - грустное, фиолетовый - тревожное, черный - унылое. Но главное не цвет настроения, а что повлияло на него, насколько оно стабильно.

Что же может повлиять?


1. Состояние здоровья.

2. Очень личное.

3. Погода.

4. Жизнь дома.

5. Жизнь группы (семьи).

6. Мастерская.

7. Общеколлективное дело.

8. Отношения с детьми.

9. Отношения с взрослыми.

10. Успехи (неуспехи).


11. Не было ничего нового.

12. Не было свободы и раскованности.

13. Просто устал.

14. Скучаю по дому.

15. Недовольство собой.

16. Мне здесь интересно.

17. Чему-то научился, узнал новое.

18. Походы, спорт.

19. Хорошо (плохо) кормят.

20. Что еще?


Технология проста. День обозначается в цвете (некоторые дети модифицировали наш вариант и заполняли его в несколько цветов), на цвете ставится цифра (одна или несколько) - обозначение причин, повлиявших на настроение. Вожатый переносит данные в сводную карточку отряда, и утром на планерке уже имеет картину по всему отряду.

Следует обращать внимание как на детей, обозначающих день черным или фиолетовым цветом, так и на тех, у кого преобладает красный цвет.

Цветопись - это материал к размышлению, это своеобразная рефлексия дня.

Методика "Градусник"

С помощью "градусника" состояний осуществляется экспресс-оценка эмоциональных состояний ребенка. "Градусник" представляет собой шкалу, состоящую из 10 делений или из 100 делений (в этом случае можно сразу выявить процентные соотношения).

Ребенку предъявляется данная шкала, он должен сделать на ней отметку уровня того состояния, которое он испытывает в данный момент. Измеряются следующие показатели:

1) самочувствие, 2) настроение, 3) отношения с товарищами, 4) отношения с вожатыми, 5) желание участвовать в отрядных делах.

Тест занимает минимум времени, и с его помощью можно измерить любое состояние ребенка.

Рисунок - образ

Какой образ возникает у тебя, когда ты думаешь о своем коллективе.

Нарисуй (или опишисловами), что представляет собой ваш коллектив.

Рисунок - символ

"Когда я думаю о моем отряде, выражение моего лица становится ________ __________________________ таким ________________________________" (нарисовать).

Методика "Аналогия"

Для определения характеристики детского коллектива много может дать игра в аналогии. Группа сравнивает себя с каким-либо предметом (корабль, школьный звонок, дерево и т. д.)

Например: "Это красивый корабль, он идет верным курсом";

"Это ненадежный звонок. Он звонит то тихо, то громко и чаще всего не вовремя".

Организаторы игры заранее подбирают небольшое количество "подсказок" - составляют список предметов и их описание в распространенном "художественном", образном варианте.

Для успеха и результативности этой игры важно учитывать поведение, настрой, скорость реакции, творческое воображение организаторов и ведущего.

РАЗДЕЛ 3. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА (заключительный период)

Форма индивидуального соревнования, где каждый не столько сравнивается с другими участниками, сколько работает на развитие собственной личности. Рейтинг определяется ежедневно на вечернем круге, где каждому члену группы выставляется не более трех и не менее одного знака - символа (кружок или квадрат) по итогам работы дня.

· желтый – лидерство;

· красный – активность;

· зеленый – творчество;

· оранжевый – инициатор идей;

· синий – трудолюбие, дисциплинированность;

· черный – нарушение законов жизни в лагере.

I ступень - "Искатель"

II ступень - "Исследователь"

III ступень - "Первооткрыватель"

Каждая ступень роста предполагает определенную степень поощрения участников группы.

Методика "Согласен – не согласен"

Задание: подчеркни те варианты ответов, которые совпадают с твоим мнением.

Мне понравилось в моем отряде, потому что:

· здесь мои друзья;

· мы организовывали различные полезные дела;

· у нас был хороший руководитель;

· в отряде каждого уважали и ценили;

· у нас была красивая форма и интересные значки;

· мы помогали младшим и старшим;

· в отряде никого не обижали;

· здесь я многое узнал(а), многому научился(ась).

Обработка: качественный анализ ответов поможет определить степень удовлетворенности каждого ребенка пребыванием в лагере в составе данного отряда.

Методика "Поляна цветов"

(разработана в ДОЛ "Дружба")

В отрядном уголке крепятся кружки с именами и фамилиями детей. За каждое участие в жизни лагеря или отряда ребенок награждается одним лепестком, который крепится к кружочку. Таким образом, к концу смены в уголке вырастает поляна цветов.

Ребенок, у которого в цветке окажется больше всего лепестков, выдвигается на торжественное награждение на лагерной линейке в конце смены.

Дети, имеющие меньшее количество заработанных лепестков, награждаются поощрительными грамотами и подарками внутри отряда.

Методика "Строим дом"

(разработана в ДОЛ "Дружба")

В течение 1 й смены за определенные дела (уборка корпуса и территории, дежурство отряда, помощь младшим отрядам, участие в оформлении лагерных мероприятий, оформление отряда и другие) отряд получает баллы. В конце первой смены на "Аукционе желаний" каждый отряд на заработанные баллы может выкупить какое-либо желание (дискотеку допоздна, купание в тихий час и так далее).

Во 2 ю смену отряды с помощью этих баллов "строят свои дома" (1 кирпич = 5 баллам). Нарисованные макеты домов вывешиваются в начале смены на видном месте, а затем постепенно закрашиваются каждый день на сумму заработанных баллов. Количество закрашенных "кирпичей" показывает активность участия детского коллектива в отрядных и лагерных мероприятиях. Отряду, первому "построившему" свой дом, вручается приз.

В 3 ю смену баллы переводятся в "деньги", которые используются в ходе экономической игры.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Американская программа "Большие Братья / Большие Сестры" в России. Сборник документов и материалов / Под ред. Л.У. Звонаревой. – М.: "ACADEMIA" – "Рандеву-АМ", 1999. – 48 с.

2. Бедерханова В.П. Летний дом: Концептуальный проект детской летней деревни и его методическое обеспечение. – Краснодар, 1993. – 64 с.

  1. Волохов А.В., Ершова Л.В., Журавлев М.И. Фантазия + творчество = каникулы. – М.: Научно- практический центр СПО-ФДО, 1994.- 192 с.
  2. Диагностика развития психики школьников / Под ред. И.А. Чурикова. – Чебоксары - Й-Ола, 1998. – 69 с.
  3. Карпова Г.А., Брагина Т.А. Педагогическая диагностика личности ребенка в детском оздоровительном лагере: Метод. рекоменд. – Екатеринбург, 1996. – 42 с.
  4. Косолапова Л.А. Экспериментально-аналитическое изучение педагогики. Программа и метод. рекомендации. – Пермь, 1996.- 112 с.
  5. Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 "Физ. воспитание" / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. – М.: Просвещение, 1984. – 191 с.
  6. Познай себя. / Под руководством М.И. Рожкова, А.В. Волохова. – М., 1993.
  7. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора. – М.: НПЦ Совета СПО//ФДО, 1996. – 111 с.
  8. Сборник в помощь вожатому / Сост. М.В. Телеусова, А.А. Харин. – Ижевск: Госкомитет по делам молодежи, 1998. – 95 с.
  9. Сергеев В.М. Методики социально-психологической диагностики подростковой группы. – Н.Новгород: ППМЦ, 1994. – 27 с.
  10. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256 с.

Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. / М.: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999. – 160 с.

Т.П. Гаврилова, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики ПГПУ

Т.Я. Шихова, канд. пед. наук, доцент

кафедры педагогики ПГПУ

Современная педагогика личностно ориентирована. Личностный подход - базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом.

Пребывание ребенка в детских летних объединениях, в частности в детском оздоровительном лагере, может и должно быть организовано как этап его жизнедеятельности, на котором будут созданы условия не только для физического оздоровления подростка, но и для раскрытия и реализации его духовного потенциала, его возможностей, становления самосознания, для осуществления его самоопределения и самоутверждения. Создать такие условия может только тот педагог, который владеет различными методиками изучения личности ребенка и коллектива, имеет постоянную текущую информацию о психическом состоянии и нравственных ценностях воспитанника, о динамике его личностного роста.

Представленные в пособии диагностические методики распределены по трем разделам. В первом разделе содержатся материалы, которые помогут педагогу собрать информацию об индивидуальных особенностях каждого ребенка, узнать его желания, познакомиться с его ожиданиями. Эту диагностику рекомендуется провести в течение первых трех-четырех дней пребывания ребенка в лагере, то есть в организационный период.

Во второй раздел включены методики для изучения текущего эмоционально-психического состояния воспитанников, их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

В третьем разделе даны методики, позволяющие узнать, насколько ребенок удовлетворен пребыванием в лагере, насколько реализовались его ожидания.

При подборе диагностических методик мы соблюдали следующие условия:

¨ методики должны быть просты и процедурно доступны каждому педагогу-практику, независимо от его опыта работы;

¨ методики должны быть краткими по времени, не утомительны для детей;

¨ методики должны быть занимательны и интересны, по возможности с игровыми элементами.

В данный раздел включены лучшие (с позиции авторов-составителей) методики, разработанные современными учеными и методистами, а также модифицированы и авторские методики. Разнообразие представленных методик позволит педагогам выбирать их для диагностики личности детей и подростков, детских объединений в соответствии с конкретными условиями и учетом особенностей развития коллектива.


© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин