19.09.2024

Сходства православия и католичества. Чем отличаются католики и православные христиане. Догматы католической церкви


В данной статье речь пойдет от том, что такое католичество и кто такие католики. Данное направление считается одной из ветвей христианства, образовавшейся из-за большого раскола в данной религии, который произошел в 1054 году.

Кто такие во многом схож с православием, но имеются и отличия. От остальных течений в христианстве католическая религия отличается особенностями вероучения, культовыми обрядами. Католицизм пополнил «Символ веры» новыми догмами.

Распространение

Католицизм распространен в западноевропейских (Франция, Испания, Бельгия, Португалия, Италия) и восточноевропейских (Польша, Венгрия, отчасти Латвия и Литва) странах, а также в государствах Южной Америки, где его исповедует подавляющая часть населения. В Азии и Африке также имеются католики, однако влияние католической религии здесь несущественно. по сравнению с православными составляют меньшинство. Их насчитывается около 700 тысяч. Католики Украины более многочисленны. Их насчитывается около 5 миллионов человек.

Название

Слово «католицизм» имеет греческое происхождение и в переводе означает универсальность или всеобщность. В современном понимании данным термином именуют западную ветвь христианства, которая придерживается апостольских традиций. Судя по всему, церковь понималась как нечто всеобщее и универсальное. Об этом говорил ещё Игнатий Антиохийский в 115 году. Термин «католицизм» был официально введен на первом Константинопольском соборе (381 год). Христианская церковь была признана единой, святой, соборной и апостольской.

Происхождение католицизма

Термин «церковь» начал встречаться в письменных источниках (письма Климента Римского, Игнатия Антиохийского, Поликарпа Смирнского) со второго века. Это слово муниципалитета. На рубеже второго и третьего веков Ириней Лионский применял слово «церковь» к христианству в целом. Для отдельных (региональных, местных) христианских общин оно употреблялось с соответствующим прилагательным (например, Александрийская церковь).

Во втором веке христианское общество было разделено на мирян и духовенство. В свою очередь, последние делились на епископов, священников и диаконов. Остается неясным, как осуществлялось управление в общинах - коллегиально или единолично. Некоторые специалисты считают, что власть сначала была демократической, но со временем стала монархической. Духовенством управлял Духовный совет во главе с епископом. Данная теория подтверждается письмами Игнатия Антиохийского, в которых он упоминает епископов как руководителей христианских муниципалитетов в Сирии и Малой Азии. Со временем Духовный совет стал всего лишь консультативным органом. А реальной властью в отдельно взятой провинции обладал лишь епископ.

Во втором веке желание сохранить апостольские традиции способствовало появлению и структуры. Церковь должна была охранять веру, догматы и каноны Священного Писания. Все это, а также влияние синкретизма эллинистической религии привело к формированию католицизма в его древней форме.

Окончательное формирование католицизма

После разделения христианства в 1054 году на западную и восточную ветви они стали именоваться католической и православной. После Реформации шестнадцатого века все чаще и чаще в повседневном обиходе к термину «католическая» стали добавлять слово «римская». С точки зрения религиоведения понятие «католицизм» охватывает множество христианских общин, которые придерживаются той же доктрины, что и Католическая церковь, и подчиняются власти Папы Римского. Существуют также униатские и восточно-католические церкви. Как правило, они вышли из-под власти Константинопольского патриарха и перешли в подчинение Папе Римскому, однако сохранили свои догматы и обряды. Примерами являются греко-католики, Византийская католическая церковь и другие.

Основные догматы и постулаты

Чтобы разобраться, кто такие католики, нужно обратить внимание на основные постулаты их вероучения. Главным догматом католицизма, который отличает его от других направлений христианства, считается тезис о том, что Папа Римский непогрешим. Однако известно множество случаев, когда Папы в борьбе за власть и влияние вступали в бесчестные союзы с крупными феодалами и королями, были одержимы жаждой наживы и постоянно приумножали свое богатство, а также вмешивались в политику.

Следующим постулатом католицизма является догмат о чистилище, утвержденный в 1439 году на Флорентийском соборе. Данное учение зиждется на том, что человеческая душа после смерти отправляется в чистилище, которое является промежуточным уровнем между адом и раем. Там она может при помощи различных испытаний очиститься от грехов. Родственники и друзья умершего могут помочь его душе справиться с испытаниями при помощи молитв и пожертвований. Из этого следует, что судьба человека в загробном мире зависит не только от праведности его жизни, но и от финансового благосостояния его близких.

Немаловажным постулатом католицизма считается тезис об исключительном статусе духовенства. Согласно ему, не прибегая к услугам духовенства, человек не может самостоятельно заслужить Божью милость. Священник у католиков имеет серьезные преимущества и привилегии по сравнению с рядовой паствой. Согласно католической религии, лишь духовенство имеет право читать Библию - это его исключительное право. Остальным верующим это запрещается. Каноническими считаются лишь издания, написанные латынью.

Католическая догматика обуславливает потребность в систематической исповеди верующих пред священнослужителями. Всякий обязан иметь собственного духовника и постоянно отчитываться ему о собственных мыслях и действиях. Без систематической исповеди спасение души невозможно. Это условие позволяет католическому духовенству глубоко проникать в личную жизнь своей паствы и контролировать каждый шаг человека. Постоянная исповедь позволяет церкви оказывать серьезное влияние на социум, а особенно на женщин.

Католические таинства

Основной задачей Католической церкви (общины верующих в целом) является проповедовать Христа в мире. Таинства считаются видимыми признаками невидимой благодати Божией. По сути, это установленные Иисусом Христом действия, которые нужно выполнять для блага и спасения души. В католичестве есть семь таинств:

  • крещение;
  • миропомазание (конфирмация);
  • евхаристия, или причащение (первое причастие у католиков принимают в возрасте 7-10 лет);
  • таинство покаяния и примирения (исповедь);
  • елеосвящение;
  • таинство священства (рукоположение);
  • таинство брака.

По мнению некоторых специалистов и исследователей, корни таинств христианства восходят к языческим мистериям. Однако данная точка зрения активно критикуется богословами. По мнению последних, в первых веках н. э. язычниками были заимствованы из христианства некоторые обряды.

Чем отличаются католики от христиан православных

Общим в католицизме и православии является то, что в обеих этих ветвях христианства церковь является посредником между человеком и Богом. Обе церкви соглашаются, что Библия является основным документом и доктриной христианства. Однако между православием и католицизмом имеется много различий и разногласий.

Оба направления сходятся на том, что существует один Бог в трех воплощениях: Отец, Сын и Святой Дух (триединство). Но происхождение последнего трактуется по-разному (проблема Филиокве). Православные исповедуют «Символ веры», который провозглашает исхождение Святого Духа лишь «от Отца». Католики же добавляют в текст «и Сына», что меняет догматический смысл. Греко-католики и другие восточно-католические конфессии сохранили православный вариант «Символа веры».

И католики, и православные понимают, что есть разница между Творцом и творением. Однако по католическим канонам мир имеет материальный характер. Он создан Богом из ничего. В материальном мире нет ничего божественного. В то время как Православие предполагает, что божественное творение является воплощением самого Бога, оно происходит от Бога, и поэтому он незримо присутствует в своих созданиях. Православие считает, что можно прикоснуться к Богу через созерцание, т. е. приблизиться к божественному через сознание. Этого не приемлет католичество.

Ещё одно отличие католиков от православных состоит в том, что первые считают возможным вводить новые догматы. Также существует учение о «добрых делах и заслугах» католических святых и церкви. На его основании Папа Римский может прощать грехи своей пастве и является наместником Бога на Земле. В вопросах религии он считается непогрешимым. Данный догмат был принят в 1870 году.

Отличия в обрядах. Как крестятся католики

Имеются отличия и в обрядах, оформлении храмов и т. п. Даже молитвенную процедуру православные совершают не совсем так, как молятся католики. Хотя на первый взгляд кажется, что разница в каких-то мелочах. Чтобы почувствовать духовное отличие, достаточно сравнить две иконы, католическую и православную. Первая больше напоминает красивую картину. В православии иконы более сакральные. Многих занимает вопрос, католикам и православным? В первом случае крестятся двумя перстами, а в православии - тремя. Во многих восточно-католических обрядах складывают вместе большой, указательный и средний пальцы. Как крестятся католики ещё? Менее распространенным способом является использование открытой ладони, пальцы которой плотно прижаты, а большой несколько подогнут к внутренней стороне. Это символизирует открытость души для Господа.

Судьба человека

Католическая церковь учит, что люди тяготятся первородным грехом (за исключением Девы Марии), то есть в каждом человеке от рождения имеется зерно Сатаны. Поэтому людям требуется благодать спасения, которое можно получить, живя по вере и совершая хорошие дела. Знание о существовании Бога является, несмотря на людскую греховность, доступным человеческому разуму. Это означает, что люди ответственны за свои действия. Каждый человек любим Богом, но в конце его ожидает Страшный Суд. Особо праведные и богоугодные люди причисляются к Святым (канонизируются). Церковь ведет их список. Процессу канонизации предшествует беатификация (причисление к лику блаженных). В православии также есть культ Святых, однако большинство протестантских течений отвергает его.

Индульгенции

В католичестве индульгенция - это полное либо частичное освобождение человека от наказания за его грехи, а также от соответствующего искупительного действия, налагаемого на него священником. Первоначально основанием для получения индульгенции было совершение какого-нибудь благого деяния (например, паломничество к святым местам). Затем им стало пожертвование определенной суммы в пользу церкви. В эпоху Возрождения наблюдались серьезные и повсеместные злоупотребления, которые заключались в раздаче индульгенций за деньги. В результате это спровоцировало начало протестов и реформационного движения. В 1567-м Папа Пий V наложил запрет на выдачу индульгенций за деньги и материальные средства вообще.

Целибат в католичестве

Ещё одним серьезным отличием православной церкви от католической является то, что все духовенство последней дает Католические священнослужители не имеют права жениться и вообще вступать в половую связь. Все попытки вступить в брак после получения диаконского сана считаются недействительными. Данное правило было анонсировано во времена Папы Григория Великого (590-604 гг.), а окончательно утверждено лишь в ХІ столетии.

Восточные церкви отвергли католический вариант целибата на Трулльском соборе. В католичестве обет безбрачия касается всех священнослужителей. Изначально малые церковные чины имели право вступать в брак. В них могли быть посвящены женатые мужчины. Однако Папа Павел VI упразднил их, заменив должностями чтеца и аколита, которые перестали быть связанными со статусом клирика. Также он ввел институт пожизненных диаконов (не собирающихся продвигаться дальше в церковной карьере и становиться священниками). В их числе могут быть женатые мужчины.

В виде исключения в священный сан могут быть рукоположены женатые мужчины, которые перешли в католичество из различных ветвей протестантизма, где они имели чины пасторов, клириков и т. п. Однако Католическая церковь не признает их священства.

Сейчас обязательность целибата для всех католических священнослужителей является предметом бурных дискуссий. Во многих европейских странах и США некоторые католики считают, что обязательный обет безбрачия нужно отменить для немонашествующего духовенства. Однако Папа не поддержал проведения такой реформы.

Целибат в православии

В православии священнослужители могут быть женатыми, если брак был заключен до рукоположения в священнический или дьяконский сан. Однако епископами могут стать лишь монахи малой схимы, священники-вдовцы или безбрачные. В Православной церкви епископ должен быть монахом. В данный сан могут быть рукоположены исключительно архимандриты. Епископами не могут стать просто безбрачные и представители женатого белого духовенства (немонашествующего). Иногда, в виде исключения, для представителей данных категорий возможно архиерейское рукоположение. Однако перед этим они должны принять малую монашескую схиму и получить сан архимандрита.

Инквизиция

На вопрос, кто такие католики средневекового периода, можно получить представление, ознакомившись с деятельностью такого церковного органа, как инквизиция. Она являлась судебным институтом католической церкви, который предназначался для борьбы с ересью и еретиками. В XII столетии католичество столкнулось с ростом различных оппозиционных движений в Европе. Одним из основных было альбигойство (катары). Папы возложили обязанности по борьбе с ними на епископов. Они должны были выявлять еретиков, судить их и передавать светским властям для приведения приговора в исполнение. Высшей мерой наказания стало сожжение на костре. Но епископская деятельность была не слишком эффективной. Поэтому Папа Григорий IX создал для расследования преступлений еретиков особый церковный орган - Инквизицию. Первоначально направленная против катаров, она вскоре обратилась против всех еретических течений, а также ведьм, колдунов, богохульников, иноверцев и проч.

Инквизиционный трибунал

Инквизиторов набирали из членов различных в первую очередь из доминиканцев. Инквизиция подчинялась непосредственно Папе. Первоначально трибунал возглавляли двое судей, а с 14-го столетия - один, но при нем состояли юристы-консультанты, которые определяли степень «еретичности». Кроме того, в число служащих суда входил нотариус (заверял показания), понятые, врач (контролировал состояние подсудимого во время экзекуций), прокурор и палач. Инквизиторам отдавали часть конфискованного имущества еретиков, поэтому о честности и справедливости их суда говорить не приходится, так как им было выгодно признать человека виновным в ереси.

Инквизиционная процедура

Инквизиционное расследование было двух типов: общее и индивидуальное. При первом опрашивалась большая часть населения какой-либо местности. При втором определенному человеку делали вызов через кюре. В тех случаях, когда вызванный не являлся, его отлучали от церкви. Человек давал клятву искренне рассказать все, что ему известно о еретиках и ереси. Ход следствия и разбирательства хранили в глубочайшей тайне. Известно, что инквизиторы широко применяли пытки, которые были разрешены Папой Иннокентием IV. Порой их жестокость осуждалась даже светскими властями.

Обвиняемым никогда не сообщали имена свидетелей. Нередко ими были отлученные от церкви, убийцы, воры, клятвопреступники - люди, показания которых не принимали в расчет даже светские суды того времени. Подследственный был лишен права иметь адвоката. Единственной возможной формой защиты была апелляция к Святому Престолу, хотя она формально и запрещалась буллой 1231. Люди, некогда осужденные инквизицией, могли в любой момент снова быть привлечены к ответственности. От расследования не спасала даже смерть. Если виновным признавали уже умершего, то его прах доставали из могилы и сжигали.

Система наказаний

Перечень наказаний для еретиков был установлен буллами 1213, 1231, а также постановлениями Третьего Латеранского собора. Если человек признавался в ереси и раскаивался уже в ходе процесса, его осуждали на пожизненное заключение. Трибунал имел право сократить срок. Однако такие приговоры были редкостью. Заключенные при этом содержались в крайне тесных камерах, нередко заковывались в кандалы, питались водой и хлебом. В период позднего средневековья данный приговор заменялся каторгой на галерах. Упорствующих еретиков приговаривали к сожжению на костре. Если человек являлся с повинной до начала процесса над ним, то на него налагали различные церковные наказания: отлучение, паломничество в святые места, пожертвования в пользу церкви, интердикт, различные виды епитимий.

Пост в католичестве

Пост у католиков заключается в воздержании от излишеств, причем как физических, так и духовных. В католичестве существуют следующие постные периоды и дни:

  • Великий пост у католиков. Он длится 40 дней перед Пасхой.
  • Адвент. Четыре воскресенья до Рождества верующие должны размышлять о его предстоящем приходе и быть духовно сосредоточенными.
  • Все пятницы.
  • Даты некоторых больших христианских праздников.
  • Quatuor anni tempora. Переводится как «четыре времени года». Это особые дни покаяния и поста. Верующий должен один раз в каждое время года поститься среду, пятницу и субботу.
  • Пост перед причастием. Верующий должен воздерживаться от пищи за час до причащения.

Требования к посту в католичестве и православии в большинстве своем схожи.

Возникновение христианской религии связано с Воскрешением и Вознесением Иисуса Христа. Единым христианство просуществовало вплоть до 1054 года, который ознаменовался расколом.

Изначально возникло две конфессии: православие и католицизм, но шестнадцатый век, в связи с попыткой реформирования католической церкви Мартином Лютером, дал начало новому направлению – протестантизму. Однако, наиболее распространенными продолжают оставаться православие и католицизм, которые имеют схожие и отличительные черты. Далее мы рассмотрим, в чем состоит разница между католиками и православными.


Католичество и православие - главные различия

Наиболее существенное отличие приверженцев католицизма с православными интерпретируется в разнообразии пониманий Церковного единства. Одним из центральных противоречий считается признание католиками Папы единым главой Церкви и полное игнорирование этого утверждения православными, хотя у них одинаковые вера и таинства.

Также значительными в этих направлениях считаются такие расхождения:

  • католики обосновывают, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, а православные полагают, что Святой Дух исходит только от Бога Отца.
  • Православная Церковь не одобряет разрыв бракосочетания, но в отдельных случаях его разрешает. Католическая Церковь, мотивируя тем, что брак заключается единожды и на всю жизнь, ультимативно воспрещает разводиться;
  • Православие отрицает наличие чистилища, о существовании которого твердит католицизм;
  • Католическая Церковь полагает, что Папа Римский всегда безошибочен в вопросах веры и морали ведь он, при поддержке епископов, признает идеологию Католической Церкви, ее многовековые верования. Православные же верующие, игнорируя мнения католиков, бесспорно принимают лишь решения Вселенских Соборов;
  • православные крестятся справа налево, поскольку перемещение руки в таком порядке считается победой божественного над дьявольским, ведь в христианстве под левой стороной подразумевается дьявольское, а под правой – божественное. Католики крестятся слева направо, тем самым символизируя победу над грехом;
  • Таинства исповеди присущи всем христианам, но католики практически всегда пользуются специально отведенными местами – исповедальнями, где на небольшой скамейке сбоку от священника преклоняют колена. В православии тот, кто исповедуется с Евангелием и тот, кто исповедует пребывают с Распятием на виду у других прихожан, хотя и на небольшой дистанции от них.

На данном этапе существует еще ряд отличий, которые формируют определённую конфронтацию между концессиями.


Почему и когда христианство разделилось на католичество и православие?

Апостол Петр основал в Риме церковь, которую возглавил Папа (в переводе «Отче наш»). Атмосфера тех времен вызывала страх гонения, поэтому мало кто был согласен стать главой. В то время главенствовали четыре старейших Церкви:

  • Константинопольская;
  • Александрийская;
  • Иерусалимская;
  • Антиохская.

В последствии произошло расширение вследствие просветительской миссии восточного священства – примкнули сербские, болгарские, румынские христиане. Через время они были объявлены автокефальными.

Со временем в церквях начались разногласия, которые только усугублялись. С падением власти Рима верховенство церкви перешло к Патриарху Константинопольскому. Папа Римский был не удовлетворён сложившейся ситуацией. Свое право верховодить он обосновывал тем, что именно Рим был местом жительства и казни апостола Петра, которому были вручены ключи от рая Спасителем.

В 1054 году Папой Римским Львом IX был составлен акт об отлучении Константинопольского Патриарха и всей Восточной Церкви – это стало основной причиной того, что церковь раскололась на католическую и православную. Со временем Патриарх Михаил созвал собор, и это событие вошло в летопись как отлучение от церкви и прекращение поминовения пап в восточных церквях.

Можно выделить ряд причин раскола церкви:

  • отличие языков богослужения (греческий в восточной и латынь в западной церкви);
  • отличающиеся между западной (Рим) и восточными (Константинополь) церквями догматы и обряды;
  • Папа Римский предъявил претензии на главенство церковью и над Константинопольским, Антиохийским и Иерусалимским Патриархами.

1965 год ознаменовался отменой Взаимных анафем Главой Константинопольской православной церкви Вселенским Патриархом Афинагором и Римским Папой Павлом VI и подписанием Совместной Декларации. Несмотря на это, расхождения между двумя церквями существуют по сей день.

Как следствие реформ возникли различные христианские течения:

  • православие;
  • католицизм;
  • протестантизм.

Каждое из них содержит несколько конфессий.

Православие теперь – это объединение греческого, российского, грузинского, сербского, украинского и других патриархатов, которые также имеют ответвления. Среди католиков выделяют римско- и греко-католиков. А в протестантизме выделилось множество конфессий, которые и не сосчитать.

Но основой всех течений были и остаются Христос и вера в Святую Троицу.


Догматы католической церкви

Основные догматы католической церкви заключаются в следующих позициях:

Догматы православной церкви

  • Убеждение православных в том, что Святой Дух исходит только от Бога Отца, что закреплено в Символе веры;
  • В целибат православие придерживается только монахами, остальное духовенство вступает в брак;
  • Священное придание для них – древняя устная традиция, постановления первых 7-ми Вселенских Соборов;
  • У них отсутствует догмат о чистилище;
  • Отсутствует учение переизбытке добрых дел Девы Марии, Иисуса Христа, апостолов (“сокровищнице благодати”), которое позволяет “черпать” из этой сокровищницы спасение;
  • Причащение мирян и духовенства Телом и Кровью Христа: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя».

Чем отличаются католики и православные христиане was last modified: Март 3rd, 2019 by Bogolub

Отличная статья 0

Православие отличается от католицизма, однако на вопрос, в чем конкретно состоят эти различия ответит не каждый. Различия между церквями есть и в символике, и в обрядовой, и в догматической части.

У нас разные кресты

Первое внешнее отличие католической и православной символики касается изображения креста и распятия. Если в раннехристианской традиции существовало 16 видов форм креста, то сегодня традиционно четырехсторонний крест ассоциируется с католицизмом, а крест восьмиконечный, либо шестиконечный с православием.

Слова на табличке на крестах одинаковы, отличаются только языки, на которых сделана надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский. В католичестве это латынь: INRI. В некоторых восточных церквях употребляется греческая аббревиатура INBI от греческого текста Ἰησοῦς ὁ Ναζωραῖος ὁ Bασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων.

В этом документе во втором абзаце первой части приводится текст Символа Веры в редакции без «филиокве»: «Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui ex Patre procedit, qui cum Patre et Filio simul adoratur et conglorificatur, qui locutus est per prophetas». («И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, который вещал через пророков»).

Никаких официальных, соборных решений вслед за этой декларацией не последовало, поэтому ситуация с «филиокве» остается прежней.

Главным же отличием Православной церкви от Католической является то, что главой Православной церкви является Иисус Христос, в католичестве церковь возглавляет наместник Иисуса Христа, её видимый глава (Vicarius Christi) папа Римский.

И в православии и в католичестве основой вероучения признано священное писание - Библия. В Символе веры католичества и православия основы вероучения сформулированы в 12 частях или членах:

В первом члене говорится о боге как творце мира - первой ипостаси Святой Троицы;

Во второй - о вере в Сына Божия Иисуса Христа;

Третий - это догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии;

Четвертый - о страдании и смерти Иисуса Христа, это догмат искупления;

Пятый - о воскресении Иисуса Христа;

В шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо;

В седьмом - о втором, грядущем пришествии Иисуса Христа на землю;

Восьмой член - о вере в Духа Святого;

Девятый - об отношении к церкви;

Десятый - о таинстве Крещения;

Одиннадцатый - о будущем всеобщем воскресении мертвых;

Двенадцатый - о жизни вечной.

Важное место в православии и католичестве занимают обряды - таинства. Признается семь таинств: Крещение, миропомазание, причащение, покаяние или исповедь, таинство священства, венчание, елеосвящение (соборование).

Православная и католическая церкви придают большое значение праздникам и постам. Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста - это «очищение и обновление человеческой души», приготовление к важному событию религиозной жизни. Больших многодневных постов в православии и католичестве четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.

Различия между православием и католичеством

Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867г. произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием. Католицизм и православие нередко называют соответственно Западной и Восточной церквями.

Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, а отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того - папские послания и постановления.

Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа - глава этой церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов. Централизация католической церкви породила принцип догматического развития, выразившийся, в частности, в праве нетрадиционного толкования вероучения. Так, в Символе веры, признаваемом православной церковью, в догмате о Троице сказано, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат провозглашает, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына.

Сформировалось и своеобразное учение о роли церкви в деле спасения. Считается, что основа спасения - вера и добрые дела. Церковь, по учению католицизма (в православии этого нет), обладает сокровищницей «сверхдолжных» дел - «запасом» добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из неё часть тому, кто в ней нуждается, то есть - отпускать грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях - об отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед церковью. Отсюда - правила молитв за умерших и право сокращать срок пребывания души в чистилище.

Вселенское православие - это собрание поместных Церквей, которые имеют одинаковые догматы и сходное каноническое устройство, признают таинства друг друга и находятся в общении. Православие состоит из 15 автокефальных и нескольких автономных церквей. В отличие от православных церквей, Римский католицизм отличается прежде всего своей монолитностью. Принцип организации этой церкви более монархический: она имеет видимый центр своего единства - Папу Римского. В образе Папы сосредотачивается апостольская власть и учительный авторитет Римско-Католической церкви.

Православие относится к Священным Писаниям, сочинениям и деяниям отцов церкви как к священному слову изошедшему от Господа и переданному людям. Православие утверждает, что богоданные тексты не могут быть изменены или дополнены и должны читаться на том языке, на котором они были впервые даны людям. Таким образом православие стремится сохранить дух христианской веры таким каким принес его Христос, дух в котором жили апостолы, первые христиане и отцы Церкви. Поэтому православие взывает не столько к логике, сколько к совести человека. В православии с догматическим вероучением тесно связана система культовых действий. Основы этих культовых действий составляют семь главных обрядов-таинств: крещение, причащение, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение, священство. Помимо совершения таинств православная культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым.

Католицизм рассматривает христианское предание скорее как «семена», которые Христос, апостолы и т.д. заронили в души и умы людей для того, чтобы те могли найти свои пути к Богу.

Избирают римского папу кардиналы, то есть высший слой духовенства Римско-католической церкви, который идет сразу за папой. Римский папа избирается двумя третями голосов кардиналов. Папа руководит Римско-католической церковью при помощи центрального государственного аппарата, который называется Римская курия. Это своего рода правительство, в котором есть подразделения, называемые конгрегациями. Они осуществляют руководство определенными областями церковной жизни. В светском правительстве это соответствовало бы министерствам.

Месса (литургия) является главным богослужением в католической церкви, которая до недавнего времени проводилась на латинском языке. Для усиления влияния на массы в настоящее время позволительно пользоваться национальными языками и вводить в литургию национальные мелодии.

Римский папа руководит Католической церковью как абсолютный монарх, конгрегации же являются лишь совещательными и административными органами при нём.

Познакомившись в Европе с традициями католической церкви и пообщавшись по возвращению с батюшкой, обнаружила, что между двумя направлениями христианства много общего, но есть и принципиальные отличия православия от католицизма, в числе прочего повлиявшие на раскол некогда единой христианской церкви.

В своей статье решила доступным языком рассказать об отличиях католической церкви от православной и их общих чертах.

Хотя церковники доказывают, что дело в «непримиримых религиозных расхождениях», учёные уверены, что это было, прежде всего, политическое решение. Напряжение между Константинополем и Римом заставило духовников искать повод выяснить отношения и способы разрешения возникшего конфликта.

Не заметить уже тогда закрепившиеся на Западе, где главенствовал Рим, особенности, отличные от принятых в Константинополе, было сложно, поэтому за это и зацепились: разное устройство в вопросах иерархии, аспекты вероучения, проведение таинств – использовалось всё.

Благодаря политической напряжённости была выявлена имеющаяся разница между двумя традициями, существующими в разных частях распавшейся Римской империи. Причиной сложившегося своеобразия стали различия в культуре, менталитете западной и восточной частей.

И, если существование одного сильного большого государства делало церковь единой, с его исчезновением связь между Римом и Константинополем ослабла, способствуя созданию и укоренению в западной части страны некоторых несвойственных Востоку традиций.

Разделение некогда единой христианской церкви по территориальному признаку произошло не в один момент. Восток и Запад шли к этому годами, устроив в 11 столетии кульминацию. В 1054 году во время Собора Патриарх Константинопольский был низложен посланниками Папы Римского.

В ответ он предал анафеме посланцев Папы. Главы остальных патриархатов разделили позицию Патриарха Михаила, и раскол углубился. Окончательный разрыв относят к временам 4-ого крестового похода, подвергшего разграблению Константинополь. Так, единая церковь христиан раскололась на католическую и православную.

Сейчас христианство объединяет три разных направления: православную и католическую церковь, протестантизм. Единой церкви, объединяющей протестантов, нет: деноминации исчисляются сотнями. Католическая церковь монолитна, руководит ею Папа Римский, которому подчиняются все верующие и епархии.

15 независимых и признающих друг друга церквей составляют актив православия. Оба направления представляют собой религиозные системы, включающие собственную иерархию и внутренние правила, вероучение и богослужение, культурные традиции.

Общие черты католицизма и православия

Последователи обеих церквей верят во Христа, считают Его примером для подражания, стараются следовать Его заповедям. Священное писание для них – Библия.

У основания традиций католицизма и православия находятся апостолы-ученики Христа, основавшие христианские центры в крупных мировых городах (на эти общины и опирался христианский мир). Благодаря им оба направления обладают таинствами, схожим вероучением, возносят одних и тех же святых, имеют одинаковый Символ веры.

Последователи обеих церквей веруют в силу Святой Троицы.

Взгляд на формирование семьи в обоих направлениях сходится. Заключение брака между мужчиной и женщиной происходит с благословения церкви, считаясь таинством. Однополые браки не признаются. Вступление в интимные отношения до бракосочетания недостойно христианина и считается грехом, а однополые – тяжким грехопадением.

Последователи обоих направлений соглашаются с тем, что и католическое, и православное направления церкви представляют христианство, пусть и по-разному. Различие для них значимо существенно и непримиримо, что более тысячи лет нет единства в способе богослужения и причащения Тела и Крови Христа, поэтому вместе они причащения не совершают.

Православные и католики: в чём разница

Результатом глубоких религиозных расхождений между Востоком и Западом явилась схизма, произошедшая в 1054 году. Представители обоих направлений заявляют о разительных различиях между ними в религиозном мировоззрении. О таких противоречиях пойдёт речь далее. Для простоты понимания составила специальную таблицу отличий.

Суть различия Католики Православные
1 Мнение относительно единства Церкви Считают необходимым наличие единой веры, таинств и главы Церкви (Папы, естественно) Считают необходимым единство веры и совершения таинств
2 Различное понимание Вселенской Церкви Принадлежность поместной к Вселенской Церкви подтверждается общением с римско-католической церковью Вселенская Церковь находит воплощение в поместных церквях под руководством епископа
3 Различная трактовка Символа Веры Святой Дух испускается Сыном и Отцом Святой Дух испускается Отцом или исходит от Отца через Сына
4 Таинство брака Заключение брачного союза между мужчиной и женщиной, благословляемого служителем церкви, происходит на всю жизнь без возможности развода Брак между мужчиной и женщиной, благословляемый церковью, заключается до окончания земного срока супругов (в некоторых ситуациях допускаются разводы)
5 Наличие промежуточного состояния душ после смерти Провозглашённый догмат о чистилище предполагает наличие после смерти физической оболочки промежуточного состояния душ, которым уготован рай, но они не могут пока взойти на Небеса Чистилище, как понятие, в православии не предусмотрено (есть мытарства), однако в молитвах за усопших идёт речь о душах, оставшихся в неопределённом состоянии и имеющих надежду обрести райскую жизнь после завершения Страшного Суда
6 Зачатие Богородицы Девы Марии В католичестве принят догмат о Непорочном зачатии Богородицы. Имеется в виду, что при рождении Матери Иисуса первородного греха совершено не было Почитают Деву Марию как святую, но считают, что рождение Матери Христа произошло с первородным грехом, как у любого другого человека
7 Наличие догмата о пребывании тела и души Девы Марии в Царствие Небесном Догматически закреплено Догматически не закреплено, хотя последователи православной церкви поддерживают это суждение
8 Главенство Папы Римского Согласно соответствующему догмату Папа Римский считается главой Церкви, имея непререкаемый авторитет по ключевым религиозным и управленческим вопросам Главенство Папы Римского не признаётся
9 Количество обрядов Используются несколько обрядов, включая византийский Главенствует единственный (византийский) обряд
10 Принятие высших церковных решений Руководствуется догматом, провозглашающим безошибочность Главы Церкви по вопросам веры и морали при условии утверждения решения, согласованного с епископами Убеждены в безошибочности исключительно Вселенских Соборов
11 Руководство в деятельности решениями Вселенских Соборов Руководствуется решениями 21 Вселенского Собора Поддерживает и руководствуется решениями, принятыми на 7 первых Вселенских Соборах

Подводим итоги

Несмотря на многовековой раскол между католической и православной церквями, преодоление которого в ближайшем будущем не предвидится, существует масса схожих моментов, свидетельствующих об общих истоках.

Различий немало, настолько существенных, что объединение двух направлений не представляется возможным. Однако вне зависимости от отличий, католики и православные верят в Иисуса Христа, несут по свету Его учение и ценности. Человеческие ошибки разделили христиан, но вера в Господа дарует единство, о котором молился Христос.


© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин