Для правильного выполнения здания, следует понять, что такое орфограммы слабых позиций.
В орфограммах часто допускаются ошибки из – за незнания правил орфографии.
Орфограмма на греческом языке означает «правильная буква». Здесь берёт свои истоки наука, изучающая все орфограммы и правила русского языка – орфография. Орфограммы должны соответствовать правилам орфографии родного языка.
Орфограммы слабых позиций возникают тогда, когда непонятно какую букву следует писать.
В школе принято искомую орфограмму подчёркивать одной чёрточкой, а рядом стоящие опознавательные признаки – двумя чёрточками.
Выбираем орфограмму правильно
Пишем буквы в соответствии с их произношением. Как слышим, так и пишем. Такой выбор называется фонетическим.
В русском языке присутствуют слова, позаимствованные из языков других стран. Эти слова мы пишем по принципу дифференциации.
Традиционный способ применим в том случае, если орфограмму сложно определить. Такие слова пишутся по традиции.
Когда в слове все морфемы пишутся одинаково, такой принцип называется морфологическим.
Орфограммы могут находиться в разных частях слова. Если вы будете правильно обозначать орфограммы и знать правила орфографии, то станете грамотными людьми.
Запишем загадки, пропуская орфограммы слабых позиций
Краш_ное к_р_мысло через реку п_овисло . Уш_й нет, а слыш_т , рта нет, а кр_чит , ума нет, а все _зыки знает.
В нашем задании присутствуют следующие правила русского языка: орфограммы безударной гласной в корне слова (коромысло, языки, кричит) и правописание гласной после буквы "ш " (крашеное, ушей, слышит).
Чтобы правильно написать слово с безударной гласной буквой в корне, нужно изменить необходимое слово так, чтобы искомый гласный оказался под ударением.
После шипящей буквы "ш " пишутся:
- буквы –и , -а , -у . За исключением слов: жюри, парашют, брошюра;
- буква –ё в корне слова, если она находится под ударением и ударение подвижно. Также в том случае, когда -ё чередуется с буквой -е ;
- буква –о в корне слова, если ударение постоянно.
Выглянуло солнышко
Из мохнатой тучки,
Потянулось к дождику
Пальчиками – лучиками.
Но не струсил дождик.
С нами не расстался,
Семицветной радугой
Над землей остался.
Умеют же маглы изобретать себе неприятности! Вот посмотрите:
«Радуга - атмосферное оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое обычно в поле повышенной влажности. Оно выглядит как разноцветная дуга или окружность, составленная из цветов спектра (глядя снаружи - внутрь дуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Эти семь цветов - основные названия цветов, которые принято выделять в радуге в русской культуре (возможно, вслед за Ньютоном), но следует иметь в виду, что на самом деле спектр непрерывен, и цвета эти в радуге переходят друг в друга с плавным изменением через множество промежуточных оттенков.
Центр окружности, описываемой радугой, лежит на прямой, проходящей через наблюдателя и Солнце, притом при наблюдении радуги (в отличие от гало) Солнце всегда находится за спиной наблюдателя, и одновременно видеть Солнце и радугу без использования оптических приспособлений невозможно. Для наблюдателя на земле радуга обычно выглядит как дуга, часть окружности, и чем выше точка зрения наблюдателя - тем радуга полнее (с горы или самолёта можно увидеть и полную окружность). Когда Солнце поднимается выше 43 градусов над горизонтом, то радуга с поверхности Земли не видна
»
Ведь радуга – это настоящее чудо! А они ее атмосферным оптическим и метеорологическим явлением называют!
С радугой связано много мифов и примет.
В одной легенде говорится, как однажды радуга, прежде чем исчезнуть, рассыпалась на части. Чудесные осколки радуги упали на землю и проросли очаровательные цветы. Рассыпалась радуга на мелкие осколки – вот и зацвели ирисы.
В библейской традиции радуга - знак Божий в небесах, поставленный там после Всемирного потопа как обетование того, что мир больше никогда не будет уничтожен водою. Языческие мифы видели в ней дух (в Бирме и у зулусов - опасного демона), или оружие богов, или мост для душ. В Индии, а также в Финляндии это был лук, из которого бог-громовержец мечет свои стрелы-молнии. В древней Скандинавии это был Бифрест, выстроенный Одином мост между Мидгардом, обиталищем людей, и Асгардом, домом богов. По нему проходили души умерших, если они были этого достойны, если же нет, их пожирало яростное пламя - то самое, что мы, живущие здесь, внизу, видим как красную полосу в радуге. Еще долго после победы христианства эта идея сохранялась в германо-австрийской легенде о том, что души, особенно души детей, идут по радуге в рай в сопровождении своего ангела-хранителя.
В Ирландии говорят, что если найти место, где радуга утыкается в землю, там обнаружишь горшок с золотом.
По времени появления радуги и ее виду люди и в наше время судят о погоде. "Радуга по утрам - предупрежденье пастухам", не меньшее, чем красное утреннее небо, а "радуга вечером - дождю здесь делать нечего". Это часто оправдывается, потому что погода обычно движется с запада на восток, и утренняя радуга показывает приближение дождя с запада, а вечерняя - что он уже ушел на восток. Появляющиеся в облаках обрывки радуги, которые иногда называют "ветровыми собаками" или "погодными чайками", предсказывают наступление штормовой погоды с порывистыми ветрами.
В Китае радуга - небесный дракон, союз Неба и Земли, знак объединения инь и янь.
В Древней Индии радуга - это лук Индры, бога-громовержца; кроме того, в индуизме и в буддизме "радужное тело" - это высшее йогическое состояние, достижимое в царстве сансары.
В исламе радуга состоит из четырех цветов - красного, желтого, зеленого и синего, соответствующих четырем стихиям.
В некоторых африканских мифах с радугой отождествляют небесную змею, которая служит стражем сокровищ или же охватывает кольцом Землю.
Американские индейцы отождествляют радугу с лестницей, по которой можно подняться в иной мир. У инков радуга связывалась со священным Солнцем, и правители инков носили ее изображение на своих гербах и эмблемах.
У индейцев чибча-муисков радуга считалась добрым божеством. В специфических горных условиях Кордильер наблюдается удивительное природное явление: на фоне туманной дымки иногда возникает радуга, как бы обрамляя многократно увеличенное отражение самого наблюдателя. Главное святилище, посвященное богине Радуги, чибча воздвигли рядом с горным водопадом Текендама, где ярчайшая дуга высвечивается всегда, как только на водные брызги попадают лучи солнца.
В скандинавской мифологии "Биврёст" ("трясущаяся дорога", "дрожащий путь") - радуга-мост, соединяющая небо и землю. Его охраняет страж богов Хеймдалль. Перед концом мира и гибелью богов мост рушится.
В Древней Греции богиней радуги была девственная Ирида, вестница богов, дочь Тавманта и океаниды Электры, сестра гарпий. Она изображалась с крыльями и кадуцеем. Ее одеяние составляют переливающиеся цветами радуги капли росы.
У западных славян есть поверье, что ведьма может украсть радугу и спрятать ее, а значит, произвести на земле засуху.
Увидеть радугу - хорошая примета, многие при этом загадывают желание. Показывать на нее пальцем очень нехорошо, иначе вас постигнет какое-нибудь несчастье или неудача, самое меньшее, что может от этого произойти, - это то, что снова пойдет дождь. Дети в северных регионах часто "перечеркивают" ее, делая на земле крест из веточек или соломинок с маленькими камешками на концах. Ожидается, что от этого радуга исчезнет, хотя мало кто из детей может сказать, чем она им мешает. Может быть, в основе этого обычая лежат смутные воспоминания о древнем представлении о ней как о мосте душ.
Радужные приметы:
Высокая и крутая радуга к вёдру; пологая и низкая - к ненастью.
Если радуга после дождя скоро пропадает - к ясной погоде, а если долго стоит - к ненастью.
Радуга утром - к дождю.
Двойная радуга - признак дождливой погоды.
Если к вечеру появилась крутая радуга, будет такой же ясный день, а если пологая - жди дождя с ночи.
Зеленая радуга к дождю, желтая - к хорошей погоде, красная - к жаре, ветру. Когда видят радугу, то ожидают перемены погоды.
Плавать на воде при появившейся радуге опасно - может утянуть на небо.
Красное коромысло через реку повисло.
Крашеное коромысло через речку повисло.
Крашеное коромысло
Над рекой повисло.
На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер мастерил мост высокий без перил.
Поднялись ворота -
Всему миру красота.
Поднялись врата, всему миру красота.
Приказало солнце: ""Стой, семицветный Мост крутой!""
Тучка скрыла солнца свет. Рухнул мост - и щепок нет!
После дождя бывает,
полнеба закрывает.
Дуга красивая, цветная
Появится, затем растает.
Приказало солнце:""Стой,
Семицветный мост крутой!""
Туча скрыла солнце свет -
Рухнул мост, а щепок нет.
Разноцветное коромысло
Над рекою повисло.
Раскинулся золотой мост
На семь сел, на семь верст.
Через поля,
Через луга
Встала нарядная дуга.
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!..
В них ни въехать,
Ни войти
Что за диво: плод плюется-
Целым в руки не дается.
Бешеный огурец
Чтобы печку растопить,
Надо дрОвушек добыть.
Мы куда пойдём за ними?
На …, за сухими!
Валежник
Что в хлебе родится,
А в еду не годится?
Ярко-синий, и пушистый
Он в хлебе родится, а в еду не годится.
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми...
Гвоздиками
Дом зеленый тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда -
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
Домик маленький, зеленый
Был в руках у Люсеньки.
Расколола - и упали
На ладонь ей бусинки.
Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки - дробинки.
Горох,Плодбоб
Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест, похвалит.
Стоит над водой,
Трясёт своей бородой.
Синенький звонок висит,
Никогда он не звонит.
Колокольчик
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
Колокольчики
Вырос в поле дом -
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
И стоит новый дом
На столбе золотом.
Стоит Оля
Посередь поля,
Шатром покрылась,
Копьем подперлась.
Не рыли, не бурили, а воду добыли
Кувшинчики и блюдца
И не тонут и не бьются.
Кувшинки
В этих желтых пирамидках
Сотни зерен аппетитных.
Кукуруза
Беленькие горошки
На зеленой ножке.
Белые горошки на зелёной ножке.
Растение видное,
А имя обидное.
Голова на ножке, в голове горошки.
Солнце жжёт макушку,
Сделать хочет погремушку.
Эти красные цветки
Потеряют лепестки.
Потеряют лепестки,
Превратятся в сундуки,
А что прячут сундуки -
Попадет на пироги.
Желтые цыплятки
На зеленой веточке
Дарят папы - мамочка,
А мальчишки - девочкам.
В поле - сережки
На тоненьких ножках.
Как во поле на кургане
Стоит курица с серьгами.
Как на поле, на кургане
Стоит курочка с серьгами.
С ним сдружились мы давно,
Дарит он крупу, и толокно,
И муку, и кашу, и печенье…
Поблагодарим его за угощенье.
Овес,Плодзерновка
«Начальная школа XXI века»
3 класс
Литературное чтение
Проверочная работа по разделу «Фольклор»
1.Что такое фольклор? Отметь «+» правильный ответ.
А) произведения о небылицах и былинах
Б) народная мудрость
В) русские народные сказки
Г) устное народное творчество
2. Соедини (стрелкой) начало и конец предложения.
3.Отгадай загадку и определи её тему.
Крашеное коромысло, через реку повисло.
Отгадка _________________________ . Тема _______________________________
4. Допиши пословицу. Определи тему данной пословицы .
Любишь кататься, люби и _____________________________.
Тема __________________________________
5 . Из какой сказки эти слова? Соедини стрелкой заголовок с отрывком из текста сказки.
Одна и говорит:«Старик -годовик»
«Царевич Нехитёр -Немудёр»
«Дочь - семилетка»
«Про Ленивую и Радивую»
«Самое дорогое»
6. Каких былинных богатырей ты знаешь? Запиши их имена.
7. Прочитай отрывок. Запиши заголовок былины .
«Маковки на теремах покривились, крылечки от стен отвалили, стёкла в горницах полопались, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали..»
«Не бей, не губи меня Добрынюшка! Не буду больше на Русь летать, людей русских в плен уносить. Помиримся!»
______________________________________________________________________
«Из славного Ростова красна города
Как два ясные сокола вылётывали – выезжали два могучих богатыря:
Что по имени Алёшенька Попович млад
А с молодым Якимом Ивановичем».
______________________________________________________________________
8. Объясни значение слова. Воспользуйся помощью толкового словарика (в конце каждой былины)
9. Напиши ответ на вопрос.
Повествование о каком былинном богатыре тебя удивило (или заинтересовало)? Поясни свой ответ.
*Опишите подвиг одного из русских богатырей.
Ключи и критерии оцениванияпроверочной работы по разделу «Фольклор».
1. Г
1 б. – ответ выбран верно,
0 б. – ответ не выбран или выбран неверный ответ
2.
1 б. – соответствие частично установлено верно (2-3 понятия),
0 б. – соответствие частично установлено верно (1 понятие) или ответ не выбран.
3. Отгадка: радуга. Тема: явления природы.
Мах – 2 б.
4. Любишь кататься, люби и саночки возить. Тема: о труде.
По 1 б. за верно подобранный вариант ответа.
Мах – 2 б.
5.
Одна и говорит:Кабы Иван-царевич на мне женился, я бы тремя калачами весь город накормила.
«Старик -годовик»
Царь присудил отдать жеребёнка бедному мужику, а дочь его взял к себе.
«Царевич Нехитёр -Немудёр»
Как-то раз пошла старшая сестра по воду и уронила ведро. Стало ведро относить от берега.
«Дочь - семилетка»
Думали, думали старик со старухой – ничего придумать не могут, всё, что нужно, у них есть, а чего нет – то они своими трудами всегда заработать могут.
«Про Ленивую и Радивую»
Стал он махать рукавом и пускать птиц…..
«Самое дорогое»
2 б. – соответствие установлено верно,
1 б. – соответствие частично установлено верно (3-4 заголовка),
0 б. – соответствие частично установлено верно (1-2 заголовка) или ответ не выбран.
6.
2 б. – записаны имена более трех богатырей, например, Микула Селянинович, Яким Иванович, Илья Муромец, Вольга, Добрыня Никитич.
1 б. – записаны имена трех богатырей, например, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
7. «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змея», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
По 1 б. за верно подобранный вариант ответа.
Мах – 3 б.
8. Омёшики – металлические наконечники сохи. Палатный брус – место в стороне от стола.
По 1 б. за верно подобранный вариант ответа.
Мах – 2 б.
9.
2 б. – даны ответы на 2 вопроса, например: «Мне понравилась былина «Добрыня и Змея», потому что Добрыня победил Змею и спас дочь князя».
1 б. – дан ответ на один из вопросов, например: «Мне понравилась былина «Добрыня и Змея» или «Добрыня победил Змею и спас дочь князя».
Итого: 18 б.
15 – 18 б. – «5»
11 – 14 б. – «4»
8 – 10 б. – «3»
3 – 7 б. – «2»
Под звездочкой (*) дан дополнительный объем работы. Учитель может поощрить ребенка качественной характеристикой. Например: «Молодец!», «Знаток былин!»