17.03.2024

Профессиональный стандарт педагога не включает трудовое действие. Профессиональный стандарт педагога – коротко о главном. Как будет проходить переход на новые стандарты


В 2013 году был разработан профессиональный стандарт педагога, который, согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Воспитание и обучение детей – настоящее искусство, коим в той или иной мере обязан овладеть каждый учитель. Однако на современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, которая согласно последним тенденциям должна соответствовать определенным стандартам, призванным заменить морально устаревшие должностные инструкции и прочие документы, регулирующие профессиональную деятельность педагогов.

Именно поэтому еще в 2013 году специально созданной рабочей группой под председательством Евгения Александровича Ямбурга был разработан профессиональный стандарт педагога, охватывающий, в том числе, такие вопросы, как реформа системы повышения квалификации педагогов, модернизация системы педагогического образования и изменения в системе аттестации учителей.

Согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, данный стандарт обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Профстандарт педагога – в чем суть?

Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции.

В документе для учителей детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.).

Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).


Причины введения профстандарта

Квалификационные справочники вместе с должностными инструкциями уже неэффективны в сегодняшних реалиях – так посчитали в Министерстве труда и принялись за разработку современного профстандарта педагога . Почему на это обратили внимание? Дело в том, что в Трудовом кодексе появились такие понятия, как "квалификация" и "профессиональный стандарт", которые постепенно начали применяться к разным профессиям, и педагогическая не могла оставаться в стороне.

Подготовка к введению профстандарта

Как уже упоминалось выше, разработка документа началась еще в 2013 году, и планировалось, что все будет доработано и апробировано (проверенно на пригодность) до 1 января 2015 года. Однако его введение пришлось перенести на 2 года из-за больших сложностей в разработке.

За этот период документ был доведен до ума, а сами стандарты протестированы на базе нескольких десятков учебных заведений. Результаты были в целом положительными:

  • возрос уровень подготовки учащихся;
  • улучшились условия труда педагогов;
  • родители хорошо оценили изменения.

И в итоге, с 2017 года было решено начать повсеместное внедрение нового профессионального стандарта педагога.

Структура и содержание профстандарта

Документ структурирован по принципу разделения трудовых функций педагога , начиная от воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая учителями среднего звена. Основное внимание уделяется трем самым важным сферам, в которых должны быть компетентны все педагоги:

  • обучение;
  • воспитание;
  • развитие.

Описание каждой функции включает в себя три блока: "Трудовые действия", "Необходимые навыки" и "Необходимые знания". Далее функции педагогов подразделяются в зависимости от направленности их работы:

  • Деятельность педагогов дошкольных учреждений.
  • Деятельность педагогов начального образования.
  • Деятельность педагогов основного и среднего образования.
  • Модуль "Предметное обучение. Математика".
  • Модуль "Предметное обучение. Русский язык".

Точно так же в каждом виде педагогической деятельности конкретизируются трудовые действия, знания и умения учителя.

Изучив все требования, можно прийти к выводу, что современный педагог должен быть универсально образован, эрудирован и прогрессивен. Так же делается упор на умение находить подход к каждому ребенку, уважать его личность и правильно оценивать его способности.


Как будет проходить переход на новые стандарты?

На данный момент нет никакого единого для всех учреждений плана перехода на новый стандарт. Очевидно, руководство каждой образовательной организации будет по собственному усмотрению включать те или иные меры для внедрения педагогического профстандарта в учебном учреждении. Однако в любом случае за введение профстандартов должна будет отвечать комиссия, которая ориентировочно обязана сделать следующее:

  • Сопоставить занимаемые должности в конкретном заведении с наименованиями, которые прописаны в стандарте.
  • Провести проверку трудовых договоров и при необходимости внести коррективы в соответствии с профстандартом.
  • Осуществить проверку сотрудников учебного заведения на соответствие профстандарту, согласно занимаемым должностям.
  • Предоставить руководству итоговый отчет о проведенной проверке.

Правда, пока не совсем понятно, как быть с учителями, которые профстандарту не соответствуют. Если такой работник изначально был принят в соответствии с трудовым законодательством, успешно прошел аттестацию и в целом хорошо справляется с работой, то и увольнять его нецелесообразно, даже с учетом частичного несоответствия появившимся нормативам.

Повлияет ли профстандарт на зарплату учителей?

О повышении оплаты труда педагогам , подтвердившим соответствие профессиональному стандарту, представители власти говорили еще в 2013 году, однако официальных заявлений не было. Поэтому остается ждать и надеяться…

Проблемы внедрения профессионального стандарта

Пока многие учителя считают затруднительным выполнение всех требований профстандарта. В частности они говорят, что сегодня это сделать проблематично из-за:

  • недостаточной материально-технической базы образовательных организаций,
  • плохо развитой доступной среды для всех обучающихся (пандусы, подъезды к зданиям и прочее),
  • слишком большой нагрузки на одного учителя, чтобы рассчитывать на индивидуальный подход к каждому ученику.

Тем не менее, даже если сегодня не каждый учитель может похвастаться полным соответствием всем критериям профстандарта, его нужно рассматривать как ориентир в своей педагогической деятельности и постепенно совершенствоваться, дабы более качественно подходить к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога

На современном этапе модернизации образования общество нуждается в педагогах нового формата. Впервые в российском образовании формируется концепция и содержание профессионального стандарта педагога.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?

Стандарт – это инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире, повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Стандарт – это объективный измеритель квалификации педагога, средство отбора педагогических кадров в учреждения образования, основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями обусловлена:

Работой с одаренными учащимися.

Работой в условиях реализации программ инклюзивного образования.

Преподаванием русского языка учащимся, для которых он не является родным.

Работой с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

Работой с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Профессиональные стандарты в России разрабатываются в соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Координирует разработку профессиональных стандартов Министерство труда России.

В декабре 2012 г. внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации: глава 31 дополнена статьей 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта, согласно которой:

профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнение определенной трудовой функции,

квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

В профессиональном стандарте описаны трудовые функции по определенному виду деятельности, а также требования к знаниям и умениям специалистов, выполняющих эти функции.

В сфере образования утверждены 4 профессиональных стандарта:

    Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).

    Педагог-психолог (психолог в сфере образования).

    Педагог дополнительного образования детей и взрослых.

    Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Рассмотрим подробнее содержание профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Профессиональный стандарт педагога – это рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории. Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ.

Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в документе отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.

Профстандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых проблем. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей. Педагогу следует соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.

Профессиональный стандарт педагога может применяться:

    при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;

    при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования ;

    при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий. Профессиональной стандарт применяется с целью:

    определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка;

    обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;

    обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;

    содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Структура профессионального стандарта педагога

Профессиональный стандарт педагога содержит описание трудовых функций педагогов и состоит из 4 разделов:

I. Общие сведения.

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

III. Характеристика обобщенных трудовых функций.

IV. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта.

Рассмотрим первый раздел документа. В структуру утвержденного профессионального стандарта педагога входит четыре уровня образования: дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование.

Указана основная цель профессиональной деятельности - это оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение).

Во втором разделе «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)» обобщенные трудовые функции педагога разделены на две группы. Первая группа включает в себя педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях на всех четырех уровнях образования и подразделяет их трудовые функции на три сферы:

    Общепедагогическая функция. Обучение.

    Воспитательная деятельность.

    Развивающая деятельность.

Вторая группа включает в себя педагогическую деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ и перечисляет относящиеся к ней виды педагогической деятельности по реализации программ:

дошкольного образования

начального общего образования

основного и среднего общего образования

модуль «Предметное обучение. Математика»

модуль «Предметное обучение. Русский язык»

Третий раздел «Характеристика обобщенных трудовых функций» подробно описывает, какими компетенциями должен владеть педагог, реализуя общепедагогическую функцию – обучение, выполняя воспитательную и развивающие деятельности. Каждая из этих трех сфер рассмотрена с точки зрения трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний.

Хотелось бы остановить ваше внимание на необходимых умениях в каждой из обозначенных сфер.

Часть первая: общепедагогическая функция. обучение.

К необходимым умениям педагога относятся умения:

    Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

    Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

    Разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.

    Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями.

    Владеть ИКТ-компетенциями

    Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

Часть вторая: воспитательная деятельность.

Перечислим некоторые трудовые действия, которые входят в профстандарт педагога:

регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;

реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности;

постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера;

определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего трудового распорядка;

проектирование и реализация воспитательных программ;

помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления;

формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде:

использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.

К необходимым трудовым умениям педагога в воспитательной работе относятся умения:

    строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

    общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их;

    создавать в учебных группах разновозрастные детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов;

    управлять классом с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;

    анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу;

    защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/ или неблагоприятных условиях;

    находить ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися;

    владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций;

    сотрудничат ь с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач.

Часть третья «Развивающая деятельность» предполагает следующие трудовые действия :

выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития;

оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе;

освоение и применение психолого-педагогических технологий (в тои числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;

умения:

    Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.

    Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

    Осуществлять совместно с психологом и другими специалистами психолого-педагогическое сопровождение основных образовательных программ.

    Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов).

    Составлять совместно с психологом и др. специалистами психолого-педагогическую характеристику личности обучающегося.

    Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся.

    Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся.

    Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и мета предметные компетенции, а также осуществлять совместно с психологом мониторинг личностных характеристик.

    Формировать детско-взрослые сообщества.

Дальнейшее содержание раздела профстандарта направлено на определение

    профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя) , отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;

    профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;

    профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;

    профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;

    профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя .

Профстандарт педагога обязателен к применению образовательными организациями, организациями, осуществляющими образовательную деятельность по оказанию образовательные услуг по основным общеобразовательным программам в области дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования.

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога.

Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.

Оценку соответствия педагога требованиям профстандарта можно осуществить посредством внутреннего и внешнего аудита.

Аудит (от лат. audit - слушает) – это процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта.

В ходе аудита персонала устанавливается уровень соответствия сотрудника занимаемой им должности, оцениваются личностные качества, даётся комплексная характеристика работникам.

Внешний аудит - это оценка с привлечением специалистов аудиторской фирмы для получения действительно независимой оценки, которую может дать только взгляд «со стороны».

Внутренний аудит – аудит, осуществляемый собственными силами организации , например, ревизионной комиссией , или другой организацией от её имени для оценки соответствия предъявляемым к педагогам профессиональных требований.

Оба вида аудита включают в себя анализ планов и отчётов, посещение проводимых уроков, результатов обучения, воспитания и развития обучающихся.

Сбор данных для оценивания осуществляется путём «результативного» опроса, выслушивания, наблюдений, анализа документов, записей и документированных данных. В качестве внешнего аудита могут быть использованы также результаты аттестации педагогов.

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.

Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.

Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам Российской Федерации и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.

Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.

Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества.

Профессиональный стандарт педагога: состав трудовых функций, уровни квалификации, требования к формированию трудовых функций педагогических работников Гаязова Л.А., зам.рук. ЦЭПП МГППУ


1. Основания для внесения изменений в состав трудовых функций профессионального стандарта (результаты деятельности стажировочных площадок по дифференциации уровней проф стандарта) 2. Формирование требований к составу трудовых функций профессионального стандарта педагога 3. Возможности построения структуры трудовых функций профессионального стандарта педагога с учетом требований нормативно-правовой документации и специфики вида профессиональной деятельности


Подходы к дифференциации уровней проф стандарта педагога 1. Соответствие трудовых действий проф стандарта педагога и уровней профессионального развития педагогов. 2. Соответствие трудовых действий проф стандарта педагога и уровней высшего образования. Подготовка предложений по новой формулировке трудового действия для приведения его в соответствие с определенным уровнем образования и уровнями профессионального развития педагога. Июль – август 2014 года педагогических работников (21 стажировочная площадка) Ноябрь 2014 года. 11 экспертов стажировочных площадок: –Амурской области, –Волгоградской области, –Липецкой области, –Республики Мордовия, –Республики Татарстан, –Тамбовской области, –Хабаровского края.


Соответствие трудовых действий проф стандарта педагога и уровней профессионального развития педагогов, описание уровней профессионального развития Первый уровень – уровень начинающего педагога. Имеет право осуществлять педагогическую деятельность по результатам успешного прохождения квалификационного экзамена. Владеет компетенциями на начальном уровне, может осуществлять педагогическую деятельность на предписанном уровне. Второй уровень – уровень продвинутого педагога, деятельность которого характеризуется освоением различных компетенций, которые могут быть связаны с работой с особым контингентом детей или с выполнением дополнительных функций по организации образовательного процесса и создания условий обучения. Третий уровень – уровень педагога- методиста, владеющего методами и технологиями обучения и воспитания на уровне, позволяющем транслировать их другим педагогам. Четвертый уровень – педагог- исследователь, обобщающий опыт профессиональной деятельности с целью разработки новых образовательных технологий, способный осуществлять апробацию и внедрение инновационных технологий в образовании.


ТФ1 Общепедаг огическая функция. Обучение ТФ2 Воспитательная деятельность ТФ3 Развивающая деятельность ТФ4 Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования ТФ5 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования ТФ6 Педагогическая деятельность … основного и среднего общего образования УРОВЕНЬ УРОВЕНЬ УРОВЕНЬ УРОВЕНЬ Распределение трудовых действий по трудовым функциям и уровням, всего 60 ТД Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»


ВАРИАНТ А Закрепление за каждым трудовым действием квалификационной категории ТФ1 Обучение ТФ2 Воспитание ТФ3 Развитие Обобщенная трудовая функция 1 ТФ4 Дошкольное образование ТФ5 Начальное образование ТФ6 Основное общее, среднее общее Обобщенная трудовая функция 2 Отсутствуют трудовые действия, отнесенные к 4 уровню Примерная структура стандарта


Соответствие трудовых действий проф стандарта педагога и уровней высшего образования «Начальный уровень» – выпускник программ бакалавриата «Опытный педагог» – выпускник программ магистратуры или педагог с опытом работы 3-5 лет «Эксперт» – специалист, овладевший широким кругом социальных компетенций «Супервизор» – специалист, овладевший управленческими и исследовательскими компетенция ми в области образования.


Распределение трудовых действий по трудовым функциям и уровням, всего 201 ТД ТФ1 Общепедаг огическая функция. Обучение ТФ2 Воспитательная деятельность ТФ3 Развивающая деятельность ТФ4 Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования ТФ5 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования ТФ6 Педагогическая деятельность … основного и среднего общего образования УРОВЕНЬ УРОВЕНЬ УРОВЕНЬ УРОВЕНЬ


ВАРИАНТ Б Формирование на основе каждого трудового действия утвержденного стандарта новых формулировок, вариативных для разных уровней ТФ1 Обучение ТФ2 Воспитание ТФ3 Развитие Обобщенная трудовая функция 1 ТФ4 Дошкольное образование ТФ5 Начальное образование ТФ6 Основное общее, среднее общее Обобщенная трудовая функция 2


Формирование требований к составу трудовых функций профессионального стандарта педагога Постановление Правительства РФ 23 от 22 января 2013 г. «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»; Приказ Минтруда России «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» 170 н от 29 апреля 2013 г. (Не нуждается в государственной регистрации. Письмо Минюста России от 23 июля 2013 г. 01/66036-ЮЛ); Приказ Минтруда России «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» 148 н от 12 апреля 2013 г. Зарегистрирован в Минюсте 27 мая 2013, 28534; Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов (утверждены Минобрнауки РФ 22 апреля 2015 г., ДЛ-2/05 вн).


Общие для всех профессиональных стандартов требования: уровень квалификации для каждой трудовой функции определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в Уровнях квалификации, утвержденных Приказом Минтруда России; уровень (подуровень) квалификации определяет требования к умениям и знаниям, необходимым для выполнения трудовой функции, в зависимости от полномочий и ответственности работника, то есть в зависимости от содержания деятельности, описанной в трудовых действиях. Возможные (для профессионально-общественного обсуждения) требования к формированию трудовых функций педагогических работников: учет уровней общего образования в деятельности по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ (реализуемые педагогическим работником Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования); учет различных способов реализации деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях (обучение, воспитание, развитие обучающихся); учет особенностей контингента обучающихся, в числе которых обучающиеся, проявившие выдающиеся способности; обучающиеся, для которых русский язык не является родным; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и др. – обеспечение – осуществление – проектирование – управление – обеспечение – осуществление – проектирование – управление реализация программ: – дошкольного образования – начального общего – основного и среднего общего образования реализация программ: – дошкольного образования – начального общего – основного и среднего общего образования – проектирование и реализация образовательного процесса – проектирование и реализация основных общеобразовательных программ – проектирование и реализация образовательного процесса – проектирование и реализация основных общеобразовательных программ Несколько оснований для построения системы обобщенных трудовых функций и трудовых функций проф стандарта педагога?


Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов Уро­ вень Показатели уровней квалификации Основные пути достижения уровня квалифи­кации Полномочия и ответствен­ность Характер умений Характер знаний 5 уро­вень Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требу­ющих самостоя­тельного анализа ситуации и ее изменений Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделе­ ния Ответственность за решение поставленных задач или результат деятель­ности группы работников или подразделения Решение различных типов прак­тических задач с элементами проектирования Выбор спосо­бов решения в изменяющихся (раз­личных) усло­виях рабочей ситуации Текущий и итоговый контроль, оценка и кор­ рекция деятель­ности Применение профессиональных знаний технологического или методического харак­тера Самостоятельный поиск информа­ции, необ­ходимой для ре­шения постав­ленных профессиональных за­дач Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обуче­ния – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих Дополнительные профессиональные программы Практический опыт 6 уровень Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Разработка, внедрение, контроль, оценка и кор­ ректировка направлений профессиональной деятель­ но­сти, технологических или методических ре­шений Применение профессиональных знаний технологического или методического харак­тера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, ана­лиз и оценка профессиональной информа­ции Образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата Образовательные программы среднего профессио­нального образова­ния - программы подготовки специалистов среднего звена Дополнительные профессиональные программы Практический опыт 7 уровень Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновацион­ной, с принятием решения на уровне крупных организа­ций или подразде­лений Ответствен­ность за результаты деятельности круп­ных организаций или подразделений Решение задач развития области профессиональной дея­тель­ности и (или) организации с использова­ нием разно­образных ме­ тодов и технологий, в том числе, инновационных Разработка новых мето­дов, технологий Понимание методологических ос­нов профессиональной деятельности Создание новых знаний прикладного характера в определенной области Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельно­сти и /или организации Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или спе­циалитета Дополнительные профессиональные программы Практический опыт Приказ Минтруда России «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» 148 н от 12 апреля 2013 г. Зарегистрирован в Минюсте 27 мая 2013, 28534




Структура утвержденного профессионального стандарта педагога Приказ Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» 544 н от 18 октября 2013 г. Зарегистрирован в Минюсте 6 декабря 2013, Обобщенная трудовая функция Трудовая функция Уровень квалификации Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Общепедагогическая функция. Обучение 6 Воспитательная деятельность 6 Развивающая деятельность 6 Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования 5 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования 6 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования 6 Модуль «Предметное обучение. Математика»6 Модуль «Предметное обучение. Русский язык»6


Структура проф стандарта педагога (Вариант 1 для профессионально- общественного обсуждения) Обобщенная трудовая функция Трудовая функция Уровень квалификации Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Организация и обеспечение процесса обучения и воспитания 5 Общепедагогическая функция. Обучение 6 Воспитательная деятельность 6 Развивающая деятельность 6 Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ Организация и осуществление педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования 6 Организация и осуществление педагогической деятельности по реализации программ начального общего образования 6 Организация и осуществление педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования 6 Проектирование и управление педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования 7 Проектирование и управление педагогической деятельностью по реализации программ начального общего образования 7 Проектирование и управление педагогической деятельностью по реализации программ основного и среднего общего образования 7 Модуль «Предметное обучение. Математика»6 Модуль «Предметное обучение. Русский язык»6 – проектирование и реализация образовательного процесса – проектирование и реализация основных общеобразовательных программ – проектирование и реализация образовательного процесса – проектирование и реализация основных общеобразовательных программ реализация программ: – дошкольного образования – начального общего – основного и среднего общего образования реализация программ: – дошкольного образования – начального общего – основного и среднего общего образования – обеспечение – осуществление – проектирование – управление – обеспечение – осуществление – проектирование – управление


Структура проф стандарта педагога (Вариант 2 для профессионально- общественного обсуждения) реализация программ: – дошкольного образования – начального общего – основного и среднего общего образования реализация программ: – дошкольного образования – начального общего – основного и среднего общего образования Обобщенная трудовая функция Трудовая функция Уровень квалификации Педагогическая деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования Организация педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования 5 Осуществление педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования 6 Проектирование педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования 7 Управление педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования 7 Педагогическая деятельность по реализации образовательных программ начального общего образования Организация педагогической деятельности по реализации программ начального общего образования 5 Осуществление педагогической деятельности по реализации программ начального общего образования 6 Проектирование педагогической деятельности по реализации программ начального общего образования 7 Управление педагогической деятельностью по реализации программ начального общего образования 7 Педагогическая деятельность по реализации основных образовательных программ основного и среднего общего образования Организация педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования 5 Осуществление педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования 6 Проектирование педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования 7 Управление педагогической деятельностью по реализации программ основного и среднего общего образования 7 Педагогическая деятельность по проектированию и реализации программ преподавания учебных предметов (дисциплин) основного и среднего общего образования Организация профильного обучения, разработка и реализация программ профессиональной ориентации 6 Предметное обучение. Математика 6 Предметное обучение. Русский язык 6 – обеспечение – осуществление – проектирование – управление – обеспечение – осуществление – проектирование – управление


Структура проф стандарта педагога (Вариант 3 для профессионально- общественного обсуждения) – обеспечение – осуществление – проектирование – управление – обеспечение – осуществление – проектирование – управление Обобщенная трудовая функция Трудовая функция Уровень квалификации Организация и обеспечение педагогической деятельности Обучение 5 Воспитательная деятельность 5 Развивающая деятельность 5 Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования 5 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования 5 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования 5 Осуществление педагогической деятельности Обучение 6 Воспитательная деятельность 6 Развивающая деятельность 6 Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования 6 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования 6 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования 6 Проектирование педагогической деятельности Обучение 7 Воспитательная деятельность 7 Развивающая деятельность 7 Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования 7 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования 7 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования 7 Управление педагогической деятельностью Обучение 7 Воспитательная деятельность 7 Развивающая деятельность 7 Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования 7 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования 7 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования 7 – проектирование и реализация образовательного процесса – проектирование и реализация основных общеобразовательных программ – проектирование и реализация образовательного процесса – проектирование и реализация основных общеобразовательных программ реализация программ: – дошкольного образования – начального общего – основного и среднего общего образования реализация программ: – дошкольного образования – начального общего – основного и среднего общего образования



Ольга Федорян
Структура профессионального стандарта педагога

Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) имеет следующую структуру :

Раздел I. Общие сведения : наименование вида , основная цель вида профессиональной деятельности , группа занятий, отнесение к видам экономической деятельности.

Раздел II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности ): обобщенные трудовые и трудовые функции в которых отражено наименование, код и уровень квалификации.

Раздел III. Характеристика обобщенных трудовых (трудовых) функций : педагогическая (обучение, воспитательная и развивающая деятельность) педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ (педагогическая деятельность по реализации программ

дошкольного, начального общего и основного и среднего общего образования).

В данном разделе отражены требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, а также особые условия допуска к работе по должности учитель, воспитатель.

В профессиональных стандартах содержатся ссылки на различные справочники, включая ЕКС, ОКС, ОКСО.

Трудовые функции в третьем разделе стандарта раскрываются через требования к трудовым действиям, умениям и знаниям педагога .

Раздел IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта .

Основная цель вида профессиональной деятельности :оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность).

Обобщенные трудовые и трудовые функции педагога можно представить в виде следующей модели (см. рис. 1) .

Общепедаго-гическая функция .

Обучение

Воспитатель-

деятельность

Развивающая

деятельность

Педагогичес-кая

деятельность по

реализации

программ

дошкольного

образования

Педагогичес-кая

деятельность по

реализации

программ

начального

образования

Педагогичес-кая

деятельность по

реализации

программ основного

и среднего общего

образования

В/04.6 Модуль «Предметное обучение. Математика»

В/05.6 Модуль «Предметное обучение. Русский язык»

Рис. 1. Модель обобщенных трудовых и трудовых функций педагога в условиях нового профессионального стандарта

Обобщенная трудовая педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (А) включает в себя трудовую общепедагогическую функцию (обучение, воспитательную и развивающую деятельность.

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ (В) раскрывается в следующих трудовых функциях : педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного, начального общего и основного и среднего общего образования и двумя модулями предметного обучения (математика и русский язык) .

В целом, профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности : обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими и ИКТ-компетенциями , призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.

Публикации по теме:

Методическая шпаргалка педагога «Структура занятия по ФГОС ДО» Подготовка воспитателя к занятию: Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов: Планирование занятий; Подготовка оборудования;.

От профессионального педагога к конкурентоспособному специалисту Какие бы реформы ни проходили в системе образования, в итоге они замыкаются на конкретном исполнителе - педагоге. Именно он является основной.

На 2016–2017 учебный год Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" Цель: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности,.

Проект Управление развитием кадрового потенциала в условиях внедрения профессионального стандарта Вопрос профессионального развития работников образования является одним из ключевых. Профессиональный стандарт педагога предназначен для.

Развитие профессиональных компетенций молодого педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта Умение воспитывать – это все – таки искусство, такое же искусство как хорошо играть на скрипки или рояле, хорошо писать картины. А. С. Макаренко.

В 2013 году был разработан профессиональный стандарт педагога, который, согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Воспитание и обучение детей – настоящее искусство, коим в той или иной мере обязан овладеть каждый учитель. Однако на современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, которая согласно последним тенденциям должна соответствовать определенным стандартам, призванным заменить морально устаревшие должностные инструкции и прочие документы, регулирующие профессиональную деятельность педагогов.

Именно поэтому еще в 2013 году специально созданной рабочей группой под председательством Евгения Александровича Ямбурга был разработан профессиональный стандарт педагога, охватывающий, в том числе, такие вопросы, как реформа системы повышения квалификации педагогов, модернизация системы педагогического образования и изменения в системе аттестации учителей.

Согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, данный стандарт обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Профстандарт педагога – в чем суть?

Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции.

В документе для учителей детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.).

Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).


Причины введения профстандарта

Квалификационные справочники вместе с должностными инструкциями уже неэффективны в сегодняшних реалиях – так посчитали в Министерстве труда и принялись за разработку современного профстандарта педагога . Почему на это обратили внимание? Дело в том, что в Трудовом кодексе появились такие понятия, как "квалификация" и "профессиональный стандарт", которые постепенно начали применяться к разным профессиям, и педагогическая не могла оставаться в стороне.

Подготовка к введению профстандарта

Как уже упоминалось выше, разработка документа началась еще в 2013 году, и планировалось, что все будет доработано и апробировано (проверенно на пригодность) до 1 января 2015 года. Однако его введение пришлось перенести на 2 года из-за больших сложностей в разработке.

За этот период документ был доведен до ума, а сами стандарты протестированы на базе нескольких десятков учебных заведений. Результаты были в целом положительными:

  • возрос уровень подготовки учащихся;
  • улучшились условия труда педагогов;
  • родители хорошо оценили изменения.

И в итоге, с 2017 года было решено начать повсеместное внедрение нового профессионального стандарта педагога.

Структура и содержание профстандарта

Документ структурирован по принципу разделения трудовых функций педагога , начиная от воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая учителями среднего звена. Основное внимание уделяется трем самым важным сферам, в которых должны быть компетентны все педагоги:

  • обучение;
  • воспитание;
  • развитие.

Описание каждой функции включает в себя три блока: "Трудовые действия", "Необходимые навыки" и "Необходимые знания". Далее функции педагогов подразделяются в зависимости от направленности их работы:

  • Деятельность педагогов дошкольных учреждений.
  • Деятельность педагогов начального образования.
  • Деятельность педагогов основного и среднего образования.
  • Модуль "Предметное обучение. Математика".
  • Модуль "Предметное обучение. Русский язык".

Точно так же в каждом виде педагогической деятельности конкретизируются трудовые действия, знания и умения учителя.

Изучив все требования, можно прийти к выводу, что современный педагог должен быть универсально образован, эрудирован и прогрессивен. Так же делается упор на умение находить подход к каждому ребенку, уважать его личность и правильно оценивать его способности.


Как будет проходить переход на новые стандарты?

На данный момент нет никакого единого для всех учреждений плана перехода на новый стандарт. Очевидно, руководство каждой образовательной организации будет по собственному усмотрению включать те или иные меры для внедрения педагогического профстандарта в учебном учреждении. Однако в любом случае за введение профстандартов должна будет отвечать комиссия, которая ориентировочно обязана сделать следующее:

  • Сопоставить занимаемые должности в конкретном заведении с наименованиями, которые прописаны в стандарте.
  • Провести проверку трудовых договоров и при необходимости внести коррективы в соответствии с профстандартом.
  • Осуществить проверку сотрудников учебного заведения на соответствие профстандарту, согласно занимаемым должностям.
  • Предоставить руководству итоговый отчет о проведенной проверке.

Правда, пока не совсем понятно, как быть с учителями, которые профстандарту не соответствуют. Если такой работник изначально был принят в соответствии с трудовым законодательством, успешно прошел аттестацию и в целом хорошо справляется с работой, то и увольнять его нецелесообразно, даже с учетом частичного несоответствия появившимся нормативам.

Повлияет ли профстандарт на зарплату учителей?

О повышении оплаты труда педагогам , подтвердившим соответствие профессиональному стандарту, представители власти говорили еще в 2013 году, однако официальных заявлений не было. Поэтому остается ждать и надеяться…

Проблемы внедрения профессионального стандарта

Пока многие учителя считают затруднительным выполнение всех требований профстандарта. В частности они говорят, что сегодня это сделать проблематично из-за:

  • недостаточной материально-технической базы образовательных организаций,
  • плохо развитой доступной среды для всех обучающихся (пандусы, подъезды к зданиям и прочее),
  • слишком большой нагрузки на одного учителя, чтобы рассчитывать на индивидуальный подход к каждому ученику.

Тем не менее, даже если сегодня не каждый учитель может похвастаться полным соответствием всем критериям профстандарта, его нужно рассматривать как ориентир в своей педагогической деятельности и постепенно совершенствоваться, дабы более качественно подходить к обучению и воспитанию подрастающего поколения.


© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин