17.11.2021

Кто такой капитан копейкин. Мертвые души характеристика образа капитан копейкин. Несколько интересных сочинений


Стало знаменитым произведением. По своей масштабности оно занимает место рядом с Евгением Онегиным. Знакомясь с поэмой, где автор использует меткий образный язык, зачитываешься похождениями Чичикова. И вот, дойдя до 10 главы, мы сталкиваемся с таким приемом, как вставная конструкция. Автор, вставляет в свою работу повесть о капитане Копейкине, тем самым отрывая внимание читателя от главного сюжета. Для чего в Мертвых душах писатель вводит повесть о капитане Копейкине, какая роль данной повести и какой сюжет описывается в Капитане Копейкине, который может вполне быть отдельной повестью? Об этом мы и поговорим в , раскрывая смысл повести, а также отвечая на вопросы, кто рассказал о капитане и как включается в сюжет поэмы небольшая повесть о Копейкине.

Повесть о капитане Копейкине краткое содержание

Повесть о капитане вводится автором неожиданно для читателя. Она сродни анекдоту, который один из героев захотел рассказать. Появляется она, когда чиновники пытаются разгадать тайну нахождения Чичикова в их городе. И именно почтмейстер, вдохновившись происходящим, выкрикнул, что Чичиков и есть капитан Копейкин. Дальше автор рассказывает историю, которая и знакомит нас с жизнью Копейкина.

Ели остановиться на повести о капитане Копейкине в , то суть сюжета будет в следующем.

Копейкин был солдатом, который воевал за Родину в войне против французов. Там он теряет ногу и руку, став инвалидом. И вот по завершении войны, возвращается солдат домой, туда, где стал не нужен. Даже родители не могут его принять, так как и самим нечего есть. Солдат же и рад бы заработать, да нет возможности. Вот и отправляется он к государю, чтобы тот выделил средства на его содержание. Дальше автор описывает, как солдат маялся в приемной генерала, ожидая милости царя. Сначала Копейкину показалось, что будто принято решение в его пользу, но посещая приемную на следующий день, он понимает, никакой помощи не будет. Генерал лишь советует отправляться в деревню и ждать решения там. Вот так солдат и был доставлен в деревню за государственный счет. Дальше мы узнаем, что в лесах стала орудовать шайка разбойников, атаманом же был ни кто иной, как… Дальше мы можем лишь догадываться, что именно Копейкин возглавил разбойников. Продолжая читать, мы не увидели сочувствия чиновников, не было у них и возмущения по поводу бюрократии. Они лишь усомнились в том, что Чичиков и есть тот самый Копейкин.

Роль Повести о капитане Копейкине

Теперь бы хотелось остановиться на роли повести в поэме Мертвые души. Как видим, автор почти в самом конце делает вставку о капитане, когда мы уже познакомились с их героями, их гнилыми душами, рабским положением крестьян, вредной сущности чиновников, познакомились и с приобретателем Чичиковым.

Образ капитана Копейкина в данном произведении вызывает множество споров. Одни считают, без него повествование не будет интересным, а другие наоборот, что его появление не играет никакой роли.

Капитан, в прошлом военный офицер, получил травму на войне, потеряв руку и ногу. Средств к существованию у него нет, денег от государства он не получает. С просьбой о субсидии Копейкин отправляется на встречу с Царем в Санкт-Петербург. Приехав в город, он узнал, что существует комиссия, которой заведует генерал, по решению таких вопросов. Капитан пришел туда, но оказалось, что он не один с такой проблемой хочет помощи от государства. Получив от генерала обещание, что государь его примет и отдаст положенные субсидии, капитан идет в ресторан и там тратит большую часть своих сбережений. Пока он ждет приезда Царя, у него совсем заканчиваются деньги, ему приходиться голодать. Копейкин снова идет к генералу просить о встрече с государем. Генерал разозлившись, предлагает капитану деньги, чтобы вернуться домой и не тратить свое время в Петербурге. Он соглашается, но при этом исчезает по дороге домой.

Спустя некоторое время прошли слухи, что некая банда разбойников, под предводительством самого капитана Копейкина занимается грабежом и воровством.

Конечно, Копейкин сначала был простым гражданином, честно служил на благо своего государства. Но, став инвалидом, и серьезно подорвав свое здоровье, он надеялся, что государство его не бросит, обязательно поможет. В реальности все оказалось наоборот. И это привело его к негодованию и агрессии на всех и все, что его окружает.

Писатель раскрывает капитана сначала с одной стороны, решительным, и требующим беспрекословного исполнения его просьбы. Он твердо стоит на своем, постоянно напоминая о себе и о том, чем он пожертвовал ради своего государя. Но с другой стороны, от социальной несправедливости и унижения, разгневавшись на все вокруг, он начинает заниматься преступными действиями, грабить и воровать. Капитан считает, что это верный путь к решению не только его проблемы, но и общества в целом.

На самом деле это ни как не влияет на мир вокруг и отношение к людям с такой проблемой как у Копейкина. Все зависит от самого человека, его воспитания, умения чувствовать и сострадать, быть отзывчивым и справедливым.

Сочинение про Копейкина

Капитан Копейкин это персонаж так называемой вставной новеллы в повести Мертвые души. Этот геройский офицер воевал в 1812 году, при этом лишился руки и ноги. Новелла, в которой читатель знакомится с образом Копейкина, является вставной, а поводом для нее послужила ситуация, в которой обсуждается некий Чичиков. Историю рассказывает персонаж «Мертвых душ» Почтмейстер. Эта вставная новелла является связующим звеном между всеми поднимавшимися темами, которые обсуждали чиновники. Убийство, фальшивомонетчик, беглый преступник. В некотором роде новелла это так называемый ключ «Мертвых душ», некая разгадка текста.

Капитан получил ранение под Лейпцигом, после чего был признан инвалидом. Отец один не может содержать сына инвалида. Копейкин отправляется в Петербург, чтоб просить милости царской. Но, в городе его ждало разочарование после визита к министру, Копейкин только надеется, но надежда ложная. После очередного визита в надежде получить помощь в министерстве, Копейкин услышал только слова – ждите.

Изначально образ Копейкина имеет значение случайное, вставное. Его звание капитана приравнивалось к чину титулярного советника. В этом есть некое объединение бедного Копейкина с некоторыми героями повести Гоголя «Записки сумасшедшего». Копейкина отличает от многих персонажей, а именно военных инвалидов то, что он дворянин и офицер. Возможно, герой новеллы является разбойником, но он полон благородства и это придает его образу больше трагедии.

Гоголь преподносит читателю Копейкина с двух сторон. Безжалостная власть и холодный Петербург собираются растоптать Капитана, но Копейкин не сдается, а наоборот отстаивает свои права. Герой не ведет себя пассивно, он требуется скорейшего исполнения его претензии. Для того, чтоб показать государству чего он стоит, Копейкин выбирает бунт против него. Копейкин начинает заниматься разбоем, ему кажется, что этот путь поможет решить проблему социальной справедливости.

Капитаном Копейкиным движет гнев на государство и некая зависть. Герой может, есть просто огурец с хлебом или в ресторане котлеты и трюфеля, арбуз, а потом ищет, кто бы смог заплатить сто рублей. Все это есть производная страсти героя к копейке, и эти страсти сгубили Капитана, сгубили его душу.

Критики и специалисты в области литературы до сих пор не понимают, чем так была важна эта повесть, возможна она, должна была открывать некоторые детали продолжения «Мертвых душ», которое Гоголь так и не завершил.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Раковый корпус Солженицына

    Роман «Раковый корпус» был написан в 60-х годах прошлого века. Но в те годы опубликовать произведение было невозможно из-за цензуры, поэтому роман расходился среди читателей в самиздатовских вариантах, а еще был издан за рубежом

  • Анализ рассказа Говори мама говори Екимова

    Каждый родитель боится быть брошенным своим чадом. Страшно в какой-то момент прийти к осознанию, что в тебе не нуждаются, что ты уже не нужен. В старости родители надеются на заботу со стороны своих детей, на благодарность и любовь.

  • Одним из второстепенных персонажей произведения является Анна Павловна Шерер, представленная писателем в образе владелицы модного в великосветских кругах петербуржского салона.

  • Анализ сказки Гаршина Лягушка-путешественница

    Писатель Гаршин В. М. назвал свою сказку Лягушка-путешественница потому, что его героиня сама решилась на перелёт с утками в тёплые страны. Автор добродушен к героине произведения.

  • Множество людей живут четко стараясь придерживаться голоса разума и здравого смысла. Они стараются обходить стороной рискованные предприятия, сдерживают в себе азартные проявления. Их ежедневный быт построен на соблюдение алгоритмов.

В нить повествования «Мертвых душ» гармонично вплетена «Повесть о капитане Копейкине». Герой повести - отставной капитан, инвалид, не будучи в силах содержать себя, отправляется в столицу, чтобы выхлопотать пенсию. Между тем поданный им в соответствующую комиссию запрос долго рассматривается чиновниками. Потеряв терпение, капитан Копейкин поднимает бунт против бюрократического государственного аппарата.
Заметим, что Капитан Копейкин решил добиться пенсии по инвалидности согласно установленному порядку:
«Капитан Копейкин решился... хлопотать по начальству... Расспросил, куда обратиться. ... Отправился в комиссию», - организует капитан решение своего вопроса.
Обратившись в соответствующую комиссию, капитан ожидает приема у начальника в порядке общей очереди:
«Выходит начальник. ... Подходит к одному, к другому: "Зачем вы, зачем вы, что вам угодно, какое ваше дело?" Наконец, судырь мой, к Копейкину», - последовательно обходит начальник посетителей.
Выслушав отставного капитана, начальник комиссии заверяет его, что государство позаботится о безопасности инвалида:
«Будьте уверены, вы не будете оставлены. А если вам нечем жить, так вот вам, говорит, сколько могу», - помогает начальник ветерану.
Когда Копейкин высказывает свое недовольство тем, что ему приходится слишком долго ждать решения своего вопроса, начальник комиссии напоминает посетителю, что государство защитит права ветерана:
«Ибо не было еще примера, чтобы у нас в России человек, приносивший... услуги отечеству, был оставлен без призрения».
Капитан Копейкин рассказывает комиссии о своих заслугах перед отечеством, требуя проявить уважение к ветерану:
«Так и так, говорит, проливал кровь, лишился... руки и ноги, работать не могу», - доказывает свое право на помощь инвалид.
Заметим, что начальником комиссии является почтенный человек, уважительно беседующий со всеми посетителями:
«Выходит начальник. ... В лице, так сказать... ну, сообразно с званием, ... с чином... такое и выраженье, понимаете. Во всем столичный поведенц», - солидно выглядит чиновник.
Следует также отмстить, что для решения своего вопроса капитан Копейкин прибегает к помощи властей. Так, начальник комиссии облачен немалой властью. Когда он видит, что посетитель переступает рамки дозволенного, то использует свое влияние, чтобы восстановить надлежащий порядок:
«Начальник видит: нужно прибегнуть... к мерам строгости», - вынужден чиновник использовать свои властные полномочия.
Начальник комиссии, будучи вынужден употребить власть, отдает распоряжение выпроводить зарвавшегося капитана:
«Позвать, говорит, фельдъегеря, препроводить его на место жительства!» - распорядился чиновник.
Таким образом, герою «Повести о капитане Копейкине» присущи стремления к безопасности, порядку, уважению и власти, что соответствует потребностям организующего типа. Между тем капитан Копейкин оказывается в небезопасной ситуации, создает беспорядок, проявляет неуважение, ощущает бессилие. Схожими чертами обладают герои пушкинских произведений: «История села Горюхина», «Сцена из рыцарских времен» и «Сказка о медведихе».
Действительно, лишившись руки и ноги, ветеран не способен прокормить себя, а потому рискует умереть с голода:
«Мне нечем тебя кормить, я можете представить себе - сам едва достаю хлеб», - бросает на произвол судьбы инвалида его отец.
Для сравнения, почтмейстер, от лица которого ведется повествование, в известной мере подвергает себя опасности, прилюдно рассказывая историю о неблагонадежном капитане Копейкине:
«Так начал почтмейстер, несмотря на то что в комнате сидел не один сударь, а целых шестеро», - рискует почтмейстер, что на него донесут.
Капитан Копейкин подчас ведет себя как взбалмошный человек, у которого в голове творится беспорядок:
«Наян эдакой, толку-то, понимаете, в голове нет, а рыси много».
Очутившись в столице, отставной капитан не смог противостоять многочисленным соблазнам и вскоре загулял:
«Зашел в Палкинский трактир выпить рюмку водки, ... В "Лондоне" ... спросил бутылку вина, ввечеру отправился в театр - одним словом, кутнул на всю лопатку, так сказать. ... А промотал он между тем, прошу заметить, в один день чуть не половину денег!»
Изрядно поиздержавшись в столице, капитан, вместо того чтобы в установленном порядке дожидаться своей очереди, учинил беспорядок в приемной:
«Шум поднял такой, всех распушил! Всех там этих секретарей, всех начал откалывать и гвоздить... Бунт поднял такой. Что прикажешь делать с эдаким чертом?» - устраивает капитан бардак в комиссии.
Капитан Копейкин, требуя уважения к своим правам, в то же время выказывает неуважение членам комиссии:
«Да вы, говорит, законопродавцы, говорит!» оскорбляет капитан чиновников.
Между тем начальник комиссии не церемонится с грубияном:
«Вот его, раба божия, в тележку да с фельдегерем», - выдворяют капитана.
При этом начальник комиссии честно предупредил ветерана, что он бессилен удовлетворить все его требования:
«По делу вашему без разрешения высшего начальства ничего не можем сделать», - не во власти чиновника быстро решить вопрос.
Капитан Копейкин сознает, что власти оказались бессильны оперативно ему помочь:
«Вот он совой такой вышел с крыльца, как пудель, которого повар облил водой, — и хвост у него между ног, и уши повисли», — опустились руки у капитана.
Как и персонажей Пушкина, капитана Копейкина отличает не только определенный набор стремлений, но и способы достижения своих целей.
Так, будучи убежден, что власть обязана защищать законные интересы инвалида, Копейкин уверяется в своем могуществе:
«Ну уж, думает, как они там себе хотят, а я пойду, говорит, подыму всю комиссию, всех начальников», решает капитан достучаться до самых высот власти: «Хорошо, говорит, я, говорит, найду средства!»
Между тем представляющий власти начальник комиссии просит просителя подчиниться общим правилам:
«Вы не хотите довольствоваться тем, что дают вам, и ожидать спокойно», - призывает начальник капитана проявить смирение.
Очутившись в столице Российской империи, отставной капитан поражен Петербургом, превосходящим все прочие города:
«Капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире!» - подчеркивается превосходство столицы.
Обратившись в солидные государственные институты, поначалу отставной капитан ощущает незначительность собственной персоны:
«Прижался там в уголку себе, чтобы не толкнуть локтем», - скромно ведет себя Копейкин в приемной.
Пытаясь решить вопрос просителя в установленном порядке, начальник комиссии берет его под свой контроль:
«Хорошо, говорит, понаведайтесь на днях», - призывает начальник капитана проконтролировать решение вопроса.
Между тем капитан Копейкин игнорирует существующие порядки, пренебрегая призывами чиновников:
«Но Копейкин... и в ус не дует. Слова-то эти как горох к стене», игнорирует замечания ветеран.
Чувствуя себя защищенным своим положением инвалида, капитан отыгрывается на всех, кто подвернулся ему под руку:
«Всех отшлепал. Так какой-то чиновник... подвернулся из какого-то даже вовсе постороннего ведомства - он, судырь мой, и его!» - срывает Копейкин свое негодование на постороннем человеке.
Капитан Копейкин требует немедленно выплатить ему существенное вознаграждение, ссылаясь на ту отговорку, что за время пребывания в столице его запросы возросли:
«Я не могу, говорит, перебиваться кое-как. Мне нужно, говорит, съесть и котлетку, бутылку французского вина, поразвлечь себя, в театр, понимаете», - находит отговорку Копейкин.
Проведенный анализ характера капитана Копейкина показывает, что ему присущи организующие потребности, отличающие персонажей пушкинских произведений: «История села Горюхина», «Сцена из рыцарских времен» и «Сказка о медведихе». Как и героям Пушкина, гоголевскому капитану Копейкину свойственны характерные способы достижения своих целей, сопряженные с чертами характера.
Капитан Копейкин хочет обезопасить свое будущее. Рискуя умереть с голода, он прибегает к защите государства. Будучи убежден, что он, как инвалид, защищен законом, капитан добивается своего, то прикрываясь отговорками, то отыгрываясь на других.

Капитан Копейкин в установленном порядке обращается в соответствующую комиссию. Контролируя продвижение своего вопроса, капитан не находит ничего лучшего как учинить беспорядок в приемной. При этом персонаж с пренебрежением отнесся к предупреждениям чиновников.
Капитан Копейкин требует уважения к своим заслугам перед отечеством. Пораженный превосходством столицы и ее государственных институтов, поначалу персонаж чувствует незначительность своей персоны. Однако вскоре капитан позволяет себе неуважительное обращение с чиновниками, затягивающими решение его вопроса.
Для решения своей проблемы персонаж прибегает к помощи властей. Между тем чиновники оказываются бессильны оперативно помочь ветерану. Будучи убежден, что государство обязано отстаивать права ветерана и инвалида, капитан Копейкин уверяется в своем могуществе и отказывается подчиниться общим правилам.

"Повесть о капитане Копейкине"

Редакция, разрешенная цензурой

"После кампании двенадцатого года, судырь ты мой, - так начал почтмейстер, несмотря на то что в комнате сидел не один сударь, а целых шестеро, - после кампании двенадцатого года, вместе с ранеными прислан был и капитан Копейкин. Пролетная голова, привередлив, как черт, побывал и на гауптвахтах и под арестом, всего отведал. Под Красным ли, или под Лейпцигом, только, можете вообразить, ему оторвало руку и ногу. Ну, тогда еще не успели сделать насчет раненых никаких, знаете, эдаких распоряжений;

этот какой-нибудь инвалидный капитал был уже заведен, можете представить себе, в некотором роде после. Капитан Копейкин видит: нужно работать бы, только рука-то у него, понимаете, левая. Наведался было домой к отцу, отец говорит: "Мне нечем тебя кормить, я - можете представить себе, - сам едва достаю хлеб". Вот мой капитан Копейкин решился отправиться, судырь мой, в

Петербург, чтобы хлопотать по начальству, не будет ли какого вспоможенья...

Как-то там, знаете, с обозами или фурами казенными, - словом, судырь мой, дотащился он кое-как до Петербурга. Ну, можете представить себе: эдакой какой-нибудь, то есть, капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире! Вдруг перед ним свет, относительно сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада, понимаете, эдакая.

Вдруг какой-нибудь эдакой, можете представить себе, Невский прешпект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховая, черт возьми, или там эдакая какая-нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой-нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то есть, прикосновения, - словом, Семирамида, судырь, да и полно! Понатолкался было нанять квартиру, только все это кусается страшно: гардины, шторы, чертовство такое, понимаете ковры - Персия, судырь мой, такая... словом, относительно так сказать, ногой попираешь капиталы. Идем по улице, а уж нос слышит, что пахнет тысячами; а умоет капитана Копейкина весь ассигнационный банк, понимаете, из каких-нибудь десяти синюх да серебра мелочь. Ну, деревни на это не купишь, то есть и купишь, может быть если приложишь тысяч сорок, да сорок-то тысяч нужно занять у французского короля. Ну, как-то там приютился в ревельском трактире за рубль в сутки; обед - щи, кусок битой говядины... Видит: заживаться нечего. Расспросил, куда обратиться. Что ж, куда обратиться? Говоря: высшего начальства нет теперь в столице, все это, поли маете, в Париже, войска не возвращались, а есть, говорят временная комиссия. Попробуйте, может быть, что-нибудь там могут. "Пойду в комиссию, - говорит Копейкин, скажу: так и так, проливал, в некотором роде, кровь, относительно сказать, жизнью жертвовал". Вот, судырь мой, вставши пораньше, поскреб он себе левой рукой бороду, потому что платить цирюльнику - это составит, в некотором роде, счет, натащил на себя мундиришка и на деревяшке своей, можете вообразить, отправился в комиссию. Расспросил, где живет начальник. Вон, говорят, дом на набережной: избенка, понимаете, мужичья:

стеклушки в окнах, можете себе представить, полуторасаженные зеркала, марморы, лаки, судырь ты мой... словом, ума помраченье! Металлическая ручка какая-нибудь у двери - конфорт первейшего свойства, так что прежде, понимаете, нужно забежать в лавочку, да купить на грош мыла, да часа с два, в некотором роде, тереть им руки, да уж после разве можно взяться за нее.

Один швейцар на крыльце, с булавой: графская эдакая физиогномия, батистовые воротнички, как откормленный жирный мопс какой-нибудь... Копейкин мой встащился кое-как с своей деревяшкой в приемную, прижался там в уголку себе, чтобы не толкнуть локтем, можете себе представить какую-нибудь

Америку или Индию - раззолоченную, относительно сказать, фарфоровую вазу эдакую. Ну, разумеется, что он настоялся там вдоволь, потому что при шел еще в такое время, когда начальник, в некотором роде, едва поднялся с постели и камердинер поднес ему какую-нибудь серебряную лоханку для разных, понимаете, умываний эдаких. Ждет мой Копейкин часа четыре, как вот входит дежурный чиновник, говорит: "Сейчас начальник выдет". А в комнате уж и эполет и эксельбант, народу - как бобов на тарелке. Наконец, судырь мой, выходит начальник. Ну... можете представить себе: начальник! в лице, так сказать... ну, сообразно с званием, понимаете... с чином... такое и выраженье, понимаете. Во всем столичный поведенц; подходит к одному, к другому: "Зачем вы, зачем вы, что вам угодно, какое ваше дело?" Наконец, судырь мой, к Копейкину. Копейкин: "Так и так, говорит, проливал кровь, лишился, в некотором роде, руки и ноги, работать не могу, осмеливаюсь просить, не будет ли какого вспомоществования, каких-нибудь эдаких распоряжений насчет, относительно так сказать, вознаграждения, пенсиона, что ли, понимаете". Начальник видит: человек на деревяшке и правый рукав пустой пристегнут к мундиру. "Хорошо, говорит, понаведайтесь на днях!"

Копейкин мой в восторге: ну, думает, дело сделано. В духе, можете вообразить, таком подпрыгивает по тротуару; зашел в Палкинский трактир выпить рюмку водки, пообедал, судырь мой, в Лондоне, приказал себе подать котлетку с каперсами, пулярку с разными финтерлеями, спросил бутылку вина, ввечеру отправился в театр - одним словом, кутнул во всю лопатку, так сказать. На тротуаре, видит, идет какая-то стройная англичанка, как лебедь, можете себе представить, эдакой. Мой Копейкин - кровь-то, знаете, разыгралась - побежал было за ней на своей деревяшке: трюх-трюх следом, -

"да пет, подумал, на время к черту волокитство, пусть после, когда получу пенсион, теперь уж я что-то слишком расходился". А промотал он между тем, прошу заметить, в один день чуть не половину денег! Дня через три-четыре является оп, судырь ты мой, в комиссию, к начальнику. "Пришел, говорит, узнать: так и так, по одержимым болезням и за ранами... проливал, в некотором роде, кровь..." - и тому подобное, понимаете, в должностном слоге. "А что, - говорит начальник, - прежде всего я должен вам сказать, что по делу вашему без разрешения высшего начальства ничего не можем сделать. Вы сами видите, какое теперь время. Военные действия, относительно так сказать, еще не кончились совершенно. Обождите приезда господина министра, потерпите. Тогда будьте уверены, - вы не будете оставлены. А если вам нечем жить, так вот вам, говорит, сколько могу..." Ну и, понимаете, дал ему, - конечно, немного, но с умеренностью стало бы протянуться до дальнейших там разрешений. Но Копейкину моему не того хотелось. Он-то уже думал, что вот ему завтра так и выдадут тысячный какой-нибудь эдакой куш:

на" тебе, голубчик, пей да веселись; а вместо того жди. А уж у него, понимаете, в голове и англичанка, и суплеты, и котлеты всякие. Вот он совой такой вышел с крыльца, как пудель, которого повар облил водой, - и хвост у него между ног, и уши повисли. Жизнь-то петербургская его уже поразобрала, кое-чего он уже и попробовал. А тут живи черт знает как, сластей, понимаете, никаких. Ну, а человек-то свежий, живой, аппетит просто волчий.

Проходит мимо эдакого какого-нибудь ресторана: повар там, можете себе представить, иностранец, француз эдакой с открытой физиогномией, белье на нем голландское, фартук, белизною равный, в некотором роде, снегам, работает фепзери какой-нибудь эдакой, котлетки с трюфелями, - словом, рассупе-деликатес такой, что просто себя, то есть, съел бы от аппетита.

Пройдет ли мимо Милютинских лавок, там из окна выглядывает, в некотором роде, семга эдакая, вишенки - по пяти рублей штучка, арбуз-громадище, дилижанс эдакой, высунулся из окна и, так сказать, ищет дурака, который бы заплатил сто рублей - словом, на всяком шагу соблазн, относительно так сказать, слюнки текут, а он жди. Так представьте себе его положение тут, с одной стороны, так сказать, семга и арбуз, а с другой стороны - ему подносят горькое блюдо под названием "завтра". "Ну уж, думает, как они там себе хотят, а я пойду, говорит, подыму всю комиссию, всех начальников скажу: как хотите". И в самом деле: человек назойливый, наян эдакой, толку-то, понимаете, в голове нет, а рыси много. Приходит он в комиссию:

"Ну что, говорят, зачем еще? ведь вам уж сказано".- "Да что, говорит, я не могу, говорит, перебиваться кое-как. Мне нужно, говорит, съесть и котлетку, бутылку французского вина, поразвлечь тоже себя, в театр, понимаете".- "Ну уж, - говори начальник, - извините. На счет этот есть, так сказом в некотором роде, терпение. Вам даны пока средства для прокормления, покамест выдет резолюция, и, без мнения, вы будете вознаграждены, как следует: ибо не было еще примера, чтобы у нас в России человек, приносивший, относительно так сказать, услуги отечеству, был оставлен без призрения. Но если вы хотите теперь же лакомить себя котлетками и в театр, понимаете, так уж тут извините. В таком случае ищите сами себе средств, старайтесь сами себе помочь". Но Копейкин мой, можете вообразить себе, и в ус не дует.

Слова-то ему эти как горох к стене. Шум поднял такой, всех распушил! всех там этих секретарей, всех начал откалывать и гвоздить: да вм, говорит, то, говорит! да вы, говорит, это, говорит! да вы, говорит, обязанностей своих не знаете! да вы, говорит, законопродавцы, говорит! Всех отшлепал. Там какой-то чиновник, понимаете, подвернулся из какого-то даже вовсе постороннего ведомства - он, судырь мой, и его! Бунт поднял такой. Что прикажешь делать с эдаким чертом? Начальник видит: нужно прибегнуть, относительно так сказать, к мерам строгости. "Хорошо, говорит, если вы не хотите довольствоваться тем, что дают вам, и ожидать спокойно, в некотором роде, здесь в столице решенья вашей участи, так я вас препровожу на место жительства. Позвать, говорит, фельдъегеря, препроводить его на место жительства!" А фельдъегерь уже там, понимаете, за дверью и стоит:

трехаршинный мужичина какой-нибудь, ручища у него, можете вообразить, самой натурой устроена для ямщиков, - словом, дантист эдакой... Вот его, раба божия, в тележку да с фельдъегерем. Ну, Копейкин думает, по крайней мере не нужно платить прогонов, спасибо и за то. Едет он, судырь мой, на фельдъегере, да едучи на фельдъегере, в некотором роде, так сказать, рассуждает сам себе: "Хорошо, говорит, вот ты, мол, говоришь, чтобы я сам себе поискал средств и помог бы; хорошо, говорит, я, говорит, найду средства!" Ну уж как там его доставили на место и куда именно привезли, ничего этого не известно. Так, понимаете, и слухи о капитане Копейкине канули в реку забвения, в какую-нибудь эдакую Лету, как называют поэты. Но позвольте, господа, вот тут-то и начинается, можно сказать, нить завязки романа. Итак, куда делся Копейкин, неизвестно; но не прошло, можете представить себе, двух месяцев, как появилась в рязанских лесах шайка разбойников, а атаман-то этой шайки был, судырь мой, не кто другой..."

Николай Гоголь - Повесть о капитане Копейкине , читать текст

См. также Гоголь Николай - Проза (рассказы, поэмы, романы...) :

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
Глава I ИВАН ИВАНОВИЧ И ИВАН НИКИФОРОВИЧ Славная бекеша у Ивана Иванов...

Ревизор 01 - Вступление
Комедия в пяти действиях Действующие лица Антон Антонович Сквозник-Дму...

КАПИТАН КОПЕЙКИН

КАПИТАН КОПЕЙКИН - герой «Повести о капитане Копейкине» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (перв. том 1842 под ценз, назв. «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; втор, том 1842-1845). «Повесть о капитане Копейкине» существует в трех основных редакциях; в современных изданиях печатается вторая, не пропущенная цензурой. Фольклорный источник образа К.К.- цикл разбойничьих песен о воре Копейкине, в особенности «Копейкин со Степаном на Волге». Возможные литературные источники - «Вадим» М.Ю.Лермонтова, «Дубровский» и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Метафорический смысл образа К.К. заключен в имени, реализующем пословицу: «жизнь - копейка» (ср. в первоначальной редакции: «все привыкло, знаете, к распускной жизни, всякому жизнь - копейка, забубешь везде такой, хоть трава не расти...»). Хотя К.К. формально не связан с прочими персонажами поэмы, тем не менее ассоциативно образ К.К. обращен к Чичикову («рыцарю копейки») - тоже разбойнику, грабящему казну. Рассказ почтмейстера о К.К. вызван растерянностью «отцов города» перед аферой Чичикова и слухами о его разбойничьем прошлом. С Чичиковым К.К. также связывает дух авантюризма и общее стремление обрести жизненное благополучие «богатством неправедным». Наконец, главнейший символ поэмы - «копейка». (Ср. завещание отца Чичикова, воплощенное сыном в жизнь: «больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выаст, а копейка не выдаст <...> Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».) К.К.- участник войны 1812г., инвалид; под Красным или Лейпцигом ему оторвало руку и ногу. К.К. приезжает в Петербург с целью выхлопотать пенсию, ибо, по его словам, «жиз-нию жертвовал, проливал кровь». Министр, «генерал-аншеф», пообещал на днях решить его вопрос. К.К. в расчете на скорое получение денег, искушаемый соблазнами Петербурга, «сказочной Шехерезадой», устраивает кутеж. Между тем в приемной министра пенсию ему не назначают, «подносят все одно и то же блюдо: «завтра»«. К.К. бунтует, вследствие чего по приказу министра его отправляют за казенный счет на место жительства. Тогда К.К. становится атаманом шайки разбойников в рязанских лесах (вторая и третья редакции). В первоначальной редакции «Повести», сверх того, К.К. грабит исключительно казенное имущество, сколачивает капитал и бежит в Соединенные Штаты, откуда пишет покаянное письмо государю с просьбой помиловать его товарищей. Государь оказывается великодушным: повелевает не преследовать виновных и, исправляя упущение своих чиновников, основывает инвалидный капитал, гарантирующий улучшение жизни раненых.

Образ К.К. двойствен у Гоголя. С одной стороны, чиновно-полицейская Россия, бездушный бюрократический Петербург намерены без жалости уничтожить К.К., как раздавили они Башмачкина, Пискарева, Поприщина; «преступное равнодушие столицы превратило защитника родины в атамана разбойничьей шайки» (В.Маркович). Петербург сближается с библейским Вавилоном, погрязшем в грехах, идолопоклонстве, забвении заповедей (Е.Смирнова), звучит тема грядущего возмездия (ср. с Башмачкиным, срывающим шинели в эпилоге). Вместе с тем К.К. отнюдь не пассивен: подобно Поприщину, он требует мгновенного исполнения своей эгоистической претензии. Но если в подобной ситуации Башмачкин кончает смертью, а Поприщин безумием, то К.К выбирает бунт против государства как выход из социального тупика. Разбоем К.К. стремится достичь социальной справедливости. Резкий противник бунта, Гоголь снижает образ К.К., выделяя в нем хлестаковско-ноздрев-скую стихию. К.К. одержим страстями зависти и гнева: он ест «огурец соленый да хлеба на два гроша», а в ресторане «котлетки с трюфелями», арбуз-громадище, дилижанс эдакой, ищет дурака, который бы заплатил сто рублей (ср. хлестаковский «в семьсот рублей арбуз»). Эти страсти порождены главной страстью - к копейке, перед ней бессилен и герой 1812 г. Страсти губят душу К.К. Хаотичному, бунтующему, дробящему мир К.К. противостоит утопический образ мудрого и милостивого государя-миротворца, каким хотел бы видеть его Гоголь, писавший в «Выбранных местах из переписки с друзьями»: «Власть государя явление бессмысленное, если он не почувствует, что должен быть образом Божиим на земле».

Лит. Смирнова-Чикина Е. Комментарии к поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Л., 1934; Степанов Н. Гоголевская «Повесть о капитане Копейкине» и ее источник

//Известия ОЛЯ АН СССР. Вып. 1. T.XVIII. М, 1959; Манн Ю. Смелость изобретения. Черты художественного мира Гоголя. М., 1979; Смирнова Е.А. О многосмысленности «Мертвых душ»

//Контекст-1982. М., 1983; Маркович В. Петербургские повести Н.В.Гоголя. Л., 1989; см. также

Лит.: к статье «Чичиков».

А.Б.Галкин


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "КАПИТАН КОПЕЙКИН" в других словарях:

    Капитан Копейкин ("Мертвые души") - Смотри также, капитан … Словарь литературных типов

    Копейкин, капитан ("Мертвые души") - Смотри также … Словарь литературных типов

    Киносценарий по одноименной поэме (1842 1852) Николая Васильевича Гоголя (1809 1852). При жизни Булгакова не экранизировался и не публиковался. Режиссерский сценарий Ивана Александровича Пырьева (1901 1968) (в соавторстве с Булгаковым)… … Энциклопедия Булгакова

    Творчество Гоголя - … Словарь литературных типов

    Инсценировка одноименной поэмы (1842 1852) Николая Васильевича Гоголя (1809 1852). Премьера во МХАТе состоялась 28 ноября 1932 г. При жизни Булгакова не публиковалась. Впервые: Булгаков М. Пьесы. М.: Советский писатель, 1986 г. Работу над … Энциклопедия Булгакова

    - (о вкусном, лакомом) наслаждение! Ср. Сливяночки не прикажете ли, али вот поляниковки! Деликатес, могу доложить! П.И. Мельников. Именинный пирог. Ср. Повар... работает фензерв какой нибудь эдакой, котлетки с трюфелями, словом рассупеделикатес …

    - (иноск.) глупец Ср. Здесь почтмейстер (рассказавший, что капитан Копейкин безрукий и безногий сделался атаманом разбойников) вскрикнул и хлопнул со всего размаха рукой по своему лбу, назвавши себя публично при всех телятиной. Гоголь. Мертвые души … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Чужую печаль и с хлебом съешь, а своя и с калачом в горло нейдет. Ср. Вам, тетушка, хорошо смеяться. Знаем мы, чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу. Писемский. Ипохондрик. 4, 8. Ср. Человек мудр, умен и толков бывает во всем, что… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    1. Гвоздить (иноск.) колотить (по головѣ), распекать. Ср. (Дубинка) на змѣя кинулась и ну его По головамъ и спящимъ и неспящимъ Гвоздить. Жуковскій. Иванъ царевичъ. Ср. Всѣхъ распушилъ... всѣхъ началъ откалывать и гвоздить. Гоголь. Мертвыя души… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)


© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин