25.08.2020

Главные глашатаи весны в произведении плещеева весна. Родная природа в стихотворениях. II. Объявление темы урока


Плещеев А.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.

«Весна!»- читаешь в каждом взоре;

И тот, как празднику, ей рад,

Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят - кто больше всех

Природы любит обновленье!

Образ весны в русской литературе тесно связан с обновлением природы и ее удивительным преображением. Эта тема волновала многих поэтов, которые не переставали удивляться тому, насколько мудро устроен наш мир, и сколько радостных открытий он может подарить тому, что умеет видеть и чувствовать прекрасное. Стихи, посвященные первым солнечным лучам, тающему снегу и сочной молодой траве, есть у многих поэтов. Однако самим знаменитым из них по праву считается произведение Алексея Плещеева «Весна», написанное в 1872 году.

В первой строфе этого стихотворения чувствуется пусть едва заметные, но необратимые изменения в природе. Слежавшийся и почерневший снег превращается в веселые ручьи, а автор выражает надежду, что «засвищут скоро соловьи и лес покроется листвою». Чистое голубое небо и яркое солнце ассоциируются у поэта не только с наступающей весной, но и свидетельствуют о том, что «пора метелей злых и бурь опять надолго миновала». И это вызывает в душе автора ощущение неподдельного счастья, его сердце стучит сильнее «как будто ждет чего-то» . Вместе с зимой, по мнению Плещеева, уходят заботы и горести. Даже несмотря на то, что впереди предстоит довольно сложный период полевых работ, «все лица весело глядят». Ведь весна несет с собой не только новые ощущения, но и надежды на лучшее для тех, «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе». Под такими людьми Плещеев подразумевает крестьян, которым весна дает возможность заложить основы личного благополучия и обеспечить себя хорошим урожаем. Именно поэтому люди с нетерпением и радостью ждут начала посевной.

Противопоставляя угрюмую зиму и теплую весну, Плещеев отмечает, что жизнь по законам природы является естественной и разумной . Поэтому не стоит пренебрегать ими, чтобы не лишать себя возможности быть в гармонии с окружающим миром. Именно эту гармонию особенно остро, по наблюдениям автора, чувствуют дети и птицы, которые с восторгом реагируют на то, как преображается все вокруг, и это чувство новизны дает силы жить, мечтать, верить и стремиться к лучшему.

Каждая строчка стихотворения «Весна» наполнена теплотой, искренним счастьем и умиротворением . Алексею Плещееву мастерски удалось передать эти ощущения и создать целостную картину преображающегося мира, в котором важна каждая мелочь, будь то «беззаботных птичек пенье» или же «резвых деток звонкий смех». И именно эти детали, на которые многие из нас в повседневной жизни не обращают внимания, дают возможность в полной мере ощутить, насколько жизнь может быть привлекательной, если уметь ценить то, что она дарит каждому человеку.

Образ весны в русской литературе тесно связан с обновлением природы и ее удивительным преображением. Эта тема волновала многих поэтов, которые не переставали удивляться тому, насколько мудро устроен наш мир, и сколько радостных открытий он может подарить тому, что умеет видеть и чувствовать прекрасное. Стихи, посвященные первым солнечным лучам, тающему снегу и сочной молодой траве, есть у

многих поэтов. Однако самим знаменитым из них по праву считается произведение Алексея Плещеева «Весна», написанное в 1872 году.

В первой строфе этого стихотворения чувствуется пусть едва заметные, но необратимые изменения в природе. Слежавшийся и почерневший снег превращается в веселые ручьи, а автор выражает надежду, что «засвищут скоро соловьи и лес покроется листвою». Чистое голубое небо и яркое солнце ассоциируются у поэта не только с наступающей весной, но и свидетельствуют о том, что «пора метелей злых и бурь опять надолго миновала». И это вызывает в душе автора ощущение неподдельного счастья, его сердце стучит сильнее «как будто ждет чего-то».

Вместе с зимой, по мнению Плещеева, уходят заботы и горести. Даже несмотря на то, что впереди предстоит довольно сложный период полевых работ, «все лица весело глядят». Ведь весна несет с собой не только новые ощущения,... но и надежды на лучшее для тех, «чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе». Под такими людьми Плещеев подразумевает крестьян, которым весна дает возможность заложить основы личного благополучия и обеспечить себя хорошим урожаем. Именно поэтому люди с нетерпением и радостью ждут начала посевной.

Противопоставляя угрюмую зиму и теплую весну, Плещеев отмечает, что жизнь по законам природы является естественной и разумной. Поэтому не стоит пренебрегать ими, чтобы не лишать себя возможности быть в гармонии с окружающим миром. Именно эту гармонию особенно остро, по наблюдениям автора, чувствуют дети и птицы, которые с восторгом реагируют на то, как преображается все вокруг, и это чувство новизны дает силы жить, мечтать, верить и стремиться к лучшему.

Каждая строчка стихотворения «Весна» наполнена теплотой, искренним счастьем и умиротворением. Алексею Плещееву мастерски удалось передать эти ощущения и создать целостную картину преображающегося мира, в котором важна каждая мелочь, будь то «беззаботных птичек пенье» или же «резвых деток звонкий смех». И именно эти детали, на которые многие из нас в повседневной жизни не обращают внимания, дают возможность в полной мере ощутить, насколько жизнь может быть привлекательной, если уметь ценить то, что она дарит каждому человеку.

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Весна"

Знаменитое стихотворение Алексея Плещеева «Весна» написано в лучших российских традициях. Оно передает радость от прихода весны, и все вокруг представляется как обновление природы. Начал таять снег, собираясь в ручейки, еще только начало весны, но все говорит о том, что тепло не за горами.

Поэт представляет, как скоро зазвучат соловьиные трели и «лес оденется листвою», и это явственно чувствуется по самому настрою стихотворения. Человек радуется, что зима позади с ее студеными морозами, а впереди - радость и тепло, потому что «унесла зима заботы»!

Плещеев затрагивает тяжкий труд крестьян, впереди у них страда, но даже эти люди рады весне, потому что невозможно не радоваться такому великолепию, и «все лица весело глядят». Поэт говорит о весне, как о великом чуде, которого ждут всю долгую зиму.

И все же рассуждая о трудностях зимы и радостном весеннем шествии, автор стихотворения подчеркивает, что все это - явления природы, вполне естественные и понятные. Их надо принимать и жить в гармонии с ними, только так возможно настоящее счастье.

И это состояние счастья очень хорошо прослеживается в строках стихотворения. Плещеев замечает и звонкий смех детей, и оживление птичек. В природе все радуется и ждет разгара весенней поры. Каждое существо подвластно веяниям природы, а потому находится с ней в тесной связи.

Все стихотворение наполнено теплотой авторского позитивного мироощущения: «чиста небесная лазурь» - так просто и проникновенно сказано о весеннем небосклоне. Всего три слова, но как точно они выражают мысль поэта о том, что пора вьюг и затянутого неба миновала, наступает великое обновление.

Яркий и самобытный поэт, талантливый мастер слова Алексей Плещеев небольшими набросками, маленькими деталями создает великолепную картину наступающей весны. Он подобно художнику, прописывает каждую деталь, даже самую маленькую.

Из этих небольших набросков складывается целостная радужная картина приближающейся весны. Простая фраза «в окно повеяло весною» четко обозначила замечательный миг наступления тепла и счастья.

Здравствуйте, ребята

Кто мне ответит, какой раздел мы начали с вами изучать на последних занятиях?

Верно. Сегодня мы с вами продолжаем говорить о весне, о явлениях природы, связанных с наступлением этого времени года и познакомимся со стихотворением А. Н. Плещеева «Весна».

Плещеев Алексей Николаевич (1825-1893) – поэт, прозаик, драматург и литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых )

Я сейчас прочту вам стихотворение этого поэта - «Весна». А вы подумайте, какие звуки вы услышали при прослушивании этого стихотворения (чтение наизусть)

О чем это стихотворение?

Какие звуки вы услышали?

Молодцы, какие вы внимательные!

Подумайте, кто является лирическим героем данного стихотворения?

Что помогает раскрыть образ весны?

А сейчас, давайте откроем учебники на стр. 125.

Прочитайте стихотворение про себя и отметьте незнакомые слова.

Повеяло - дуть

Лазурь - светло-синий цвет, синева

Миновала – прошла

Да, действительно, для того, чтобы передать настроение стихотворения, авторы используют особенный поэтический язык

Скажите, а какое настроение в данном стихотворении?

Молодцы

Обратите внимание, с помощью, какой части речи поэт сумел показать читателю движение?

Как вы думаете, какой месяц изображает поэт? Что вам в этом помогло?

Как вы понимаете строчку: «И лес оденется листвою!»?

Верно. А фразу: «природы обновленье»? Что происходит в природе в это время года?

Правильно

Кто, по мнению поэта, больше других любит природы обновленье?

А что людям приносит весна? Найди ответ в стихотворении

Прочитав это стихотворение, мы можем сказать, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Любит ли поэт весну?

Давайте расставим паузы и выделим главные слова

Сейчас почитайте про себя, а домашним заданием будет - выучит это стихотворение наизусть. Запишем это в дневники

Давайте подведем итоги сегодняшнего урока:

Что нового узнали?

Что понравилось на уроке?

Что вызвало затруднение?

Как вы поработали на уроке?

Всем спасибо за урок, мы с вами хорошо поработали! Урок окончен

Конспект показательного интегрированного урока

по литературе в 4 классе

Тема: «А.Фет, А. Плещеев «Весна»
(тема весны в литературе, музыке, живописи)

Цели:

    создать целостное представление о ранней весне (по стихотворению

    А.Фета «Я пришёл к тебе с приветом…»; картине И.Левитана «Март»; музыке

    П.И.Чайковского «Март»);

    сопоставить особенности изображения
    весны в этих произведениях; развивать речь учащихся, навыки

    выразительного чтения; тренировать навыки анализа лирического

    произведения;

    воспитывать любовь к искусству.

Задачи:

    познакомить с выдающимися произведениями искусства о весне;
    выяснить особенности каждого из них;

    развивать кругозор учащихся, умение видеть и понимать прекрасное.

Оборудование:

  • репродукция картины И.Левитана «Март»,

    магнитофон,

    запись музыки П.Чайковского «Времена года»;

    план анализа стихотворения;

    портреты поэтов

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объявление темы урока

Русская пословица:

…красна цветами, а осень пирогами.

Какое слово пропущено? (Весна)

егодня мы будем говорить о теме весны в поэзии, музыке и живописи

(эпиграф на доске) С природой одною он жизнью дышал…
Е.А.Баратынский

1. Слово учителя.
Весна… Всякий человек по-своему любит это время года. Кому-то оно дорого птичьим

гомоном, кому-то – шумным ледоходом. У многих весна вызывает прилив жизненных сил, неведомую радость, вселяет надежду.

Люди всегда восхищались весной. Давайте подберём эпитеты к слову ВЕСНА
(На плакате написано ВЕСНА. Дети на отдельных листочках записывают эпитеты к слову,приклеивают их к плакату)
- Как называют весну? (красна – красивая)

Да, весна прекрасна. Этим временем года восхищались многие поэты и писатели, художники и музыканты, и каждый из них по-своему показывал весны в своих произведениях.
2.Знакомство с творчеством Алексея Николаевича Плещеева

а) Биография А.Плещеева

Алексей Николаевич Плещеев родился 4 декабря 1825 года в Костроме, в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода. Далекий предок поэта участвовал в битве с татарами на Куликовом поле.

Алеша провел детство в Нижнем Новгороде, учился в Петербурге, в школе гвардейских подпрапорщиков, затем, оставив ее, - в университете, на восточном факультете. В 1844 году выступил с первыми стихами в "Современнике", в 1846 г напечатал отдельный сборник стихотворений, принесший ему широкую известность.

б)Чтение детьми стихотворений А.Плещеева, подготовленных самостоятельно

Записывайте эпитеты и сравнения к слову ВЕСНА, встречающиеся в тексте.

в) Чтение стихотворения «Весна»

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Что вы представили, слушая стихотворение?
- У каждого произведения есть настроение. Какое настроение у этого стихотворения?

Найдите строчки, доказывающие это.


г) Повторное чтение детьми по две строчки, объяснение прочитанного.
- Какой художественный приём использует поэт в словосочетании «лес оденется листвою»?
(олицетворение)
- Что такое олицетворение?
- А есть ли ещё примеры олицетворения? (
Унесла весна заботы )

- Прочитайте 1 абзац. Чего больше: описания или повествования? Прочитайте.

- А во втором абзаце?
- Какие чувства вызывает приход весны у Плещеева? А у вас?

- Найдите слова, которые вам не понятны. Кто их может объяснить?Вывод Плещеев написал о радостных чувствах, которые переполняют человека каждую весну.

3. Знакомство с творчеством А. Фета

- Стихи какого автора вы ещё подготовили?

а) Чтение стихов А.Фета, подготовленных дома

Б) слово о поэте (чтение учителем, показ слайдов)
Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года.

История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери.

Он окончил университет, где учился сначала на юридическом, а затем на филологическом факультете. В это время, в 1840 году он и издал отдельной книгой свои первые произведения, не имевшие, однако, никакого успеха.

В 1892 году поэт скончался, не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен он в селе Клейменово - родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.


в) Чтение стихотворения в учебнике с.

А какие слова повторяются? Зачем?
(повтор усиливает эмоциональное воздействие)

Чем похожи произведения Фета и Плещеева?
4. Теперь о живописи.

Картина И.Левитана «Март» (1895)

Если поэт может переносить действие с одного места на другое, то художник пишет только то, что в состоянии охватить один человеческий взгляд.

Он словно говорит: «Мгновение, остановись!»
Обратимся к картине И.Левитана «Март»
а) беседа с учащимися
- Как мы называем картины, на которых изображена природа?(пейзаж)
- Что изображено на картине?
- По чему видно, что это начало весны?
(не бегут ручьи, не слышно щебета птиц)
- Из чего видно, что это всё-таки уже весна?
(мягкий солнечный свет, всё ждёт тепла – стена дома залита солнечным светом, дремлет лошадка у крыльца – ей, наверное, тепло, начал подтаивать снег на крышах, оседают сугробы)
Картина тёплая, радостная.
- Есть ли люди на картине?(нет)
Но ждёт у крыльца лошадка, дверь приоткрыта, на бревне у дома скворечник.
Эта картина хранится в Третьяковской галерее.
- Какие краски использует художник?
(голубой цвет у Левитана – цвет надежды на лучшее; коричневый – цвет земли, цвет тепла, он согревает душу. использованы оранжевый, светло-фиолетовый цвета)
- Какое настроение передаёт художник?(жизнерадостное)
- Какие строки из стихотворения Тютчева созвучны этой картине? Прочитайте их.
Вывод От картины веет радостью, зритель согрет ожиданием тепла и солнца.

4. А теперь музыка .

Сегодня мы услышим музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года»

Звучит музыка.
- Что вы представили себе, слушая музыку?
- Какую весну изобразил Чайковский?
(раннюю)
- Какие образы представили вы?
- Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж?
(радость обновления)
III. Закрепление
Сегодня мы познакомились с выдающимися произведениями литературы, живописи и музыки о ранней весне.
- Что их объединяет?
- Почему поэты, музыканты и художники обращались в своём творчестве к весне?
(восхищались ею)

Вывод Их произведения – гимн весне, обновлению жизни. Мы смогли увидеть взаимосвязь

музыки, литературы и живописи.

IV. Итоги урока



© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин