30.08.2020

Композиция и логика рассуждения. Логические основы создания текста-рассуждения композиционная стройность и связность. К9. Грамматические нормы


Критерий №3 «Композиция»
«Композиция и логика рассуждения »
Данный критерий нацеливает на проверку умения
Выпускник аргументирует высказанные мысли,

  • стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет » ставится при условии, если
  • грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного
  • или отсутствует тезисно-доказательная часть
(во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Ниже приведены фрагменты сочинений, интересные для комментария с точки зрения их композиции и логики выстраивания рассуждения на предложенную тему.

Фрагмент № 8

Комментарий эксперта к сочинению ( Фрагмент №8 ).

Купюры, сделанные в сочинении, не мешают увидеть его
  • целостность, стройность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение тесно связаны между собой.
  • Следует отметить безукоризненную логику рассуждений , связанных общей идеей и опирающихся при этом на несколько художественных произведений.
  • Мысль ученика последовательно развивается от текста к тексту с наращиванием дополнительных личностных смыслов.
  • Выпускник не только логично выстроил рассуждение на предложенную тему, но также показал умение ее конкретизировать в соответствии с собственным замыслом (ситуация выбора и вопрос дружбы) и при этом не отклониться от темы .
Закономерно, что хороший уровень обученности выпускника проявился не только в достоинствах работы по критерию «Композиция и логика рассуждения».
Автор сочинения продемонстрировал также прекрасную речевую культуру, начитанность, сформированность таких читательских навыков, как способность заинтересованно размышлять над самостоятельно прочитанными произведениями и сопоставлять их в заданном ракурсе.

Фрагмент №8

« На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература? ».
На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература? Литература помогает людям ответить на множество жизненных вопросов. Одни ищут в произведениях ответы на вопросы межличностных отношений, другие находят в литературе решение сложных ситуаций. А некоторые уходят в мир фантастики, чтобы найти ответы на, порой, даже несуществующие вопросы.

Я выделю два главных: вопрос выбора и вопрос дружбы. Проблема выбора стоит перед человеком всю жизнь. И главное в каждой ситуации сделать правильный выбор.

В повести Василия Быкова «Сотников» перед Рыбаком в самом начале встает выбор: спасать от погибели слабого, больного, раненого Сотникова или, пожертвовав им, спастись самому. И Рыбак, подумав, решает спасти товарища. Позже проблема выбора встает перед Демчихой. Укрыть у себя дома Сотникова и Рыбака, тем самым подвергнув себя и своих детей опасности, или прогнать их?

И снова Рыбак встает перед выбором. Пойти на службу к палицаям и сохранить себе жизнь или умереть? И малодушный Рыбак приходит на службу к палицаям, думая, что он сможет сбежать. Но ему дают задание: выбить табурет из-под ног приговоренного к смерти Сотникова. И сделав это, Рыбак становится палачом для своего друга, которого он не так давно спасал от этих же полицаев. В данном произведении показан пример «псевдодружбы». А что же такое настоящая дружба?

Другие люди, другая ситуация. В повести Бориса Васильева «Завтра была война» после самоубийства Вики, доведенной до отчаяния требованием отказаться от отца – «врага народы», Искра с друзьями хоронит ее и говорит о ней, как о настоящей комсомолке, верном и преданном товарище. Искра не покинула свою подругу, она была с ней до конца… Но всегда ли дружба проверяется смертью? Андрей Платонов в своем рассказе «В прекрасном яростном мире» повествует о настоящей дружбе и товариществе. После ряда событий машинист Мальцев ослеп и на место машиниста поставили его помощника. Но машинист не может жить без своей работы и помощник, рискуя своим положением и работой, ставит на свое место Мальцева и разрешает ему управлять поездом. На такой поступок способны только настоящие друзья.

Итак, подведем итог. Литература может ответить на многие жизненные вопросы, но для того, чтобы получить на них ответы, иногда приходится читать между строк.
Фрагмент №9

Комментарий эксперта к сочинению ( Фрагмент №9 ).

  • Сочинение в целом выстроено логично и заслуживает оценки «зачет» по критерию №3.
В первом абзаце высказаны тезисы общего характера. Второй и третий абзацы посвящены анализу конкретных примеров из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Заключительный абзац содержит вывод, соответствующий вопросу темы.
  • Вместе с тем примеры, приведенные учеником, не могут считаться полноценными аргументами для его суждений , поскольку основаны на превратном толковании смысла образов Бориса Друбецкого и Пети Ростова.
Ученик не чувствует авторской позиции , не задумывается о ней, подменяя ее собственным примитивным пониманием . Суждения ученика очень поверхностны, отличаются прагматичностью и свидетельствуют о смещении нравственных оценок.
Фрагмент №9
« Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути
Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути? Мечтают все. Дети, как только начинают разговаривать, мыслить хотят изменить что-то, представляют свое будущее, кем они будут работать, что будут делать. С одной стороны, мечта помогает человеку избрать конкретные жизненные цели, с другой стороны, вынуждает совершать поступки, которые могут погубить его. Здесь важна та самая тонкая грань, возникающая между мечтой выполнимой и невыполнимой. Во втором случае, она уводит человека от реальной жизни.

… Приведу пример из произведения Л.Н. Толстого «Война и мир». В нем показано, как мечта может вести человека по жизненному пути или погубить героя. Например, Борис Друбецкой мечтал о богатстве, влиятельности. Стоило ему лишь начать служить в штабе Кутузова, он обзавелся полезными знакомствами и уже по-другому воспринимался светским обществом. Так Борис добился влияния в определенных кругах. Он смог разбогатеть, женившись по расчету на Жюли Карагиной. Соответственно, его статус в Петербурге повысился. Таким образом, действительно, при практической деятельности и желании добиться конкретных целей, мечта ведет человека по жизненному пути.

Также в этом произведении Льва Николаевича есть пример того, как мечта погубила человека. Петя Ростов хотел всегда быть в центре событий. Он мечтал стать героем. Младший сын Ростовых участвовал в партизанской войне, не послушал командира отряда, поехал туда, где была стрельба, был убит. Очень жаль мальчика, хотевшего стать героем. Это была его мечта, она же и погубила Петю.

Действительно, все мы витаем в облаках, представляем свое будущее. Кого-то мечты приводят к новым высотам, как Бориса Друбецкого, кого-то уводят от жизни, как Илью Обломова, а кого-то губят, как Петю Ростова. Каждый человек должен осознавать тонкую грань между мечтой направляющей, помогающей и уничтожающей. Нужно стремиться к чему-то реальному и действовать, чтобы осуществить задуманное, но не стоит совершать глупые поступки, которые могут погубить. Не зря же говорят про некоторых людей, что они замечтались.
Фрагмент №10

Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому из которых выставляется оценка «зачёт» или «незачёт». Чтобы получить «зачёт» по сочинению, надо получить «зачёт» по первому и еще хотя бы двум критериям. При трёх и более незачётах или незачёте по первому критерию («соответствие теме») сочинение в целом оценивается «незачётом» и подлежит пересдаче (в феврале и в мае будут назначены пересдачи).
1 Соответствие теме
Этот критерий самый важный: если по нему ставится «незачет», сочинение сразу оценивается так же.
Под соответствием теме понимается следующее: выпускник должен понять формулировку темы и написать свои рассуждения именно по той проблеме, которая в формулировке предложена.
Наиболее частые ошибки связаны с невнимательностью (не говоря о слабом владении русским языком, вследствие чего учащийся мог просто не понять написанное) или с торопливостью.
В первом случае выпускник не обращает внимания на формулировку темы, ограничившись осознанием лишь отдельных слов. Например, тема «Устарело ли понятие чести?» воспринимается учеником как «что-то о чести» или «что-то о старых словах» и раскрывается соответственно, то есть не в соответствии с темой.
Во втором случае выпускник хватается за тему, которая кажется ему похожей на ту, которую он разбирал на подготовке, начинает с энтузиазмом писать, а свою ошибку замечает лишь тогда, когда исправлять что-то уже поздно, приходится сдавать что есть: авось прокатит.
На выбор темы стоит потратить достаточно времени, чтобы внимательно обдумать их все и сделать выбор, опираясь на свои интересы и свои же знания подходящих аргументов из литературы. Выбрав тему, необходимо обдумать все слова, входящие в ее формулировку: лишних слов в формулировке темы не бывает! Уверены, что все поняли правильно, - составьте план, чтобы удостовериться, что у вас хватит материала на 350 слов - именно столько желательно написать.
2 Аргументация
К этому критерию выпускники обычно оказываются готовы. Они понимают, что аргументы необходимы, и используют заготовки в своей работе.
Однако оценивается не просто наличие упоминания какого-то произведения - ссылка на литературный материал должна быть аргументом, то есть доказывать что-то! Например, по вышеназванной теме («Устарело ли понятие чести?») можно использовать в качестве аргумента повесть В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» (мать защитила честь своей дочери, поруганную обнаглевшим рыночным торговцем - значит, и в наши дни понятие чести актуально), а «Капитанская дочка» не подходит, ведь действие в романе происходит в 18 веке, а не в наши дни!
3 Композиция и логика рассуждения
Композиция - это построение сочинения (тезис, аргументы, вывод или итог), а логика - последовательный ход мысли. Чтобы по этому критерию получить зачет, надо всего лишь набросать план. Не надо придумывать красивых названий для пунктов - просто пометить для себя, о чем будет говориться в каждом из абзацев. И посматривать на план в процессе работы, чтобы подвести рассуждения к переходу на следующую микротему.
Если с плавными переходами проблема, подготовьте несколько фраз-связок. Например, «однако в этом вопросе можно усмотреть и другой аспект» или что-то в этом духе.
Здесь же учитываются логические ошибки. Например, выпускник уверяет, что понятие чести в наши дни тоже актуально, потому что многие люди помогают бездомным животным - при чем тут честь? Ясно, что это рассуждение содержит ошибку.
4 Качество письменной речи
Здесь оценивается речь выпускника (точная, образная - или, напротив, бедная, неразвитая. Учитываются также речевые ошибки.
В первом случае ничего не поделаешь: если книжек не читал, выразительную речь взять неоткуда. А что касается речевых ошибок, то их можно избежать, если не использовать слов, в смысле и особенностях употребления которых не уверен.
Речевые ошибки - это употребление слов в неправильном значении или не с теми предлогами, например: «тенденция к равнодушию вполне близка к повсеместному явлению». Слова красивые, но фраза в целом бессмысленная.
Сюда же относятся неоправданные повторы и необоснованное употребление экспрессивной лексики: «Люблю стишата Пушкина», «зачинщик всех добрых дел», «плеяда злобных помещиков» и тому подобное.
Однако «незачёт» по данному критерию получить довольно трудно: надо написать так косноязычно, чтобы было даже непонятно, о чем идет речь!
5 Грамотность
Критерий, оценивающий орфографические (в буквах: ривалюцыя, Отечистеная Война и проч.), пунктуационные (в знаках препинания) и грамматические (в сочетании слов: «в знаменитейшими произведениях», «благодаря усилий» и т.п.) ошибки.
Для получения «незачета» по этому критерию надо сделать более 5 любых ошибок на 100 слов. Многим с успехом удается намного превзойти это количество. Можно что-то подправить, если будет время, воспользовавшись орфографическим словарем (это разрешено на сочинении), можно использовать несложные синтаксические конструкции, чтобы избежать пунктуационных ошибок, и не выбирать слова, с которыми вам трудно справиться в грамматическом отношении.
Некоторым помогает увидеть свои ошибки немного странный приём: советуют прочесть сочинение по словам с конца к началу.
И главное: как бы ни было лень, сочинение надо обязательно прочитать по слогам перед сдачей. Хотя бы глупые ошибки («жызн») и описки исправите!

Требование № 1. «Объем итогового сочинения».

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения».

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:

1. «Соответствие теме»;

2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;

3. «Композиция и логика рассуждения»;

4. «Качество письменной речи»;

5. «Грамотность».

Критерии №1 и № 2 являются основными . Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также «зачет» по одному из других критериев (№ 3- № 5).

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».


Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

На сайтах Минобрнауки России и Рособрнадзора размещены Критерии оценивания итогового сочинения для школ, которые утверждены Рособрнадзором после одобрения Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. Утвержденные критерии позволят оценить сочинение по пяти параметрам:

  1. Соответствие теме;
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала;
  3. Композиция и логика рассуждения;
  4. Качество письменной речи;
  5. Грамотность.

Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.

Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Согласно документу для получения оценки «зачет» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачет» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также «зачет» хотя бы по одному из критериев № 3-№ 5. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчѐт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет». Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».

Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня — по одной теме на каждое общее тематическое направление.

Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Оценивание по критериям осуществляется следующим образом:

Критерий № 1 «Соответствие теме» нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь еѐ раскрытия, например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.

Если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла, то ставится «Незачет».

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала » нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения, то ставится «Незачет».

Во всех остальных случаях выставляется «Зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть, то выпускник получит «Незачет».

Во всех остальных случаях выставляется «Зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи» нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

Если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения, ставится «Незачет».

Во всех остальных случаях выставляется «Зачет».

Критерий № 5 «Грамотность» позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Таким образом, «Незачет» за сочинение в целом можно получить в любом из следующих случаев:

  1. Если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла.
  2. Если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.
  3. Если:
  • грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть;
  • низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения;
  • грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов.

4.Если объем текста сочинения менее 250 слов.

5.Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет.

Напомним, что для выпускников 2015 года написание итогового сочинения (изложения) является обязательным этапом завершения среднего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации. К сдаче ЕГЭ и ГВЭ будут допускаться только выпускники, получившие «зачет».

Итоговое изложение вместо сочинения вправе писать только обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды.

По желанию итоговое сочинение (изложение) могут писать и выпускники прошлых лет (в 2015 г.), чтобы представить его результаты в вузы.

Итоговое сочинение (изложение) в этом году выпускники будут писать в среду 3 декабря 2014 года в своих школах.

Инструктивные материалы Рособрнадзора для образовательных организаций:

  • Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций , реализующих образовательные программы среднего общего образования;
  • Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения);
  • Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения);
  • Организационный и технический регламенты проведения итогового сочинения (изложения).

Ниже приведены фрагменты сочинений, интересные для комментария с точки зрения их композиции и логики выстраивания рассуждения на предложенную тему.

Цитата: Фрагмент №8:

На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?

Литература помогает людям ответить на множество жизненных вопросов. Одни ищут в произведениях ответы на вопросы межличностных отношений, другие находят в литературе решение сложных ситуаций. А некоторые уходят в мир фантастики, чтобы найти ответы на, порой, даже несуществующие вопросы.

Я выделю два главных: вопрос выбора и вопрос дружбы. Проблема выбора стоит перед человеком всю жизнь. И главное в каждой ситуации сделать правильный выбор.

В повести Василия Быкова «Сотников» перед Рыбаком в самом начале встает выбор: спасать от погибели слабого, больного, раненого Сотникова или, пожертвовав им, спастись самому. И Рыбак, подумав, решает спасти товарища.

Позже проблема выбора встает перед Демчихой. Укрыть у себя дома Сотникова и Рыбака, тем самым подвергнув себя и своих детей опасности, или прогнать их?

И снова Рыбак встает перед выбором. Пойти на службу к палицаям и сохранить себе жизнь или умереть? И малодушный Рыбак приходит на службу к палицаям, думая, что он сможет сбежать. Но ему дают задание: выбить табурет из-под ног приговоренного к смерти Сотникова. И сделав это, Рыбак становится палачом для своего друга, которого он не так давно спасал от этих же полицаев. В данном произведении показан пример «псевдодружбы». А что же такое настоящая дружба?

Другие люди, другая ситуация. В повести Бориса Васильева «Завтра была война» после самоубийства Вики, доведенной до отчаяния требованием отказаться от отца – «врага народы», Искра с друзьями хоронит ее и говорит о ней, как о настоящей комсомолке, верном и преданном товарище. Искра не покинула свою подругу, она была с ней до конца…

Но всегда ли дружба проверяется смертью? Андрей Платонов в своем рассказе «В прекрасном яростном мире» повествует о настоящей дружбе и товариществе. После ряда событий машинист Мальцев ослеп и на место машиниста поставили его помощника. Но машинист не может жить без своей работы и помощник, рискуя своим положением и работой, ставит на свое место Мальцева и разрешает ему управлять поездом. На такой поступок способны только настоящие друзья.

Итак, подведем итог. Литература может ответить на многие жизненные вопросы, но для того, чтобы получить на них ответы, иногда приходится читать между строк.


Купюры, сделанные в сочинении, не мешают увидеть его целостность, стройность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение тесно связаны между собой. Следует отметить безукоризненную логику рассуждений, связанных общей идеей и опирающихся при этом на несколько художественных произведений. Мысль ученика последовательно развивается от текста к тексту с наращиванием дополнительных личностных смыслов. Выпускник не только логично выстроил рассуждение на предложенную тему, но также показал умение ее конкретизировать в соответствии с собственным замыслом (ситуация выбора и вопрос дружбы) и при этом не отклониться от темы. Закономерно, что хороший уровень обученности выпускника проявился не только в достоинствах работы по критерию
«Композиция и логика рассуждения». Автор сочинения продемонстрировал также прекрасную речевую культуру, начитанность, сформированность таких читательских навыков, как способность заинтересованно размышлять над самостоятельно прочитанными произведениями и сопоставлять их в заданном ракурсе.

Цитата: Фрагмент №9:

Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути?

Мечтают все. Дети, как только начинают разговаривать, мыслить хотят изменить что-то, представляют свое будущее, кем они будут работать, что будут делать. С одной стороны, мечта помогает человеку избрать конкретные жизненные цели, с другой стороны, вынуждает совершать поступки, которые могут погубить его. Здесь важна та самая тонкая грань, возникающая между мечтой выполнимой и невыполнимой. Во втором случае, она уводит человека от реальной жизни.

… Приведу пример из произведения Л.Н. Толстого «Война и мир». В нем показано, как мечта может вести человека по жизненному пути или погубить героя. Например, Борис Друбецкой мечтал о богатстве, влиятельности. Стоило ему лишь начать служить в штабе Кутузова, он обзавелся полезными знакомствами и уже по- другому воспринимался светским обществом. Так Борис добился влияния в определенных кругах. Он смог разбогатеть, женившись по расчету на Жюли Карагиной. Соответственно, его статус в Петербурге повысился. Таким образом, действительно, при практической деятельности и желании добиться конкретных целей, мечта ведет человека по жизненному пути.

Также в этом произведении Льва Николаевича есть пример того, как мечта погубила человека. Петя Ростов хотел всегда быть в центре событий. Он мечтал стать героем. Младший сын Ростовых участвовал в партизанской войне, не послушал командира отряда, поехал туда, где была стрельба, был убит. Очень жаль мальчика, хотевшего стать героем. Это была его мечта, она же и погубила Петю.

Действительно, все мы витаем в облаках, представляем свое будущее. Кого-то мечты приводят к новым высотам, как Бориса Друбецкого, кого-то уводят от жизни, как Илью Обломова, а кого-то губят, как Петю Ростова. Каждый человек должен осознавать тонкую грань между мечтой направляющей, помогающей и уничтожающей. Нужно стремиться к чему-то реальному и действовать, чтобы осуществить задуманное, но не стоит совершать глупые поступки, которые могут погубить. Не зря же говорят про некоторых людей, что они замечтались.


Сочинение в целом выстроено логично и заслуживает оценки «зачет» по критерию №3. В первом абзаце высказаны тезисы общего характера. Второй и третий абзацы посвящены анализу конкретных примеров из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Заключительный абзац содержит вывод, соответствующий вопросу темы. Вместе с тем примеры, приведенные учеником, не могут считаться полноценными аргументами для его суждений, поскольку основаны на превратном толковании смысла образов Бориса Друбецкого и Пети Ростова. Ученик не чувствует авторской позиции, не задумывается о ней, подменяя ее собственным примитивным пониманием. Суждения ученика очень поверхностны, отличаются прагматичностью и свидетельствуют о смещении нравственных оценок.

Цитата: Фрагмент №10:

Почему люди пишут стихи?

В мире написано множество стихов, и все они посвящены кому-то или чему-то. Кто-то пишет стихи о любви, кто-то в своем произведении восторгается Родиной, а кто-то – красотой природы. Но мало кто задавался вопросом: «Почему люди пишут стихи?» Некоторые думают, что стихи пишутся ради славы. Нет. Я считаю, что люди пишут стихи ради достижения определенной цели, но и они у всех разные. Кто- то хочет сделать приятное любимому человеку, кто-то хочет изменить мир к лучшему и сделать его чище и добрее, а кто-то хочет призвать народ встать на защиту Отечества.

В своих лирических произведениях А.С. Пушкин затрагивал множество тем. Одной из самых излюбленных тем, поднимаемых писателем, является любовная. Автор в своих произведениях писал о несчастной любви. Как например в
стихотворении: «***»

Я вас любил, любовь еще быть может,
Во мне угасла не совсем.

Также очень много стихов Пушкин посвятил свободе. Это такие произведения как, например, «К морю» и «Орел». В этих лирических произведениях писатель использовал много символических предметов. Это такие предметы как: бушующее море, поднебесные горы, ветер, орел и многое другое.

Мы вольные птицы, пора, брат, пора.
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляют лишь ветер да я.

Однако, А.С. Пушкин свои стихи писал не только для народа, но и для властей и для самого императора Александра I. В своем знаменитом стихотворении «Деревня» А.С. Пушкин показал черты ярого, необузданного и жестокого барства на фоне прекрасной, живописной деревенской природы.

Невозможно забыть лирику писателя, которую он посвятил дружбе с Пущиным и Чаадаевым.

Любезный именинник,
О Пущин дорогой.
Прибрел к тебе пустынник
С открытою душой.
Любви надежды тихой славы
Недолго тешил нас обман.
Исчезли юные забавы
Как сон, как утренний туман.

Ученику не удалось удержаться в рамках ответа на вопрос темы. Первый абзац представляет собой размышление общего характера и в целом соответствует теме. Однако как только наступает очередь конкретных примеров, ученик не справляется с литературным материалом и подменяет ответ на вопрос обычным обзором тем лирики А.С.Пушкина, причем достаточно примитивным и эклектичным. Первый абзац логически не сопряжен с остальными. Ответа на вопрос темы и заключения в сочинении нет. В то же время все высказанные выше замечания в большей степени относятся к критериям №1, 2. По критерию №3 работа оценена «зачетом», поскольку общая канва сочинения, хотя и без заключения, учеником выстроена.

Сочинение несвободно также от ряда других ошибок, в том числе фактических.


© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин