17.03.2024

Психолого-педагогическая диагностика и консультирование, крыжановская лариса михайловна. Диагностика детей и их родителей в психолого-педагогическом консультировании Психолого педагогическая диагностика и консультирование


Пособие состоит из двух книг и содержит конкретные рекомендации по проведению диагностического обследования ребенка, интерпретации результатов и консультированию родителей и педагогов. Первая часть посвящена в основном вопросам диагностики (первая книга), вторая - консультирования (вторая книга). В приложении приведены тестовые материалы и рисунки детей. Для психологов, работающих с детьми и подростками.

Главы/Параграфы

Глава 1. ЗАДАЧИ ДИАГНОСТИКИ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

1.1. Процесс консультирования

Общие замечания

Главная особенность консультирования в детской психологии в том, что непосредственным «получателем» психологической помощи (клиентом) является не ее окончательный адресат - ребенок, - а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог…). Таким образом, психолог-консультант оказывает лишь косвенное воздействие на ребенка. Он только дает некоторые советы; реализовать их - задача клиента.

Проводя консультирование, психологу приходится ориентироваться одновременно на двух субъектов: на ребенка и на клиента. Соответственно, и сам процесс консультирования как бы разделяется на две составляющие. Во-первых, необходимо понять, какие педагогические меры (например: коррекционное обучение, изменение стиля общения в семье или, скажем, занятия в художественном кружке) могут помочь ребенку в преодолении имеющихся проблем. Во-вторых, нужно суметь выработать такие рекомендации и так преподнести их клиенту, чтобы он принял их и был в состоянии выполнить.

Диагностика в процессе консультирования направлена, в первую очередь, на решение первой из этих задач, которая и станет основным предметом нашего рассмотрения. Однако предварительно нам придется хотя бы вкратце коснуться и второго аспекта консультирования.

Этапы консультирования

Начальной стадией консультирования является первичная беседа с клиентом, обратившимся за помощью. В ее ходе консультант выясняет причину обращения и намечает предварительную программу своих дальнейших действий. В частности, он решает для себя вопрос о том, какие психологические особенности ребенка ему нужно определить, чтобы квалифицированно ответить на запрос клиента. В одном случае это, в первую очередь, уровень развития когнитивных процессов , в другом - личностные особенности, в третьем - отношение ребенка к той или иной области действительности (к школе, к семейной ситуации и т.п.). В ходе первичной беседы обычно также собирается анамнез (сведения о предшествующем ходе развития ребенка).

Как правило, следующим этапом консультирования становится психологическая диагностика . Исключение составляют случаи, когда клиент обращается с вопросами, вообще не зависящими от индивидуальных особенностей ребенка (например, советуется о том, какие игры могут быть полезны для умственного развития дошкольника). Этому этапу будет посвящена основная часть книги, поэтому пока мы не будем останавливаться на нем подробнее.

Отдельный и очень важный этап консультирования - это анализ полученных данных и составление целостного «психологического портрета» ребенка. При этом учитываются как тестовые данные, так и наблюдения за ребенком, и сведения, полученные в первичной беседе . Если этот этап выпадает, то консультирование сводится к тому, что клиенту сообщаются мало понятные ему результаты диагностики.

После того, как «психологический портрет» построен, можно начать выработку рекомендаций. Обычно консультант самостоятельно формулирует рекомендации лишь в самом общем виде, а их конкретизация происходит в процессе совместного обсуждения с клиентом на этапе заключительной беседы . Во время этой беседы очень важно следить за тем, чтобы выводы и советы психолога были понятны клиенту. Его адекватное участие в конкретизации рекомендаций и служит показателем их правильного понимания. Напротив, замечания типа: «Я все понял и постараюсь все делать так, как вы сказали» не являются таким показателем. У клиента часто создается лишь иллюзия понимания.

1.2. Жалоба, проблема, запрос

Жалоба

Обращаясь за психологической консультацией, родители и педагоги обычно сами не очень точно представляют себе, чего именно они от нее ожидают. В предварительной беседе они, как правило, могут лишь рассказать о тех проявлениях ребенка, которые их беспокоят (изложить жалобу ), но не в состоянии самостоятельно сформулировать запрос , т.е. ту конкретную просьбу, с которой они обращаются к психологу. Иногда даже и жалоба не вычленяется из общего рассказа о том, как шло развитие ребенка с самого его рождения, какова семейная ситуация в целом и т.п.

Во время первичной беседы не старайтесь получить от клиента побольше сведений. Ваша главная задача - услышать его, понять, как видится проблема ему самому, как он воспринимает ребенка и сложившуюся ситуацию. Полезно познакомиться с типичными поведенческими проявлениями ребенка и выяснить, как обычно реагируют на них окружающие его люди (взрослые и дети). Все существенные детали нужно записать в протокол, в котором должны быть указаны дата обследования, фамилия и имя ребенка (на каждом листе). Не имеет смысла стараться во всех случаях собирать полный анамнез. Это занимает много времени, а значительная часть сведений часто оказывается не нужна.

Во время беседы важно все время учитывать, что вы получаете не объективную картину, а ее восприятие клиентом. Например, он может расценивать неуспеваемость ребенка как следствие нарушений в умственном развитии, в то время как в данном случае она объясняется эмоциональными отклонениями или сниженной мотивацией. Не следует также исключать возможность сознательного утаивания или искажения информации. Скажем, родители иногда не сообщают о том, что ребенку уже был ранее поставлен какой-либо диагноз (например, умственная отсталость). Иногда они таким образом проверяют психолога (в чем нет ничего обидного для него), иногда стесняются рассказывать о чем-то, что считают для себя позорным, иногда надеются на чудо: если не сказать, то, глядишь, окажется, что ничего страшного нет.

К сожалению, в нашем обществе нет сети психологических служб, способных заниматься профилактикой и гигиеной психического здоровья каждого ребенка, а не только запоздалой помощью при остром неблагополучии. С другой стороны, в массовом житейском сознании отсутствует тот минимум психологической культуры, при котором возможна правильная и своевременная постановка перед специалистами проблем обучения и воспитания ребенка. В результате родители и учителя чаще всего обращаются к консультанту в ситуации уже возникшего устойчивого неуспеха в достижении их педагогических целей. Такие ситуации всегда аффективны. Поэтому часто бывает полезно просто дать клиенту возможность выговориться. Хорошо известен психотерапевтический эффект проговаривания личностных проблем перед внимательным, доброжелательным, заведомо понимающим (в силу профессионального авторитета) слушателем.

Для достижения психотерапевтического эффекта очень важно спокойное, но небезразличное отношение консультанта к выслушиваемым жалобам. Его общая позиция во время первичной беседы - это доброжелательное, заинтересованное и сочувственное выслушивание клиента, но не идентификация с ним и не критика его высказываний.

Психологическая проблема

На основе жалоб клиента консультант формулирует для себя предположительную психологическую проблему (как уже отмечалось, в дальнейшем ее, возможно, придется пересмотреть). Можно использовать следующую достаточно общепринятую классификацию проблем.

  • Проблемы, связанные с умственным развитием: неуспеваемость, плохая память, нарушения внимания, трудности в понимании учебного материала и т.п.;
  • Поведенческие проблемы: неуправляемость, грубость, лживость, антисоциальное поведение (агрессивность , воровство, вандализм ) и т.п.;
  • Эмоциональные и личностные проблемы: сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроений, страхи, раздражительность, безволие, отсутствие целенаправленности и т.п.;
  • Проблемы общения: замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость, неумение «постоять за себя» и т.п.;
  • Неврологические проблемы: тики (непроизвольные подергивания мышц), навязчивые движения, энурез (ночное или дневное недержание мочи), повышенная утомляемость, нарушения сна, головные боли и т.п.

Наличие определенной жалобы не всегда означает, что у ребенка имеется соответствующая проблема. Так, жалоба на то, что ребенок плохо учится, может быть вызвана завышенными ожиданиями и требованиями родителей, которых не устраивают вполне нормальные, средние успехи сына или дочери. За жалобой на лень может стоять все, что угодно - от снижения учебной мотивации до умственной отсталости. В консультативной практике очень часты жалобы на невнимательность, рассеянность, однако за ними нередко стоит просто незнание родителями возрастных норм (нормальный для данного возраста уровень развития внимания они считают недостаточным).

Самая частая из поведенческих жалоб - это неуправляемость, непослушность ребенка, но и тут взрослые нередко принимают желаемое за норму, а реальное - за отклонение. Речь идет о случаях, когда на самом деле ребенок послушен и управляем ровно в такой же степени, как и большинство его сверстников, но родителям это кажется «неуправляемостью». Такого рода ошибки чаще всего относятся к периодам возрастных кризисов (2 - 3 лет, 6 - 7 лет, 12 - 13 лет), когда почти каждый ребенок становится менее послушным, чем был раньше. Жалобы на непослушание наиболее характерны для родителей с ригидным типом личности, которые сами повышенно пунктуальны и ожидают того же от ребенка.

Иногда в результате беседы с клиентом и/или психологического обследования ребенка консультант приходит к выводу, что проблема является не психологической (или не только психологической). Например, он может заподозрить нервное или психическое заболевание (неврологическую или психиатрическую проблему), умственную отсталость (дефектологическую проблему) и т.п. В этих случаях приходится рекомендовать клиенту обращение к соответствующему специалисту за дополнительной консультацией.

Запрос

К концу предварительной беседы с клиентом полезно подвести его к формулированию запроса . Скажем, можно кратко суммировать высказанные им жалобы, завершив свое резюме словами: «Вряд ли вы рассчитываете на то, что в результате этой консультации все проблемы сразу исчезнут. Вероятно, вы надеетесь получить какой-то другой эффект. Попробуйте, пожалуйста, описать, какой именно - хотя бы приблизительно».

Бывает, что в ответ на такую просьбу клиент начинает повторно излагать жалобы (нередко добавляя к ним новые). В этом случае приходится еще раз повторить вопрос, а иногда и предложить возможные варианты ответа. Практика показывает, что чаще всего встречаются следующие виды запроса (по отдельности или в тех или иных сочетаниях):

  • получить рекомендации по общению с ребенком, его воспитанию в семье;
  • получить рекомендации по общению с ребенком в школе (детском саду);
  • получить рекомендации по преодолению конкретных учебных или поведенческих проблем;
  • определить наиболее подходящий для ребенка вид обучения (массовая или вспомогательная школа; массовая школа плюс дополнительные индивидуальные занятия и т.п.);
  • получить помощь в решении бытовых вопросов (как полезнее всего провести школьные каникулы; имеет ли смысл отдать ребенка в интернат; с кем из родителей, находящихся в разводе, ребенку лучше жить и т.п.);
  • определить причину имеющихся нарушений (в частности, выяснить, нет ли у ребенка психического заболевания);
  • определить уровень развития ребенка, его соответствие или несоответствие возрастной норме (в частности, определить, готов ли шестилетний ребенок к школе);
  • получить прогноз дальнейшего развития;
  • научиться лучше понимать своего ребенка.

Некоторые виды запроса клиенты часто формулируют сразу, без специального вопроса консультанта (получить помощь в решении бытовых вопросов, определить уровень развития ребенка, научиться лучше его понимать). Такой запрос может не сопровождаться жалобами. Однако в результате психологического обследования вполне может обнаружиться какая-либо серьезная психологическая проблема, о существовании которой клиент не подозревал.

Исходя из приведенных выше соображений, можно выделить следующие задачи, для решения которых в процессе консультирования используется диагностика :

  • определение (уточнение) психологической проблемы;
  • выявление реакции ребенка на имеющуюся ситуацию;
  • определение тех психологических особенностей ребенка, которые могут влиять на реализацию рекомендаций, связанных с основной проблемой.

Глава 1. Задачи диагностики в консультировании

1.1. Процесс консультирования

1.2. Жалоба, проблема, запрос

Глава 2. Что выявляют тесты?

2.1. Когнитивные особенности

2.2. Нарушения умственного развития

2.3. Психологические состояния

2.4. Личностные особенности

2.5. Общий склад личности

3.1. Рисуночные личностные тесты

3.2. Когнитивные тесты

Глава 4. Интерпретация результатов

4.1. Поведение обследуемого

4.2. Рисунки: формальные показатели

4.3. Рисунок человека

4.4. Дом и дерево

4.6. Несуществующее животное

4.7. Когнитивные тесты

Приложения

A. Сводный список тестовых показателей

Б. Словарь терминов

B. Тестовые материалы и иллюстрации

Предисловие

Путеводитель по книге

Оба понятия, вынесенные в заглавие книги, прекрасно знакомы каждому психологу. За последние годы в России вышло множество работ, посвященных как психодиагностике, так и психологическому консультированию. Специфика этой книги в том, что она представляет собой практическое руководство по применению диагностики в консультировании . Для чего нужны консультанту психологические тесты? Какие тесты выбрать? Как их проводить? Какие выводы можно сделать на основе полученных результатов и какие рекомендации дать в итоге клиенту? На все эти вопросы в книге даются конкретные и, по возможности, развернутые ответы.

Первая часть посвящена проблемам диагностики. Она будет интересна не только психологу-консультанту, но и специалистам, использующим тесты в других целях.

В первой главе определяется место, занимаемое диагностикой в процессе консультирования. Вторая глава довольно необычна для практических руководств. В ней приводится краткий обзор понятий, используемых при интерпретации результатов диагностики. Они важны и при выборе методик, наиболее адекватных запросу клиента и предполагаемой психологической проблеме , поэтому их описание предшествует описанию самих методик. Читатель, хорошо знакомый с психологической терминологией, может эту главу опустить.

Третья и четвертая главы посвящены подробному описанию рекомендуемых диагностических методик, технике их проведения и интерпретации результатов. Тестовый материал приведен в Приложении. Овладеть интерпретацией рисуночных тестов помогают 25 иллюстраций , также приведенных в Приложении.

После прочтения книги ею удобно пользоваться как справочником по интерпретации рисуночных тестов. Для этого в Приложении помещены Сводный список тестовых показателей (более 200) и Словарь терминов , содержащий 160 кратких определений с указанием страниц (в скобках), на которых дается более подробное описание данного понятия. В основном тексте эти термины выделены курсивом.

Во второй части книги будет приведена подробная характеристика психологических проблем, с которыми наиболее часто приходится сталкиваться психологу-консультанту. В ней описываются признаки, по которым можно опознать ту или иную проблему, и рекомендации по ее преодолению.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Учебное пособие отвечает всем требованиям государственного образовательного стандарта по курсу психолого-педагогической диагностики и консультирования. В пособии представлены различные методики диагностирования и консультирования, например, методики Д. Векслера, обучающего эксперимента и многие другие; дано практическое руководство к их применению. Пособие предназначено для студентов факультета специальной педагогики и специальной психологии, а также психологического факультета вуза. Может представлять интерес для практикующих логопедов, психологов и олигофренопедагогов.

Другие товары в серии «Библиотека психолога»

Психология возраста. От младшего школьника до старости , Волков Борис Степанович

903 руб Купить

Данное издание подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом на основании опыта работы автора в педагогических учебных заведениях. Учебный материал представлен в виде обобщенных логических схем основных понятий возрастной психологии. В учебном пособии содержатся контрольные вопросы, задания, практические ситуации, темы рефератов и курсовых работ, а также тесты для контроля усвоенных знаний и список литературы. Прилагается краткий терминологический словарь. Предлагаемое пособие является логическим продолжением ранее изданной книги — «Детская психология. Логические схемы». Пособие состоит из 6 разделов.

Рабочая книга психолога социальной защиты , Меновщиков Виктор Юрьевич

623 руб Купить

Пособие содержит полное описание организационных, теоретических и прикладных основ работы психологической службы в системе социальной защиты населения. Представлены практически все теории социальной дезадаптации и различные современные подходы к психосоциальной работе. Уделено внимание профессиональному становлению психолога в системе социальной защиты. Пособие адресовано практическим психологам системы социальной защиты, руководителям социально-психологических служб, будет полезно преподавателям и студентам, обучающимся по специальностям «Психология» и «Социальная работа».

Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация , Ковальчук Марина Александровна , Тарханова Ирина Юрьевна

452 руб Купить

В учебно-методическом пособии в теоретическом и практическом плане рассматриваются проблема девиантного поведения несовершеннолетних. Особо акцентируется внимание на организации комплексной работы с названной категорией детей, взаимосвязанными основными компонентами которой, по мнению авторов, являются профилактическая, коррекционная и реабилитационная деятельность.

Социальная психология , Ратанова Тамара Анатольевна , Дымнова Тамара Ивановна

318 руб Купить

Учебник подготовлен в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М.А.Шолохова и предназначен для студентов разных форм обучения, аспирантов, преподавателей, научных и практических работников. 2-е издание, исправленное и дополненное.

Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка

476 руб Купить

В книге обобщены результаты исследования коллектива авторов и современные литературные данные о формировании когнитивных процессов, лежащих в основе познавательной деятельности ребенка. Представленные в книге результаты нейроморфологических, нейрофизиологических и нейропсихологических исследований позволяют охарактеризовать возрастную специфику мозгового обеспечения когнитивных процессов, определяющих функциональные возможности ребенка в процессе воспитания и обучения. Книга предназначена для физиологов, психологов, педагогов и студентов психолого-педагогического профиля. Под редакцией Д. А. Фарбер, М. М. Безруких.

Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов , Блейхер Вадим Моисеевич , Крук Инна Вадимовна , Боков Сергей Никанорович

524 руб Купить

В руководстве излагаются основные принципы, методы и методологические основы патопсихологии. Приводятся сведения о наиболее часто применяемых методиках исследования внимания, памяти, сенсомоторики, уровня и особенностей протекания мыслительных процессов, личностных свойств. В разделах, посвященных вопросам патопсихологической семиотики, дается характеристика данных, получаемых при обследовании больных психическими заболеваниями и пограничными нервно-психическими расстройствами, в том числе больных детского и подросткового возрастов. Обсуждаются вопросы валидности патопсихологических методик в нозологической психиатрической диагностике. Руководство предназначено для врачей: психиатров, невропатологов, наркологов; медицинских (клинических) и специальных психологов, юристов, а также для более широкого круга читателей, интересующихся вопросами психиатрии и психологии. Может служить учебным пособием для студентов медицинских вузов, психологических факультетов (отделений) университетов и высших педагогических учебных заведений. 3-е издание, стереотипное.

История психологии: идеи, концепции, направления , Абдурахманов Ринат Абдулнакипович

270 руб Купить

В данном учебном пособии представлены основные этапы развития психологии в рамках других наук и как самостоятельной науки. В первом разделе книги раскрыты основные этапы развития психологии в рамках учений о душе. Во втором разделе книги раскрыты основные этапы развития психологии в рамках учений о сознании. В нем представлены основные психологические идеи в философских учениях Древнего Рима, Средневековья и эпохи Возрождения. В третьем разделе книги рассмотрено развитие психологии как самостоятельной науки со второй половины XIX века по настоящее время. Пособие предназначено для студентов, изучающих историю психологии и общую психологию, а также для широкого круга читателей, интересующихся психологией.

Педагогическая психология (основные проблемы) , Якиманская Ираида Сергеевна

476 руб Купить

В данной книге представлен цикл работ по проблемам психического развития человека в системе образования. Особое внимание уделено анализу учения как субъектной деятельности человека, проявляющейся в игре, обучении, профессиональной работе. Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности.

Психология карьеры и профессионально-релевантное поведение специалиста , Акбиева Зарема Султанмурадовна , Терновская Оксана Петровна , Шнейдер Лидия Бернгардовна

168 руб Купить

Что порождает карьерные стремления, в чем и каким образом они выражаются? Каковы структурные и динамические компоненты карьеры современного специалиста? Какие условия способствуют построению успешной карьеры? На эти и другие вопросы читатель найдет ответы в данной книге, авторами которой проведено изучение социально-психологических особенностей карьеры в контексте профессионально-релевантного поведения, показано, что карьера — сложный психологический феномен, в котором реальное статусное положение человека зависит от его тендерных и личностных особенностей и обусловлено его целевой активностью.

Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников. Учебно-методическое пособие.

153 руб Купить

Пособие содержит описание научно-практического опыта работы по проблеме организации и осуществления психолого-педагогического сопровождения процессов развития и воспитания детей, имеющих те или иные проявления гипердинамического синдрома с нарушениями внимания. Пособие включает как теоретическое обоснование проблемы, так и практические пути ее решения. Рассматриваются основные направления работы (диагностика, коррекция, просвещение); показан комплексный подход к выработке единой стратегии сопровождения гиперактивных дошкольников, заключающийся во взаимодействии различных специалистов (медицинский работник — психолог — педагог — узкий специалист) и различных социальных институтов (семья — детский сад — школа). Представлены программы психолого-педагогической диагностики и коррекции, конкретные рекомендации и варианты решения профессионатьных ситуаций, возникающих в процессе работы с гиперактивными дошкольниками. Для практических работников (психологов, педагогов, администрации ДОУ), и студентов психолого-педагогических специальностей.

, Сухарев Александр Владимирович

159 руб Купить

В настоящем учебном пособии рассматриваются возможности применения в области воспитания и психотерапии авторской этнофункциональной методологии, на основе которой строятся соответствующие методы работы, учитывающие этническую, культурную и экологическую неоднородность общества и личности. Новизна и широта возможного применения этнофункциональных гуманитарных технологий сочетается с принципами этнофункциональной системности, развития и детерминизма, актуальными для понимания проблем личности в условиях современного «этнокультурно мозаичного» мира. В работе изложены основные теоретические положения данного подхода и результаты конкретных прикладных исследований. Пособие рассчитано на студентов, аспирантов и научных сотрудников — психологов, педагогов, медиков, а также историков, этнологов, культурологов и других специалистов в области наук о человеке.

  • 3.1. Медицинское обследование в системе комплексного изучения ребенка с отклонениями в развитии
  • 3.2. Педагогическое изучение детей с нарушениями развития
  • 3.3. Социально-педагогическое изучение микросоциальных условий и их влияния на развитие ребенка
  • 3.4. Психологическое изучение детей с нарушениями развития
  • 3.4.1. Методы психологического изучения детей с нарушениями развития
  • 3.4.2. Экспериментально-психологическое изучение детей с нарушениями развития
  • 3.4.3. Тесты
  • 3.4.4. Нейропсихологическое изучение детей с нарушениями развития
  • 3.4.5. Подходы к изучению личности детей и подростков с нарушениями развития
  • 3.5. Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития
  • Глава 4 особенности психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах
  • 4.1. Психолого-педагогическое изучение детей первого года жизни
  • 4.1.1. Особенности развития
  • 4.1.2. Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей первого года жизни
  • 4.2. Психолого-педагогическое изучение детейраннего возраста (1 - 3 года)
  • 4.2.1. Особенности развития
  • 4.2.2. Рекомендации к психолого-педагогическомуизучению детей раннего возраста
  • 4.3. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)
  • 4.3.1. Особенности развития
  • 4.3.2. Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей дошкольного возраста
  • 4.4. Психолого-педагогическое изучение детей школьного возраста
  • 4.4.1. Особенности развития
  • 4.4.2. Особенности психолого-педагогического изучения младших школьников
  • 4.5. Психолого-педагогическое изучение подростков с нарушениями развития
  • 4.5.1. Особенности развития
  • 4.5.2. Цели и задачи психолого-педагогического изучения подростков с нарушениями развития
  • 4.5.3. Особенности процедуры проведения психологического исследования подростков с нарушениями развития
  • 4.5.4. Правила построения программ исследования
  • Глава 5 психолого-педагогическое изучение детей и подростков с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционального развития, сложными нарушениями развития
  • 5.1. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха
  • 5.2. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями зрения
  • 5.2.1. Теоретические основы организации обследования детей с нарушениями зрения
  • 5.2.2. Требования, предъявляемые при проведении обследования детей с нарушениями зрения
  • 5.2.3. Особенности проведения психолого- педагогической диагностики детей с нарушениями зрения в разные возрастные периоды
  • 5.2.4. Принципы адаптации диагностических методик при обследовании детей разных возрастных групп с нарушениями зрения
  • 5.3. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • 5.4. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (с ранним детским аутизмом)
  • 5.4.1. Общая характеристика нарушений у аутичных детей
  • 5.4.2. Процедура психолого-педагогического изученияаутичных детей
  • 5.5. Клинико-психолого-педагогическое изучениедетей со сложными нарушениями развития
  • Глава 6 психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях, психолого-медико- педагогические комиссии и консультации
  • 6.1. Психолого-медико-педагогические консилиумы(пмПк) в образовательных учреждениях
  • 6.1.1. Цели и задачи пмПк
  • 6.1.2. Организация деятельности пмПк
  • 6.2. Психолого-медико-педагогические комиссии и консультации
  • 6.2.1. Консультативно-диагностическая работа
  • 6.2.2. Методы психолого-педагогического исследования детей в пмпк
  • 6.2.3. Методы экспериментально-психологическогоисследования в пмпк
  • Глава 7 организация и содержание психологического консультирования в системе психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями развития
  • 7.1. Понятие психологического консультирования
  • 7.2. Методы психологического консультирования
  • 7.3. Процедура психологического консультирования
  • 7.4. Основные принципы и стратегииконсультирования
  • 7.5. Типичные трудности в процессеконсультирования
  • 7.6. Задачи психологического консультированиясемей, имеющих детей с отклонениями в развитии
  • 7.7. Психологическое консультирование детей с отклонениями в развитии
  • Глава 8психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития
  • 8.1. Методы изучения семьи
  • 8.1.1. Малоформализованные методики
  • 8.1.2. Формализованные методики
  • 8.1.3. Методики изучения отношений ребенка к родителям и к социуму
  • 8.1.4. Методики изучения особенностей личностиродителей
  • 8.1.5. Методики изучения родительско-детских отношений
  • 8.2. Процедура психологического исследования семьи
  • Примерная программа дисциплины
  • Примерное положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (№ 27/90.1-6 от 27.03.00)
  • Рекомендуемая форма календарного планирования деятельности пмпк
  • Результаты психолого-педагогического изучения Эллы с., 10 мес
  • Глава 7 организация и содержание психологического консультирования в системе психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями развития

    Консультирование по проблемам ребенка с нарушениями в развитии - комплексный, многоаспектный процесс, и в зависимости от его доминирующей цели он может проводиться разными специалистами. Это могут быть и психологи, в том случае, когда, исходя из цели, за основу принимается психологическая модель консультирования, и специалисты по коррекционнои педагогике, логопеды и др., когда за основу принимается педагогическая или диагностическая модель консультирования. Желательно привлекать к работе и медиков, которые могут дать оценку психофизиологическому состоянию ребенка. Каждый из этих специалистов обладает важными знаниями, помогающими решить ту или иную проблему, находящуюся в сфере его компетенции.

    Кроме того, можно выделить разные уровни консультирования в зависимости от возможностей специалистов - имеется в виду как их подготовка, так и чисто формальные, организационные моменты (наличие постоянного приспособленного помещения, необходимого времени, организация труда в том или ином учреждении и пр.). Так, консультирование может вестись в ряде случаев на чисто информационном уровне, когда консультант в ходе одной-двух встреч обеспечивает клиента определенными необходимыми ему сведениями (например, о том, что такое умственная отсталость или какое-либо иное отклонение в развитии его ребенка; какие существуют специализированные учреждения и т.п.). Другой уровень консультирования - обучение клиента тем или иным навыкам, умениям - поведенческим, социальным, навыкам простейшей коррекционнои работы, а не просто снабжение его информацией. Третий уровень - помощь в активной перестройке системы отношений, оценки действительности, а не просто снабжение информацией или обучение.

    Следует подчеркнуть, что во всех вариантах консультирования (независимо от того, какого узкого профиля специалист проводит консультацию) необходимо соблюдать этические принципы и методологические подходы психологического консультирования, поскольку психологический аспект в ситуации консультирования всегда должен учитываться.

    7.1. Понятие психологического консультирования

    Психологическое консультирование как одно из направлений практической психологии возникло сравнительно недавно, в 50-е гг. XX в., т.е. много позже появления других отраслей практической психологии - психологической диагностики, психологической коррекции, психотерапии. Четкую грань между понятиями "психологическое консультирование", "психотерапия", "психологическая коррекция" провести невозможно: их цели, задачи, методы тесно переплетены.

    Психологическая коррекция согласно наиболее распространенному в нашей стране определению (а их, как и определений психотерапии, немало) - это деятельность психолога по исправлению тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют некоей оптимальной модели (А.С. Спиваковская).

    Психотерапия рассматривается многими как более узкое понятие, как метод лечения психических и психосоматических (т.е. вызванных психическими факторами) заболеваний. Однако сейчас это понятие расширяется, и психологическая модель психотерапии (в отличие от медицинской) подразумевает помощь людям психологическими средствами в самых разнообразных случаях психологического неблагополучия (внутренние конфликты, тревога, нарушения общения и социальной адаптации в целом и др.). При таком понимании психотерапии она очень тесно сближается с психологической коррекцией и с психологическим консультированием, и не случайно многие психологи пользуются этими терминами как синонимами.

    Цель психологического консультирования - создание клиентом новых осознанных способов действия в проблемной ситуации. При этом подразумевается, что клиент психолога-консультанта - психически и психологически здоровый человек, способный отвечать за свои поступки и анализировать ситуацию.

    Соответственно в психотерапии и психологической коррекции этого от клиента (пациента) может и не ожидаться. Однако на практике оказывается, что почти не бывает "абсолютно здоровых"

    клиентов, и психолог-консультант (особенно по личностным и межличностным проблемам) в той или иной мере начинает выступать как психотерапевт.

    Но в целом психологическое консультирование все же имеет свою специфику и в характере целей, и в используемых методах. С его помощью решаются не столько жизненно важные, глубинные, витальные проблемы (как в психотерапии и психологической коррекции в той части, что их сближает), сколько проблемы приспособления к ситуации. Консультант помогает клиенту по-новому взглянуть на проблему, уйти от привычных стереотипов реагирования и поведения, сделать выбор конкретной стратегии поведения. Строго говоря, в его задачу не входят коррекция патологических симптомов, обеспечение личностного роста клиента (за исключением консультирования по личностным проблемам, которое практически смыкается с психотерапией и психологической коррекцией), установление особых терапевтических отношений и т.п. Основная задача психолога-консультанта, по мнению Ю.Е. Алешиной (1994), - помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источником трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия является изменение установок клиента на других людей и формы взаимодействия с ними.

    Что касается методов психологического консультирования, то специфика состоит в удельном весе их использования по ходу работы: по сравнению с психотерапией и психологической коррекцией при консультировании психолог меньше времени отводит на выслушивание (в психотерапии на это уходит основная часть времени), больше объясняет, больше информирует, больше дает советов и указаний (в психотерапии, за редкими исключениями, советы и указания не используются). Консультирование, как правило, не имеет такого регулярного характера, как психотерапия и психологическая коррекция, и часто занимает меньше времени (в среднем 5 - 6 встреч, хотя бывают случаи, когда процесс с большими перерывами длится годами, поскольку у клиента появляются все новые проблемы).

    В зависимости от типов решаемых проблем выделяют различные виды психологического консультирования (Алешина Ю.Е. , 1994; Немов Р.С. , 1999, и др.); из них основными являются:

      Психолого-педагогическое (помощь в установлении адекватных детско-родительских отношений, в выборе тактики воспитания и т.п.);

      Семейное (консультирование семейных пар с супружескими проблемами; членов семьи, в которых есть дети с отклонениями в развитии, алкоголики, наркоманы и др.);

      Личностное (помощь в решении личностных проблем, в самопознании, в достижении целей личностного роста);

      Возрастно-психологическое (контроль за ходом психического развития ребенка);

      Профессиональное (помощь в профессиональном самоопределении);

      Деловое (помощь руководителям в организации деятельности трудового коллектива и налаживании взаимоотношений между людьми).

    Это разделение достаточно условно, на практике многие виды консультирования совмещаются (психолого-педагогическое и возрастно-психологическое, семейное и личностное, возрастно-психологическое и профессиональное и т.п.).

    Процесс консультирования может осуществляться как индивидуально, так и в группе.

    Позиции консультанта в ходе консультирования могут быть различны. Обычно выделяют три основные позиции.

      Консультант как советчик. Он снабжает клиента информацией по интересующим его вопросам, дает конкретные практические советы (к каким еще специалистам можно обратиться, как вести себя в той или иной ситуации, каковы особенности того или иного возрастного кризиса и т.п.).

      Консультант как помощник. Его задача - не давать практических советов, а помочь клиенту мобилизовать свои внутренние ресурсы, дать ему почувствовать ответственность за происходящее с ним и принять адекватное решение.

      Консультант как эксперт. Он показывает варианты решения проблемной ситуации, оценивает вместе с клиентом их эффективность, помогает выбрать лучший.

    Наиболее распространена вторая модель, но фактически чаще всего консультант периодически занимает разные позиции.

    Есть и другая классификация позиций консультанта (Алешина Ю.Е. , 1994; Абрамова Г.С. , 1995).

      Позиция "сверху". Консультант выступает в роли "гуру" - учителя жизни. Считая, что его квалификация ставит его выше клиента, он воздействует на последнего, заставляя принять свою точку зрения на проблему: он оценивает действия клиента как "правильные" и "неправильные", "хорошие" и "плохие". Клиент в данном случае пассивен, он начинает зависеть от психолога, слепо выполнять его рекомендации. В результате консультирование просто теряет всякий смысл, превращается в инструктаж, причем указания психолога отнюдь не всегда бывают конструктивными - ведь его авторитарность не позволяет ему вжиться в ситуацию клиента, а она всегда уникальна, как уникален каждый человек.

      Позиция "снизу". В этом случае консультант идет за клиентом, куда тот пожелает. Клиент манипулирует им, подводит его к "выгодным" для себя советам и оценкам, чтобы самому избавиться от ответственности за ситуацию. По существу, клиент за счет консультанта удовлетворяет свои сугубо "корыстные" цели (например, самооправдание), а вовсе не стремится разрешить проблему. Такая позиция консультанта также разрушает сам процесс консультирования.

      Позиция "на равных". Эта позиция считается единственно правильной. В этом случае консультант и клиент находятся в диалогическом общении, сотрудничают для решения той или иной проблемы. При этом каждый несет свою долю ответственности за происходящее.

    Педагогический университет «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»

    Ирина ЛЕВЧЕНКО,
    доктор психологических наук
    София ЗАБРАМНАЯ,
    кандидат педагогических наук

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА

    № газеты Учебный материал
    17 Лекция 1. История развития психолого-педагогических методов диагностики в специальной отечественной и зарубежной психологии
    18 Лекция 2. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей
    19 Лекция 3. Методологические принципы и задачи психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей
    Контрольная работа № 1 (срок выполнения - до 15 ноября 2005 г.)
    20 Лекция 4. Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития
    21 Лекция 5. Характеристика методов психологического изучения
    детей с нарушениями развития
    Контрольная работа № 2 (срок выполнения - до 15 декабря 2005 г.)
    22 Лекция 6. Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогического консилиума
    23 Лекция 7. Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)
    24 Лекция 8. Психолого-педагогическая диагностика как основа коррекционно-развивающей работы школьного психолога с детьми

    Итоговая работа, сопровождаемая справкой из учебного заведения, должна быть отправлена в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2006 г.

    Лекция 3
    Методологические принципы и задачи
    психолого-педагогической диагностики нарушений
    развития у детей

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
    ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

    Психологическая диагностика отклонений развития у детей является составной частью комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования. Она основывается на ряде принципов, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития (В.И.Лубовский, Т.В.Розанова, С.Я.Рубинштейн, С.Д.Забрамная, О.Н Усанова и др.).

    Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, то есть включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие). Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.

    Диагностические задания должны быть доступны для ребенка. В ходе обследования ребенку необходимо предложить задание, которое он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается, с заданиями для какой возрастной группы справился ребенок.

    При обследовании важно выявить не только актуальные возможности ребенка, но и его потенциальные возможности в виде «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Это достигается предложением заданий разной сложности и оказанием ребенку дозированной помощи в ходе выполнения заданий.

    Необходима строгая научность в подборе диагностических заданий для каждого возрастного этапа, то есть при обследовании следует использовать те задания, которые могут выявить, какие стороны психической деятельности необходимы для выполнения данного задания и как они нарушены у обследуемого ребенка.

    При обработке и интерпретации результатов необходимо дать их качественную и количественную характеристику, при этом система качественно-количественных показателей должна быть однозначной для всех обследуемых детей.

    Проведение психологического, психодиагностического исследования всегда подчинено определенной цели, которая обусловливает пути решения отдельных задач. Основная цель психодиагностического исследования ребенка с нарушениями развития - выявление структуры нарушения психической деятельности для нахождения оптимальных путей коррекционной помощи. Конкретная задача определяется возрастом ребенка, наличием или отсутствием нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуацией, этапом диагностики (скрининг, дифференциальная диагностика, углубленное психологическое изучение ребенка для разработки индивидуальной коррекционной программы, оценка эффективности коррекционных мероприятий).

    Чтобы получить информативные и объективные результаты психологического изучения ребенка, необходимо соблюдать ряд специальных условий:

    Методический аппарат должен быть адекватен целям и гипотезе исследования: так, например, при осуществлении скринингового исследования диагностический инструментарий должен позволять экспериментатору в ходе однократного исследования сделать вывод о соответствии психического развития ребенка возрастной норме или об отставании от нее;

    Важно определить, какие психические функции предполагается изучить при обследовании, от этого зависит подбор методик и интерпретация результатов;

    Подбор экспериментальных заданий должен производиться на основе принципа целостности, так как развернутую психологическую характеристику ребенка, включающую особенности познавательного и личностного развития, можно получить только в результате применения нескольких методик, дополняющих друг друга;

    При подборе заданий необходимо предусмотреть различную степень трудности их выполнения: это дает возможность оценить уровень актуального развития и в то же время позволяет выяснить высший уровень возможностей обследуемого ребенка;

    Задания должны подбираться с учетом возраста ребенка, чтобы выполнение заданий было для него доступным и интересным;

    При подборе заданий важно учитывать влияние аффективной сферы ребенка на результаты его деятельности, чтобы исключить необъективность в трактовке результатов;

    Отбор заданий должен носить как можно менее интуитивно-эмпирический характер, только научность при подборе методик повысит надежность полученных результатов;

    Не исключая значения интуиции при разработке диагностического инструментария, следует предусмотреть обязательное теоретическое обоснование системы диагностических заданий;

    Количество методик должно быть таким, чтобы обследование ребенка не привело к психическому истощению, необходимо дозировать нагрузку на ребенка с учетом его индивидуальных возможностей.

    При организации процедуры обследования необходимо учитывать следующие требования:

    Процедура обследования должна строиться в соответствии с особенностями возраста ребенка; чтобы оценить уровень развития психической деятельности ребенка, необходимо включить его в активную деятельность, ведущую для его возраста; для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игровая, для школьника - учебная;

    Методики, используемые для изучения детей, должны обладать удобством пользования, возможностью стандартизации и математической обработки данных, но одновременно они должны учитывать не столько количественные результаты, сколько особенности процесса выполнения заданий (В.И. Лубовский);

    Анализ полученных результатов должен быть качественно-количественным; в работах ведущих отечественных психологов показано, что именно качественный анализ, реализуемый через систему качественных показателей, позволяет выявить своеобразие психического развития ребенка и его потенциальные возможности, а количественные оценки используются для определения степени выраженности того или иного качественного показателя, что облегчает разграничение норм и патологии, позволяет сравнивать результаты, полученные у детей с разными нарушениями развития;

    Выбор качественных показателей не должен быть случайным, он должен отражать уровни сформированности психических функций, нарушение которых является характерным для детей с отклонениями в развитии;

    Для получения достоверных результатов важно установить продуктивный контакт и взаимопонимание психолога и ребенка;

    Для оптимизации процедуры обследования следует продумать порядок предъявления диагностических заданий; некоторые исследователи (А. Анастази, В.М. Блейхер и др.) считают целесообразным располагать задания по степени возрастания сложности - от простого к сложному, другие авторы (И.А. Коробейников, Т.В. Розанова) предлагают чередовать простые и сложные задания для профилактики утомления.

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
    ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

    Психодиагностика нарушенного развития призвана определить направление обучения ребенка, его специфические образовательные потребности и возможный уровень его образования, указать основные направления коррекционно-развивающего обучения. Другими словами, психолого-педагогическая диагностика нарушенного развития является дифференциальной и прогностической. В процессе диагностики должныопределяться и оптимальные организационные формы обучения ребенка, и рекомендации индивидуального планового обучения.

    Диагностика нарушенного развития на современном этапе должна строиться с опорой на ряд принципов, ранее описанных в трудах ведущих специалистов (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский, С.Д.Забрамная).

    Комплексное изучение развития психики ребенка, предполагающее вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а в наиболее сложных случаях - нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования.

    Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, иерархии выявленных нарушений. Очень важно, чтобы были обнаружены не только явления негативного характера, но и сохранные функции, и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.

    Динамический подход к изучению ребенка с нарушением развития предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития, а также учет возрастных особенностей ребенка. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, возрастных качественных новообразований, а также их своевременная реализация. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста.

    Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении новых способов действий.

    Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры:

    Отношение к ситуации обследования и заданиям;

    Способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;

    Соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

    Продуктивное использование помощи взрослого;

    Умение выполнять задание по аналогии;

    Отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

    Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.

    Необходимость раннего диагностического изучения ребенка. Именно раннее выявление отклонений в развитии позволяет предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение, своевременное включение ребенка в коррекционное обучение.

    Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития. Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.

    ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
    НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

    Психодиагностика нарушенного развития должна осуществляться в три этапа: скрининг-диагностика; дифференциальная диагностика; углубленное изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы. Каждый этап имеет свои специфические задачи и с каждым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики.

    Первый этап получил название «скрининг». Слово «скрининг» происходит от английского screen и означает «просеивать», «сортировать». На этом этапе выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребенка без точной квалификации характера и глубины этих отклонений.

    Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем ребенка. Кроме этого, скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении, а именно: выявление недостатков воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также выявление недостатков той или иной программы обучения и воспитания детей.

    Проблема организации и проведения скрининг-диагностики в настоящее время решается по-разному. На практике встречается несколько вариантов. Например, педагоги, столкнувшись в своей работе с особенностями ребенка, вызывающими трудности в обучении и воспитании, обращаются с запросом к психологу образовательного учреждения: дать оценку этим особенностям и разработать соответствующие рекомендации к работе с таким ребенком.

    В другом случае родители обращаются к психологу с запросом дать оценку особенностям поведения или трудностям в воспитании ребенка и рекомендации по проведению воспитательно-образовательных мероприятий. Следует подчеркнуть, что таких обращений значительно больше в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот возраст рассматривается как «подготовительный» к школе, и родители начинают замечать, что у ребенка есть те или иные проблемы психологического плана.

    И, наконец, выявление детей с проблемами в развитии может осуществляться по результатам специально организованного скрининг-обследования. По форме проведения скрининг-обследование может быть индивидуальным или групповым. Этот подход наиболее соответствует современным требованиям к выявлению детей с нарушениями развития, но, к сожалению, используется нечасто, а по своей процедуре редко отвечает современным требованиям. Используемый при скрининге набор методик часто не отвечает задачам скринингового исследования, профессиональная подготовка педагогов-психологов обычно недостаточна для квалификации нарушения развития. Ведущей сегодня остается скрининговая диагностика «по обращению», которая не дает возможности обеспечить всестороннее изучение особенностей каждого ребенка и оказать психологическую и педагогическую помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Таким образом, существует ряд проблем, характеризующих современное состояние скрининг-диагностики:

    Несмотря на большое количество различных методик, применяемых при обследовании детей, существует явная нехватка научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследованиях (особенно это касается скрининговых обследований детей первых трех лет жизни);

    При разработке методик скрининг-диагностики очень сложной является выработка системы критериев, по которым возможно разграничение детей с нормальным темпом психического развития и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (в данном случае речь идет о детях раннего и дошкольного возраста);

    Существенной проблемой при проведении скрининг-обследования являются эмоциональное состояние и личностные особенности испытуемых. Мотивация сотрудничества, реакции на успех и неудачу, самочувствие, негативный прошлый опыт и т.д. заметно влияют на качество выполнения заданий. Это создает существенные трудности, поскольку ограниченность во времени при скрининг-исследовании может не дать возможности получить необходимую информацию.

    Второй этап - дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель этого этапа - выявить тип нарушения развития. По результатам этого этапа определяется направление обучения ребенка, вид и программа образовательного учреждения, то есть оптимальный педагогический маршрут, соответствующий особенностям и возможностям ребенка. Ведущая роль в дифференциальной диагностике принадлежит психолого-медико-педагогическим комиссиям (ПМПК).

    Задачами дифференциальной диагностики являются:

    Разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;

    Выявление первичного и вторичного нарушений, то есть системный анализ структуры нарушения;

    Оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

    Определение и обоснование педагогического прогноза.

    На основании этих данных определяется тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекционно-педагогического процесса. Группа специалистов ПМПК, осуществляющих диагностику, реализует комплексный подход к изучению ребенка с проблемами в развитии. Решение по итогам диагностики принимается коллегиально. Работа диагностической группы строится по определенной системе с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

    В настоящее время существует круг проблем, связанных с дифференциальной диагностикой нарушенного развития.

    Известно, что сходные психологические особенности наблюдаются у детей, относящихся к разным типам (категориям) нарушенного развития. Например, недостатки речевого развития или пониженная обучаемость характеризуют практически всех детей с нарушениями развития. Специфических особенностей, определяющих каждый тип нарушенного развития, которые и могут служить критериями дифференциальной диагностики, известно значительно меньше (В.И. Лубовский). Это связано и с закономерностями аномального развития, и с тем, что в специальной психологии на сегодняшний день недостаточно научных исследований сравнительного характера. Осуществление таких научных разработок позволило бы существенно расширить возможности дифференциальной диагностики.

    Третий этап - феноменологический. Его цель - выявление индивидуальных особенностей ребенка, то есть тех характеристик его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, личности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. В ходе этого этапа на основе диагностики разрабатываются программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Большую роль на этом этапе играет деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений.

    Углубленное психолого-педагогическое изучение нарушений развития ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики. Такое изучение требует времени и осуществляется в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов. Среди них можно выделить следующие:

    Выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;

    Разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;

    Оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы;

    Определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений;

    Помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;

    Профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;

    Решение проблем социально-эмоционального плана.

    При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов деятельности и творчества детей и подростков.

    Следует подчеркнуть, что до настоящего времени большинство специалистов в области психодиагностики ориентированы в основном на оценку уровня интеллектуального и речевого развития ребенка, на дифференциацию нарушений. Специалисты успешно констатируют недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но недостаточно ориентированы на выявление позитивного потенциала, особенно позитивных личностных особенностей, на основе которых возможно решение познавательных, речевых, социально-личностных проблем ребенка. Но эффективность коррекционно-педагогического процесса определяется не только констатацией негативных факторов, но в первую очередь - выявлением интеллектуального и личностного потенциала, на основе которого возможно построение системы индивидуального психолого-педагогического сопровождении. Надо отметить, что некоторые из поставленных проблем только начали изучаться, например вопросы профессиональной диагностики и профессионального консультирования подростков с нарушениями развития.

    Итак, важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются:

    Раннее выявление нарушений развития у детей;

    Определение причин и характера нарушений;

    Определение оптимального педагогического маршрута ребенка;

    Выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;

    Разработка индивидуальных программ развития и обучения.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Выготский Л.С . Собрание сочинений. - М., Педагогика, 1985. - Т. 5.

    2. Лубовский В.И . Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. - 1971. - №8 .

    3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., Педагогика,1989.

    4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Стребелевой. - М., Полиграфсервис, 1998.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. Бурменская Г.В., Барабанова О.А., Лидерс А.Г . Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М., Изд-во МГУ, 1990.

    2. Проблемы специальной психологии и психодиагностики отклоняющегося развития // Материалы Всероссийской научно-практической конференции и семинаров: Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: методы и средства // Проблемы специальной психологии в образовании. - М., 1998.

    3. Ульянкова У.В., Лебедева С.С. Выготский Л.С. и современная служба практической психологии. - Нижний Новгород, 2000.

    4. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А. Добровольская и др. / Под ред. И.Ю. евченко, С.Д.Забрамной. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

    5. И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. Психологическое изучение детей с отклонениями развития. – М.: Коррекционная педагогика, 2005.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

    1. Каковы задачи психолого-педагогической диагностики на разных возрастных этапах?
    2. Какими методологическими принципами необходимо руководствоваться при организации и проведении психолого-педагогической диагностики?
    3. Охарактеризуйте основные этапы психолого-педагогической диагностики.
    4. Какие основные задачи решаются на каждом из этапов психолого-педагогической диагностики?


    © 2024
    polyester.ru - Журнал для девушек и женщин