18.07.2020

День рождения фатимы дочери пророка мухаммеда. Голод и небесная трапеза. В свободное время…


Чтобы растрогать ваши сердца и дать вам повод ощутить любовь к семейству Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, мы перевели этот трогательный и печальный хадис о последних мгновениях жизни Госпожи женщин миров - Фатимы Захры, да будет мир с ней, переданный со слов её доверенной служанки Асмы. После прочтения этой истории не забудьте произнести салават!

Г оспожа женщин миров Фатима, да будет мир с ней, легла на кровать, расположенную в центре комнаты, и повернула лицо в сторону Каабы. Фатима отправила своих дочерей Зейнаб и Умму Кульсум к одной из женщин рода Хашим, дабы они не увидели её смерти. Повелитель верующих Али, Имам Хасан и Имам Хусейн, да будет мир с ними, не присутствовали в это время дома.

Фатима, да будет мир с ней, сказала: «Перед смертью Посланника Аллаха Джабраил принёс из Рая камфару. Посланник Аллаха разделил камфару на три части: одну часть для себя, одну часть для Али и одну часть для меня». Потом Фатима сказала: «О Асма! В таком-то месте мой отец оставил остаток камфары для меня. Принеси её и положи под мою подушку». Я сделала то, что она мне повелела. Потом Фатима совершила омовение (вузу) и сказала мне: «Принеси мне благовония, которые я использую для молитвы. И принеси мне одежду, которую я одеваю во время молитвы». Потом она накрыла на себя одеяло и сказала мне: «Подожди немного и позови меня. Если я отвечу, то ничего не случилось. Но если не отвечу, то знай, что я отправилась к своему отцу. И тогда без промедления позови Али». Когда смерть приблизилась, Фатима, да будет мир с ней, сказала: «Мир Джабраилу! Мир Посланнику Аллаха! О Аллах, забери меня к Твоему Посланнику! О Аллах, забери меня в мир спокойствия…». Потом сказала:

«Вот караван людей неба: вот Джабраил, и вот Посланник Аллаха! Он говорит мне: „Дочка! Приди! То, что ожидает тебя, для тебя лучше…“».

Фатима открыла глаза и произнесла: «И тебе мир, о забирающий души! Поспеши и не причиняй мне страданий!». Потом она сказала: «Пусть мой приход будет к Тебе, О Господь, а не к огню!». Тогда Фатима закрыла глаза, её руки упали, ноги выпрямились. Я позвала её, но ответа не было. Я подняла покрывало с её лица и увидела, что она присоединилась к своему отцу. Я обняла её и стала целовать, и потом сказала: «О Фатима! Когда увидишь Посланника Аллаха, передай ему приветствие от Асмы бинт Умейс».

Хасан и Хусейн, да будет мир с ними, вошли в дом и увидели, что Фатима накрыта. Они сказали: «О Асма! Почему наша мать спит в это время?». Я ответила: «О сыновья Посланника Аллаха! Ваша мать не спит - она ушла в мир иной». Хасан и Хусейн, плача, обняли свою мать. Хасан воскликнул:

«О мама! Поговори со мной, пока мой дух не покинул моё тело!».

Хусейн, целуя ноги матери, сказал:

«Я твой сын - Хусейн! Поговори со мной, пока сердце моё не разорвалось!».

Я сказала Хасану и Хусейну, да будет мир с ними: «О сыновья Посланника Аллаха! Сообщите вашему отцу, что ваша мать умерла». Хасан и Хусейн дошли до мечети, но не сдержав себя, зарыдали громким плачем. Тогда, услышав их плач, люди вышли из мечети и спросили о его причини. Они ответили: «Наша мать Фатима умерла!». В это время Повелитель верующих был в молитве и, услышав эти слова, он упал, потеряв сознание. Проснувшись, он молвил:

«Кто утешит меня, о дочь Мухаммада?».

«Бихар аль-анвар», т. 43, с. 186

История о том, что после смерти Посланника Аллаха его дочь Фатима обиделась на халифа Абу Бакра, упоминается в достоверных сводах. Мать правоверных ‘Аиша рассказывала, что Фатима, дочь Пророка, отправила человека к Абу Бакру, попросив передать ей оставшиеся в наследство от Посланника Аллаха и относящиеся к фею (военная добыча, полученная без боя - К.Э.) земли в Медине и Фадаке, а также то, что осталось от хумса в Хайбаре. Абу Бакр ответил, что Посланник Аллаха сказал: «Мы не оставляем наследства, и то, что остаётся после нас, считается пожертвованием, но семья Мухаммада ест из этого имущества». Он сказал: «Поистине, клянусь Аллахом, я ничего не убавлю из пожертвования Посланника Аллаха. Оно будет таким же, каким было при жизни Посланника Аллаха, и я буду распоряжаться им так же, как он». Абу Бакр отказался отдать его Фатиме, и она обиделась на него из-за этого. Она перестала разговаривать с ним и не делала этого до самой смерти, а прожила она после смерти Пророка шесть месяцев. Об этом сообщили ал-Бухари в разделах «Фард ал-хумс» и «Магази» и Муслим в разделе «ал-Джихад ва-с-сийар».
Фатима была недовольна решением Абу Бакра, поскольку полагала, что слова Посланника, на которые сослался халиф, не распространяются на земельные владения и прочую недвижимость. Абу Бакр же, опираясь на общий смысл хадиса, принял решение передать эти земли в собственность государства и назначить для семьи Пророка содержание из доходов, получаемых с этих земель. Такое объяснение дал Ибн Хаджар ал-‘Аскалани.

На справедливость решения Абу Бакра указывает и то, что другие сподвижники, включая самого ‘Али ибн Абу Талиба, не опротестовали его, и последующие халифы тоже оставили его в силе. Ал-Куртуби сообщил, что никто из имамов, относящихся к семье Пророка, начиная с ‘Али ибн Абу Талиба, также не претендовал на эти земли. Он писал: «‘Али во времена своего правления поступал так же, как Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман. Он не пытался сделать эти земли своей собственностью и не отделил себе часть их. Он распределял полученный с них доход так же, как это делали до него. Потом эти земли перешли в распоряжение ал-Хасана ибн ‘Али, потом - ал-Хусайна ибн ‘Али, потом - ‘Али ибн ал-Хусайна, потом - ал-Хусайна ибн ал-Хасана, потом - Зайда ибн ал-Хусайна, потом - ‘Абдаллаха ибн ал-Хусайна. Потом ими распоряжались потомки ал-‘Аббаса, о чём сообщил Абу Бакр ал-Баркани в своём “Сахихе”».

Таким образом, отказ Абу Бакра нарушить завещание Пророка не был ущемлением прав его дочери. Фатима, да будет доволен ею Аллах, руководствовалась собственным суждением, и хотя оно было неправильным, это ни в коей мере не умаляет её достоинств.

Любому человеку, включая праведных сподвижников и членов семьи Пророка, свойственно ошибаться, и до нас дошли предания о том, что Пророк Мухаммад при жизни не раз отказывал Фатиме. Ал-Бухари в разделе «Фадаил ас-сахаба» и Муслим в разделе «аз-Зикр ва-д-ду‘а» привели хадис о том, что Фатима попросила своего отца подарить им слугу, но он отказал ей. Вместо этого он велел ей и ‘Али восславлять Аллаха.

Следует знать, что, согласно некоторым сообщениям, перед смертью Фатима примирилась с Абу Бакром, да будет доволен ими Аллах. Ал-Байхаки в «ас-Сунан ал-кубра» (6/301) передал со слов аш-Ша‘би: «Когда Фатима заболела, Абу Бакр ас-Сиддик пришёл к ней и попросил разрешения войти. ‘Али спросил: “Фатима, пришёл Абу Бакр и просит разрешения войти”. Она спросила: “Ты хочешь, чтобы я разрешила ему?” Он сказал: “Да”. Она разрешила, и тот вошёл к ней. Желая угодить ей, он сказал: “Клянусь Аллахом, я оставил свой дом и своё имущество, свою семью и своих родных только для того, чтобы заслужить довольство Аллаха, довольство Его Посланника и ваше довольство, люди дома Пророка”. Он продолжал говорить ей приятное, пока она не осталась довольна».

Это отосланное (мурсал) сообщение, но Ибн Касир в «ал-Бидайа ва-н-нихайа» (5/253) назвал его иснад сильным, ибо очевидно, что ‘Амир аш-Ша‘би (один из самых авторитетных передатчиков) слышал об этом либо непосредственно от ‘Али, либо от того, кто слышал это от него. Ибн Хаджар назвал его иснад достоверным до аш-Ша‘би. Слова матери правоверных ‘Аиши не исключают правдивости слов аш-Ша‘би, поскольку она рассказывала лишь то, что было известно ей.

В целом же мусульманам не подобает обсуждать разногласия, возникавшие между сподвижниками Пророка, поскольку любить их - обязанность каждого правоверного. Ан-Насаи передал со слов Анаса ибн Малика, что Пророк сказал: «Любовь к ансарам - признак веры, а ненависть к ним - признак лицемера». Ал-Албани назвал хадис достоверным.

Ахмад, ал-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд, Ибн Маджа передали со слов Абу Са‘ида ал-Худри, что Посланник Аллаха сказал: «Не браните моих сподвижников, ибо если кто-либо из вас израсходует золото величиной с Ухуд, то это не сравнится с пригоршней того, что израсходовал кто-либо из них, или даже с её половинкой».

Как может человек, уверовавший в Аллаха и последний день, выискивать недостатки у сподвижников и умалять их достоинства, если Всевышний Аллах обещал им райские сады?! В Коране сказано: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это - великое преуспеяние» (ат-Тауба, 100). Есть и другие аяты, свидетельствующие о превосходстве сподвижников Пророка Мухаммада.

Однако те, чьи сердца поражены неверием и лицемерием, ставят под сомнение авторитет сподвижников, чтобы тем самым оборвать связь между мусульманами и их Пророком. Они потеряли надежду на то, что правоверные отрекутся от Писания Аллаха или усомнятся в правдивости Его Посланника. Но они всё ещё верят, что сумеют опорочить сподвижников как передатчиков сунны Посланника.

Среди этих смутьянов есть такие, которые возводят навет на лучшего из мусульман после Пророка Мухаммада - Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен им Аллах. Они утверждают, что разногласия между Абу Бакром и Фатимой навлекли на праведного халифа гнев Всевышнего Аллаха. При этом они ссылаются на хадис ал-Мисвара ибн Махрамы, переданный ал-Бухари в разедел «Манакиб» и Муслимом в разделе «Фадаил ас-сахаба». В нём сообщается, что Пророк сказал: «Фатима - частица меня самого, и тот, кто разгневает её, вызовет и мой гнев». В версии Муслима говорится: «Фатима - частица меня самого, и мне причиняет страдания то, что причиняет страдания ей».

Однако совершенно ясно, что здесь имеются в виду лишь те случаи, когда гнев дочери Пророка был справедливым и оправданным. Мы уже показали, что в данном случае справедливым было решение Абу Бакра, и потому его поведение не могло навлечь на него гнев Аллаха и Его Посланника. С другой стороны, слова «Фатима - частица меня самого» были сказаны Пророком, когда его дочь была разгневана на своего мужа ‘Али ибн Абу Талиба. В одной из версий ал-Бухари говорится: «Однажды ‘Али посватался к дочери Абу Джахла. Услышав об этом, Фатима пришла к Посланнику Аллаха и сказала: “Твои люди станут говорить, что ты не гневаешься за своих дочерей! ‘Али собирается жениться на дочери Абу Джахла!” Когда Посланник Аллаха встал, я услышал, как он произнёс слова свидетельства и сказал: “А затем… Я выдал свою дочь замуж за Абу ал-‘Аса ибн ар-Раби‘, который был правдив в том, что сказал мне. Поистине, Фатима - частица меня самого, и я не хочу, чтобы ей доставляли огорчения! Клянусь Аллахом, дочь Посланника Аллаха и дочь врага Аллаха не могут быть замужем за одним человеком!” После этого ‘Али отказался от своего сватовства».

Тем не менее, эта история нисколько не умаляет добродетелей ‘Али ибн Абу Талиба, и никто из учёных никогда не относил этого славного сподвижника к числу тех, кто разгневал Аллаха и Его Посланника. И такая характеристика тем более несправедлива в отношении правдивого Абу Бакра, который не заслужил гнева дочери Посланника. Они разошлись во мнениях относительно правового вопроса не первой важности, и Фатиме стали ясны аргументы праведного халифа. Тот, в свою очередь, всячески пытался подчёркнуть превосходство дочери Пророка и снискать её благоволение, и у нас есть основания считать, что перед смертью она не питала к нему злобы и не была разгневана на него. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Все пророки в исламе были исключительно мужчинами. Многие праведники тоже представители сильного пола. Исходя из этого, складывается впечатление, что в мусульманском вероучении высшая степень богобоязненности может быть присуща только мужчинам. На самом же деле в мировой истории были и женщины, которые ни в чём не уступали им по степени праведности.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) сказал: «Немало мужчин в истории были праведными, но среди женщин высшей степени богобоязненности удостоились лишь четыре: Марьям, мать Исы (мир ему), Асия - супруга Фирауна (фараона), и Фатима» (хадис привёл имам Ахмад).

Ранее мы писали ещё об одной значимой личности для мусульман - «матери правоверных» (р.а.).

Асия бинт Музахим

Первая женщина, биография которой позволяет включить её в качестве одной из наиболее богобоязненных в истории человечества, - это Асия. Подтверждением этому служит аят Священного Корана:

«Аллах привёл в качестве примера о верующих жену Фараона» (66:11)

Асия бинт Музахим была царицей Египта, одного из мощнейших государств того времени. Её супруг - правитель-тиран, известный своей жестокостью. Она обладала неописуемой красотой и пользовалась уважением среди своих подданных. Имея бессметные богатства и неограниченную власть, Асия отказалась от всего этого ради довольства Аллаха. Благодаря чему она навсегда вошла в историю как одна из праведниц.

Царица происходила из благородного египетского рода. Её прапрадед был фараоном во времена пророка Юсуфа (а.с.). Ещё до замужества к ней сватались многие знатные мужи. Однако ей было суждено стать супругой правителя Египта.

Фираун, наслышанный о красоте девушки, решил взять её в жёны. Родители Асии вынуждены были согласиться. В браке с тираном она прожила более 20 лет и все эти годы оставалась искренне верующей и праведной женщиной.

Спасение п ророка Мусы (а.с.)

Однажды на берегу Нила служанки Асии увидели ящик, который плыл по воде. Они решили достать его, подумав, что в нём спрятано что-то ценное. Женщины взяли находку и отнесли её своей госпоже. Асия, открыв ящик, обнаружила там красивого ребёнка, от которого исходил особый свет. Увидев его, она сразу полюбила дитя как своего. Этим ребёнком был пророк Муса (мир ему), которому было суждено спасти верующих и уничтожить тиранию Фирауна.

Царица Египта решила показать младенца мужу. Фараон, узнав про находку своей супруги, хотел убить мальчика. Дело в том, что незадолго до этого жрецы поведали своему правителю пророчество о том, что его власть будет уничтожена одним из сынов Израиля (потомков Пророка Якуба (а.с.), именуемого в иудаизме Исраилем, то есть евреев - прим. сайт ) , который родится в ближайшее время. Перепуганный фараон приказал на территории своего царства уничтожать всех мальчиков, родившихся в еврейских семьях.

Такая же судьба ждала и маленького мальчика, которого обнаружила Асия. Но она обратилась к мужу со словами, которые Аллах напоминает в своей Книге:

«Вот услада очей для меня и тебя. Не убивайте его! Быть может, он принесёт нам пользу» (28:9)

Египетский правитель, который очень любил свою жену, пошёл ей на уступку, и младенец был спасён. Асия занималась воспитанием Мусы (а.с.) вплоть до того момента, как тот не стал взрослым юношей. После начала его пророческой миссии Асия одной из первых уверовала в то, что Муса (а.с.) - посланник Всевышнего.

Последние дни царицы

Спустя некоторое время фараон узнал от слуг о набожности своей жены. Фираун приказал своим стражникам подвергать Асию мучениям, пока та не отречётся от поклонения Создателю и не признает фараона настоящим богом. Однако сила её веры была неумолимой - до последнего своего вздоха великая царица повторяла слова, зафиксированные в священном аяте:

«Господи! Спаси меня от Фараона и его деяний! Возведи для меня дом в Раю возле Тебя и спаси меня от несправедливых людей!» (66:11)

Марьям бинт Имран

Величайшей женщиной в мировой истории, высоко чтимой как мусульманами, так и христианами, считается мать Пророка Исы (а.с.) Марьям бинт Имран (согласно евангелической традиции - Мария Пресвятая Богородица или Дева Мария). Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что Марьям - это единственная женщина, в честь которой названа Благородного Корана. Всю свою жизнь она вела праведный образ жизни, с достоинством перенесла все испытания, возложенные на неё Всевышним и была удостоена Великой награды.

Марьям родилась в семье Имрана и Ханны. Она имела благородное происхождение, так как родословная её семьи восходила к пророку Сулейману (в библейской традиции - царю Соломону, мир ему) .

Мать Марьям - Ханна была очень богобоязненной женщиной. Она имела крепкую веру в Создателю, за что Он даровал ей праведного супруга - Имрана, который так же был искренне верующим человеком. Но дело в том, что на момент вступления в брак они оба уже были в возрасте и не могли завести детей. Но супруги не теряли надежды и просили у Аллаха даровать им малыша, и Всевышний ответил им. Спустя несколько дней Ханна почувствовала первые признаки беременности и сразу же поведала об этом своему супругу. Однако, не успев появиться на свет, Марьям стала сиротой. Её отец Имран отошёл в мир иной незадолго до рождения дочери.

Спустя некоторое время после рождения Марьям Ханна решает отдать девочку в храм Байтуль-Макдис. Таким образом, она стала первой женщиной-служительницей храма. Опекуном Марьям становится её родной дядя - пророк Закария (а.с.). Под его присмотром Марьям принялась изучать основы религии. Она начинает уединяться и целыми дни проводит в поклонении Творцу, вознося Ему мольбы. Искреннюю богобоязненность Марьям замечали многие знавшие её священнослужители и даже приводили в пример остальным.

В Заключительном Божьем откровении говорится:

«О, Марьям! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров» (3:42)

Явление Джабраила (а.с.)

Однажды Марьям, выйдя из личной кельи в храме, пошла в сторону востока. Навстречу ей попался мужчина с прекрасной внешностью. Им оказался ангел Джабраил (а.с.). В Книге Творца об этом сказано следующее:

«Мы же послали к ней Нашего Духа (Джибриля), и он предстал пред ней в облике прекрасно сложенного человека» (19:17)

Миссией Джибриля было донести весть о даровании Марьям праведного мальчика. После чего та забеременела, став единственной женщиной, которая родила ребёнка, будучи девственной.

Когда признаки беременности начали проявляться внешне, по городу поползли слухи, порочащие честь Марьям. Местные жители обвинили её в прелюбодеянии и разврате. В результате она вынуждена была уйти и скрыться от публики. Когда подходили сроки, у Марьям начались схватки, и после тяжёлых родов на свет появился пророк Иса (а.с.).

Возвращение на родину

Очистившись после родов, Марьям возвратилась в родное селение с ребёнком на руках. Увидев это, местные жители начали наговаривать на неё, но та ничего не отвечала и лишь указывала на младенца. Тогда народ спросил:

«Как мы можем говорить с младенцем в колыбели?» (19:29)

Но новорождённый, на удивление всех, произнёс:

«Воистину, я - раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком...» (19:30)

Люди были шокированы произошедшим и осознали, что они оказались свидетелями чуда. В этот период на Марьям была возложена очень важная миссия - а именно, воспитание пророка Исы (а.с.).

Однако, несмотря на увиденное своими глазами чудо, многие не поверили в пророческую миссию Исы (а.с.) и начали высказывать своё недовольство Марьям и её ребёнком. В этой ситуация она принимает решение перебраться в Египет, чтобы обезопасить своего сына.

Марьям всегда была рядом с ним, служила ему опорой и переносила все тяготы пророческой миссии, в том числе и издевательства со стороны местных жителей.

Смерть

Как утверждают некоторые источники, Марьям прожила ещё несколько лет после того, как пророк Иса (а.с.) был вознесён на небеса. Её заключительным испытанием стала разлука с любимым сыном. Но это не сломило Марьям, которая до конца своих дней вела праведный образ жизни и постоянно молилась и просила спасения у Всевышнего.

Фатима аз-Захра бинт Мухаммад

Ещё одной женщиной, удостоившийся высокого положения в мусульманской умме, стала Фатима бинт Мухаммад. Она родилась в семье наилучшего из созданий Аллаха - Пророка Мухаммада (с.г.в.) и лучшей женщины мусульманской общины - Хадиджи бинт Хувайлид (р.а.). Именно Фатима стала продолжательницей рода Заключительного посланника (с.г.в.). Именно она приходится матерью двум самым знаменитым внукам Пророка (с.г.в.) - Хасану и Хусейну, из-за чего её также называли Уммуль-Хасан.

Фатима была частью своего великого родителя и была на него похожа. В хадисах сохранилось изречение Аиши бинт Абу Бакр (р.а.): «Мне не приходилось видеть никого, настолько похожего на Пророка внешностью и образом жизни, кроме его дочери Фатимы» (хадис приводит Тирмизи).

Девочка появилась на свет приблизительно в 605 году по Милади, за 5 лет да начала пророческой миссии Посланника Аллаха (с.г.в.). На момент её рождения у него уже было три дочери - Зайнаб, Рукия и Умм Кульсум (р.а.). Фатима стала его младшей дочерью.

В доме Милости миров (с.г.в.) она получила хорошее воспитание и образование. С началом пророческой миссии своего отца начала интересоваться религией Аллаха. Будучи ещё совсем ребёнком, она изучала религиозные каноны и проявляла особое усердие, старание в этом.

Фатима с самых ранних лет прониклась искренней любовью к своему отцу. Первые годы пророческой миссии были очень тяжёлыми. Многие мекканцы отказались уверовать в Аллаха и начали строить козни против Мухаммада (с.г.в.). В такие сложные моменты именно в ней он находил утешение. Дочь прекрасно понимала, насколько тяжело её отцу приходится в призыве к поклонению Единому Богу.

В возрасте примерно пятнадцати лет девочка пережила сильнейшее потрясение - умирает её мать Хадиджа, что стало сильным ударом как для Посланника Аллаха (с.г.в.), так и для Фатимы. Младшая дочь становится главным утешением Пророка (с.г.в.), рядом с которой он обретал гармонию и покой. Аз-Захра помогала своему отцу в деле призыва к исламу, несмотря на все тяготы.

Вспоминая о всех её заслугах, Милость миров Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Фатима - это часть меня. Мне больно, когда и она испытывает боль» (Бухари).

Замужество

С наступлением совершеннолетия к Фатиме начали свататься многие молодые люди из мусульманских семей. Часть из них рассчитывала тем самым породниться с Посланником Всевышнего (с.г.в.). Но всем им он отказывал, пока не пришёл Али ибн Абу Талиб. Именно ему Милость миров Мухаммад (с.г.в.) и выдал свою дочь во втором году Хиджры.

Сочетавшись браком с Али, Фатима не переставала поддерживать тесные отношения с отцом и ежедневно посещала его, оказывала всю необходимую помощь.

После совершения Али и Фатима постоянно просили у Аллаха даровать им праведных детей. Они оба проводили ночи в поклонении Творцу, и Он их услышал. Господь даровал им 4 детей: двух сыновей - Хасана и Хусейна, и двух дочерей. Таким образом, именно Фатима аз-Захрапродолжила род Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), и все его потомки восходят по генеалогической ветви к ней.

Любовь Пророка (с.г.в.) к детям Фатимы

Посланник Всевышнего (с.г.в.) испытывал самые нежные чувства к своим внукам. Хусейна с Хасаном он называл «цветками земного мира» (согласно хадису от Тирмизи). Всех сыновей Пророка (с.г.в.) Аллах забрал к себе в младенческом возрасте. Внуки заменили Мухаммаду (с.г.в.) его сыновей.

В шиизме Хасан и Хусейн считаются вторым и третьим праведными имамами и почитаются в числе других величайших людей в истории ислама.

Достоинства Фатимы аз-Захра

Известно следующее изречение Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Фатима - госпожа женщин в Раю, за исключением Марьям бинт Имран» (Ахмад, Хаким). Данный хадис указывает на то, что Фатима является второй среди праведных женщин после матери пророка Исы (а.с.).

Фатима и её супруг - Али ибн Абу Талиб (р.а.) были очень щедрыми людьми, несмотря на свою бедность. В любой ситуации, когда к ним обращались за помощью нуждающиеся, они всегда жертвовали из своих запасов и практически ничего не оставляли себе.

Однажды Али (р.а.), вернувшись с работы, принёс домой немного ячменя. Фатима разделила её на три части, и одну долю размолола, собираясь приготовить из неё обед. Но пришёл один бедняк и попросил у них еды, и они накормили его. Затем Фатима взяла вторую треть и решила вновь приготовить еду, но пришёл сирота и они накормили юношу. Тогда аз-Захра взяла оставшуюся треть и решила приготовить обед, но пришёл пленный многобожник, и они накормили его, не оставив себе ничего.

После этого случая Господь миров ниспослал аяты о Фатиме и Али (р.а.):

«Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на любовь к ней... Аллах защитит их от зла того дня и одарит их процветанием и радостью» (76:8,11)

Смерть отца

В последние дни пророческой миссии Фатима постоянно находилась со своим почтенным родителем. Перед смертью он обратился к дочери, и та расплакалась, но потом улыбнулась. Аиша решила узнать у Фатимы о сказанном Пророком (с.г.в.). На что последовал ответ: «Сначала папа сказал, что ангел Джабраил ежегодно повторял с ним Священный Коран, но в этот год он сделал это дважды. «Это есть знак того, что наступает конец моей пророческой миссии, - отметил отец. - Веруй в Аллаха и проявляй терпение! Из всей семьи ты первая присоединишься ко мне». Вот тогда я расплакалась. Заметив печаль на моём лице, он обратился: «Неужели ты не хочешь быть госпожой женщин мусульманской уммы?» И тогда я улыбнулась» (хадис приводят Бухари и Муслим).

Фатима пережила отца лишь на полгода. Эти месяцы она регулярно молилась и просила Всевышнего, чтобы она, как и говорил отец, поскорее присоединилась к нему. Так и произошло. В 632 году по Милади Фатима бинт Мухаммад перешла в мир иной. Её придали земле на кладбище аль-Бакы в Медине. Погребальную молитву за неё прочитал сахаб аль-Аббас.

Фатима аз-Захра в шиизме

Особо почитается Фатима у мусульман-шиитов. Согласно шиитской доктрине, продолжателями дела Пророка ислама (с.г.в.) могут быть исключительно его ближайшие потомки, которых именуют праведными имамами. Их количество разнится в зависимости от направления шиизма. Единственной продолжательницей рода Пророка (с.г.в.) стала Фатима, а значит, она - прародительница всех праведных имамов, за исключением её супруга - Али ибн Абу Талиба (р.а.).

Именно по этой причине Фатима бинт Мухаммад (с.г.в.) считается у мусульман-шиитов лучшей женщиной в истории.

От его первой жены Хадиджи .

Родилась в Мекке . В 624 году в Медине вышла замуж за двоюродного брата пророка - Али . К ней сватались многие известные люди (в том числе, Умар и Усман), но она отказала им. В дальнейшем, когда к ней посватался Али , она молчанием согласилась выйти замуж за него.

Самая любимая дочь пророка, сам пророк называл ее ласково «умму абиха», то есть мать своего отца.

После смерти отца она настаивала на завещании пророка, чтобы именно Али стал халифом, из-за чего у неё произошел конфликт с Абу Бакром и Умаром. Обида на них была так велика, что в завещании запретила приходить им на свои похороны. Во время её болезни Абу Бакр несколько раз приходил просить прощения, но Фатима так и не простила его. Али похоронил её скрытно, как хотела Фатима: место захоронения до сих пор неизвестно.

Те, кто был с Пророком во время Мубахиля

Все хадисоведы, историки и комментаторы священного Корана указывают на то, что Фатима - Захра (ДБМ) одна из пяти человек, которые участвовали в Мубахиля с христианами Наджрана. Участие в Мубахиля, кроме великого достоинства и высокого достижения его участников, есть веский довод того, что семейством Пророка (ДБАР) являются Али, Фатима, Хасан и Хусейн (ДБМ). И никто более из родственников и жен Пророка не причисляются к непорочным.

Краткая история Мубахиля

Группа христиан из Наджрана пришли к Пророку и говорили об Иисусе. Пророк прочитал им следующий аят: «Поистине, Иса пред Аллахом подобен Адаму: Он создал его из праха, затем сказал ему: „Будь!“, и он стал» . Христиане не приняли это и стали возражать. И тогда был ниспослан Аллахом аят «Мубахиля», в котором был дан приказ: «Кто же будет препираться с тобой об этом после того, как пришло знамение, то скажи: „Приходите, призовём наших сынов и ваших сынов, наших женщин и ваших женщин, и нас самих и вас самих, а потом воззовём и направим проклятие Аллаха на лжецов“» .

Мубахиля - это когда две противоположные стороны, имеющие разногласия по какому-либо вопросу, посылают проклятие Аллаха друг другу и просят Бога, чтобы Он ниспослал наказание на тех, кто является лжецом.

Христиане Наджрана по началу согласились на взаимное проклятие и договорились, что на следующий день на назначенном месте они совершат Мубахиля. Когда они ушли от Пророка, собрались все вместе и стали разговаривать о предстоящем деле, главный священник сказал: «Если завтра Мухаммад придет на назначенное место вместе со своей семьей (Ахл аль Байт), не соглашайтесь на взаимное проклятие. Если же он придет со сподвижниками, то ничего страшного. Значит он - ненастоящий Пророк».

На следующий день Посланник Аллаха вместе с Али, Фатимой, Хасаном и Хусейном пришел на назначенное место для Мубахиля. Пророк сказал своей семье следующее: «Когда я обращусь к Аллаху с просьбой, вы говорите „Аминь“». Христиане, увидев сопровождающих Пророка, очень испугались и подтвердили, что он действует подобно методу других Пророков. Они стали просить Пророка не совершать взаимного проклятия и заключить с ними мир .

Плач по поводу голода отца

Абдалла ибн Хасан говорит: «Однажды Посланник Аллаха пришел к Фатиме. Её светлость Фатима принесла кусок сухого ячменного хлеба. Посланник Аллаха разговелся и сказал: „Дочь моя! Это первый кусок хлеба, который ест твой отец за последние три дня голода“. Услышав это, Фатима горько заплакала. Пророк стал успокаивать свою дочь, вытирая ей слезы…»

Уважение Пророка к ее светлости Фатиме

Приводится от Айши следующее: «Всякий раз, когда Фатима навещала Пророка, он, в знак уважения, вставал со своего места, целовал свою любимую дочь и усаживал её рядом с собой» .

Мученическая смерть

После того, как Посланник Аллаха покинул этот бренный мир, разные трудности и проблемы причиняли Фатиме много горя, делали её жизнь горькой и невыносимой. Смерть дорогого отца, которого она очень любила, с одной стороны, заговоры и коварные интриги врагов, которые захватили руководство страной, принадлежащее его светлости Али (ДБМ), с другой, причиняли ей боль и мучение, духовное и физическое страдание.

Один из бесспорных исторических фактов, с которым единодушно соглашаются все мусульманские историки, независимо от их учений, это то, что любимая дочь Пророка, Фатима аль-Захра" умерла спустя три месяца после отца, в результате великих страданий и боли. На её похоронах, Имам "Али обращался к Пророку (мир ему) над его могилой и сказал:

O Пророк Аллаха! Мир да будет с Вами от меня и от вашей дочери, которая ушла к Вам, и которая поспешила встретиться с Вами. O Пророк Аллаха! Моё терпение о страданиях вашей любимой дочери исчерпано, и моя сила выносливости ослабла. Я перенёс большие трудности и разбивающую сердце трагедию, разлучившую нас с Вами. Я уложил Вас в могиле, после того как прошло Ваше последнее дыхание. Воистину, все мы от Аллаха, и, воистину, к Нему мы возвратимся. Теперь, доверие возвращено, а что давалось, отнялось. Что до моего горя, это не знает границ, и что до моих ночей, они останутся бессонными, пока Аллах не выберет для меня дом, в котором Вы теперь живёте. Несомненно, ваша дочь расскажет вам об объединении людей для того, чтобы противостоять ей. Вы спросите у неё подробности, и узнаете всё об этом. Причем это все случилось сразу, когда воспоминание о Вас не исчезло. Мое приветствие да будет с Вами, и это приветствие - приветствие убитого горем человека, ибо, если мне суждено уйти из этого мира, это не потому что я утомлён от борьбы за нашу с Вами Веру, и если я остаюсь, это не из-за недостатка веры в то, что Аллах обещал страдающим.

Фатима аль-Захра (мир ей) умерла всего спустя три месяца после своего отца, Посланника Аллаха (мир ему), проведя всё это время в горе и муках. Её никогда не видели улыбающейся хотя бы раз после смерти отца. Ей также отказал I халифа Абу Бакр в её наследстве от Святого Пророка - главным образом, от земли, находящейся вне Медины, называющейся Фадак - Абу Бакр дал основании, что пророки не оставляют наследства. Имам Бухари рассказывал что, когда Фатима просила её долю наследства Святого Пророка, она получила ответ, что Святой Пророк сказал: "Мы, группа пророков, не оставляем наследства. и всё что у нас Мы оставляем для бидных. "Тогда ей отказали во всём наследстве её отца. Когда она умерла, её муж Имам "Али (а.с.) похоронил её ночью, и только некоторые единомышленники участвовали на её похоронах; он выполнил молитвы, проделав всё сам. Эти случаи происходили даже при том, что Посланник Аллаха сказал: «Фатима - часть меня. Кто огорчит её, огорчит меня». Ибн Катайбах, записал, что Фатима аль-Захра" сказала некоторым людям: «Аллах и ангелы Его свидетели, что вы причинили мне боль и огорчили меня, и если я встречусь с Пророком, то подниму мои обиды против вас».

Муж Фатимы

Дети Фатимы

  • Зейнаб
  • Умм-Кульсум

© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин