26.12.2023

Презентация по новой истории" рождение новой европейской науки". Презентация на тему: рождение новой европейской науки Таблица по теме рождение новой европейской науки























1 из 21

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

охарактеризовать научные достижения XVI- XVII вв; определить основные направления научной мысли Европы в XVI-XVII вв. понимание неограниченных возможностей человеческого интеллекта в раскрытии тайн природы и человека; понимание необходимости силы воли, настойчивости для достижения успеха в поставленной цели ЦЕЛИ УРОКА ПРОБЛЕМА

№ слайда 3

Описание слайда:

1.Новые шаги в постижении тайн природы. 2. Вселенная глазами Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея. 3. Вклад И. Ньютона в создание новой картины мира. 4. Ф. Бэкон и Р. Декарт - основоположники науки и философии Нового времени. 5. Дж. Локк о праве человека на жизнь, свободу и собственность. ПЛАН УРОКА:

№ слайда 4

Описание слайда:

Черты Нового времени 1) усиление интереса человека к окружающему миру; 2) Расширение знаний о границах мира в результате географических открытий 3) подтверждение шарообразности Земли; 4) рост городов 5) развитие мануфактурного производства и мирового рынка. РОЖДЕНИЕ НОВОЙ НАУКИ, ОСНОВАННОЙ НА ОПЫТНОМ ЗНАНИИ

№ слайда 5

Описание слайда:

Коперник Н. польский астроном, -создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828. « Он подрывал фундамент веры» НИКОЛАЙ КОПЕРНИК (1473-1543)

№ слайда 6

Описание слайда:

«...Земля шарообразна, потому что со всех сторон тяготеет к своему центру. Тем не менее ее совершенная округлость заметна не сразу из-за большой высоты ее гор и глубины долин, что, однако, совершенно не искажает ее округлости в целом...» Из трактата Николая Коперника «О вращении небесных тел» (1543) « Он подрывал фундамент веры» НИКОЛАЙ КОПЕРНИК Коперник в обсерватории на южной башне Фромборкского монастыря

№ слайда 7

Описание слайда:

« Враг всякого закона, всякой веры». ДЖОРДАНО БРУНО Идеи Коперника продолжил Джордано Бруно Он считал, что Вселенная бесконечна и что он не имеет центра. Есть множество звезд, следовательно, множество миров. Также, по мнению Бруно, вера несовместима с разумом и может быть свойственна лишь невежественным людям. Взгляды Бруно были признаны еретичными. После десятилетий странствий он был схвачен инквизицией и сожжен на костре. (1548-1600).

№ слайда 8

Описание слайда:

: «...Я считаю, что этот мир и миры, и рождаются и уничтожаются. И этот мир, то есть земной шар, имел начало и может иметь конец, подобно другим светилам, которые являются такими же мирами, как и этот мир, возможно, лучшими или худшими; они - такие же светила, как и этот мир. Все они рождаются и умирают, как живые существа, состоящие из противоположных начал». Из протоколов судебного процесса над Джордано Бруно « Враг всякого закона, всякой веры». ДЖОРДАНО БРУНО Памятник Джордано Бруно в Риме на месте его казни совокупность миров

№ слайда 9

Описание слайда:

«Человек незаурядной воли, ума и мужества…» . ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ 1564- 1642 Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических - итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. открытий. Галилей - основатель экспериментальной физики. Своими экспериментами он убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики При жизни был известен как активный сторонник гелиоцентрической системы мира

№ слайда 10

Описание слайда:

Жозеф-Николя Робер-Флёри Галилей перед судом инквизиции. «Человек незаурядной воли, ума и мужества…» . ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ «Перед нами предстает человек незаурядной воли, ума и мужества, способный в качестве представителя рационального мышления выстоять против тех, кто, опираясь на невежество народа и праздность учителей в церковных облачениях и университетских мантиях, пытается упрочить и защитить свое положение.» Альберт Эйнштейн

№ слайда 11

Описание слайда:

« Завершил создание научной картины мира». ИСААК НЬЮТОН он изложил закон всемирного тяготения и три -английский физик, математик,механик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором закона механики. Исаак Ньютон построил зеркальный телескоп, открыл новые методы математических вычислений. Крупнейшее же его открытие заключалось в том, что на основе выработанных им законов мехаики он выстроил новую модель взаимодействия небесных тел. 1643 -1727

№ слайда 12

Описание слайда:

«В философии не может быть государя, кроме истины. Мы должны поставить памятники из золота Кеплеру Галилею, Декарту и на каждом написать Платон- друг, Аристотель – друг, но главный друг – истина» Из записных книжек И. Ньютона Один из последних портретов Ньютона (1712) « Завершил создание научной картины мира». ИСААК НЬЮТОН

№ слайда 13

Описание слайда:

« Самое лучшее из всех доказательств есть опыт» ФРЭНСИС БЭКОН 1561 - 1626 - английский философ, историк, политик, основоположник эмпиризма, крупный государственный деятель, создатель философии Нового времени. Бэкон стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. В работе «Новый Органон» провозгласил целью науки природой, предложил реформу научного метода- обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой - эксперимент, вооружил естествознание методами исследования, проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из чувственного опыта. увеличение власти человека над№ слайда 15

Описание слайда:

« Я мыслю, следовательно, я существую». РЕНЕ ДЕКАРТ -основоположник науки и философии Нового времени, французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии 1596 -1650 Философия Декарта антропоцентрична: в центре ее - не Божественный разум, а разум человека. И Декарт предлагает изучать не строение мира, а процесс его познания.

№ слайда 16

Описание слайда:

П-Л Дюмениль. Диспут Декарта и королевы Кристины « Я мыслю, следовательно, я существую». РЕНЕ ДЕКАРТ «Истинное величие души, дающее человеку право уважать себя, больше всего заключается в его сознании того, что нет ничего другого, что ему принадлежало бы по большому праву, чем распоряжение своими собственными желаниями.» «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять В самых великих душах заложена возможность как крупнейших пороков, так и величайших добродетелей» Рене Декарт

№ слайда 17

Описание слайда:

Просвещения и теоретиков либерализма. Его влияние 1632 -1704 «Интеллектуальный вождь 18 в» ДЖОН ЛОКК - британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма Его идеи оказали огромное влияние на развитие политической философии признан одним из самых влиятельных мыслителей отражено в американской Декларации независимости. Он создал теорию естественных прав человека: право на жизнь, право на свободу, право на собственность. В его работах был впервые сформулирован принцип разделения властей, согласно которому следовало дифференцировать полномочия законодательного и исполнительного органов власти.

19

Описание слайда:

ТАБЛИЦА « ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ИДЕИ СПОСОБСТВОВАШИЕ РАЗВИТИЮ НОВЫХ ВЗГЛЯДОВ НА МИР И ОБЩЕСТВО» Ученые и мыслители Страна Основные идеи, открытия Значение Николай Коперник (1473-1543) Польша Создал учение о вращении Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси Разрушил старые представления о неподвижной Земле, являющейся центром Вселенной Джордано Бруно (1548-1600) Италия Создал учение о безмерности, бесконечности и вечности Вселенной, не имеющей ни центра, ни края Разрушил старые представления о строении Вселенной, доказав, что ни Земля, ни Солнце не являются центрами мира

№ слайда 20

Описание слайда:

Галилео Галилей (1564-1642) Италия С помощью телескопа открыл новые миры, наблюдал горы на Луне и пятна на Солнце. Сформулировал законы падения тел и другие законы физики Открытия, сделанные с помощью телескопа, подтверждали учение Коперника и способствовали созданию новых представлений людей о строении Вселенной Исаак Ньютон (1642-1727) Англия Открыл закон всемирного тяготения, законы механического движения и распространения света, новые методы математических вычислений Завершил создание новой картины мира в раннее Новое время. Его теория утверждала, что природа подчиняется точным законам механики

№ слайда 21

Описание слайда:

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) Англия Научно обосновал новые методы изучения явлений природы - наблюдения и опыты Заложил основы новой философии, ввел опыт и эксперимент как методы научного познания Рене Декарт (1596- 1650) Франция Считал разум человека источником знаний. Отводил разуму главную роль в научном исследовании Основоположник науки и философии Нового времени, способствовал укреплению новых представлений о мире. Джон Локк (1632 -1704) Англия Создал теорию естественных прав человека, сформулировал принцип разделения властей Создатель теории естественного права, в центре которого- человек

На рубеже XVI-XVII вв. под влиянием бурных событий эпохи важные изменений произошли в европейской науке. Она развивалась под знаком противоречий. С одной стороны, расширились знания европейцев о мире, значительных успехов достиг-ло образование, подлинный подъем переживала наука. С другой — в пламени религиозных войн и атмосфере религиозной нетерпимости про-цветали всевозможные суеверия, наиболее диким проявлением которых стала «охота на ведьм».

В центре внимания творцов Возрождения находился человек и гума-нитарные науки. На рубеже XVI-XVII вв. интересы сместились в иную плоскость: многочисленные изобретения и усовершенствования дали огромный запас новых знаний и обеспечили рывок к развитии есте-ственных наук. В этой области начался настоящий научный переворот. Появление новых разработок в сфере естественных наук диктовалось потребностями растущего производства и практической деятельности человека. Дальние морские путешествия способствовали успехам астро-номии. Применение компаса дало толчок изучению явлений магнетизма. Успехи красильного дела, металлургии, изготовления лекарств вели к накоплению новых знаний по химии. Необходимость определять рас-стояние метания ядра во время стрельбы из пушки подтолкнула к изу-чению законов падения и движения тел.

Одновременно подъем материального производства вооружил уче-ных новыми средствами и возможностями научной работы, подготовил изобретение на рубеже XVI-XVII вв. крайне нужных для развития исследований точных приборов. В это время были изготовлены более совершенные часы, появился микро-скоп, телескоп, термометр и другие необходимые для астрономии и физики приборы. Первые большие открытия сделали астрономы.

Со времен античности в Западной Европе господствовали представления о Земле как центре Вселенной. Вокруг нее в определенной последовательности вра-щались Луна, Солнце и планеты. Такая точка зрения полностью соответствовала католическому вероучению, поэтому отрицать ее можно было, только восстав против авторитета церкви. Первым на этот смелый шаг отважился польский ученый Николай Коперник (1473-1543). Он высказал мысль, что Земля вместе с планетами вращается вокруг неподвижного Солнца. Свою теорию Коперник обосновал в работе «О вращении небесных сфер». Опасаясь инквизиции, астроном долгие годы не осмеливался опубликовать свой трактат и первый напечатанный экземпляр увидел лишь в день своей смерти.

Открытие Коперника нашло дальнейшее обоснование в исследованиях немца Иоганна Кеплера (1571-1630). Обу-чаясь профессии богослова, одаренный юноша вскоре увлекся точными науками. Он произвел математическую обработку астрономических данных и не только подтвердил, но и развил далее теорию Коперника. В 1627 г. Кеплер составил таблицы движения планет вокруг Солнца. Он предположил, что орбита планеты имеет вид не круга, а эллипса. О зна-чении деятельности ученого свидетельствует тот факт, что отрытые им законы движения планет и сегодня называют «законами Кеплера».

Ян Вермеер. Астроном. 1668 г.

История донесла до нас рассказ о том, что в начале XVII в. в небольшом голландском городе Мидделбурге жил мастер Xанс Липперсгей, изготов-лявший и продававший очки. Однажды его дети играли в лавке и решили через два стеклышка рассмотреть красивого петушка на шпиле соборной звонницы. К величайшему удивлению петушок увеличился в размерах. Мальчики рассказали об этом отцу, и тот выяснил, что одно стекло было выпуклым, а второе — вогнутым. Он закрепил их на концах двух трубок и поместил их друг в друга. Так была создана первая подзорная труба. Как часто случается с гениальными открытиями, еще несколько людей почти одновременно с голландским мастером сделали подобные трубы. Стекла в них были отшлифованы в форме зернышка чечевицы. На немецком чечевица звучит «линзе», отсюда и пошло название «линза».

Сначала никто и не предполагал использовать подзорные трубы для научных исследований. Только великий Галилео Галилей (1564-1642), сконструировав телескоп с увеличением в 32 раза, направил его в звезд-ное небо. Ученый открыл новые звезды и увидел на Луне горы, оставил первые зарисовки лунной поверхности. Он обнаружил пятна на Солнце, а также подтвердил, что Земля, как и другие планеты и Солнце, враща-ется вокруг своей оси. За это утверждение против Галилея ополчилась инквизиция. Спасаясь от сожжения, он был вынужден публично отречься от своих убеждений, хотя и не перестал сомневаться в их правильности. По легенде, покидая зал суда, великий ученый тихо, но твердо произнес: «И все-таки она вертится!».

Решительным сторонником учения Коперника стал итальянский монах-францисканец Джордано Бруно (1548-1600). Он пошел дальше своего предшественника и, в отличие от Коперника, считал, что Вселен-ная не ограничена одной лишь Солнечной системой. Бруно высказал мысль о нескончаемости Вселенной и существовании в ней множества миров, в том числе и населенных. Эти взгляды слишком расходились с церковным учением и стали основанием для обвинения в ереси. Восемь лет в тюрьме, допросы и пытки инквизи-торов не сломили Бруно и не заставили его отречься от своих взглядов. Человек удивительной образованности, один из самых оригинальных мыслителей XVI в.,

Джордано Бруно был сожжен в Риме. Он остался верен своим словам: «Кого захва-тывает величие его дела, тот не чувствует страха смерти».

Жесто-кие расправы не могли остановить разви-тие новой науки и поиск учеными из раз-ных стран Европы новых способов позна-ния мира. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) был уверен, что в сво-ей работе ученый должен опираться на результаты длительных наблюдений. Только многократные эксперимен-ты могут дать основания для обобщающих выводов, только опыт состав-ляет основу научных знаний, является единственным источником исти-ны и ее единственным подтверждением. Убеждение Бэкона о том, что наука должна дать человеку власть над природой и улучшить жизнь, нашло выражение в его крылатом афоризме «Знание — сила».

Разносторонность интересов Бэкона просто поражает: он был полити-ком и государственным деятелем, юристом и дипломатом, историком и литератором. Мир, преобразованный всемогущей наукой, философ опи-сал в своем утопическом романе «Новая Атлантида», где изобразил захватывающую картину жизни в идеальном государстве. Вся власть в нем сосредоточена в руках совершенного правительства под названием «Дом Соломона». В него входят только ученые, благодаря их достижени-ям перед страной открывается прекрасное будущее, а ее жителей ждет всеобщее процветание.

XVII в. Из «Новой Атлантиды» Фрэнсиса Бэкона. Читайте не для того, чтобы отрицать и опровергать, не для того, чтобы принимать на веру, и не для того, чтобы найти предмет для беседы, а чтобы мыс-лить и размышлять… Я всего лишь трубач и не принимаю участие в битве... Наша труба призывает людей не ко взаимным распрям или сражениям, а, наоборот, к тому, чтобы они, заключив между собой мир, объединенными силами встали на борьбу с природой, захватили штурмом ее неприступные укрепления и раздвинули пределы человеческого могущества. Материал с сайта

В отличие от Бэкона, выдающийся французский философ и математик Рене Декарт (1596-1650) отводил опыту второстепенную роль. Источни-ком истинного знания он считал разум. Свою безграничную веру в великий разум философ запечатлел в словах: «Я мыслю, значит, я существую». Учение Декарта — картезианство (от его латинизированного имени — Картезий) — нашло многочислен-ных приверженцев и последователей. Оно заложило основы рационализма XVII ст. — убежденности в том, что мерилом истины является разум.

Развитие научной мысли и потребно-сти естественных наук способствовали быстрому развитию математики. Откры-тия в ней осуществлялись одно за другим: были изобретены логарифмы, начали использоваться буквы и знаки сложения и вычитания, равенства, скобки и другие. Отныне в употребление вошли четкие алгебраические формулы, что значительно облегчило сложные вычис-ления.

Начало новой эпохи в развитии математики и физики связано с именем выдающегося английского ученого Исаака Ньютона (1643-1727). Он изу-чал природу света, движение планет по орбите, принципы взаимодействия физических тел. В каждой из этих отраслей Ньютону принадлежат гени-альные открытия, что позволило ему сформулировать закон всемирного тяго-тения и внести огромный вклад в соз-дание научной картины мира.

Колоссальное влияние на европейскую научную мысль оказал немец-кий ученый Готфрид Лейбниц (1646-1716). Человек исключительной одаренности, он отстаивал идею о единстве знаний и достиг немалых результатов в разных сферах науки — праве, истории, языкознании, гео-логии, физике и других. Ученый утверждал, что мир построен на осно-ве точных математических расчетов и состоит из мелких живых час-тиц — монад. Их разные комбинации создают нескончаемое разнообра-зие мира, в котором все элементы тесно взаимосвязаны. Одно из изобре-тений Лейбница — счетная машинка. Она производила все арифметиче-ские действия и вызвала огромный интерес и высокую оценку в Европе того времени.

Вопросы по этому материалу:

  • 7 класс, урок № 11

    Тема «Рождение новой европейской науки»

    Педагогические цели:

      способствовать ознакомлению с условиями развития науки в период Возрождения;

      содействовать формированию представлений об основных открытиях, определивших новую картину мира,

      создать условия для развития УУД:

      Репродуктивный уровень : называть имена представителей европейской науки и их открытия.

      Продуктивный уровень : на основе дополнительных исторических и литературных источников подготовить сообщение о деятельности представителей европейской науки, уметь работать с таблицами.

    Тип и вид урока: комбинированный

    Основное содержание темы . Условия развития революции в естествознании. Действие принципа авторитетности в средневековой Европе и его проявление. Критический взгляд гуманистов на окружающий мир и его последствия. Открытия, определившие новую картину мира. Жизнь и научное открытие Николая Коперника. Открытие и подвиг во имя науки Джордано Бруно. Галилео Галилей и его открытия. Вклад Исаака Ньютона в создание новой картины мира в XVII в. Фрэнсис Бэкон о значении опыта в познании природы. Рене Декарт о роли научных исследований. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт - основоположники философии Нового времени. Влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека.

    Основные понятия: бесконечность Вселенной,новая картина мира,естественные права человека.

    Основные вопросы : взгляды и открытия Н. Коперника, Дж. Бруно, И. Ньютона. Философы: Ф. Бекон, Р. Декарт, Дж. Локк.

    Планируемые результаты изучения материала: обучюащиеся осознают, что в XVI-XVII вв. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области математики и естествознания, и на этой основе складывается новое представление о Вселенной. Возникают идеи о праве человека на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, на достойное духовное и физическое существование.

    Образовательные ресурсы: 1) учебник Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред. А.А.Искандерова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2014.

    2) Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.Я. Юдовская, Л.М.Ванюшкина; М.: Просвещение, 2013.

    Наглядность, ТСО: настенные карты, репродукции картин, учебные фильмы, компьютер, медиа проектор.

    План

      Орг. момент.

      Актуализация знаний обучающихся.

      Изучение нового материала

    Ход урока

    I. Орг. момент.

    II. Актуализация знаний обучающихся.

    Работа с карточками (Приложение 1) , ответы на вопросы учебника 4 с. 86

    III. Изучение нового материала.

    1) Рождение науки, основанной на опытном знании.

    Эвристическая беседа с обучающимися по вопросам: 1. Какие изменения во взглядах людей мы можем проследить к XVI в?

    2. Как вы понимаете принцип эпохи Возрождения-эмпиризм? Каково его практическое значение и применение?

    2) «Он подрывал фундамент веры».

    3) «Враг всякого закона, всякой веры».

    4) «Человек незаурядной воли, ума, мужества!»

    5) Он завершил создание новой картины мира.

    6) «Самое лучшее доказательство есть опыт…».

    7) «Я мыслю, следовательно, я существую».

    Пункт 2-7 урока целесообразно провести как работу в группах. У читель рассказывает о рождении новой науки, затем знакомит обучающихся с поставленными проблемами и предлагает каждой группе изучить один из сюжетов нового материала и на его основе решить поставленные проблемы. Примерное распределение содержания для самостоятельной работы в группах может выглядеть следующим образом:

    I группа: новые знания о Вселенной (разделы § 10: «Он подрывал фундамент веры», «Враг всякого закона, всякой веры»);

    II группа: новые знания о Вселенной и законах природы (разделы § 10: «Человек незаурядной воли и мужества», «Он завершил создание новой картины мира»);

    III группа: новые знания о человеке (разделы § 10: «Кровь разносит всюду теплоту и жизнь», «Право на жизнь, свободу и творчество»);

    IV группа: новое о возможностях человеческого разума (разделы § 10: «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт», «Я мыслю, следовательно, я существую...»).

    Эти задания, заранее написанные на карточках, раздаются группам. Учитель их комментирует и устанавливает время для самостоятельной работы и обсуждения в группах. Вторая часть урока - самостоятельное знакомство учащихся с текстом учебника и поиск решения проблемы с обсуждением окончательного варианта внутри группы. В третьей части урока представители от каждой группы предъявляют результаты коллективной работы. Предъявление результатов деятельности групп может сопровождаться заполнением таблицы «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество».

    Примерный вариант заполнения таблицы:

    Ученые и мыслители

    Страна

    Основные идеи, открытия

    Влияние на формирование взглядов

    Николай Коперник (1473-1543)

    Польша

    Создал учение о вращении Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси

    Разрушил старые представления о неподвижной Земле, являющейся центром Вселенной

    Джордано Бруно (1548-1600)

    Италия

    Создал учение о безмерности, бесконечности и вечности Вселенной, не имеющей ни центра, ни края

    Разрушил старые представления о строении Вселенной, доказав, что ни Земля, ни Солнце не являются центрами мира

    Галилео Галилей (1564-1642)

    Италия

    С помощью телескопа открыл новые миры, наблюдал горы на Луне и пятна на Солнце. Сформулировал законы падения тел и другие законы физики

    Открытия, сделанные с помощью телескопа, подтверждали учение Коперника и способствовали созданию новых представлений людей о строении Вселенной

    Исаак Ньютон (1642-1727)

    Англия

    Открыл закон всемирного тяготения, законы механического движения и распространения света, новые методы математических вычислений

    Завершил создание новой картины мира в раннее Новое время. Его теория утверждала, что природа подчиняется точным законам механики

    Уильям Гарвей (1578-1657)

    Англия

    Открыл секрет кровообращения и показал роль сердца в этом процессе. Создал теорию о зарождении жизни

    Открытия Гарвея дали людям научные представления о кровообращении и зарождении жизни

    Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

    Англия

    Научно обосновал новые методы изучения явлений природы - наблюдения и опыты

    Заложил основы новой философии, ввел опыт и эксперимент как методы научного познания

    Ренэ Декарт (1596-1650)

    Франция

    Считал разум человека источником знаний. Отводил разуму главную роль в научном исследовании

    Основоположник науки и философии Нового времени. Защищая принципы бесконечности Вселенной, способствовал укреплению новых представлений о мире. Считал, что наука должна приносить людям практическую пользу. Его учение о роли разума в познании возвышало человека

    IV. Закрепление

    Семиклассники обсуждают поставленные в начале урока проблемы.

    Приложение 1

    1. Объясните термины:

    7класс Тема « Мир художественной культуры эпохи Возрождения» Карточка №1

    1. Объясните термины: эмпиризм, гуманизм, античность

    2. Исправь исторические ошибки и неточности в тексте.

    Вильям Шекспир родился в знатной семье в Италии, рано проявил свой талант художника: создал картины: «Мона Лиза», «Гамлет и Джульетта», писал сонеты.

    1. Объясните термины:

    7класс Тема « Мир художественной культуры эпохи Возрождения» Карточка №2

    1. Объясните термины: эмпиризм, гуманизм, античность.

    2.Исправь исторические ошибки и неточности в тексте.

    Леонардо да Винчи родился в богатой семье художника и всю жизнь прожил в Голландии, где написал свои самые знаменитые картины «Ночной дозор», «Давид».

    1. Установи соответствие:

    1. Леонардо да Винчи

    2. Микеланджело

    Б) «Утопия»

    3. Вильям Шекспир

    4. Рафаэль Санти

    5. Томас Мор

    XV - XVI

    7класс Тема « Мир художественной культуры эпохи Возрождения» Карточка №3

    1. Установи соответствие:

    1. Леонардо да Винчи

    А) «Давид», «Сикстинская капелла»

    2. Микеланджело

    Б) «Утопия»

    3. Вильям Шекспир

    В) «Джоконда», «Тайная вечеря»

    4. Рафаэль Санти

    Г) «Ромео и Джульетта», сонеты

    5. Томас Мор

    Д) «Сикстинская мадонна», «Мадонна Конестабиле»

    2. Чем объяснить тот факт, что в период XV - XVI вв. Европа переживает период Возрождения, в чем это проявлялось?

    7класс Тема « Мир художественной культуры эпохи Возрождения» Карточка №3

    1. Установи соответствие:

    1. Леонардо да Винчи

    А) «Давид», «Сикстинская капелла»

    2. Микеланджело

    Б) «Утопия»

    3. Вильям Шекспир

    В) «Джоконда», «Тайная вечеря»

    4. Рафаэль Санти

    Г) «Ромео и Джульетта», сонеты

    5. Томас Мор

    Д) «Сикстинская мадонна», «Мадонна Конестабиле»

    2. Чем объяснить тот факт, что в период XV - XVI вв. Европа переживает период Возрождения, в чем это проявлялось?

    7класс Тема « Мир художественной культуры эпохи Возрождения» Карточка №3

    1. Установи соответствие:

    1. Леонардо да Винчи

    А) «Давид», «Сикстинская капелла»

    2. Микеланджело

    Б) «Утопия»

    3. Вильям Шекспир

    В) «Джоконда», «Тайная вечеря»

    4. Рафаэль Санти

    Г) «Ромео и Джульетта», сонеты

    5. Томас Мор

    Д) «Сикстинская мадонна», «Мадонна Конестабиле»

    2. Чем объяснить тот факт, что в период XV - XVI вв. Европа переживает период Возрождения, в чем это проявлялось?

    РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ

    Подготовила учитель истории и обществознания ФГОУ сош № 4 МО РФ
    Латыпова О.Ш.

    охарактеризовать научные достижения XVI-
    XVII вв; определить основные направления научной мысли Европы в XVI-XVII вв.
    понимание неограниченных возможностей человеческого интеллекта в раскрытии тайн природы и человека; понимание необходимости силы воли, настойчивости для достижения успеха в поставленной целиЦЕЛИ УРОКА

    ПРОБЛЕМА

    1.Новые шаги в постижении тайн природы.
    2. Вселенная глазами Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея.
    3. Вклад И. Ньютона в создание новой картины мира.
    4. Ф. Бэкон и Р. Декарт - основоположники науки и философии Нового времени.
    5. Дж. Локк о праве человека на жизнь, свободу и собственность.ПЛАН УРОКА:

    Черты Нового времени
    1) усиление интереса человека к окружающему миру;
    2) Расширение знаний о границах мира в результате географических открытий
    3) подтверждение шарообразности Земли;
    4) рост городов
    5) развитие мануфактурного производства и мирового рынка.РОЖДЕНИЕ НОВОЙ НАУКИ, ОСНОВАННОЙ НА ОПЫТНОМ ЗНАНИИ

    Коперник Н. польский астроном, -создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828.

    « Он подрывал фундамент веры» НИКОЛАЙ КОПЕРНИК

    «…Земля шарообразна,
    потому что со всех сторон тяготеет к своему центру. Тем не менее ее совершенная округлость заметна не сразу
    из-за большой высоты ее гор и глубины долин, что, однако, совершенно не искажает ее округлости в целом…»
    Из трактата Николая Коперника «О вращении небесных тел» (1543)« Он подрывал фундамент веры»
    НИКОЛАЙ КОПЕРНИК

    Коперник в обсерватории на южной башне Фромборкского монастыря

    « Враг всякого закона, всякой веры». ДЖОРДАНО БРУНО

    Идеи Коперника продолжил Джордано Бруно Он считал, что Вселенная бесконечна и что он не имеет центра. Есть
    множество звезд, следовательно, множество миров. Также, по мнению Бруно, вера несовместима с разумом и может быть свойственна лишь невежественным людям. Взгляды Бруно были признаны еретичными. После десятилетий странствий он был схвачен инквизицией и сожжен на костре.

    : «…Я считаю, что этот мир и миры, и
    рождаются и уничтожаются. И
    этот мир, то есть земной шар,
    имел начало и может иметь
    конец, подобно другим светилам,
    которые являются такими же
    мирами, как и этот мир,
    возможно, лучшими или
    худшими; они - такие же
    светила, как и этот мир. Все
    они рождаются и умирают, как
    живые существа, состоящие из противоположных начал».
    Из протоколов судебного
    процесса над Джордано Бруно« Враг всякого закона, всякой веры». ДЖОРДАНО БРУНО

    Памятник Джордано Бруно в Риме на месте его казни

    совокупность миров

    «Человек незаурядной воли, ума и мужества…» . ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ

    Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических

    Итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени.

    открытий. Галилей - основатель экспериментальной физики. Своими экспериментами он убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики
    При жизни был известен как активный сторонник гелиоцентрической системы мира

    Слайд №10

    Жозеф-Николя Робер-Флёри
    Галилей перед судом инквизиции.«Человек незаурядной воли, ума и мужества…» . ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ

    «Перед нами предстает человек незаурядной воли, ума и мужества, способный в качестве представителя рационального мышления выстоять против тех, кто, опираясь на невежество народа и праздность учителей в церковных облачениях

    и университетских мантиях, пытается упрочить и защитить свое положение.» Альберт Эйнштейн

    Слайд №11

    он изложил закон всемирного тяготения и три

    Английский физик, математик,механик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором

    закона механики.
    Исаак Ньютон построил зеркальный телескоп, открыл новые
    методы математических вычислений. Крупнейшее же его открытие заключалось в том, что на основе выработанных им законов мехаики он выстроил новую модель взаимодействия небесных тел.

    Слайд №12

    «В философии не может быть государя, кроме истины. Мы должны поставить памятники из золота Кеплеру Галилею, Декарту и на каждом написать Платон- друг, Аристотель – друг, но главный друг – истина»
    Из записных книжек И. НьютонаОдин из последних портретов Ньютона (1712)

    « Завершил создание научной картины мира». ИСААК НЬЮТОН

    Слайд №13

    « Самое лучшее из всех доказательств есть опыт» ФРЭНСИС БЭКОН

    Английский философ, историк, политик, основоположник эмпиризма, крупный государственный деятель, создатель философии Нового времени. Бэкон стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. В работе «Новый Органон» провозгласил целью науки

    природой, предложил реформу научного метода- обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой - эксперимент, вооружил естествознание методами исследования, проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из чувственного опыта.

    увеличение власти человека над

    Слайд №14

    «Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Самое лучшее из всех доказательств есть опыт…»
    «Пчела… извлекает материал из
    садовых и полевых цветов, но
    располагает и изменяет его по
    своему умению. Итак, следует
    возложить добрую надежду на
    более тесный и нерушимый (чего до сих пор не чего до сих пор не было)
    союз этих способностей –
    опыта и рассудка»
    Фрэнсис Бэкон« Самое лучшее из всех доказательств есть опыт» ФРЭНСИС БЭКОН

    Статуя Бэкона в часовне Тринити-колледжа

    Слайд №15


    РЕНЕ ДЕКАРТ-основоположник науки и философии Нового времени, французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии

    Философия Декарта антропоцентрична: в центре ее - не Божественный разум, а разум человека. И Декарт предлагает
    изучать не строение мира, а процесс его познания.

    Слайд №16

    П-Л Дюмениль. Диспут Декарта и королевы Кристины

    « Я мыслю, следовательно, я существую».
    РЕНЕ ДЕКАРТ

    «Истинное величие души, дающее человеку право уважать себя, больше всего заключается в его сознании того, что нет ничего другого, что ему принадлежало бы по большому праву, чем распоряжение своими собственными желаниями.»
    «Мало иметь хороший ум,
    главное – хорошо его применять
    В самых великих душах
    заложена возможность как
    крупнейших пороков, так и
    величайших добродетелей»
    Рене Декарт

    Слайд №17

    Просвещения и теоретиков либерализма. Его влияние

    «Интеллектуальный вождь 18 в»
    ДЖОН ЛОКК

    Британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма Его идеи оказали огромное влияние на развитие политической философии признан одним из самых влиятельных мыслителей

    отражено в американской Декларации независимости. Он создал теорию естественных прав человека: право на жизнь, право на свободу, право на собственность. В его работах был впервые сформулирован принцип разделения властей, согласно которому следовало дифференцировать полномочия
    законодательного и исполнительного органов власти.

    Слайд №18

    Перед смертью Локк составил следующую надпись для своего памятника: «Остановись, путник. Здесь лежит Джон Локк. Если ты спросишь, что он был за человек, то я отвечу тебе, что он служил одной только истине. Этому научись из его сочинений, которые вернее тебе скажут, что от него осталось, чем сомнительные хвалы и эпитафии. Если он обладал кое-какими добродетелями, то они были не настолько велики, чтобы могли служить тебе примером».
    Дж. ЛоккГ. Кнеллер.Джон Локк.

    «Интеллектуальный вождь 18 в»
    ДЖОН ЛОКК

    1. Родиной эпохи Возрождения была:
    1. Англия
    2. Испания
    3. Германия
    4. Италия.
    2. Гуманисты – это…
    1. Жители больших городов
    2. Служители Католической церкви
    3. Человеколюбящие
    4. Владельцы мануфактур
    3. Какое из перечисленных положений составляет основу взглядов гуманистов:
    1. вера человека в его возможности
    2. убеждённость в ценности загробной жизни перед земной
    3. отказ от радостей и удовольствий мирской жизни
    4. отрицание способности человека изменять свою судьбу
    4. Кто из представителей гуманистов являлся автором романа « Гаргантюа и Пантагрюэль»
    1. Эразм Роттердамский
    2. Томас Мор
    3. Франсуа Рабле
    4. Уильям Шекспир
    5. Мигелю Сервантосу принадлежит произведение:
    1. « Гамлет»
    2. « Дон Кихот»
    3. «Остров Утопия»
    4. « Похвала Глупости»

    6. « Мадонна Литта», « Джоконда» принадлежат кисти:
    1. Рафаэля Санти
    2. Леонардо да Винчи
    3. Микеланджело Буонаротти
    4. Питеру Брейгелю – старшему
    7. « Портрет старика в красном», посвящённый трагической повести о нелёгкой прожитой жизни принадлежит
    кисти:
    1. Рембрандта
    2. Диего Веласкеса
    3. Рафаэлю Санти
    4. Альбрехту Дюреру
    8. По описанию определите название картины: « Художник в центре расположил фигуру женщины на фоне мягких
    очертаний невысоких холмов вокруг озера. Едва заметный наклон головы Мадонны подчёркивает её любовь к
    сыну.»
    1. « Сикстинская Мадонна»
    2. « Джоконда»
    3. « Мадонна Конестабиле»
    4. « Мадонна Литта»
    9. Питер Брейгель – старший, изображавший простолюдинов и народные сцены, был родом из:
    1. Чехии
    2. Нидерландов
    3. Германии
    4. Португалии
    10. Картина « Четыре всадника», олицетворяющая страшные бедствия человека: Мор, Войну, Голод и Смерть,
    которые должны истребить часть человечества принадлежит:
    1. П. Брейгелю – старшему
    2. Р. Санти
    3. А. Дюреру
    4. Рембрандту

    Тема урока:

    « Рождение новой
    европейской науки»

    Сегодня на уроке:
    Познакомимся с развитием новой
    европейской науки;
    Познакомимся с учёными, которые внесли
    свой вклад в развитие науки;
    Развивать умение работать с учебником

    План:

    Рождение новой науки.
    2. Николай Коперник.
    3. Джордано Бруно.
    4. Галилео Галилей.
    5. Исаак Ньютон.
    6. Уильям Гарвей
    7. Фрэнсис Бэкон
    8. Рене Декарт.
    9. Джон Локк
    10. Подведение итогов урока
    1.


    Великие
    географические
    открытия
    раздвинули границы
    мира, подтвердили
    мысли европейцев о
    шарообразности
    Земли, дали новые
    знания о живущих
    там людях.

    Рождение новой науки, основанной на опытном знании
    В эпоху
    Средневековья
    европейская наука
    соблюдала принцип
    авторитета – за
    истину принимались
    мысли великих
    ученых древности.
    В эпоху раннего
    Нового времени
    любознательность и
    критическое
    отношение к
    действительности
    заставляет людей
    лично наблюдать
    явления природы.

    Вопрос:

    Проблемный вопрос:
    Какое влияние оказали
    открытия ученых на
    формирование взглядов
    людей?

    Рождение новой науки, основанной на опытном знании

    Черты Нового времени:
    1) усиливается интерес человека к
    окружающему миру;
    2) в результате географических открытий
    раздвинулись границы мира
    3) подтвердилась шарообразность Земли;
    4) растут города
    5) развитие мануфактурного
    производства и мирового рынка.

    Рождение новой науки, основанной на опытном знании

    В эпоху Средневековья европейская наука
    соблюдала принцип авторитета (за истину
    принимались мысли древности):
    Географию
    медицину
    физику
    Птолемею
    Гиппократу
    Архимеду

    Рождение новой науки, основанной на опытном знании
    Рост любознательности и критического
    отношения к действительности заставляет
    людей лично наблюдать явления природы.
    Первыми на этот путь встали гуманисты,
    которые признавали за человеческим
    разумом возможность понять и объяснить
    мир.

    Рождение новой науки, основанной на опытном знании

    Эпоха Возрождения подарила европейцам
    независимость мышления, главным
    достижением которого было растущее
    убеждение в том, что человечество может
    улучшить мир, в котором живёт путём
    достоверных знаний.

    Таблица «Основные научные идеи»
    Ученые,
    мыслители
    Страна
    Дата
    Основные идеи

    «Он подрывал фундамент веры»
    Николай Коперник
    (1473-1543)
    Великий польский
    астроном. Совершил
    переворот в науке,
    отказавшись от
    существовавшего в
    течение тысячелетий
    учения о неподвижности
    Земли.
    Наблюдая за небесными
    телами сделал вывод о
    том, что Земля вращается
    вокруг Солнца и вокруг
    своей оси. В 1543 году
    была напечатана книга «
    О вращении небесных
    сфер»

    Джордано Бруно
    (1548-1600)
    Изучая учения Коперника,
    пришёл к выводу:
    1) Вселенная не имеет
    края, она безмерна и
    бесконечна.
    2) Вселенная не имеет
    центра
    3) Вселенная- это
    бесчисленное
    множество звёзд.
    В 1600 г. в Риме на
    площади Цветов по
    приказу отцов церкви
    выл сожжен Джордано
    Бруно.

    «Враг всякого закона, всякой веры»
    «Вселенная не имеет края, она
    безмерна и бесконечна». Она не имеет
    центра – ни Земля, ни Солнце не
    являются центрами мира. Вселенная –
    это бесчисленное множество звезд, а
    каждая звезда – это далекие солнца,
    вокруг которых движутся свои
    планеты. Вселенная существует вечно
    и исчезнуть не может.

    «Человек незаурядной веры, ума, мужества»
    Великий ученый, астроном, физик,
    поэт, автор комедий.
    Наблюдал небесные светила в
    телескоп.
    Открыл спутники Юпитера, назвав
    их «Звездами Медичи».
    Наблюдал горы на Луне, пятна на
    Солнце.
    1)
    2)
    3)
    Галилео Галилей
    (1564-1642)
    4)
    5)
    Открыл новые звёзды;
    Наблюдал горы на Луне и пятна на
    Солнце
    Сформулировал закон падения тел,
    движение маятника и др. законы
    физики
    Написал книгу « Диалоги о двух
    системах»
    Его открытия, сделанные с помощью
    телескопа, подтвердили учение
    Коперника.

    «Завершил создание научной картины мира»
    Исаак Ньютон
    (1643-1727)
    Создал оптическую
    лабораторию, произвёл
    легендарный опыт разложения
    света, в 1641 году построил
    маленький зеркальный
    телескоп и законы
    распространения света и новые
    методы математических
    вычислений.
    Опираясь на труды Коперника
    и Галилея, завершил создание
    новой картины мира.
    Открыл закон всемирного
    тяготения, законы
    механического движения и
    распространения света, новые
    методы математических
    вычислений.

    «Секрет кровообращения»
    Английский врач и
    ученый, один из
    самых образованных
    людей своего
    времени.
    Открыл секрет
    кровообращения.
    Его открытия
    позволили многое
    узнать о строении
    человеческого
    организма.
    Уильям Гарвей (1578-1657)

    «Самое лучшее доказательство есть опыт»
    Английский философ-
    Фрэнсис Бэкон
    (1561-1626)
    гуманист, создатель
    новой философии.
    Предложил новый
    метод изучения
    явлений природы –
    наблюдения и опыты.
    Предложил новый
    метод изучения
    природы –
    рассуждение от
    частного к общему,
    основанное на
    экспериментальных
    данных.

    «Я мыслю, следовательно, я существую»
    Считается основоположником
    науки и философии Нового
    времени. Вывел формулу:
    человек мыслит
    сомневается
    рождаются научные знания.
    В познании мира Декарт
    Рене Декарт
    (1596-1650)
    огромное значение придавал
    математике, считая ее
    образцом и идеалом для всех
    наук.
    Он создал аналитическую
    геометрию, ввел понятие
    переменной величины,
    алгебраические обозначения.
    Главную роль в научном
    исследовании отводил разуму.

    «Все люди равны»
    Разработал учение о
    естественных,
    прирожденных правах
    человека: праве на
    жизнь, свободу и
    собственность.
    Придавал большое
    значение образованию
    и воспитанию,
    которые обогащают
    человеческий разум.
    Джон Локк
    (1632-1704)

    Подведём итог урока:

    Х
    О
    Х
    О
    О
    О
    Х
    О
    Х

    Вопрос:

    Проблемный вопрос:
    Какое влияние оказали
    открытия ученых на
    формирование взглядов
    людей?

    Выводы

    Вывод:
    XVI – XVIII вв. – бурное развитие науки,
    особенно математики и естествознания
    Новое представление о Вселенной
    Новые методы исследования природы –
    опыт (практика) и разум (теория)

    Работа в группе. Вопросы для повторения

    Работа в группе.
    Работа в группах.
    Вопросы
    для повторения
    Вопросы
    для повторения:
    Назовите особенности новой науки
    Какое новое представление о Вселенной
    появилось в новое время?
    Назовите имена ученых, благодаря которым
    изменилось представление о Вселенной.
    Какие новые методы исследования природы
    родились в XVI – XVIII века?
    Назовите имена ученых, которые разработали
    эти методы.

    Индивидуальная работа на «З»:
    Установите соответствие между автором и его
    суждением.
    Ученый
    Суждение
    1) Джордано Бруно А) «Самое лучшее из всех
    доказательств есть опыт»
    2) Фрэнсис Бэкон
    Б) «Я мыслю – следовательно,
    существую»
    3) Ренэ Декарт
    В) «Вселенная не имеет края, она
    безмерна и бесконечна»

    Индивидуальная работа на «4»:
    На суде Джордано Бруно воскликнул,
    обращаясь к судьям: «Вы с большим
    страхом объявляете мне приговор, чем я
    выслушиваю его!» Кто были судьи?
    Почему Джордано Бруно считал, что они
    испытывают чувство страха? Ответ
    запишите в тетради.

    Индивидуальная работа на «5»:
    Прочитайте документ
    после § 10 и ответьте
    письменно в тетради на
    вопросы.

    Домашнее задание:

    Параграф 10,
    вопросы после параграфа,
    Выучить конспект
    (таблицу)

© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин