15.01.2024

Мобуту сесе секо из заира. Мобуту Сесе Секо - Бармалей XX века Благодаря ему мы знаем, как выглядит настоящая диктатура. На русском языке


Мобуту Сесе Секо — один из тех самых одиозных африканских диктаторов. Он не объявлял себя императором и не ел казну, зато указал своему народу его собственный путь в этом огромном мире. Алексей Дурново — о человеке, который переименовал Конго в Заир и присвоил свое имя озеру Альберт.

Всемогущий воин, который благодаря своей силе и отваге идет от победы к победе, сжигая все на своем пути. Именно так в переводе с языка нгбанди звучит имя заирского диктатора. Звали его, вообще-то, Жозеф-Дезире Мобуту. Под этим именем он прожил первую половину жизни, но, придя к власти в Конго, он принял более длинное имя — Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду ва за Банга.


Как и все, за редчайшим исключением, африканские диктаторы Мобуту познал в детстве и нищету, и страдания, и голод. Власти Бельгийского Конго с местным население особенно не церемонились, в этих условиях выживали лишь самые сильные или самые везучие. Мобуту повезло, относительно, конечно. Его усыновил католический миссионер, благодаря чему мальчик не умер с голоду и получил возможность учиться. Что стало с родителями будущего диктатора, неизвестно. По одной версии, они погибли из-за несчастного случая, по другой, — были убиты, по третьей, — сами бросили сына на произвол судьбы.

Путь Мобуту к власти также типичен для Африки. Служба в армии, знакомство с крупным политиком (в данном случае это был Патрис Лумумба), а затем политическая карьера. Когда Конго получило независимость от Бельгии, Мобуту был вернейшим сторонником Лумумбы. Он занимал пост начальника генштаба вооруженных сил юного государства. Впрочем, правительство Лумумбы не продержалось долго. В сентябре 1960-го премьер-министр поссорился с президентом Жозефом Касавубу. Противоречия оказались настолько глубокими, что стороны даже не попытались найти компромисс. Президент и премьер почти одновременно отправили друг друга в отставку. В итоге — политический кризис, серия вооруженных конфликтов и гражданская война.


В 1974-м сборная Заира попала на ЧМ по футболу. Успех приписали Мобуту


В январе 1961-го Лумумба был убит. Обстоятельства его смерти до конца неизвестны, но есть версия, что именно люди Мобуту (в то время уже командующего армией) арестовали и избили до смерти героя-освободителя.

Мобуту встал на сторону Касавубу и уже под его знаменами вел борьбу с другими претендентами на президентское кресло. Освобожденные конголезцы меж тем стали видеть в нем ту самую «твердую руку». Число сторонников Мобуту росло с каждым днем. В ноябре 1965 года Мобуту понял, что в Касавубу он больше не нуждается. Президент был смещен и отправлен в политическую ссылку. Мобуту занял его место. Началась его эра, которая длилась без малого 32 года.

Флаг Заира времен Мобуту

Начал Мобуту, что называется, за здравие — без проволочек он расправился с оппозицией. Единственным серьезным конкурентом нового президента был Эверисте Кимба, крупный политик, выступавший за курс Лумумбы. Кимба и около десятка его сторонников были арестованы и публично казнены через повешение. Впопыхах им даже забыли вынести приговор. Впрочем, когда речь шла о власти, Мобуту не разменивался на такие мелочи, как судебный процесс.

Надо, однако, отметить, что президент не проводил массовых репрессий. Он не истреблял рядовых граждан, как это делали Иди Амин в Уганде или Бокасса в Центрально Африканской Республике. Солдаты Мобуту убивали лишь потенциальных конкурентов, то есть тех, кто мог оспорить власть. Стоит отметить, что казни носили показательный характер. Людей буквально сгоняли к «лобному месту», повешения транслировались по телевидению.


Мобуту считал себя посредником в диалоге Брежнева и Никсона


В 1967-го Мобуту создал собственную политическую партию — Народное движение революции. Через три года НДР осталась единственной партией в стране, все остальные были запрещены. Что было дальше, должно быть, и так понятно. Национализация крупнейших предприятий, превращение государства из федеративного в унитарное и, разумеется, культ личности.

В начале 1970-х Мобуту был уже не президентом, а диктатором. Официальная пропаганда именовала его полубогом и спасителем страны, великим вождем и отцом народа — знакомый набор титулов. Во всех учреждениях висели его портреты, в теленовостях рассказывали исключительно об успехах Мобуту. На купюрах красовалась его голова в леопардовой шапочке.


Леопардовая шапочка на голове Мобуту — символ заиризации


Величайшим достижением вождя считалось, например, успешное выступление футбольной сборной страны, к которой сам диктатор не имел никакого отношения. В 1974 году национальная команда в первый и единственный раз в своей истории пробилась в финальную часть чемпионата мира. В Германии заирские футболисты выступили чудовищно. Проиграли все три мачта с общим счетом 0−14 — это едва ли не «рекорд» чемпионатов мира. Впрочем, на ситуацию в стране это мало повлияло. В поражении, разумеется, виновен был вовсе не Мобуту. Он мог вести свой народ только к победе. О чем и рассказывали по местному телевидению едва ли не каждый вечер. В заставках к новостям диктатор неизменно изображался восседающим на небесах, на голове у него была все та же шапочка.

На Западе от Мобуту никто не шарахался. Вот тут диктатор обнимается с голландским принцем

Шапочка эта был символом заиризации. Началась она также в 1970-х. Идея проста — избавление от иностранного засилья. Мобуту делал ставку на «свое», африканское. Местные народны, в частности нгбанди, к которому принадлежал сам лидер, были объявлены привилегированной частью населения. Под страхом тюрьмы запрещалось носить европейскую одежду (отсюда и взялась шапочка), под страхом казни — крестить детей христианскими именами.

Диктатор подал пример: он отказался от французского имени Жозеф-Дизире и сделался Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду ва за Банга. Заиризация, к слову, позволила ва за Банге совершить ловкий маневр во внешней политике. Мобуту не примкнул ни к СССР, ни к США. Он дружил с Вашингтоном и Европой, но при этом не ссорился с Москвой и Пекином. Сесе Секо принимали везде, а Франция и Китай даже оказывали ему военную помощь для подавления восстаний, которые вспыхивали в Заире (так теперь называлось Конго) с частотой раз в три года.


Гражданская война в соседней Руанде вышла Мобуту боком


В середине семидесятых в честь Мобуту было переименовано озеро Альберт. И это несмотря на то, что оно принадлежало и принадлежит отнюдь не только Заиру. Многие страны, включая СССР, признали переименование и внесли соответствующие поправки на географические карты.

Озеро Альберт почти на четверть века стало называться Мобуту Сесе Секо. Правда, не везде

И все же «трон» под Мобуту шатался. Временами ему приходилось отпускать поводья и идти на демократические уступки. Это почти ничего не меняло, коррупция достигала космических масштабов, но даже дефолт, объявленный в 1989-м, не сумел сокрушить режим Мобуту.

Рухнуло все в одночасье в 1997-м, когда Мобуту попытался изгнать из страны беженцев из Руанды. Представители народа Тутси, ставшие жертвами страшного геноцида, массово бежали в Заир. Мобуту попытался с помощью войск выгнать их обратно, но получил отпор и новое восстание. Больной раком ва за Банга уже не смог остановить своих противников. Всемогущий воин все же потерпел поражение. В мае 1997 года он бежал в Марокко, где и умер несколько месяцев спустя.

(1967-1997)

Образование: Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Профессия: Военный Сайт: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Военная служба Годы службы: 22px -
Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго -
Заир - Принадлежность: 22px Бельгийское Конго
Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго 22x20px Демократическая Республика Конго
Заир 22x20px Заир Род войск: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Звание: Маршал Сражения: Первая конголезская война Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Монограмма : Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мобу́ту Сесе́ Секо́ Куку Нгбенду ва за Банга (фр. Mobutu Sese Seko Kuku Ngbendu wa za Banga (в переводе с языка нгбанди означает «Могучий воин, благодаря твёрдости и железной воле идущий от победы к победе, сжигая всё на своём пути»), более известен как Мобуту Сесе Секо или Жозеф-Дезире Мобуту , фр. Joseph-Désiré Mobutu , 14 октября - 7 сентября ) - президент Демократической Республики Конго (в 1971 году переименована в Республику Заир) в -1997 годах . Маршал ().

Главнокомандующий вооружёнными силами Демократической Республики Конго Мобуту пришёл к власти 24 ноября 1965 года в результате военного переворота , установил диктаторский режим и однопартийную систему в стране. Период правления Мобуту характеризуется крайне низким уровнем жизни населения, коррупцией и клептократией .

Во внешней политике проводил в период холодной войны прозападный курс, пользуясь прежде всего поддержкой США и Бельгии .

Классический африканский диктатор .

Биография

Жозеф-Дезире Мобуту родился в городе Лисала в Бельгийском Конго . Этнически Мобуту принадлежал к народу нгбанди . Ребёнком его усыновил повар бельгийских миссионеров, и Мобуту получил возможность учиться в миссионерской школе.

Мобуту получил христианское католическое образование в Леопольдвиле . Семь лет ( -) служил в бельгийских колониальных войсках, после увольнения устроился на работу журналистом в леопольдвильской ежедневной газете «L’Avenir» . Примерно в это же время Мобуту познакомился с Патрисом Лумумбой и стал членом национально-освободительного Конголезского Национального Движения (MNC, fr:Mouvement National Congolais).

Мобуту добился контроля над экономикой, национализировав крупнейшие предприятия страны, в том числе компанию по добыче меди «Юньон Миньер дю О-Катанга» (Union Minière du Haut Katanga). В году Мобуту подавил мятеж оппозиции, в - переизбрался на пост президента, будучи единственным кандидатом на выборах.

Заиризация

Авторитаризм

В начале своего правления Мобуту начал целенаправленно уничтожать политических оппонентов.

Международное сообщество неоднократно предпринимало попытки либерализовать политическую систему Заира, но эти попытки проваливались из-за сопротивления со стороны Мобуту и его окружения.

При Мобуту формально Заир не входил в политические и военные блоки и был членом движения неприсоединения . Официально одним из принципов заирского национализма был лозунг: «Ни вправо, ни влево, а только движение в собственном направлении» . После окончания холодной войны отношения между Заиром и США испортились, и Мобуту даже был объявлен в Соединённых Штатах персоной нон грата .

Смерть

Мобуту отказали в предоставлении политического убежища во Франции и Того . Бывший диктатор смог остаться лишь в Марокко . 7 сентября 1997 года Мобуту Сесе Секо умер от рака в Рабате . Похоронен на христианском кладбище Рабата неподалёку от русских захоронений .

Семья

Мобуту был женат дважды. Его первая жена Мария-Антуанетта Мобуту умерла от сердечной недостаточности в 1977 году . В 1980 году диктатор женился во второй раз, его супругой стала Боби Ладава. У Мобуту было шесть детей: четверо сыновей от первого брака (Нива, Конга, Конгулу и Манда) умерли, сын и дочь от второй жены. Сын диктатора от второго брака Нзанга Мобуту выдвинул свою кандидатуру на президентских выборах в ДР Конго в 2006 году . Дочь Якпуа проживает в Бельгии .

В русской культуре

События гражданской войны в Конго, имена Лумумбы и Мобуту с 1970-х годов вошли в советскую, а затем и в российскую культуру.

Одним из отражений этого стало именование облегченной военной формы для действий в жарких районах (поступала, прежде всего, на снабжение в части спецназа) «мабутой».

Фильмы о Мобуту

Библиография

  • Edgerton, Robert - «The Troubled Heart of Africa: A History of the Congo», St. Martin’s Press
  • Gould, David - «Bureaucratic Corruption and Underdevelopment in the Third World: The Case of Zaire»
  • Janssen, Pierre - «A la cour de Mobutu», Michel Lafon,
  • Kelly, Sean - «America’s Tyrant: The CIA and Mobutu of Zaire», American University Press
  • Lesie, Winsome J - «Zaire: Continuity and Political Change in an Oppressive State», Westview Press
  • MacGaffey, Janet - «The Real Economy of Zaire: The Contribution of Smuggling and Other Unofficial Activities to National Wealth», Philadelphia: University of Pennsylvania Press
  • Meditz, Sandra W. and Tim Merrill - «Zaire: A Country Study», Claitor’s Law Books and Publishing Division
  • Mokoli, Mondonga M - «State Against Development: The Experience of Post-1965 Zaire», New York: Greenwood Press
  • Ngbanda Nzambo-ku-Atumba, Honoré - «Ainsi sonne le glas! Les Derniers Jours du Maréchal Mobutu», Gideppe
  • Nguza Karl-i-Bond, Jean - «Mobutu ou l’Incarnation du Mal Zairois», Bellew Publishing Co Ltd
  • Sandbrook, Richard - «The Politics of Africa’s Economic Stagnation», Cambridge University Press,
  • Wrong, Michela - «In The Footsteps of Mr. Kurtz: Living on the Brink of Disaster in Mobutu’s Congo», Perennial
  • Young, Crawford, and Thomas Turner - «The Rise and Decline of the Zairian State», University of Wisconsin Press

См. также

Напишите отзыв о статье "Мобуту Сесе Секо"

Примечания

Ссылки

На русском языке

На других языках

  • (французский)
  • (английский)
  • (английский)
  • (английский)
Предшественник:
Коридор, по которому я шла, начал расширяться, переходя в огромный высокий каменный зал, по краям которого располагались простые каменные сидения, похожие на длинные скамьи, выбитые кем-то прямо в скале. А посередине этого странного зала высился каменный постамент, на котором «горел» всеми цветами радуги огромный бриллиантовый кристалл... Он сверкал и переливался, ослепляя разноцветными вспышками, и был похож на маленькое солнце, почему-то вдруг кем-то запрятанное в каменную пещеру.
Я подошла поближе – кристалл засиял ярче. Это было очень красиво, но не более, и никакого восторга или приобщения к чему-то «великому» не вызывало. Кристалл был материальным, просто невероятно большим и великолепным. Но и только. Он не был чем-то мистическим или значимым, а всего лишь необычайно красивым. Только вот я пока никак не могла понять, почему этот с виду совершенно вроде бы простой «камень» реагировал на приближение человека? Могло ли оказаться возможным, что его каким-то образом «включало» человеческое тепло?
– Ты совершенно права, Изидора... – вдруг послышался чей-то ласковый голос. – Недаром, тебя ценят Отцы!
Вздрогнув от неожиданности, я обернулась, тут же радостно воскликнув – рядом стоял Север! Он был по-прежнему приветливым и тёплым, только чуточку грустным. Как ласковое солнце, которое вдруг закрыла случайная туча...
– Здравствуй Север! Прости, что пришла непрошенной. Я звала тебя, но ты не явился... Тогда я решила сама попробовать найти тебя. Скажи, что означают твои слова? В чём моя правота?
Он подошёл к кристаллу – тот засиял ещё ярче. Свет буквально слепил, не давая на него смотреть.
– Ты права насчёт этого «дива»... Мы нашли его очень давно, много сотен лет тому назад. И теперь он служит хорошую службу – защитой против «слепых», тех, которые случайно попали сюда. – Север улыбнулся. – Для «желающих, но не могущих»... – и добавил. – Как Караффа. Но это не твой зал, Изидора. Пойдём со мной. Я покажу тебе твою Мэтэору.
Мы двинулись вглубь зала, проходя, стоящие по краям, какие-то огромные белые плиты с выбитыми на них письменами.
– Это не похоже на руны. Что это, Север? – не выдержала я.
Он опять дружески улыбнулся:
– Руны, только очень древние. Твой отец не успел тебя научить... Но если захочешь – я научу тебя. Только приходи к нам, Изидора.
Он повторял уже слышанное мною.
– Нет! – сразу же отрезала я. – Я не поэтому сюда пришла, ты знаешь, Север. Я пришла за помощью. Только вы можете помочь мне уничтожить Караффу. Ведь в том, что он творит – и ваша вина. Помогите же мне!
Север ещё больше погрустнел... Я заранее знала, что он ответит, но не намеревалась сдаваться. На весы были поставлены миллионы хороших жизней, и я не могла так просто отказаться от борьбы за них.
– Я уже объяснил тебе, Изидора...
– Так объясни ещё! – резко прервала его я. – Объясни мне, как можно спокойно сидеть, сложа руки, когда человеческие жизни гаснут одна за другой по твоей же вине?! Объясни, как такая мразь, как Караффа, может существовать, и ни у кого не возникает желание даже попробовать уничтожить его?! Объясни, как ты можешь жить, когда рядом с тобой происходит такое?..
Горькая обида клокотала во мне, пытаясь выплеснуться наружу. Я почти кричала, пытаясь достучаться до его души, но чувствовала, что теряю. Обратного пути не было. Я не знала, получится ли ещё когда-нибудь попасть туда, и должна была использовать любую возможность, прежде чем уйти.
– Оглянись, Север! По всей Европе пылают живыми факелами твои братья и сёстры! Неужели ты можешь спокойно спать, слыша их крики??? И как же тебе не сняться кровавые кошмары?!
Его спокойное лицо исказила гримаса боли:
– Не говори такого, Изидора! Я уже объяснял тебе – мы не должны вмешиваться, нам не дано такое право... Мы – хранители. Мы лишь оберегаем ЗНАНИЯ.
– А тебе не кажется, что подожди Вы ещё, и Ваши знания уже не для кого будет сохранять?!. – горестно воскликнула я.
– Земля не готова, Изидора. Я уже говорил тебе это...
– Что ж, возможно она никогда готовой не будет... И когда-нибудь, через каких-нибудь тысячу лет, когда ты будешь смотреть на неё со своих «вершин», ты узришь лишь пустое поле, возможно даже поросшее красивыми цветами, потому что на Земле в это время уже не будет людей, и некому будет срывать эти цветы... Подумай, Север, такое ли будущее ты желал Земле?!..
Но Север был защищён глухой стеной веры в то, что говорил... Видимо, они все железно верили, что были правы. Или кто-то когда-то вселил эту веру в их души так крепко, что они проносили её чрез столетия, не открываясь и не допуская никого в свои сердца... И я не могла через неё пробиться, как бы ни старалась.
– Нас мало, Изидора. И если мы вмешаемся, не исключено, что мы тоже погибнем... А тогда проще простого будет даже для слабого человека, уже не говоря о таком, как Караффа, воспользоваться всем, что мы храним. И у кого-то в руках окажется власть над всеми живущими. Такое уже было когда-то... Очень давно. Мир чуть не погиб тогда. Поэтому – прости, но мы не будем вмешиваться, Изидора, у нас нет на это права... Наши Великие Предки завещали нам охранять древние ЗНАНИЯ. И это то, для чего мы здесь. Для чего живём. Мы не спасли даже Христа когда-то... Хотя могли бы. А ведь мы все очень любили его.
– Ты хочешь сказать, что кто-то из Вас знал Христа?!.. Но это ведь было так давно!.. Даже Вы не можете жить так долго!
– Почему – давно, Изидора?– искренне удивился Север. – Это было лишь несколько сотен назад! А мы ведь живём намного дольше, ты знаешь. Как могла бы жить и ты, если бы захотела...
– Несколько сотен?!!! – Север кивнул. – Но как же легенда?!.. Ведь по ней с его смерти прошло уже полторы тысячи лет?!..
– На то она «легенда» и есть... – пожал плечами Север, – Ведь если бы она была Истиной, она не нуждалась бы в заказных «фантазиях» Павла, Матфея, Петра и им подобных?.. При всём при том, что эти «святые» люди ведь даже и не видели никогда живого Христа! И он никогда не учил их. История повторяется, Изидора... Так было, и так будет всегда, пока люди не начнут, наконец, самостоятельно думать. А пока за них думают Тёмные умы – на Земле всегда будет властвовать лишь борьба...
Север умолк, как бы решая, стоит ли продолжать. Но, немного подумав, всё же, заговорил снова...
– «Думающие Тёмные», время от времени дают человечеству нового Бога, выбирая его всегда из самых лучших, самых светлых и чистых,… но именно тех, которых обязательно уже нет в Круге Живых. Так как на мёртвого, видишь ли, намного легче «одеть» лживую «историю его Жизни», и пустить её в мир, чтобы несла она человечеству лишь то, что «одобрялось» «Думающими Тёмными», заставляя людей окунаться ещё глубже в невежество Ума, пеленая Души их всё сильнее в страх неизбежной смерти, и надевая этим же оковы на их свободную и гордую Жизнь...
– Кто такие – Думающие Тёмные, Север? – не выдержала я.
– Это Тёмный Круг, в который входят «серые» Волхвы, «чёрные» маги, денежные гении (свои для каждого нового промежутка времени), и многое тому подобное. Проще – это Земное (да и не только) объединение «тёмных» сил.
– И Вы не боретесь с ними?!!! Ты говоришь об этом так спокойно, как будто это тебя не касается!.. Но ты ведь тоже живёшь на Земле, Север!
В его глазах появилась смертельная тоска, будто я нечаянно затронула нечто глубоко печальное и невыносимо больное.
– О, мы боролись, Изидора!.. Ещё как боролись! Давно это было... Я, как и ты сейчас, был слишком наивным и думал, что стоит людям лишь показать, где правда, а где ложь, и они тут же кинутся в атаку за «правое дело». Это всего лишь «мечты о будущем», Изидора... Человек, видишь ли, существо легко уязвимое... Слишком легко поддающееся на лесть и жадность. Да и другие разные «человеческие пороки»... Люди в первую очередь думают о своих потребностях и выгодах, и только потом – об «остальных» живущих. Те, кто посильнее – жаждут Власти. Ну, а слабые ищут сильных защитников, совершенно не интересуясь их «чистоплотностью». И это продолжается столетиями. Вот почему в любой войне первыми гибнут самые светлые и самые лучшие. А остальные «оставшиеся» присоединяются к «победителю»... Так и идёт по кругу. Земля не готова мыслить, Изидора. Знаю, ты не согласна, ибо ты сама слишком чиста и светла. Но одному человеку не по силам свергнуть общее ЗЛО, даже такому сильному, как ты. Земное Зло слишком большое и вольное. Мы пытались когда-то... и потеряли лучших. Именно поэтому, мы будем ждать, когда придёт правильное время. Нас слишком мало, Изидора.
– Но почему тогда Вы не пытаетесь воевать по-другому? В войну, которая не требует Ваших жизней? У Вас ведь есть такое оружие! И почему разрешаете осквернять таких, как Иисус? Почему не расскажете людям правду?..
– Потому, что никто не будет этого слушать, Изидора... Люди предпочитают красивую и спокойную ложь, будоражащей душу правде... И пока ещё не желают думать. Смотри, ведь даже истории о «жизни богов» и мессий, сотворённые «тёмными», слишком одна на другую похожи, вплоть до подробностей, начиная с их рождения и до самой смерти. Это чтобы человека не беспокоило «новое», чтобы его всегда окружало «привычное и знакомое». Когда-то, когда я был таким, как ты – убеждённым, истинным Воином – эти «истории» поражали меня открытой ложью и скупостью разнообразия мысли их «создающих». Я считал это великой ошибкой «тёмных»... Но теперь, давно уже понял, что именно такими они создавались умышленно. И это по-настоящему было гениальным... Думающие Тёмные слишком хорошо знают природу «ведомого» человека, и поэтому совершенно уверены в том, что Человек всегда с готовностью пойдёт за тем, кто похож на уже и з в е с т н о е ему, но будет сильно сопротивляться и тяжело примет того, кто окажется для него н о в ы м, и заставит мыслить. Поэтому-то наверное люди всё ещё слепо идут за «похожими» Богами, Изидора, не сомневаясь и не думая, не утруждая задать себе хотя бы один вопрос...
Я опустила голову – он был совершенно прав. У людей был всё ещё слишком сильным «инстинкт толпы», который легко управлял их податливыми душами...
– А ведь у каждого из тех, которых люди называли Богами, были очень яркие и очень разные, их собственные уникальные Жизни, которые чудесно украсили бы Истинную Летопись Человечества, если бы люди знали о них, – печально продолжал Север. – Скажи мне, Изидора, читал ли кто-нибудь на Земле записи самого Христа?.. А ведь он был прекрасным Учителем, который к тому же ещё и чудесно писал! И оставил намного больше, чем могли бы даже представить «Думающие Тёмные», создавшие его липовую историю...
Глаза Севера стали очень тёмными и глубокими, будто на мгновение вобрали в себя всю земную горечь и боль... И было видно, что говорить об этом ему совершенно не хочется, но с минуту помолчав, он всё же продолжил.
– Он жил здесь с тринадцати лет... И уже тогда писал весть своей жизни, зная, как сильно её изолгут. Он уже тогда знал своё будущее. И уже тогда страдал. Мы многому научили его... – вдруг вспомнив что-то приятное, Север совершенно по-детски улыбнулся... – В нём всегда горела слепяще-яркая Сила Жизни, как солнце... И чудесный внутренний Свет. Он поражал нас своим безграничным желанием ВЕДАТЬ! Знать ВСЁ, что знали мы... Я никогда не зрел такой сумасшедшей жажды!.. Кроме, может быть, ещё у одной, такой же одержимой...
Его улыбка стала удивительно тёплой и светлой.
– В то время у нас жила здесь девочка – Магдалина... Чистая и нежная, как утренний свет. И сказочно одарённая! Она была самой сильной из всех, кого я знал на Земле в то время, кроме наших лучших Волхвов и Христа. Ещё находясь у нас, она стала Ведуньей Иисуса... и его единственной Великой Любовью, а после – его женой и другом, делившим с ним каждое мгновение его жизни, пока он жил на этой Земле... Ну, а он, учась и взрослея с нами, стал очень сильным Ведуном и настоящим Воином! Вот тогда и пришло его время с нами прощаться... Пришло время исполнить Долг, ради которого Отцы призвали его на Землю. И он покинул нас. А с ним вместе ушла Магдалина... Наш монастырь стал пустым и холодным без этих удивительных, теперь уже ставших совершенно взрослыми, детей. Нам очень не хватало их счастливых улыбок, их тёплого смеха... Их радости при виде друг друга, их неуёмной жажды знания, железной Силы их Духа, и Света их чистых Душ... Эти дети были, как солнца, без которых меркла наша холодная размеренная жизнь. Мэтэора грустила и пустовала без них... Мы знали, что они уже никогда не вернутся, и что теперь уже никто из нас более никогда не увидит их... Иисус стал непоколебимым воином. Он боролся со злом яростнее, чем ты, Изидора. Но у него не хватило сил. – Север поник... – Он звал на помощь своего Отца, он часами мысленно беседовал с ним. Но Отец был глух к его просьбам. Он не мог, не имел права предать то, чему служил. И ему пришлось за это предать своего сына, которого он искренне и беззаветно любил – в глазах Севера, к моему великому удивлению, блестели слёзы... – Получив отказ своего Отца, Иисус, также как и ты, Изидора, попросил помощи у всех нас... Но мы тоже отказали ему... Мы не имели права. Мы предлагали ему уйти. Но он остался, хотя прекрасно знал, что его ждёт. Он боролся до последнего мгновения... Боролся за Добро, за Землю, и даже за казнивших его людей. Он боролся за Свет. За что люди, «в благодарность», после смерти оклеветали его, сделав ложным и беспомощным Богом... Хотя именно беспомощным Иисус никогда и не был... Он был воином до мозга костей, ещё тогда, когда совсем ребёнком пришёл к нам. Он призывал к борьбе, он крушил «чёрное», где бы оно ни попадалось, на его тернистом пути.

Иисус Радомир прогоняет
торговцев из храма

Север замолк, и я подумала, что рассказ закончен. В его печальных серых глазах плескалась такая глубокая, обнажённая тоска, что я наконец-то поняла, как непросто должно было жить, отказывая в помощи любимым, светлым и прекрасным людям, провожая их, идущих на верную гибель, и зная, как легко было их спасти, всего лишь протянув руку... И как же неправильна по-моему была их неписанная «правда» о не вмешательстве в Земные дела, пока (наконец-то, когда-то!..) не придёт «правильное» время... которое могло так никогда и не придти...
– Человек – всё ещё существо слабовольное, Изидора... – вдруг снова тихо заговорил Север. – И корысти, и зависти в нём, к сожалению, больше, чем он может осилить. Люди пока ещё не желают следовать за Чистым и Светлым – это ранит их «гордость» и сильно злит, так как слишком уж отличается, от «привычного» им человека. И Думающие Тёмные, прекрасно зная и пользуясь этим, всегда легко направляли людей сперва свергать и уничтожать «новых» Богов, утоляя «жажду» крушения прекрасного и светлого. А потом уже, достаточно посрамлённых, возвращали тех же новых «богов» толпе, как Великих Мучеников, уничтоженных «по ошибке»... Христос же, даже распятым, оставался для людей слишком далёким... И слишком чистым… Поэтому уже после смерти люди с такой жестокостью пятнали его, не жалея и не смущаясь, делая подобным себе. Так из ярого Воина остался в людской памяти лишь трусливый Бог, призывавший подставлять левую щёку, если ударят по правой.... А из его великой Любви – осталось лишь жалкое посмешище, закиданное камнями... чудесная чистая девочка, превратившаяся в «прощённую» Христом, поднявшуюся из грязи, «падшую» женщину... Люди всё ещё глупы и злы Изидора... Не отдавай себя за них! Ведь даже распяв Христа, все эти годы они не могут успокоиться, уничтожая Имя Его. Не отдавай себя за них Изидора!
– Но разве же, по-твоему ВСЕ люди глупы и злы?.. На Земле очень много прекрасных людей, Север! И не всем им нужен «повергнутый» Бог, поверь мне! Посмотри на меня – разве ты не видишь? Мне был бы нужен живой Христос, так же, как и его дивная Любовь – Магдалина...
Север улыбнулся.
– Потому что ты – Из-и-до-ра... Ты молишься другим богам. Да и вряд ли им нужно молиться! Они с тобою всегда и они не могут тебя покинуть. Твои боги – Добро и Любовь, Свет и Знание, и Чистая первозданная Сила. Это Боги Мудрости, и это то, чему «молимся» мы. Люди же не признают их пока. Им пока нужно другое... Людям нужен кто-то, кому они могут пожаловаться, когда им плохо; кого они могут обвинить, когда не везёт; кого они могут просить, когда чего-то хочется; кто им может простить, когда они «грешат»... Вот, что пока лишь нужно человеку... И пройдёт ещё уйма времени, пока человек не будет нуждаться в таком Боге, который делал бы за него всё, и уж тем более – всё бы прощал... Это слишком удобно, чтобы суметь отказаться, Изидора... Человек ещё не готов ничего делать сам.

Президент Заира Сесе Мобуту не видел ничего плохого в воровстве, если воровать понемногу и по-тихому

24 ноября 1965 года в результате военного переворота в Конго (речь идет о государстве, которое в наши дни называется Демократической Республикой Конго, бывшем Заире — в отличие от Республики Конго, расположенной по другую сторону реки Конго) и отстранения от власти законного президента Жозефа Касавубу верховная власть перешла к Сесе Мобуту, главнокомандующему конголезской армии. Как показала история, мало кому из африканских лидеров удалось стать политическими долгожителями. Но Мобуту здесь исключение. Он единолично правил огромной страной на протяжении 32 лет. Его можно назвать одним из самых «выдающихся» африканских диктаторов, на которых ХХ век оказался столь богат.

Сержант-интеллектуал

Мобуту родился 14 октября 1930 года в бельгийской колонии Конго (Бельгийское Конго), в городе Лисала . Его отец был поваром сначала у миссионеров- капуцинов , а затем у судьи-бельгийца. Он дал сыну христианское имя Жозеф Дезире. Когда Жозефу было восемь лет, отец умер, и воспитанием мальчика занималась мать, горничная в гостинице. Начальное образование Мобуту получил в миссионерских школах. Он пользовался авторитетом у сверстников, подбивал их на разные проказы, отличался недисциплинированностью и часто пропускал занятия. В 1950 году его отчислили как «плохого христианина».

В 19 лет юношу призвали в бельгийскую колониальную армию — «Форс пюблик» (Force Publique). К 26-ти он дослужился до старшего сержанта и зарекомендовал себя «интеллектуалом» из-за пристрастия к чтению книг из гарнизонных библиотек. Особенно его интересовали исторические сочинения и мемуары. Кумирами Мобуту были Вольтер (François Marie Voltaire, 1694-1778) и де Голль (Charles de Gaulle, 1890-1970). Не была сержанту чужда и классическая музыка. Офицерских званий в «Форс пюблик» конголезцам не давали, и дальнейшее продвижение по службе для Мобуту было закрыто.

В 1956 году он вышел в отставку и стал профессиональным журналистом в Леопольдвиле (Léopoldville), так в то время называлась столица Конго — Киншаса (Kinshasa). Вскоре его заметила бельгийская колониальная администрация и, как утверждают многие исследователи, служба безопасности. Мобуту обзавелся связями в журналистской среде, часто ездил в Бельгию . В 1958 году в Брюсселе он познакомился с лидером Национального движения Конго (НДК, Mouvement National Congolais , MNC) Патрисом Лумумбой (Patrice Émery Lumumba, 1925-1961) и принял его предложение вступить в ряды конголезских борцов за независимость.

Дебри Конго

В январе 1960 года на переговорах в Брюсселе между бельгийским руководством и конголезскими политиками было достигнуто соглашение о предоставлении независимости Конго . Срок был намечен на 30 июня 1960 года. Бельгийцы рассчитывали передать власть «надежным» конголезцам, которые будут конструктивно сотрудничать с бывшей метрополией. Однако деловые и политические элиты других западных стран, прежде всего США , опасались, что удержаться Бельгии в Конго не удастся, и страну ждет хаос. «Ключ» от Африки может оказаться бесхозным, а то и попасть в руки коммунистам.

Патрис Лумумба. Советское руководство возлагало на Лумумбу большие надежды, стремясь превратить Конго в надежного союзника «на антиимпериалистической основе». Так предполагалось лишить Запад конголезской сырьевой базы. Но Лумумба рано погиб. В СССР Лумумба превратился в мученика и героя. Его именем был назван Университет дружбы народов, где ковались революционные кадры для стран третьего мира. Но парадокс заключался в том, что героем он был не только в СССР, но и в Заире. Так Мобуту стремился достичь национального единства и «отмыться» от своего участия в этой трагедии. Лумумба был назван «жертвой колониальных махинаций». Фото (Creative Commons license): IISG

Ожидания, что Конго ждут неспокойные времена, были обоснованными. Эта колония считалась неприветливым, неуютным и опасным для белых людей местом. Американский журналист и путешественник Генри Стэнли (Henry Morton Stanley, 1841-1904), добывший для бельгийского короля Леопольда II (Leopold II, 1835-1904) этот «лакомый кусок», называл Конго «страной ужасов», где «мы всем чужие и лишь ощупью пробираемся в этих дебрях». Другой столь же мрачный образ Конго как «сердца тьмы» создал писатель Джозеф Конрад (Joseph Konrad, 1857-1924).

По мере приближения срока независимости напряженность в отношениях между африканцами и европейцами нарастала. Американский этнограф Алан Мерриам, проводивший полевые исследования в Конго с августа 1959-го по июнь 1960-го, так описывал настроения чернокожих жителей Стэнливиля: «Стэнливильцы считали, что независимость освободит их от господства белых, что можно будет работать меньше или совсем не работать, что будет больше денег, не надо будет платить налоги, можно будет свободно пользоваться домами, машинами и женщинами белых». Обычным делом стали избиения европейцев, ограбления их домов и публичные оскорбления.

Несостоявшийся главнокомандующий

По итогам парламентских выборов в мае 1960 года НДК завоевало наибольшее число мест в Национальном собрании, нижней палате парламента. Лумумба стал премьер-министром. Он исповедовал популистский национализм левого толка, был блестящим оратором, наделенным харизмой и обаянием вождя. Мобуту Лумумба назначил своим личным секретарем (в ранге министра), ответственным за прохождение политических и административных документов. Президентом Конго стал Жозеф Касавубу (Joseph Kasa-Vubu, 1910-1969).

30 июня 1960 года на церемонии провозглашения независимости в ответ на патерналистскую речь бельгийского короля Бодуэна (Baudouin I, 1930-1993) Лумумба заклеймил бельгийский колониализм. Обратившись к королю, он сказал, что конголезцы «не макаки» и пообещал показать миру, «на что способен черный человек, когда он трудится в свободной стране», а также превратить «Конго в центр всей Африки».

Не прошло и недели, как Конго погрузилось в анархию и хаос. Начались солдатские бунты и погромы жилищ и магазинов, принадлежавших белым. 8 июля правительство решило заменить бельгийское военное командование конголезским, несмотря на то, что среди конголезцев не было ни одного, даже младшего, офицера. Командующим Конголезской национальной армии (КНА) назначили дядю Лумумбы, Виктора Лундулу, сержанта в отставке, бывшего санитара «Форс пюблик», которому присвоили звание генерала. Мобуту стал начальником генерального штаба, его произвели в полковники, большая часть вооруженных сил перешла в его непосредственное подчинение. Однако новоиспеченный полковник, метивший на пост командующего, счел себя ущемленным. Мобуту даже подал заявление об отставке, но Лумумба его отклонил.

Конго в большой игре сверхдержав

Бельгия ввела в Конго войска. Конголезское руководство обратилось в ООН с просьбой срочно оказать стране военную помощь для «защиты национальной территории против акта агрессии, совершенной войсками бельгийской метрополии». СССР и США поддержали отправку в Конго миротворческих сил ООН. Руководствовались они разными мотивами. Президент США Дуайт Эйзенхауэр (Dwight David Eisenhower, 1890-1969) рассчитывал оградить Конго от «коммунистического проникновения». Советский лидер Никита Хрущев (1894-1971) надеялся нанести Западу чувствительный удар в «мягкое подбрюшье» и повысить авторитет СССР в третьем мире как главного борца против колониализма и империализма. Между противниками по холодной войне началось соперничество за влияние над обширной территорией в сердце Африки, богатой стратегическими ресурсами.

11 июля из состава Конго вышла провинция Катанга (Шаба), которую называли «геологическим чудом», настолько её недра были богаты полезными ископаемыми. 9 августа её примеру последовала провинция Касаи , расположенная на одноименной реке, где были крупные месторождения алмазов.

К концу июля в Конго перебросили 11,5 тыс. военнослужащих ООН, но их командование, состоящее из офицеров западных стран и стран третьего мира, не реагировало на просьбы Лумумбы помочь восстановить территориальную целостность Конго. Западные державы не хотели усиления позиций Лумумбы, который намеревался проводить самостоятельную политику. Советское руководство предприняло контрмеры. Правительству Лумумбы в обход ООН были предоставлены гражданские самолеты, грузовики, продовольствие и медикаменты. Лумумба решил подавить сепаратизм и навести порядок в стране собственными силами. На советской технике верные ему войска были переброшены на границу Касаи и развернули успешное наступление против формирований сепаратистов.

Руководство США «оценило» военные успехи Лумумбы. 25 августа специальная группа Совета национальной безопасности по тайным операциям приняла решение о свержении его правительства. На следующий день директор ЦРУ Аллен Даллес (Allen Welsh Dulles, 1893-1969) телеграфировал резиденту ЦРУ в Леопольдвиле Лоуренсу Девлину (Lawrence/ Larry Devlin): «Отстранение Лумумбы от власти должно стать срочной и главной целью, высшим приоритетом наших тайных операций в нынешних условиях». Не исключалось и убийство Лумумбы, специалисты ЦРУ готовили его отравление.

Точно неизвестно, какие действия предприняло ЦРУ, но 5 сентября президент Конго Жозеф Касавубу, в нарушение конституционных норм, отправил правительство Лумумбы в отставку. По приказу начальника генштаба Мобуту наступление федеральных войск на Касаи и Катангу было остановлено. Касавубу назначил новых министров. Однако он не пользовался достаточной популярностью и влиянием, чтобы стать реальным противовесом Лумумбе. Парламент поддержал Лумумбу и предоставил ему «особые полномочия» для противодействия попыткам отстранить от власти законное правительство. Наступило двоевластие.

Гибель Лумумбы

В ночь с 13 на 14 сентября Мобуту попросил Девлина о встрече. Сразу приступив к делу, Мобуту заявил, что «Советы интенсивно проникают в Конго», а конголезцы «не для того боролись за независимость, чтобы другая страна установила над ними колониальное господство». В качестве доказательства «подрывной деятельности коммунистов» он представил советские пропагандистские брошюры, изъятые у конголезских солдат. Даже Девлин отнесся к таким «доказательствам» скептически. Брошюры были на английском , а многие солдаты едва говорили на ломаном французском. Мобуту поставил вопрос ребром: «Ситуация такова: армия готова сбросить Лумумбу. Но только при условии, что Соединенные Штаты признают правительство, которое заменит его правительство». В мемуарах Девлин утверждает, что дал ответ не без колебаний. Инструкций о поддержке государственного переворота у него якобы не было. По словам Девлина, он не верил, что «Лумумба был коммунистом или советским агентом», но в то же время он «был убежден, что Советы им манипулируют, и рано или поздно он попадет под их контроль». По словам американского разведчика, это был решающий аргумент, и он гарантировал Мобуту поддержку Соединенных Штатов.

Вечером 14 сентября леопольдвильское радио передало обращение Мобуту к народу. Он заявил, что «армия решила нейтрализовать два соперничающих правительства и обе палаты парламента до 31 декабря 1960 года, чтобы вывести страну из тупика». Касавубу оставлял за собой президентское кресло.

Для Лумумбы акция Мобуту стала полной неожиданностью, он не верил в предательство человека, который неизменно подчеркивал свою лояльность и даже называл его своим «духовным наставником». Лумумба надеялся на то, что сможет повернуть ситуацию в свою пользу, стоит ему только встретиться с бывшим начальником генштаба. Их встреча состоялась 15 сентября на территории военного лагеря в Леопольдвиле, но закончилась она совсем не так, как предполагал Лумумба. Договориться ни о чем не удалось, и как только Мобуту покинул лагерь, Лумумба был атакован толпой разъяренных солдат. Находившимся рядом миротворцам ООН с большим трудом удалось защитить Лумумбу и доставить его домой, под усиленную охрану «голубых касок». Вторым кольцом дом окружили части Мобуту. Лумумба оказался в полной изоляции. В этот же день Мобуту обратился к правительствам социалистических стран с требованием вывести свои посольства с территории Конго в течение 48 часов.

24 ноября 1960 года Лумумба сбежал из-под ареста и направился на восток страны, где собирались его сторонники. Однако вскоре он попал в руки мобутовским поисковым отрядам. При непосредственном участии Мобуту, Лумумбу и двух его соратников, Жозефа Окиту (Joseph Okito) и Мориса Мполу (Maurice Mpolo), передали лидеру катангских сепаратистов Моизу Чомбе (Moïse Kapenda Tshombe, 1919-1969). 17 января 1961 они были зверски убиты.

Чуть позже президент Касавубу, наконец, назначил Мобуту главнокомандующим конголезской армии.

Всемогущий воин

После четырех лет политической нестабильности, 24 ноября 1965 года, в результате бескровного военного переворота главнокомандующий конголезской армией генерал Мобуту стал президентом Конго. Парламент был распущен, политические партии запрещены. К концу 1960-х годов была сформирована жестко централизованная президентская система правления, а Мобуту сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Правящей и единственной партией стало Народное движение революции (НДР Mouvement Populaire de la Revolution), созданное в 1967 году. Национальной идеологией была признана доктрина «подлинной аутентичности», или «подлинного заирского национализма». Она провозглашала возвращение к традиционным ценностям, раскрепощению духовного мира африканской личности, постепенное достижение полной экономической и политической независимости. «Ни вправо, ни влево, а движение в собственном направлении», — так звучал лозунг Мобуту.

Чтобы искоренить чуждое национальному духу внешнее влияние, власти объявили о проведении «африканской культурной революции». Произошла замена европейских имен и географических названий на местные: страна стала Республикой Заир, Мобуту взял имя Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду Ва За Банга («всемогущий воин, который благодаря своей стойкости и несгибаемой воле, идет от победы к победе, оставляя огонь на своем пути»). Обращения «мадам», «месье», «уважаемый», «превосходительство» были упразднены. Их заменили на «единое, простое, подчеркивающее солидарность и достоинство заирцев» обращение — «гражданин». Женщинам запретили носить брюки и короткие юбки, пользоваться косметикой и париками. Всех служащих обязали носить костюм особого покроя (брюки, однобортный с короткими рукавами пиджак, шарф вместо рубашки и галстука), называемый «абакос» (от сокращенного французского «A bas le costume!» — «Долой костюм!»).

Пропагандистский аппарат НДР насаждал культ личности Мобуту, обосновывал «ниспосланное свыше» верховенство вождя, «отца всей нации, добра и зла». Сам Мобуту любил напоминать, что «по нашей африканской традиции двух вождей не бывает», и вождя надо чтить: «Вождь есть вождь. Он орел, который летает высоко, плевок ползучей твари до него не долетит». Стремясь сакрализировать свою власть, Мобуту повел наступление на католическую церковь. Церковные школы были национализированы, а празднование Рождества запрещено. В общественных местах вместо распятий и изображений папы римского вывешивались портреты Мобуту. Создавалась квазирелигия, где «Христом» был Мобуту, а «апостолами» — верхушка НДР.

Государство развитого клептократизма

Сам Мобуту не мелочился. По самым скромным подсчетам, его личное состояние оценивалось в 10 млрд. В Заире у него было 11 роскошных резиденций. Дворец в городке Гбадолите, родине отца Мобуту, по описанию итальянского журнала «Panorama», был «огромен и напоминал некоторые неоклассические виллы на бульваре Сансет в Голливуде . Комнаты были отделаны с необычайной роскошью: поразительно белые стены, позолоченные зеркала каррарский мрамор, арабские ковры. <…> Рядом с главным зданием находились виллы родственников и друзей Мобуту, резиденции его 15 детей, помещения для верной президентской гвардии: 4500 человек, обученных израильскими инструкторами». Он также владел шикарными особняками в Западной Европе.

Экономика Заира, одной из богатейших стран Африки, превратилась в руины, абсолютное большинство заирцев жило за порогом бедности. Глубокие социальные противоречия и острые политические конфликты оставались нормой жизни при правлении Сесе. Они порождали крестьянские бунты, студенческие демонстрации, забастовки рабочих и служащих и даже вооруженные восстания.

Мобуту правил железной рукой. Несколько соперничавших между собой спецслужб каждые шесть часов направляли ему доклады о положении в стране. Тотальный сыск и слежка, аресты, «исчезновения», пытки, казни противников режима стали неотъемлемым атрибутом повседневной жизни Заира. Репрессии против оппозиционеров Мобуту сочетал с компромиссами и подкупом их лидеров.

Преданный Западом

Себя президент Заира позиционировал как непримиримого борца с коммунизмом в Африке и проводил прозападную внешнюю политику. Так, он предоставил свои военные базы США и Бельгии, в частности, для поставок оружия в Анголу , в которой шла гражданская война между просоветской МПЛА (Народное движение за освобождение Анголы, Movimento Popular de Libertacão de Angola , MPLA) и прозападным УНИТА (Национальный союз за полную независимость Анголы, Uniao Nacional para a Independência Total de Angola , UNITA). Регулярные части Заира вместе с войсками ЮАР участвовали в прямой военной агрессии против Агостиньо Нето (António Agostinho Neto, 1922-1979). Западные державы не обделяли своего верного союзника экономической помощью и оказывали политическую и военную поддержку. После окончания холодной войны столь одиозный диктатор стал им не нужен.

В 1994-м Мобуту допустил ошибку, оказавшуюся для него роковой. Он позволил обосноваться в восточном Заире сотням тысяч хуту , хлынувшим из Руанды , когда там пришли к власти представители народности . Но на востоке Заира жили те же самые тутси, что привело к резкому росту межэтнической напряженности. В 1996 году Мобуту отправил войска, чтобы изгнать беженцев, а заодно и заирских тутси. Сопротивление тутси быстро переросло в мощное полиэтническое антимобутовское движение, которое возглавил сторонник Лумумбы с тридцатилетним стажем партизанской войны Лоран Дезире Кабила (Laurent-Désiré Kabila, 1939-2001). Ему оказали существенную помощь оружием и деньгами правительства Анголы, Бурунди , Замбии , Зимбабве , Руанды, Уганды . Не встречая серьезного сопротивления мобутовских войск, отряды Кабилы быстро продвигались к Киншасе.

Мобуту запросил помощи у США. Прибывший в Заир представитель США в ООН Билл Ричардсон (Bill Richardson) сказал Мобуту: «Этот бардак ваш, а не наш. Вы просто не управляете своей страной». 17 мая 1996 года повстанцы вошли в Киншасу. Мобуту бежал из Заира. Ему отказали в предоставлении политического убежища во Франции и Того . Бывший диктатор, ставший изгоем, смог найти приют в Марокко , где 7 сентября 1997 умер от рака.

Новости партнёров


2. Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду ва за Банга - так называемый человек и так называемое озеро

Бармалей еще тот, идеальный, хрестоматийный клептократ, последний из диктаторов эпохи Холодной Войны, правивший Заиром почти 32 года - с ноября 1965-го по май 1997-го - от рождения носил скромное имя Жозеф Дезире Мобуту. В молодости будущий маршал-миллиардер, «сталин» конголезских джунглей и «крез» черного антикоммунизма был простым стукачом, работавшим под маской журналиста на известную своими зверствами администрацию, а затем пошел служить в колониальную армию, где молодому, грамотному и перспективному Жозефу очень понравилось.

В 1960 году на волне борьбы за незалежнисть Мобуту выбился в начальники генштаба конголезской армии, что предрешило судьбу нашего героя - пять лет погодя в результате военного переворота (это такая штука, которая в Африке вместо выборов) 35-летний полковник стал президентом «Демократического» Конго. Имя «Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду ваза Банга», которое он себе впоследствии взял, по одной из версий переводится как «Всемогущий воин, который благодаря стойкости и железной воле движется от победы к победе, сжигая все на своем пути», а по другой - просто, как «Петух, который командует всеми на свете».

Став лидером экс-бельгийского Конго, позднее переименованного в Заир, отморозок Мобуту Сесе Секо повел два политических курса - африканизации (заиризации) простого народа и ликвидации политических оппонентов. Африканизация означала, что всем надлежало отказаться от христианских имен и фамилий, буквально под страхом смерти, и принять какие-либо дикие ФИО, африканские, пусть даже переводимые, как «желтая ». Жителям запретили носить , а президент стал единственным, кто возымел право напялить на голову шапочку из шкуры - символ власти великого вождя.

Расправы с оппонентами проводились на глазах легионов «заиризованных» подданных - для пущего устрашения. Так, казнь бывшего премьера страны Эваристе Кимба через повешение увидели «по разнарядке» 50 тысяч зрителей.

Один из конголезских революционеров, соратник убитого бармалеем Лумумбы, Пьер Мулеле вернулся в Заир из эмиграции, когда диктатор посулил ему прощение. В октябре 1968 года его схватили, и в ходе публичной казни выкололи , отрезали гениталии, а затем ноги. Это было одно из самых жестоких политических убийств ХХ века.

Очистив окружение от конкурентов, Мобуту объявил себя полубогом - отцом народа и спасителем нации. Озеро Альберт на границе Заира и Уганды было скромно переименовано в «Мобуту Сесе Секо».

Мобуту воздвиг для себя несколько дворцов по всему Заиру, содержал автопарк «Мерседесов». В городе детства Гбадолите бармалей построил своего рода «копию Версаля» и шикарный аэропорт, из которого на «Конкордах» летал в Париж за шмотками и , да в Диснейленд - покататься на каруселях.

Дошло до того, что личное стадо породистых коров Мобуту гонял на выпас в Южную Америку, пользуясь для этого государственными транспортными самолетами. Число яхт и иностранных поместий, принадлежавших президенту Заира, сосчитать не представляется возможным.

Откуда денежки-то у Мобуту брались? От торговли полезными ископаемыми, вестимо. Нормальная зарплата в стране выплачивалась лишь военным, остальные миллионы голодранцев жили от дефолта до дефолта, . Наиболее предприимчивые и отчаянные граждане стали ходить в джунгли и охотится на пигмеев - ради их человеческого мяса. Ну а сам диктатор Заира прославился навеки тем, что его личное состояние к 1984 году - 5 миллиардов долларов в швейцарских банках - равнялось внешнему долгу страны. Торговля добытыми на просторах огромной экваториальной страны золотом, кобальтом, алмазами и медью велась исключительно «мимо кассы».

В 1997 году после свержения старика Сесе Секо с трона дать ему убежище согласился лишь король Марокко, с коим диктатор искренне дружил. Но на берегу Атлантики Мобуту прожил недолго, скончавшись 7 сентября того же года в Рабате от рака. Страну Заир после смерти Мобуту переименовали обратно в Демократическую Республику Конго. Изменилось ли что-либо от этого к лучшему, спросите, например, у него:

А о том, кушал ли «великий воин» людей, как это делали и делают его отчаянные сограждане в джунглях, история умолчала.

Продолжение сафари:
Продолжение страстей-мордастей.

Ребенком его усыновил повар бельгийских миссионеров, и Мобуту получил возможность учиться в миссионерской школе. В возрасте 19 лет был призван в армию и дослужился до чина старшего сержанта. Демобилизовавшись в 1956, стал журналистом и вскоре получил известность среди образованных конголезцев. Когда страна в июне 1960 стала независимой Республикой Конго, Мобуту был назначен государственным секретарем по обороне. Меньше чем через неделю армия подняла мятеж против бельгийских офицеров, Мобуту стал начальником генштаба, и большая часть вооруженных сил перешла в его подчинение. В течение последующих пяти лет Мобуту, главнокомандующий вооруженными силами, играл важную роль в военных и политических событиях. В сентябре 1960 он сумел найти выход из политического тупика, передав власть сформированному им правительству. В 1965 высшие армейские чины разрешили аналогичный кризис, сделав Мобуту президентом.

В первые годы правления режим Мобуту пользовался поддержкой населения. Мобуту запретил политические партии, восстановил сильную центральную власть и реорганизовал систему управления. Хотя Мобуту поддерживал тесные связи с Западом, его правительство национализировало гигантскую компанию по добыче меди «Юнион Миньер дю О-Катанга» (ЮМОК) в 1967. В том же году Мобуту создал собственную политическую партию «Народное движение революции» (НДР). В 1970 были проведены президентские выборы, на которых баллотировался единственный кандидат – Мобуту. В 1971 Мобуту переименовал страну в Заир, сменил свое христианское имя на африканское, Мобуту Сесе Секо, и провозгласил идеологию «подлинной аутентичности», или «подлинного заирского национализма».

В середине 1970-х годов Мобуту проводил прозападный внешнеполитический курс, одновременно развивая отношения с Китаем. Во время гражданской войны в Анголе, вспыхнувшей после провозглашения независимости в 1975, Заир оказывал помощь группировке, которую поддерживали США и ЮАР, в противовес силам, за которыми стоял СССР. В марте 1977 и мае 1978 эмигранты из Шабы (бывшая провинция Катанга) и другие недовольные правлением Мобуту заирцы вторгались в Заир. Вторжения были отражены при значительной иностранной помощи, особенно со стороны Франции.

В 1975 в стране начался экономический кризис. Усилия международного сообщества с целью либерализации политической системы Заира и стабилизации экономики полностью провалились из-за сопротивления переменам со стороны Мобуту и его ближайшего окружения.

В 1980 13 членов парламента порвали с Мобуту и создали новое демократическое движение, потребовавшее введения многопартийной демократической системы. В 1982 эта группа бросила открытый вызов однопартийному режиму, создав оппозиционную партию – Союз за демократию и социальный прогресс (ЮДПС). Эта партия была легализована в 1990, когда Мобуту объявил о конце однопартийного правления и начале новой эры многопартийной системы. Тем не менее Мобуту удалось сорвать реформы, блокировав реализацию переходного плана, который был принят в 1992 на Независимой национальной конференции, собравшей 2840 делегатов, представлявших все слои заирского общества. Конференция лишила президента прерогатив исполнительной власти, позволив ему остаться главой государства с церемониальными функциями на двухлетний переходный период. Однако в начале 1993 Мобуту и его окружение прибегнули к политике государственного террора, этническим чисткам и экономическому саботажу в попытке расколоть оппозицию и сохранить власть. Все это привело к коллапсу экономики и хаосу, царившему в стране в начале 1960-х годов.

В середине 1990-х годов геноцид и социальная напряженность в Руанде вынудили сотни тысяч беженцев укрыться в восточном Заире. Заирские войска, направленные в восточные районы, изгоняли с территории Заира не только беженцев, но и заирцев-тутси. В октябре 1996 последние тутси подняли вооруженное восстание против режима Мобуту. Повстанцы-тутси и другие недовольные заирцы объединились в Альянс демократических сил за освобождение Конго, который возглавил Лоран Кабила, захватили главные города восточного Заира и двинулись на запад, завоевывая огромные территории. В мае 1997 отряды повстанцев вошли в Киншасу. Мобуту бежал из страны. Кабила провозгласил себя президентом и переименовал страну в Демократическую Республику Конго. Мобуту отказали в предоставлении убежища во Франции, в Того позволили пробыть лишь несколько дней. Прибежище он нашел лишь в Марокко. Умер Мобуту в Рабате (Марокко) 7 сентября 1997.


© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин