17.06.2022

Причины позиционных изменений звуков. Фонетические законы в области согласных звуков. §8. Место образования согласных


Чередование гласных звуков зависит в первую очередь от их положения по отношению к ударному слогу. В нём гласные звучат наиболее отчётливо, поэтому позиция гласного в ударном слоге называется сильной . В сильной позиции различаются следующие гласные: [а] – [дам], [о] – [дом], [э] – [эм] (название буквы), [ы] – [дым], [и] – [им], [у] – [ум].

В безударных слогах гласные произносятся менее отчётливо, короче, поэтому положение гласного в безударном слоге называется слабой позицией. Сравним произношение корневых гласных в словах бегать, бежать, выбежать . В первом случае гласный [э] находится в сильной позиции, в ударном слоге, поэтому слышен чётко. Его нельзя перепутать ни с каким другим. В словах бежать и выбежать гласные в корне находятся в слабой позиции, т.к. ударение переместилось на другие слоги. Мы уже не можем сказать, что в этом случае слышим гласный [э], т.к. его звучание ослабляется, уменьшается в продолжительности, и его произношение приближается к [и]. Причём в слове выбежать гласный произносится ещё короче, теряя свои основные признаки. Такое позиционное изменение гласных называется редукцией .

Редукция – это ослабление произношения гласного, связанное с изменением его долготы и качества звучания в слабой позиции. Редукции подвергаются все гласные в безударных слогах, но степень редукции и её характер различны для разных гласных. Различают редукцию количественную и качественную .

При количественной редукции гласные хоть и произносятся не так ясно, теряя часть долготы (т.е. изменяясь количественно), но не утрачивают своего основного качества, не становятся совсем неясными: пу ть – пу ти́ – пу тево́й; ли ́ ца – ли цо́ – ли цево́й; пры ́ гнуть – пры жо́к – вы́пры гнуть . Количественной редукции подвергаются гласные верхнего подъёма [и], [ы], [у]. В любой позиции они произносятся достаточно узнаваемо.

При качественной редукции изменяется сам характер звучания гласных: они теряют своё основное качество, становясь практически неузнаваемыми. Так, в словах болеть и враги нет гласных [о] и [а], встречающихся в сильной позиции ([бол`], [врак]). Вместо них произносится звук, похожий на ослабленный [а], а следовательно, для него нужно своё обозначение - [L] (а-палатка). В слове цена гласный звук в слабой позиции похож одновременно на [ы] и [э]. В транскрипции он обозначается [ы э ] ([ы] с призвуком [э]). Если сравнить слова болевой , враждовать , ценовой , оказывается, что гласные в корнях, находясь достаточно далеко от ударных слогов, становятся совсем короткими, неразличимыми. В транскрипции такой гласный обозначается [ъ] (ер). (Кстати, изменения в слабых позициях зависят не только от удалённости от ударного слога, но и от положения гласного после твёрдого или мягкого согласного. Так, в той же позиции, что и болеть, враги , в слове часы произносится звук, средний между [и] и [э] - [и э ], а в слове часовой - звук, обозначаемый [ь] (ерь)).

Таким образом, в зависимости от положения гласного по отношению к ударному слогу, выделяются 2 типа качественной редукции: их называют 1-я степень редукции (или 1-я слабая позиция) и 2-я степень редукции (2-я слабая позиция).

1-й степени редукции подвергаются гласные, находящиеся в таких позициях:

а) 1-й предударный слог: [пLл`а́] (поля) , [трLва́] (трава) , [п`и э та́к] (пятак) , [шы э сто́й`] (шестой) ;

б) 1-й неприкрытый слог, независимо от удалённости от ударного слога: (один) , (одинокий) , [ы э та́ш] (этаж) , [ы э тLжы]́ (этажи) ;

В) рядом стоящие одинаковые гласные (так называемое «зияние» гласных): [зLLл`э́т`] (заалеть) , [нLLгLро́т] (на огород) .

2-й степени редукции подвергаются гласные в остальных случаях:

а) 2-й, 3-й и т.д. предударный слог: [кърLнда́ш] (карандаш) , [къръндLшы́] (карандаши) , [с`ьд`ина́] (седина) , [т`ьл`и э фо́н] (телефон) ;

б) все заударные слоги: [ма́мъ] (мама) , [ло́жъч`къ] (ложечка) , [мо́р`ь] (море) , [бо́р`ьмс`ь] (боремся) .

Обозначение в фонетической транскрипции гласных, подвергающихся качественной редукции, можно схематично представить так:

Напомним, что гласные [и], [ы], [у] качественной редукции не подвергаются, поэтому в фонетической транскрипции они в любой позиции будут обозначаться [и], [ы], [у]: [л`ис`и́цъ] (лисица) , [к`ирп`ич`и́] (кирпичи) , [с`и́н`ий`] (синий) , [рыч`а́к] (рычаг) , [рыч`и э жо́к] (рычажок) , [лы́сый`] (лысый) , [кукуру́зу] (кукурузу) .

Вопросы и задания

1. Чем обусловлено позиционное чередование гласных?

2. Что такое редукция? С чем она связана?

3. Назовите типы редукции. Чем они отличаются?

4. Какие гласные подвергаются количественной редукции?

5. В чём суть качественной редукции?

6. С чем связано существование двух степеней качественной редукции?

7. Как изменяются и обозначаются гласные 1-й степени редукции? гласные 2-й степени редукции?

8. Измените слова или подберите к ним однокоренные так, чтобы гласные, находящиеся в сильной позиции, сначала оказались в 1-й слабой, а затем во 2-й слабой позиции: дом, шесть, царь, тянется, целый, тёмный .

9. Определите позиции гласных звуков. Затранскрибируйте слова. Разделите их на слоги: водянистый, беззаботный, шестерёнка, явление, замёрзший, праздник, язык, счастье, вокзал, незабудка .

10. Какое фонетическое явление лежит в основе появления омофонов: компания – кампания, посветить - посвятить, шила – шило, поласкать – полоскать, чистота – частота ? Затранскрибируйте слова.

11. Прочтите слова. Сделайте их буквенную запись: [л`у́л`къ], [й`и э нта́р`], [р`и э шэ́н`ий`ь], [б`и э р`о́скъ], [й`и э ш`:о́], [ръзр`и э д`и́т`], [цы э по́ч`къ], [пъдрLжа́т`] . Во всех ли случаях возможен только один вариант буквенной записи?

12. Затранскрибируйте текст1. Укажите случаи количественной и качественной редукции. Дайте полную характеристику гласных звуков в подчёркнутых словах.

Однажды Незнайка гулял по городу и забрёл в поле. Вокруг не было ни души. В это время летел майский жук. Он сослепу налетел на Незнайку и ударил его по затылку. Коротышка кубарем покатился на землю. Жук в ту же минуту улетел и скрылся вдали. Незнайка вскочил, стал оглядываться по сторонам и смотреть, кто это его ударил. Но кругом никого не было.

В потоке речи артикуляция, а, следовательно, и акустика звука подвергаются модификации, т.е. частичному изменению. Эти изменения всегда позиционные, но они разделяются на два вида: собственно позиционные и комбинаторно-позиционные.

1. Собственно-позиционные модификации:

1) Оглушение звонких согласных в конце слова (в немецком языке и в конце слога).

2) Редукция гласных.

Оглушение звонких согласных в конце слова типично для многих языков, для немецкого языка – также в конце слога (Absatz[´ápzats], русск.: абзáц).

Редукция гласных связана с ослаблением безударных слогов, т.е. гласные в безударной позиции произносятся менее отчетливо. Степень распространенности редукции в разных языках различна. Например, в грузинском, итальянском языках редукция вообще отсутствует. В испанском она проявляется слабо. Сильное проявление редукции в германских языках. В них безударные гласные крайне редуцированы.

Редукция может быть количественной , т.е. проявляться в сокращении длительности звука при сохранении качества. В немецком языке в открытом безударном слоге долгий гласный становится полудолгим (mó:to˙r–mo˙tó:rən).

При качественной редукции меняется и качество, и количество звука. В русском языке три степени редукции: мал [мал], малыш [мΛлы´ш], малыши [мълышы]. В истории немецкого языка редукция проявилась в том, что существовавшие до концаXIв. конечные позиции имен существительных о, а, и, у вследствие редукции слились в один редуцированный звук е [ə]. Это получило большой резонанс на морфематическом уровне (закон межуровневой корреляции ). Например, склонение существительных во множественном числе.

До XI в.: berga, bergo, bergum, berga – после: Berge, Berge, Bergen, Berge.

Формы редукции: 1) полная – исчезает один звук или целый слог (безударная позиция); если в конце слова – этоапокопа (Тань!), а если в середине –синкопа (Саныч)/

Редукция в разной степени проявилась в истории германских зыков. По степени усиления: мертвый готский (рунический), исландский, немецкий, английский (день – dagur–day–dag–Tag;onoma–namo,Name–name.

Последствия фонетической редукции очень велики. Почему? На конечные гласные часто приходятся грамматические показатели. Отпадение этих показателей ведет сначала к уменьшению словоформ в парадигме склонений/спряжений, затем функция различения грамматических значений переносится на другие уровни, а закончиться этот процесс может изменением типа языка. Язык может превратиться из синтетического в аналитический.



2. Комбинаторно-позиционные изменения в потоке речи.

Типы: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция и дополнительные разновидности: метатеза, эпентеза, протеза, диэреза, гаплология.

Аккомодация (accomodatio– приспособление) – это изменение в артикуляции согласных под влиянием соседних гласных и гласных под влиянием согласных. Может бытьпрогрессивной ирегрессивной (,®). Пример регрессивной аккомодации в русском языке – лабиализация согласных под влиянием лабиализованных гласных. В английском языке в результате прогрессивной аккомодации произошел переход: [æ]®[о] послеw(cat–was–).

Ассимиляция – это влияние одних гласных на другие гласные и согласных на согласные. Это влияние в сторону сближения, уподобления одного звука другому. Может быть®и. Для русского языка характернаассимиляция по оглушению и озвончению (ло[ш]ка – ложечка, про[з"]ба – просить). В немецком языке есть и®, иассимиляция, но только по оглушению (озвончения нет). В английском языке пример прогрессивной ассимиляции: -s:books , а в остальных случаях (после звонких и сонорных) – [z]. В результатеассимиляции в древнегерманских языках появился умлаут (переогласовка), например,sandjan–sendan–senden–send;gast–gasti–gaesti–gäste– гость – гости.

Ассимиляция может быть контактной идистантной . Прогрессивная дистантная ассимиляция гласных имеет место в большинстве тюркских языков и в ряде финно-угорских. Это важнейший показатель данных семей, получивший название «гармонии гласных» –сингармонизм . Например, в турецком, узбекском, казахском языках суффикс множественного числа существительных –lar, если в корне есть –а или другие гласные непереднего ряда, а если другие гласные –ler. Например, в турецкомoda–odalar, еv– - еvlег; в казахскомara–aralar–aralarga– пилам, в киргизскомota–otalar– отец,ene–eneler– мать.

Диссимиляция – расподобление звуков. В целом этот тип встречается реже. В русском языке – в просторечии, в заимствованиях (февральfebruarius, тарелкаteller).



Метатеза – перестановка. Например, лат.silverster– рус. Селиверст; нем.Futteral– футляр; медведь – ведмедь.

Гаплология – из двух одинаковых слогов один исчезает, убирается: знаме(но)носец, траги(ко)медия.

Эпентеза – вставка звука, как правило, в середину слова. Например, какао – какава, срам – страм, Ларивон.

Протеза – вставка звука в начале слова при заимствовании или в просторечии. Например, осьм – восемь, острый – вострый; в тюркских языках скопление согласных не допускается, поэтому в словах при заимствовании добавляется «ы» – «ыстакан».

Диэреза – выпадение звуков в середине слова, обычно в спонтанной речи. Например, бывает – быват, говорю – грю, местность – месность.

Итак, два вида изменений (модификаций) звуков в потоке речи: 1) собственно позиционные изменения: оглушение звонких в конце слова, редукция гласных в безударной позиции и 2) позиционно-комбинаторные: аккомодация (взаимовлияние гласных и согласных), ассимиляция (гласные влияют на гласные, а согласные – на согласные) и диссимиляция. Особые случаи комбинаторно-позиционных изменений – метатеза (перестановка звуков), гаплология (опущение одного из одинаковых слогов), эпентеза (вставка звука в середине слова), протеза (вставка звука в начале слова), диэреза (выпадение звуков в середине слова).

Фонетическое членение речи. Слог, такт, фраза. Понятие сегментных и суперсегментных фонетических единиц. Интонация, типы интонаций, функции интонации. Ударение, разновидности ударения, его функции в языке. Редукция.

Речь фонетически представляет собой звуковой поток или цепь звучаний. Эта цепь распадается на соподчиненные звенья, являющиеся особыми, чисто фонетическими единицами языка, следующими друг за другом во времени.

Фонетические единицы речи как звенья речевой цепи – это 1) фразы, 2) такты, 3) слоги и 4) звуки. Таким образом, звуки речи употребляются не изолированно, а в условиях слогов, тактов и фраз.

1. Фраза – это самая крупная фонетическая единица; фразы разделяются в речевой цепи паузами, т. е. остановкой звучания, разрывающего звуковую цепь; во время пауз говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Ни в коем случае нельзя отожествлять грамматическую единицу (предложение) и фонетическую (фразу), так как одна фраза может охватывать несколько предложений и предложение может распадаться на несколько фраз.

2. Фраза распадается на такты. Такт – это часть фразы (один или несколько слогов), объединенная одним ударением 1 . Такты, объединенные наиболее сильной точкой – ударным слогом, разграничиваются минимумом интенсивности, т. е. в тех отрезках звуковой цепи, где сила предыдущего ударного слога уже в прошлом, а усиление к последующему ударному слогу еще в будущем. В большинстве языков все знаменательные слова выделяются в отдельные такты, так как имеют свое ударение; слова незнаменательные, не имея своего ударения, примыкают спереди и сзади к слову, имеющему ударение, образуя с ним один такт. Примыкание спереди называется прокли2зой 2 , а само примкнувшее спереди безударное слово – прокли2тикой (например, на дому2, без шля2пы, три го2да, мой дя2дя, что он2, ты ходи2л), где безударные на, без, три, ты, мой, что, ты – проклитики. Примыкание сзади называется энкли2зой 3 , а само примкнувшее сзади безударное слово – энкли2тикой (например, ви2дел ли, ходи2л бы, кто2-то, кто2 это, что2 он, на2 дом, где ли, был, то, это, он, дом – энклитики).

3. Такты распадаются на слоги. Слог – это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков; при этом не все звуки могут образовать слог, т. е. быть слоговыми (или слогообразующими). Для этого не годятся в составе слов звуки мгновенные, т. е. взрывные и аффрикаты 1 . Длительные могут быть слоговыми по степени сонорности, в первую очередь максимально сонорные – гласные, во вторую – сонорные согласные и, наконец, фрикативные, ср. русское перст, где слоговоее, сербское прст, где слоговое р , и французское pst! , где слоговое s 2 . В таких языках, как сербский, слоговые согласные – особые единицы (сербск. прст – «палец», срп – «серб» и т. п.).

4. Слоги разделяются на звуки. Таким образом, с точки зрения данной классификации звук речи – это часть слога, произнесенная за одну артикуляцию, т. е. с наличием одной экскурсии и одной рекурсии; если же экскурсий и рекурсий будет более чем по одной, то это уже не одна артикуляция, а следовательно, и не один звук, а звукосочетание; например, в русском [ц] один звук, где в экскурсии смычка, а в рекурсии мгновенный выход в щель с фрикацией, а [тс] – звукосочетание, где две экскурсии и две рекурсии (для [т] и для [с]); ср. произносящиеся по-разному две фамилии: Коц и Котс (а также кот-с).

Обычно словесное ударение заключается в том, что в слове (или же в группе, состоящей из знаменательного слова и одного или нескольких служебных) с помощью тех или иных звуковых средств подчеркивается один вполне определенный слог, а иногда - в мень- шей мере - еще и другой или другие слоги. Так, ударный слог может произноситься с большей интенсивностью - так называемое динамическое, или силовое, ударе- ние 1 . Он может удлиняться (чаще за счет своего гласного) - кван- титативное, или кол ичественное, ударение. Он может выде- ляться повышением или понижением тона - музыкальное, или тоническое, ударение. В ряде языков наблюдается также каче- ственное ударение - особое качество звуков, составляющих ударный слог.

В многосложных словах особенно отчетливо выступает та функ- ция ударения, которую Н. С. Трубецкой называл «вершннообразу- ющей» («кульминативной»). Ударный слог как бы составляет вершину слова, а безударные слоги примыкают к этой вершине. В отрезке связной речи, состоящем из подобных слов, количество вершин ука- зывает нам, сколько слов содержится в этом отрезке. Например: «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя» - 7 ударений и 7 слов. Но такую же картину дают и односложные слова, несущие ударение: в приведенном выше примере «Тут брат взял нож» - 4 ударения и 4 слова. Можно сказать, что ударение и в односложном, и в многосложном слове выступает как признак слова, показатель его «отдельности», его некоторой самостоятельности в ряду соседних слов. Таким образом, «вершинообразующая» функция ударения есть частный случай более общей функции, которую можно назвать с л о воформир. ующей. Ударение - такой же обязательный элеме1ттзвукбвого облика данного слова, как и определенный фонемный состав. Отмечено, что опознание слова, особенно в затрудненных условиях общения, в первую очередь зависит от правильного восприятия ударного слога.

§ 80. Словесное ударение может быть свободным (разномест- ным) или связанным (фиксированным, одноместным). 1. Свободным называется ударение в тех языках, в которых оно может стоять па любых (начальных, серединных, конечных) слогах ак- центного слова, как это мы видим в русском языке.

Свободное ударение может быть неподвижным при обра- зовании форм слова и производных слов или подвижным. Неподвижное ударение имеем, например, в слове горох: ср. горох, гороха, гороху и т. д., также горошина, горошек, гороховый, огоро- шить - везде ударение падает на один и тот же слог -рох- или -рд-. Неподвижное ударение определенным образом характеризует не только данную словоформу, но и данную корневую морфему: в слове горох и его производных оно неизменно падает на второй слог корня. Ударение является в подобных случаях такой же четкой и харак- терной приметой данной корневой морфемы, как и фонемный состав ее экспонента. Подвижное ударение имеем в слове борода: ср. бороды, бороде... побороду, бороды... и, наконец, бород (ср. и производное бородка). Подвижность ударения наблюдается в языках со свободным ударением там, где ударение так или иначе характеризует определенные некор- невые морфемы (окончания, суффиксы, приставки), определенные грамматические формы и словообразовательные типы.

Связанным (фиксированным) называется словесное ударение в тех языках, в которых оно всегда (или почти всегда) падает на один определенный по порядку слог слова, например: только на началь- ный, только на конечный, только на предпоследний слог и т. д. На- чальное ударение имеем в финно-угорских языках, а из индоевропей- ских- в латышском, чешском, словацком.

Нетрудно заметить, что в языках со связанным ударением место ударения не зависит от морфемного состава слова, а определяется по отношению к границе слова (начальной или конечной) и, следовательно, служит если не показателем точного места этой границы, то во всяком случае показателем ее близости. В этих языках на общую словоформирующую функцию ударения дополнительно наслаивается словоразграничивающая (делимитативная, или функция «пограничного сигнала»)

Понятие «фразовая интонация» (или просто «интонация») охватывает все просодические явления, наблюдаемые в рамках син- таксических единиц - словосочетания и предложения (в том числе и однословного предложения). Важнейший компонент интонации - мелодика, т. е. движение основного тона голоса (повышение и понижение), создающее тональный контур высказывания и его частей и таким образом связывающее и членящее нашу речь. Так, су- щественное понижение тона указывает на завершенность сообщения или какой-то его относительно самостоятельной части. Напротив, повышение говорит о незаконченности мысли, о том, что надо ждать продолжения, или - при другом мелодическом рисунке - о том, что это вопрос, а не утверждение и т. д. Мелодика и особенно второй важный компонент интонации - интенсивность используются для подчеркивания каких-то частей высказывания. Так, в понятие интонации входит ф р а з о вое ударение. Его нейтральную разновидность Л. В. Щерба называет синтагматическим ударением и рассматривает как средство фонетической организации синтагм. Синтагма же понимается как единица изменчивая, речевая, «...кратчайший отрезок речи.., который в данном контексте и в данной ситуации соответствует единому понятию» 1 . Синтагма - сравнительно небольшая группа слов,объединенных соседством в речевой цепи и тесной смысловой связью. В русском тексте синтагматическое ударение состоит в том, что по- следнее слово синтагмы (если оно не является служебным словом, неспособным иметь собственное словесное ударение) подчеркивается больше, чем другие. Так, предложение «Что вы делали вчера вечером?» наиболее привычно распадется на две синтагмы (границы их обозна- чим вертикальной чертой, а слово, получающее синтагматическое уда- рение, выделим курсивом): «Что вы делали | вчера вечеромЪ Ср. и в ответе: «Читал новую книгу, | которую мне дали | на один день». Во всех этих случаях синтагматическое ударение может рассматриваться как установление некоторой градации между словесными ударениями. Во французском тексте все слова синтагмы, кроме последнего, вообще теряют свое словесное ударение. Логическое ударение наблюдается в тех случаях, когда содержание речи требует особого выделения каких-то частей выска- зывания. Это ударение часто рассматривается как отступление от привычных норм синтагматического ударения. Так, в предложении «Его новая книга понравилась мне меньше, чем первая», хотя на конце первой синтагмы стоит слово книга, мы больше выделим не его, а другое слово - новая и тем самым сделаем более выпуклым выраженное здесь противопоставление: новая - первая. В других случаях логическое ударение, напротив, еще больше подчеркивает слово, которое и без того должно быть выделено синтагматическим ударением. Ср.: «Это не новая книга, а всего лишь новая статья!» Отметим, что логическое ударение способно даже нарушать нормы словесного ударения. Ср. обычное словесное ударение: до еды и ло- гическое: «до еды или после еды?» Третий компонент интонации - темп речи, ее замедление и ускорение. Замедлением темпа выделяются более важные слова в высказывании (разновидность логического ударения) или слова, наиболее значимые эмоционально (так называемое эмфатическое, или эмоционально-экспрессивное, ударение). В русском языке в случае положительных эмоций происходит особое удлинение (растя- гивание) ударного гласного, а иногда и всего выделяемого слова («Он замеча-ательный человек!»); в случае эмоций отрицательных (гнев, угроза и т. д.) более типично удлинение начального согласного слова (н-негодяй!) или начального согласного ударного слога (негод-дяй!). С убыстрением темпа обычно произносятся менее важные части вы- сказывания. Важными компонентами интонации являются также п а у з и р о-в а н и е, т. е. расстановка пауз и их градация по степени длительности, и, наконец, тс тембровые особенности, которые связаны с выражением общей эмоциональной настроенности нашей речи (на- пример, то, что называют «металл в голосе»)

13. Фонема и ее функции в языке. История выделения фонемы. Основные положения МФШ. Ленинградская фонологическая школа: особенности понимания фонемы, функции фонемы и варианта фонемы.

Основные функции фонемы.

Перцептивная (лат. perceptio – воспринимать) функция фонемы предполагает ее способность быть воспринятой слухом, т.е. отождествляться. Так, корень в формах местоимения мой, моя, моего один и тот же, т.к. он имеет одно и то же значение и одинаковый фонемный состав, при этом каждая фонема представлена различными позиционно чередующимися звуками, в том числе и нулем звука: мой – <моj-ø> и [мо˙ṷ ], моя – <моj-а> и [мΛja], моего – <моj-ово> и [мъи э в˚о]).

Сигнификативная (лат. significāre – обозначать) – способность различать морфемы и слова, т.е. смыслоразличительная функция Например, согласные фонемы <к>, <т>, <м>, <л>, <в>, <р> различают слова кот – тот – мот – лот – вот – рот; гласные <о>, <э>, <а>, <у>, <и>, <ы>, <а> – слова мол – мел – мал – мул – мил – мыл – мял и т.п

Моско́вская фонологи́ческая шко́ла (МФШ ) - одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме (наряду с Ленинградской фонологической школой (ЛФШ ), основанной Л. В. Щербой).

Возникновение школы связано с именами таких советских лингвистов, как Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский.

Важнейшее положение школы - необходимость применения морфологического критерия (обращения к морфемному членению) при определении фонемного состава языка. Идеи МФШ нашли применение в первую очередь в теории письма: в графике, орфографии, создании алфавитов, практической транскрипции и транслитерации, а также в исторической фонетике, диалектологии, лингвистической географии и преподавании неродного языка .

Согласно учению МФШ, фонема осуществляет две основных функции:

Перцептивную - способствовать отождествлению значимых единиц языка - слов и морфем;

Сигнификативную - способствовать различению значимых единиц.

Позиционные изменения , происходящие со звуками в потоке речи (в пределах одной морфемы), связаны с воздействием звуков друг на друга, а также с общими условиями произношения: положением в абсолютном начале / конце слова, в ударном / безударном слоге и т.п.

Позиционные изменения гласных связаны прежде всего с положением в ударном / конкретном предударном или заударном слоге, в абсолютном начале или конце слова (см. редуцированные гласные), а также с влиянием мягких согласных: гласные приспосабливаются к артикуляции мягких согласных и при произношении сдвигаются вперед и вверх либо в начальной фазе своего образования (если мягкий согл. предшествует гласному), либо в конечной стадии (мягкий согл. стоит после гласного), либо в целом (гласный окружен мягкими согласными).

Позиционные изменения согласных в потоке речи могут касаться любого из признаков: глухости / звонкости, твердости / мягкости, места и способа образования.

Сильные позиции для глухости / звонкости (т.е. такие, где данный признак остается самостоятельным, ни от чего не зависящим и служащим для различения слов и морфем):

1) перед гласными: там – дам;

2) перед сонорными: слой – злой;

3) перед [в], [в’]: сверь – зверь.

Слабые позиции для глухости / звонкости (т.е. такие, где данный признак несамостоятелен, зависит от положения в слове или фонетического окружения):

1) на конце слова звонкие шумные оглушаются: снег, дуб;

2) перед согласными (кроме сонорных и [в], [в’]):

Оглушение звонких шумных перед глухими (лодка, ложка);

Озвончение глухих шумных перед звонкими (молотьба, просьба).

Артикуляционное уподобление звуков одной природы, т.е. двух гласных или двух согласных, называется ассимиляцией (от лат. assimilatio – «уподобление»). В некоторых случаях в результате ассимиляции могут возникать долгие согласные (сзади, отдать). В любом случае направление воздействия одно – от последующего звука к предшествующему. Такой вид ассимиляции называется регрессивной ассимиляцией . (Прогрессивная ассимиляция крайне редка: наблюдается, например, в диалектном произношении слов типа «Ванька» [ван"к"а], но это не соответствует современным орфоэпическим нормам.)

Сильные позиции для твердости / мягкости согласных:

1) перед гласными, включая [э]: лук – люк, нос – нёс, пастель – постель (мягкие согласные перед [э] произносятся в исконно русских словах, твердые – в заимствованных);

2) на конце слова: кон – конь;

3) перед заднеязычными согласными (у переднеязычных): банка – банька, горка – горько;

4) перед губными согласными (у переднеязычных): изба – резьба;

5) у звуков [л], [л’] независимо от их положения: волна – вольна.

Слабые позиции – все остальные. Ассимиляция по твердости, например, наблюдается в случае соединения мягкого зубного с твердым зубным (конь – конский, искл.: июньский). Ассимиляция по мягкости осуществляется непоследовательно и соблюда ется не всеми говорящими (дверь - [д], [д’], съем - [с], [с’]). Не знает отступлений лишь замена [н] на [н’] перед [ч"], [ш’] (барабанчик, барабанщик).

Место и способ образования согласных могут изменяться только в результате влияния звуков друг на друга (т.е. нет сильных позиций).

Ассимиляции по месту образования подвергаются зубные щелевые, которые заменяются на передненебные перед передненебными шумными (сшить, с чемпионатом, отсчитать);

Ассимиляции по способу образования подвергаются взрывные согласные, которые чередуются с аффрикатами перед щелевыми и аффрикатами того же места образования (отсыпать, отцепить).

Во многих случаях позиционному изменению подвергается сразу несколько признаков согласных.

Обратное ассимиляции явление, или диссимиляция (от лат. dissimilatio – «расподобление»), заключается в утрате звуками общих фонетических признаков. Подобные изменения характерны для диалектов и просторечия, в литературном языке они связаны с ограниченным кругом примеров: легкий, мягкий ([х"к’]) – диссимиляция по способу образования + по глухости и мягкости.

Помимо описанных явлений в русской речи может фиксироваться упрощение групп согласных (в ряде звуковых сочетаний при соединении трех согласных один выпадает): уездный, местный, сердце.

Слог. Типы слогов.

Слог - звук или сочетание звуков произносимый одним выдыхательным толчком.

В современной лингвистике широкое распространение получила сонорная теория слога , разработанная Р.И.Аванесовым. С точки зрения этой теории слог рассматривается как совокупность разных по степени звучности (сонорности) звуков – от менее звучных к более звучным. Самым звучным считается слоговой звук, представляющий ядро, вершину слога, к нему примыкают остальные звуки - неслоговые.

Каждому типу звуков Аванесов присвоил определенный уровень звучности . Вспомните цепочку:

по соотношению шума и тона все звуки языка можно отразить в виде цепочки (по мере усиления шума):

гласные → сонорные согл. → шумные звонкие согл. → шумные глухие согл. → пауза

уровень звучности: 4 3 2 1 0

Таким образом, слог, по теории Аванесова, представляет собой волны сонорности . Количество слогов в слове определяется количеством пиков, вершин сонорности. Обычно вершиной слога, т.е. слоговым звуком, оказывается гласный. В редких случаях слоговым может становиться и согласный, чаще всего сонорные (это достигается путем вставки перед такими согласными гласного призвука): [жыз" ь н"]

Типы слогов характеризуются по начальному и конечному звукам.

По начальному звуку слоги могут быть:

1) прикрытые – начинающиеся с согласного звука: [ру-ка];

2) неприкрытые – начинающиеся с гласного звука: [а-ист].

По конечному звуку слоги делятся на:

1) закрытые – кончающиеся на неслоговой звук (согласный): [бал-кон];

2) открытые – кончающиеся на слоговой: [ва-зъ].

Границы слогораздела поможет определить теория Аванесова, согласно которой слог в русском языке строится по закону восходящей звучности – от наименее звучного к наиболее звучному, т.е. слоговому. Данный закон определяет следующие особенности слогоделения :

1) Неконечные слоги стремятся к открытости: [на-у-къ], [а-па-зда-лъ].

2) Закрытые слоги могут появляться лишь в трех случаях:

В конце слова: [пла-ток];

На стыке сонорного и шумного в неначальном слоге (сонорный отходит к предшествующему слогу, шумный – к последующему): [бал-кон];

На стыке и любого согласного ( отходит к предшествующему слогу, другой согласный – к последующему): [ма j’-къ], [ва j’-на].

При делении слова на слоги необходимо иметь в виду, что фонетические слоги часто не совпадают с морфемным строением и правилами переноса на письме.

Ударение.

Если слово состоит из двух и более слогов, то один из них обязательно выделяется силой голоса или повышением тона. Такое выделение одного из слогов в слове называется словесным ударением.

Фонетический тип ударения определяется способами выделения ударного слога, которые в разных языках неодинаковы. Выделяют следующие фонетические типы ударений:

1) силовое ударение (динамическое) характеризуется повышенной громкостью и увеличением силы выдоха;

2) количественное ударение (квантитативное) связано с увеличением долготы произношения ударного слога;

3) музыкальное ударение (тоновое) использует для выделения ударного слога движение голосового тона (восходящее, нисходящее, комбинированное).

Ударение в русском языке является одновременно силовым и количественным.

Словесное ударение выполняет организующую функцию, объединяя в единое целое фонетическое слово – группу слогов, связанную общим словесным ударением. В рамках фонетического слова ударный слог оказывается той точкой отсчета, по отношению к которой определяется характер произношения всех остальных слогов.

Фонетическое слово не всегда равняется лексическому. Некоторые слова в тексте не имеют собственного ударения, сливаясь с рядом стоящими ударными и образуя с ними единое фонетическое слово. Безударное слово, примыкающее к ударному спереди (союз, предлог, частица, местоимение), называется проклитикой: не увижу, пыль да комары. Безударное слово (частица, местоимение), примыкающее к ударному сзади, называется энклитикой: скажи-ка. Возможна ситуация, когда односложный предлог или частица «перетягивает» словесное ударение на себя и превращает знаменательное слово в энклитику: водить за нос, упал на пол.

Существуют слова, в которых помимо основного присутствует побочное ударение, более слабое. Оно чаще всего падает на начальные слоги и фиксируется в сложных словах: стройматериалы, аэрофотосъемка.

При характеристике ударения важно учитывать его положение в слове. Если ударение закреплено за определенным по счету слогом, оно является фиксированным (например, во французском языке ударение может приходиться только на последний слог). Русское ударение не фиксируется за определенным слогом и может падать на любой слог на любую морфему в слове (выбыть, золото, леса, обыкновенный), т.е. является разноместным.

Еще одна особенность русского ударения – его подвижность. При образовании грамматических форм слова возможен переход ударения:

1) с основы на окончание и наоборот (страна – страны, голова – головы);

2) с одного слога на другой в пределах одной морфемы (дерево – деревья, озеро – озёр).

Итак, русское ударение характеризуется следующими признаками:

1) силовое и количественное по фонетическому типу;

2) разноместное по расположению в слове;

3) подвижное по критерию прикрепленности к определенной морфеме при словоизменении.

Орфоэпическая норма не всегда утверждает как единственно правильный лишь один из произносительных вариантов, отвергая другой как ошибочный. В некоторых случаях она допускает варианты произношения. Литературным, правильным считается как произношение е [ж"ж"] у , ви [ж"ж"] ать с мягким долгим звуком [ж"], так и е [жж] у , ви [жж] ать - с твердым долгим; правильно и до [ж"ж"] и , и до [жд] и , и ра [ш"ш"] истить и ра [ш"ч"] истить , и [д] верь и [д"] верь , и п [о] эзия и п [а] эзия . Таким образом, в отличие от орфографических норм, предлагающих один вариант и запрещающих другие, орфоэпические нормы допускают варианты, которые либо оцениваются как равноправные, либо один вариант считается желательным, а другой допустимым. Например, Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р.И.Аванесова (М., 1997) слово бассейн разрешает произносить и с мягким и с твердым [с], т.е. и ба [с"е] йн и ба [сэ] йн ; в этом словаре предлагается произносить манёвры , планёр , но допускается и произношение манвры , плнер .

Появление многих орфоэпических вариантов связано с развитием литературного языка. Произношение постепенно меняется. В начале 20 в. говорили а [н"] гел , це [р"] ковь , ве [р"х], пе [р"] вый . Да и сейчас в речи пожилых людей нередко можно встретить такое произношение. Очень быстро уходит из литературного языка твердое произношение согласного [с] в частице - ся (сь ) (смеял [с] а , встетили [с]). В начале 20 в. это было нормой литературного языка, так же как как и твердые звуки [г, к, х] в прилагательных на - кий , - гий , - хий и в глаголах на - кивать , - гивать , - хивать . Слова высокий , строгий , ветхий , вскакивать , подпрыгивать , стряхивать произносили так, как если бы было написано строгой , ветхой , вскаковать , подпрыговать . Потом норма стала допускать оба варианта - старый и новый: и смеял [с] а и смеял [с"]я, и стро [г] ий стро [г"] ий . В результате изменений в литературном произношении появляются варианты, одни из которых характеризуют речь старшего поколения, другие - младшего.

В произношении имен прилагательных родительного падежа единственного числа среднего и мужского рода по традиции согласный [г] заменяется на [в]: у черного [ч"яоґрнъвъ] камня, без синего [с"ыґн"ьвъ] платка.

В именах прилагательных на - гий , -кий, -хий и в глаголах на - гивать , -кивать, -хивать согласные Г, К, Х произносятся мягко, в отличие от старомосковского произношения, которое требовало в этих случаях твердого согласного:

Безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения - ут , -ют, -ат, -ят и суффиксы действительных причастий настоящего времени -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- в языке наших дней произносятся неодинаково, их произношение ориентируется на написание. Старомосковские же нормы требовали произнесения этих окончаний и суффиксов только по варианту 1 спряжения. Подобные варианты произношения теперь устарели, однако их еще можно услышать в речи старых интеллигентов.

Произношение постфиксов - ся и - сь в возвратных глаголах. Для старомосковского произношения было характерно произношение твердого [с] в этих морфемах: бою[с], мыл[съ]. Исключение составляли только деепричастия, в которых произносился твердый согласный: боя[с"], стуча[с"]. В современном языке рекомендуется произносить [с"] во всех случаях, кроме тех, когда перед постфиксом стоит звук [с]: нес[съ], тряс[съ], но: оставай [с"ъ], мыл[с"ъ] .

6. Трудности могут возникать при выборе гласного после твердых шипящих в первом предударном слоге на месте буквы А. По современным нормам в этой позиции должен произноситься гласный первой степени редукции нижнего подъема среднего ряда, нелабиализованный, т.е. [Л]. Однако действовавшие еще в середине нашего века нормы старомосковского произношения требовали, чтобы в этой позиции был употреблен звук [ы э ], т.е. считалось верным такое произношение слов:

жара - [жы э раґ], шары - [шы э рыґ],

шалун - [шы э луґн], шантаж - [шы э нташ].

Эту норму можно в настоящее время считать устаревшей. Однако ни одна ранее действовавшая в речи норма не исчезает, не оставив исключений, своего рода речевых атавизмов, в которых по традиции сохраняется старое произношение. Таким исключением в русском языке стало произношение слов:

жалеть - [жы э л" ]еть, жасмин - [жы э с]мин,

лошадей - ло[шы э ]дей, жакет - [жыэ]кет,

а также числительных 20 и30 в косвенных падежах:

двадцати - двад[цы э ]ти.

Напротив, после мягких шипящих, как и после любых мягких согласных, в позиции первой степени редукции не должен появляться звук [Л], но только [и э ]. Следовательно, надо произносить слова таким образом:

§10. Позиционные изменения гласных звуков
Чередование гласных звуков зависит в первую очередь от их положения по отношению к ударному слогу. В нём гласные звучат наиболее отчётливо, поэтому позиция гласного в ударном слоге называется сильной . В сильной позиции различаются следующие гласные: [а] – [дам], [о] – [дом], [э] – [эм] (название буквы), [ы] – [дым], [и] – [им], [у] – [ум].

В безударных слогах гласные произносятся менее отчётливо, короче, поэтому положение гласного в безударном слоге называется слабой позицией. Сравним произношение корневых гласных в словах бегать, бежать, выбежать . В первом случае гласный [э] находится в сильной позиции, в ударном слоге, поэтому слышен чётко. Его нельзя перепутать ни с каким другим. В словах бежать и выбежать гласные в корне находятся в слабой позиции, т.к. ударение переместилось на другие слоги. Мы уже не можем сказать, что в этом случае слышим гласный [э], т.к. его звучание ослабляется, уменьшается в продолжительности, и его произношение приближается к [и]. Причём в слове выбежать гласный произносится ещё короче, теряя свои основные признаки. Такое позиционное изменение гласных называется редукцией .

^ Редукция – это ослабление произношения гласного, связанное с изменением его долготы и качества звучания в слабой позиции. Редукции подвергаются все гласные в безударных слогах, но степень редукции и её характер различны для разных гласных. Различают редукцию количественную и качественную .

При количественной редукции гласные хоть и произносятся не так ясно, теряя часть долготы (т.е. изменяясь количественно), но не утрачивают своего основного качества, не становятся совсем неясными: п у ть – п у ти ́ – п у тево ́ й; л и́ ца – л и цо ́ – л и цево ́ й; пр ы́ гнуть – пр ы жо ́ к – вы ́ пр ы гнуть . Количественной редукции подвергаются гласные верхнего подъёма [и], [ы], [у]. В любой позиции они произносятся достаточно узнаваемо.

При качественной редукции изменяется сам характер звучания гласных: они теряют своё основное качество, становясь практически неузнаваемыми. Так, в словах болеть и враги нет гласных [о] и [а], встречающихся в сильной позиции ([бол`], [врак]). Вместо них произносится звук, похожий на ослабленный [а], а следовательно, для него нужно своё обозначение - [] (а-палатка). В слове цена гласный звук в слабой позиции похож одновременно на [ы] и [э]. В транскрипции он обозначается [ы э ] ([ы] с призвуком [э]). Если сравнить слова болевой , враждовать , ценовой , оказывается, что гласные в корнях, находясь достаточно далеко от ударных слогов, становятся совсем короткими, неразличимыми. В транскрипции такой гласный обозначается [ъ] (ер). (Кстати, изменения в слабых позициях зависят не только от удалённости от ударного слога, но и от положения гласного после твёрдого или мягкого согласного. Так, в той же позиции, что и болеть, враги , в слове часы произносится звук, средний между [и] и [э] - [и э ], а в слове часовой - звук, обозначаемый [ь] (ерь)).

Таким образом, в зависимости от положения гласного по отношению к ударному слогу, выделяются 2 типа качественной редукции: их называют 1-я степень редукции (или 1-я слабая позиция) и 2-я степень редукции (2-я слабая позиция).

1-й степени редукции подвергаются гласные, находящиеся в таких позициях:

а) 1-й предударный слог: [пл`а́] (поля) , [трва́] (трава) , [п`и э та́к] (пятак) , [шы э сто́й`] (шестой) ;

б) 1-й неприкрытый слог, независимо от удалённости от ударного слога: [д`и́н] (один) , [д`ино́к`ий`] (одинокий) , [ы э та́ш] (этаж) , [ы э тжы]́ (этажи) ;

в) рядом стоящие одинаковые гласные (так называемое «зияние» гласных): [зл`э́т`] (заалеть) , [нгро́т] (на огород) .

2-й степени редукции подвергаются гласные в остальных случаях:

а) 2-й, 3-й и т.д. предударный слог: [кърнда́ш] (карандаш) , [къръндшы́] (карандаши) , [с`ьд`ина́] (седина) , [т`ьл`и э фо́н] (телефон) ;

б) все заударные слоги: [ма́мъ] (мама) , [ло́жъч`къ] (ложечка) , [мо́р`ь] (море) , [бо́р`ьмс`ь] (боремся) .

Обозначение в фонетической транскрипции гласных, подвергающихся качественной редукции, можно схематично представить так:

Напомним, что гласные [и], [ы], [у] качественной редукции не подвергаются, поэтому в фонетической транскрипции они в любой позиции будут обозначаться [и], [ы], [у]: [л`ис`и́цъ] (лисица) , [к`ирп`ич`и́] (кирпичи) , [с`и́н`ий`] (синий) , [рыч`а́к] (рычаг) , [рыч`и э жо́к] (рычажок) , [лы́сый`] (лысый) , [кукуру́зу] (кукурузу) .
Вопросы и задания


  1. Чем обусловлено позиционное чередование гласных?

  2. Что такое редукция? С чем она связана?

  3. Назовите типы редукции. Чем они отличаются?

  4. Какие гласные подвергаются количественной редукции?

  5. В чём суть качественной редукции?

  6. С чем связано существование двух степеней качественной редукции?

  7. Как изменяются и обозначаются гласные 1-й степени редукции? гласные 2-й степени редукции?

  8. Измените слова или подберите к ним однокоренные так, чтобы гласные, находящиеся в сильной позиции, сначала оказались в 1-й слабой, а затем во 2-й слабой позиции: дом, шесть, царь, тянется, целый, тёмный .

  9. Определите позиции гласных звуков. Затранскрибируйте слова. Разделите их на слоги: водянистый, беззаботный, шестерёнка, явление, замёрзший, праздник, язык, счастье, вокзал, незабудка .

  10. Какое фонетическое явление лежит в основе появления омофонов: компания – кампания, посветить - посвятить, шила – шило, поласкать – полоскать, чистота – частота ? Затранскрибируйте слова.

  11. Прочтите слова. Сделайте их буквенную запись: [л`у ́ л`къ], [й`и э нта ́ р`], [р`и э шэ ́ н`ий`ь], [б`и э р`о ́ скъ], [й`и э ш`:о ́ ], [ръзр`и э д`и ́ т`], [цы э по ́ ч`къ], [пъдр жа ́ т`] . Во всех ли случаях возможен только один вариант буквенной записи?

  12. Затранскрибируйте текст 1 . Укажите случаи количественной и качественной редукции. Дайте полную характеристику гласных звуков в подчёркнутых словах.
^ Однажды Незнайка гулял по городу и забрёл в поле. Вокруг не было ни души. В это время летел майский жук. Он сослепу налетел на Незнайку и ударил его по затылку. Коротышка кубарем покатился на землю. Жук в ту же минуту улетел и скрылся вдали. Незнайка вскочил, стал оглядываться по сторонам и смотреть, кто это его ударил. Но кругом никого не было.

(Н.Носов)

§11. Позиционные изменения согласных звуков
Позиционные чередования согласных связаны с положением звука в слове, а также с влиянием звуков друг на друга. Как и для гласных звуков, для согласных тоже существуют сильные и слабые позиции. Однако совпадать или различаться в звучании согласные могут по двум признакам: по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости. Позиция, в которой различаются парные согласные, называется сильной.

Обычно сильные позиции по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости не совпадают, однако в положении перед гласным звуком согласные различаются по обоим признакам. Такая позиция называется абсолютно сильной . В ней можно выделить следующие согласные: [д] – [дом] (дом) , [д`] – [ид`о́м] (идём) , [т] – [ток] (ток) , [т`] – [т`ок] (тёк) , [з] – [зонт] (зонт) , [з`] – [з`о́рнъ] (зёрна) , [с] – [сом] (сом) , [с`] – [с`олъ] (сёла) , [б] – [бо́дръ] (бодро) , [б`] – [б`о́дръ] (бёдра) , [п] – [пот] (пот) , [п`] – [п`отр] (Пётр) , [в] – [вол] (вол) , [в`] – [в`ол] (вёл) , [ф] – [фон] (фон) , [ф`] – [ф`о́дър] (Фёдор) , [г] – [гол] (гол) , [г`] – [г`э́н`ий`] (гений) , [к] – [кот] (кот) , [к`] – [тк`от] (ткёт) , [м] – [мол] (мол) , [м`] – [м`ол] (мёл) , [н] – [нос] (нос) , [н`]- [н`ос] (нёс) , [р] – [роф] (ров) , [р`] – [р`оф] (рёв) , [л] – [лот] (лот) , [л`] – [л`от] (лёд) , [х] – [хот] (ход) , [х`] – [х`и́трый`] (хитрый) , [ж] – [жок] (жёг) , [ж`:] – [ж`:от] (жжёт) , [ш] – [шок] (ш ок) , [ш`:] – [ш`:о́к`и] (щёки) , [ч`] – [ч`о́лкъ] (чёлка) , [ц] – [цо́кът] (цокот) , [й`] – [й`ок] (йог) .

Кроме абсолютно сильной позиции, существуют сильные позиции для разных групп парных согласных. Так, для шумных согласных, парных по звонкости-глухости, сильными являются ещё и следующие позиции:


  • перед сонорным согласным: [с`л`ит`] – [з`л`ит`] (слить – злить) , [про́с`ит] – [бро́с`ит] (просит – бросит) , [см`и э й`а́с`] – [зм`и э й`а́с`] (смеясь – змеясь) , [кнут] – [гнут] (кнут – гнут) ;

  • перед [в], [в`]: [двр`э́ц] – [твр`э́ц] (дворец – творец) , [зв`эр`] – [св`эр`] (зверь – сверь) .
В выделении сильных позиций для согласных, парных по твёрдости-мягкости, существуют определённые трудности, связанные, во-первых, с изменением норм произношения (сравните устаревшее [т`п`ит`] (отпить) и нормативное [тп`ит`]), а во-вторых, - с возможностью вариантов произношения (сравните [с`м`эх] и [см`эх] (смех) , [д`в`эр`] и [дв`эр`] (дверь) и т.д.). В научной литературе иногда встречаются противоречивые сведения, касающиеся сильных позиций по твёрдости-мягкости, поэтому ограничимся лишь перечислением тех позиций, на которые необходимо опираться учителю начальных классов:

  • в конце слова: [кон] (кон) – [кон`] (конь) , [м`эл] (мел) – [м`эл`] (мель) , [трон] (трон) – [трон`] (тронь) ;

  • перед твёрдым согласным: [л`и́нкъ] (Линка) – [л`и́н`къ] (линька) , [мост] (мост) , [про́з`бъ] (просьба) . Для зубных согласных – ещё и перед мягкими губными, что связано с допускаемой орфоэпическими нормами вариативностью: [с`м`ат`] – [см`ат`] (смять) , [т`в`о́рдый`] – [тв`о́рдый`] (твёрдый) ;

  • для [л] и [л`] – все позиции сильные: [ма́л`въ] (мальва) – [млва́] (молва) , [плз`а́] (ползя) – [н`и э л`з`а́] (нельзя) .
К позиционным изменениям согласных, находящихся в слабых позициях, относятся оглушение и ассимиляция.

Оглушение связано с тем, что в русском языке в конце слова не может быть произнесён звонкий согласный: [гр`ип] (грипп или гриб ) , [л`эс] (лес или лез ), [сток] (сток или стог ), [нош] (нож или нош – Р.п. мн.ч.), [п`ат`] (пять или пядь ) и т.д. При изменении слова, когда соответствующий согласный попадает в сильную позицию, становится ясно, есть ли позиционное чередование в данном слове: [гр`ип] – [гр`ибы́] (гриб – грибы) – [п] // [б], [л`эс] – [л`э́зу] (лез – лезу) – [с] // [з], [сток] – [стга́] (стог – стога) – [к] // [г] и т.д.

Ассимиляция – это уподобление звуков друг другу в пределах одного фонетического слова. Ассимиляция происходит в результате того, что артикуляция одного из рядом стоящих согласных распространяется и на другой. Взаимодействие звуков, вследствие которого они становятся одинаковыми, называется полной ассимиляцией ([ж:ат`] – сжать , [б`и э с:на́] – без сна , [уч`и́ц:ъ] – учиться ). Обычно в результате такой ассимиляции образуются так называемые долгие звуки.

Взаимодействие звуков, вследствие которого они становятся схожими только по какому-нибудь одному артикуляционному признаку, называется неполной (или частичной) ассимиляцией : [ло́шкъ] (ложка) – ассимиляция по глухости, [кос`т`] (кость) – ассимиляция по мягкости.

Различают следующие разновидности ассимиляции:

а) ассимиляция по мягкости [з], [с], [н] перед [д`], [т`], [н`]: [хво́с`т`ик] (хвостик) , [пл`э́з`н`ьй`ь] (полезнее) , [и́н`д`ий`ь] (Индия) , [ка́н`т`ик] (кантик) ;

б) ассимиляция по мягкости [н] перед [ч`], [ш`:]: [н`а́н`ч`ит`] (нянчить) , [го́н`ш`:ик] (гонщик) ;

в) ассимиляция по твёрдости: [й`и э нва́рск`ий`] (январский) (ср. [й`и э нва́р`] (январь) ), [с`т`и э пно́й`] (степной) (ср. [с`т`эп`] (степь) ).

Вообще же, в случае возникновения затруднений, связанных с наличием или отсутствием ассимиляции по твёрдости-мягкости, лучше всего обратиться к соответствующей справочной литературе, например, Орфоэпическому словарю русского языка.


  • по месту и способу образования . При такой ассимиляции артикуляция предыдущего согласного подстраивается под артикуляцию последующего: [ш:ыт`] (сшить) , [з:а́д`и] (сзади) , [ры́ц:ъ] (рыться) – полная ассимиляция; [ч`ш`:э́тнъ] (тщетно) , [лу́тшый`] (лучший) – частичная ассимиляция.
Отметим, что подвергаться ассимиляции по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости могут только парные по этим признакам согласные.
Вопросы и задания

  1. Чем обусловлены позиционные чередования согласных?

  2. Почему для разных групп согласных выделяются разные сильные позиции?

  3. Что такое абсолютно сильная позиция для согласных?

  4. Назовите сильные позиции по звонкости-глухости.

  5. Назовите основные сильные позиции по твёрдости-мягкости.

  6. Почему для сонорных согласных все позиции по звонкости-глухости – сильные? Почему для [ч`], [ш`:], [ж`:], [й`], [ц] все позиции по твёрдости-мягкости – сильные?

  7. С чем связано оглушение? Приведите свои примеры.

  8. Из перечисленных согласных укажите такие, которые могут находиться в абсолютном конце слова: [й`], [ш], [ж], [м], [м`], [з], [з`], [т], [т`], [с], [с`], [д], [д`], [г], [г`], [к], [к`] . Cвой ответ мотивируйте примерами.

  9. В одном из школьных учебников по русскому языку приводится такое правило: «В конце слова звонкие и глухие парные согласные произносятся одинаково глухо». Оцените данное утверждение. Как можно его откорректировать?

  10. Что такое ассимиляция? Охарактеризуйте ассимиляцию по звонкости-глухости, по твёрдости-мягкости, по месту и способу образования. Приведите свои примеры на разные виды ассимиляции.

  11. Прочитайте текст. Укажите: а) согласные, находящиеся в абсолютно сильной позиции; б) согласные, находящиеся в сильной позиции по звонкости-глухости, в) согласные, находящиеся в сильной позиции по твёрдости-мягкости:
Петух сделал вид, что не понял обидных слов, и, чтобы показать своё презрение дерзкому хвастунишке, громко захлопал крыльями, вытянул шею и, страшно раскрыв клюв, пронзительно заорал своё единственное ку-ка-реку. (Д.Мамин-Сибиряк )

  1. Можно ли узнать значение данных слов в транскрипции вне контекста: [кот], [мак], [глас], [трут], [л`эс`т`], [в`и э с`т`и ́ ], [сй`эст] ? Какие варианты возможны? Какое фонетическое явление создаёт омофоны в этом случае?

  2. Затранскрибируйте слова. Выявите все случаи ассимиляции: дождь, редкий, отгадать, лётчик, сжечь, расшалиться, сдать, подсадить, расти, отчизна, здесь, подцепить, сказка, болезнь, нянчиться, песчаный, вселять, снять, обсчитать, винтик, мужчина, груздь, детство, общий .

  3. Затранскрибируйте текст. Выявите случаи ассимиляции. Охарактеризуйте слоги и звуки в подчёркнутых словах:
^ Осень

Чувствуя, что красота её начинает отцветать и желая как-то продлить своё лето, Берёзка выкрасилась в жёлтый цвет – самый модный в осеннем возрасте .

И тогда все увидели, что осень её наступила… (Ф.Кривин )

Лекция 5

Позиционные изменения в области согласных звуков. Ассимиляция. Диссимиляция. Аккомодация.

План

1. Позиционные изменения в области согласных звуков.

а) ассимиляция.

б) диссимиляция.

в) аккомодация.

г) исторические чередования (согласных звуков).

2. Звуковые законы в области согласных звуков.

Изменения звуков, которые происходят под воздействием соседних звуков, называются позиционными изменениями.

Ассимиляция

1. Позиционная мена и позиционные изменения согласных.

Позиционная мена согласных связана с отношениями:

а) звонких и глухих шумных в положении перед шумными и на конце слова: [н"и́зък – н"и́ск"иį / прUс"и́т" – про́з"бъ / клу́п / пр"ика́с];

б) твердого и мягкого согласного в позиции перед [э], где в сочетании с [э], как правило, выступают только мягкие согласные: [рука́ – рук"э́ / с"иэло́ –

нъ◠с"иэл"э́].

Следовательно, позиционная мена согласных определяется законами: ассимиляции по глухости – звонкости, ассимиляции по ряду (положение перед [э]) и закон абсолютного конца слова (нейтрализация), где выступает только глухой вариант.

Позиционные изменения согласных связаны с отношениями твердых и мягких согласных при их сочетаемости в потоке речи, т.е. твердые согласные, попадая в положение перед мягким согласным, испытывают ассимилятивное смягчение и произносятся мягко: [с"т"э́п" / з"в"э́р"].

Такие позиционные изменения согласных называются ассимиляцией согласных по твердости – мягкости.

Ассимиляция – это уподобление в потоке речи однотипных звуков (согласного – согласному, гласного – гласному) по тем или иным признакам в пределах одного слова или сочетания слов.

Ассимиляции бывают:

1) по направлению – прогрессивными (если предшествующий звук оказывает влияние на последующий) и регрессивными (если последующий звук оказывает влияние на предыдущий);

2) по отстоянию – контактными (если взаимодействуют соседние звуки) и дистактными (если влияние одного звука на другой осуществляется опосредованно, на расстоянии);

3) по объему – частичными (неполными) и полными. Примеры: тра[в]а, но тра[ф]ка (ассимиляция регрессивная, контактная, частичная); [с]ошью, но [шыть] (ассимиляция регрессивная, контактная, полная); литературное Ван’[к]а и диалектное Ван’[к’]а (ассимиляция по мягкости прогрессивная, контактная) и т.п.

Диссимиляция

Диссимиляция – расподобление однотипных звуков: из двух одинаковых или подобных получается два различных или менее подобных звука , например: литературное коридор (два[р]) и просторечное ко[л]идор (диссимиляция регрессивная, дистактная) и т.п.

Аккомодация

Аккомодация – это приспособление друг к другу в потоке речи разнотипных звуков (гласных к согласным, согласных – к гласным).

Примеры: рад и р’˙ад, где [˙а] во втором случае приспосабливается к мягкому [р’], становясь более передним по ряду по сравнению с гласным [а] в слове рад (аккомодация прогрессивная, контактная).

Представляют интерес аккомодационные явления в примерах типа конь [кーо˙н’], соль [с?о˙л’], где налицо двойная разнонаправленная аккомодация: гласного последующему согласному по ряду и первого согласного последующему гласному – по лабиализации, поскольку эти согласные под влиянием последующего губного гласного приобретают губной оттенок (в транскрипции – знак кружочка справа вверху над звуком).

В обоих случаях налицо регрессивная контактная аккомодация, но по разным признакам – по ряду гласного и огублению согласного.

Исторические чередования (согласных звуков)

От позиционной мены и позиционных изменений надо отличать чередования звуков. Чередование звуков – это такая мена звуков при образовании слов и их форм, которая определяется не фонетическими, а словообразовательными или морфологическими причинами: друг – друзья, крюк – крючок, носить – ношу.

Московская фонологическая школа (МФШ) разработала теорию чередований.

Чередование – это мена звуков, занимающих одно и то же место в одной и той же морфеме. Чередования могут быть фонетическими и нефонетическими (морфологическими).

Морфологические чередования – это такая мена звуков при образовании слов и их форм, которая определяется не фонетическими, а словообразовательными или морфологическими причинами: крюк – крючок, носить – ношу.

Такие чередования сопровождают образование слов и их форм. Они изучаются в разделах ォМорфологияサ и ォСловообразованиеサ, а к фонетике никакого отношения не имеют. С историей русского языка связаны и такие чередования, которые не имеют ни морфологической, ни фонетической обусловленности: друг – друзья, засушить – засохнуть – засыхать и под.

Такие чередования фонем, а не звуков встречаются в конкретных словах и относятся к разряду исторических, т.к. являются нефонетическими ссовременной точки зрения и изучаются в курсе исторической грамматики русского языка.

Предметом рассмотрения в фонетике выступают фонетические чередования, которые включают позиционные и комбинаторные изменения

звуков, наблюдающиеся в определенных фонетических позициях, к числу которых относят начало или конец слова, положение в ударном или безударном слоге, соседство рядом стоящих звуков: [гoлъву / гΛлoф / гълΛвa]; [гoлъву / гΛлoф]; [р’иэз’бa / р’эззът’].

Позиционные фонетические чередования, как уже было сказано выше, могут быть позиционно обусловленными и позиционно прикрепленными.

Первые не знают исключений: ска[з]ать – ска[c]ка, прика[з]ать – рика[с]; вторые – происходят нерегулярно: [с’т’]ена и ена.

Фонетические чередования могут образовывать (1) пересекающиеся (перекрещивающиеся) ряды, имеющие общие члены, либо (2) параллельные ряды, не имеющие общих членов. Фонетические чередования в области согласных связаны с изменением глухих-звонких шумных согласных перед шумными и в конце слова, твердых-мягких согласных перед [э].

Параллельные ряды согласных:

[ц]арь – танц[о]р – [ц]ель [ц] – [ц] – [ц]

Совпадение в одном звуке, неразличение двух или более фонем вопределенной позиции называется нейтрализацией (Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М. Фонетика современного русского языка, 2010).

Исторические чередования

Наряду с позиционными чередованиями, или фонетическими, имеется другой вид чередований, называемых историческими. Позиционные чередования звуков обусловлены фонетически, т.е. вызываются действующими в современном языке фонетическими законами, например редукцией в области гласных и ассимиляцией в области согласных.

Исторические чередования не обусловлены фонетически и представляют собой пережитки фонетических процессов, которые действовали в более ранние эпохи развития русского языка.

Таково, например, чередование [г] // [ж] в корне бег-. В словах бега - бежать чередование звуков [г] // [ж] фонетически не обусловлено, так как эти звуки находятся в тождественной позиции, и чередование является историческим.

Исторические чередования по своим функциям в современном языке неодинаковы. Особо важной является роль исторических чередований при формообразовании и словообразовании. Отсюда следует, что исторические чередования изучаются в грамматике и исторической фонетике.

Звуковые законы в области согласных звуков.

1) Фонетический закон конца слова.

Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь - грусть , подъезд – подъест [пΛдjэст] и т.п.

2) Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр"ишол поjьст] (пришел поезд);

2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

3) Ассимиляция согласных по звонкости и глухости.

Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ - душкъ] (дужка - душка), [в"иес"т"и - в"иес"т"и] (везти - вести), [фп"ьр"ием"ешку - фп"ьр"ием"ешку] (вперемежку - вперемешку).

Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Λтjест] (отъезд), свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий:

1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор);

2) на стыке предлогов со словом: [гд"елу] (к делу), [зд"елъм] (с делом);

3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [до бы] (дочь бы);

4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п"ат"] (раз пять).

4) Ассимиляция согласных по мягкости.

Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

Состав согласных с учетом соотносительного ряда твердых и мягких звуков представлен в следующей таблице:

Парные

твердые

Непарные

твердые

б в д з л м н п р с т ф г к х

ж ш ц

Парные мягкие

Непарные мягкие

б" в" д" з" л" м" н" п" р" с" т" ф" г’ к’ х’

ч" ш’ j

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным звуком [е]; [б"ел], [в"ес], [м"ел], [с"ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.; 2) перед [и]: [м"ил], [п"ил"и] (мил, пили).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л"] (ср. конце - кольце).

Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот - л"ес]; ср. [Λ"ор]) и перед частицей ([рос - л"и]; ср. [рΛсл"и]) (вот лес, оттёр, рос ли, росли).

Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т"], [д"], [с"], [н"], [л"]: [м"eс"т"], [в"иез"д"е], [ф-ка "ь], [каз"н"] (месть, везде, в кассе, казнь). Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз"д"иел"ит"], [ръс"т"иенут"], [б"ьез"-н"иево), [б"иес"- с"ил] (разделить, растянуть, без него, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с"м"ех], [з"в"eр"], [д"в"eр"],[т"в"eр"], [с"п"eт"], [с"-н"им], [ис"-пeч"], [рΛз"д"eт"] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт"eн"ч"ьк], [н"ефт"], [вз"ат"] (птенчик, нефть, взять).

Указанные случаи ассимилятивной мягкости согласных показывают, то действие ассимиляции в современном русском литературном языке не всегда отличается строгой последовательностью.

5) Ассимиляция согласных по твердости.

Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь - слесарный, секретарь - секретарский и т.п.

Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прΛс"ит"] - [проз"бъ], [мълΛт"ит"] - [мълΛд"ба] (просить - просьба, молотить - молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л"]: [пол"ь] - [зΛпол"ныj] (поле, запольный).

6) Ассимиляция зубных перед шипящими.

Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит:

1) на стыке морфем: [ат"], [рΛат"](сжать, разжать); [ыт"], [рΛыт"] (сшить, расшить); ["от], [рΛ"от] (счет, расчет); [рΛзно "ик], [изво "ик] (разносчик, извозчик);

2) на стыке предлога и слова: [аръм], [ аръм] (с жаром, с шаром); [б"иеаръ], [биеаръ] (без жара, без шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж"]: [по"ъ] (позже), (езжу); [во "и], [дро "и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч’], [ц], в результате чего получаются долгие [ч’:], [ц:]:

[Λч":от] (отчет), (фкрац:ъ] (вкратце).

8) Упрощение сочетаний согласных.

Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны], [познъ], [ш"иесл"ивы], [г"иганск"и], [ч"уствъ], [с"ердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

9) Сокращение групп одинаковых согласных.

При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [рас:ор"ит"] (раз+ссорить), [с:ылкъ j ] (с ссылкой), [кΛлон:ы j ] (колонна+н+ый); [Λд"эс:ки j ] (Одесса+ск+ий).

Выводы по лекции (делают студенты).

Литература:

1. Багичева Н.В. и др. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников: учеб. пособие. – М.: Флинта, 2011.

2. Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М. Фонетика современного русского языка. – М., 2010.

4. Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта — М., 2009.

5. Соловьёва Н.Н. Полный справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Орфоэпия. Лексика. Грамматика. Стилистика. – М.: Мир и Образование, 2011.


© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин