16.10.2023

Что символизируют скипетр и держава? Атрибуты королевской власти Скипетр и держава в какой руке


Царскую власть невозможно представить без ее символических атрибутов, таких как корона, держава и скипетр. Эти регалии являются общепринятыми - помимо российских правителей, их использовали и используют короли и императоры всех держав. Каждый из этих предметов имеет особое значение и уникальную историю появления.

Яблоко державы

Держава (от древнерусского «държа» - власть) представляет собой золотой шар, покрытый драгоценными камнями и увенчанный крестом (в эпоху христианства) или другой символикой. Она, прежде всего, олицетворяет верховную власть монарха над страной. В Россию этот значимый предмет пришел из Польши во времена Лжедмитрия I и использовался впервые на церемонии его венчания на царство, нося при этом название « державы».

Державу не зря называли яблоком, она напоминает не только своей округлостью - этот плод является образом мира. Кроме того, этот глубоко символический предмет означает женское начало.


Своей круглой формой держава так же, как , олицетворяет земной шар.

В образе державы имеется также и религиозный подтекст. Ведь на некоторых холстах Христа изображали с ней, как Спасителя мира или Бога отца. Державное яблоко здесь использовалось в - Царство Небесное. А через обряд миропомазания православному царю передаются полномочия Иисуса Христа – царь должен привести своих людей на последнюю битву с Антихристом и одержать победу над ним.

Скипетр

По преданиям скипетр был атрибутом богов Зевса и Геры (или Юпитера и Юноны в римской мифологии). Существуют данные, что фараоны Древнего Египта также пользовались предметом схожим по значению и внешнему виду со скипетром.

Пастушеский посох – первообраз скипетра, ставший впоследствии знаком пастырской власти у служителей церкви. Европейские же правители укоротили его, в результате получив предмет, который известен по средневековым картинам и многочисленным историческим заметкам. По форме он напоминает жезл, изготовленный из золота, серебра или других драгоценных материалов и символизирует мужское начало.


Часто западноевропейские правители имели второй жезл в дополнение к основному, он выступал как символ верховного правосудия. Скипетр правосудия был украшен «дланью справедливости» - перстом, указывающим на обман.

При венчании на царство в 1584 году Федора Иоановича, скипетр стал полноценным признаком самодержавной власти. А чуть менее века спустя его и державу стали изображать на гербе России.

Карл II (1630-1685) на троне

Оливер Кромвель, лорд-протектор Британии с 1б53 по 1658 год, казнивший короля Карла I, сыграл не самую благовидную роль в истории своей страны. Он не только подорвал основы абсолютной монархии, но и из ненависти к монархам уничтожил все наиболее ценные исторические символы королевской власти: короны, скипетр, державу, троны, мантии. Часть их переплавили в монеты, часть растащили. И сегодня в музеях Лондона, в том числе в Тауэре, хранятся королевские ценности, которые были созданы уже после 1660 года.

Регалии — знаки королевской, императорской или царской власти — известны с глубокой древности и в развитых государствах примерно одинаковы: это корона, держава, скипетр, мантия, меч или шпага, трон. И если внимательно приглядеться к традиционным парадным изображениям английских королей, то они восседают на троне, на голове корона, в руках держава и скипетр. Можно назвать и другие атрибуты и символы королевской власти, не столь заметные, например щит, рыцарские доспехи.

Самый главный символ королевской власти — корона. Ее принято изготавливать из золота и украшать драгоценными камнями. Как считают исследователи, прообразом для короны послужил римский венец. Именно коронация с давних лет считалась законной, традиционной и наследственной процедурой принятия монархом власти и ее атрибутов.

Коронация означала также, что новый монарх допускается к продолжению иерархической наследственной цепочки прежних властителей. Кроме того, коронация — это еще очень важная для народа религиозная церемония, во время которой осуществляется таинство миропомазания на царство. Таким образом, весь ритуал коронации носит особый смысл благословления Богом на царство.

Первая корона Англии — корона святого Эдуарда — не сохранилась, она оказалась жертвой того самого процесса уничтожения всех атрибутов королевской власти, предпринятого Кромвелем. Корона, которую можно увидеть в Тауэре,- копия уничтоженной короны святого Эдуарда. Она была создана для коронации короля Карла II в 1661 году. Эта корона украшена бриллиантами, рубинами, сапфирами и изумрудами и считается самой ценной в мире. Среди драгоценных камней, украшающих ее, особо следует назвать сапфир Стюартов, рубин Черный принц.

Императорская государственная корона, которую нынешняя правящая королева Елизавета II надевает во время открытия заседания Парламента Великобритании или по случаю других государственных торжеств, была выполнена по заказу королевы Виктории в 1837 году. Сама королева Виктория надела эту корону во время коронации 28 января 1838 года.

Среди других королевских регалий следует назвать державу и скипетр — они также символы королевской власти, знаки монаршего достоинства. Держава своей круглой формой восходит к земному шару. Ее держали в левой руке, а скипетр — в правой. Скипетр был атрибутом богов Зевса (Юпитера) и Геры (Юноны), он входил в число знаков достоинства греческих и римских правителей.

Королевский скипетр Великобритании украшен самым крупным в мире бриллиантом Звезда Африки, вес которого составляет 530 каратов и который является самой большой

Церемониальные государственные палицы частью всемирно известного алмаза Куллинан.

Из коллекции королей Великобритании следует выделить также Большую государственную шпагу, которая была сделана в конце XVII века. Ее ножны украшены бриллиантами, изумрудами и рубинами.

Только при наличии всех регалий король обладает полной верховной властью: он лучший из лучших, он главный военный предводитель, его слова — закон для всех верноподданных.

Еще одна корона, созданная для коронации в 1937 году Елизаветы, жены короля Георга VI, украшена бриллиантом Кохинор, что означает «гора света». Это самая знаменитая драгоценность Англии.

Бриллиант Кохинор «родился» в Индии свыше 300 лет назад. Существует поверье, что бриллиант Кохинор приносит несчастье мужчинам, которые им владеют. Он никогда не продавался за деньги, а насильственным путем переходил от одного правителя к другому. Наконец в 1849 году его в кованом ларце, который был уложен в специальный сундук, со стражниками морем из Пенджаба (штат Индии) отправили в Лондон. И в 1850 году его преподнесли королеве Виктории. В 1851 году бесценный бриллиант выставили для обозрения на Всемирной выставке в Лондоне, и 6 миллионов посетителей смогли увидеть его. А в 1937 году он был инкрустирован в центр креста королевской короны.

В 1947 году Индия, бывшая колония Британской империи, стала независимой. И руководители этой страны предъявили имущественные претензии Великобритании. В частности, они потребовали, чтобы им был возвращен бриллиант Кохинор, который считался национальным достоянием. Тогда этот вопрос не решился, но в 1953 году он снова встал на повестку дня. И снова британское общество решительно отвергло все претензии. Британцы дали понять индусам, что возвращать драгоценный камень не собираются.

В настоящее время коронация королей происходит только в Великобритании. Нынешняя правящая королева Великобритании Елизавета II — единственный коронованный по всем правилам монарх. Во всех остальных странах Европы коронация заменена на инаугурацию, или интронизацию, без миропомазания и возложения короны.

Коронация Елизаветы II состоялась 2 июня 1953 года. За три недели до церемонии Елизавета, чтобы чувствовать себя уверенно в новом королевском одеянии, стала носить Императорскую государственную корону постоянно. Она не снимала ее даже во время завтрака.

Для менее торжественных мероприятий у Елизаветы имеются еще запасные короны, диадема, но они не столь величественны. Запасная корона украшена 2783 бриллиантами, в ней 273 жемчужины, 16 сапфиров, 11 изумрудов и 5 рубинов.

Говорят, что без короны в Елизавете II нет ничего королевского. И если кому-либо довелось бы встретить ее на улице Лондона или в метро в традиционном партикулярном платье, то он не признал бы в ней королеву Великобритании.

Окунаясь вглубь веков, попробуем разобраться, что означают скипетр и держава в российской истории.

Скипетр представляет собой фигурный жезл. Его выполняли из серебра, слоновой кости, золота, обрамляли самоцветами и использовали геральдическую символику. В истории России скипетр - это преемник царского посоха, являющийся символом власти великих князей и царей.

Говоря о символах монархической власти, нужно остановиться на державе - золотом шаре с крестом и короной. Поверхность сферы обычно украшалась самоцветами и символикой. От древнерусского слова «държа», которое означает «власть», и произошло это название. Скипетр и держава русских царей являются древнейшими из инсигний самодержавной власти.

Державные шары, или державные яблоки - так они назывались на Руси, также служили атрибутами власти римских, германских и др. императоров.

Короны в Российской Империи

Останавливаясь на регалиях российских императоров, стоит особо выделить Для коронаций в царстве пользовались Шапкой Мономаха.

В России обряд первой императорской коронации был проведен над женой Петра Великого Екатериной Алексеевной, впоследствии ставшей Екатериной Первой. Именно для Екатерины I специально изготовили первую в России императорскую корону.

Шапка Мономаха - древняя регалия

Упоминание о Шапке Мономаха появилось еще в XVI в. в «Сказании о князьях Владимирских». В нем говорится о Константине Мономахе - византийском императоре, правившем в XI веке. Отсюда и название. Вероятнее всего, Иван Калита был первым ее обладателем. По имеющимся искусствоведческим данным, изготовлена Шапка Мономаха была на Востоке в XIV в. Это самая древняя корона России. Ее не носили как повседневный головной убор, а использовали, венчая российских монархов период с 1498-го по 1682-й год. Корона состоит из золотых пластин с узорами. На верху короны находится крест, инкрустированный драгоценными камнями. Шапка Мономаха обрамлена соболиным мехом. Вес венца без меха - 698 граммов.

Таким образом, Шапка Мономаха, так же как скипетр и держава, является символом России еще с допетровских времен. Кстати, ей приписывают лечебные свойства. Так, считается, что она способна избавить от разных недугов, особенно от головной боли.

Скипетр и держава царя Бориса Годунова

Появление таких понятий и предметов, как скипетр и держава в качестве символов власти российского государства, связано с царствование Бориса Годунова. Они были заказаны в мастерам при дворе Рудольфа II. Изготовление происходило в Эгере (современный город Хэб). Ювелиры при создании комплекта следовали традициям Ренессанса.

И хотя существует легенда, гласящая, что скипетр и держава были посланы еще в XI ст. князю Владимиру Мономаху, в действительности они были подарены царю Борису Великим посольством императора Рудольфа II, который правил В 1604 году они нашли свое применение в составе его великого наряда.

Мономахов скипетр был изготовлен из золота с деталями из эмали. В качестве украшений были использованы двадцать бриллиантов, большой изумруд, а также иные драгоценные камни. Держава имеет эмалированную инкрустацию. На деталях изображены сцены времен царствования Давида. Украшена держава 37 большими жемчужинами, 58 бриллиантами, 89 рубинами, а также изумрудами и турмалинами.

Корона - важнейшая регалия Михаила Федоровича Романова

Царю принадлежала корона из «Большого наряда». Ее изготовил в 1627 году дьякон Эфим Телепнев. Он был главным мастером в Оружейной палате. Венец короны состоит из двух ярусов. Внизу на внешнем каркасе находится восьмизубчатая диадема. Корона обрамлена соболиным мехом с драгоценными камнями. Уже после XVIII века корона «Большого наряда» стала короной «Царства Астраханского».

Утраченные регалии Российской Империи

До наших дней сохранились лишь некоторые регалии. Они нашли достойное место для существования в Оружейной Но многие из них безвозвратно утрачены. К таким можно отнести «Большой венец» Царя Федора I Ивановича. Говоря об этом произведении искусства, нужно сказать о его несказанной уникальности. Корону изготовили в Стамбуле в конце XVI века. В качестве дара Патриарх Константинопольский Еремий II переслал корону Царю Федору I Ивановичу, который был последним из рода Рюриковичей. «Большой венец» надевался царями лишь на важные торжества. Около 1680 года корону разобрали. Впоследствии ее детали были использованы для «диамантовых шапок» Ивана V и Петра I.

Корона, скипетр и держава на царском гербе

В 1604 г. у Лжедмитрия, на малой его печати, появилось изображение трех корон под орлом. Такое изображение появилось впервые и просуществовало недолго. Однако уже в 1625 году вместо креста между главами орла возникла третья корона. Это изображение появилось при царе Михаиле Фёдоровиче на малой государственной печати. Так же сделали в 1645 году для его сына Алексея на Большой государственной печати.

Державы и скипетра на гербе не было до времен царствования Михаила Фёдоровича. В 1667 году с изображением государственных регалий власти появилась государственная печать царя Алексея Михайловича. Впервые четвертого июня 1667 года царем дается официальное и четкое разъяснение символики, связанной с тремя коронами. Каждая из корон, изображенная на гербе и печати, соответствует царствам -Сибирскому, Казанскому, Астраханскому. А скипетр и держава России означают «Самодержавец и Обладатель». А уже в 1667 году, 14 декабря, появляется первый Указ о гербе.

Корона, скипетр и держава на гербе России

Спустя века, 25 декабря 2000 года, принимается конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации». Этот символ государства представлен геральдическим щитом. Он четырехугольный, красного цвета. Нижние углы у него закруглены.

В центре расположен с двумя головами, каждая из которых увенчана малой короной, а над ними возвышается одна большая корона. Значение трех корон является олицетворением не только суверенитета всей РФ, но и ее частей, то есть субъектов. Также на гербе изображены скипетр и держава. Фото регалий поражают своей красотой. В правой лапе орел держит скипетр, а в левой - державу.

Скипетр и держава России являются символами единого государства и власти. Также на груди орла имеется изображение серебряного всадника на коне. Человек убивает копьём чёрного дракона. Допускается воспроизводить герб Российской Федерации не только в цветном исполнении, но и в однотонном. При необходимости его можно изображать без геральдического щита.

Скипетр - щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической (как правило, гербовой: геральдической лилией, орлом и т.п.) фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов - серебра, золота или слоновой кости; наряду с короной одна из древнейших инсигний самодержавной власти. В русской истории скипетр явился преемником царского посоха - повседневного, а не парадного символа власти царей и великих князей, некогда принимавших эти регалии от крымских татар в знак их вассальной присяги. В состав царских регалий скипетр «из кости однорога трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями» (сэр Джером Горсей, Записки о Московии XVI, века) вошел в 1584 году при венчании на царство Федора Иоановича. Эта подаваемая в алтаре храма патриархом Всея Руси в руки Помазанника Божия инсигния власти тогда же вошла в царский титул: «Бога в Троице славимого милостию скипетродержателя Российского царствия».
В государственный герб России скипетр был включен столетие спустя. Он занял свое ставшее традиционным место в правой лапе двуглавого орла на печати 1667 года царя Алексея Михайловича.

Держава - символ монархической власти (например, в России - золотой шар с короной или крестом). Название произошло от древнерусского "държа" - власть.

Державные шары входили в атрибуты власти римских, византийских, германских императоров. В христианскую эпоху держава была увенчана крестом.

Держава являлась также знаком отличия императоров Священной Римской империи и английских королей, начиная с Эдуарда Исповедника. Иногда в изобразительном искусстве с державой изображался Христос, как Спаситель Мира или Бог Отец; в одной из вариаций держава находилась не в руках Бога, а под его ногой, символизируя небесный шар. Если скипетр служил символом мужского начала, то держава - женского.

Россия заимствовала данную эмблему из Польши. Впервые была использована как символ царской власти на церемонии венчания Лжедмитрия I на царство. В России первоначально называлась державным яблоком. Начиная со времен правления российского императора Павла I, представляла собой шар из синего яхонта, осыпанный бриллиантами и увенчанный крестом.

Держава представляет собой увенчанную крестом сферу из драгоценного металла, поверхность которой украшена самоцветами и священной символикой. Державы или державные яблоки (как называли их на Руси), стали постоянными атрибутами власти ряда западноевропейских монархов задолго до венчания на царство Бориса Годунова (1698), однако введение их в обиход русских царей не следует считать безусловным подражанием. Заимствованной могла казаться лишь вещественная часть ритуала, но не его глубинное содержание и символика самого «яблока».

Иконописным праобразом державы являются зерцала архангелов Михаила и Гавриила - как правило, золотые диски с инициалами Иисуса Христа или поясным изображением Эммануила (Христа Отрока). Такое зерцало, а вслед за ним и державное яблоко, символизирует Царство Небесное, власть над которым принадлежит Иисусу Христу и через обряд миропомазания отчасти «делегируется» православному царю. Тот обязан привести свой народ на последнюю битву с Антихристом и победить его воинство.

Древние государственные регалии принадлежат к наиболее значительным государственным символам. К ним относятся венцы, короны, скипетры, державы, меч, бармы, щит, троны. Однако государь являлся в полном облачении лишь несколько раз в год – во время важнейших церковных праздников и на приёмах особо важных иноземных послов. Некоторые регалии использовали лишь единожды при жизни монарха. В настоящее время подлинные регалии Московского, а позже Российского государства хрнятся в коллекции Государственной Оружейной палаты Московского Кремля. В этой статье мы расскажем о царский регалиях в хронологической последовательности, начиная с самых древних.

Царские регалии в коллекции Оружейной палаты

Самым древним символом княжеской власти является меч. Впервые его стали изображать ещё на древних иконах. Чуть позже к мечу добавился щит. Таким образом княжескую власть в первую очередь символизировало оружие, в древние времена – щит и меч. Однако государственный щит и государственный меч в коллекции оружейной палаты относятся к XVI-XVII векам.

О щите – ниже.

Самая древняя регалия, представленная в нашей сокровищнице – это шапка Мономаха. О ней подробно рассказано в статье . Кратко повторим основные факты.

Царские регалии. Шапка Мономаха

Существует старинное “Сказание о князьях Владимирских”, согласно которому Владимир Мономах венчался на Великое Киевское княжение Шапкой Мономаха. Сказание гласит, что венец подарил ему византийский император Константин Мономах, приходившийся дедом киевскому князю. (Подробно о “Сказании о князьях Владимирских” рассказано в статье ) .

На одном из барельефов Мономахова трона видно, что князь Владимир изображён в шапке Мономаха.

Мономахов трон. Фрагмент

Историю о том, что византийский император пожаловал эту шапку давнему предку Грозного, активно распространяли во времена царя Ивана. Однако это не более, чем красивая легенда, придуманная для объяснения (легитимизации) нового статусного звания Государя Всея Руси. Ещё в XIX веке историки опровергли византийскую версию происхождения Шапки Мономаха.

По сей день существуют три версии о месте изготовления этой регалии. Согласно первой из них, шапку Мономаха могли изготовить в Византии, но не при императоре Константине, а гораздо позже, во время правления Палеологов в XIV-XV веках. В пользу этой версии говорит то, что скань на изделии очень высокого качества, характерная для византийских мастеров.

Есть и другая гипотеза, согласно которой шапка Мономаха имеет центральноазиатское происхождение. На это указывает мотив цветка лотоса в её украшении. Вероятным местом её изготовления могут быть Самарканд или Бухара.

Третья версия гласит, что это работа греческих мастеров, работавших в Москве.
Возможно, что шапку Мономаха подарил Ивану Калите татарский хан Узбек. Подобный подарок был подношением хана своему вассалу, поэтому при русском дворе такую версию замалчивали и выдавали венец за византийскую работу.

Надевали шапку Мономаха не на голову, а на особую шапочку, сшитую из парчи.

Церемония венчания на царство

Все средневековые правители, в том числе и западные, в символах государства ориентировались на Константинополь. Во многих европейских государствах существовали короны, похожие на венец византийского императора. На таких коронах почти всегда изображали Христа в венце. Таким образом отражалась идея божественного происхождения власти. Государь есть помазанник Божий и проводник учения Христа на земле.


Корона Константина IX Мономаха. XI век. Фото с сайта http://botinok.co.il/node/52192

Первая подробно описанная относится к концу XV века. Государь Иван III венчал своего внука, царевича Дмитрия Ивановича, на Московское княжение золотым венцом, т.е. Шапкой Мономаха. Известно также, что на него возложили бармы – золотые цепи. Происхождение барм историки ещё не объяснили.

В церемонии венчания на царство на Руси также присутствовал обычай осыпать князя монетами. Хотя известно, что в Византии и на Западе монеты кидали в толпу. Скорее всего, русские послы, бывшие на торжественном венчании императора в Константинополе, не совсем поняли этот обряд, или неточно передали его. Поэтому у нас самого князя осыпали монетами. После чего присутствующим на церемонии разрешали их подбирать.

Последнее венчание на великое княжение состоялось в 1534 году. Тогда венчали малолетнего Великого Князя Иоанна IV Васильевича. В 1547 году Иван IV венчался на царство, изображение этой церемонии сохранилось в Лицевом летописном своде.
Кроме меча, щита, шапки Мономаха и барм одной из важнейших государственных регалий является крест. В коллекции Оружейной палаты в крест вставлена щепочка подлинного креста Иисуса Христа.

Регалии царя Иоанна Васильевича IV Грозного. Царские регалии

Шапка Казанская. Царские регалии

Вторым по древности венцом в коллекции регалий Оружейной палаты является ШАПКА КАЗАНСКАЯ . Она не дошла до нас в первоначальном виде, в начале XVII века её переделали. Первоначально Казанскую шапку венчал большой изумруд, который мы сейчас видим на шапке Михаила Фёдоровича.

В отношении места её изготовления также нет единого мнения. Возможно, она была изготовлена в Москве во времена Ивана Грозного в честь завоевания Казанского ханства и повторяет собой венец татарского хана. Возможно, что это подлинный венец правителя Казани, взятый во время похода Ивана Грозного в качестве трофея.

Загадкой для исследователей является состав материала тёмного цвета, образующего фон Казанской шапки. Достоверно известно, это не чернь и не эмаль. Чтобы провести химический анализ материала, нужно соскоблить небольшую часть покрытия. В настоящее время это не представляется возможным. Учитывая неизвестную технику изготовления этого фона, Казанская шапка имеет, скорее всего, не московское происхождение.

У иностранцев венец подобной формы вызывал ассоциацию с папской тиарой. Они полагали, что Иван Грозный посягает на мировое господство. На Руси во времена Ивана Грозного появилась легенда о том, что Рюрик был потомком римского императора Августа.

При венчании на царство Ивана Грозного, в 1547 году, первого русского царя не мазали миром. Первым государем, кого действительно «помазали» на царство, был его сын, царь Фёдор Иоаннович.

Костяной трон. Царские регалии

«Костяной трон» хоть и называется троном Ивана Грозного, возможно, не имеет отношения к этому царю.

В этом троне есть пластины, которые датируют XVI веком. Кроме слоновой кости в нём присутствуют моржовая кость, кость мамонта и даже говяжья. Русские мастера в разные времена ремонтировали трон и некоторые утраченные элементы сделали из говяжьей кости.

Подлинная слоновая кость находится в первом ярусе трона, где изображены сцены помазания царя Давида на царство. Ниже находятся изображения языческих, античных сцен, взятых из греческой мифологии. Именно поэтому историки делают вывод о том, что трон собирали по частям из разновременных элементов.


Костяной трон. Фрагмент

Двуглавый орёл, расположенный на спинке трона – это символ империи. Он изображался не только на гербе Российской, но и Австрийской империи. Есть версия, что вместо орла на спинке трона прежде было изображение Юноны.


Может быть трон и принадлежал Ивану Грозному, но привезли его в Москву позже.

В XVIII-XIX веках возникла легенда о том, что этот трон привезла в Москву греческая царевна София Палеолог в конце XV века. Интересно, что Ивана Грозного дважды изобразили на этом троне. Известна скульптура Антокольского, где царь изображён сидящим на костяном троне. также изобразил этот трон. Хотя у историков при этом возникает вопрос – что делал этот трон на женской половине дворца, где и произошла трагедия, послужившая сюжетом для полотна Репина. (Оба изображения экспонируются в коллекции ГТГ).

Регалии царя Фёдора Иоанновича. Царские регалии

Бармы

Бармы, которые также входят в состав государственных регалий, сейчас экспонируются в витрине со светским платьем, вместе с платном Петра I. На них изображены христианские святые. Изготовили их в конце XVI века в золотошвейной мастерской царицы Ирины Годуновой, жены царя Фёдора Иоанновича.

Каждый раз при церемонии венчания на царство бармы переделывали. Эта вещь индивидуальная и другому человеку не подходила, потому что сонм святых покровителей одного человека не соответствовал святым покровителям другого и новый царь не мог воспользоваться бармами своего предшественника. На бармах царя Фёдора шелками и драгоценными нитями вышит – Деисус – молельное предстояние Богоматери и Иоанна Предтечи перед Небесным Царём и Судией Земным.
СКИПЕТР впервые появился в церемонии венчания на царство царя Фёдора Иоанновича в 1584 году.

Регалии царя Бориса Годунова

Державу впервые использовали при венчании царя Бориса Годунова в 1598 году.

Трон царя Бориса Годунова

В коллекции ГОП экспонируется и ТРОН ЦАРЯ БОРИСА ГОДУНОВА иранской работы. Это подарок 1604 года от персидского шаха Аббаса II.

В Иране такой предмет мебели не служил троном. Обычно делали два таких кресла и столик к ним. Хранители коллекции до сих пор не знают, получил ли Борис Годунов в подарок полный комплект или же только один трон. Использовать это кресло как собственно трон не могли, потому что у него нет спинки. Он мог служить как выносной трон. Подлинная обивка не сохранилась, в современном виде трон обит французской тканью XVIII века.

Регалии царя Михаила Фёдоровича. Царские регалии

ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО ЦАРЯ МИХАИЛА ФЁДОРОВИЧА. Миниатюра опубликована в книге И.А.Бобровницкой “Регалии Российских государей”
Держава

Державу царя Михаила Фёдоровича сделали в Западной Европе, в Праге, в мастерских короля Рудольфа II. Скорее всего, эти регалии привезло на Русь Цесарское посольство.

Царь Михаил Фёдорович

Дипломаты тайно вручили царский заказ, ибо вручение государственных регалий в международной дипломатии было знаком признания вассального положения государя, которому эти регалии вручали. (Вспомните, что пока не найдено ни одного документального подтверждения того, что Узбек вручил государственную регалию, шапку Мономаха, Ивану Калите. Если такой факт и имел место быть, то его тщательно «забывали»).

Заказ на изготовление государственных регалий, сделанный богемскому королю Рудольфу II был хоть и почётным, но вручили его на неофициальной встрече. Есть версия, что регалии заказывал ещё Фёдор Иоаннович, но он умер прежде, чем успел ими воспользоваться. Борис Годунов также не успел их надеть, так как вскоре тоже приказал долго жить.

Цепь

К регалиям Михаила Фёдоровича при венчании его на царство в 1613 году относится цепь.


Цепь-окладень царя Михаила Фёдоровича. Москва, Мастерские Кремля, XVII в.

Это одна из древнейших дошедших до нас цепей. На звеньях цепи изображён царский титул. Хотя считается, что цепь принадлежала Михаилу Фёдоровичу, историки не пришли к единому мнению, к какому времени относится этот выгравированный на цепи титул – то ли к 1613-му году, то ли к концу правления, к 1640-м годам.

Другие цепи в коллекции – скорее всего западноевропейской работы. К ним крепили кресты.


Цепь из коллекции Оружейной Палаты. Западная Европа, XVI в.

Бармы царя Михаила Фёдоровича Романова находятся в фондах музея.

Венец царя Михаила Фёдоровича

Венец царя Михаила выполнен в царских кремлёвских мастерских. Мастер, сделавший его, был родом из Германии, хотя в документах о получении гонораров он значится под русским именем. Для русского средневековья это обычная практика: изменять иностранные имена и заменять их русскими. Мастер получил заказ восстановить шапку, утраченную в Смутное Время и изготовить новую на манер скипетра и державы, чтобы было соблюдено стилистическое единство всех трёх предметов.


Венец, скипетр и держава царя Михаила Фёдоровича

Изумруд, который венчает шапку, был снят с Казанской шапки Ивана Грозного.

Интересная история произошла с Николаем I в Варшаве, когда он короновался в столице Польши. Императору передали сапфир. Якобы он был частью русской короны, которую увезли в Польшу в Смутное время. Первоначально в мастерских Рудольфа сделали полный комплект – шапку, скипетр и державу. Шапка во время Смуты пропала, якобы стала трофеем польских завоевателей. И всё, что он неё осталось – сапфир, который и преподнесли российскому самодержцу.

Трон царя Михаила Фёдоровича

Есть версия, что трон царя Михаила Фёдоровича прибыл в 1629 году из Ирана. Это ещё один дар персидского шаха Аббаса. Трон сильно переделан. Он украшен золотыми пластинами, общим весом около 13 кг золота.

Среди камней преобладают камни красного цвета – турмалины и рубины, а также голубая бирюза. Другие самоцветы – сиреневые аметисты, крупные желтовато-зелёные перидоты и изумруды. Два самых крупных камня – ромбовидные топазы. Иран очень нуждался в хороших отношениях с Россией. Об этой нужде можно судить по стоимости “золотого” трона.

Посох

Посох также включался в состав государственных регалий. Известно, что когда свергли царя Василия Шуйского, то первым делом у него отобрали посох. Когда призывали на царство Михаила Фёдоровича, то в Кострому малолетнему Романову в качестве регалии привезли тоже посох. Посох Михаила Фёдорвичаукрашен сапфирами и мордами грифонов.

Посохи духовных и светских лиц довольно просто различить. На посохах духовенства концы рукоятки направлены вниз, а на светских – нет.

Регалии царя Алексея Михайловича. Царские регалии

Алмазный трон

Алмазный трон сохранился без переделок. Латинская надпись на спинке прославляет мудрость царя.

Вместо европейских львов изображены восточные слоны. Трон привезла компания купцов, которая просила царя разрешить им беспошлинную торговлю. Возникает вопрос – где заказывали трон? Всё говорит о том, что трон заказали в Иране. Тогда знал ли иранский шах, о том, что его мастера работали «налево» для русского царя? Видимо, он знал. Так же, как знал о том и Рудольф, что его мастера выполняют заказ Бориса Годунова.

Но по этикету русский царь не мог принять такой подарок от нижестоящих чинов. Он выкупил трон у купцов за 7 000 рублей. Это единственный в истории случай, когда троном пытались дать царю взятку. Но русские цари неподкупны, деньги заплатили, а ходатайство отправили в долгий ящик. Право беспошлинной торговли купцы получили лишь спустя 7 лет, потому что исполнение их просьбы противоречило интересам государства.

Турецкие ювелирные изделия в коллекции Оружейной Палаты. Царские регалии

В собрании хранится держава, выполненная в турецком стиле. Держава – это символ государства. Государство процветает в царствование государя.

Держава и скипетр царя Алексея Михайловича

Хронологию турецкого скипетра пока выяснить не удалось. Он выполнен то ли в 1639, то ли 1659 году. И если в 1639 году, то его заказывал не Алексей Михайлович, а Михаил Фёдорович. Тогда возникает вопрос, а где другие предметы? Сохранилась переписка об изготовлении скипетра. Его выполняли греческие мастера, работавшие на турецкого султана. Заказ им оплатили не сразу, хотя драгоценные камни для украшения предметов они покупали за свой счёт. Но в конце-концов деньги мастерам выплатили сполна.

Турецкие ювелирные изделия можно видеть на маскарадном костюме императора Николая Александровича. В украшении этого костюма использовали подлинные турецкие пряжки XVII века.


Регалии царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича. Царские регалии

Двойное венчание на царство проходило в 1682 году. Ивану было 16 лет, Петру – 10. Шапкой Мономаха венчали старшего из братьев, Ивана Алексеевича. В коллекции находится ШАПКА ВТОРОГО НАРЯДА. Изготовили её в течении одного месяца, поэтому у мастеров просто не было времени, чтобы украсить её тонкой изящной сканью.

Двойной трон

Трон переделан из трона Алексея Михайловича работы Аугсбургских мастеров. Ширина ступенек и ширина сиденья не совпадают.

Это единственный в истории двойной трон. Он представляет собой полный тронный комплекс с подставками для того, чтобы никто не приближался к царю достаточно близко. Приблизиться к царю можно было только послам, когда им разрешали целовать государеву десницу (руку).

Алмазные венцы

Алмазные венцы тоже вызывают много вопросов. Почему они разные? Ведь на одном венце только алмазы, а на другом – алмазы и хризолиты. Алмазы составляют узор в форме двуглавых орлов. Вес венцов – примерно 2 кг. Они сохранились благодаря стараниям царя Петра Алексеевича.

Шапка алмазная царя Ивана Алексеевича Шапка алмазная царя Петра Алексеевича
Шапка алтабасная

Царские регалии XVIII века

В витрине с царскими регалиями есть три предмета XVIII века.

1.Императорская корона императрицы Екатерины I. Выполнена в 1724 году для коронации Екатерины I. По одной из версий камни на неё собирали у знати, в том числе у Меньшикова. Поэтому после коронации их вынули из оправы и вернули владельцам. Эта версия пока официально не подтверждена, поэтому считается, что камни сняли по неизвестной причине. Надпись на короне – имя владелицы.
Два полушария символизируют светскую и духовную власть монарха.

2. Корона императрицы Анны Иоановны.

Корона императрицы Анны Иоанновны

Фенкель приписал эту корону Готтлибу Вильгельму Дункелю. Рассуждал Фенкель просто – короны делает придворный ювелир. При дворе Анны Иоановны придворным ювелиром был Готтлиб Дункель, следовательно, он и сделал корону. Но никаких документов, подтверждающих этот факт, не сохранилось. Напротив, недавно выяснили, что корону Анны Иоановны выполнили московские мастера: золотых дел мастера Самсон Ларионов, Калина Афанасьев, Никита Милюков, серебряник Пётр Семёнов, золотарь Лука Фёдоров.

3.Щит . Анна Иоановна в коронационной церемонии пожелала иметь щит и меч. Щит – турецкий, меч – польский, весом около 1,5 кг.

Государственный щит. Москва, конец XVIII века, запоны – Турция, XVII в.

Но в самой церемонии военные регалии не использовали, их просто несли на подушке. Весь XVIII век в России правили женщины и меч очень плохо сочетался с фижмами.
Есть в собрании и корона мальтийская, она время от времени появляется на выставках, в основном она хранится в фондах. Её использовали при погребении монарха.

Ещё один скипетр Павла Петровича находится в витрине с ювелирными изделиями XVIII века, там же, где представлено потёмкинское блюдо. Этот скипетр предназначался для вручения грузинскому царю.

Грузия 11 раз приносила присягу русскому царю, последний раз в 1795 году. Этот скипетр заказал Павел Петрович для вручения правителю Грузии. Но Павел умер. Вскоре умер и грузинский царь. Политическая ситуация изменилась и Грузия вошла в состав Российской империи на правах губернии.

Изготовление корон на этом не заканчивается. Короны изготовляли для императриц, а после смерти государыни их разбирали и дарили по завещанию. Единственная уцелевшая корона принадлежала императрице Марии Александровне (хранится в Алмазном фонде). Это единственная императрица, которая умерла раньше своего мужа.
Приведённые в статье факты выявили современные исследователи. Но всё вышесказанное – отнюдь не истина в последней инстанции. Исследования продолжаются, новые данные выплывают на свет Божий и атрибуция через некоторое время может измениться.

Статья написана по материалам Кремлёвского лектория. Также использовались книги:
И.А.Бобровницкая “Регалии российских государей”, М, 2004


© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин