18.01.2024

Обоснование производственных норм расхода 14 321. Нормы расходов. Допустим, вы решили разработать нормативы самостоятельно


Вопрос: Организация приобрела для осуществления своей деятельности автомобиль. Для данного типа автомобиля законодательством не утверждены нормы расхода топлива. В технической документации данного автомобиля имеются сведения о количестве потребляемого автомобилем топлива.

Организация обратилась к сторонней научной организации, занимающейся разработкой норм расхода топлива на основе установленных методик, для разработки последней соответствующих норм в отношении приобретенного автомобиля, однако разработка норм расхода топлива займет продолжительное время. Может ли руководитель организации на основе указанных в технической документации автомобиля сведений локальным нормативным актом установить для приобретенного автомобиля нормы расхода топлива до определения научной организацией норм расхода топлива, и расходы на приобретение топлива при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с данными нормами?

Ответ: Организация может временно установить локальным нормативным актом нормы расхода топлива на приобретенный автомобиль на основании технической документации автомобиля, если данная организация обратилась к научной организации для расчета норм расхода топлива на данный автомобиль, и данные нормы еще не приняты локальным нормативным актом организации. Нормы расхода топлива установленные для приобретенного автомобиля на основании его технической документации, могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако исходя из судебной практики, обращение за разработкой норм не обязательно, организация может списывать ГСМ на основании приказа руководителя, устанавливающего нормы расхода ГСМ.

Обоснование: Ввиду норм статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (далее в настоящей главе - налог) признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Нормами абзаца 1 пункта 1 статьи 252 НК РФ установлено, что в целях главы 25 налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Следовательно, при исчислении суммы налога на прибыль организаций, данная сумма может быть уменьшена на сумму понесенных данной организацией расходов.

В силу норм абзаца 2 статьи 252 НК РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Приведенная норма указывает, что факт расходов, имеющихся у организации, также как и их размер, должен быть подтвержден документами, а сами расходы должны быть обоснованы.

Как установлено нормами подпункта 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ, к материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии.

Следовательно, расходы на топливо подлежат учету при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Необходимо отметить, что нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенными в действие Распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (далее - Рекомендации).

Пунктом 6 Рекомендаций установлено, что на период действия данного документа для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), руководители местных администраций регионов и предприятий могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

Таким образом, если нормы расхода топлива не установлены законодательно, то их могут установить руководители организаций.

Минфин России придерживается позиции, исходя из которой, следует, что если Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив для соответствующей автомобильной техники, то руководитель организации может ввести в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике, до принятия приказа организации, утверждающего нормы, разработанные в установленном порядке, налогоплательщик может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля. Данная позиция отражена в Письме Минфина России от 11.06.2011 N 03-03-06/4/67.

Кроме того, в приведенном Письме Минфин России отметил, что если организация обратилась в соответствующую научную организация для разработки норм расхода топлива для приобретенного автомобиля, для которого такие нормы законодательством не установлены, то нормы расхода топлива, установленные приказом руководителя на основании технической документации автомобиля, подлежат учету при исчислении налоговой базы на прибыль.

Исходя из судебной практики следует, что организации могут списывать горючее, по нормам, установленным приказом руководителя предприятия. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело о доначислении налоговым органом сумм налогов, в том числе суммы налога на прибыль организаций в отношении организации, принимавший для целей налогообложения нормы расхода топлива, установленные приказом руководителя, на основании Рекомендаций, в своем Постановлении от 08.10.2009 N А40-83081/08-80-312 определил, что доначисление суммы налога на прибыль, ввиду использования для целей налогообложения норм расхода топлива, установленных приказом руководителя организации, является неправомерным. Суд при вынесении данного решения руководствовался нормами, на данный момент утратившими силу, однако данная позиция применима в настоящее время по аналогии.

Исходя из позиции Минфина России, можно сделать вывод, что для установления норм расхода топлива организация должна обратиться к научной организации для расчета данных норм в установленном порядке, до момента, когда разработанные нормы будут приняты в организации приказом, организация имеет право приказом руководителя установить нормы расхода топлива, исходя из сведений, указанных в технической документации автомобиля. Кроме того, нормы, установленные приказом руководителя подлежат учету при исчислении налоговой базы на прибыль организаций. Однако, установление и учет норм на основе технической документации автомобиля возможно лишь до тех пор, пока научная организация не рассчитает нормы расхода топлива по установленной методике, помимо этого, законодательство, очевидно, указывает на обязанность организации обратиться к научной организации с целью расчета последней норм расхода топлива на приобретенный автомобиль. Однако исходя из судебной практики, обращение за разработкой норм не обязательно, организация может списывать ГСМ на основании приказа руководителя, устанавливающего нормы расхода ГСМ.

Вы бухгалтер, но директор вас не ценит? Считает, что вы только тратите его деньги и переплачиваете налоги?

Станьте ценным спецом в глазах руководства. Научитесь работать с дебиторкой.

У Центра обучения «Клерка» новый .

Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

При любом хозяйственном процессе неизбежны потери материальных ценностей - так называемые технологические потери. Причинами таких потерь могут быть некачественное сырье, поломка производственного оборудования или неправильно рассчитанные нормы и другие. В налоговом учете технологические потери в пределах установленного норматива учитываются в составе материальных расходов.

В данном разделе мы рассмотрим: понятие технологических потерь, экономическое обоснование и документальное подтверждение технологических потерь, порядок их отражения в бухгалтерском и налоговом учете организации.

Технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья.

В соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) технологические потери при производстве или транспортировке товаров (работ, услуг) для целей налогообложения прибыли организаций приравниваются к материальным расходам.

Таким образом, потери сырья и материалов, понесенные организацией при производстве или транспортировке готовой продукции, могут быть списаны в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций как технологические потери.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ для целей налогообложения прибыли организаций при отнесении к материальным расходам технологических потерь при производстве или транспортировке важным является факт их экономической обоснованности и документального подтверждения.

Для соблюдения вышеназванных требований необходимо разработать, утвердить и экономически обосновать нормативы технологического производства. Для учета технологических затрат данное требование изложено в Письме Минфина России от 1 ноября 2005 г. N 03-03-04/1/328.

Обычно норматив безвозвратных отходов для конкретного вида сырья и материалов, используемых в производстве, определяется исходя из технологических особенностей производственного цикла или процесса транспортировки.

Нормативы технологических потерь оформляются внутренними документами, которые не имеют унифицированной формы. В частности, ими могут быть технологические карты, сметы технологического процесса или иные аналогичные документы.

В том случае, если на предприятии не составляется технологическая карта или иной аналогичный документ, подтверждением расходов в виде технологических потерь при производстве или транспортировке являются отраслевые нормативные акты, расчеты и исследования технологических служб организации либо иные лимиты, регламентирующие ход технологического процесса.

Таким образом, расходы в виде технологических потерь учитываются в целях налогообложения прибыли в составе материальных расходов при наличии документального подтверждения факта таких потерь в пределах обоснованных нормативов. Аналогичного вывода придерживаются налоговые органы в Письме УФНС России по г. Москве от 18 февраля 2008 г. N 20-12/015184, а также Минфин России в своем Письме от 27 марта 2006 г. N 03-03-04/1/289.

В бухгалтерском учете стоимость сырья, списанного в производство, признается в качестве материальных затрат расходом по обычным видам деятельности и отражается по дебету счета 20 "Основное производство" в корреспонденции с кредитом счета 10 "Материалы", субсчет 1 "Сырье и материалы", на основании п. п. 5, 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н, Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н.

Сформированная фактическая себестоимость продукции списывается со счета 20 "Основное производство" в дебет счета 43 "Готовая продукция".

Пример. Организация ООО "Принта" осуществляет полиграфическую деятельность. В текущем месяце в производство было передано 10 тонн сырья по цене 10 руб. за килограмм на сумму 100 000 руб. Печатная продукция была реализована в этом же месяце.

Норматив технологических потерь, связанных с процессом производства печатной продукции согласно технологической карте, составляет 4% от объема, отпущенного в производство. Фактическая величина технологических потерь составила 350 кг.

В учетной политике для целей налогового учета организация установила, что технологические потери являются прямыми материальными расходами.

Поскольку фактическая величина технологических потерь (350 кг) не превышает норматив, установленный в технологической карте, - 400 кг (10 000 кг x 4%), то такие потери можно учесть в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли в полном объеме, то есть в сумме 3500 руб. (10 руб. x 350 кг).

Как уже отмечалось, при исчислении налога на прибыль технологические потери включаются в состав материальных расходов у налогоплательщиков, деятельность которых связана с переработкой сырья. Такие потери относятся к прямым материальным расходам.

Дебет счета 43 "Готовая продукция" Кредит счета 20 "Основное производство" - 100 000 руб. - списана фактическая себестоимость готовой продукции, включая технологические потери;

Дебет счета 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж", Кредит счета 43 "Готовая продукция" - 100 000 руб. - списана себестоимость печатной продукции.

Нередко на практике технологические потери превышают норматив, установленный технологической картой. В этом случае для подтверждения показателей фактических расходов сырья одной технологической карты недостаточно. Должен быть еще составлен документ, объясняющий причины отклонений от установленных норм. Например, решение компетентной комиссии, зафиксированное документально.

Также составляется акт на сверхнормативные технологические потери, в котором указываются причины отклонений от установленных норм. Проводится расследование данных причин, устанавливаются факторы, которые привели к увеличению технологических потерь, в отношении каждой конкретной ситуации.

Примерная номенклатура причин отклонения от норм расхода материалов приведена в Приложении 4 к Методическим указаниям по учету материально-производственных запасов, утвержденным Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н. К таким причинам, в частности, относятся:

Несоответствие материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий техническим условиям;

Потери, вызванные доработками по требованию заказчика или разработчика;

Замена материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, предусмотренных технологией, другими материалами, полуфабрикатами и комплектующими изделиями;

Нарушение технологического процесса;

Использование полноценных материалов взамен отходов;

Раскрой материала;

Прочие причины.

Минфин России в своем Письме от 17 мая 2006 г. N 03-03-04/1/462 указал, что сверхнормативные потери как необоснованные не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль налогоплательщика.

Таким образом, по мнению Минфина России, технологические потери сверх установленных норм нельзя учесть в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли организации.

Пример. Изменим условие предыдущего примера. Допустим, что фактическая величина технологических потерь составила 5% от объема отпущенного в производство сырья.

Напомним, что величина технологических потерь по норме составляет: 400 кг (10 000 кг x 4%).

Фактическая величина технологических потерь будет равна: 500 кг (10 000 кг x 5%).

Сумма сверхнормативных расходов составит: 1000 руб. ((500 кг - 400 кг) x 10 руб.).

Поскольку фактическая величина технологических потерь (500 кг) превышает норматив, установленный в технологической карте (400 кг), то такие потери учитываются в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли только в пределах норм. Сумма же превышения лимита при расчете налога на прибыль не учитывается.

Следовательно, в налоговом учете организации ООО "Принта" в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли можно учесть технологические потери в размере 99 000 руб. (100 000 руб. - 1000 руб.).

Кроме того, необходимо учесть, что согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденному Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н, сверхнормативная сумма технологических потерь будет являться постоянной разницей, которая, в свою очередь, приведет к образованию постоянного налогового обязательства.

Постоянное налоговое обязательство в нашем примере будет равно: 200 руб. (1000 руб. x 20%).

В бухгалтерском учете организации ООО "Принта" будут сделаны следующие проводки:

Дебет счета 20 "Основное производство" Кредит счета 10 "Материалы", субсчет 1 "Сырье и материалы", - 100 000 руб. (10 000 кг x 10 руб.) - сырье передано в производство;

Дебет счета 43 "Готовая продукция" Кредит счета 20 "Основное производство" - 99 000 руб. - списана фактическая себестоимость готовой продукции, включая технологические потери в пределах норм;

Дебет счета 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж", Кредит счета 43 "Готовая продукция" - 99 000 руб. - списана себестоимость печатной продукции;

Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы", Кредит счета 20 "Основное производство" - 1000 руб. - отражены расходы, превышающие норму технологических потерь;

Дебет счета 99 "Финансовый результат", субсчет "Постоянное налоговое обязательство", Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по налогу на прибыль", - 200 руб. (1000 руб. x 20%) - отражено постоянное налоговое обязательство.

Однако судебная практика по поводу включения сверхнормативных технологических потерь в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли придерживается иной точки зрения. Например:

Постановление ФАС Московского округа от 26 декабря 2007 г. N КА-А40/13358-07, согласно которому технологические потери при производстве приравниваются для целей налогообложения прибыли к материальным расходам и их списание на затраты не связывается гл. 25 НК РФ с какими-либо нормативами. К подобным расходам предъявляются общие требования, установленные в п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть они должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными;

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 октября 2007 г. N Ф04-6922/2007(38872-А03-15). Учитывая пп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ, а также то, что все спорные суммы понесены налогоплательщиком для осуществления им основной деятельности в целях получения дохода, апелляционная инстанция пришла к выводу, что данные расходы связаны с производством и реализацией и соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ;

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27 сентября 2006 г. N Ф08-4818/2006-2043А, в котором суд установил, что сверхнормативные расходы воды предприятия являются экономически оправданными, поскольку они связаны со сверхнормативной потерей воды при водоснабжении.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: по мнению арбитражных судов, сверхнормативные технологические потери можно учесть в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли организации при условии, что они удовлетворяют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть они должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными. Однако следует иметь в виду, что экономическую обоснованность сверхнормативных технологических потерь нужно будет доказывать налогоплательщику в суде.

Нормы расхода сырья и материалов играют ключевую роль в организации деятельности промышленного предприятия и применяются для планирования, оперативного контроля, анализа и принятия управленческих решений.

Важный элемент системы управления и контроля затрат — нормативные затраты.

Стандарты (нормативы) — количественная величина, которая определяется заранее и служит для измерения результатов деятельности. Нормативы устанавливаются как в стоимостном измерении (стандартные затраты), так и в натуральном (например, расход материала — в килограммах, рабочее время производственного персонала — в часах).

Аналог первого понятия (стандартные затраты) в отечественной практике — нормативы, второго — нормы.

Нормативные затраты могут быть установлены для каждого вида затрат. Они определяются в процессе планирования и включаются в результирующий план по прибыли.

Существует мнение, что нормативный метод учета затрат приемлем лишь в массовом и крупносерийном производствах и малоприменим в условиях мелкосерийного и единичного производств.

Конечно, в массовом и крупносерийном производствах, когда в значительных объемах производится ограниченный ассортиментный ряд товаров и применяются стандартизированные технологии, проще нормировать потребляемые ресурсы. Но даже в условиях единичного производства (изготовление штучного оборудования, строительство уникального объекта) можно определить стандартизированные составляющие или стандартизированные технологические операции.

Нормативный метод применим во всех производствах, где затраты на изготовление продуктов могут сопоставляться с результатами труда через определенные промежутки времени.

Благодаря данным особенностям нормативный метод является незаменимым инструментом:

  • планирования.

На основе норм планируется потребность в производственных ресурсах (оборудование, материалы, персонал) и финансовых средствах для приобретения этих ресурсов.

На основе норм затрат формируются плановые калькуляции, что, в свою очередь, позволяет планировать программу выпуска, отпускные цены, объем реализации, выручку и в, итоге, прибыль (пример планирования потребности в материальных ресурсах см. далее);

  • оперативного контроля и принятия управленческих решений.

В процессе производства по разным причинам могут появляться отклонения от нормального течения технологического процесса, а вместе с ними и отклонения в потреблении производственных ресурсов. Это требует, как правило, дополнительных затрат на изготовление. Оперативно устраняя причины нарушения норм производственного потребления, можно восстановить нормальное течение технологического процесса;

  • анализа.

Распределив отклонения по вызвавшим их причинам, виновникам, объектам учета, можно еще до окончания отчетного периода спрогнозировать результаты деятельности предприятия в целом и отдельных мест возникновения затрат в частности, разработать программу снижения затрат.

Составляем нормативные калькуляции

С одной стороны, формирование бюджета производственной себестоимости (в который входят и нормативные калькуляции) — необходимый промежуточный этап финансового планирования: без нормативных калькуляций невозможно создать бюджет прибылей и убытков. С другой стороны, при формировании бюджета производственной себестоимости также необходимо составить ряд промежуточных бюджетов, например, бюджет потребности в материальных ресурсах.

Так или иначе данные о нормативной себестоимости выпускаемых продуктов используются при планировании:

  • ассортимента продуктов;
  • программы сбыта;
  • потребностей в производственных ресурсах;
  • потребностей в финансовых ресурсах;
  • бюджета движения денежных средств;
  • финансового результата деятельности.

К сведению

Перечисленные плановые показатели в текущем периоде становятся инструментом контроля: при реализации бюджетов постоянно сопоставляются плановые и фактические показатели.

Для составления нормативных калькуляций необходимы:

  • нормативные карты с данными о нормах (текущих или плановых) потребления производственных ресурсов для изготовления единицы продукта;
  • базы данных по ценам на потребляемые производственные ресурсы;
  • четко прописанные алгоритмы (методики) расчета себестоимости, составления калькуляций.

Для использования нормативного метода необходимы следующие предпосылки:

1. Наличие норм потребления производственных факторов в разрезах:

  • сырье, основные материалы, полуфабрикаты — на деталь, изделие, по каждому месту их потребления;
  • нормы расхода рабочего времени (как в отношении оборудования, так и в отношении живого труда) — на отдельные технологические переходы, операции, части изделия и изделия в целом.

2. Оперативное выявление и оформление расходов, отклоняющихся от норм.

3. Системный учет изменений норм.

Основное требование к нормам — они должны отражать действительные потребности производства в потребляемых ресурсах при данном технологическом и организационном уровне.

Текущие нормы могут совпадать с плановыми, если в течение рассматриваемого периода времени не предполагается изменение норм потребления производственных ресурсов.

Чтобы на предприятии можно было использовать нормативный метод учета, необходимо в первую очередь разработать систему методологического обеспечения и создать необходимую организационную инфраструктуру, отвечающую за разработку и ревизию норм, за внесение в них изменений.

Разрабатываем нормы

Разрабатывают нормы в случаях:

  • запуска в производство нового продукта;
  • отсутствия норм для уже существующих продуктов.

При этом используют два основных подхода:

1. Разработка так называемых технически обоснованных норм.

Нормы потребления производственных ресурсов разрабатываются конструкторскими, производственно-техническими и другими подразделениями предприятия на основе отраслевых справочных изданий расчетным, экспертным или экспериментальным путем.

2. Разработка норм «от достигнутого».

В этом случае как таковой разработки нет — в качестве норм принимаются фактически сложившиеся на предприятии величины потребления производственных ресурсов.

Данный подход вполне справедливо критикуется за «техническую необоснованность» норм. Но, во-первых, наличие даже не вполне «технически обоснованных» норм лучше их отсутствия; во-вторых, сами «технически обоснованные» нормы можно так назвать достаточно условно: используемые для их разработки отраслевые справочные издания часто устаревшие, не отражают современный уровень развития технологии. Кроме того, справочники носят единый, универсальный характер и не учитывают производственные особенности конкретного предприятия.

С помощью расчетного и экспертного методов тоже сложно однозначно определить нормы. Чтобы получить достоверные показатели экспериментальным путем, необходимо достаточное количество данных наблюдений.

К сведению

Разработка норм «от достигнутого» допустима при условии, что данные нормы будут периодически пересматриваться.

Разрабатываемые нормы заносят в нормативные карты, которые составляются для каждого продукта. В нормативной (маршрутно-технологической) карте указывают нормы потребления производственных ресурсов на каждой технологической операции производственного процесса.

Ревизируем

Ревизия норм позволяет проверить:

  • насколько правильно нормы были изначально установлены;
  • насколько установленные нормы соответствуют текущему технологическому и организационному уровню производства на предприятии, например при использовании другого/нового оборудования.

Основные методы ревизии норм:

  • проверки. Оценивается правильность проведенных при разработке норм расчетов, устраняются механические ошибки, пересматриваются экспертные оценки и т. д. Применяется в случаях значительных и достаточно стабильных отклонений фактических показателей от разработанных норм;
  • статистические наблюдения и анализ отклонений фактических данных от принятых норм.

Изменяем

Различают плановое и внеплановое изменение норм.

Причины планового изменения норм:

  • проведение организационно-технических мероприятий (замена оборудования, переход на другой вид сырья, повышение квалификации персонала и т. д.);
  • несоответствие норм текущему организационному и технологическому уровню производства, выявленное в ходе ревизии.

Как правило, в процессе плановых изменений новые нормы устанавливаются на относительно длительный промежуток времени.

Внеплановое изменение норм может быть вызвано, например, отсутствием необходимого вида материалов и необходимостью замены его другим, необходимостью временного перехода на другой вид оборудования (когда оборудование, предусмотренное технологической картой, неработоспособно или не имеет свободных производственных мощностей), использованием работников другой профессии или квалификации.

Внеплановое изменение норм производится на определенный промежуток времени — пока не будут устранены причины изменений, подготовлены и предоставлены предусмотренные технологией материалы, оборудование, персонал.

Оформляем изменение нормы расхода

Любое изменение норм расхода материалов приводит к изменению себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому каждое изменение должно быть согласовано со службами, ответственными за расчет себестоимости, и оформлено Актом об изменении нормы расхода сырья и материалов .

В акте обязательно указывается, для каких изделий изменяются нормы.

В нашем случае изменения касаются трех изделий: А1, А2 и А3.

По изделию А1 происходит замена основного материала — металла толщиной 1,2 мм на металл толщиной 1,5 мм и увеличивается норма расхода материала на единицу изделия с 1,25 кг до 1,5625 кг. Корректировка норм расхода связана с улучшением потребительских свойств, вызванных изменением конструкции изделия.

Также по изделию А1 происходит замена упаковки: гофролист 1000×2000 меняют на гофрокороб № 1, норма расхода при этом тоже меняется.

По изделиям А2 и А3 происходит замена упаковки: гофролист 1000×2000 меняют на гофрокороб № 2, норма расхода в штуках не меняется.

100 единиц изделия А2 необходимо покрасить по просьбе покупателя в другой цвет.

Акт подписывает работник, который его составил; согласительные подписи ставят ответственные за проверку данных, указанных в акте (в рассмотренном случае — конструктор и технолог).

После согласования документ утверждается руководителем предприятия.

Собираем и систематизируем данные для планирования потребности в материальных и финансовых ресурсах

Наиболее удобная форма организации данных по учету норм расхода материалов в производстве — шахматная , или матричная (табл. 1).

В строках таблицы указывают наименования сырья и материалов, в столбцах — наименование продукции, на пересечении строк и столбцов — норму расхода.

Добавьте в форму столбец с ценой материалов и строку с производственной программой (планом производства) — и вы легко рассчитаете плановую потребность в сырье и материалах как в натуральных единицах, так и по стоимости.

В столбце 13 указывается потребность в материальном ресурсе в натуральных единицах, рассчитанная по формуле:

V i = К 1 Н i 1 + К 2 Н i 2 + ... + К m Н im , (1)

где V i — объем i -го материального ресурса в натуральных единицах;

К — количество планируемого к изготовлению изделия, шт.;

Н i — норма расхода i -го материального ресурса на изготовление j -го изделия;

m — количество изделий.

Стоимость необходимых материальных ресурсов (столбец 14) определяется следующим образом:

С i = Ц i × V i . (2)

где С i — стоимость i -го материального ресурса;

Ц i — цена i -го материального ресурса;

V i — объем i -го материального ресурса в натуральных единицах.

Формируем базу данных по ценам на ресурсы

Особого внимания требует цена материального ресурса. Основная задача — установить в качестве нормативной такую цену, которая, как ожидается, будет преобладать в течение предстоящего периода:

  • если на момент составления нормативной калькуляции соответствующие производственные ресурсы или уже приобретены (т. е. фактическая цена известна), или еще не приобретены, но подписаны договоры на приобретение (т. е. цена тоже известна), могут быть использованы фактические цены;
  • если комплектующие или материал приобретаются впервые, часто планируется цена, которая предположительно будет согласована в ходе переговоров. В таких случаях в качестве норматива можно пользоваться прогнозной ценой. Если цена, достигнутая в конечном итоге в ходе переговоров, существенно отличается от оценочной, соответственно изменяется нормативная цена;
  • если предприятие закупает материалы у нескольких поставщиков по разным ценам, удовлетворительным нормативом цены будет средневзвешенное значение цены;

Пример

Материалы поступают на предприятие от нескольких поставщиков по разным ценам.

Для установления норматива цены воспользуемся данными табл. 2.

Таблица 2

Исходные данные для расчетов

Средневзвешенная цена = 0,3 × 26 + 0,4 × 23 + 0,3 × 20 = 23 руб.

______________________

  • если цель — минимизировать стоимость ресурса, в качестве норматива следует использовать минимальную цену.

В нашем примере Ц min = 20 руб. Затраты на материалы, закупаемые по более высоким ценам, будут фиксироваться как отклонения.

Следует учитывать и возможность получить скидку при закупке определенных материалов крупными партиями. Но ориентироваться только на низкие цены при оптовой закупке материалов большими партиями нельзя.

Важно!

Нормативная цена должна базироваться на таком объеме закупок, который минимизирует суммарные удельные издержки, включающие стоимость хранения запасов, затраты на покупку и на подачу заказов.

Утверждаем методику расчета нормативных калькуляций

На предприятии должна быть утверждена методика составления нормативных калькуляций , в которой необходимо отразить:

1. Алгоритм расчета нормативных калькуляций, в том числе:

  • перечень статей в калькуляции, их наполнение и порядок расчета, необходимые данные;
  • состав накладных затрат и способ их распределения по единицам продукции.

2. Организационные вопросы (с указанием сроков):

  • периодичность перерасчета нормативных калькуляций (например, 1 раз в квартал);
  • ответственное подразделение за составление нормативных калькуляций;
  • подразделения, предоставляющие информацию для составления калькуляций;
  • порядок передачи нормативных калькуляций другим подразделениям.

Выводы

1. Для планирования потребности в материальных ресурсах наиболее удобна матричная форма организации данных по нормам расхода материальных ресурсов.

2. Одним из необходимых элементов корректной работы предприятия является нормирование расхода материалов и учет изменения норм.

3. При расчете потребности в финансовых ресурсах на производственную программу особое внимание следует обратить на нормативную цену приобретаемого ресурса.

4. На предприятии должен быть разработан алгоритм (методика) расчета нормативных калькуляций.

.

«Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (№Р3112194-0366-03)» утверждены Минтрансом Российской Федерации 29 апреля 2003 года. Указанные нормы введены в действие с 1 июля 2003 года и будут действовать до 1 января 2008 года.

Данные нормы содержат значения базовых показателей:

ü норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава общего назначения;

ü норм расхода топлива на работу специальных автомобилей;

ü порядок применения норм и методы расчета нормируемого расхода топлива при эксплуатации;

ü справочные нормативы по расходу смазочных материалов;

ü значения зимних надбавок;

ü другие данные.

Данный документ предназначен для автотранспортных предприятий и организаций (независимо от форм собственности), предпринимателей и других лиц, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации. Также данные нормы могут использоваться в качестве основы для расчета ведомственных норм при эксплуатации специальных и технологических автомобилей.

Для чего предназначены нормы? Документом установлено, что нормы расхода топлива (смазочных материалов) на автомобильном транспорте предназначены для:

ü расчетов нормируемого значения расхода топлива;

ü ведения статистической и оперативной отчетности;

ü определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ;

ü планирования потребности организаций в обеспечении нефтепродуктами;

ü осуществления расчетов по налогообложению хозяйствующих субъектов;

ü осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов;

ü проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и так далее.

Существующие Положения по бухгалтерскому учету не содержат требования о нормировании расходов на ГСМ организациями. Исключение составляют организации автомобильного транспорта, которые в своей деятельности должны руководствоваться отраслевой инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной Приказом Минтранса Российской Федерации от 24 июня 2003 года №153 «Об утверждении инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» (далее Инструкция №153).

Инструкция №153 устанавливает, что в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности некоторые расходы включаются только в пределах установленных норм и лимитов. В частности, в пределах норм, утвержденных Минтрансом России, учитываются расходы на топливо, что должно быть отражено в приказе по учетной политике.

Сверхнормативные расходы в соответствии с пунктом 97 Инструкции №153 включаются в состав внереализационных расходов.

Обратите внимание!

Требование Инструкции №153 учитывать расходы на топливо в составе затрат по обычным видам деятельности только в пределах норм противоречит ПБУ 10/99. Пункт 6 ПБУ 10/99 устанавливает, что расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности. Следовательно, в бухгалтерском учете расходы по обычным видам деятельности должны приниматься в сумме фактических затрат.

При нормировании расхода топлива различают базовое значение расхода топлива и расчетное нормативное значение, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. Базовое значение расхода топлива определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

· базовая норма в литрах на 100 км пробега автотранспортного средства в снаряженном состоянии (зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов, категории, типа и назначения автомобиля, от вида используемого топлива, учитывает снаряженное состояние автомобиля, типизированный маршрут и режим движения в эксплуатации);

· транспортная норма в литрах (включает базовую норму и зависит от грузоподъемности или нормируемой загрузки, или от конкретной массы перевозимого груза, с учетом условий эксплуатации автотранспортного средства):

ü на 100 км пробега транспортной работы;

ü на 100 тонно-километров транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом.

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, устанавливаемых в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы расхода топлива.

ГСМ, израсходованные в процессе осуществления хозяйственной деятельности, в целях налогообложения прибыли включаются в расходы в соответствии с правилами главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Если автомобили используются в основной деятельности организации, то расходы на приобретение ГСМ, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ, должны быть отнесены к материальным расходам. Если же автомобили используются в управленческой деятельности, то расходы на приобретение ГСМ для таких служебных автомобилей, согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

Необходимо обратить внимание на то, что НК РФ не предусмотрено нормирование расходов на ГСМ в целях налогообложения прибыли. Из пункта 1 статьи 252 НК РФ следует, что расходами налогоплательщика признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что данные затраты произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Для обоснования расходов на приобретение ГСМ следует руководствоваться нормами, содержащимися в технической документации к транспортному средству, а также «Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (№Р3112194-0366-03)», утвержденные Минтрансом Российской Федерации. Этими нормами следует руководствоваться еще и для того, чтобы расходы организации на ГСМ не превышали затрат, рассчитанных с применением Норм и при налоговой проверке не пришлось доказывать экономическую обоснованность расходов.

Под экономически оправданными понимаются затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.

Затраты организации по содержанию арендованных транспортных средств также учитываются в целях налогообложения прибыли, если договором аренды предусмотрено, что расходы несет арендатор. В Письме Минфина Российской Федерации от 28 декабря 2005 года №03-03-04/1/463 сказано, в частности, что затраты организации, произведенные по договору аренды транспортного средства, заключенному с физическим лицом, в том числе затраты на приобретение ГСМ для обеспечения работы данного автомобиля исходя из фактического пробега автомобиля (с учетом фактического расхода ГСМ и производственных целях и стоимости его приобретения) могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при условии их соответствия критериям, изложенным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

Нередко организации задают вопрос о том, достаточно ли чеков автозаправочных станций для того, чтобы признать расходы на ГСМ в целях исчисления налога на прибыль. Чек, выдаваемый водителю на АЗС, подтверждает оплату и получение ГСМ. Но использование ГСМ должно быть подтверждено документально. Первичным документом, подтверждающим расходование ГСМ на производственные или управленческие нужды, является . Унифицированные формы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28 ноября 1997 года №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». На основании данных, содержащихся в путевом листе, определяется фактический расход топлива по каждому конкретному автомобилю.

Выше мы отметили, что расходы должны быть экономически обоснованными, поэтому можно рекомендовать организациям в целях налогового учета установить нормы расхода ГСМ. Можно это сделать самостоятельно на основании данных, содержащихся в технических паспортах на автомобили, а можно ориентироваться на Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03), утвержденные Минтрансом Российской Федерации.

Таким образом, если расходы налогоплательщика не будут экономически обоснованы и подтверждены документально, то согласно пункту 49 статьи 270 НК РФ данные расходы не будут учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль как не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

Необходимо также отметить, что в отношении организации налогового учета расходов на содержание служебного автотранспорта, принимаемых для целей налогообложения прибыли, глава 25 НК РФ не предусматривает особенности оформления и формирования первичных документов. В письме Минфина Российской Федерации от 11 января 2006 года №03-03-04/2/1 отмечено, что в целях налогообложения в качестве первичных документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией служебного автотранспорта, служат первичные документы, используемые в бухгалтерском учете для учета указанных затрат. Такими документами являются, в частности, путевые листы, талоны на ГСМ, кассовые чеки, и иные документы.

Многие организации, имеющие парк автотранспортных средств, оказывают своим работникам услуги по доставке на работу и обратно. В пункте 26 статьи 270 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортном общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, при этом исключение составляют:

ü суммы, подлежащие включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства;

ü случаи, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Из Письма Минфина Российской Федерации от 24 августа 2004 года №03-03-01-04/1/16 следует, что расходы на доставку работников к месту работы и обратно ведомственным транспортом, предусмотренные коллективным договором, включаются в состав расходов на оплату труда в соответствии со статьей 255 НК РФ. В данной статье сказано, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются, в частности, любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Таким образом, расходы на содержание ведомственного транспорта, доставляющего работников к месту работы и обратно, в том числе расходы на ГСМ, включаются в состав расходов, учитываемых в целях исчисления налога на прибыль.

Мнение о правомерности включения в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, затрат по перевозке рабочих к месту работы и обратно высказано и в Письме Минфина Российской Федерации от 14 декабря 2005 года №03-03-04/1/426 (ответ на частный запрос налогоплательщика). В названном письме сказано, что если доставка работников к месту работы возможна только ведомственным транспортом по причине отсутствия городских маршрутов, и такая доставка предусмотрена коллективным договором, то расходы по перевозке работников к месту работы и обратно организация вправе учесть для целей налогообложения прибыли в том объеме, в котором это предусмотрено коллективным договором.

Более подробно с вопросами, касающимися ведения учета горюче-смазочных материалов, способами поступления горюче-смазочных материалов, методами формирования фактической стоимости, приобретением и списанием горюче-смазочных материалов в производство, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Судебный порядок рассмотрения трудовых дел. Правовое регулирование. Практика. Документы»

При беседе с Заказчиком нам часто приходится обсуждать вопрос обоснованности , рассчитанных нашей организацией. В этой статье мы расскажем об обоснованности рассчитанных нами норм. Мы прекрасно пониманием организации, которых интересуют для обоснованного списания. Получив наши расчеты и работая по ним, организация должна быть уверена, что при надзорной проверке, вопросов по базовым, транспортным и эксплуатационным нормам быть не должно. Здесь сразу хотим отметить, что получить обоснованно рассчитанные нормы от нас это еще полдела. Самое главное правильно ими пользоваться. Потому что всегда есть риск того, что ваш специалист может посчитать неправильно километраж или неправильно применить транспортную работу. Поэтому ответственность за предоставленный Клиенту обоснованный расчет несет наша организация, а за их правильное и корректное применение это уже работа ваших специалистов.

ВОПРОС ПО НОРМАМ РАСХОДА ТОПЛИВА НА АВТОМОБИЛИ

К нам на электронную почту пришло письмо с очень актуальным вопросом от Смирнова Р.А. Мы выкладываем его как есть, цитируем:
Вопрос:

…В письме Минфина РФ от 10.06.11 N 03-03-06/4/67 как и в распоряжении Минтранса есть следующие слова: «… нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике…»
На что бы хотелось обратить внимание, словосочетание «… научными организациями…» Вы же пишите «… специализированные организации…». Думаю, что научные и специализированные, это абсолютно разные организации. Отсюда вопрос: не возникнет ли у меня и у моей организации вопросов со стороны налоговой, если при проверке они интерпретируют данные словосочетания как им нужно?

С уважением, Смирнов Р.А., тел. 8-960-**-**-44

Отвечаем. Есть официальный ответ Министерства Транспорта Российской Федерации (Минтранс России) №0304-10/2164 от 07 мая 2015 года.

Уважаемый Константин Валентинович! (прим. Это я)

Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минранса России по вопросу необходимости применения методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенными в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р (далее — Методические рекомендации) сообщает о рекомендательном характере данных Методических рекомендаций.
Таким образом, выбор организации осуществляющей расчет базовых норм расхода топлива остается на усмотрение индивидуального предпринимателя или юридического лица .
Вместе с тем, согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 03 июня 2013 года, №03-03-06/1/20097 расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. При определении обоснованности производственных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации.
Таким образом, признание базовой нормы в качестве обоснованной, остается на усмотрение налогового органа.

Подробнее на эту тему можно прочитать в моей отдельной теме .
Теперь, что касается письма Минфина. В этом письме и распоряжении Минтранса речь идет именно о научных организациях, которые имеют собственную специальную программу-методику, отличную от методики НИИАТ, согласно которой рассчитываются и базовые, и транспортные, и эксплуатационные нормы либо другие нормы, которые захочет разработать научная организация.
Наша организация использует уже готовые методики НИИАТ для расчета всех норм расхода топлива на автомобили , для этого не надо быть научной организацией, мы ничего не изобретаем. Для того чтобы рассчитать транспортную или эксплуатационную норму мы используем доступные всем формулы из документа АМ-23р. Расчет может сделать любой бухгалтер, механик или диспетчер. Так же как для того, чтобы рассчитать базовые нормы по методике НИИАТ не нужно быть научной организацией, достаточно быть специализированной организацией, имеющей лицензионное соглашение на право использования специальной программы-методики, а также иметь компетенции: соответствующее образование, навык и опыт.
Кстати есть другое интересное письмо Минфина. О нем вы можете прочитать .
ИТОГ:

  • Что такое «научная» и что такое «специализированная» мы разобрались: научная изобретает собственную методику, специализированная использует разработанную, доступную и утвержденную методику. И разобрались в главном: заказывать можно, согласно Минтранса, не только в научную организацию.

БАЗОВЫЕ НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА НА АВТОМОБИЛИ

Т еперь что касается разработки базовых норм. У НИИАТ есть собственная методика по разработке базовых норм расхода топлива на автомобили . Это утвержденный Минтрансом документ, в основе которого лежит специальная программа-методика МВК, патентообладателем которой является не НИИАТ, а физическое лицо (научный сотрудник). И когда мы видим, что базовой нормы расхода топлива на автомобиль в АМ 23 Р нет, то именно с помощью этой методики наша организация или НИИАТ рассчитывает базовые нормы. Ни НИИАТ, ни наша организация никуда не выезжает делать замеры для определения базовых норм, это делается не экспериментальным методом, а расчетным, с помощью вычислений. Также обращаем ваше внимание, что базовая норма рассчитанная по этой методике это не эталон, а всего лишь средневзвешенный результат между дорожными испытаниями по городскому маршруту и «трассе». И базовая норма может быть разная на один и тот же автомобиль только потому, что дорожные испытания могут проводиться по разнонагруженным маршрутам. НИИАТ не знает размер шин вашего автомобиля, так же как не знает снаряженную массу вашего автомобиля. Базовая норма от НИИАТ в рекомендациях АМ 23 Р, это всего лишь «средняя температура по больнице».
ИТОГ:
  • Базовая норма расхода топлива, так же как поправочные коэффициенты (повышающие и понижающие) это инструмент в ваших руках с помощью которого вы можете обосновать фактический расход топлива на автомобиль .

НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА НА АВТОМОБИЛИ ОТ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

А теперь самое интересное. Для надзорных органов списание топлива должно быть обоснованным!!! На сегодняшний день все поставлено с «ног на голову»: вместо того, чтобы обосновать фактический расход топлива с помощью методик (то есть работаем с методиками для того чтобы обосновать фактический расход), надзорные органы (и все организации к этому привыкли), требуют фактический расход топлива укладывать в базовые нормы (то есть работаем с фактическим расходом так чтобы уложиться в базовые нормы). И никто не задается вопросом: а почему организации должны мучиться? И надзорные органы не задаются вопросом: а почему все берут максимальные поправочные коэффициенты из АМ 23 Р? Ответ простой — методики и нормы расхода топлива на автомобили должны работать на вас, а не наоборот.
Что касается норм от изготовителя, сообщаем вам, что это тоже результат дорожных испытаний. Только по европейским методикам. Городской цикл, загородный цикл, смешанный цикл — эти цифры нельзя назвать нормами, так как не призваны для списания ваших фактических затрат. Они лишь показывают расход при определенных условиях. Вопрос: может ли автомобиль столько потреблять? Ответ: да, может при определенных условиях. Вопрос: можно ли эти цифры утвердить Приказом по организации в качестве норм для обоснованного списания. Ответ: да, можно. Только вы опять пойдете по ложному пути, вы будете работать на показатели, которых не так просто добиться в российских условиях. А в некоторых случаях вообще не возможно.
ИТОГ:
  • Расход в разных циклах от изготовителя — это расход при условиях определенных европейскими методиками. Да, автомобиль может столько потреблять, но никто не вправе заставить вас укладываться в эти показатели. Эти показатели можно утвердить для обоснованного списания как нормы расхода топлива на автомобили, если расход вашего автомобиля соответствует по факту. Это ваше право. А не обязанность. Если вам нужно обосновать фактический расход на ваши автомобили, обращайтесь к нам. Нам доверяют. Ваши проблемы — наше решение.

© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин