17.01.2024

Взаимоотношения работника и работодателя в процессе обучения. Профессиональная переподготовка - это что? Программы профессиональной переподготовки 1 профессиональная подготовка профессиональное обучение


Казалось бы, похожие названия, смысл слов очень близок, но с юридической стороны есть свои нюансы. И бывают ситуации, когда это важно – разобраться, в чем же состоят отличия среднего профессионального образования, направленного на получение рабочей специальности или должности служащего, от профессионального обучения, при котором учащийся, ранее не имевший специальности, проходит подготовку по рабочей профессии или какой-либо должности служащего.

Статья 68 Закона об образовании дает определение понятию «среднее профессиональное образование». Так называют начальную ступень профессионального образования, направленного на подготовку:

  • квалифицированного рабочего или служащего;
  • специалиста среднего звена.

По результату профессионального обучения, согласно статье 73 Закона об образовании, учащийся получает необходимые для работы компетенции, но уровень его базового, исходного образования при этом не меняется.

Учебный процесс осуществляется по программам профессионального обучения, подготовленным соответственно квалификационным требованиям (профессиональным стандартам). На сегодняшний день в нашей стране действуют свыше 180 профессиональных стандартов, утвержденных приказами Минтруда Российской Федерации.

Разница двух видов обучения отражается также в том, как называют учащихся. Согласно статье 33 Закона об образовании, граждане, проходящие подготовку по программе среднего профобразования, являются студентами. Граждан, которые осваивают программу профессионального обучения, называют слушателями.

По статье 60, студенты, окончившие обучение по программе среднего профобразования, получают диплом, подтверждающий получение среднего профессионального образования.

Лица, освоившие программу профессионального обучения, получают свидетельство о рабочей профессии или должности служащего и документ о квалификации, подтверждающий присвоение учащемуся категории или разряда.

Указанная в документе квалификация дает слушателю право вести определенную профессиональную деятельность либо осуществлять конкретные виды работ, относительно которых законодательно утверждены обязательные требования.

Та или иная квалификация может быть присвоена по результату профессионального обучения либо дополнительного профобразования.

Таким образом, можно сделать вывод: юридически профессиональное обучение имеет больше общего с дополнительным профессиональным образованием, потому что не ведет к повышению образовательного ценза.

Профессиональное обучение может осуществляться по следующим программам:

– программа профессиональной подготовки по рабочим специальностям, должностям служащих;

– программа переподготовки служащих и рабочих;

– программа повышения квалификации служащих и рабочих.

На сегодняшний день пройти профессиональное обучение можно только по тем рабочим профессиям, которые перечислены в приказе Минобрнауки России от 02.07.2013.

Итак, среднее профессиональное образование представляет собой уровень профобразования, а профессиональное обучение – это отдельный вид образования, который не имеет отношения к системе среднего профессионального образования.

В чем заключаются различия между такими понятиями, как "профессиональная подготовка", "профессиональная переподготовка", "повышение квалификации", "обучение вторым профессиям"? На первый взгляд все эти понятия идентичны, так как все они относятся к системе дополнительного профессионального образования. Однако в нормативных документах и некоторым образом на практике эти категории отличают. Автор статьи постарался раскрыть понятия схожих терминов и их практические различия.

Виды профессионального обучения

Исходя из анализа нормативных документов, можно выделить следующие виды профессионального обучения:
1) профессиональная подготовка;
2) профессиональная переподготовка;
3) повышение квалификации;
4) обучение вторым профессиям.

Согласно положениям ст. 21 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (ред. от 24.04.2008, далее - Закон об образовании) понятие профессиональной подготовки раскрывается через подробное описание ее целей. Итак, целью профессиональной подготовки является ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Важно обратить внимание на фактор, отличающий профессиональную подготовку от иных видов: профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Она может быть получена в образовательных учреждениях, в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии. Кроме того, можно воспользоваться услугами специалистов, обладающих соответствующей квалификацией, в порядке индивидуальной подготовки. Работник может самостоятельно получить профессиональную подготовку в указанных выше учреждениях и подразделениях, а также его может направить и работодатель, причем как уже работающего сотрудника, так и потенциального работника, ищущего работу у данного работодателя. Кроме того, профессиональная подготовка может быть получена работником и лицом, ищущим работу, непосредственно у конкретного работодателя (будущего работодателя).
Приказом Минобразования России от 06.09.2000 N 2571 "Об утверждении положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов" было утверждено соответствующее положение, в п. 1 которого дано определение профессиональной переподготовки.

Профессиональная переподготовка является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования. Она проводится с учетом профиля полученного образования работника, направляемого на переподготовку. Может осуществляться образовательными учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Для профессиональной переподготовки разрабатываются дополнительные профессиональные образовательные программы.

Существует два типа программ:
1) программы, которые обеспечивают совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности;
2) программы, существующие для получения дополнительной квалификации.

Согласно п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (ред. от 31.03.2003) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" (далее - Типовое положение об образовательном учреждении), целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности. А также учитываются требования международных стандартов.

В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности.

Профессиональная переподготовка специалистов проводится на базе высшего и среднего профессионального образования.

Согласно п. 28 вышеуказанного Типового положения нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности должен составлять свыше 500 часов аудиторных занятий.

По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере.

Рассмотрим следующий вид профессионального обучения - повышение квалификации. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации, в свою очередь, подразделяется на следующие виды обучения:
- краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
- длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности;
- тематическое, включая проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения.

Лицам, успешно завершившим курс повышения квалификации, могут выдаваться следующие документы государственного образца:
1) в случае прохождения краткосрочного или тематического обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов выдается удостоверение о повышении квалификации;
2) в случае прохождения обучения по программе в объеме свыше 100 часов выдается свидетельство о повышении квалификации.

Последним видом предложенной классификации является обучение вторым профессиям. Надо обратить внимание на то, что данное понятие применяется к работникам рабочих профессий. Его определение содержится в п. 14 Типового положения о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР, Секретариата ВЦСПС от 15.06.1988 N 369/92-14-147/20/18-22 (далее - Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов), которое применяется в части, не противоречащей ТК РФ. Обучение рабочих вторым (смежным) профессиям - это обучение лиц, уже имеющих профессию, с целью получения новой профессии с начальным либо более высоким уровнем квалификации. Обучение рабочих вторым (смежным) профессиям организуется для расширения их профессионального профиля, подготовки к работе в условиях применения прогрессивных форм организации и оплаты труда, а также по совмещаемым профессиям.

Типовое положение об образовательном учреждении выделяет как отдельный вид дополнительного профессионального образования стажировку.

В общих положениях разд. IX ТК РФ, посвященного профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников, не упоминается понятие стажировки, широко распространенной на практике. Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов. Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем предприятия (объединения), организации или учреждения, где она проводится (п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, п. п. 11, 12 Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов).

Ответственность работника за отказ от обучения

Возможно ли применить к работнику, например, дисциплинарное взыскание, если он отказывается от прохождения курсов повышения квалификации? Довольно частый вопрос, задаваемый прогрессивными руководителями, активно развивающими направление обучения.

В соответствии со ст. 192 ТК РФ применение работодателем к работнику дисциплинарного взыскания возможно лишь при совершении работником дисциплинарного проступка. Под дисциплинарным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, то есть обязанностей, вытекающих из конкретного трудового правоотношения. Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников у данного работодателя входят в систему отношений трудового права, являются непосредственно связанными с трудовым правоотношением, однако представляют собой отдельные правоотношения. Работодатель должен надлежащим образом оформить соглашение с работником о прохождении обучения. И даже в этом случае неисполнение обязанностей в рамках отношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации все-таки нельзя отнести к дисциплинарному проступку, так как в данном случае обучение не может выступать как трудовая обязанность, а лишь как вспомогательный фактор для выполнения работником возложенных на него трудовых обязанностей.

Существуют отдельные категорий работников, для которых повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы в силу закона и иных нормативных правовых актов. Например, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утв. Верховным Советом РФ от 22.07.1993 N 5487-1 (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ), а также ряд других нормативных актов, таких как Постановление Правительства РФ от 06.07.2006 N 416 "Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности", Приказ Минздравсоцразвития России от 06.06.2008 N 263н "Об утверждении методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий РФ по лицензированию фармацевтической деятельности", говорят о том, что медицинские и фармацевтические работники могут осуществлять свою профессиональную деятельность при наличии сертификата специалиста, который выдается сроком до пяти лет. Для получения такого сертификата медицинским и фармацевтическим работникам необходимо иметь послевузовское профессиональное образование в аспирантуре, ординатуре, или дополнительное образование (повышение квалификации, специализация), или пройти проверочное испытание, проводимое комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.

Однако и здесь прямая зависимость между отказом работника от прохождения дополнительного обучения и дисциплинарной ответственностью не прослеживается. Без подтверждения своей квалификации специальным сертификатом данные категории работников просто не могут быть допущены к определенным видам работ или смогут занимать должности, только стоящие ниже должностей, на которые претендует работник, но не может документально подтвердить соответствующую квалификацию. А в ходе выполнения своих обязанностей он несет ответственность по общим правилам в соответствии с положениями действующего законодательства.

Право или обязанность?

Статья 197 ТК РФ закрепляет за работником право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Но может ли работник требовать от работодателя направления его на курсы повышения квалификации или курсы профессиональной переподготовки? Содержание статьи не позволяет определенно ответить на вопрос, является ли данное работнику право правом требовать от работодателя предоставления предусмотренных видов профессионального обучения либо потенциальной возможностью пройти профессиональное обучение.
Представляется, что рассмотрение указанного права в качестве потенциальной возможности, а не притязания более логично и оправданно. Во-первых, в соответствии со ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд работодатель определяет самостоятельно, исходя из своих потребностей и возможностей (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами). Во-вторых, право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям, реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем (ч. 2 ст. 197 ТК РФ). Договор - это соглашение обеих сторон. Если отсутствует согласие одной из сторон (работодателя), невозможно заключить договор, а следовательно, реализовать предоставленное работнику право.
Соответственно, работник может обратиться с просьбой к работодателю направить его на курсы повышения квалификации или курсы профессиональной переподготовки, но работодатель вправе ему в этом отказать.

Учреждения, проводящие обучение сотрудников

Может ли коммерческая организация проводить курсы повышения квалификации или данный вид деятельности может осуществлять только государственное учреждение?

Образовательное учреждение повышения квалификации имеет статус юридического лица. Юридические лица делятся на две группы: коммерческие и некоммерческие организации. Согласно ст. 50 ГК РФ коммерческими организациями признаются те организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия). Некоммерческие организации - это организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), учреждения, благотворительные и иные фонды т.д.).

Согласно п. 1 ст. 11.1 Закона об образовании "государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций". Следовательно, образовательную деятельность по повышению квалификации, подготовке или переподготовке кадров вправе осуществлять юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, а также это могут быть и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

В Российской Федерации существует несколько форм собственности: государственная, муниципальная, частная. Учреждение как некоммерческая организация может находиться в государственной, муниципальной или частной собственности. В соответствии с п. 3 Типового положения об образовательном учреждении образовательное учреждение повышения квалификации может быть государственным, муниципальным и негосударственным (созданным коммерческими или общественными организациями, частными лицами). Допускается совместное учредительство образовательного учреждения повышения квалификации.

Образовательное учреждение повышения квалификации осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Законом об образовании, федеральными законами и нормативными правовыми актами, типовым положением, уставом. Право на образовательную деятельность возникает у образовательного учреждения повышения квалификации с момента выдачи ему соответствующей лицензии.

Согласно п. 8 Типового положения об образовательном учреждении выделяют следующие виды образовательных учреждений повышения квалификации:
1) академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования) - ведущие научные и учебно-методические центры дополнительного профессионального образования преимущественно в одной области знаний, осуществляющие обучение кадров высшей квалификации, проводящие фундаментальные и прикладные научные исследования и оказывающие необходимую консультационную, научно-методическую и информационно-аналитическую помощь другим образовательным учреждениям повышения квалификации;
2) отраслевые, межотраслевые, региональные институты повышения квалификации (усовершенствования) - образовательные учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов отрасли (ряда отраслей) или региона, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей предприятий (объединений), организаций и учреждений в повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов, проведение научных исследований, оказание консультационной и методической помощи;
3) курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости - образовательные учреждения повышения квалификации, в которых специалисты, безработные граждане, незанятое население и высвобождаемые работники предприятий (объединений), организаций и учреждений проходят обучение в целях получения новых знаний и практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности.

Гарантии и компенсации обучающимся работникам

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации могут проводиться:
- с отрывом от работы;
- без отрыва от работы;
- с частичным отрывом от работы;
- по индивидуальным формам обучения.

Статья 187 ТК РФ гарантирует работнику, направленному работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы, сохранение места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы. Если работник направляется в другую местность, то работодатель производит оплату командировочных расходов в порядке и размерах, предусмотренных для лиц, направляемых в служебные командировки. Строго формально данная статья Трудового кодекса распространяется лишь на случаи направления работника для повышения квалификации и не охватывает случаи направления работника для профессиональной переподготовки.

Согласно п. 26 Типового положения об образовательном учреждении за слушателями образовательных учреждений повышения квалификации на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленным для командировок на территории Российской Федерации нормам.

Оплата проезда слушателей к месту учебы и обратно, а также выплата суточных за время их нахождения в пути осуществляются за счет средств федеральных органов исполнительной власти, предприятий (объединений), учреждений и организаций по месту основной работы слушателей.

На время обучения слушатели обеспечиваются общежитием с оплатой расходов за счет направляющей стороны.

Образовательные учреждения повышения квалификации реализуют помимо такого вида дополнительного профессионального образования, как повышение квалификации, стажировку и профессиональную переподготовку. Соответственно, гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом РФ и Типовым положением об образовательном учреждении, должны распространяться не только на работников, направляемых работодателем для повышения квалификации, но и для стажировки, профессиональной переподготовки.

Кроме того, ст. 177 ТК РФ предоставляет возможность получения работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня и направленным на обучение работодателем, в соответствии с трудовым договором или соглашением об обучении, заключенным между работником и работодателем в письменной форме, гарантий и компенсаций, предусмотренных работникам, совмещающим работу с обучением согласно ст. ст. 173 - 176 ТК РФ.

Лицо, ищущее работу, и работники, заключившие ученические договоры, становятся учениками. На учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда (ст. 205 ТК РФ).

Обязанность работника по возмещению расходов на обучение

Вопрос о возмещении расходов на прохождение работником профессионального обучения, переподготовки, стажировки, повышения квалификации, обучения вторым профессиям в случае увольнения работника для работодателя является подчас одним из самых важных.

В соответствии с ч. 2 ст. 207 ТК РФ в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по ученическому договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.

Согласно ст. 249 ТК РФ в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением сторон.

Для реализации положений данных статей необходимо, во-первых, чтобы в трудовом договоре либо соглашении об обучении был определен срок, в течение которого работник обязуется выполнять свою трудовую функцию у данного работодателя после прохождения им обучения.

Во-вторых, в трудовом договоре или соглашении об обучении важно определить перечень уважительных и неуважительных причин увольнения работника, так как в нормативных правовых актах такой перечень отсутствует.

Перечень уважительных причин увольнения может быть следующим:
- причины, влияющие на степень трудоспособности работника и его невозможности выполнять взятые на себя обязательства по трудовому договору (инвалидность, невозможность по медицинским показателям выполнять работу, т.п.);
- причины, послужившие основанием для увольнения работника по инициативе работодателя при отсутствии виновных деяний со стороны работника (ликвидация организации, сокращение численности или штата работников, т.п.);
- причины (основания) прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

К неуважительным причинам увольнения можно отнести:
- увольнение работника по собственному желанию при отсутствии перечисленных выше обстоятельств медицинского характера, препятствующих продолжению выполнения работы работником;
- увольнение работника по инициативе работодателя в связи с виновными деяниями работника в порядке привлечения его к дисциплинарной ответственности согласно ст. ст. 81, 192, 193 ТК РФ.

К расходам, возмещаемым работником работодателю, относятся:
- расходы по выплате за время обучения стипендии;
- оплаты труда лиц, осуществлявших профессиональное обучение работника;
- расходы на организацию и проведение квалификационного экзамена;
- иные расходы, связанные с обучением, в соответствии с документами, подтверждающими такие расходы.

По общему правилу при соблюдении перечисленных условий работник обязан возместить работодателю понесенные последним расходы на профессиональное обучение работника. Однако стороны могут в трудовом договоре или соглашении об обучении предусмотреть иное.



Профессиональная подготовка - это совокупность специальных знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу в определенной области деятельности. Систему профессиональной подготовки кадров в России можно представить в виде следующей таблицы:

Данная система обеспечивает профессиональный рост кадров, создаст перспективу этого роста. Кратко остановимся на каждом из элементов системы.

Первоначальная профессиональная подготовка - это процесс обучения и воспитания, результатом которого становится осознанное профессиональное самоопределение. Осуществляется в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях. УК по следующим направлениям:

  • формирование профнамерения;
  • овладение первоначальными профессиональными знаниями и умениями;
  • формирование профессионально важных личностных качеств.

Эта подготовка производится по несложным профессиям при наличии соответствующей материально-технической базы и кадров.

По желанию учащихся и их родителей выпускники средней школы могут сдать квалификационные экзамены и получить соответствующее удостоверение о присвоении той или иной специальности.

Начальная профессиональная подготовка дается на производстве и в профессиональных училищах (НУ). Подготовка на производстве осуществляется по профессиям и специальностям, отсутствующим в учебных планах училищ или потребность в которых не покрывается полностью их выпускниками. Сроки такой подготовки, как правило, не превышают 6 месяцев. После сдачи квалификационных экзаменов обучающиеся на производстве получают соответствующее удостоверение. Профессиональным училищем является образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы начального профессионального образования. В настоящее время открываются высшие профессиональные училища, лицеи. Срок обучения в ПУ на базе неполного среднего образования 3 года, на базе среднего образования - 1 год. Процесс обучения включает в себя теоретическое, производственное обучение и практику. Теоретическое обучение ведется в специализированных кабинетах, производственное обучение - в мастерских или непосредственно на производстве. Обучение осуществляют преподаватели и мастера производственного обучения. Выпускникам ПУ выдается диплом о присвоении профессии и получении полного среднего образования. Обучающимся на базе 11 классов выдается аттестат о присвоении определенной специальности.

Специалистов средней квалификации для различных отраслей экономики готовят средние специальные учебные заведения - техникумы, колледжи, училища, школы. Средним специальным учебным заведением является образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы среднего профессионального образования. В средних специальных учебных заведениях готовят кадры почти по 500 специальностям. В них принимают выпускников IX и XI классов, успешно сдавших вступительные экзамены. При хорошей успеваемости учащимся выплачивается стипендия. Срок обучения 2,5-5 лет в зависимости от сложности специальности и оттого, после окончания какого класса человек поступил учиться. Средние специальные учебные заведения имеют дневную, вечернюю и заочную формы обучения. Выпускники получают дипломы специалиста средней квалификации.

Специалистов с высшим образованием готовят высшие учебные заведения - вузы (университеты, академии, институты). Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, действующее на основании законодательства РФ. имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. В вузы принимаются лица, имеющие полное среднее образования, успешно сдавшие вступительные экзамены и прошедшие по конкурсу. Гражданам РФ гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования, если это образование получается впервые. Получение второго высшего образования и обучение в группах, которые формируются сверх установленного плана приема в вуз, осуществляется на платной основе. В РФ установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

  • бакалавр (срок обучения не менее 4 лет, выдается диплом бакалавра);
  • специалист с высшим образованием (срок обучения не менее 5 лет, выдается диплом о высшем профессиональном образовании);
  • магистр (срок обучения не менее 6 лет, выдается диплом магистра).

Послевузовское профессиональное образование осуществляется в аспирантурах, ординатурах, адъюнктурах и докторантурах. Освоение программ высшего профессионального образования может проходить в различных формах обучения: очной, заочной, вечерней, в форме экстерната. Лицам, которые не закончили вуз, выдают справку о незаконченном высшем образовании. Обучение в профессиональных учебных заведениях осуществляется на основе государственных образовательных стандартов, которые состоят из федеральных и национально-региональных компонентов.

Профессиональная подготовка, профессиональные училища, средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения.

Практическая работа.

  1. Пользуясь справочниками для поступающих в профессиональные учебные заведения, ознакомьтесь с ГТУ, средними специальными учебными заведениями и вузами, расположенными в вашем регионе.
  2. Представьте свой путь приобретения профессии и профессионального развития.
  1. Дайте общую характеристику уровням профессиональной подготовки в РФ.
  2. Что такое первоначальная профессиональная подготовка школьников и где она осуществляется?
  3. Где можно получить начальную профессиональную подготовку?
  4. Раскройте систему высшего и послевузовского образования.

общий термин, обозначающий различные виды обучения, сориентированные на формирование и обогащение установок, знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения идеологических задач в сфере оплачиваемой трудовой деятельности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

процесс овладения знаниями, навыками и умениями, позволяющими выполнять работу в определенной области деятельности. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ, и не подразумевает повышение образовательного уровня обучающегося. В зависимости от квалификации различают четыре основных уровня профессиональной подготовки, требующих соответствующего профессионального образования: высшего, среднего, начального профессионального и элементарного (подготовка работников низшей квалификации на курсах, путем бригадно-индивидуального обучения на производстве и др.). Государство в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки в образовательных учреждениях разного уровня.

МВД РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Челябинский юридический институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Факультет заочного обучения

УВД по городу Челябинску

ЗАЧЕТНАЯ КНИЖКА № 90

Слушатель: Смородин Виталий Эдуардович

3 курс (набора 2007 г.) на базе СОО

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По Трудовому праву

Тема: «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников на производстве. Ученический договор»

Челябинск


Введение 3

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников на производстве.4

Ученический договор 7

Заключение 13

Решение задачи15

Список используемой литературы17


Введение

Считаю тему данной контрольной работы «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников на производстве и ученический договор» - актуальной, так как в последние время стал часто подниматься вопрос о том, что современное производство нуждается в квалифицированном рабочем персонале, а уровень образования и профессиональной подготовки работников должен находится на высоком уровне.

Обучение работников организуется, главным образом, в соответствующих учебных заведениях, однако и работодателю предоставлено право осуществлять профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. На предприятии должна быть сформирована также система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентную способность и устойчивость положения на рынке.

В настоящее время нарождается новое значение сферы образования и подготовки кадров. Ведь она является мощным фактором изменения социальных условий, предпосылкой экономических и научно-технических развития как одного предприятия, так и всего государства в целом.

Для изложения данной темы были использованы труды таких авторов, как: Миронова В.И., Орловского Ю.П., Нуртдиновой А.Ф., Чикановой Л.А., Толкуновой В.Н., А.М. Куренного, Лушниковой М.В. и Лушникова А.М. и многих других. Целью исследования является обобщение результатов изучения данного института административного права. Задачи можно сформулировать в соответствии с целью: исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников на производстве

Организация профессиональной подготовки и повышения квалификации работников непосредственно работодателем имеет значение для обеих сторон: работодатель получает рабочую силу, подготовленную с учетом организации труда и производства, а работник приобретает необходимые профессиональные навыки, либо совершенствует их, и повышает тем самым конкурентоспособность на рынке труда, расширяет возможности самореализации.

Работодатель проводит (организует) профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям на производстве, а при необходимости и в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, определяемых коллективным договором, соглашениями и трудовым договором.

Профессиональная подготовка предполагает обучение поступающего на работу или работника профессии - получение им знаний и навыков, необходимых для выполнения определенной работы.

Профессиональная подготовка рабочих может осуществляться на основе ученического договора с отрывом или без отрыва от работы в образовательных подразделениях организации, в учреждениях начального профессионального образования.

Задачей начального профессионального образования является подготовка квалифицированных рабочих по всем профессиям на базе основного общего образования, а по отдельным профессиям - на базе среднего (полного) общего образования.

Знания и профессиональные навыки рабочих при присвоении им квалификации должны соответствовать требованиям, установленным в тарифно-квалификационных справочниках. На основании справочников производится тарификация работ, присвоение квалификационных разрядов рабочим, составление программ подготовки и повышения квалификации во всех отраслях народного хозяйства, за исключением тех, где применяются уставы и специальные положения.

Обучение может проводиться по очной, очно-заочной (вечерней) формам, быть курсовым (групповым) или индивидуальным, включать в себя теоретический курс, производственную практику и стажировку. Обучение заканчивается аттестацией, форма которой определяется учебной программой.

Отраслевыми нормативными актами устанавливаются обязательные требования к уровню квалификации персонала и порядку его обучения в соответствии с принятым государственным стандартом.

По ученическому договору можно получить без отрыва от работы и высшее профессиональное образование. Лица, имеющие начальное или среднее профессиональное образование, могут обучаться по сокращенным ускоренным программам.

Переподготовка (переобучение) работников - получение новой специальности. Она организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства .

Профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования. Она проводится с учетом профиля полученного образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой - для получения дополнительной квалификации.

В отличие от подготовки новых рабочих, т.е. обучения людей, не имеющих профессии, и от повышения квалификации (обучение рабочих той же профессии без перемены этими рабочими своей трудовой деятельности.

С позиции организации процесса обучения принципиальной разницы между первичным обучением и переподготовкой нет. Переподготовка рабочих осуществляется прямо на предприятии (конечно, если есть возможность сохранить рабочих, заняв их на других участках производства), а также силами территориальной службы занятости (если произошло фактическое высвобождение -увольнение с предприятия).

Пере­подготовка на предприятии широко практикуется на предприятиях, ориентированных в своей кадровой политике на собственную рабочую силу. Необходимость в переподготовке вызывают такие процессы, как высвобождение работников и их плановое продвижение, внутризаводская текучесть работников (в поисках лучшей работы, условий труда и т.п.).

Следует иметь в виду, что переподготовка касается не только высвобождаемых рабочих, но и рабочей силы при формировании ряда профессий широкого профиля. В этом случае переподготовка должна тесно увязываться с профессиональным продвижением рабочих, а основная ее форма - обучение смежным и вторым профессиям.

Обучение работников вторым (смежным) профессиям - это обучение лиц, уже имеющих одну профессию, другой - с начальным либо более высоким уровнем квалификации.

Работники обучаются смежным профессиям в целях расширения их профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях применения коллективных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям .

Дополнительное профессиональное образование может быть получено в виде повышения квалификации, стажировки, профессиональной переподготовки. В частности, повышение квалификации включает:

· краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение особенностям конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей экзамена, зачета или защитой реферата;

· тематические или проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, организации;

· длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Повышение квалификации проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. Сроки и формы устанавливаются договором между заказчиком и образовательным учреждением.


Ученический договор

Ученический договор является одним из институтов трудового права.

В соответствии со ст. 198 Трудового Кодекса (ТК) РФ, работодатель имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации – ученический договор на переобучение без отрыва от работы.

Данная статья говорит, что работодатель может заключать ученический договор с лицами, которые ищут работу, то есть не состоящими с работодателем в трудовых отношениях и с работником организации, который состоит с работодателем в трудовых отношениях. Что говорит о наличии двух видов ученического договора.

Вид ученического договора определяет его отраслевую принадлежность. Ученический договор с лицом, ищущим работу, является гражданско-правовым и регулируется гражданским законодательством и иными актами, содержащими нормы гражданского права.


© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин