Раиса Фазулзянова
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Дикие животные нашего края»
Экология «Дикие животные нашего края »
Области : познание,коммуникация, социализация, чтение художественной литературы игра,познавательно - исследовательская деятельность.
Цели : расширять представления детей о диких животных (лиса, медведь, заяц,белка, волк, ёж,их образе жизни.
Задачи :
1. Обучающие : Закрепить названия диких животных и их детенышей . Познакомить с дикими животными проживающими в наших краях .
2. Развивающие : Работа по словообразованию.
3. Воспитывающие : Развивать социальные навыки : умение работать в группе ,договариваться, учитывать мнение других. Воспитывать любознательность, формировать знания о взаимосвязи всего живого в природе способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным .
Предварительная работа : Разучивание загадок, дидактические игры чтение сказок пальчиковые игры.
Методические приемы : беседа, показ объяснение, сюрпризный момент, вопросы к детям.
Материалы : картинки с изображением диких животных , загадки, применение слайдов, раскраски для детей.
Ход : Непосредственно - образовательной деятельности.
Настрой детей :
Вместе с солнышком проснулись
Потянулись, улыбнулись.
Крепко за руки возьмись
Дети садятся на стульчики. Входит обезьянка. Она прибыла из Африки хочет подружиться с животными нашего края , хочет про них все знать.
Ребята! Поможем обезьянке? (да) .
А для этого сначала отгадайте загадки :
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета
Для зимы другого цвета (заяц)
Хитрая плутовка
Рыжая головка
Пышный хвост-краса
Кто это (лиса) .
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко
Ну конечно это (белка) .
В густом лесу под ёлкой,
Осыпанной листвой,
Лежит мешок с иголками,
Колющий и живой . (ёж) .
Кто зимой холодной ходит злой голодный (волк) .
Хозяин лесной просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Выставляем картинки :
Молодцы ребята все загадки отгадали.
Подскажите же мне и обезьянке о ком же эти загадки? (о животных )
Где живут все эти животные (В лесу, в природе)
А кто их кормит? (сами себе находят корм, добывают)
Как можно назвать животных , которые сами себе находят и добывают корм?
(дикие животные )
Вывод : Дикими животными называют животных , живущих в дикой природе и сами себе добывающих корм.
Чем же питаются дикие животные ? (травой, плодами деревьев, орешками, шишками, другими животными .
Как можно назвать животных ,которые питаются травой (травоядные) .
А животные , которые питаются другими животными называются (хищники) .
А, животные которые питаются и растениями и животными (всеядные)
Когда, травы уже не бывает, что им нужно сделать, чтобы не умереть с голоду.
(запасти корм)
Все ли животные запасают корм на зиму?, а медведь запасает себе корм (нет он зимой спит) .
Медведи летом усиленно питаются, запасают жир, а осенью они готовят себе дом где проводят зиму и впадают в спячку.
Спячка-это малоподвижный сонный образ жизни.
А ещё какие животные спят зимой ? (ёжик,барсук) показ слайдов.
Некоторые животные с приближением зимы меняют окраску. Как вы думаете, почему они это делают?
Ответы детей.
Смена окраски шерсти на другую называется линькой. Какие животные меняют свои шубки ? (заяц, белка)
А сейчас мы немного отдохнем :
Физминутка :
Топай мишка раз-два
Хлопай мишка раз-два
Приседай со мной братишка
Руки вверх вперед и вниз.
Улыбайся и садись.
Ребята! обезьянка принесла нам интересные игры, давайте поиграем!
1. «Кто где живет?»
Где живет белка? (в дубле) - (слайд 1)
Где живет медведь? (в берлоге) – (слайд 2)
Где живет волк? (в логове) – (слайд 3)
Где живет ёж и лиса? (в норке) – (слайд 4)
Где живет заяц? (под кустом,зайчик домик не строит) – (слайд 5)
2. Животные со своими детёнышами гуляли на лужайке и потерялись, помогите детёнышам найти своих мам, и назовите их.
Лисёнок,лисята у кого (у лисицы) .
Зайчонок, зайчата у кого? (у зайчихи) .
Бельчонок, бельчата у кого? (у бельчихи) .
Ежонок ежата у кого? (ежихи) .
Волчонок, волчата у кого (волчицы) .
Медвежонок, медвежата у кого (медведицы) .
Молодцы помогли детенышам найти своих мам!
3. Игра : «Травоядные, хищники, всеядные» (дети одевают маски животных ,когда дается команда «День» все животные гуляют , а когда дается команда «Ночь» ,бегут в домики : травоядные в зеленый обруч, хищники в красный обруч, всеядные в синий обруч.)
4. Игра : «Собери из кусочков целое»
Кто у вас получился? ,расскажите о своем животном
Молодцы!
Ну, вот ребята мы с вами познакомили обезьянку с дикими животными нашего края . Молодцы!
Обезьянка очень довольна. Она благодарит вас за интересное занятие , что много узнала о своих собратьях. Пусть животные Африки дружат , с нашими животными , а мы со всеми ними.
За то, что вы хорошо занимались она хочет подарить вам раскраски с животными и угостить фруктами . На этом занятие закончилось молодцы !
О каких животных мы с вами сегодня беседовали?
Что нового узнали?
Как помогли обезьянке?
Вам понравилось занятие ?
Если вам понравилось, протяните ручки вперед, а если нет, спрячьте назад.
Ольга Галкина
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Дикие животные»
Тема : «Дикие животные » .
Программное содержание. Закрепить представление детей о диких животных , их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках.
Учить детей составлять описательные рассказы по графической схеме. Расширить и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные » (животное , зверь, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, хищное, травоядное; менять, линять, спать, добывать, охотиться). Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-) .
Развивать связную речь детей , речевой слух, зрительное восприятие и внимание; тонкую и общую моторику. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Индивидуальная работа : Добиваться полного ответа у Вани, Данилы; продолжать учить правильно держать карандаш Кирилла.
Оборудование :
Аудиокассета с голосами животных ; схема описания животного ; схема-модель жилищ животных ; рисунок «Звери у Айболита» ; контейнер с горохом и плоскостными фигурками животных ; карточки с изображением животных ; простые карандаши; корзинка с морковью, орехами и баночкой меда; елочки.
Предварительная работа : Просмотр слайдов с изображением диких животных наших лесов и их детенышей; беседа о жизни диких животных зимой . Разучивание пальчиковой гимнастики «Белка» .
Чтение сказки Л. Толстого «Белка и волк» , рассказа Е. Чарушина «Лисята» . Заучивание загадок о диких животных . Ознакомление со схемой описания животного . Посещение совместно с родителями циркового представления и школы юннатов.
Ход занятия.
Дети входят в группу под тихую музыку .
Воспитатель : - Дети, какое время года наступило? (Зима) .
Правильно, зимушка-зима пришла в города и села, укутала белым одеялом поля и леса. Посмотрите, какой зимний лес вырос у нас в группе ! Я хочу предложить вам прогуляться по лесу. Дети, а вы знаете, кто живет в лесу? (Дети перечисляют названия животных ) .
Как одним словом можно их назвать? (Дикие ) .
Почему они так называются? (Потому что они сами заботятся о себе, сами добывают пищу) .
Как животные готовились к зиме ? (Белка насушила грибов, запаслась орехами. Медведь – сделал себе берлогу. Волк, заяц и лиса полиняли : поменяли летние шубки на зимние.)
(Включается аудиокассета с записью рычания медведя, вой волка) .
Ой, дети, что это за звуки? Это медведица и волчица зовут на помощь : их дети в лютые морозы простудились и заболели. Как вы думаете, кто может им помочь? (Доктор Айболит)
Конечно, это добрый доктор Айболит, но мы не можем попасть на волшебную поляну, поэтому я предлагаю вам сесть за столы и рассмотреть картину, которую я нарисовала, когда была в гостях у Айболита.
(Воспитатель вывешивает рисунок.)
Кто пришел к доктору лечиться? (Медведица с медвежонком, волчица с волчонком, лисица с лисенком, белка с бельчонком, зайчиха с зайчонком).
Очень боялись детеныши животных Айболита : ведь они еще маленькие и не знали, что доктор добрый. Поэтому, доктор Айболит называл их ласково, а как – придумайте сами и позовите ласково :
Зайчонка - (зайчоночек) .
Медвежонка - (медвежоночек) .
Бельчонка - (бельчоночек) .
Лисенка - (лисеночек) .
Волчонка -(волчоночек) .
Вот и вылечил всех больных зверей Айболит! И мамы повели своих детенышей домой.
(Вывешивается схематичное изображение жилищ диких животных )
Дети, посмотрите на схему : догадаетесь ли вы, какому зверю принадлежат эти жилища и как они называются?
Это нора. В ней живет лиса.
Это берлога. В ней живет медведь.
Это дупло. В нем живет белка.
Это куст. Под ним прячется заяц.
Молодцы, вы очень внимательные и наблюдательные.
Игра с мячом «Большие и маленькие» .
А теперь, дети, давайте поиграем. Встаньте в кружок, а я буду называть часть тела дикого животного и бросать вам мяч , вы будете ловить мяч и ласково называть такую же часть тела детеныша этого животного и возвращать мне мяч.
В. - У лисы рыжая голова.
Р. – У лисенка рыженькая головка.
В. - У волка острые зубы.
Р. – У волчонка остренькие зубки.
В. – У зайца короткий хвост.
Р. – У зайчонка коротенький хвостик.
В. – У белки черные глаза.
Р. – У бельчонка черненькие глазки.
В. – У лося длинные ноги.
Р. – У лосенка длинненькие ножки.
В. – У медведя короткий хвост.
Р. – У медвежонка коротенький хвостик.
Отлично! А теперь я предлагаю вам превратиться в животных : Кирилл и Матвей - медведи, пройдите, по-медвежьи. Катя – лисичка, пробеги, по-лисьи. Семен будет волком, а Данила с Ваней – зайцами : проскачите по-заячьи.
Раз, два, три - мы опять превратились в детей.
У меня для вас есть сюрприз : вот эта коробочка. Она не простая, а наполнена горохом, но внутри что-то находится. Сейчас вы, на ощупь, должны найти фигурки, а какие – расскажете сами.
(Дети вытаскивают плоскостные фигурки диких животных .)
А теперь составьте описания тех животных , которых вы достали из коробки. Вам поможет в этом схема-картинка-подсказка. Сначала вы расскажете, как называется ваше животное , дикое оно или домашнее, где живет : в лесу или у человека. Потом опишете, какого оно размера, чем покрыто тело, строение, чем питается.
Вывешивается схема рассказа о животном .
Дети составляют описательные рассказы о своих животных по схеме .
Молодцы, ребята! Отдохнем немного?
Физкультминутка.
Как на горке снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на елке – снег, снег,
И под елкой – снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише, не шуметь.
Дети, взгляните на свои столы. Перед вами – конверты. Достаньте оттуда карточки. Кто изображен на них? (дети перечисляют животных ) .
Все ли в порядке с вашими животными ? (у лисы не хватает хвоста; у медведя – уха; у белки – лапки и т. д.)
Вот видите, художник торопился и не успел нарисовать некоторые части тела. Возьмите карандаши и дорисуйте сами.
Катя, чье ухо ты нарисовала? (Я нарисовала медвежье ухо) .
Кирилл, а ты, чью лапку дорисовал? (Я дорисовал заячью лапку) и т. д.
Вот теперь порядок! Все животные будут довольны .
Но все-таки, дети, в нашем зимнем лесу дикие животные грустят : ведь им тоже хочется, чтобы люди иногда заботились о них. Я приготовила корзинку с гостинцами, как вы думаете, для кого?
Мед – для медведя.
Орехи – для белки.
Морковка – для зайца.
Давайте оставим корзинку в лесу, а сами потихоньку спрячемся. Ведь дикие животные очень пугливые и осторожные. Попрощайтесь с нашим зимним лесом и дикими животными .
Презентация
1 слайд
По деревьям скок-скок,
Да орешки щелк-щелк.
(После каждого ответа воспитатель показывает изображение животного).
А как вы догадались?
Белка какая?
2 слайд
- Ходит летом косолапо,
А зимой сосет он лапу.
А как вы понимаете слово косолапо?
Воспитатель поясняет: «Ходить косолапо - ступать пятками врозь, неуклюже, неловко».
Медведь какой?
3 слайд
Рыжая, хитрая, кур крадет.
А что значит хитрая?
Лиса еще какая?
4 слайд
- Ползун ползет,
Иголки на себе везет.
А что вы еще можете сказать о еже?
5 слайд
- Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку.
А что еще можно сказать о зайце?
6 слайд
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
А как назвать этих животных одним словом?
Почему вы так считаете? Где они живут?
Почему этих животных называют дикими?
Проведение игры «Один-много»
Одна лиса – много …
Один Заяц - много…
Один Медведь - много…
Один Волк - много …
Один Еж – много…
Одна белка – много…
«Назови детеныша»
У волка –
У медведя –
« Четвертый лишний»
Назовите лишнее животное и объясните почему.
1. Корова – волк – лиса – медведь.
2. Лиса – верблюд – волк – медведь.
3. Волк – лиса- петух – еж.
4. Лиса – медведь – волк – морж.
Физминутка.
Сейчас мы превратимся с вами в зайчиков.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Нужно лапочки погреть
Лапки вверх – лапки вниз
На носочки поднимись
Лапки ставим на бочок
На носочках скок-скок-скок
Топай правою ногой
Топай левою ногой
Снова правою ногой
Снова левою ногой
А теперь вприсядку, чтобы не мерзли лапки.
«Скажи наоборот»
Медведь большой, а заяц… У волка хвост длинный, а у ежа… Белка слабая, а волк… Лиса ловкая, а медведь…
Сейчас мы продолжим разговор о диких животных, их жилищах. Как вы понимаете слово «жилище»?
«Жилище - место обитания животных вдали от человеческого жилья». Названия некоторых жилищ животных вы знаете.
Как называется белкин дом?
Белки поселяются в дупле, которое остается после дятла. Они утепляют его мхом, сухими листьями и травой. - А кто знает стихотворение про белку?
А как называется жилище медведя?
Медведь устраивает берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте, под вывернутым с корнями деревом и там засыпает.
А кто еще спит зимой?
А какое жилище у ежа?
Ежи спят полгода. Они забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев.
А кто знает стихотворение про ежа?
Как вы думаете, где живет заяц?
Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные.
Жилище какого зверя мы с вами не назвали?
Жилище волка называется логово - небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму. Волк в логове спит, прячется, отдыхает. Как называется жилище волка?
Кто знает стихотворение про волка?
Игра «Поле чудес»
- Теперь нужно поочередно ответить полным предложением на мои вопросы.
Какое животное?
Жилище животного.
Чем питается?
Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?
А как люди должны вести себя в лесу?
натальяС Светикова
Конспект занятия «Дикие животные» (старшая группа)
Цели :
1. Закрепить знание детей о диких животных ;
2. Обогащать словарный запас детей по лексической теме.
Задачи :
Образовательные задачи :
1) активизировать словарный запас по теме "Дикие животные ";
2) учить отвечать на вопросы полными ответами;
3) учить согласовывать в роде, числе, падеже;
Развивающие задачи :
1) способствовать развитию слухового внимания;
2) способствовать развитию координации движений, мелкой и общей моторики;
3) способствовать развитию логического мышления;
Воспитательные задачи :
1) стремиться воспитывать уважение детей друг к другу;
2) стремиться воспитывать у детей чувство любви
3) бережного отношения к природе.
Оборудование :
1. Картинки с изображением диких животных ,
2. маски диких животных ,
3. загадки про диких животных ,
4. картина медведя (отдельные части тела) .
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Вспомним наше правило :
Говорим всегда красиво.
Правильно, неторопливо,
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно
Чтоб всем было понятно.
2. Сюрпризный момент “Письмо”.
Воспитатель : Ребята сегодня я шла в наш детский сад и в почтовом ящике нашла конверт, но только от кого оно не написано. На конверте есть загадка, давайте угадаем её, может тогда узнаем от кого оно.
Это что за мужичок
Сел у дуба на сучок?
Невелик, да деловит,
Зря нисколько не сидит :
Он без молотка, без рук
По стволу стучит : тук-тук.
Трещинку в коре найдет -
Длинный нос в нее сует,
Вытащит за спинку
Всякую личинку.
Мужичок тот не простой -
Это доктор наш лесной.
Дети : Дятел
В : Ну вот теперь мы знаем от кого это письмо. Прочитаем его?
Д : Да
В : Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки. У нас в лесу случилась беда, была метель. Животные все разбежались и не могут найти свои домики. Помогите, пожалуйста. А чтобы найти животных , отгадайте загадки :
1. Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
2. Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)
3. Сама мала, шубка пышна,
В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)
4. Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге
От мороза, пряча нос. (Медведь)
5. Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный? (Волк)
В : Молодцы ребята, справились с этим заданием. А как мы назовём всех этих животных ?
Д : Дикие животные .
В : Животных мы с вами нашли , а помните в письме дятел говорил, что метель занесла все их домики, поможем отыскать их?
Д : Да.
3. Игра : “Кто, где живет?”
В : Соединим линией дикого животного с его жилищем .
Д : Медведь спит в берлоге. Волк живет в логове. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Заяц живет под кустиком.
В : Молодцы и с этим заданием вы справились. Но у нас еще есть задания от дятла :
4. Игра “Собери животное”
В : Когда дятел летел к нам с письмом, он нёс рисунок животного , но помните была метель, сильный ветер разбросал все части рисунка, давайте найдем и соберем их.
Д : Это медвежья голова. Это медвежье ухо. Это медвежье туловище. Это медвежьи передние лапы. Это медвежьи задние лапы. Это медвежий хвост.
В : Какое животное у нас получилось ?
Д : Медведь.
В : Молодцы, справились. Теперь пора отдохнуть.
Физкультминутка
Волк и заяц
(Дети стоят по кругу, руки к плечам, пальцы сжаты в кулак.)
Раз, два, три, четыре - (Дети поочередно разгибают пальцы, начиная с указательных и кончая мизинцами.)
Заяц уши оттопырил (Дети поднимают согнутые руки к голове (изображают «уши» ).)
Вот он серый волк, волк,
Он зубами щелк, щелк! (Педагог выполняет хлопки перед собой (волк щелкает зубами) .)
Зайка, я, и ты, и ты, (Пружинящие полуприседания.)
6. Сказка : “Как зайчонку маму искали”
В : Однажды дятел в лесу услышал, что кто-то жалобно плачет. Он сел на веточку дерева и стал наблюдать. Он знал, что вести себя в лесу нужно очень осторожно, чтобы не напугать животных , чтобы не навредить им. Дятел увидел, что плакал малыш, маленький белый комочек с маленьким пушистым хвостиком и большими ушами. Он жалобно звал – “Мама! Мама!”
Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила :
– Что случилось? Ты потерялся?
– Да я потерял маму.
– А какая твоя мама? У неё есть пушистые кисточки на ушках?
– Нет,– горько заплакал малыш.
Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала :
– Наверно твоя мама носит лохматую коричневую шубу?
Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала.
– Я знаю, у твоей мамы колючки на спине.
– Нет,– продолжал плакать малыш.
Зашевелились кусты, и оттуда вышла лиса.
– Кто здесь плачет? У твоей мамы есть такой рыжий пушистый хвост?
– Нет же, неожиданно рассмеялся малыш. – Где вы видели такую маму : с пушистым хвостом, в коричневой шубе, с иголками на спине, с кисточками на ушках?
– Да уж, – засмеялись все лесные мамы. – А какая же твоя мама?
– Моя мама самая красивая!
– Знаем, знаем, – загалдели лесные мамы. Как хорошо знать приметы мамы. И тут на полянку выскочила его мама. Малыш бросился к ней. Она нежно потёрлась, успокаивая своего детеныша. Как были рады этой встрече все лесные мамы!
В : Дети, а вы узнали этого малыша?
Д : Это зайчонок.
В : Расскажите, какая у него мама?
Д : У зайчихи пушистая шубка, летом серая, а зимой белая. У зайчихи длинные уши, раскосые глаза, маленький пушистый хвостик. У зайчихи передние лапы короткие, а задние длинные.
В : Какие животные предлагали стать его мамой?
Д : Белчиха, ежиха, лисица, медведица.
В : А вы рады, что зайчонок нашел свою маму?
Д : Да.
В : мы с вами нашли зайчонку маму, давайте и другим лесным малышам отыщем их мам. Но прежде чем мы их отыщем, давайте поиграем с пальчиками.
7. Пальчиковая гимнастика.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки (стучать кулачками по столу)
Лисичке – сестричке,
Волчице, ежихе,
Мишки косолапому,
Заиньке усатому. (Загибать пальцы на каждого животного , начиная с большого)
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку. (Стучать кулачками по столу)
8. Игра : “ Найди маму”.
В : На карточке несколько наложенных друг на друга контурных изображений лесных мам, а рядом изображение одного детёныша. Вы должны обвести изображение той мамы, чей детёныш на вашей карточке.
9. Итог занятия .
Молодцы вы сегодня очень хорошо работали, справились со всеми заданиями, которые вам
предложил дятел в своем письме.
Публикации по теме:
Конспект индивидуального занятия «Дикие и домашние животные» (младшая группа) Форма проведения: Путешествие. Цель: Закрепление знаний у ребёнка младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных. Задачи: 1.
«Дикие животные». Конспект занятия по формированию грамматических категорий и развитию связной речи (старшая группа) Конспект занятия по формированию грамматических категорий и развитию связной речи (Старшая группа)Тема занятия: «Лесной урок» (к лексической.
Конспект НОД «Дикие животные в зимнем лесу» (средняя группа) Конспект НОД «Дикие животные в зимнем лесу» Образовательная область: познание Вид деятельности: непосредственно -образовательная Возрастная.
Цель: Создать условия для уточнения и систематизирования знания детей о диких животных. Задачи: Закрепление знаний детей о диких животных,.