15.02.2024

Реестр примерных основных образовательных программ: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Основная образовательная программа доу Примерная образовательная программа дошкольного образования физической


Для руководителя образовательной организации важно понимать, что основная образовательная программа дошкольного образования - инструмент реализации ФГОС ДО. Но ФГОС ДО коренным образом отличается от образовательных стандартов начальной, основной и старшей школы. Что, безусловно, задает особые рамки основной образовательной программы дошкольного образования.

Паспорт
основной образовательной программы дошкольного образования, ГБОУ школы №109 г. Москвы

1.1. Основополагающие документы для разработки программы
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, в действующей редакции).
3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» (№124-ФЗ, в действующей редакции).
4. Приказ Минобрнауки России №655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.
6. Постановление правительства Москвы от 27.09.2011 №450-ПП (в действующей редакции) «Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. - 2013. - 19.07 (№157).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. №118 (ред. от 03.09.2010) «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (вместе с «СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 г.) (зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2003 г., регистрационный №4673).
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный №30384).
10. Устав ГБОУ «Школа №109 г. Москвы».
1.2. Государственный заказчик программы
Департамент образования города Москвы.
Префектура Юго-Западного административного округа города Москвы.
Управа муниципального района Теплый Стан города Москвы.
1.3. Общественный заказчик программы
Конференция школы, представляющая коллектив педагогов, выпускников, обучающихся и их родителей ГБОУ «Школа №109 г. Москвы», в лице:
управляющего совета;
попечительского совета;
педагогического совета;
научно-методического совета;
административного совета;
методических объединений учителей и классных руководителей;
ученического совета;
родительского комитета;
совета трудового коллектива.
1.4. Авторы основных концептуальных идей программы и авторы-разработчики, составители и редакторы программы
Е.А.Ямбург (академик РАО, д.п.н., директор школы), В.А.Могилевская (заместитель директора, магистр управления), С.В.Шариков (руководитель проектного офиса «УчимЗнаем», профессор PhD (history), С.Д.Забрамная (куратор психолого-педагогической службы школы, профессор), Л.В.Нефедова (старший методист дошкольного отделения школы №109.) При разработке программы использованы методические рекомендации сотрудника ФИРО, кандидата педагогических наук Н.В.Немовой.
1.5. Научное руководство разработкой и реализацией программы
Осуществляется действительным членом РАО, доктором педагогических наук Е.А.Ямбургом с привлечением кафедр и лабораторий:
Московского городского психолого-педагогического университета;
Московского городского педагогического университета;
Московского педагогического государственного университета.
1.6. Исполнители программы
Администрация школы.
Педагогический, ученический и родительский коллективы школы.
Социальные партнеры школы.
1.7. Приоритетные стратегические цели школы
Подробно изложены в Концепции развития.
В основе ценности личностного универсального образования, призванные формировать у учащихся:
целостное гуманистическое мировоззрение;
вырабатывать у воспитанников полноценную российскую гражданскую идентичность (патриотизм, толерантность, гражданское самосознание), позволяющую быть готовым к ответственному самоопределению в стремительно меняющемся социуме;
обеспечить координированный рост свободы и ответственности личности, способной противостоять деструктивным и асоциальным процессам;
необходимые предпосылки целостного мировоззрения формируются в раннем детстве.

Приоритетные задачи ООП ДО
Соответствуют стратегическим целям школы, направлены на создание необходимых предпосылок формирования личности дошкольника. (Конкретное раскрытие задач - в целевом разделе «Программы».)

1.8. Источники финансирования программы
Текущее бюджетное финансирование.
Средства, выделенные на государственные работы для реализации социально значимых проектов.
Средства от приносящей доход деятельности.
Средства, предоставленные попечительским советом и социальными партнерами школы.

Аннотация
Основная образовательная программа дошкольного образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающих их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Основная образовательная программа дошкольного образования (далее - ООП ДО) ГБОУ «Школа №109 г. Москвы» (далее - школа) подготовлена педагогическим коллективом и утверждена педагогическим советом, управляющим советом.
Управление реализацией ООП ДО осуществляется школой самостоятельно с привлечением органов самоуправления (педагогический совет, управляющий совет), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательной организацией.
ООП ДО в соответствии с требованиями стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы дошкольного образования;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание дошкольного образования и включает парциальные образовательные программы, ориентированные на достижение воспитанниками личностных результатов, в том числе:
- программы развития психических функций дошкольников;
- программы раннего выявления проблем и особенностей развития ребенка (комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика);
- коррекционно-развивающие программы;
- программы когнитивного развития дошкольников;
- программу воспитания и социализации обучающихся на ступени дошкольного образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;
- программы эстетического развития;
- программы, решающие задачи повышения мотивации учебной деятельности дошкольников, формирования у них первоначальных навыков исследовательской и проектной деятельности;
- программы постепенной практической реализации концепции инклюзивного образования;
- программы интеграции тех дошкольников, для которых русский язык не является родным;
- программы, удовлетворяющие социальные запросы населения микрорайона: группы краткосрочного пребывания, консультативная работа специалистов (психологов, дефектологов).
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
- гибкий учебный план дошкольного образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы; план внеурочной деятельности;
- систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Школа обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
- с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы дошкольного образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации;
- с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в образовательной организации.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми учащимися основной образовательной программы дошкольного образования, конкретизируются и закрепляются в заключенном между ними и школой юридически обязывающем документе (договоре), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

1. Целевой раздел основной образовательной программы дошкольного образования
1.1. Пояснительная записка
Программа дошкольного отделения формируется с учетом возрастных психологических особенностей детей на основе ФГОС дошкольного образования. Ведущая парадигма - личностная.
К психолого-педагогическим особенностям данного возраста относятся:
- Активное созревание различных физиологических систем организма, центральной нервной системы.
- Появляются защитные механизмы и создаются предпосылки для систематического воспитания и обучения.
- Формируются сложные виды деятельности, ведущей из которых является игра.
Главными задачами дошкольного отделения являются гармоническое развитие каждого ребенка, укрепление физического и психического здоровья; создание условий жизнедеятельности, способствующих максимальному сенсорному, интеллектуальному, эмоционально-волевому развитию. Центральная задача - формирование психических функций. Для ее решения осуществляется социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.
Основная образовательная программа дошкольного образования имеет свою ярко выраженную специфику, существенно отличающую ее от основных образовательных программ иного уровня образования. Она служит механизмом реализации ФГОС дошкольного образования. Но новые стандарты задают лишь общие требования к результатам дошкольного образования, а в остальном выполняют рамочные функции. Следовательно, ключевые требования к основной образовательной программе дошкольного образования - ее вариативность, гибкость, мобильность, ориентация на образовательные потребности конкретных детей с учетом особенностей их развития. Перечисленные требования опираются на научную методологию.

Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования
Принципы и подходы основной образовательной программы дошкольного образования базируются на положениях культурно-исторической теории Л.С.Выготского и системно-деятельностном подходе А.Н.Леонтьева. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) назначение ООП определяется следующим образом: «Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)».
Обозначенные подходы позволяют сформулировать особенности основной образовательной программы дошкольного образования:
планируемые результаты дошкольного образования фиксируются не в качестве целей, а как целевые ориентиры;
целевые ориентиры отличаются от целей невозможностью их определения во времени, а следовательно, их получение к определенному сроку не может быть проверено в отличие от промежуточной аттестации по итогам освоения основной образовательной программы начальной школы;
в качестве результатов рассматриваются базовые характеристики развития личности ребенка. Знаниевые результаты не должны доминировать;
оценка развития детей происходит не на основе их сравнения с нормой, а путем выявления особенностей индивидуального развития;
на основании результатов развития детей нельзя производить оценку работников детских садов.
Функции и задачи ООП ДО
Служит механизмом реализации стандартов.
Указывает способы достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Является основой для осуществления контроля и коррекции образовательного процесса.
Центральная задача программы - развитие эмоционально-волевой и когнитивной сфер личности ребенка. Ведущая идея программы - поддержка детской инициативы. В этом состоит ее инновационный характер.
Инновационный характер программы, ее отличия от сложившейся практики:
создание условий для проявления активности самим ребенком;
новые функции взрослых, которые состоят не в организации деятельности ребенка «сверху», а являются поддерживающими, создающими условия для саморазвития;
включение детей в коллективное планирование своей деятельности с помощью взрослых и других сверстников (планирование с детьми общих значимых событий в течение недели, месяца, года);
проведение общих сборов по итогам значимых событий с элементами коллективной рефлексии;
создание гибкой, мобильной предметной пространственной среды, необходимой для различных сторон развития ребенка, включая детей с ОВЗ;
описание возможных способов самостоятельного использования ребенком объектов, материалов и предметов среды для приобретения опыта познания окружающего мира.
Реализация ООП ДО связана с целым рядом рисков.
Риски, возникающие в ходе реализации образовательной программы:
дефициты ресурсной базы: финансовые, материальные, научно-педагогические, кадровые;
задача психолого-педагогической поддержки каждого ребенка решается в условиях переполненных групп детского сада;
разрозненные парциальные программы, используемые в работе с детьми, не соответствуют друг другу и потому не дают синергетического эффекта;
традиционное планирование и организация жизнедеятельности детей входят в противоречие с инновационными подходами ООО ДО.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ДО
Целевые ориентиры в раннем возрасте
К трем годам ребенок:
интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаши и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;
стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;
владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;
проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им, взаимодействие со сверстниками окрашено яркими эмоциями;
в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;
проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях, владеет простейшими навыками самообслуживания;
любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку, проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления, охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и пр.);
с удовольствием двигается - ходит в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).

1.3. Целевые ориентиры на этапе завершения программы
К семи годам:
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении и других видах детской активности. Способен выбрать себе род занятий и участников по совместной деятельности.
Ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. Владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию, следует игровым правилам.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания. Владеет построением речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах. У ребенка складываются предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования
Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности на основе достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
Целевые ориентиры, представленные в программе:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
- не являются непосредственным основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Оцениваются:
- качества условий образовательной деятельности (психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические);
- разнообразие вариантов образовательной среды;
- организация психолого-педагогической поддержки детей;
- система мониторинга динамики развития детей и их образовательных достижений, включающая педагогическую и психологическую диагностику, зафиксированную в карте развития ребенка;
- детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;
- создание оснований преемственности между дошкольным и начальным образованием.
Программой предусмотрены следующие уровни оценки качества:
диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми;
внутренний аудит, самооценка организации;
внешняя оценка организации, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.

2. Содержательный раздел
1.1. Содержание психолого-педагогической поддержки детей
Большое влияние на характер всего последующего развития оказывает психолого-педагогическая поддержка детей в раннем возрасте.
Новообразованием этого возрастного этапа является появление у ребенка прямохождения, ходьбы, которые расширяют его возможности ознакомления с окружающим миром. Идет бурное двигательное развитие. Формируются предметные действия, появляется конструктивная деятельность (по подражанию, способом проб и ошибок, на основе зрительного соотнесения с учетом величины и формы). Идет накопление словарного запаса, становление регулирующей функции речи. Важную роль в этом возрасте играет общение со взрослыми. Дети к трехлетнему возрасту уже начинают понимать и действовать по речевой инструкции. Наблюдается желание действовать самостоятельно, но не всегда эти желания соответствуют реальным возможностям ребенка, что приводит к негативным поведенческим реакциям. Наступает кризис трехлетнего возраста.
В этот период в процесс сопровождения активно включаются педагоги и психологи, которые помогают родителям предотвратить закрепление в поведении детей отрицательных форм эмоционального реагирования. Они показывают родителям приемы, позволяющие предупредить возможные формы истерических реакций, упрямство и т. п.
Сопровождение включает в себя обязательный контроль за состоянием здоровья ребенка и динамики его психического развития.
Все показатели ребенка (группа здоровья), качественные характеристики его достижений и особенности в физическом двигательном, речевом, умственном, эмоциональном развитии и т. д. фиксируются в карте развития ребенка на бумажных или электронных носителях. (Ответственность за защиту личных данных несет школа.) Это обеспечит детям более благоприятный переход на следующий возрастной этап - дошкольный.
Дошкольный возраст (3-7 лет) характеризуется активным созреванием различных физиологических систем организма, центральной нервной системы. Появляются защитные механизмы, и становится возможным систематическое воспитание и обучение. Формируются сложные виды деятельности.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте становится игра. Постепенно от выполнения отдельных игровых действий к 6-7 годам дети переходят к самостоятельной сюжетно-ролевой игре, отображая отношения между людьми. В процессе игры совершенствуются умения (одевание куклы, мытье игрушечной посуды, расчесывание волос и т. д.), расширяется кругозор детей, формируется представление об окружающем мире. Растет познавательная активность, формируются высшие психические функции: восприятие, память, мышление, речь. Особенно бурно развивается речь: совершенствуется звукопроизношение; расширяется пассивный словарь и возрастает объем активного словаря; используются грамматически сложные речевые конструкции. Дети к началу школьного обучения уже производят простейшие мыслительные операции; начинают выделять главное в предметах, явлениях; сравнивают предметы, устанавливают сходство и различие; устанавливают причинные зависимости и делают простые умозаключения; создают сюжетные изображения, конструкции. Память приобретает осмысленный характер.
Через совместную с детьми и взрослыми игру, предметную деятельность происходит усвоение общественного опыта, усвоение норм и правил поведения; закладываются качества личности (нравственные, эстетические и др.). К 6-7 годам дети способны регулировать собственные действия. Начинают понимать и принимать точку зрения собеседника, умеют слушать и подчиняться, используют речь, чтобы договориться с ним.

Продолжение следует

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающий степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В.А.Сухомлинский

Основная образовательная программа дошкольного образования - это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.

Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка - физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое. Одним из положений Плана действий по обеспечению введения ФГОС ДО является положение о введении Федерального реестра примерных основных образовательных программ, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО.

Сайт федерального реестра примерных основных общеобразовательных программ: fgosreestr.ru . На нем опубликована «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования», одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).

На сайте федерального государственного автономномного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») www.firo.ru создан раздел «Навигатор образовательных программ дошкольного образования». На нашем сайте мы публикуем список этих программ со ссылками на издательства, которые их выпускают. На сайтах издательств Вы можете ознакомится с проектами, презентациями программ, сопутствующей методической литературой.

Образовательные программы дошкольного образования, соответствующие ФГОС ДО:

Образовательная программа дошкольного образования «Разноцветная планета» / Под редакцией Е.А. Хамраевой, Д.Б. Юматовой (Научный руководитель Е. А. Хамраева)
Часть 1 Часть 2
Издательство «Ювента»: uwenta.ru

Образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой (Научный руководитель Л.Г. Петерсон)
Сайт ЦСДП «Школа 2000…»: www.sch2000.ru
Издательский дом «Цветной мир»: цветной мир. рф

Образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

2.3. Взаимодействие взрослых с детьми 41

2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников 42

2.5. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 44

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 47

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка 47

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды 47

3.3. Кадровые условия реализации Программы 52

3.4. Материально-техническое обеспечение Программы 54

3.5. Финансовые условия реализации Программы 56

3.6. Планирование образовательной деятельности 65

3.7. Режим дня и распорядок 65

3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов 70

3.10. Перечень литературных источников 71

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.

Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.

Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

Трансформация России в постиндустриальное общество, процессы информатизации, усиление значимости средств массовой информации как института социализации, широкий диапазон информационных и образовательных ресурсов открывают новые возможности развития личности ребенка, но одновременно несут и различного рода риски.

Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни.

Необходимость в таком обновлении вызвана целым рядом объективных факторов развития современного общества и экономики и связанных с этим новых требований к образованию, изменениями условий жизни и взросления детей, обобщаемых в понятии «новая социокультурная ситуация развития детства», а также новыми данными многочисленных исследований в области нейронауки, психологии развития, исследований семьи и детства и др.

Международные педагогические исследования, такие как сравнительные исследования достижений учащихся TIMSS, PISA и PIRLS, исследования, проводившиеся ОЭСР, такие как StartingStrong, движение за права детей, получившее распространение во всем мире после принятия ООН в 1989 г. Конвенции о правах ребенка, свидетельствуют о понимании ключевого значения образования в стабильном развитии общества, о важности создания условий доступности качественного образования для детей на самых ранних этапах развития.

Переосмысление роли и задач образования в период раннего и дошкольного детства, происходящее во всем мире, связано с выявлением образовательного потенциала детей раннего и дошкольного возраста, факторов, влияющих на развитие детей, краткосрочных и долгосрочных эффектов условий жизни и образовательных стратегий на ранних этапах развития, их влияния на биографию отдельного человека, значения для стабильного развития общества и экономики в целом.

Все это требует разработки инновационных программ раннего и дошкольного образования, соответствующих современному уровню развития педагогической науки и практики, учитывающей и интегрирующей лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта.

Современные образовательные программы и современный педагогический процесс должны быть направлены на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и организации дошкольного образования. Вариативность содержания дошкольного образования может быть достигнута только через сохранение широкого разнообразия образовательных программ, уже существующих в российском образовательном пространстве и разрабатываемых в настоящий момент.

В условиях стремительного роста социальных, экономических, технологических и психологических перемен современные программы психолого-педагогической поддержки подрастающих поколений направлены, прежде всего, на раскрытие разнообразных форм активности, присущих самому ребенку.

Современные достижения цивилизации открывают новые возможности для развития ребенка с первых дней его жизни. Эти возможности связаны:

– с повышением ценностного статуса детства в современном обществе;

– с созданием новых форм и видов развивающих сред, способных мотивировать детей;

– с появлением коммуникационных и сетевых технологий;

– с расширением инновационных программ профессиональной подготовки педагогов и воспитателей, обладающих мастерством коммуникативной компетентности и искусством мотивирования поведения детей.

В то же время рост социальной неопределенности, нарастающая скорость социально-экономических изменений, расширяющиеся границы информационного общества, спектр информационно-коммуникационных технологий порождают новую социальную ситуацию развития ребенка, несущую определенные риски для детей дошкольного возраста:

– ярко выраженная дифференциация социально-экономических условий жизни российских граждан ведет к нарастанию различий в траекториях развития детей из разных слоев, из разных регионов, из городской и сельской местности, несет угрозу утраты единого образовательного пространства;

– рост группы детей, характеризующихся ускоренным развитием, при увеличении количества детей с проблемными вариантами развития, детей, растущих в условиях социально-экономического, медико-биологического, экологического, педагогического и психологического риска, приводит к нарастанию различий в динамике развития детей, в степени развития их способностей, к мотивационным различиям;

–игнорирование возрастной специфики дошкольного детства, перенос учебно-дисциплинарной модели в практику педагогической работы на уровне дошкольного образования создает увеличивающийся разрыв между ступенями дошкольного и общего образования;

– тенденция к «школяризации» дошкольного образования, к форсированию интеллектуального развития детей в форме искусственной акселерации за счет вытеснения типично детских видов деятельности и замещения их псевдоучебной деятельностью приводит к снижению общей активности детей – игровой, познавательной, исследовательской, коммуникативной и пр., что ведет к слабой сформированности у детей предпосылок учебной деятельности, а следовательно, к снижению их мотивации к учению на следующих уровнях образования;

– неблагоприятная тенденция к обеднению и ограничению общения детей с другими детьми приводит к росту явлений социальной изоляции (детского одиночества), отвержения, к низкому уровню коммуникативной компетентности детей, низкой мотивации общения и сотрудничества, недостаточному развитию жизненных навыков взаимодействия и сотрудничества с другими детьми, усилению проявлений тревожности и детской агрессивности.

С учетом культурно-исторических особенностей современного общества, вызовов неопределенности и сложности изменяющегося мира и обозначенных выше рисков для полноценного развития и безопасности детей, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт), разработана настоящая Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа).

Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки основных образовательных программ дошкольного образования, а Программа предоставляет примеры вариативных способов и средств их достижения.

Программа является документом, с учетом которого организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования (далее – Организации) самостоятельно разрабатывают и утверждают основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

По своему организационно-управленческому статусу данная Программа, реализующая принципы Стандарта, обладает модульной структурой.

Рамочный характер примерной Программы раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, возрастных нормативов развития, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно‑пространственная и развивающая образовательная среда, выступают в качестве модулей, из которых создается основная общеобразовательная программа Организации. Модульный характер представления содержания Программы позволяет конструировать основную образовательную программу дошкольной образовательной организации на материалах широкого спектра имеющихся образовательных программ дошкольного образования.

Данная Программа опирается на междисциплинарные исследования природы детства как особого культурно-исторического феномена в развитии человечества, на историко-эволюционный подход к развитию личности в природе и обществе, культурно-деятельностную психологию социализации ребенка, педагогическую антропологию, педагогику достоинства и педагогику сотрудничества.

Согласно историко-эволюционному, культурно-деятельностному подходам к развитию ребенка накопленные в опыте предыдущих поколений знания не просто передаются напрямую от взрослого к ребенку; ребенок сам активно приобретает собственный опыт, творчески созидает собственные знания и смыслы, строит взаимодействия в совместно-разделенной деятельности и в общении с другими детьми и взрослыми. Таким образом, знания и смыслы не механически усваиваются, но активно создаются (конструируются) самим ребенком в процессе взаимодействия и диалога с природным и социальным миром.

Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.

Социальная ситуация развития определяется местом ребенка в обществе; общественными требованиями и ожиданиями относительно возрастных норм поведения детей, соответствующими исторически сложившемуся образу детства; интересами самого ребенка, характером и содержанием его активности.

Формируемая социальная ситуация развития выступает как источник социализации и развития личности ребенка, определяет уклад жизнедеятельности дошкольника, включая формы и содержание общения и совместной деятельности ребенка в семье и в образовательной организации.

На основе Программы на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда.

Мотивирующая образовательная среда предоставляет систему условий развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей (законных представителей), администрацию), условия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка), материально-технические и другие условия образовательной деятельности.

Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:

– игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),

– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),

– познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:

– восприятие художественной литературы и фольклора,

– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

– изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),

– двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:

– психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,

– особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,

– особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,

– способов и направлений поддержки детской инициативы,

– особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников,

– особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.

Объем обязательной части основной образовательной программы должен составлять не менее 60% от ее общего объема. Объем части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, должен составлять не более 40% от ее общего объема.

В соответствии с Программой описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей рекомендуется включать в часть, формируемую участниками образовательных отношений самостоятельно.

Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации основной общеобразовательной программы Организации. Система оценивания качества реализации программы Организации направлена в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий внутри образовательного процесса.

Программа завершается описанием перспектив по ее совершенствованию и развитию.

Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.

Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое.

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5 ст.14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.

Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).



Парциальные (специализированные, локальные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.

Комплексные программы дошкольного образования

Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой

Программа «Радуга»

Программа «Из детства в отрочество»

Программа «Детство»

Программа «Истоки»

Программа «Развитие»

Программа «Кроха»

Парциальные программы дошкольного образования

Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Программы экологического воспитания

Программы художественно-эстетического цикла

Программы социально-нравственного развития дошкольников

Программы физического развития и здоровья дошкольников и др.

О современных программах для дошкольных образовательных учреждений

Программы, разработанные авторскими коллективами в нашей стране или заимствованные из зарубежной педагогики, имеют несомненные достоинства, оригинальность подходов к построению педагогической работы и разнообразие взглядов на ребенка и его развитие. Вместе с тем каждая программа может содержать такие особенности, которые не всегда бесспорно могут быть приняты каждым педагогом. Необходима большая внутренняя оценка того, близка ли теоретическая концепция той или иной программы мировоззрению педагога. Формальное перенесение любой самой замечательной программы в существующую педагогическую ситуацию не сможет привести к положительному эффекту. Поэтому знание разнообразных подходов в организации педагогического процесса весьма полезно и перспективно для будущих педагогов.

Многие программы были разработаны серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами тоже создавались авторские программы.

С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации», где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать:

Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

Эмоциональное благополучие каждого ребенка;

Интеллектуальное развитие ребенка;

Создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В рекомендациях говорится, что программы должны предусматривать организацию детской жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня. При этом должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных ее видах (игре, конструировании, изобразительной, музыкальной, театрализованной и других видах деятельности).

В настоящее время опубликованы и распространены через разнообразные педагогические семинары всевозможные программы и руководства по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Ряд программ - результат многолетней работы научных и научно-педагогических коллективов. Все эти программы показывают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. Именно педагогическому коллективу предстоит выбрать ту программу, по которой данное дошкольное учреждение будет работать.

Реестр примерных программ является государственной информационной системой, которая ведётся на электронных носителях и функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими её совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями. (Часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).

Согласно Части 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Примерные основные образовательные программы включаются в реестр примерных основных образовательных программ.

ПРИМЕРНАЯ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОДОБРЕНА

решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.. 9

1.1. Пояснительная записка. 9

1.1.1. Цели и задачи Программы.. 9

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.. 10

1.2. Планируемые результаты.. 13

Целевые ориентиры в младенческом возрасте. 13

Целевые ориентиры в раннем возрасте. 14

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы.. 15

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе. 16

2.1. Общие положения. 20

2.2.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях..21

2.2.1. Младенческий и ранний возраст. 22

Младенческий возраст (2–12 месяцев). 22

Ранний возраст (1–3 года).. 27

2.2.2. Дошкольный возраст. 32

Социально-коммуникативное развитие. 32

Познавательное развитие. 33

Речевое развитие. 37

Художественно-эстетическое развитие. 39

Физическое развитие. 40

2.3. Взаимодействие взрослых с детьми. 42

2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников. 43

2.5. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 45

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.. 48

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка. 48

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.. 49

3.3. Кадровые условия реализации Программы.. 54

3.4. Материально-техническое обеспечение Программы.. 56

3.5. Финансовые условия реализации Программы.. 58

3.6. Планирование образовательной деятельности. 68

3.7. Режим дня и распорядок. 68

3.8. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов. 69


© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин