06.09.2023

Презентация - Античность: колыбель европейской художественной культуры - Эгейское искусство. Античность – колыбель европейской культуры Колыбель европейской культуры


Смотреть слайды в большом размере

Презентация - Античность: колыбель европейской художественной культуры - Эгейское искусство

2,673
просмотра

Текст этой презентации

Античность: колыбель европейской художественной культуры.Эгейское искусство
Материалы к уроку МХК В 10 классе
Амурская область, Бурейский р-он
ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ МХК МОБУ Новобурейской СОШ № 3, Рогудеева Лилия Анатольена составлена на основании программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл. – М.: Владос, 2010г. 2015 год

«Крит, великого Зевса остров, лежит среди моря…» Вергилий Крит – родина верховного олимпийского бога Зевса, здесь он был вскормлен ланью в горах Иды…

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, но они в значительной мере совпадают со временем
Понятие об античности
Идеальная реконструкция Римского форума
существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V вв. н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

В истории античной художественной культуры выделяют несколько этапов. гомеровская Греция (XI-VIII вв. до н. э.), Архаика (VII-VI вв. до н. э.), Развитие городов, государств с их рабовладельческой демократией привело к расцвету архитектуры, создатели которой устремились к поиску гармонии, соразмерности, упорядоченности. «Ордер» (порядок, строй) - так назвали римляне ту систему, что родилась в архаических архитектурных сооружениях. В узком значении слова под ордером подразумевается тип соотношения колонны (несущей части здания) и лежащего на ней перекрытия - антаблемента (несомой части). классика (V-IV вв. до н. э.), эллинизм (IV-I вв. до н. э.), а также республиканский Древний Рим (V-I вв. до н.э.) и императорский Древний Рим (I-V вв. н. э.) Была у этой культуры и своя «предыстория», и свои еще более древние корни.

Гомеровская Греция …Сюда Зевс увез прекрасную финикийскую царевну Европу, превратившись в золотого быка

МИНО́ЙСКАЯ КУЛЬТУ́РА, высокоразвитая культура бронзового века на острове Крит (3-2-е тысячелетие до н. э.), вариант Эгейской культуры. Открыта в конце 19 в. английским археологом А. Эвансом, который создал ее периодизацию, разделив на ранний, средний и поздний периоды. Большой вклад в изучение культуры внес греческий археолог С. Маринатос. Названа по имени легендарного царя Миноса, в мифе о котором сохранились некоторые исторические сведения о минойской цивилизации.

Артур Эванс Английский археолог Раскопки на острове Крит
Генрих Шлиман Немецкий археолог Раскопки в Микенах

Большее значение имеют раскопки, которые проводятся на о. Тира (Санторин). В результате вулканического взрыва в середине II тысячелетия до н.э. середина острова исчезла, а остальная его часть оказалась засыпанной вулканическим пеплом, который похоронил существовавший здесь город и дворцовый комплекс, получивший название Акротири. Катастрофа, постигшая минойцев, сохранила в неприкосновенности значительные фрагменты их культуры.

В 5 км к востоку от Ираклиона находятся развалины Кносского дворца. Первый дворец был построен около 1900 года до н.э. 200 лет спустя его разрушило землетрясение и он был отстроен вновь, став более величественным и роскошным. В XV в. до н.э. дворец окончательно разрушился вследствие очередного землетрясения и пожара. Дворец являлся не только царской резиденцией, но и религиозным и административным центром.

Архитектура Микен
Как правило, все поселения и города ахейцев возводились на высоких холмах, которые потом они называли «акрополи», что означает «верхние города». Подобного рода крепости сохранились в Тиринфе и Микенах. У крепости был центральный вход, точнее это были ворота. Например, известные на весь мир Львиные ворота, расположенные в Микенах, считаются единственным вариантом монументальной скульптуры во всем эгейском искусстве его времени. В центре дворца всегда располагался мегарон. Это некое парадное помещение, где проводились праздничные пиршества и другие собрания. Вокруг мегарона находились жилые комнаты, ванные, кладовые, коридоры. Около дворца строились дома знатных и богатых людей, а уже за границами крепости, у самого подножья холма, простирался нижний город, где были дома простолюдинов, ремесленников и купцов.

Дворцы Микен и Тиринфа возводились на высоких холмах. Они обносились толстыми стенами, сооруженными из грубо отесанных камней. Современные ученые нарекли их «циклопическими».

Фрески Крита
"Царь-жрец" - фигура в полный рост на красном фоне, среди загадочных цветов, в головном уборе с перьями и с широко распахнутыми руками. Копия этой фрески огромной величины была намалевана на пароме King Minos, который привез нас на Крит. Так что можно считать фреску изображением легендарного Критского царь Миноса."Игры с быком" - на синем фоне огромная фигура быка и рядом с ним три маленьких человеческих фигурки - одна - перед страшными рогами, другая - на его спине в головокружительном кувырке. По-видимому эта фреска изображает реальные игры - то ли развлечение, то ли религиозный обряд."Парижанка" - изображение женской головы в профиль, с удивительно жизнерадостным выражением лица. Почему Парижанка? Так назвал открывший ее археолог Эванс. Наверное такая красота и грация была навеяла на мысли о жительницах Парижа."Дельфины" - наверное самый излюбленный сувенирный сюжет. Уж очень хороши в своей яркой синеве.

"Парижанка" - изображение женской головы в профиль, с удивительно жизнерадостным выражением лица. Почему Парижанка? Так назвал открывший ее археолог Эванс. Наверное такая красота и грация была навеяла на мысли о жительницах Парижа.

"Игры с быком" - на синем фоне огромная фигура быка и рядом с ним три маленьких человеческих фигурки - одна - перед страшными рогами, другая - на его спине в головокружительном кувырке. По-видимому эта фреска изображает реальные игры - то ли развлечение, то ли религиозный обряд.

"Дельфины" - наверное самый излюбленный сувенирный сюжет. Уж очень хороши в своей яркой синеве.

Именно на Микенском акрополе, по предположению ученого, должны были находиться могилы Агамемнона, Эвримедона, Кассандры и других древнегреческих героев. В конце июля Г. Шлиман приступил к раскопкам, а уже 7 августа сосредоточил свое внимание на внутренней части акрополя. Его опытный глаз отметил сразу же своеобразную впадину, находившуюся справа от знаменитых Львиных ворот, и знаменитое скопление щебня.
Золото Микен

В Микенах Г. Шлиман открыл пять знаменитых гробниц, находки из которых своими художественными достоинствами ослепили весь ученый мир.

В четвертой гробнице археологическая экспедиция Г. Шлимана обнаружила пять больших медных котлов, один из которых был наполнен золотыми пуговицами (68 золотых пуговиц без орнамента и 118 золотых пуговиц с резным орнаментом).

Могилы были буквально набиты золотом. Но для Г. Шлимана было важно не золото, хотя его было почти 30 килограммов. Ведь это могилы Атридов, о которых говорил Павсаний! Это маски царя Агамемнона? и его близких, все говорит за это: и число могил, и количество погребенных (17 человек - 12 мужчин, 3 женщины и два ребенка), и богатство положенных в них вещей... Ведь оно столь огромно, что собрать его мог только царский род. Шлиман не сомневался в том, что маска человека с бородой закрывала лицо Агамемнона. Позднейшие исследования показали, что маска была сделана почти за три столетия до рождения Агамемнона, но до сих пор она ассоциируется со знаменитым микенским царем и так и называется: «Маска Агамемнона».

Древнегреческая вазопись: стиль Камарес

Камарес (лат.Kamares) - стиль росписи керамических изделий, получивший распространение в ранний дворцовый период на острове Крит (прибл. 1900 г. - 1650 гг. до н. э.). Название стилю дала местность в центральной части острова, где в гроте и были впервые обнаружены вазы в этом стиле. Характерной особенностью Камареса является линейный орнамент, который наносился на матовую основу чёрного цвета белой, оранжевой или красной краской. В этом стиле расписывалась тонкостенная глиняная посуда в крито-минойский период. Камарес был чрезвычайно популярен и распространился по всему восточному побережью Средиземного моря до Египта.

Д.З. - Сделать заметки в тетрадь об особенностях развития Гомеровской Греции

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Елена Петренко
Конспект урока МХК в 10 классе «Античность - колыбель европейской культуры»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32

Урок по МХК в 10 классе

«Античность : .

Эгейское искусство»

Учитель высшей квалификационной

Петренко Е. М.

Тема урока : Античность : колыбель европейской художественной культуры . Эгейское искусство.

Цели урока : познакомить обучающихся с важнейшими достижениями эгейской культуры ; развивать умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в различных источниках; определять основные черты вазописи, фресковых росписей, особенности архитектурных сооружений Критской и Микенской культур ; развивать эстетический вкус и бережное отношение к ценностям мировой культуры .

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие.

II. Сообщение (определение обучающимися) темы и целеполагание.

1) Ребята, просмотрите видеофрагмент и попробуйте сами определить тему нашего урока .

Видеофрагмент. («Боги Древней Греции» ) – 45 с.

Тема, которой будут посвящены 3 урока : Античность : колыбель европейской культуры .

Учитель : «Познай самого себя» - было начертано на храме Аполлона в Дельфах. Чтобы познать себя сегодняшних, необходимо понять, каким был человек в далеком прошлом, в эпоху «счастливого детства человечества» .

2) Понятие «Античность » .

Античность . Множество нитей тянется от нее через века в иные эпохи и цивилизации. Художественное творчество Античности было тем источником , из которого черпало вдохновение все позднейшее искусство. В течение многих столетий, начиная с эпохи Возрождения, худ. культуру Античности считали колыбелью мирового искусства . Термин «античный » возник позднее, в XV в., означает с лат. «древний» и употребляется по отношению к истории и культуре Др . Греции и Др. Рима.

3) Ассоциативный ряд.

Античность

Поставьте для себя задачи по изучению этой темы.

А я, с вашего позволения, поменяю знак препинания в нашей теме (ставлю) . Что это для нас означает?

4) Мифология.

Какие мифы и легенды Древней Греции вам знакомы? А откуда вы их знаете? И в самом деле, почему древнегреческая мифология вызывала и до сих пор вызывает такой живой интерес у деятелей искусства?

«. боги Греции не что иное,

как образы идеального человека,

обожествление человека».

В. Г. Белинский

«Искусство начинается мифологией, ею живёт и ею творит» В. Н. Топоров

Тем, кто интересуется историей культуры , литературой и искусством, знакомство с греко-римской мифологией совершенно необходимо. Ведь, начиная с эпохи Возрождения, художники и скульпторы стали широко черпать для своих произведений сюжеты из сказаний древних греков и римлян. Придя в любой из художественных музеев, неискушенный посетитель оказывается в плену прекрасных, но зачастую непонятных ему по содержанию произведений великих мастеров русского изобразительного искусства : картин П. Соколова (“Дедал, привязывающий крылья Икару”, К. Брюллова (“Встреча Аполлона и Дианы”, И. Айвазовского (“Посейдон, несущийся по морю”, Ф. Бруни (“Смерть Камиллы, сестры Горация”, В. Серова (“Похищение Европы” , скульптур таких выдающихся мастеров, как М. Козловский (“Ахилл с телом Патрокла”, В. Демут-Малиновский (“Похищение Прозерпины”, М. Щедрин (“Марсий”) . То же самое можно сказать и о некоторых шедеврах западноевропейского искусства , будь то “Персей и Андромеда” Рубенса, “Пейзаж с Полифемом” Пуссена, “Даная” и “Флора” Рембрандта, “Муций Сцевола в лагере Порсенны ”, Тьеполо или структурные группы “Аполлон и Дафна” Бернини, “Пигмалион и Галатея” Торвальдсена, “Амур и Психея” и “Геба” Кановы.

Греко-римская мифология столь глубоко проникла в русскую литературу, что человеку, читающему стихотворения А. С. Пушкина (особенно ранние) и неосведомленному о мифологических персонажах, не всегда будет ясен лирический или сатирический смысл того или иного произведения. Это справедливо в отношении стихов Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, басен И. А. Крылова и других. Все это лишь подтверждает замечание Ф. Энгельса о том, что без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы . Сильнейшее влияние, которое оказала античная культура на развитие всех европейских народов , таким образом, не подлежит сомнению.

Один миф об Орфее и Эвридике вдохновил на создание крупных музыкальных произведений (опера, оперетта, балет) более 30 композиторов от XV века до наших дней.

Ученые утверждают, что среди художественных произведений мирового искусства, опирающихся на литературные источники, едва ли не 9/10 восходят к античным и библейским сюжетам.

Древнегреческая мифология продолжает жизнь и в современной речи (“ахиллесова пята”, “гордиев узел”, “дамоклов меч”, “панический страх” и т. д.) и запечатлена в камне.

Влияние античной мифологии сказалось на архитектурном облике многих городов Европы . В Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе и других городах старинные здания украшены орнаментом, барельефами, фризами, статуями и скульптурными группами , созданными на основе античных сюжетов .

Для того чтобы понимать старинную и современную музыку, живопись, скульптуру , нам необходимо знать и понимать античную мифологию .

Почему же великие мастера время от времени, вглядываясь в историческую даль прошлого, обращались к первоистокам духовности, к поучительным картинам эпохи “детства человечества”?

Показ блока «Мифология в искусстве»

Вывод : Гуманизм рождается в мифах Древней Греции.

III. Основная тема.

1) Периодизация. (презентация)

1. Крито-микенский или эгейский период (III-II тыс. до н. э.)

2. Гомеровский период (XI-VIII вв. до н. э.)

3. Архаика (VII-VI вв. до н. э.)

4. Классика (V-IV вв. до н. э.)

5. Эллинизм (IV -I вв. до н. э.)

6. Республиканский Древний Рим (V- I вв. до н. э.)

7. Императорский Древний Рим (I- V вв. н. э.)

2) Эгейское искусство.

1. Рассказ учителя (презентация)

Остров Крит – центр античного мира III-II тысячелетия до н. э. – находился на стыке трех материков : Европа , Азия, Африка. Это давало возможность критской культуре развиваться в благоприятном соприкосновении с древними культурными мирами . Критское царство – мощная морская держава с могущественным флотом и хорошо развитыми торговыми связями. Жители Крита занимались земледелием, обрабатывая плодородные равнины острова, собирали богатый урожай зерна, винограда, оливкового масла круглый год.

Царем Крита был Минос, отсюда и название цивилизации – минойская.

Город-государство Микены наивысшего расцвета достигло в XVI-XIII вв. до н. э. после гибели Критского государства. Микенская цивилизация развивалась на юге материковой Греции с центрами в Микенах и Тиринфе. Ее создателями были греки-ахейцы, поэтому культура получила название – ахейская.

Артур Джон Эванс – английский археолог, коллекционер памятников древности, хранитель Оксфордского музея – обладал незаурядными способностями ученого и жаждущей приключений натурой романтика . В 1900 году начал раскопки на Крите и обнаружил руины ансамбля грандиозного дворца. Работы продолжались сорок лет. Свои археологические исследования он изложил в четырехтомном труде, за который Эванс получил звание лорда. Это были и мировое признание, и благодарность за возможность глубоко и серьезно изучать культуру исчезнувшей цивилизации.

Генрих Шлиман – сын пастора, вырос в бедной семье, вынужден был рано бросить школу, пойти работать. Жизнь его похожа на приключенческий роман : он был и портовым грузчиком, и подручным в бакалейной лавке, и юнгой на корабле, и бухгалтером, и золотоискателем, и купцом. Во всех начинаниях ему сопутствовал успех благодаря фантастическому везению и природному таланту. Став обеспеченным человеком, он осуществляет свою детскую мечту – найти Трою, в существование которой тогда мало кто верил. Смыслом жизни Шлимана стало желание доказать, что в основе гомеровского эпоса лежат реальные события. В своих поисках он опирается на “Илиаду” Гомера, как на путеводитель. Шлиман купил участок в Турции, который наиболее соответствовал описаниям Гомера. Три года шли раскопки, в ходе которых Шлиману удалось обнаружить легендарный город и открыть новую страницу древней истории, доказать достоверность событий, изложенных в бессмертной “Илиаде”. Теперь Гомеру поверили все!

Удачные раскопки в Малой Азии вдохновили археолога на новые поиски, следуя указаниям Гомера, в Греции. Он обнаружил руины Микен – родного города предводителя греков-ахейцев в Троянской войне Агамемнона. Он нашел крепостные стены города, купольные и шахтовые гробницы микенских царей с уникальными драгоценными вещами и погребальными золотыми масками. Позже проводимые раскопки в Тиринфе и найденные вещи доказывали, что Тиринфе принадлежал к той же культуре , что и Микены.

По ходу рассказа учителя ребята заполняют сравнительные таблицы.

На Крите, так же как и в Египте и в Месопотамии, много строили, но не храмы, а дворцы. Архитектура носила светский характер, т. к. не удалось обнаружить ни одной постройки, посвященной какому-либо божеству. Островное положение Крита и мощный флот обеспечивали критянам безопасность. Поэтому критские дворцы не имели никаких укреплений : ни рвов, ни крепостных стен.

Микены и Тиринф находились непосредственно на греческом материке, а такое расположение городов на открытой местности было не безопасным. Поэтому первой особенностью ахейского градостроительства было строительство мощных крепостных стен.

Особенности архитектуры

“Дворец в Кноссе своей легкой, открытой архитектурой напоминает дворцы эпохи Возрождения. Мореходам, которые бросали якорь в критском порту, открывалась изумительная картина. На фоне южного голубого неба, в лучах жаркого солнца красиво вырисовывался ансамбль ослепительно белых зданий. … Это, вероятно, было прекрасное, захватывающее зрелище, поэтому не удивительно, что пораженные мореплаватели повсюду рассказывали об острове чудеса”. (Зенон Косидовский)

Условием спокойного существования Микен и Тиринфа была защита своих территорий. Дворцы окружались внушительного вида стенами. Врагам, которые хотели взять город приступом, чтобы добраться до ворот, нужно было продвигаться вдоль стен под градом стрел, копий, камней

Дворцовый ансамбль

Кносский дворец – это ансамбль, гармония которого создается свободным сочетанием форм, расположение которых зависит от особенностей рельефа. Это дворец во всем своем великолепии. Вокруг него – высокие горы со сверкающими снежными вершинами, цветущие равнины, а за ними теплое лазурное море.

Ахейцы строили свои поселения на высоких холмах, которые называли “акрополи”, т. е. “верхние города”, окружая их кольцом мощных крепостных стен. В акрополе были сосредоточены главные постройки города. Дорога на акрополь проходила через крепостные ворота. Расположение Микенского акрополя было выгодным для защиты от вражеского нападения : с одной стороны акрополя – глубокое ущелье, с других сторон – крепостные стены, высотой 18 м.

Планировка дворца

Расположение помещений Кносского дворца было удивительным. Такой планировки мир не знал. К центральному двору примыкали со всех сторон комнаты, расположенные на разных уровнях. Часть из них – на уровне двора, другие – ниже, третьи – на два или три этажа выше. Во дворце было столько много комнат, коридоров, запутанных ходов, что он походил на лабиринт.

Микенский акрополь – дворец царя Агамемнона. Окружала его мощная крепостная стена, в ширину достигавшая 6 метров. В стенах располагалась сложная система галерей, ходов, ведущих к продовольственным и оружейным складам, цистернам для воды. Все было предусмотрено на случай обороны и долгой осады города.

В противоположность критским, дворцы ахейских владык отличались симметрией и имели четкую систему в расположении комнат и залов. Вблизи дворца находились дома знати, а за пределами крепости, у подножия холма, лежал нижний город, где жили простые люди, купцы, ремесленники.

Центральное помещение дворца.

Центральное место в огромном архитектурном комплексе Кносского дворца занимает открытый прямоугольный двор размером 50 на 30 метров, выложенный плитами. Все постройки располагались вокруг этого двора. Наружу выходили только глухие стены, а фасад был обращен внутрь.

Сердцем Микенского дворца является мегарон (греч. “большой зал”) – парадное помещение для собраний и праздничных пиршеств. Продолговатое, изолированное массивными стенами от окружающего мира, здание встречало входящих колонными портиками. Далее через вестибюль гости попадали в большой зал – мегарон. Само слово “мегарон” обозначало и само здание, и его главный зал – большое помещение с очагом в центре и колоннами вокруг него, который стал прообразом эллинских храмов. Вокруг мегарона располагались жилые комнаты, коридоры, кладовые, ванные.

Кносский дворец

Белые стены критского дворца и темные колонны, сужающиеся к низу - такие колонны встречаются только на Крите. Такая необычная конструкция производит впечатление прочной опоры, весьма необходимой в таком воздушном сооружении. Бордо-красный цвет колонн создавал особенный декоративный эффект.

Внутреннее пространство Кносского дворца

Несмотря на сложную планировку, жизнь во дворце протекала удобно и приятно. Внутренние лестницы связывали между собой этажи и соединялись с большими открытыми верандами. Лестничные клетки, прорезавшие все здание снизу доверху, служили световыми колодцами, маленькими внутренними двориками, через которые проникал воздух и свет. Это спасало жителей дворца от палящего солнца, в комнатах всегда ощущалась приятная прохлада.

Микенский акрополь

Если отличительной чертой критской архитектуры является отсутствие симметрии, то особенность микенской архитектуры в том, что при строительстве крепостных и оборонительных сооружений ахейских владык использовались камни огромных размеров. Это частично обработанные глыбы, промежутки между ними заполнялись мелким камнем. Такую кладку эллины назовут “циклопической”. Она поражает воображение даже сегодня. И в самом деле, только гигантам-циклопам под силу было втаскивать эти глыбы на гору и укладывать их друг на друга.

Условием спокойного существования ахейцев была защита территорий, поэтому микенская архитектура проста и сурова.

Гомер в своей “Илиаде” назвал Микены “златообильными”, а Тиринф – “крепкостенным”

В город-крепость вели только два входа – главные ворота на восточной стороне и потайной ход на западной стороне, скрытый под стенами. Перед вами знаменитые “Львиные ворота” (вход на Микенский акрополь) : широкий пролет венчает треугольный рельеф с изображением двух львиц, поставивших свои лапы на пьедестал.

Крепость возвышалась над огромными просторами, где раскинулись равнины и склоны невысоких холмов.

Гробницы ахейских царей

К числу самых известных памятников микенской архитектуры относятся гробницы ахейских царей. Для умерших владык в скалах высекали прямоугольные могилы. Добраться до гробниц, находящихся в глубоких погребениях, можно было, сделав вертикальные колодцы-шахты, отсюда и их названия – шахтовые. Позднее начинается сооружение купольных гробниц – толосов. Монументальные толосы не уступают по своей грандиозности дворцам и крепостным стенам. В погребальную камеру под курганом вел узкий коридор – дромос. Захоронения отличались необычайной пышностью и богатством.

Живопись

Стены Кносского дворца были украшены фресками – росписью по сырой штукатурке. Художники покрывали стены яркой и красочной декоративной живописью. Они использовали различные краски : черную, белую, красную, желтую, синюю, зеленую. Сюжеты фресок самые разнообразные : сцены мирной жизни, различные шествия, изображения животных, морские мотивы.

Стены дворца в Микенах также украшены росписями, но для них типичны сцены сражений, осады крепости, запрягания коней, охоты.

Женские образы

О важном месте, которое занимает женщина в минойском обществе, говорят фрески с изображением критских аристократок. Оживленное личико, чуть вздернутый носик, легкое кокетство, сложная прическа, игривый завиток локона, огромные глаза – портрет молодой женщины, которую археологи назвали “Парижанка”.

Изображения микенских дворцов менее живописны и более схематичны, в художественном отношении уступают критским.

Шедевром минойского изобразительного искусства является фреска “Царь-жрец”, в которой изящный загорелый юноша идет по цветущему лугу. Фигура юноши трактуется в духе египетского канона : ноги и голова – в профиль, плечи и глаз – в фас.

Идеалом красоты считались хрупкие фигуры с тонкими, “осиными” талиями. Герои фресок находятся в постоянном движении. Как и египетским рисункам, им свойственна условность цвета : мужские фигуры рисуются темной кирпично-красной краской, а женские - светлой.

Изображения мужских фигур микенской культуры менее изящны . Это шествующие воины в доспехах.

Изображения животных

Самая загадочная фреска Кносского дворца – “Игра с быком”. По всей вероятности такие игры были чрезвычайно популярны. Может быть, это были спортивные состязания, а может, один из религиозных обрядов островитян. Фигуры людей кажутся миниатюрными рядом с могучим телом быка. Его удлиненная фигура заполняет всю фреску. Эта сцена до сих пор вызывает жаркие споры ученых. Акробат над спиной разъяренного быка делает головокружительное сальто. Испанские тореадоры и американские ковбои утверждают, что совершить такой трюк невозможно, слишком велика скорость быка. Что же это – реальная сцена или фантазия художника? Художник настолько искусно запечатлел веселую и непринужденную игру акробатов, что мы забываем о смертельной опасности подобных трюков. Фреска воспринимается как гимн красоте и ловкости человека.

Изображение на ахейском мече тоже полно экспрессии. Стремительные мужские фигуры пытаются остановить нападающего льва. Микенские художники часто изображали хищного зверя, такие сюжеты никогда не встречались на Крите.

Фрески Кносского дворца

Живопись – главное украшение дворцовых покоев. Она наполнена динамикой, ее герои находятся в постоянном движении. Изображения отличаются ярким колоритом красок, они не пугают, никого не прославляют, они радуют зрителей. Узоры покрывали стены, потолки, а иногда и полы. Богато украшен Тронный зал. У северной стены находился трон с высокой спинкой, на стенах изображены фантастические грифоны – львы с орлиными головами. Стены парадных помещений дворца знакомят с жизнью и развлечениями его обитателей : праздники, театральные представления, танцы, забавы детей.

Скульптура

Произведения монументальной круглой скульптуры Крита до нас не дошли. Найденные предметы мелкой пластики доказывают, что критские мастера умели работать с разными материалами6 глиной, слоновой костью, фаянсом, бронзой, золотом. В Кносском дворце были найдены статуэтки женщин со змеями, высотой всего 30 см. Это изображения жриц, а змеи в руках – символ благосостояния в доме. Критяне считали змей добрыми божествами. Фигуры женщин скованы и статичны.

Примером монументального рельефа микенской культуры являются “Львиные ворота”. Это центральный вход в крепость, над пролетом которого расположена известняковая плита с рельефным изображением колонны – священного символа правителей Микен, а по бокам застыли фигуры царственных львов. Других скульптурных изображений в Микенах не обнаружено.

Символы Кносского дворца

Своеобразие религии критян проявляется в том, что жители острова не знали привычного для современности почитания божества в храме, при раскопках не было обнаружено ни одного храмового здания. Божеству поклонялись в священных рощах, пещерах, во дворцах правителей и домах обычных горожан. Именно там были найдены небольшие святилища с изображениями культовых предметов . Например, ритон – сосуд для воды в виде бычьей головы. Большое количество всевозможных изображений быка или его рогов говорило о том, что это животное, хотя и не было получеловеком-полубыком (согласно мифу, имело большую популярность.

Изображения двойной секиры – лабриса – самого почитаемого символа критян, так же как и бычьи рога, но не совсем обычный для миролюбивых жителей благородного острова, очень часто встречаются в дворцовых покоях. Поэтому некоторые ученые предполагают, что этим может быть связано слово “лабиринт”, которое означает – “дом двойной секиры”. Лабрис – символ силы и превосходства.

Богатства гробниц ахейских царей

Захоронения в гробницах отличались необычайной пышностью. В них найдено большое количество драгоценностей, серебряных и золотых кубков, диадемы, парадное оружие, кинжалы, золотые пластины, украшавшие одежду. Интересной находкой являются маски, сделанные с лиц умерших вождей, они передают некоторые индивидуальные черты человека. Щедрые дары сопровождали владык в загробную жизнь.

Гончарное искусство Крита

О мастерстве критских гончаров и художников свидетельствуют вазы, исполненные на гончарном круге и расписанные всевозможными орнаментами. Стиль, в котором выполнены эти вазы, традиционно называют “камарес” - по названию современной деревни, вблизи которой были найдены изделии подобного рода. На темный фон белой краской наносили узоры, стилизованные растения, которые оплетали вазу. Критский мастер всегда стремился рисунком подчеркнуть форму изделия. Если оно округлое, его украшали осьминогом или круговым орнаментом. Если ваза вытянутая, на ее поверхности изображали стебли растений, тянущиеся вверх. Изображения человеческих фигур на сосудах не встречается, только рыбы, осьминоги, морские звезды, растения.

3) Просмотр видеофрагмента («Семь чудес Древней Греции. Кносский дворец» )

4) Работа в группах.

1 группа – выбрать изображения, относящиеся к критской культуре .

2 группа – выбрать изображения, относящиеся к микенской культуре .

3 группа – заполнить таблицу – сравнительный анализ архитектуры критской и микенской.

4 группа – синквейн. Эгейское искусство.

Во время работы звучит песня «Арго» .

5) Проверка выполнения задания.

Продолжить фразу :

Интересно, что…

Удивительно, что…

V. Оценивание (лавровые венки) Ребята отдают свои лавровые листочки самым активным.

VI. Рефлексия.

Назовите наш урок одной фразой – ассоциацией.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация по МХК Античность: колыбель европейской культуры.

Античность. Анти́чность (от лат. antiquus - древность) - совокупность исторических форм общественного сознания, религии, мифологии, философии, науки, искусства в странах Передней Азии, в Древней Греции и Древнем Риме. Эпоха античности началась Олимпийскими играми в 776 до н. э., а завершилась падением Рима в 476 году н. э. Поскольку античность охватывает достаточно продолжительный отрезок времени и человеческой истории, её принято подразделять на несколько этапов. Также в античности следует искать истоки многих ценностей, которые составили впоследствии европейскую культуру. Древнегреческий храм.

Крито-микенский период - предыстория античности. Конец III-II тыс. до н. э. - Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III в. до н. э. завоеванию греков-ахейцев. По сути, крито-микенский период, это предыстория античности.

Минойская цивилизация(Крит). Минойская цивилизация представляла собой государство, управляемое царем. Минойцы вели торговлю с Древним Египтом, вывозили медь с Кипра. Для архитектуры характерны переосмысленные египетские заимствования (например, использование колонн). Армия минойцев была вооружена пращами и луками. Характерным вооружением у минойцев был также двухсторонний топор лабрис. Как и у других народов Старой Европы, у минойцев был распространён культ быка (таврокатапсия). Минойцы плавили бронзу, производили керамику и строили дворцовые комплексы с середины XX века до н. э. (Кносс, Фест, Маллия). Царь-жрец. Фреска в Кносском дворце.

Раннеминойский период (XXX-XXIII вв. до н. э.). Общая характеристика периода: Господство родовых отношений. Начало освоения металлов. Зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений. Кувшины для хранения зерна и оливкового масла.

Среднеминойский период (XXII-XVIII вв. до н. э.). Общая характеристика: период «старых», или «ранних», дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов в ряде регионов Крита. Ранние формы письменности. Развалины Кносского дворца на острове Крит.

Позднеминойский период (XVII-XII вв. до н. э.). Расцвет Минойской цивилизации. В это время произошло объединение Крита, была создана морская держава царя Миноса. Для этого периода характерен расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте) и активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами. Царь Минос.

Микенская цивилизация (Балканская Греция) . Раннеэлладский период (XXX-XXI вв до н. э.). Господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения. Появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов. Среднеэлладский период (XX-XVII вв. до н. э.). Расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка - ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев. Позднеэлладский период (XVI-XII вв. до н. э.). Возникновение раннеклассового общества у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйстве, появление ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др., формирование оригинальной письменности, расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают Минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа - дорийцы, гибель микенской государственности.

Теа́тр (греч. θέατρον - основное значение - место для зрелищ, затем - зрелище, от θεάομαι - смотрю, вижу). Одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актёра или группы актёров.

Греческий театр. Греческий театр представлял собой открытое здание огромнейших размеров. Сцена состояла из длинной узкой платформы и с трёх сторон была обнесена стенами, из которых задняя (с навесом) называлась скеной (skene), боковые - параскениями (paraskenion), а то, что мы называем сценой - предскением (proskenion). Поднимавшийся уступами полукруг сидений для зрителей назывался амфитеатром, место между сценой и амфитеатром - орхестрой; здесь помещался хор, который управлялся корифеем (руководитель хора). С развитием драматического действия к орхестре была присоединена палатка (skene), где актёры одевались и переодевались (каждый из актёров исполнял несколько ролей). Декораций в обычном смысле слова греческий театр не знал. Это оказало влияние на технику оформления греческой трагедии. Актёры носили маски, котурны (высокая обувь на деревянном каблуке) и длинные до пят плащи (цвет их зависел от роли - цари, например, носили красные плащи). Всё это должно было придать актёру высокий рост и величие, уподоблявшие его богу или герою, которых он изображал. В соответствии с этим жест актёра был преувеличенным, а декламация его - торжественной, патетической. Аспендос.

Античная драма. Древнегреческая драма развилась из ритуального действа в честь бога Диониса. Оно обычно сопровождалось хороводами, пляской и песнями (дифирамбами). Содержанием этих песен являлось сказание о похождениях Диониса. Исполнители их танцами и мимикой воспроизводили это сказание. Затем из среды хора выделился ведущий, которому отвечал хор. Роль его часто исполнялась существовавшими уже тогда профессионалами-актёрами (плясуны, разные потешные мастера, которые увеселяли толпу на сборищах). Некоторые исследователи полагают, что в глубокой древности о страданиях бога Диониса рассказывал жрец, приносивший при этом на алтарь в жертву козла (козёл по-гречески tragos, отсюда - трагедия). Дионис

Эсхил. (др.-греч. Αἰσχύλος, 525 г. до н. э. - 456 г. до н. э.) - древнегреческий драматург, основоположник жанра, отец европейской трагедии. Эпоха юности Эсхила была временем ожесточённой борьбы между пелопоннесской трагедией и исконно аттическим дифирамбом. Самое известное произведение Эсхила – трилогия «Прометей» о титане, вступившем в противоборство с самим Зевсом (к сожалению, до наших дней дошла лишь вторая часть трагедии – «Прометей прикованный»). Последней известной трилогией Эсхила (458 г. до н. э.) является его «Орестея» - к счастью, сохранившаяся целиком (трагедии: «Агамемнон», «Хоэфоры» (приносительницы возлияний) и «Евмениды»). Содержание этой трилогии - судьба рода Атридов в лице его самых славных представителей Агамемнона и его сына Ореста.

Софо́кл (др.-греч. Σοφοκλής, 495 г. до н. э. - 405 г. до н. э.) - афинянин, вместе с Эсхилом и Еврипидом образует триаду знаменитейших античных трагиков. Ввёл новые приспособления в сценическую постановку пьес: увеличил число актёров до трёх, а число хоревтов с 12 до 15, сократив хоровые части трагедии, усовершенствовал декорации, маски, ввёл в употребление расписные декорации. До нас дошло семь трагедий, из которых по содержанию три принадлежат фиванскому циклу сказаний: «Эдип», «Эдип в Колоне» «Антигона»; одна к Гераклову циклу - «Деянира», и три к троянскому: «Эант», «Электра» и «Филоктет». Кроме того, у разных писателей сохранилось около 1000 фрагментов.

Еврипи́д (др.-греч. Εὐριπίδης, 480 - 406 до н. э.) - древнегреческий драматург, представитель новой аттической трагедии, в которой психология преобладает над идеей божественного рока. Уделял большое внимание разработке женских ролей. Из 92 пьес, приписывавшихся Еврипиду в древности, можно восстановить названия 80-ти. До нас дошло 18 трагедий, из которых «Рес», как считается, написан более поздним поэтом, а сатирическая драма «Циклоп» представляет собой единственный уцелевший образец данного жанра. Лучшие по оценке древних драмы Еврипида для нас потеряны; из уцелевших самая известная - «Ипполит». В числе сохранившихся пьес самая ранняя - «Алкеста», а к более поздним принадлежат «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки».

Древнегреческая комедия. Древнегреческая комедия родилась на тех же празднествах Диониса, что и трагедия, только в другой обстановке. Если трагедия в своей основе - ритуальное богослужение, то комедия - продукт увеселений, которые начинались, когда богослужебная часть дионисий, мрачная и серьёзная, оканчивалась. В Древней Греции устраивали шествия (komos, отсюда - комедия) с разгульными песнями и плясками, надевали фантастические костюмы, вступали в споры, драки, перебрасывались остротами, шутками, часто непристойными, что, по воззрению древних греков, поощрялось Дионисом. Во время этих увеселений и возникли основные элементы комического жанра: дорическая бытовая сценка (мим) и аттическая обличительная хоровая песня.

Аристофан Аристофа́н (др.-греч. Ἀριστοφάνης) (444 до н. э. - между 387 и 380 гг., Афины) - древнегреческий комедиограф, «отец комедии». Самый крупный представитель политической комедии. Вёл ожесточённую борьбу с демократией, стоявшей у власти в период Пелопоннесской войны. Аристофан был сторонником мира, так как война пагубно отражалась на землевладельческой аристократии, идеологию которой он выражал. Это определяло реакционность его философских и нравственных взглядов. Из 44 комедий, написанных Аристофаном, до нас дошли только 11: «Всадники», «Птицы», «Лисистрата», «Лягушки» и другие. Аристофан в карикатурном виде изображал Сократа, часто пародировал своего современника Еврипида, выразителя демократических настроений. Большинство его комедий были злой сатирой на правителей-демократов, в том числе на Клеона и Перикла. Роль Клеона в комедии «Вавилоняне» исполнял он сам, так как актёры на это не решались, боясь мести правителя.


Историю Древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами: Эгейским или критомекенский (III–II тыс.до
н.э.),
Гомеровский (XI-IXвв.до н.э.);
Архаический (VIII-VIвв. До н.э.);
Классический (V-IVвв. До н.э.);
Эллинистический (вторая половина IV-середина
Iвв. До н.э.).

Период Гомеровской Греции

Примерно вVIII-VII вв. до н.э.
слепой певец-сказитель создал
две великие поэмы под названием
«Иллиада» и «Одиссея»
(записаны поэмы несколько
столетий спустя)
Сочинения Гомера открыли
важнейшую страницу в истории
античной художественной
культуры. Неслучайно философ
Платон назвал поэта
«воспитателем Греции».

В этот период греки строят храмы своим богам, но до нас они не дошли,
сохранились лишь остатки фундаментов и изображения на вазах.
На VIIIв. до н.э. приходится расцвет керамики. С помощью гончарного круга
и обжига создавалось множество произведений, как бытовых, так и
ритуальных.
До наших дней сохранились керамические изделия того времени,
расписанные в так называемом «геометрическом стиле» - орнаментом
из кругов, ромбов, треугольников и т.д.
Амфора. 750г. до н.э.

Греческая мифология

Много в природе дивных сил,
Но сильнее человека нет.
Софокл «Антигона»
В этот период складывается греческая мифология, в
рамках которой человек создает целостную картину
мира, основной чертой которой стала сказочнорелигиозная условность. Боги Олимпа стали источником
сюжетов и образов художественного творчества.

Проверь себя:
1
2
Бог вина и
веселья.
6
7
3
4
Верховный
Богиня любви олимпийский
и красоты.
бог,
владыка
богов и людей.
5
Сын Зевса и
нимфы Майи,
покровитель
торговли.
10
8
Богиня
мудрости и
справедливо
й войны
9
Богиня
охоты.
Сестраблизнец
Аполлона.
Супруга царя
богов.
Покровительница
семьи и брака,
помогала
женщинам при
родах
Бог
подземного
мира,
супруг
Персефоны.
Владыка морей
проявляет
буйный
и независимый
нрав.
Муж
Афродиты,
хромой богкузнец,
покровитель
огня.

Период Архаики

Искусство греческой архаики – новое по стилю и духу – возникло в
эпоху становления республиканского правления, возникновения
полисов – греческих городов-государств.
Греческая архитектура, как и скульптура, складывается в эпоху архаики.
Искусство греческой архаики обладает особой гармонией и поэтическим
Чувством, оно обращено к человеку, отражает радость жизни.

Единый архитектурный язык – ордерная система: определенное
соотношение несомых и несущих частей сооружения и особенностей его
украшения.
Существует три типа греческих ордеров:
Дорический
Ионический
Коринфский

Храм Геры в Пестуме

В эпоху архаики
строили
греческие святилища.
Храм Аполлона в Дельфах
Святилища являлись
сосредоточием
древнейших ритуалов
и постепенно
крупными центрами
искусств.
Храм Афины Афайи на о. Эгина. 510490гг. до н.э.
Храм стал прообразом Парфенона.

Большое место в искусстве архаики занимала скульптура,
которая украшала не только храмы, но и была составной частью
религиозного культа.
Новый идеал красоты – здоровое
человеческое тело – воплощен в
дошедших до нас статуях
Девушек всегда в одеждах (драпировка).
Коры
Обнаженных юношей - атлетов
Куросы

Об архаической живописи можно судить в основном
по чернофигурной и краснофигурной вазописи.
Ахилл и Аякс, играющие в шашки.
Эксекий
Пелика с ласточкой
Ефроний

Классический период

Классический период античного искусства, продолжал традиции архаики
во всех видах искусств: архитектуре, живописи, пластики.
Величайшие произведения греческого искусства были созданы
В V в. До н. э. Начало этого периода ознаменовано победоносной борьбой
Свободолюбивых греков с персами.
В передовых полисах складывается демократический республиканский
образ правления.
Идеалы демократических полисов, проникнутые пафосом героической
борьбы с врагами, нашли выражение и в искусстве, и в литературе, и в
архитектуре.

Афинский Акрополь
Был средоточием всех высших святынь
афинян.
Даже по развалинам можно
представить, как прекрасен был в свое
время Акрополь.

Войдем в Акрополь с запада через центральный вход - Пропилеи

На холм вела широкая мраморная лестница.
Справа от нее, на возвышении, как драгоценная шкатулка,
Поставлен небольшой изящный
храм богине победы Нике Аптерос

В основе композиции
Акрополя лежал принцип
ассиметрии
(что характерно для классики).
Реконструкция Акрополя
План акрополя

В тридцати метрах от
Пропилей, на постаменте
стоял символ
Вооруженного мира –
бронзовая статуя
Афины Воительницы.
Колоссальная статуя
богини мудрости и
справедливой войны
господствовала над
городом и была видна с
моря.

Главное сооружение Акрополя – храм Парфенон,
посвященный Афине Парфенос (деве).
Выстроенный архитекторами Иктином и Калликратом.
Один из прекраснейших
эллинских храмов.
Он огромный и могучий, построен
из золотисто-розового мрамора.

Напротив Парфенона возвели Эрехтейон, посвященный Афине
Палладе (матери) и ее супругу Посейдону Эрехтею.
Планировка Эрейхтейона
очень сложна и ассиметрична,
храм был построен на разных
уровнях и разделен на две
части.
К храму примыкают три
портика, в том числе
и портик кариатид
(скульптурное
изображение
женских фигур,
несущих перекрытие).

Скульптурный декор Парфенона был создан под руководством Фидия.

Афина

Многочисленные скульпторы работали в Греции в V в. до н. э.
Среди них выделяются три наиболее значительные: Мирон,
Поликлет и Фидий.
Мирон в своем творчестве окончательно преодолел
последние пережитки архаического искусства с его застылостью и
неподвижностью форм. В середине V в. до н. э. он создал статую
Дискобола - юноши, бросающего диск. Сложную позу
напрягшегося для броска атлета он передал живо и убедительно.
И в других своих произведениях Мирон стремился раскрыть все
богатство и разнообразие движений человека.
Дискобол
Афина
Марсий

В отличие от Мирона его младший современник Поликлет обычно
изображал спокойно стоящего человека. Особенной славой пользовалась
его статуя Дорифора (копьеносца), атлета-воина, воплощающего идеал
прекрасного и доблестного гражданина свободного полиса (ок. 440 до н. э).
Поза юноши, слегка согнувшего одну ногу и опирающегося на другую, проста
и естественна, мускулатура его сильного тела передана живо и убедительно.
Поликлет строил свои скульптуры по разработанной им системе
математически точного соотношения частей человеческого тела. Древние
греки называли статую Дорифора каноном, т. е. правилом; многие поколения
скульпторов следовали ее пропорциям в своих произведениях.
Диадумен
Амазонка
Дорифор

В конце V в. до н. э. начинается период кризиса рабовладельческих
полисов Греции. Война Афин со Спартой ослабила Грецию.
Изменяется мировоззрение греков, их отношение к искусству.
Величаво-возвышенное искусство V в., прославляющее героягражданина, уступает место произведениям, отражающим
индивидуальные чувства, личные переживания. Скульптор первой
половины IV в до н. э.
Скопас изображает раненых воинов с лицами, искаженными
страданием. Славилась его статуя Менады, спутницы бога вина
Диониса, несущейся в неистовой, хмельной пляске (уменьшенная
мраморная копия находится в Дрездене, в Альбертинуме).
Потос
Менада

По-новому стали изображать и богов. В статуях прославленного
скульптора IV в. до н. э. Праксителя боги, утратив величие и мощь,
приобретали черты земной, человеческой красоты. Бога Гермеса он
изобразил отдыхающим после долгого пути (Музей, Олимпия). На руках у
бога младенец Дионис, которого он забавляет виноградной кистью.
Аполлон
Сауроктон
Гермес с
младенцем
Дионисом
Венера
Торс Афродиты
Венера Медичи

Скульптор второй половины IV в. до н. э. Лисипп создал новый образ
юноши-атлета. В его статуе Апоксиомена (юноши, очищающего тело от
песка) подчеркнута не гордость победителя, а его усталость и
взволнованность после состязаний (Музей Ватикана, Рим).
Апоксиомен
Гермес,
надевающий сандалии
Геракл

С расцветом зодчества совпал взлет древнегреческого театрального
искусства. В античных трагедиях и комедиях воплотились духовные
искания древних греков.

Помимо храмов к высшим достижениям греческой архитектуры
относятся театры. Эти открытые сооружения с поднимающимися
ступенями - сиденьями для зрителей - отличались прекрасной
акустикой. Знаменит был театр в Эпидавре, построенный
архитектором Поликлетом Младшим в IV в. до н. э.

Эпоха Эллинизма

Новый этап в истории Греции, наступивший после завоеваний
Александра Македонского.
В это время искусство призвано было прославлять победы царейновых владык Греции и завоеванных Александром
Македонским стран востока.
Это искусство воплощало новую идею величия мира, объединенного
На громадном пространстве эллинской культуры.
Битва Александра Македонского с персами
Охота на льва

Маяк у входа в
Александрийскую гавань
на острове Фарос.

Ника Самофракийская
Агессандр Венера Милосская
150г. До н.э.

Битва богов и гигантов.
Фрагмент фриза алтаря Зевса в Пергаме.
12. Название скульптуры и
эпоха
13
14.
.
Название
скульптуры и автора.

Античность - принятое в науке общее наименование греко-римской истории и культуры. Хронологические рамки античного периода условны - его начинают обычно с конца крито-микенской цивилизации и завершают 4 в., эпохой варварских нашествий в Европу и падения Западной Римской империи (476). Ареал распространения античной культуры весьма широк и охватывает весь средиземноморский регион, территории Европы, в некоторых своих формах античная культура была привита на территориях Ближнего и Среднего Востока вплоть до Индии.

Основными политическими чертами античного периода является оформление двух основных видов государственно-политического устройства: демократий в Греции (5 в.), империи в Риме (1 в. до н. э.).

Основными государственными и культурными центрами античности были Греция и Италия. Именно специфические особенности их культур и стали законодательными на территориях классического Средиземноморья. Доминирующей религиозно-мифологической системой периода, при всех местных различиях, постоянно возникавших новых культах, широком влиянии восточных религий, была греко-римская.

Если до 3 в. до н. э. облик средиземноморской античной культуры был преимущественно греческим и греко-восточным, то с выходом в Средиземноморье Рима универсалистские тенденции нового государства оказали нивелирующее воздействие на всю культуру, языковую ситуацию, религиозные системы.

В 6 в. до н. э. рождается греческая философия, Пифагор называет себя первым философом. Вскоре возникают и первые философские школы. Основными течениями философской мысли античности были пифагореизм, платонизм, аристотелизм, стоицизм, кинизм, неоплатонизм, эпикуреизм.

Основными рубежами в истории античного искусства были геометрический период, или Гомеровский период (10-8 вв. до н.э.), архаический (8-6 вв. до н.э.), классический и эллинистический, на протяжении которых происходит формирование основных типов архитектуры, ордерной системы, развивается скульптура - от иератических идолоподобных куросов и кор конца 7 в. к статуям со сложно построенным движением.

Греческая живопись для нас почти утрачена (произведения великих Паррасия, Зевксиса. Полигнота, Никия и др. известны нам лишь по описаниям), и основной ее массив в настоящее время - чернофигурная и краснофигурная вазопись 6-4 вв. до н. э.

Главная тема греческого искусства - человек. Греки знали глубокий психологизм в искусстве. У них встречается изображение самых разнообразных чувств и эмоций, в изображении движения возможны самые сложные ракурсы и позы (в искусстве эллинизма), однако доминирующим «истинно эллинским» стал образ благородный и идеально прекрасный, над которым не властны изменчивые чувства.

Вопрос 19 Культура Древней Греции.

В истории Др. Гр. 8-6в. до н.э. хар-ризуются большими переменами в хоз. деятельности, соц. жизни, к-ре. Одним из наибольших приобретений к-ры Арх. периода есть произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея». В 7-6вв. до н.э. возникла гр. лирика, одним из первых лир. поэтов считается Архилох. В первой пол. 6в. до н.э. на о-ве Лесбос творила Сапфо, творчество кот. было вершиной лирики Др. Гр. В 8-6в. в Др. Гр. происходил подъем образотворческого иск-ва и ар-ры. В 7в. до н.э. появляются постройки из камня. Гл. образом это храмы. В процессе формирования гр. ар-ры возникают 3 основных направления: дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе, отличается простотой и суровостью форм), ионический(легкость, стройность, декоративность), коринфский(утонченность). Храмы арх. периода: Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме. В скульптуре арх. периода основное место занимает изображение чел-ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построением тела чел-ка, научиться передавать движение. Живопись гл. обр. известна нам с вазовых росписей. В 6в. господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности черным лаком изображены фигуры. В конце 6в. возникает краснофигурная роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый. Обобщение знаний об окруж. мире были основой для развития ф-фии. Основателем милецкой ф-фской школы был Фалес, считавший, что первоосновой мира есть вода, из кот. все возникает и в кот. все превращается. За первооснову также считали «апейрон», неопределенную, вечную материю, воздух, огонь. Древнегр. ф-ф и математик Пифагор основал ф-фскую школу в Юж. Италии. По его ф-фии мир состоит из кол-венных закономерностей, кот. можно вычислить. Заслугой пифагорейцев были разработки теорем, теории музыки, построенной на числовых соотношениях, установления ряда кол-ных закономерностей в мире. Идеалистическая линия в ф-фии, основанная пифагорейцами, была продолжена элейской ф-фской школой. Победа над Персией дала Гр. полную власть в Сре-рье. Военная добыча, торговля, использование рабского труда способствовали развитию всех отраслей к-ры. Классический период. В кл. период развивается драматургия. Возникновение гр. театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиных шкурах и поэтому этот жанр получил название «трагедия» («песнь козлов»). Известными драматургами этого периода были Эсхил(«Закованный Прометей»), Софокл(«Антигона» и «Царь Эдип»), Еврипид(«Медея», «Электра»). Из прозаических жанров в классический период расцветает риторика - умение понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции. Среди ф-фских проблем в кл. периоде на 1 план выдвигается понимания сущности и места человека в мире, продолжается рассмотрение проблем бытия и первоосновы мира. Материалистическое трактование проблемы первоосновы выдвинул Демокрит, разработав учение об атомах. Древнегр. софисты учили, что «человек является мерой всех вещей», а сущность вещей зависит от их связи с чел-ком. Сократ путь к достижению истины видел в самопознании. Платон для объяснения бытия развил теорию о существовании «идей». Значительное внимание Платон уделял и вопросам государства, он предложил проект идеального полиса, которым физически, формирует у нее высокие моральные кач-ва. Но становление и расцвет г-зма глубоко противоречивы. Добро и зло переплетались самым причудливым образом. Развивается наука, поэзия, ар-ра, изобразительные иск-ва. Но проблемы общ-ных отношений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Вошло в историю семейство Борджиа во главе с папой Александром 7 - убийцей, грабителем и развратником, но наделенным блестящим талантом гос-ного деятеля. Гармония в соц. устройстве не была достигнута, страсти овладевали отдельными личностями, побуждая их действовать не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях.


© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин