30.08.2020

Цель работы – Познакомить читателя с драматической судьбой писателя. Проблема драматичной судьбы неординарной личности по тексту Н.Горланова (ЕГЭ по русскому) Проблема драматичной судьбы писателя


Выдающийся русский писатель, прозаик и драматург. Творчество Булгакова известно во всем мире, вызывает неизменный интерес читателей и исследователей. Однако его писательская судьба полна драматизма: лучшие произведения не были напечатаны при жизни автора, а те, что публиковались, вызы­вали ожесточенную критику. Сам писатель в письме к Советскому правительству (от 28 марта 1930) замечал, что из 301 отзыва о его про­изведениях только три были хвалебными, в 298 - его беспощадно ругали. Булгаков плохо вписывался в советскую действительность и культуру. Творческие принципы и мировоззренческие установки, четко и определенно сформулированные им в том же письме, совер­шенно не совпадали с идеологией и эстетикой его эпохи. Он после­довательно отстаивал принцип творческой свободы писателя, его независимости от идеологии. Не мог смириться с оболваниванием личности, с воспитанием рабской психологии в обществе, вообще открыто предпочитал революционному процессу развития - эволю­ционный, считал, что политизация литературы принесет неизбеж­ные потери ее художественному уровню. Булгаков в творчестве тя­готел к философской проблематике. Борьба Добра и Зла; нравствен­ная цель Бытия; человек и вечность; художник и власть. Именно эти проблемы станут основными в его произведениях. Булгаков был убе­жден, что неблагополучие мира может быть преодолено нравствен­ными ценностями - любовью, добром, честью, творчеством.

Современная ему реальность опровергала эти ценности, и он боролся за них, нередко средствами сатиры, называя среди своих учителей М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.В. Гоголя. Развивая их тра­диции, писатель соединял во многих своих произведениях реаль­ное и фантастическое; конкретно-бытовой и философский планы, прибегал к гротеску и иронии.

Булгаков прошел школу газетного репортера, фельетониста. Прие­хав в Москву в 1921 году «навсегда» (родился он в профессорской семье в Киеве), сотрудничал в знаменитой тогда газете «Гудок», при­ютившей под своей крышей таких ставших вскоре широко извест­ными писателей, как И. Ильф, Е. Петров, В. Катаев, Ю. Олеша.

В 1922-1923 годах читатели познакомились с фрагментами ав­тобиографической повести Булгакова «Записки на манжетах». Пер­вый роман «Белая гвардия» был написан в 1925 году (его полный текст в нашей стране был опубликован только в 1966 году).

Материал современной ему жизни лег в основу трех «московских» повестей - «Дьяволиада» (1923), «Роковые яйца» (1924), «Собачье сердце» (1925). Эта повесть опубликована в нашей стране в 1987 году.

С 1925-1931 гг. писатель интенсивно работает в области драма­тургии, создав пьесы, украшающие репертуар театров в наши дни: «Дни Турбиных» (1926), «Зойкина квартира» (1926), «Бег» (1928) и др. Однако пьесы блестящего, по признанию многих театральных дея­телей того времени, драматурга к постановке были запрещены, про­за не печаталась. Но несломленный этими обстоятельствами писа­тель с 1928 года и вплоть до самой смерти работал над романом «Мас­тер и Маргарита» - центральным произведением его творчества (впервые опубликован в нашей стране в ж. «Москва» в 1966-1967 гг.). Текст романа без цензурных изъятий появился в 1973 году.

Проблема интеллигенции в революции была актуальной пробле­мой в литературе 1920-х годов. Об этом писал Б.Пильняк, А.Толстой, И.Бабель, многие другие. И в романе Булгакова «Белая гвардия» ге­рои-интеллигенты, профессорские дети Турбины, застигнутые бу­раном революции, - должны найти свой путь в новой реальности, когда рушится система ценностей, на которой они воспитаны.

В 1925 году Булгакову предложили сделать инсценировку романа для МХАТа. В результате совместной с театром работы в 1926 году появилась пьеса «Дни Турбиных», уже не инсценировка романа, а вполне самостоятельное произведение, в котором основная идея, авторская позиция приобрели несколько иные акценты. Изменения коснулись и системы персонажей. Мхатовский спектакль «Дни Тур­биных» стал ярким театральным событием. Было все: и огромный успех у зрителей, и запрещение со стороны властей.

Как и в романе, Турбины в пьесе, киевские интеллигенты, обра­зованные, порядочные, радушные, доброжелательные, - главные герои. Старший брат Алексей - полковник, командир артиллерий­ского дивизиона, человек чести. Елена, - умница, - как замечает Мышлаевский, - «по-английски говорит, на фортепьянах играет, а в то же время самоварчик поставить может» . «Святая» , - назы­вает ее кузен из Житомира Лариосик. Младший Турбин, юнкер Ни- колка, - мечтающий о подвиге юноша. Им выпало жить и искать ответы на главные вопросы бытия в эпоху исторической смуты. Род­ной город Турбиных - столица объявленной после Брестского мира гетманской республики - переживает страшные дни. Гетмана под­держивают немцы, недавние враги России в мировой войне. С юга подходит двухсоттысячная армия Петлюры, с севера слышна кано­нада большевистских пушек.

События завязаны в тугой и противоречивый узел. Действие пьесы несет черты исторической хроники, хотя основное место действия, композиционный центр пьесы - дом Турбиных.

Первая же ремарка определяет это место - «Квартира Турби­ных». Детали обстановки, на которые указывает автор, имеют не только конкретно-бытовой, но и символический смысл. Так соз­дается образ Дома и обнаруживается новый тип художественно­го обобщения у Булгакова: выявление через бытовое бытийного содержания. Огонь в камине - знак домашнего очага, тепла и че­ловеческой общности (и тепло турбинского дома, буквальное и ду­шевное, отогревает обмороженного на службе Мышлаевского, со­гревает нелепого и одинокого Лариосика). В тяжелые дни граж­данских усобиц, беспощадной борьбы этот дом собирает под сво­ей крышей людей и объединяет их. Вторая, не менее символиче­ская деталь - часы, знак вечного. Своим боем они передают дви­жение времени и «нежно играют менуэт Боккерини». Главные жизненные ориентиры Турбиных, основы Дома определены уже в ремарке: булгаковские герои пытаются сохранить духовно-нрав­ственные ценности жизни своей среды в хаосе революционной эпохи. Но события исторического времени бесцеремонно вторга­ются в их мир, стремясь разрушить, уничтожить его. Первая реп­лика пьесы - песня Николки - показывает, как ветер времени вносит свой лихой и страшный мотив в мелодию Дома, заглушая нежный голос виолончели Боккерини:

Хуже слухи каждый час.

Петлюра идет на нас!

Пулеметы мы зарядили,

По Петлюре мы палили,

Пулеметчики-чики-чики...

Выручали вы нас, молодцы!

Не случайно Алексей возмущенно перебивает брата: «...Что ты поешь! Кухаркины песни. Пой что-нибудь порядочное» . С песней Николки История как будто вторгается в частную жизнь человека.

Анализ экспозиции выявляет важнейшие особенности содер­жания пьесы: революция разрушает естественный и привычный образ жизни русского интеллигента. Знаковый смысл приобре­тает реплика учителя пения, которую вспоминает Николка: «Вы бы, Николай Васильевич, в опере, в сущности, могли петь, если бы не революция» .

Символика Дома усложняется в ходе развития действия. В текст пьесы Булгаков включает почти дословную цитату из бунинского рассказа «Господин из Сан-Франциско» (это сон Елены, который она называет «вещим»): «Мы ехали на корабле в Америку и сидим в трю­ме. И вот шторм. Ветер воет. Холодно-холодно. Волны. А мы в трюме. Вода поднимается к самым ногам... Влезаем на какие-то нары. И вдруг крысы. Такие омерзительные, такие огромные. Так страшно, что я проснулась» . С этим «чужим» текстом в пьесу входит мотив гибели цивилизации, неизбежности катастрофы. В сюжетном действии пье­сы катастрофа еще не произошла, но ее предчувствие уже прозвуча­ло. Вскоре герои произнесут это слово, определяя конкретную ре­альность своего сегодняшнего существования.

Герои должны сделать решительный выбор, политические об­стоятельства времени заставляют их сделать это. Основной кон­фликт булгаковской пьесы может быть обозначен как конфликт человека и истории. Герои-интеллигенты в ходе развития действия каждый по-своему вступают в прямой диалог с Историей. Так, Алек­сей Турбин, понимая обреченность белого движения, предательст­во «штабной оравы», выбирает смерть. Николка, духовно близкий брату, предчувствует, что боевой офицер, командир, человек чести Алексей Турбин предпочтет смерть позору бесчестия. Сообщая о его трагической гибели, Николка скорбно произносит: «Убили ко­мандира...» , - как бы в полном согласии с ответственностью мо­мента. Старший брат осуществил свой гражданский выбор. (Под­черкнуто мной - И.С.).

Оставшимся жить этот выбор предстоит. Мышлаевский с горе­чью и обреченностью констатирует промежуточное и потому без­выходное положение интеллигенции в катастрофической реально­сти: «Спереди красногвардейцы, как стена, сзади спекулянты и вся­кая рвань с гетманом, а я посередине?» Он близок к признанию большевиков, «потому что за большевиками мужички тучей...» . Студзинский убежден в необходимости продолжать борьбу в ря­дах белой гвардии, рвется на Дон к Деникину. Елена уходит от Таль- берга, человека, которого она не может уважать, по ее же призна­нию. Она попытается построить новую жизнь с Шервинским.

Необычайно важное значение в пьесе и ее финале имеет образ Лариосика. Этот подчеркнуто чеховский персонаж (он завернул собра­ние сочинений Чехова в собственную рубашку; постоянно попадает в нелепые ситуации - «недотепа») прямо цитирует любимого писателя: «Мы отдохнем, мы отдохнем...» . Он убежден в самоценности жизни, по-прежнему считает дом Турбиных островком покоя в бушующем океане истории, тихой «гаванью с кремовыми шторами» . Ему очень хочется верить в лучшее будущее. Автор не отнимает у читателя веры в ценность жизни, но цитатный характер реплики Лариосика и ее стык с ремаркой «Далекие пушечные удары!» возвещают конец старого мира, подчеркивают трагизм судьбы интеллигенции в революции.

Временные границы действия пьесы точно обозначены ремар­кой перед четвертым действием - два месяца, из которых на сцене протекают 3 вечера и одно утро. Этот небольшой отрезок времени изменяет героев и их жизни коренным образом.

Пьеса «Дни Турбиных» - сложное в жанровом плане произве­дение. Развивая чеховскую драматургическую традицию, Булгаков соединил в ней различные жанровые начала - исторической хро­ники, психологической драмы, трагикомедии. Они органично сплав­ляются в живом драматургической действии.

Рамки действия раздвигают ремарки (повышенное внимание ав­тора к ремарке - одно из проявлений чеховской традиции в пьесе Булгакова). Авторские замечания к действию как будто впускают в камерное пространство дома Турбиных звуки, голоса, отсветы рево­люционной эпохи: «Рев голосов. Внезапный разрыв» ... «В окна про­бивается легонькое зарево» ... «Оркестр играет интернационал» и т.п.

Реальные исторические персонажи (гетман Скоропадский, на­пример) и события (бегство немцев и гетмана из Киева и его взятие Петлюрой) позволяют считать «Дни Турбиных» исторической хро­никой. Но изображение исторических событий, как уже отмеча­лось, не является главной целью писателя. События даны как часть жизни героев, в которой личные проблемы и История, быт и Бытие - неразрывное целое. В этой жизни оказываются рядом люди чести, готовые испить чашу до дна, и приспособленцы, бегущие, как кры­сы с тонущего корабля. В изображении дорогих ему героев, избе­гая патетики и пафосности, драматург прибегает к иронии, юмору. Комедийное начало в пьесе связано, в основном, с такими персона­жами, как Шервинский и Лариосик.

Идея обреченности старого мира, гибели белого движения и не­избежного прихода большевиков составляет идейное содержание пьесы. В начале пьесы о грядущей встрече с большевиками говорил Алексей. В конце - ее роковую очевидность ощущают все персо­нажи. «Народ не с нами. Народ против нас. Алешка был прав», - говорит Мышлаевский. Кольцевая композиция - четвертое дейст­вие, по сути, повторяет ситуацию первого - усиливает трагический мотив. Но исторической проблематикой пьеса не исчерпывается. Дорогие автору персонажи (в создании их образов проявилось мас­терство драматурга-психолога) остаются верны традиционным нравственным ценностям даже «у бездны на краю».

Роман «Мастер и Маргарита» - уникальное явление не только в рус­ской, но и в мировой литературе, при том, что в нем явственно про­слеживается свободное творческое осмысление «Фауста» Гете, «Бо­жественной комедии» Данте, повестей Гофмана, «Евгения Онеги­на» Пушкина, «Записок сумасшедшего» Гоголя, «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина.

Работал Булгаков над романом довольно долго, начиная с 20-х годов вплоть до самой смерти. Еще в 20-е годы он пишет роман «Кон­сультант с копытом», в котором можно увидеть как бы предвари­тельные наброски к образу одного из центральных персонажей, Воланду. Тема трагической судьбы творца стала основой для «Теат­рального романа», а сатирическое обличение современных нравов звучит практически во всем его творчестве, достигая вершины в по­вестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце».

М.Булгаков называл себя «мистическим реалистом». Что он имел в виду, лучше всего видно на примере романа «Мастер и Маргарита».

В романе М.Булгакова, при всей его сложности и многослойности, все же можно выделить 4 основных пласта повествования, при­чудливо и неразрывно переплетенных между собой:

1. Драматическая судьба талантливого писателя в условиях то­талитарного общества, когда у писателя оказывалось два пути: либо подчинить свой талант конъюнктурным соображениям и тем самым разменять его на мелочи, как это сделал Иван Бездомный, потеряв в конце концов разум и лицо, либо творить, подчиняясь только сво­ему собственному нравственному суду и рискуя быть растоптан­ным и уничтоженным безжалостными колесами государственной машины в лице бездарных и бессовестных чиновников от литера­туры, - как это сделал Мастер.

2. Роман Мастера , который представляет собой рассказ о поедин­ке нищего философа Иешуа Га-Ноцри и могущественного проку­ратора Иудеи Понтия Пилата. Га-Ноцри является идеологом добра, справедливости, совести, а прокуратор - идеи государственности.

Га-Ноцри своей проповедью общечеловеческих ценностей, люб­ви к ближнему, свободы личности, по мнению Понтия Пилата, под­рывает единоличную власть кесаря и тем самым оказывается опас­нее, чем убийца Варрава. Понтий Пилат симпатизирует Иешуа, он даже предпринимает слабые попытки спасти его от казни, но не более того. Жалок и слаб оказывается Понтий Пилат, испугавший­ся доносчика Каифы, испугавшийся потерять власть наместника Иудеи и за это поплатившийся «двенадцатью тысячами лун рас­каяния и угрызений совести».

3. Сатирическое изображение быта Москвы 30-х годов. Жизнь Москвы 30-х годов рисуется многообразно. Показывается всеоб­щая подозрительность, намёками говорится о репрессиях и доно­сах, шпиономании и слежках. Быт Москвы, неуютный и неналажен- ный, находит отражение в так называемом «квартирном вопросе», который, по признанию Воланда, сильно испортил московские нра­вы за последнее столетие. Страшная реальность бесчисленных «коммуналок» заставляет людей ради квартир обманывать, лжесви­детельствовать, давать и брать взятки, доносить, отказываться от родственников или, напротив, стремиться незаконно породниться со счастливыми «квартировладельцами».

М. Булгаков показывает и нравы пресыщенных, деморализован­ных слоев интеллигенции, продавшихся новой власти, забывших стыд и совесть в пьянстве и разврате, как Степа Лиходеев и Семплеяров, в желании обогатиться на дармовщину за счет власти, как члены правления Массолита и др.

4. Дьяволиада . Самая феерическая и фантасмагорическая часть романа посвящена прибытию в Москву Князя тьмы, который носит у Булгакова имя Воланд, со своей свитой. Воланд и его свита, прибыв­шие в Москву для проведения ежегодного весеннего бала Сатаны, участвуют во многих веселых, грустных, нелепых историях, но в итоге выясняется, что все, что они делают, закономерно и справедливо.

Герои романа перемещаются по всем четырем пластам вместе со свитой Князя Тьмы. Постоянная смена психологического, сати­рического, лирического, достоверного и фантастического начал не мешает художественной цельности романа, напротив, укрепляет ее. И если и видны какие-то фактические нестыковки (в первую очередь, это относится к эпизодам смерти и воскресения главных героев, а также к эпилогу), то они объясняются, во-первых, неза­конченностью романа в связи со смертью его создателя, а во-вто­рых, в подобной двойственности мотивировки событий прогляды­вает, можно сказать, сверхзадача романа: утвердить в сознании читателей мысль о бесконечности, сложности и неоднозначности бытия вообще.

В центре внимания - философская проблема вечного противо­стояния добра и зла, света и тьмы, ада и рая, Бога и Сатаны. У многих персонажей борьба эта разворачивается в собственной душе, собст­венном сердце. Маргарите, Мастеру, Ивану Бездомному и другим персонажам каждый день приходится делать подобный выбор, как и всем их земным собратьям - людям. В вечности, которая окружает их, эта борьба навсегда персонифицирована в образах Князя Тьмы - Воланда и его антитезы - Бога и Сына Божьего, который в романе имеет имя Иешуа Га-Ноцри (здесь Булгаков воскрешает звучание древнего арамейского языка). Воланд не просто занимает важное место в романе. Фактически, его присутствие ощущается в каждом эпизоде, будь то «московские» главы, «ершалаимские» или «сатанин­ские», создавая своеобразное «Евангелие от Воланда», свидетельст­вуя реальность и закономерность всего происходящего. Но можно ли говорить о его бесконечном всесилии и, главное, однозначности его поступков как представителя Тьмы? Уже в эпиграфе романа со­держится отрицательный ответ на этот вопрос, убедительный уже тем, что это - цитата из «Фауста» Гете: «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Появление Воланда в Москве 30-х годов вполне закономерно. Он как бы иллюстрирует библейскую мудрость о том, что место, отку­да изгоняют Бога, тут же занимает Дьявол. Поэтому Воланд со сво­ей свитой прибывает в атеистическую Москву, как в свои владе­ния, принимает гостей, дает бал, а останавливается, естественно, у того, кто более других способствует расчищению места для Дьяво­ла - в квартире Берлиоза, человека умного, но в желании угодить властям становящегося воинствующим атеистом. Он и «получает по вере» - уходит в небытие, а его череп - сосуд для мыслей и чувств, оскверненный бездуховностью и атеизмом, - становится чашей для вина на балу у Сатаны.

Могущество Воланда скрыто за его мнимой бездеятельностью. Например, во время рассказа о Понтии Пилате исчезают не только Патриаршие пруды с реальным и историческим временем, но и сам рассказчик, лично присутствовавший при описываемых событиях. Так же незаметно исчезает Воланд вместе со своим креслом во вре­мя представления в Варьете. И дело не только в том, что сан и досто­инства не позволяют Князю Тьмы лицедействовать. Это бездейст­вие функционально. Воланд лишь способствует ускорению или за­медлению событий, которые должны произойти по законам логи­ки и справедливости: гибель Берлиоза, возвращение Мастера, на­казание грешников разных мастей.

Кто же в романе превращает зло в возмездие, а добро делает всеобъемлющей категорией? Это Бог, воплощенный в душах лю­дей, персонифицированный в образе Иешуа Га-Ноцри. Сила его - в СЛОВЕ, а не во всемогуществе над душами и судьбами людей. Записанное учеником Га-Ноцри Левием Матвеем высказывание Иешуа: «Смерти нет...» - убеждает нас, что речь идет не о лич­ном бессмертии казнимого, а о человеке вообще. Освобожденный от страха смерти, человек способен творить чудеса. Огромная энергия, направленная на самосохранение, высвобождается для помощи другим людям. Бродячий философ верит, что люди от при­роды добры, жестокими их делает рабство. С момента осознания этой истины человек становится свободным и несет всю ответст­венность за свой выбор. Сознающий свое бессмертие, человек не станет подчинять свою жизнь достижению сиюминутных благ, свободен он и от страха перед наказанием типа отлучения от вла­сти или даже лишения внешней свободы. Символична в этом от­ношении судьба всемогущего Прокуратора Иудеи Понтия Пила­та. Смалодушничав, поменяв «роскошь общения» со странным арестантом на призрачную власть Кесаря, которую он представ­ляет, Понтий Пилат добровольно выбирает путь раба. Искупает он свое малодушие самой страшной ценой вечных нравственных мучений. Так наказаны в романе те, кто способен нравственно страдать, то есть люди, не окончательно погибшие для вечности, способные возродиться, а, значит, быть прощеными.

С философской проблемой свободы личности связана в романе и тема свободы творчества. Эту свободу выбирает мастер, когда, отказавшись от условного уюта социально-детерминированной жизни (комната в коммуналке, скучная служба, безликая жена), он исчезает для окружающих, посвятив свою жизнь написанию рома­на о том, что его волновало больше всего. Он не сочиняет, он «уга­дывает», потому что смог раскрепостить свои мысли и чувства от гнета современности с ее литературными начальниками и их «ру­ководящими указаниями». Отсюда ярость критиков романа. Это ярость тех, кто продал свою свободу, против тех, кто сумел ее со­хранить вопреки обстоятельствам. Сумев противостоять самому страшному тоталитарному режиму, Мастер выстрадал Покой. Это высшая оценка его жизни и его совести. Из воспоминаний Е.С. Бул­гаковой, жены писателя и прототипа его Маргариты, ясно. что По­коя желал для себя сам писатель, вконец измученный хорошо орга­низованной травлей и блокадой своих лучших произведений. Мас­тер, по сути, поднимается из Ада в вечность, где в его дом придут те, кого он любит. Покой - это не безделье и отсутствие всяких жела­ний, а высшая свобода, неотъемлемым качеством которой являет­ся очищение души через творчество, музыку, любовь.

Под стать Мастеру и его возлюбленная - Маргарита. Она вне времени и социума, вечная спутница творца, готовая разделить все трудности и невзгоды, выпавшие на его долю. Она еще до встречи с мастером «угадала» свое предназначение, как Мастер «угадал» сво­его героя. Поэтому и мучилась она, как птица в клетке, среди всей той роскоши, которой могли бы завидовать тысячи ее современниц. Поэтому и нашли они друг друга в огромном городе, не предназна­ченном для счастья и любви. В то же время, она, истинное дитя сво­его сурового и противоречивого времени, умеет постоять за себя нецензурным словом и «острыми когтями», летает на половой щетке над бульварами и крышами Москвы, крушит оконные стекла и про­изводит разгром в квартире врага - критика Латунского, наготу пытается безуспешно спрятать при помощи первой попавшейся ноч­ной сорочки, курит папиросы и умеет называть вещи своими имена­ми. Чего только стоит столь четко сформулированная ею стоимость пребывания в качестве королевы бала у Воланда: «Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, Мастера!»

Язык и стиль романа полностью соответствует его многоплано­вой и многозначной структуре. Возвышенный, торжественный стиль «библейских» глав переходит в московское просторечие при описании современной писателю жизни и гротескно-выразитель­ных описаний Воланда, его свиты и его гостей на балу. Переходы эти способствуют передаче абсурдности самой изображаемой Бул­гаковым жизни: «осетрина второй свежести», «четыреста двенадца­тое отделение милиции, где «кому попало выдают паспорта», «по­трясающее по своей художественной силе описание похищения пельменей, уложенных непосредственно в карман пиджака» , - эти реалии московской жизни кажутся не менее фантастическими, чем бал у Сатаны или сон. приснившийся управдому Босому, попавше­му в психиатрическую клинику доктора Стравинского, - театраль­ное представление под лозунгом «Сдавайте валюту!»

Важное значение в романе играет символика цвета. Выморочность жизни в тоталитарной стране передается зачастую через назойли­вую, дисгармоничную пестроту красок, тревожащих, раздражающих человека: «пестро раскрашенная будочка с надписью «Пиво и воды», «обильная желтая пена абрикосовой», «старинный двухэтажный дом кремового цвета», собака «цвета папиросного пепла», «пожилая, дое­даемая малокровием девушка в оранжевом шелковом измятом плать­ице», «режиссер с лиловым лишаем во всю щеку».

Но стоит Булгакову коснуться «вечных» тем, философских про­блем, как цветовая гамма приобретает классическую четкость и контрастность. Один из самых выразительных образов романа - плащ Понтия Пилата, в котором он появляется на страницах рома­на Мастера («в белом плаще с кровавым подбоем») - и плащ Воланда - «траурный плащ, подбитый огненной материей». Крова­во-красный подбой плаща Понтия Пилата, вдобавок к тому, отра­женный в «черно-красной луже вина из разбитого кувшина» перед ним, настраивает читателя на соответственное восприятие его ма­лодушного молчания как кровавого преступления. Огненный под­бой плаща Князя Тьмы - символ его принадлежности к Космосу, Вечности, так как огонь - одна из первооснов бытия. При описа­нии Воланда и его свиты преобладает черный цвет - традицион­ный цвет зла, колдовства, скорби: не говоря уже о преобладании этого цвета в одежде Воланда и его свиты, он сопровождает и мно­жество деталей быта и описание состояния героев. Трость Воланда украшает «черный набалдашник в виде головы пуделя», прокура­тора - перстень с черным камнем; медальон с изображением чер­ного пуделя повесят Маргарите на грудь перед балом; «ночь закры­вает черным платком леса и луга»; «черная тоска сразу подкатила к сердцу Маргариты»; голубые глаза Низы, выманившей Иуду на сви­дание, кажутся ему черными. Побеждает всю эту черноту золотой свет полной луны, заливающей потоками света весь мир, принося­щей недолгое успокоение Ученику Мастера Ивану.

Используя мотивы, приемы, даже персонажей, известных миро­вой литературе, от Воланда до Малюты Скуратова, Булгаков строит оригинальное повествование, решая вновь и вновь вечные пробле­мы добра и зла, прекрасного и безобразного, верности и предатель­ства, жизни и смерти, знания и веры, науки и невежества. Грани между этими противоположными понятиями зачастую размыты, противоречивы: страшна в справедливом гневе Маргарита, круша­щая квартиры литераторов и напугавшая мирно спящего ребенка, ставшая ведьмой от горя и несчастий, поразивших ее; Князь Тьмы, несмотря на свое предназначенье, совершает добрые и благород­ные поступки, помогая влюбленным обрести друг друга и предре­кая роману Мастера долгую и счастливую судьбу.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Наполеон очень любил читать, что было довольно необычно для военного. (2)В каждой резиденции у него имелась библиотека, составленная из одних и тех же книг, и поэтому император мог продолжать чтение любой книги, переехав с места на место. (3)Он пристрастился к чтению ещё в детстве, в военном училище: отношения со сверстниками у него не сложились, _____ книги позволяли забыть об одиночестве и житейских неприятностях.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Наполеон часто проводил время за книгами в одной из своих резиденций.

2. В каждой резиденции у Наполеона имелась библиотека, составленная из разных книг.

3. Наполеон с детства пристрастился к чтению, заменявшему ему общение со сверстниками, поэтому в каждой резиденции император имел библиотеку, составленную из одних и тех же книг.

5. Наличие в каждой резиденции Наполеона составленной из одних и тех же книг библиотеки было обусловлено его любовью к чтению, с детства заменявшей ему общение со сверстниками.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

2. потому что

4. несмотря на то что

5. благодаря чему

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОТНОШЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОТНОШЕНИЕ, -я, ср.

1. Взаимная связь разных предметов, действий, явлений, касательство между кем-чем-н. Между двумя событиями обнаруживается определённое о. Не иметь отношения к чему-н. О. между двумя величинами.

2. В математике: частное, получаемое от деления одного числа на другое, а также запись соответствующего действия. Равенство двух отношений.

3. мн.Связь между кем-н., возникающая при общении, контактах. Отношения между людьми. Дружеские отношения. Деловые отношения. Международные отношения. Дипломатические отношения.

4. Официальная бумага, документ. О. из министерства. * В отношении каком - с точки зрения, в смысле. В этом отношении я согласен с ним.Во всех отношениях - со всех точек зрения, с любой стороны. Интересен во всех отношениях.В отношении кого-чего, предлог с род. п. - относительно, касательно, насчёт кого-чего-н. Справедлив в отношении подчинённых. В отношении к кому-чему, предлог с дат. п.- то же, что в отношении кого- чего-н. Строг в отношении к ученикам.По отношению к кому-чему, предлог с дат. п. - то же, что в отношении кого-чего-н. Добр по отношению к товарищам.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

обострЁнный

дозвонИшься

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Инновационный технологический рынок в России в ближайшие три года может ОЖИДАТЬ волна неудач, вызванных цикличным характером его развития.

2. Стремясь ДОСТАВИТЬ неприятности другому, недобрый человек вредит прежде всего самому себе.

3. В течение последних лет опытные тренеры подготовили сильных игроков, которые в ближайшее время будут готовы ПОПОЛНИТЬ сборную России.

4. ДОВЕРЧИВАЯ беседа делает отношения в семье более глубокими и прочными, а самих членов семьи - более счастливыми.

5. Ф.М. Достоевский писал, что ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ черта русского национального характера - это чувство справедливости.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПЯТИСТАМИ метрами

почётные ТИТУЛЫ

СЛАДЧАЙШИЙ

душистого ШАМПУНЯ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Существуют три основные группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Лингвист Ф.И. Буслаев часто говорил, что «я убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка». 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Те, кто думает, что хорошие манеры существуют в отрыве от реальной жизни, ошибается. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Изображая любой предмет, для художника важно его собственное мироощущение. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Л. ван Бетховен продолжил общую линию как развития жанров симфонии, так и сонаты, квартета. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

заг..релый

распол..житься

прик..снуться

одр..хлеть

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..милый, пр..возмог

бе..помощный, в..дох

пр..дедушка, с..зыв

по..жечь, о..бросить

пр..высил, пр..бой

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

подмеш..вать

погор..вать

памятл..вый

находч..вость

подмиг..вать

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

задерж..шься

атаку..мый

всклокоч..нный

перекормл..нный

сфотографиру..шься

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Райский считал себя отнюдь (НЕ)ОТСТАЛЫМ человеком.

2. В мечтах он открывал ещё (НЕ)ИССЛЕДОВАННЫЕ земли.

3. Старая усадьба стояла на (НЕ)ВЫСОКОМ холме.

4. Некоторые упражнения (НЕ)ВЫПОЛНЕНЫ.

5. В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке (НЕ)МЕНЕЕ девяноста этюдов, привезённых им из поездки на Восток.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (НЕ)СМОТРЯ на то что большинство стихотворений В.А. Жуковского являются переводными, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж.

2. Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.

3. Студент выбрал эту тему реферата, ЧТО(БЫ) лучше узнать историю музыки, и (В)ТЕЧЕНИЕ месяца изучал полученные в библиотеке книги.

4. Призвание поэта - творить для вечности, (ПО)СКОЛЬКУ лишь немногим современникам дано оценить его творения, (ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший суд».

5. (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей жизни И.И. Шишкин постоянно приезжал в отчий край, в котором всё ТАК(ЖЕ) черпал творческие силы.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На писа(1)ой маслом картине изображе(2)а девушка с точё(3)ой фигурой в дли(4)ом платье.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. И в дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов.

2. Минералоги и ювелиры гранильщики и камнерезы должны учиться улавливать и понимать цветовые оттенки.

3. Этот край нехоженых троп и непуганых зверей и птиц обладает большой привлекательностью.

4. Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением.

5. Сюжеты для произведений декабристам подсказывали как актуальные проблемы современной жизни так и события национальной истории.

16

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Третьяковская галерея (1) как известно (2) называется по имени Павла Михайловича Третьякова - купца, своё богатство употребившего на пользу общества. Увлечённый живописью, он положил начало (3) поистине (4) замечательному собранию картин.

18

Отец Аркадия Кирсанова (1) сохранил юношескую любовь к поэзии Пушкина (2) стихами (3) которого (4) он искренне восхищается.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На каменной террасе одного из самых красивых зданий города (1) находились двое (2) и (3) пока тени неуклонно удлинялись (4) они смотрели (5) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В пору наибольшей яркости Венера сияет на небе очень крупной звездой, которая льёт на Землю приятный, спокойный свет и придает неизъяснимую прелесть вечернему ландшафту местности.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Говорят, что талантливый человек талантлив во всём. (2)Но главное качество такого человека - это любовь к людям и своему делу.

(3)В своей книге о С.Я. Маршаке, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей», Марк Гейзер подробно рассказывает о приходе поэта в литературу, и мы узнаём, что начинал Маршак со стихов, которые вызвали восторженные отзывы Стасова, сразу же взявшего юного поэта под опеку, а также Горького, Шаляпина и других выдающихся мастеров. (4)Ахматова, например, позднее признавалась Самуилу Яковлевичу, что без его «Книги Руфи», вышедшей ещё в 1909 году, не было бы её «Лотовой жены» и некоторых других стихов.

(5)В жизни Маршака случалось такое, что ему угрожала реальная опасность.

(6)Вот хотя бы история с разгромом маршаковской редакции Детиздата, когда были арестованы многие её сотрудники и авторы. (7)Годы спустя в деле одного из репрессированных тогда детиздатовцев нашли ордер на арест самого Самуила Яковлевича. (8)Спасло его то, что он вовремя уехал из Ленинграда...

(9)Откуда же взялся детский классик Маршак, восхищавший таких больших и очень разных писателей, как М. Горький, В. Маяковский, М. Цветаева, К. Чуковский? (10)Всемирно известный переводчик, выигрывавший творческие «дуэли» у самых выдающихся мастеров? (11)Замечательный педагог, воспитатель юных, да и не юных поэтов?

(12)Главное, наверное, было в его любви - к людям, к литературе и прежде всего к детям. (13)А знаменитые маршаковские беседы с чем-то заинтересовавшими его людьми (чаще всего с литераторами) - восторженными откликами о них полны воспоминания о Самуиле Яковлевиче?..

(14)Одну из самых сильных, впечатляющих страниц в творческой биографии Маршака приоткрыл Борис Полевой, в ту пору - главный редактор журнала «Юность». (15)Он уже слышал, что Маршак еле жив, что врачи борются даже не за дни, а за часы его жизни... (16)И вдруг звонок у него в редакции: «С вами хочет говорить Самуил Яковлевич». (17)Полевой сначала не поверил.

Шаблон:

1 абзац (введение): 2 риторических вопроса (ответы на которые дает автор текста), затем "Над этими вопросами задумывается автор предложенного для анализа текста " ФИО

2 абзац (постановка проблемы+комментарий): "Эта проблема действительно актуальна" . (Объясняем, почему). "Автор рассматривает данную проблему на примере..." и еще 3-4 предложения о том, как раскрывается проблема в тексте.

4 абзац (собственная позиция ): "Я полностью согласен с мнением автора. Действительно,..." (личное мнение, 2-3 предложения) "Свою точку зрения могу подтвердить примером из литературы".

5 абзац (первый аргумент): литературный аргумент с указанием ФИО писателя и названия произведения.

6 абзац (второй аргумент): "Кроме того, приведу в пример, ..." (второй аргумент)

7 абзац (заключение): "Таким образом, ..." (вывод 1 - 2 предложения)

Пример сочинения (8 вариант):

Как правильно вести себя в обществе? Кого можно считать воспитанным человеком? Над этими вопросами задумывается автор предложенного для анализа текста А.Дорохов, поднимая проблему воспитанности.

Эта проблема актуальна во все времена. В любом обществе важно найти правильный подход людям, стараться своим поведением не доставлять им неудобства. А.Дорохов раскрывает данную проблему на примере героя, который оказался в совершенно непривычном для него окружении. Герой считал себя"отлично воспитанным" человеком. Он умел вежливо поздороваться, внимательно выслушать собеседника, не употреблял грубых слов... Однако стряпуха, у которой он жил во время студенческой практики, назвала его "серым". Этот случай заставил героя задуматься над тем, "что же такое хорошо воспитанный человек"?

Через мысли героя раскрывается позиция автора. А.Дорохов считает, что правила поведения существуют в любом обществе, однако они разные, зависят от условий, в которых живет человек. "Но каких правил поведения ни коснись, в главном они всегда одни и те же: уважай окружающих, считайся с ними".

Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, в разном обществе существуют разные нормы поведения. Но где бы ты ни оказался, важно уважать людей вокруг, стараться не обременять их. Тогда ты и будешь по-настоящему воспитанный человек. Свою точку зрения могу подтвердить примером из литературы.

Петра Гринева в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка" можно считать примером хорошо воспитанного, благородного человека. В любой жизненной ситуации он поступал честно, проявлял уважение к людям вокруг. Его благородство оценил даже идейный враг Пугачев.

Кроме того, приведу в пример невоспитанного, грубого Митрофана из произведения Д.Фонвизина "Недоросль". Этот герой, наоборот, не был знаком с нормами поведения в обществе. Считая себя лучшим, он оскорблял и унижал окружающих, а потому был неприятен всем, кроме безумно любящей матери.

Таким образом, понятие "воспитанный человек" относительное, разные люди имеют свои представления о том, кого считать таким. Однако все согласятся, что главный критерий воспитанности - вежливость и уважение окружающих.

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

Технологическая карта урока.

Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения в форме ЕГЭ.

Текст. Проблематика текста. Позиция автора».

Урок № 97. 14.03.2016

Бессонова Елена Борисовна

Предмет: русский язык

Класс: 11 б

Тип урока: урок развития речи.

Цели урока:

Образовательная:

подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения;

Развивающая:

развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.

Воспитательная:

воспитание уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений

Задачи урока:

обратить внимание на речевое оформление сочинения

отработать методику работы с текстом и алгоритм написания сочинения-рассуждения

Оборудование:

индивидуальные папки учащихся с вложенным материалом, алгоритмами по каждому этапу работы над сочинением;

исходный текст (по С.И.Сивоконю) (см. Приложение);

таблица (для поэтапного занесения частей сочинения в ходе анализа текста).

Повторение структуры сочинения-рассуждения.

Создание условий для развития умения анализировать текст, концентрация внимания на речевом оформлении сочинения, установка на принцип пошагового анализа текста, отработка методики работы с текстом, создание высказываний на основе текста.

Помощь обучаемым в осознании социальной и нравственной значимости учебного материала, развитие аналитического мышления.

Развитие монологической и диалогической речи.

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Этапы сочинения-рассуждения, алгоритм написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

Ресурсы

Компьютер, презентация, текст для организации работы по написанию сочинения; рабочий лист (черновик), художественная литература.

Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа.

Этапы урока, цель этапа, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

    Организационный.

    Мотивационный

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Мотивирующий приём: вступительное слово учителя

(3 мин.)

Проверяю готовность к уроку, приветствует учащихся. Желаю хорошего настроения всем

Обращаюься к обучающимся:

Тема урока пока полностью неизвестна. Она зашифрована, попробуем ее разгадать.

- Проблемный вопрос:

Как вы считаете, почему нашему уроку я предпосылаю такие вопросы? Как может быть сформулирована тема урока?

Подготовка к работе на уроке.

Отвечают на вопросы, соотносят свои ответы с темой урока

Самопроверка готовности к уроку

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

положительное отношение к школе и учебной деятельности

II . Определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока

(2 мин.)

Итак, ребята, сегодня урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения на основе исходного текста. Именно в таком жанре формулируется задание части 2 на экзамене по русскому языку в форме ЕГЭ. Композиция урока предполагает фронтальное повторение первоначаль-ных моментов работы с исходным текстом, непосредственный анализ текста и практическая часть, которая будет проводиться на черновиках. Мы попробуем пройти основными этапами, готовящими к написанию сочинения-рассуждения (задание №25). Итак, повторим некоторые теоретические понятия, которые нам необходимы в процессе работы

Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Формулируется тема урока «Проблемы зарождения и развития писательского таланта»

Регулятивные : умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества.

Личностные : понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение

2. Актуализация знаний.

Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания».

(3 мин.)

Лексическая работа.

1) талант -это выдающиеся врождённые качества, особые природные способности;

2) преданность - это исполненный любви и верности к кому-чему-нибудь;

3) самопожертвование -это жертвование своими личными интересами ради других;

4)драматизм -это крайняя напряжённость, тяжесть положения, обстоятельств.

Индивидуальное задание .

Обучающиеся подобрали примеры возможных эпиграфов к уроку:

«Талант есть лучшее богатство, лучшее счастье человека». А.Островский.

« Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант - в сущности его - и есть любовь к делу, к процессу работы».

М. Горький

«Талант - это вера в себя, в свою силу» М. Горький

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида, понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению-

Коммуникативные:

формулирование собственного мнения

3.Фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. Предварительная работа над текстом.

Цель: организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия.

(5 мин.)

Организую работу в группах по определению проблем текста

Помогаю верно сформулировать обозначенные проблемы.

Сергей Иванович Сивоконь (род. , ) - русский литературный критик и литературовед, специалист по детской литературе. Окончив в факультет журналистики , долгие годы (с 1961 г.) работает в журнале « ». Автор книг, статей и очерков о творчестве , , , , , , , , , , и других ведущих русских детских писателей XX века.

Учащиеся читают, анализируют текст, отвечают на вопросы:

Информация о выполнении задания.

1 группа определяет проблему.

- Основная проблема , которая стала объектом раздумий автора, - это проблема драматичной судьбы писателя .

2 группа называет проблему, над которой размышляет автор. Это проблема зарождения и развития писательского таланта.

3группа делает вывод о том, что автор обращает внимание на проблему самоотверженной преданности своему делу .

Определяют проблемы, поднимаемые автором.

Корректируют ответы друг друга.

Регулятивные : умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели.

Коммуникативные : выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности.

Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное , работа с информацией.

4. Формулирование проблемы.

Цель: обучение определению проблемы. (3 мин.)

Обращаю внимание на формулировку проблемы

(по И. П. Цыбулько): ставить(выдвигать, предлагать для решения, выполнения, обсуждения), а не затрагивать или упоминать

Формулируют одну из исходных проблем текста. Записывают в тетрадь: «Проблема зарождения и развития писательского таланта».

Формулируют собственный вариант проблемы исходного текста.

Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение работать в группе и выражать собственную точку зрения.

Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма.

Коммуникативные : умение выражать мысли

5. Выявление причин затруднения. Комментирование проблемы.

Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации.

(3 мин.)

Организую работу учащихся по комментированию проблемы, поднимаемой в тексте.

Обращаю внимание на возможность текстуального комментирования (от текста к действительности - следование за автором, установление связи мысли автора с жизнью) и концептуального комментирования (от действительности к тексту – указание на актуальность проблемы)

Составляют план достижения цели, составляют алгоритм ; работают с текстом. Комментируют проблему текста.

Анализируют, обобщают, комментируют поднятую автором проблему.

Регулятивные : планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль. Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение.

Выражение собственного мнения.

Цель: обучение определению авторской позиции.(3 мин.)

Организую работу учеников над текстом по определению позиции автора. Побуждаю учащихся к собственным суждениям; поясняет, что можно соглашаться или не соглашаться с позицией автора:

Выполняют работу с образцами, позволяющими выстроить логику сочинения

Определяют в сочинении тезис, аргументы, вывод.

Регулятивные: работать в группе и выражать собственную точку зрения, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.

Познавательные:

постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, с применение алгоритма.

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

7.Аргументация проблемы.

Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа реализации.

(3 мин.)

Организую работу по нахождению аргументов.

Предупреждаю о недостаточности указания произведения и автора для аргументации из читательского опыта (ответ должен быть развернутым).

Обращаю внимание на разделение аргументов в два абзаца.

Называют и сопоставляют аргументы.

Вспоминают случаи из жизни и художественной литературы, записывают их в качестве аргументов.

Выражают собственные мысли, доказывают свое мнение. Находят аргументы: один из собственного жизненного опыта, другой – из художественной литературы.

Познавательные: построение цепи логических рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез, обоснование.

Регулятивные: осуществление обработки и использования необходимой информации; самостоятельное планирование действия, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли,

8.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа над заключением.

Цель: усвоение учащимися определения тезиса.

(4 мин.)

Организую усвоение детьми нового способа действий, подвожу итого анализа.

Акцентирую внимание на том, что заключение может быть в разных формах.

Работают в парах. Анализируют, сопоставляют обнаруженные аргументы.

Используют алгоритм написания.

Первично обобщают материал. Пишут заключение с использованием

разных форм:

Вывод-обобщение;

Ответ на вопрос;

Призыв к действию;

Концовка с использованием цитаты.

Познавательные: действие по аналогии, выбор наиболее эффективных способов решения

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

9.Самостоятельная работа с образцами фрагментов работы, позволяющая выстроить логику сочинения.

Цель: самооценка результатов своей деятельности.

(10 мин.)

Организую деятельность по применению полученных знаний.

Оказываю помощь учащимся при написании работ.

Письменно оформляют проанализированное. Обмениваются написанным, корректируют и проверяют работы друг друга.

Повторно перечитывают проблему или проблемный вопрос. Сопоставляют авторскую позицию со своей. Формулируют (повторно) свою позицию иными фразами.

Регулятивные: контроль, коррекция, самоопределение, волевая регуляция в ситуации затруднения.

10. Включение в систему знаний и повторение. Контроль и коррекция ответов

Прослушивание частей сочинения учащихся.

Работа над сочинением.

Цель: закрепление и коррекция полученных знаний.

(4мин.)

Выявляю границы применения нового знания.

Корректирую и комментирую все выступления обучающихся.

Корректируют работы.

Исправляют недостатки в работах.

Коммуникативные:

умение быть готовым корректировать свою точку зрения

11. Рефлексия деятельности

Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

(1 мин.)

Организую рефлексию, самооценку результатов учащихся.

Слово учителя.

Урок хочется завершить словами : « Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант - в сущности его - и есть любовь к делу, к процессу работы». М. Горький

Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока в подготовке к сочинению? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что понравилось в уроке? Над чем предстоит работать?

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные : умение выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

VIII . Домашнее задание. (1 мин.)

Предлагаю написать чистовой вариант сочинения-рассуждения по тексту С.И.Сивоконя в соответствии с требованиями, предъявляемыми к экзаменационной работе

Записывают задание, задают вопросы

Коммуникативные создание сочинения-рассуждения по данному тексту

Приложение. Исходный текст

(1)С выходом в серии «Жизнь замечательных людей» книги Марка Гейзера о Маршаке представление о знаменитом поэте у массового читателя должно измениться. (2)Да и не только у массового. (З)Даже такой маститый критик, как Бенедикт Сарнов, считал, что «самобытным художником, тем Маршаком, каким мы его знаем, он стал только в советское время».

(4)Но вот теперь Марк Гейзер подробно рассказывает о приходе поэта в литературу, и мы узнаём, что начинал Маршак со стихов, которые вызвали восторженные отзывы Стасова, сразу же взявшего юного поэта под опеку, а также Горького, Шаляпина и других выдающихся мастеров. (5)Ахматова, например, позднее признавалась Самуилу Яковлевичу, что без его «Книги Руфи», вышедшей ещё в 1909 году, не было бы её «Лотовой жены» и некоторых других стихов…

(6)В жизни Маршака случалось такое, что ему угрожала реальная опасность. (7)Вот хотя бы история с разгромом маршаковской редакции Детиздата, когда были арестованы многие её сотрудники и авторы. (8)Годы спустя в деле одного из репрессированных тогда детиздатовцев нашли ордер на арест самого Самуила Яковлевича. (9)Спасло его то, что он вовремя уехал из Ленинграда…

(10)Откуда же взялся детский классик Маршак, восхищавший таких больших и очень разных писателей, как М. Горький, В. Маяковский, М. Цветаева, К. Чуковский? (11)Всемирно известный переводчик, выигрывавший творческие «дуэли» у самых выдающихся мастеров? (12)3амечательный педагог, воспитатель юных, да и не юных поэтов?

(13)Главное, наверное, было в его любви - к людям, к литературе и прежде всего к детям. (14)А знаменитые маршаковские беседы с чем-то заинтересовавшими его людьми (чаще всего с литераторами) - восторженными откликами на них полны воспоминания о Самуиле Яковлевиче?..

(15)Одну из самых сильных страниц в творческой биографии Маршака приоткрыл Борис Полевой, в ту пору - главный редактор журнала «Юность». (16)Он уже слышал, что Маршак еле жив, что врачи борются даже не за дни, а за часы его жизни… (17)И вдруг звонок у него в редакции: «С вами хочет говорить Самуил Яковлевич». (18)Полевой не поверил. (19)Решил, что его разыгрывают.

«(20)И тут я слышу то, - вспоминает он, - что сразу убеждает меня, что я говорю с настоящим Маршаком, с поэтом, находящимся при смерти:

- (21)Голубчик мой, вы, наверное, слышали, я ослеп. (22)Ничего не вижу. (23)Но гранки мне прочли. (24)Поверьте, там есть серьёзные огрехи. (25)Нет-нет, не ваши, а мои огрехи… (26)Гранки перед вами? (27)Найдите страничку такую-то. (28)Нашли? (29)Возьмите карандашик, я вам продиктую поправку. (30)Мне становится страшно.

- (31)Самуил Яковлевич, я к вам заеду. (32)Журнал потерпит.

- (ЗЗ)Нет, нет, нет, это мы с вами можем потерпеть, а журнал терпеть не может. (34)У нас миллион читателей, им надо вовремя доставлять журнал. (35)Записывайте. - (36) Это звучит уже как приказ».

(З7)Полевой решил, что худшее для Маршака уже позади. (38)Не может же человек на смертном одре держать корректуру! (39)Но Маршак - мог. (40)И уже через день после этого разговора Полевой услышал, что Самуила Яковлевича нет в живых…

(По С. Сивоконю)


© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин