24.03.2021

Картины народной жизни в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Тяжёлый жизненный путь русских крестьян в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" Как некрасов изобразил картину народной жизни


Некрасов Н. А.

Сочинение по произведению на тему: Картины народной жизни в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

«Некрасов – это все равно что нашелся бы такой мужик, с громадными способностями, с русскими, мужицкими болями в груди, который бы взялся этак и описал свое русское нутро и показал бы его своим братьям-мужикам:
«Смотрите-де на себя!»
(Газета «Правда», 1 октября 1913 г.)

Всю жизнь вынашивал Н. А. Некрасов замысел произведения, которое стало бы народной книгой, т. е. книгой «полезной, понятной народу и правдивой», отражающей самые важные стороны его жизни. «По словечку» в течение 20 лет накапливал он материал для этой книги, а затем 14 лет работал над текстом произведения. Итогом этого колоссального труда явилась эта поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо».
Широкая социальная панорама, развернутая в ней, правдивое изображение крестьянской жизни начинают занимать в этом произведении главенствующее место. Отдельные сюжетно-самостоятельные части и главы эпопеи связаны внутренним единством поэмы – изображением жизни народа.
С первой главы первой части начинается исследование главной жизненной силы России – народа. Именно желание изобразить всю народную Русь повлекло поэта к таким картинам, где можно было бы собрать массу людей. Особенно полно она предстает в главе «Сельская ярмарка».
Пришли на площадь странники:
Товару много всякого
И видимо-невидимо
Народу! Не потеха ли?
С большим мастерством Некрасов передает колорит русского гулянья. Возникает ощущение непосредственного участия в этом празднике, будто ходишь среди пестрой толпы и впитываешь в себя атмосферу всеобщей радости, праздника. Все вокруг движется, шумит, кричит, играет.
А вот эпизод, подтверждающий представления о нравственной силе и красоте народного характера. Крестьяне рады поступку Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки:
Зато крестьяне прочие
Так были разутешены,
Так рады, словно каждого
Он подарил рублем!
Картины народной жизни – это не только веселье, радость, праздник, но и темная, неприглядная, «безобразная» ее сторона. Веселье перешло в пьянство.
Ползли, лежали, ехали,
Барахталися пьяные,
И стоном стон стоял!

Дорога многолюдная
Что позже – безобразнее:
Все чаще попадаются
Избитые, ползущие,
Лежащие пластом.
«Пропился» и мужик, который «раздумался над топором», и парень «тихонький», который поддевку новую в землю закопал, и «старая», «хмельная баба». Высказывания из толпы свидетельствуют о темноте, невежестве, терпении и смирении народа.
Крестьянский мир предстает предельно обнаженным во всей хмельной откровенности и непосредственности. Кажется, что сменяющие друг друга слова, фразы, быстрые диалоги и выкрики случайны и бессвязны.
Но среди них различимы резкие политические реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить свое положение.

Добра ты, царская грамота,
Да не про нас ты писана…
А вот картина коллективного труда – «веселой косьбы». Она проникнута чувством праздничным и светлым:
Народу тьма! Там белые
Рубахи баб, да пестрые
Рубахи мужиков,
Да голоса, да звяканье
Проворных кос…
Радость труда ощущается во всем: «травы высокие», «косы проворные», «косьба веселая». Картина косьбы рождает представление о труде вдохновенном, способном вторить чудеса:
Размахи сенокосные
Идут чредою правильной:
Все разом занесенные
Сверкнули косы, звякнули…
В главе «Счастливые» Некрасов показал народ уже как «мир», т. е. как что-то организованное, сознательное, с силой которого не способен тягаться ни купец Алтынников, ни крючкотворы подьячие («Хитры, сильны подьячие, а мир их посильней, богат купец Алтынников, а все не устоять ему против мирской казны»).
Народ побеждает организованным действием в экономической борьбе и активно ведет себя (пусть еще стихийно, но все же решительнее) в политической борьбе. В этой главе поэмы писатель рассказал, «как бунтовалась вотчина помещика Обрубкова Испуганной губернии, уезда Недыханьева, деревни Столбняки…». А в следующей главе («Помещик») поэт еще раз для «догадливых» людей иронически скажет: «Должно быть, взбунтовалося в избытке благодарности селенье где-нибудь!».
Некрасов продолжает воссоздавать коллективный облик героя. Достигается это, прежде всего, мастерским изображением народных сцен. Художник не останавливается долго на показе отдельных типов крестьянской массы.
Рост крестьянского сознания раскрывается теперь в историческом, социальной, бытовом, психологическом планах.
Нужно сказать о противоречивой душе народа. В массе крестьян есть старуха старая, «рябая, одноглазая», видящая счастье в урожае репы, «солдат с медалями», довольный, что не убит в сражениях, дворовый человек князя Переметьева, гордящийся подагрой – благородной болезнью. Странники, искатели счастья, всех выслушивают, а народ в своей основной массе становится верховным судьей.
Как судит он, к примеру, дворового князя Переметьева. Наглость и спесь холуя-лизоблюда вызывает презрение мужиков, они гонят его прочь от ведра, из которого потчуют на сельской ярмарке «счастливых». Нельзя упустить из вида, что «любимый раб» Переметьева еще раз мелькает среди картин пьяной ночи. Его секут за воровство.
Где пойман – тут и суд ему:
Судей сошлось десятка три,
Решили дать по лозочке,
И каждый дал лозу.
Не случайно об этом сказано вслед за тем, как нарисованы сцены народного доверия: Ермилу Гирину без расписок дают деньги на покупку мельницы, и так же – на честность – он их возвращает. Этот контраст наводит на мысль о нравственном здоровье массы крестьянства, о прочности его моральных правил даже в атмосфере крепостничества.
Большое и особое место занимает в поэме образ крестьянки Матрены Тимофеевны. Рассказ о доле этой героини – это повествование о доле русской женщины вообще. Рассказывая о своем замужестве, Матрена Тимофеевна рассказывает о замужестве любой крестьянки, обо всем их великом множестве. Некрасов сумел совместить частную жизнь героини с массовой жизнью, не отождествляя их. Некрасов все время стремился расширить значение образа героини, словно бы объять как можно большее количество женских судеб. Это достигается вплетением в текст народных песен и причитаний. Они отражают характернейшие черты народной жизни.
Песни и причитания – это малая толика художественного своеобразия поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Писать о народе, писать для народа можно только по законам народного поэтического творчества. И дело не в том, что Некрасов обратился к фольклору, используя словарь, ритмику и образы народного творчества. В поэме «Кому на Руси жить хорошо», прежде всего, раскрыта народная тема – поиск народом пути к счастью. И эта тема утверждается Некрасовым как ведущая, определяющая движение народа вперед.
За многочисленными картинами народной жизни встает образ России, той «убогой и обильной, забитой и всесильной…» страны. Патриотическое чувство, проникновенная любовь к родине и народу наполняет поэму тем внутренним горением, той лирической теплотой, которые согревают суровое и правдивое эпическое ее повествование.
http://vsekratko.ru/nekrasov/komunarusizhitkhorosho14

Замысел поэмы “Кому на Руси жить хорошо” продиктован самой жизнью. Н. А. Некрасов остро чувствовал “больные” вопросы своего времени. Это и подтолкнуло поэта к созданию народной книги.
Поэме Некрасов отдал долгие годы неустанного труда. В ней он стремился дать читателю как можно более полные сведения о русском народе, о тех процессах, которые происходили в жизни крестьянства после реформы 1861 года.
Положение народа ясно рисуется уже в начале поэмы названиями тех мест, откуда родом” крестьяне-правдоискатели. Они – “временно

Обязанные”, “Подтянутой губернии, уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень – Заплатова, Дыряви-на, Разутова, Знобилина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож”. Странствуя, мужики проходят через Испуганную, Подстрелянную и Безграмотную губернии. Эти названия говорят сами за себя.
На многих страницах поэмы изображены бесправная, безрадостная жизнь народа. Деревни – “селенья незавидные, что ни изба – с подпоркою, как нищий с костылем…” У мужиков скудные запасы, на крестьянских полях – бедные всходы, поэтому целые селения осенью идут “на попрошайство”
Картины народной жизни обрисованы в песнях “Голодная”, “Барщинная”, “Солдатская”, “Веселая”, “Соленая”.
Вот каким показан дореформенный мужик в одной из песен:
Беден, нечесан Калинушка,
Нечем ему щеголять,
Только расписана спинушка,
Да за рубахой не знать.
С лаптя до ворота
Шкура вся вспорота,
Пухнет с мякины живот,
Верченый, крученый,
Сеченый, мученый
Еле Калина бредет…
Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:
Добра ты, царска грамота,
Да не про нас ты писана.
Как и прежде, крестьяне – люди, “досыта не едавшие, несолоно хлебавшие”. Изменилось только то, что теперь их вместо барина будет драть волостной.
Крестьянский мир предстает предельно обнаженным, во всей хмельной откровенности и непосредственности в главе “Пьяная ночь”. Необычная “пьяная” ночь развязывает языки:
Дорога стоголосая
Гудит! Что море синее,
Смолкает подымается
Народная молва.
Почти каждая реплика – сюжет, характер. Глава, по моему мнению, вмещает много рассказов. Разве не точная картина дикого деспотизма семейной жизни встает из ссоры двух баб:
Мне старший зять ребро сломал,
Средний зять клубок украл,
Клубок – плевок, да дело в том
Полтинник был замотан в нем,
А младший зять все нож берет,
Того гляди, убьет, убьет…
А разве не ясна из нескольких фраз судьба женщины Дарьюшки, хотя никакого рассказа о ней нет:
– Худа ты стала, Дарьюшка!
Не веретенце, друг!
Вот то, чем больше вертится,
Пузатее становится,
А я как день-деньской…
Именно желание показать всю народную Русь привлекло Некрасова к такой картине, где можно было бы собрать массу людей. Так появилась глава “Сельская ярмонка”. Прошло много времени. И вот странники летом пришли на “ярмонку”, которая свела вместе многих людей. Это народное гулянье, массовый праздник:
Шумит, поет, ругается,
Качается, валяется.
Дерется и целуется
У праздника народ.
Кругом пестро, красно, рубахи полны цветов, платья красные, косы с лентами6 “Играет солнце вешнее, смешно, горласто, празднично”.
Но в народе много темного, неприглядного и безобразного:
По всей по той дороженьке
И по окольным тропочкам,
Покуда глаз хватал,
Ползли, лежали, ехали,
Барахталися пьяные…
Крестьянский мир на сельской ярмарке завершается рассказом о Якиме Нагом. Он говорит не о посетителях “ярмонки”, а о всем мире тружеников. Яким не поддакивает своему барину Павлуше Веретенникову, а высказывает свое крестьянское чувство:
Постой, башка порожняя!
Шальных вестей бессовестных
Про нас не разноси!
Отстаивая чувство трудовой крестьянской гордости, Яким видит и общественную несправедливость по отношению к трудовому крестьянству:
Работаешь один,
А чуть работа кончена
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
Русская женщина всегда была для Некрасова главной носительницей жизни, символом национального существования. Поэтому поэт уделил столько внимания крестьянке Матрене Тимофеевне Корчагиной. Она сама рассказывает о своей жизни. Личная судьба героини расширяется до пределов общерусских. Она все испытала и побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина.
Некрасовская женщина-крестьянка – несломленная испытаниями, выстоявшая. Итак, в поэме народная жизнь раскрыта в самых разнообразных проявлениях. Для поэта мужик велик во всем: и в своем рабском терпении, в своих вековых страданиях, в грехах, в разгуле.
До Некрасова многие изображали народ. Он же сумел подметить в народе его скрытую силу и во весь голос сказать: “рать подымается неисчислимая”. Он верил в пробуждение народа.

(Пока оценок нет)

Картины народной жизни в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” задумана как эпопея, т. е. художественное произведение, изображающее с максимальной степенью полноты целую эпоху в судьбе народа. Поэт воссоздает широкую панораму жизни пореформенной России, показывает горькую долю многомиллионного русского крестьянства после “освобождения” в 1861 году.

Поэт трагически переживает события тех лет. С самого начала поэмы – с знаменательными названиями губернии, уезда, волости, деревень – автор приковывает внимание читателя к бедственному положению

Народа. Уже первые строки о полях с бедными всходами рождают у автора тревожные мысли о народной судьбе: “Какое счастье тут?” Герои поэмы – крестьяне-странники идут по Руси и перед их взором возникают картины невеселой крестьянской жизни. Описание природы во второй главе дается в неразрывном единстве с жизнью крестьянина: “жаль бедного крестьянина”. Чувство сострадания вызывают пахари, потому что из-за холодной весны их ждут неурожаи, голод.

Согнала снег, а зелени
Ни травки, ни листа!
Вода не убирается,
Земля не одевается
Зеленым ярким бархатом,
И, как мертвец без савана,
Лежит

Под небом пасмурным
Печальна и нага.

Сравнение земли с мертвецом наполняет душу поэта горькими предчувствиями о судьбе бедняков в предстоящую зиму.

С особой силой мотив крестьянской обездоленности звучит и в описании деревни Клин – “селенья назавидного”:
Что ни изба – с подпоркою,
Как нищий с костылем;
А с крыш солома скормлена
Скоту. Стоят как остовы,
Убогие дома.

Из частной картины вырастает обобщающая картина оскудения русской деревни и ужасающего положения русской женщины:
Деревни наши бедные,
А в них крестьяне хворые
Да женщины печальницы,
Кормилицы, поилицы,
Рабыни, богомолицы
И труженицы вечные…

С горькой иронией называется село Кузьминское “богатым”. Оно богато кабаками, в которых русский мужик заливает водкой смертную тоску. В селе повсюду грязь, запустение. Показательны детали: училище – “пустое, забитое наглухо”. Значит, занятия по обучению грамоте крестьянского люда начнутся вряд ли в скором будущем. В избе, где принимает больных фельдшер, – всего “одно окошечко”. Нищета, мрак, невежество – вот в таких условиях существует “освобожденный” народ.

В то же время все эти описания дают представление о духовном богатстве человека из народа. Странники используют в своей речи меткое слово, яркие эпитеты и сравнения, поговорки и пословицы, отражающие природный ум простых тружеников. Автор рисует живые картины, помогающие остро почувствовать, как бедна, бесправна, но в то же время талантлива крестьянская Русь.

В поэме выделяется образ каменотеса, “плечистого”, “молодого. Который не знает нужды и которого поэтому можно назвать “счастливцем”. Его облик и слова вызывают восхищение. Это человек, любящий труд, умеющий трудиться: “молотом, как перышком махнул”. Героя отличает и нравственная, и физическая красота. Это настоящий богатырь, который работает от зари до зари:
Коли проснусь до солнышка
Да разогнусь о полночи,
Так гору сокрушу.

Однако комментарии одного из странников заставляют задуматься о том, что непосильный труд обязательно обернется к старости трагедией:
… а не будет ли
Носиться с этим счастием
Под старость тяжело.

У крестьян-тружеников все равно будущее оказывается беспросветным. “Мужик с одышкой”, тоже надорванный работой, вспомнил про судьбу “не хуже каменщика”, который теперь “зачах”.

Картины жизни Матрены Тимофеевны показывают, через какие испытания проходят русские женщины: подневольное положение в семье мужа, вечные унижения, деспотизм семейных отношений, постоянная разлука с мужем, вынужденным уходить на заработки, нужда: пожары, падеж скота, неурожаи; угроза остаться солдаткой – самым бесправным человеком. Матрена Тимофеевна с горечью говорит странникам, как ее “ославили счастливою, прозвали губернаторшей”. Действительно, у крестьянки был самый счастливый день в жизни – встреча с добрым человеком из “верхов”. Отзывчивая губернаторша спасла мужа Матрены Тимофеевны от солдатчины. Но не уберегла судьба первенца женщины – сына Демушку. После его смерти страшное отчаяние испытала страдалица. За другого сына Матрену публично высекли розгами. Рассказ героини о своей жизни – это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины-матери. Однако автору дорого в ней чувство достоинства, протест против угнетения. Героиня в поэме произносит гордые слова:
Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!

Другой представитель крестьянского мира в произведении – Яким Нагой. Он протестует против несправедливого отношения к трудовому крестьянству:
Работаешь один,
А чуть работа кончена
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!

В словах Якима о народной душе звучит грозное предупреждение:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная –
Гневна, грозна…

В образе Савелия, богатыря святорусского, заключается сила и бессилие русского крестьянина, противоречивость его сознания. У героя:
В рабстве спасенное, сердце свободное,
Золото, золото, сердце народное.

С другой стороны, он призывает Матрену к терпению: “Терпи, многокручинная. ты – крепостная женщина!”

Итак, в поэме народная жизнь раскрыта в самых разнообразных проявлениях. Для поэта мужик велик во всем: и в своем рабском терпении, в своих вековых страданиях, в грехах, и в разгуле, и в жажде воли. Некрасов показал народ, сохранивший и в тягостной, нищей, беспросветной жизни могучие силы. Поэтому ведущее место в поэме занимают образы крестьян, не примиряющихся со своим положением, протестующих против угнетателей.

Сочинения по темам:

  1. В своей поэме Н. А. Некрасов создает образы “новых людей”, вышедших из народной среды и ставших активными борцами за благо...
  2. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов словно от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем общественно-политического строя России и...
  3. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершинное произ­ведение творчества Н. А. Некрасова. Он долго вынашивал за­мысел этого произведения, четырнадцать...
  4. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) – вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение,...

Я лиру посвятил народу своему.
НА. Некрасов
Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» создавалась на протяжении более десяти лет (1863-1876). Основная проблема, интересовавшая поэта, - положение народа, русского крест ьянина при крепостном праве и после «освобождения». О сущности царского манифеста Н.А. Некрасов говорит словами народа: «Добра ты, царска грамота, да не про нас ты писана». Картины народной жизни написаны с эпической широтой, и это дает право назвать поэму энциклопедией русской жизни того времени.
Рисуя многочисленные образы крестьян, различные характеры, автор делит героев как бы на два лагеря: рабов и борцов. Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Живут они в деревнях с характерными названиями: Заплатово, Дырявино, Разутово, Зно- бишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Цель их путешествия - найти счастливого человека на Руси. Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми. Выслушав рассказ попа о его «счастье», получив совет узнать о счастье помещика, крестьяне говорят:
Известны нам они!
Правдоискатели не удовлетворяются «дворянским» словом, им нужно «слово христианское»:
Дай слово христианское!
Дворянское с побранкою,
С толчком да с зуботычиной,
То непригодно нам!
Правдоискатели трудолюбивы, всегда стремятся помочь другим. Услышав от крестьянки, что не хватает рабочих рук убрать хлеб вовремя, мужики предлагают:
А мы на что, кума?
Давай серпы! Все семеро
Как станем завтра, - к вечеру
Всю рожь твою сожнем!
Так же охотно они помогают косить траву крестьянам Безграмотной губернии.
Наиболее полно Некрасов раскрывает образы крестьян-борцов, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением.
В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя.
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле...
Читая описание облика крестьянина, мы понимаем, что Яким, всю жизнь маясь на сером, бесплодном клочке земли, и сам стал, как земля. Яким признает, что большая часть его труда присваивается «дольщиками», которые не трудятся, а живут на труды таких же, как он, крестьян: Работаешь один, А чуть работа кончена, Гляди, стоят три долыцика: Бог, царь и господин!
Всю свою долгую жизнь Яким трудился, испытал много лишений, голодал, побывал в тюрьме, и, «как липочка ободранный, вернулся он на родину». Но все же он находит в себе силы создать хоть какой-то быт, какую-то красоту. Яким украшает свою избу картинками, любит меткое слово, речь его полна пословиц й поговорок. Яким - образ крестьянина нового типа, сельского пролетария, побывавшего в отхожем промысле. И его голос-- голос самых передовых крестьян:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная -
Гневна, грозна, - и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям...
С большим сочувствием относится поэт к своему герою Ермилу Ги- рину, сельскому старосте, справедливому, честному, умному, который, по словам крестьян,
В семь лет мирской копеечки
Под ноготь не зажал,
В семь лет не тронул правого,
Не попустил виновному,
Душой не покривил.
Один только раз Ермил поступил не по совести, отдав сына старухи Власьевны вместо своего брата в армию. Раскаиваясь, он пытался повеситься. По мнению крестьян, Ермил имел все для счастья: спокойствие, деньги, почет, но его почет особый, не купленный «ни деньгами, ни страхом: строгой правдою, умом и добротой».
Народ, защищая мирское дело, в трудную минуту помогает Ермилу сохранить мельницу, проявляет к нему исключительное доверие. Этот поступок подтверждает способность народа выступать сообща, миром.
И Ермил, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян, когда «бунтовалась вотчина помещика Обрубкова». Ермил Гирин - защитник крестьянских интересов.
Следующий и наиболее яркий образ в этом ряду - Савелий, богатырь святорусский, борец за народное дело. В молодости он, как и все крестьяне, долго терпел жестокие издевательства со стороны помещика Шалашникова и его управляющего. Но Савелий не может принять такой порядок, и он бунтует вместе с другими крестьянами, он закопал в землю живым немца Фогеля. «Лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения» получил за это Савелий. Вернувшись стариком в родное село, он сохранил бодрость духа и ненависть к угнетателям. «Клейменый, да не раб!» - говорит он о себе. Савелий до старости сохранил ясный ум, сердечность, отзывчивость. В поэме он показан как народный мститель:
...Наши топоры
Лежали до поры!
О пассивных крестьянах он говорит презрительно, называя их «погибшие... пропащие».
Некрасов называет Савелия богатырем святорусским, подчеркивая его героический характер, а также сопоставляет его с народным героем Иваном Сусаниным. Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе.
Этот образ дан в одной главе с образом Матрены Тимофеевны не случайно. Поэт показывает вместе два богатырских русских характера. Матрена Тимофеевна проходит через многие испытания. В родительском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки мужниной родни, побои мужа. Только в работе и в детях находила она радость. Тяжело пережила она смерть сына Демушки, голодный год, нищенство. Но в трудные минуты она проявляла твердость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому губернатору. Заступилась за Федотушку, когда его хотели наказать розгами. Непокорная, решительная, она всегда готова отстаивать свои права, и это сближает ее с Савелием. Рассказав о своей многотрудной жизни странникам, она говорит, что «не дело - между бабами счастливую искать». В главе, названной «Бабья притча», крестьянка говорит о женской доле:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого.
Но Некрасов уверен, что «ключи» должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Добросклонова:
Еще ты в семействе покуда - раба,
Но мать уже вольного сына!
Некрасов с особым чувством создал образы правдоискателей, бордов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако поэт не мог не обратиться и к темным сторонам жизни крестьянства. В поэме изображены крестьяне, которые свыклись со своим рабским положением. В главе «Счастливые» крестьяне-правдоискатели встречаются с дворовым человеком, который считает себя счастливым потому, что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его дочка вместе с барышней «училась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствии княжны». А сам дворовый тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится «близостью» к господам и своей «почетной» болезнью- подагрой. Простые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков, не понимая всей низости своего лакейского положения. Дворовый князя Утятина Ипат даже не поверил, что крестьянам объявлена «воля»:
А я князей Утятиных
Холоп - и весь тут сказ!
С детства и до самой старости барин всячески издевался над своим рабом Ипагом. Все это лакей принимал как должное:
...выкупал
Меня, раба последнего,
Зимою в проруби!
Да как чудно!
Две проруби:
В одну опустит в неводе,
В другую мигом вытянет -
И водки поднесет.
Не мог Ипат забыть господских «милостей»: того, что после купанья в проруби князь «водки поднесет», то посадит его «рядом, недостойного, с своей персоной княжеской».
Покорный раб это и «холоп примерный - Яков верный». Он служил у жестокого господина Поливанова, который «в зубы холопа примерного... походя дул каблуком». Несмотря на такое обращение, верный раб до самой старости берег и ублажал барина. Помещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу. Яков «задурил»: сначала «мертвую запил», а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность.
С негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, уничтожил «вольную», данную крестьянам перед смертью старым барином- адмиралом, чем «на десятки лет, до недавних дней, восемь тысяч душ закрепил злодей».
Для характеристики дворовых крестьян, лишенных чувства собственного достоинства, поэт находит презрительные слова: раб, холоп, пес, Иуда. Некрасов заключает характеристики типическим обобщением:
Люди холопского звания -
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.
Создавая различные типы крестьян, Некрасов утверждает: счастливых среди них нет, крестьяне и после отмены крепостного права по- прежнему обездолены и обескровлены, изменились только формы угнетения. Но среди крестьян появляются люди, способные к сознательному, активному протесту. И потому поэт верит, что в будущем на Руси наступит хорошая жизнь:
Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь.

Некрасов писал поэму «Кому на Руси жить хорошо» в течение двадцати лет, собирая материал буквально по словечку. Поэма стала венцом его творчества. Поэт хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, из-за смерти автора произведение осталось незаконченным.

По замыслу поэта, «Кому на Руси жить хорошо» - это эпопея современной ему народной жизни. В центре ее - изображение пореформенной России, когда освободили крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу. Поэма чрезвычайно широко охватывает народную жизнь. Именно народную точку зрения на действительность и попытался выразить Некрасов в поэме уже самой темой, показав Русь, все события через восприятие странствующих крестьян.

Форма странствий, встреч, расспросов и рассказов оказалась очень удобной для поэта, задумавшего всесторонне показать народную жизнь. Некрасову нужна была широкая социально-историческая панорама для изображения условий, в которых складывалась жизнь крестьянина.

Главная проблема произведения ясно видна уже из заглавия - это проблема счастья. Положение народа отчетливо рисуется самими названиями тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпиго-рево, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неурожайка. В поэме реалистично изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. «Мужицкое счастье, -с горечью восклицает поэт, - дырявое, с заплатами, горбатое, с мозолями!» Как и прежде, крестьяне - люди, «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие». Изменилось только то, что «теперь вместо барина драть будет волостной».

Поэт рисует одну за другой картины тяжелой крестьянской доли, всеобщего разорения. Мотив голодной жизни крестьянства, которого «тоска-беда замучила», звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым «Голодная». При этом поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянской среде.

Для Некрасова крестьянство не однородная масса. Оно включает в себя богатство характеров и типов. Среди них есть и положительные герои, такие благородные, исполненные душевной красоты, как Матрена Тимофеевна, Савелий, Ермил Гирин; есть и недостойные, слабые: раболепствующий лакей князя Утятина Ипат или «Яков верный, холоп примерный». Некрасов клеймит барских прихвостней, «людей холопского звания», которые в условиях крепостничества потеряли всякое человеческое достоинство.

Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше. С нескрываемым сочувствием относится автор к тем, кто не мирится со своим голодным и бесправным существованием. Лучшие из них сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, семь правдоискателей, Гриша Добросклонов.

Не кроткие и покорные близки поэту, а смелые, непокорные и свободолюбивые бунтари, такие, как Савелий, богатырь святорусский. В образе Савелия воплощены наиболее близкие автору стороны внутреннего мира русского крестьянина, его былинные, героические черты. Он, бывало, хаживал один на медведя, он презирает рабскую покорность, готов постоять за народ. Савелий помог крестьянам расправиться с немцем-управителем, разорявшим и притеснявшим их, за что был сослан на каторгу в Сибирь, перенес жестокие истязания, но не смирился. Он сохранил ненависть к угнетателям и презрение к тем, кто им покорно подчинялся. Страшные душевные страдания испытывает он после гибели Демушки, в которой будет винить себя по гроб жизни («так плакал дедушка, что лес стонал»), потом он уходит в монастырь замаливать свой грех, молиться о погибшем и «за все страдное русское крестьянство», а умирая, просит похоронить его рядом с Демушкой.

Страдальческой судьбе русской женщины посвящена вся вторая часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо». В жизни Матрены Тимофеевны не было ничего необычного, из ряда вон выходящего. Смерть первенца, вражда семьи мужа, голод, болезни, пожары - какая крестьянка не проходила через все это? За Матреной стояли сотни и тысячи таких, как она. Но другие женщины называют ее «счастливой», значит, их жизнь еще более беспросветна. По мнению Матрены, не дело это -«между бабами счастливую искать». Еще одна героиня поэмы - богомолка, зашедшая в село, сказывала, что «ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки, заброшены, потеряны у Бога самого».


© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин