19.08.2023

Разнообразие и значение рыб. Многообразие рыб. Внутреннее строение рыб


Тема: Многообразие рыб, их значение в природе. Общая характеристика класса. Охрана рыб. Хозяйственное значение.

Цель: познакомится с многообразием рыб, особенностями их строения и приспособленностью к жизни в различных условиях, их значением и охраной.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран

Ход занятия

Ø Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

Ø Мотивация и целеполагание

“Иным достался от природы

Инстинкт пророчески-слепой -

Они им чуют, слышат воды...”

Уважаемые друзья. Прочтите эти слова. Как вы считаете, кому они посвящены? Конечно же, удивительным и таинственным животным - рыбам. Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться с многообразием представителей класса рыб, с их значением в жизни человека, в природе, охраной рыбных богатств. Для этого постараемся решить следующие задачи нашего с вами общения.

Постановка задач урока с учащимися

Ø Опрос и актуализация знаний. Проверка знаний проводилась с применением 10-бального мониторинга.

Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться с многообразием представителей класса рыб, с их значением в природе и в жизни человека.

Рыбы - самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многопёры и др.) весьма солиден - сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству от самых малых водоёмов до великих океанов. Есть среди них и такие, которые отважились выйти на сушу. Разнообразие мест обитаний предоставляет рыбам широкий простор для специализации, выработке ряда приспособлений, порой весьма хитроумных и самых неожиданных.


Вопрос. Вспомните, как называется наука, изучающий рыб (ихтиология, ученый – специалист, который этим занимается – ихтиолог).

Вопрос. Давайте вспомним систематическое положение рыб.

Пожалуйста …. (вызвать одного ребенка) составь систематическое положение рыб

Правильно ли ……………. отвечает мы проверим, используя мультимедийный проектор

Царство животные

Подцарство многоклеточные

Тип Хородовые

Подтип Позвоночные

Надкласс Рыбы

Класс Хрящевые рыбы

Класс Костные рыбы

Ø Изучение нового материала и частичная актуализация знаний.

ü Многообразие рыб и их широкое распространение в водах мирового океана.

В надклассе рыб выделяют два класса Хрящевые и Костные рыбы (слайд)

Характеристика класса

Хрящевые рыбы (700 видов)

1. Хрящевой скелет в течении всей жизни;

2. Голова с удлинённым рылом;

3. Рот на нижней стороне тела;

4. 5 пар жаберных щелей;

5. Кожа покрыта особой чешуёй.

Выступление учащегося по теме «Отряды Акулы и Скаты»

Костные рыбы (20 тыс. видов) Одно из многочисленных и многообразных групп современных рыб. Для большинства характерен костный скелет.

Вопрос. Каковы причины многообразия костных рыб? Для ответа на вопрос ребятам предлагается познакомится с биологическими особенностями различных отрядов костных рыб.

Знакомство с отрядами проходит в ходе выступлений учащихся (опережающие задания)

Отряд Осетрообразные.

Веретеноообразная форма, вдоль тела 5 рядов крепких костных чешуй «жучок», расположение рта на нижней стороне головы, неравнолопастной плавник, жаберные крышки, сохранение хорды в течении всей жизни. Это ценные промысловые рыбы, дающие высококачественное мясо и чёрную икру.

Красная книга РБ – Стерлядь

Отряд Сельдеобразные

Стайные, планктоноядные живущие вдоль берегов, многочисленная липкая икра на грунт или водоросли . В основном промысловые.

Отряд Лососеобразные

Пресноводные и проходные рыбы откладывающие небольшое кольцо икры на песчаное или галечное дно пресных водоёмов. Отличительная черта жировой плавник без костных лучей. Дают высококачественное мясо и красную икру.

Отряд Карпообразные

Пресноводные костные рыбы у которых нет челюстных зубов, есть глоточные зубы для измельчения пищи. Большинство промысловые рыбы

Красная книга РБ – усач обыкновенный

Отряд Кистепёрые

Древняя почти целиком вымершая группа рыб. В настоящее время известен только один вид этого отряда – латимерия - обитающий в глубинах Индийского океана. Длинна м. У неё своеобразно устроены плавники – скелет плавника напоминает скелет конечностей наземных позвоночных находится внутри мясистой лопасти. Кистепёрые представляют особую ветвь от которой вероятно произошли древние земноводные.

ü Общая характеристика класса.

Учащиеся сравнивают изученные отряды рыб между собой. Находят черты сходства в их строении и дают общую характеристику класса рыбы.

1.Водные животные (позвоночные)

2.Обтекаемая форма тела

3.Конечности в виде плавников

4.Скелет хрящевой или костный

5. У костных рыб в наличии плавательный пузырь

6.Питание активное. Пищеварительный канал дифференцирован на отделы, есть пищеварительные железы

7.Дышат жабрами

8.Замкнутая кровеносная система. 1 круг кровообращения, сердце 2-х камерное.


9.Органы выделения – туловищные почки

10.ЦНС – нервная трубка (спинной и головной мозг)

11.Хорошо развиты: обоняние, органы боковой линии, внутреннее ухо, орган зрения приспособлен для близкого видения

12.Раздельнополые животные, оплодотворение наружное, развитие со стадией личинки.

ВЫВОД: Рыбы как водные позвоночные с непостоянной температурой, зависят от факторов неживой природы (температуры, содержания кислорода и углекислого газа в воде, освещённости и т. д.). Именно сложные взаимоотношения рыб с разнообразными факторами окружающей среды лежат в основе их разнообразия.

ü Хозяйственное значение и охрана.

Рыба и рыбопродукты играют значительную роль в жизни человека. Это один из основных источников белка, жира и витамина Д (необходимого для правильного формирования костей). Диет продукт, легко усваивается. Отходы рыбопереработки используются для изготовления рыбной муки (кормовая добавка для с/х животных) Ежегодно мировой улов рыбы 80млн. тон. Но в последние десятилетия уловы рыбы сокращаются по ряду причин

1.Браконьерство

2.Загрязнение водоёмов сточными водами.

3.Смывание с полей минеральных удобрений (цветение воды и замор рыб)

4.Изменение берегов водоёмов (выпрямление, бетонирование, строение плотин, шлюзов, уничтожение нерестилищ, непостоянный уровень воды, гибель икры)

1.Поддерживать частоту среды обитания.

2.Устанавливаются сроки и нормы отлова рыбы.

3.Строятся рыбопитомники (разведение, мальков выпускают в реки и восстанавливают численность рыб)

Ø Закрепление.

1.Учащимся предлагается составить отличительные признаки классов хрящевые и костные рыбы

2.Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов

1.По каким признакам можно отличить хрящевых рыб от костных

2.Как используется добытая человеком рыба?

3.Какие причины вызывают снижение количества численности рыбы?

4.На участке был вырыт и залит водой котлован. Можно ли сразу вселять туда рыб? Ответ обоснуйте.

5.Что без труда для себя может сделать каждый, что бы сохранить жизнь обитающим в водоёмам рыбам и другим водным животным

Класс Рыбы - это наиболее многочисленная группа современных позвоночных животных, которая объединяет более 25 тысяч видов. Рыбы являются обитателями водной среды, они дышат жабрами и передвигаются с помощью плавников. Рыбы распространены в разных уголках планеты: от высокогорных водоёмов до океанических глубин, от полярных вод до экваториальных. Эти животные населяют солёные воды морей, встречаются в солоноватых лагунах и устьях крупных рек. Они обитают в пресных реках, ручьях, озёрах и болотах.

Внешнее строение рыбы

Основными элементами внешнего строения тела рыбы являются: голова, жаберная крышка, грудной плавник, брюшной плавник, туловище, спинные плавники, боковая линия, хвостовой плавник, хвост и анальный плавник, это можно увидеть на рисунке ниже.

Внутреннее строение рыб

Системы органов рыб

1. Череп (состоит из мозговой коробки, челюстей, жаберных дуг и жаберных крышек)

2. Скелет туловища (состоит из позвонков с отростками-дугами и ребер)

3. Скелет плавников (парные -грудные и брюшные, непарные - спинной, анальный, хвостовой)

1. Защита мозга, захват пищи, защита жабр

2. Защита внутренних органов

3. Движения, поддержание равновесия

Мускулатура

Широкие мышечные ленты, раз-деленные на сегменты

Движение

Нервная система

1. Головной мозг (отделы - передний, средний, продолговатый, мозжечок)

2. Спинной мозг (вдоль позвоночника)

1. Управление движениями, безусловные и условные рефлексы

2. Осуществление простейших рефлексов, проведение нервных импульсов

3. Восприятие и проведение сигналов

Органы чувств

3. Орган слуха

4. Осязательные и вкусовые клетки (на теле)

5. Боковая линия

2. Обоняние

4. Осязание, вкус

5. Ощущение направления и силы течения, глубины погружения

Пищеварительная система

1. Пищеварительные пути (рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие)

2. Пищеварительные железы (поджелудочная железа, печень)

1. Захват, измельчение, перемещение пищи

2. выделение соков, способствующих перевариванию пищи

Плавательный пузырь

Наполнен смесью газов

Регулирует глубину погружения

Дыхательная система

Жаберные лепестки и жабер-ные дуги

Осуществляют газо-обмен

Кровеносная система (замкнутая)

Сердце (двухкамерное)

Артерии

Капилляры

Снабжение всех кле-ток тела кислородом и питательными ве-ществами, отведение продуктов распада

Выделительная система

Почки (две), мочеточники, мочевой пузырь

Выделение продук-тов распада

Система размно-жения

У самок: два яичника и яйцеводы;

У самцов: семенники (два) и семяпроводы

На рисунке ниже показаны основные системы внутреннего строения рыбы

Классификация класса Рыбы

Живущих в настоящее время рыб делят на 2 основных класса: хрящевые рыбы и костные рыбы. Важные отличительные черты хрящевых рыб - наличие внутреннего хрящевого скелета, нескольких пар жаберных щелей, которые открываются наружу, и отсутствие плавательного пузыря. Почти все современные хрящевые рыбы обитают в морях. Среди них наиболее распространены акулы и скаты.

Подавляющее большинство современных рыб относится к классу костных рыб. Представители этого класса обладают окостеневшим внутренним скелетом. Пара наружных жаберных щелей у них прикрыта жаберными крышками. У многих костных рыб есть плавательный пузырь.

Основные отряды Рыб

Отряды рыб

Основные признаки отряда

Представители

Хрящевой скелет, отсутствует плава-тельный пузырь, нет жаберных крышек; хищники

Тигровая акула, китовая акула, катран

Манта, скат-хвостокол

Осетровые

Костно-хрящевый скелет, чешуя - пять рядов крупных кост-ных пластин, между которыми находятся мелкие пластинки

Осетр, белуга, стерлядь

Двоякодышащие

Имеют легкие и мо-гут дышать атмо-сферным воздухом; сохраняется хорда, нет тел позвонков

Австралийский рогозуб, африкан-ский чешуйчатник

Кистеперые

Скелет в основном состоит из хряща, есть хорда; плохо развит плавательный пузырь, плавники в виде мясистых вы-ростов тела

Латимерия (един-ственный предста-витель)

Карпообразные

В основном пресно-водные рыбы, на че-люстях зубов нет, но есть глоточные зубы для измельчения пищи

Сазан, карась, плотва, лещ

Сельдеобразные

Большинство - стай-ные морские рыбы

Сельдь, сардина, шпрот

Тресковые

Отличительный при-знак - наличие усика на подбородке; большинство - хо-лодноводные мор-ские рыбы

Пикша, салака, на-вага, налим, трес-ка

Экологические группы рыб

В зависимости от мест обитания выделяют экологические группы рыб: пресноводные, проходные, солоноватые и морские.

Экологические группы рыб

Основные признаки

Пресноводные рыбы

Эти рыбы постоянно обитают в пресной воде. Некоторые, например караси и лини, предпочитают стоячие водоёмы. Другие, такие как пескарь обыкновенный, хариус, голавль, приспособились к жизни в текущих водах рек.

Проходные рыбы

Сюда относят рыб, которые для размножения переходят из морской воды в пресную (например, лосось и осетровые) или из пресной воды идут размножаться в солёную (некоторые виды угрей)

Солоноватые рыбы

Населяют опреснённые участки морей, устья крупных рек: таковы многие сиги, вобла, бычок, речная камбала.

Морские рыбы

Живут в солёной воде морей и океанов. Толщу воды населяют такие рыбы, как анчоус, скумбрия, тунец. У дна живут скат, камбала.

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.

    Повторить общую характеристику и классификацию типа Хордовые.

    Изучить ароморфозы надкласса Рыбы. Записать в тетради.

    Изучить строение рыб. Выполнить конспект в тетради.

    Записать и выучить современную классификацию рыб.

    Рассмотреть влажные препараты разных видов рыб.

    Под микроскопом рассмотреть два основных типа чешуи костистых рыб.

    Изучить внешнее и внутреннее строение костной костистой рыбы на примере Окуня речного (вскрытие рыбы).

    В альбоме выполнить 6 рисунков, обозначенных в печатной методичке, которые хранятся в лаборантской кафедры биологии и экологии, V (красной галочкой). В электронной методичке все необходимые для рисования рисунки представлены в конце всего материала.

    В тетради нарисовать и заполнить таблицу 1.:

Таблица 1. Отличительные особенности организации рыб

классов Хрящевые рыбы и Костные рыбы

Класс Хрящевые рыбы

Класс Костные рыбы

Обычные представители

Особенности внешнего строения

Особенности внутреннего строения

Особенности размножения

Особенности экологии

    В тетради нарисовать и заполнить таблицу 2.:

Таблица 2. Многообразие хрящевых и костных рыб

    Знать ответы на контрольные вопросы темы:

Общая характеристика типа Хордовые. Классификация типа Хордовые.

Особенности организации Костных рыб.

Систематическое положение, образ жизни, строение тела, размножение, значение в природе и для человека Окуня речного.

Отличительные особенности организации рыб классов Хрящевые рыбы и Костные рыбы.

Общая характеристика рыб

В современной систематике хордовых животных Рыбы (Pisces) являются надклассом, включающим два класса:

Тип Хордовые (Chordata)

Подтип Позвоночные (Vertebrata)

Надкласс Рыбы (Pisces)

  1. Класс Хрящевые рыбы (Chondrichthyes). Около 600 видов.

    Класс Костные рыбы (Osteichthyes). Более 20 тысяч видов.

Надкласс рыбы имеет следующие о сновные ароморфозы (ароморфозы – это крупные эволюционные изменения, ведущие к общему усложнению строения и организации организма):

1. Замена хорды хрящевым, затем костным позвоночником.

2. Активный поиск и захват пищи (появление челюстей).

3. Образование черепа, защищающего мозг.

4. Возникновение парных конечностей - плавников.

5. Развитый головной мозг и органы чувств. Ведущий отдел головно­го мозга - средний мозг (т.н. ихтиопсидный тип мозга).

6. Во внутреннем ухе появляются три полукружных канала, лежащие во взаимно перпендикулярных плоскостях, что обеспечивает более совершенную координацию движений.

7. Один круг кровообращения. Сердце двухкамерное. В сердце веноз­ная кровь. У двоякодышащих рыб намечается образование второго, (легочного) круга кровообращения.

8. Обонятельные мешки парные. Каждый из них открывается наружу самостоятельным носовым ходом (ноздри парные).

9. Органы дыхания - жабры.

10. Пищеварительный тракт дифференцирован: обособляется желудок, кишечник подразделяется на тонкий и толстый отделы.

11. Дифференцировка пищеварительной железы на поджелудочную и печень.

12. Образование туловищных почек (т.н. мезонефрическая почка).

13. В коже возникают защитные, преимущественно костные образова­ния - чешуи.

Общая характеристика рыб

«Рыба - это животное» - Составьте названия рыб. Морская игла. Закончите пословицы. Классификация рыб. Назовите рыбу. Большой аквариум. Пословицы о рыбах. Разнообразие внешнего вида рыб. Количество видов. Закончите предложения и ответьте на вопросы. Общая характеристика класса рыб. Найдите ошибку на рисунке. Классы рыб. Колючая акула.

«Промысловые рыбы» - Отряды промысловых рыб. Карпообразные. Лососевые. Отряд Осетровые. Отряд Карпообразные. Разнообразие промысловых рыб. Отряд Трескообразные. Трескообразные. Отряд Лососеобразные. Осетровые. Сельдеобразные. Отряд Сельдеобразные.

«Биология 7 класс «Рыбы»» - Рыба клоун. Где протекает река Осетр. Рыба -Ерш. Три пескаря. Кроссворд. Кардинал. Прыгун - илистый. Латимерия. Сом. Амур. Налим. Многообразие рыб. Литературный конкурс. Рыба - игла. Сардина. Рыба- пила. Крупная хищная рыба с плоским телом и острым хвостом. Неон. Осетр. Наполеон. Рыба телескоп. Морской петух.

«Внутреннее строение рыбы» - 1. Назовите органы и системы органов рыбы. Кровеносная система. Промежуточный. Расширяется. Продолговатый. Венозная кровь, артерии. Плавники. Позвоночник + ребра. Спинной мозг. Венозная кровь, вены. Сжимается. Жаберные крышки. Жаберные дуги. Газообмен. Поджелудочная железа. Какие особенности внутреннего строения помогают рыбе жить в воде.

«Размножение и развитие рыб» - Как можно объяснить такое явление? Проанализируйте информацию. Составьте логически связанный рассказ, применяя термины (работа в парах). Оплодотворенная икринка начинает делиться и образуется многоклеточный зародыш. Личинки рыб. Цели урока. Пресноводная рыба горчак обитает в реках, в которых живут двустворчатые моллюски.

«Многообразие рыб» - Рыба - клоун. Рыба - бабочка. Туловище. Рыба - молот. Сом Солдатова. Конёк. Голова. Рыба - конёк. Растительноядные. Всеядные. Гуппи. Морские. Петушок. Сом. У родителей и деток Вся одежда из монеток. Птицы. Растут. 4 лапы, шерсть вскармливают молоком дышат лёгкими. Камбала. Развиваются. Питаются. Вопросы:

Всего в теме 18 презентаций

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

План урока Повторение домашнего задания Изучение новой темы Закрепление нового материала Подведение итогов урока Домашнее задание: Изучить § 37, ответить на вопросы в конце § (стр.173), повторить основные признаки рыб на стр. 174 МНОГООБРАЗИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЫБ Цель урока - знакомство с особенностями систематики рыб знать: основные отряды, народно-хозяйственное значение рыб, промысловые виды рыб уметь: определять к каким отрядам относятся хозяйственно-значимые виды рыб

2 слайд

Описание слайда:

Назовите приспособления рыб к жизни в воде? Каковы особенности размножения и развития рыб в связи с водным образом жизни? Что такое нерест? Каких рыб называют проходными?

3 слайд

Описание слайда:

Надкласс РЫБЫ Класс ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ Морские рыбы Скелет хрящевой в течение всей жизни Жаберных крышек нет, 5-7 пар жаберных щелей Плавательного пузыря нет Передняя часть морды вытянута в рыло. Рот на нижней стороне головы в виде поперечной щели Чешуя с выступами, по строению напоминает зубы Хвостовой плавник неравнолопастной Оплодотворение внутреннее Размножаются откладкой яиц, яйцеживорождением или живорождением Мясо съедобно

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Класс ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ Отряд Скаты Тело округлое, уплощенное в спинно-брюшном направлении Чешуя отсутствует Хвост вытянут в виде бича, иногда снабжен шипом Зубы в виде призм, собраны в «терку», питаются рыбой и донными беспозвоночными У некоторых видов есть электрические органы расположенные по бокам головы (напряжение при разряде до 60-300 вольт при силе тока 5 ампер)

6 слайд

Описание слайда:

Надкласс РЫБЫ Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Более 20 тысяч морских и пресноводных видов Скелет костно-хрящевой или костный Жабры прикрыты жаберными крышками Есть плавательный пузырь Чешуя костная, в виде тонких пластин налегающих друг на друга Хвостовой плавник равнолопастной Оплодотворение наружное Размножаются откладкой яиц, редко яйцеживорождением

7 слайд

Описание слайда:

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Отряд Осетрообразные Древние проходные и озерно-речные рыбы Скелет в основном хрящевой, череп с накладными костными пластинами Жабры прикрыты жаберными крышками Передняя часть морды вытянута в рыло. Рот на нижней стороне головы в виде поперечной щели Вместо чешуи вдоль тела 3-5 рядов костных бляшек – «жучек» Хвостовой плавник неравнолопастной Оплодотворение наружное Размножаются откладкой яиц (черная икра) Ценные промысловые виды: осетр, белуга, севрюга (в Беларуси 1 вид – стерлядь)

8 слайд

Описание слайда:

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Отряд Лососеобразные Проходные и пресноводные рыбы Отличительная черта – жировой плавник Дают красную икру Ценные промысловые виды: горбуша, кета, кумжа, семга В Беларуси 2 вида – ручьевая форель и ряпушка, (занесены в Красную книгу Республики Беларусь)

9 слайд

Описание слайда:

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Отряд Сельдеобразные В основном морские стайные рыбы Отличительная черта – нет боковой линии Питаются планктоном и мелкой рыбой Окраска тела серебристая Ценные промысловые виды: атлантическая, тихоокеанская, балтийская (салака) сельдь, кильки, сардины, анчоусы

10 слайд

Описание слайда:

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Отряд Карпообразные Большинство – пресноводные рыбы Отличительная черта – отсутствие челюстных зубов и наличие глоточных Объекты промысла: лещ, линь, жерех, язь, белый и пестрый толстолобик, сазан, плотва, серебряный карась (многих разводят в прудовых хозяйствах) В Красной книге Беларуси – сырть и усач

11 слайд

Описание слайда:

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Надотряд Кистеперые Единственный ныне живущий вид – латимерия (заново открыт в 1938г., назван в честь Куртенэ-Латимер – хранительницы музея, обнаружившей рыбу в улове тральщика) Отличительная особенность – «лапоподобные» плавники с мясистым основанием и сложным скелетом, хвостовой плавник 3-раздельный с выступающей центральной лопастью Есть легочные мешки (выросты пищевода), которые могут использоваться для дыхания Обитают в Индийском океане у Коморских островов (между Мадагаскаром и Африкой) Глубоководные (выловлены на глубине до 300 м), малоподвижные Размеры 1-1,8 м, масса 19,5-95 кг От древних пресноводных групп кистеперых произошли двоякодышащие рыбы и первые наземные позвоночные – амфибии

12 слайд


© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин