28.03.2024

Киев. Китаево. Китаевская пустынь. Китаева пустынь - свято-троицкий монастырь Джерело возле монастыря китайская пустынь


Одно из самых очаровательных мест Киева - Китаевский монастырь, что затерялся на южной окраине между лесов и поглощённых городом сёл. Здесь есть свои пещеры, подобные пещерам Киево-Печерской Лавры - но нет столпотворения и фарисейства. Здесь есть собор в стиле "украинского барокко". Здесь была удивительная история о святом Досифее, который в миру звался Дарьей. А у меня здесь приключилась маленькая встреча с Господом Богом.

Китаево - это практически загород. Метро сюда не ходит, а вот маршрутки из центра бегают исправно - особенно интересна маршрутка №470, связующая Китаево и Лавру и проходящая мимо нескольких станций метро. Ближайшая магистраль - проспект Науки, но удобнее заехать в закоулок близ школы №122. Монастырь скрыт за многоэтажкой, тень которой занимает пол-кадра.

Дорога к монастырю, взгляд назад. Частный сектор - старое село с удивительным названием Мышеловка, известно с 1618 года как Мешаловка и включённое в состав Киева в 1923-м. Атмосфера совершенно подмосковная - наверное, предместья столиц вообще похожи:

Бывшее монастырское кладбище. На заднем плане - холм, в котором пещеры:

Вот и сам монастырь. Если пойти по этой дороге дальше - через пару километров придёшь прямиком в Пирогово.

Что за молодёжь - я не знаю, но явно не богомольцы.

Хозяйственную часть монастыря на другой стороне занимает с 1930 года Украинский НИИ Садоводства, но часть зданий явно жилые. Может, тут какие-нибудь общаги? А здание слева - вроде бывшая монастырская больница:

Пару лет назад здесь построили церковь Серафима Саровского, и такое посвящение - ой, не случайно!

Откуда в Киеве Китаево - примерно такая же загадка, как и откуда Китай-город в Москве. Одни говорят, что китайкой в Древней Руси называли шёлк или напротив один из видов дешёвой ткани, другие говорят, что Китай - это языческое славянское имя, третьи возводят к подворьям кочевников-киданей (чьё государство существовало почти одновременно с Киевской Русью - в 907-1125 годах), благодаря которым империя Хань и стала известна западу как Китай... Как бы то ни было, названее очень древнее, но лишь в 1718 году здесь возник скит Киево-Печерской Лавры. Точнее, "пустынь" - то есть место, где селились лаврские "старцы" (ну, это как тот монах из "Братьев Карамазовых"). А так как к старцам всегда тянулись люди, и Лавра была известна на весь православный мир - монастырь разросся и отстроился уже в 18 веке.

И ансамбль его почти не изменился - кроме 45-метровой колокольни 1830-х годов, разобранной при Советах:

Зимняя церковь Двенадцати Апостолов (1830-е годы) - в монастыре собраны частицы мощей всех их, кроме Иоанна Богослова, который, как известно, ушёл на тот свет, не оставив Земле тела. Также здесь покоится Феофил Киевский - один из старцев, местный Диоген.

Жилой корпус (1898). Как же красиво в ноябре, если Солнце....

Троицкий собор (1763-67) - один из последних образцов "украинского барокко", творение Степана Ковнира, другую постройку которого я уже показывал . И гуляя вокруг собора, расскажу историю, которая собственно и прославила Китаево на всю тогдашнюю страну - про святого Досифея.

В 1721 году в доме рязанских дворян Тяпкиных родилась дочка Дарья, которую заботливые родители почти сразу сплавили бабушке - ох, как знакомо! Бабушка же была не простая - на старости лет она постриглась в монахини, да не куда-нибудь, а в Вознесенский монастырь Московского кремля (впоследствии снесённый при Советах).В 9 лет девочку забрали обратно домой, но быстро заметили, что она какая-то странная: одевается во что попало, спит не на кровати, а на доске, питается хлебом и водой, не ходит на балы, ой что ж скажет княгиня Марья Алексвна.... В 16 лет Дарью решили выдать замуж, и она просто сбежала из дома.

Однако время тогда было другое, и это сейчас девочки-автостопщицы никого не удивляют. Для конспирации Дарья раздобыла мужскую одежду, остригла волосы и стала прикидываться беглым крестьянским сыном Досифеем. Сначала напросилась послушницей в Троице-Сергиев монастырь (тогда ещё даже не лавру!), однако вскоре туда наведались её родители, подозревавшие, что искать беглянку надо здесь - и Досифей недолго думая удрал в Киев.

Сочиняя себе легенду, Дарья не знала российских законов, по которым беглый крестьянин мог принять монашество лишь с разрешения Синода или императора, поэтому Досифей был обречён оставаться послушником. В Киево-Печерской Лавре его не приняли, и тогда он поселился в Китаеве, по благословению настоятеля выкопал себе келью на холме и стал там молиться, питаясь хлебом и водой и никогда, даже в самый мороз, не обогревая своё жилище огнём.

В общем, вскоре подвижник Досифей стал известнее и чтимее всех китаевских старцев. Настолько, что в 1744 году, объезжая малоросские владения, его посетила императрица Елизавета Петровна и дала разрешение на монашество. Хотя в жизни Досифея ничего принципиально не поменялось - он уже был старцем де-факто. В 1776 году к ниму пришёл подросток Прохор Мошнин - будущий Серафим Саровский, которого Досифей благословил идти в Саровскую пустынь. Через несколько месяцев старец умер

По легенде, он завещал похоронить своё тело, не касаясь его, а опознала Дарью Тяпкину сестра по портрету на надгробии. Мне в это, честно говоря, не очень-то верится - ведь не виделись они 40 лет. Думаю, всё-таки тайна вскрылась каким-нибудь более прозаичным образом, причём весьма вероятно - ещё до её смерти. А канонизирована Досифея Киевская была лишь в 1993 году.

Побродил по монастырю, наслаждаясь прозрачным осенним воздухом. Киев всё-таки большой, шумный и загазованный, а здесь тишь да гладь. Поговорил у могилок с тёткой - сначала думал, что речь о политике, потом понял, что это просто тихая кликуша.

А потом увидел вот эту табличку. Дело Досифея продолжилось после его смерти - его келья разрослась до пещер, подобных лаврским:

Монастырь стоит на каскаде прудов, за которыми начинается Голосеевский лес - это киевский аналог московского Лосиного острова, национальный парк в черте города. В его глубине есть ещё один крупный монастырь Голосеевская пустынь (чтимый, но все постройки новодельные), разные НИИ и больницы... но это тема для отдельного поста, материал к которому ещё не собран. А на пруду гуляют люди из вон тех домов:

К пещерам ведёт лесенка:

Вход в пещеры прост и неприметен. Тем не менее, люди сюда идут, примерно за полчаса набирается группка, которую водит молодой монах. Освещения в пещерах нет, поэтому каждый зажигает свечу. Я пришёл чуть позже, расчехлил фотоаппарат, и мальчик с кадра выше сразу сказал, что фотографировать там нельзя! Монах явно нехотя его поддержал, и мы стали спускаться.

Тёмные коридоры, известковые стены, иконы и свечи, "нарисованные" паломниками сажные кресты на потолке... Пещеры довольно разветвлённые и запутанные. Периодически монах и другие посетители останавливались в очередной келье, он рассказывал историю очередного старца, и все молились. Я тайно и сладострастно придавался греху запретной фотосъёмки. Самый долгий молебен был в самой дальней келье Досифеи. Затем они ушли, а я подумал - дай-ка сниму пару кадров со вспышкой да нагоню. Снял. Пошёл следом, и тут у меня погасла свеча!

Честно говоря, я испугался, оказавшись один в темноте подземелья. Разумом я конечно понимал, что ничего страшного и максимум через полчаса монах приведёт других людей - но страх перед непроницаемым мраком и давящими сводами иррационален. С минуту я метался по коридорам, искал какой-нибудь проход, но проходы словно позакрывались. Пытался высвечивать себе дорогу вспышками фотоаппарата - но безрезультатно, однако кадры с этих вспышек всё же сохранил. Вот например подземная келья, в такой старец мог жить годами:

Наконец, я взял себя в руки, и вынул из кармана мобильник. Его экран светил немногим слабее свечи, и через несколько минут я выбрался. Монах к тому времени проводил инструктаж следующей группе - и тут снизу выскочил я и принялся рассказывать то, что произошло. Монах покивал, и сказал просто: "Бог простит!", но я приходил в себя ещё минут 15. Это был последний день , предыдущее едва не кончилось бедой из-за невовремя сделанного кадра, и почему-то этот эпизод мне очень сильно вправил мозги. Это Бог задул мою свечу и сказал: "Смотри на мир глазами, а не объективом, дурень, иначе - заблудишься окончательно!".

Конечно, сейчас я понимаю, что в общем-то не произошло ничего особенного. Но этот эпизод был очень важен лично для меня , став ответом на давно одолевавшие вопросы и сомнения.

Есть в Киеве место, попадая в которое испытываешь умиротворение и покой. Это Китаевская Пустынь — одно из самых красивых мест столицы. Удивительно, но здесь совершенно не ощущается суета мегаполиса, хотя Китаево находится в черте города. Здесь расположен монастырь и пещеры с кельями монахов. А вокруг лес, озера и тишина.

В Китаево стоит ехать тем, кто интересуется историей, религией, любителям отдохнуть на природе и порыбачить. Это прекрасное место для прогулок с детьми.

История Китаевской Пустыни

Эта местность — одна из тех, где селились люди еще в первобытные времена. Во времена Киевской Руси на эти холмы пришли монахи, основав здесь пустынь. Поэтому Китаево часто стравнивают с горой Афон в Греции.

На территории Китаево находятся много святынь: чудотворные иконы, ковчеги с мощами святых, а также места погребений монахов. Кроме этого здесь можно посетить Свято-Троицкий Китаевский монастырь, храм Святых 12 Апостолов, храм Серафима Саровского и пещерный храм Собора Пресвятой Богородицы.

Китаево — место упокоения святых монахов-подвижников. К одной из этих могил, а именно к могиле монаха Досифея,часто приходят влюбленные, молодожены и просто люди, ищущие помощи в устроении любовных дел. Однако, как гласит предание, похоронена здесь женщина, которая выдавала себя за мужчину-монаха.

К мощам Феофила Киевскогоприходят за исцелением. Церковные летописи приписывают преподобному Феофилу дар чудотворства, предсказания, а также множество подвигов. Считается, что он несколько раз лично встречался с императором Николаем I.

Пещеры Китаево

На территории Китаево сейчас существует действующая пещерная церковь. До этого китаевские пещеры простояли заброшенными до 1857 года, когда были случайным образом обнаружены. Сейчас пещеры открыты для свободного посещения.

Пещеры Китаева — достаточно сохранные и открытые, чтобы бродить, где захочется, и достаточно цивилизованные, чтобы чувствовать себя в безопасности. Узкая стометровая подземная галерея разветвляется множеством крошечных часовенок и тесных отшельнических келий.

Вход в пещеры открыт по будням с 10:00 до 15:00, по выходным и церковным праздникам — с 12:00 до 15:00. Посетителей встречает батюшка-монах. Вход в пещеры бесплатный, но стоит купить свечу. В подземелье она будет единственным освещением и создаст правильное настроение.

"Китаевская" природа

Территория Китаево насчитывает три небольших пруда, которые называются Китаевскими. Здесь есть святые источники и купальни, поэтому если хотите набрать воды — возьмите с собой тару. Собираясь на прогулку, наденьте удобную обувь. Китаево расположено на лесистых приднепровских холмах, и забетонированных дорожек здесь мало.

Лес в Китаево красивый, хоть и не густой, но зато высокий. Однако, если вы едете туда на полдня, то обязательно возьмите с собой еду и воду, так как купить что-либо на территории урочища вам не удастся.

В Китаево растет самый старый каштан в Киеве. Он носит имя метрополита Петра Могилы, который, посадил это дерево более 300 лет назад. Высота каштана составляет более 10 м, ствол — 3,4 м.

Время работы и как добраться до Китаево?

Адрес : ул. Китаевская, 32.

Сайт : kitaevo.kiev.ua

Время работы : посещать Китаевскую пустынь можно в любое время. Богослужения в храме проводятся ежедневно.

  • От ст. метро"Лыбидская" автобусом № 20 до остановки "Китаевская" либо автобусом №52 до остановки "Школа".
  • От ст. метро "Выдубичи" автобусом №43 ли № 65 до остановки "Корчеватое-1" либо "Проспект Науки".
  • От ст. метро "Дружбы Народов" либо "Печерская", "Арсенальная" автобусом №470 до остановки "Китаевская".

Китаево располагается на восточном краю Голосеевского леса и является одной из интереснейших и в то же время малоизвестных достопримечательностей Киева. На этой территории находятся Китаевская пустынь с могилой святой Досифеи, частицей мощей Николая Чудотворца и ковчегом с мощами 12 апостолов Христовых, родителей Богородицы и родителей Иоана Предтечи, а так же древнее городище, которое было населено с VIII по XIII века н.э. и являлось юго-восточным форпостом Киева. Украшает это урочище цепочка живописных прудов, расположенных в практически диком лесу, а вокруг всё это окружено современным Киевом. А еще к востоку от главного подворья Китаевского монастыря находится пещерный комплекс, который мы сегодня с вами и посмотрим.


02 . Чтобы дойти до Китаевских пещер, нужно миновать по дамбе Китаевские пруды и по бетонной лестнице подняться к часовенке, где и находится вход в пещеры. Первая часовня здесь была построена в 1909 году экономом Китаевской пустыни архимандритом Феодосием. Она погибла в советские годы; нынешнюю часовню устроили в 2000 году. К слову сказать, дата постройки современной часовни очень разнится от источника к источнику. 2000 год указан на сайте монастыря, 2005-ый - в путеводителе паломника, приобретенном в иконной лавке. В сети встречаются и другие даты. Вплоть до 1995-го. Но не суть. Пещеры открыты для посещения ежедневно, кроме понедельника, с 10:30 до 17:00. Свечи можно приобрести на входе. Для фотографирования внутри нужно получить благословение настоятеля монастыря.

03 . В хрущевские годы трактор, разрушавший часовенку над пещерами, провалился под землю. Из-за обвала пострадала ближняя ко входу часть пещерного лабиринта. Поэтому в 1990-х, при восстановлении пещер, их стены были укреплены кирпичной кладкой, а первые 16 метров - и вовсе железобетонными блоками.

04 . Эти работы курировал Музей истории Киева.
Наверное, по другому сделать было нельзя, но отдельные участки пещер выглядят с тех пор совершенно не по-пещерному.

05 . Сотрудниками этого музея, Т.А. Бобровским и М.М. Стрихарем, в 1991-1993 годах были проведены археологические исследования уцелевших участков китаевских пещер. Установлено, что общая протяженность магистральной галереи составляет около 100 метров. Высота ее коридоров, с циркульными (округлыми) сводами – 1,7-1,9 метров, ширина – 0,8-1,2 метров. Размеры подземных келий – от 2-х до 5-ти метров в длину, и около 2-х метров – в ширину. На сегодняшний день общая длина пещерных коридоров, доступных для осмотра, порядка 150 метров.

06 . В кельях, вдоль стен, имеются характерные выступы. Большей частью – это лежанки, на которых могли спать монахи-пещерники.
Так же в кельях устроены различные неглубокие ниши для икон, свечей и лампад.

07 . Китаевские пещеры, как и другие киевские подземелья, вырыты в лессе. Это горная порода светло-желтого цвета, глиновидный песчаник.
Кое-где в пещерах, где нет кирпичной кладки и побелки (белой краски), видна оригинальная фактура.

08. Магистральная галерея в своем начале имеет церковь, в 2000 году освященную в честь Собора Пресвятой Богородицы. Предыстория этого подземного храма следующая: начинал копать его в конце IX века схимонах Тит. Но однажды, когда достаточно просторное помещение уже было выкопано, в разгар работы, подошел к нему неизвестный монах в мантии и спросил, что он делает. Услышав ответ, сказал: “Затея хорошая, угодная Богу, и церковь действительно будет, но построят ее не скоро”. Так и вышло. Когда Тит явился за благословением для установки иконостаса, тогдашний митрополит Арсений, поинтересовавшись мнением начальника пустыни и, услышав, что тот болен, распорядился отложить установку иконостаса до его выздоровления. Дело затянулось. Однако Тит не терял надежды и оставался жить на Китай-горе (при входе в пещеры им была устроена келейка). В итоге, схимонах скончался, так и не дождавшись воплощения своей идеи об устроении церкви в пещерах. И только в наше время, в начале 1990-х годов, когда в Китаево прошли первые, после многих лет забвения пустыни, богослужения, церковь расчистили и освятили престол во имя преподобной Досифеи, подвизавшейся здесь в ХVIII веке. А в дни празднования 2000-летия Рождества Христова престол пещерной церкви ХIХ века, по благословению митрополита Владимира, переименовали в честь Собора Пресвятой Богородицы. Для посетителей пещер храм закрыт - открывают его только для богослужения в престольный праздник 8 января.

09 . По поводу возраста Китаевских пещер, весьма сходных по структуре с пещерами Киево-Печерской Лавры, исследователи спорят. В начале ХХ века А.Д. Эртель, делясь результатами своих изысканий, утверждал о глубокой древности китаевских пещер. В частности, он упоминал об обнаруженных здесь древнерусских граффити, не сохранившихся до наших дней. К сожалению, дневники и планы, составленные Эртелем, утеряны, но определенная информация содержится в его докладе Киевскому обществу охраны памятников старины и искусства, а так же в газетных заметках, публиковавшихся в те годы. Период обитания иноков в китаевских пещерах, утверждал Эртель, охватил значительное время с ХI до ХVII веков, то есть даже после монголо-татарского нашествия они не опустели, а, напротив, служили достаточно надежным прибежищем для лаврских монахов.

10 . Современные же археологические находки в пещерах датируются ХVII веком, то есть тем временем, когда у подножия горы, в районе посада был построен новый лаврский скит. Там появились деревянные кельи и церковь. Тогда же, скорее всего, расширили и благоустроили древние пещеры. Как известно, в ХVII-XVIII веках изменялись конфигурация и общий вид знаменитых лаврских пещер, и в пустыни, административно подчинявшейся Лавре, могли быть проведены подобные работы. Во время этой и последующих перестроек исчезали следы раннего этапа истории пещерного монастыря.

11 . В 1771 году в Российской империи правительственным указом было запрещено отшельничество. Монахам предписывалось жить только в монастырях.
Этим объясняется почти столетнее забвение китаевских пещер, обернувшееся для них многочисленными разрушениями.

12 . И только в 1857 году послушник Китаевской пустыни Иван Таранов случайно обнаружил пещеру на горе: туда провалился вбиваемый им в землю кол.
Открытые подземелья очень напоминали лаврские пещеры, а внутри встречались следы пребывания иноков.

13 . После поверхностного осмотра пещеры были засыпаны и забыты еще почти на 60 лет. Только в 1910-1912 гг. усилиями Киевского общества охраны памятников старины и искусства началось исследование подземелий. Работы проводила команда саперов под командованием полковника Павлова и капитана Маркевича. Возглавил экспедицию уже упомянутый выше А. Эртель.

14 . Вентиляционное отверстие в пещерном своде и накопченные свечой кресты. Видны пробивающиеся корешки растений.
До поверхности порядка 4 метров лессовой породы.

15 . В течение 1989-1992 годов, помимо основного участка китаевских пещер, в результате археологических разведок, были обнаружены отдельные небольшие участки подземных галерей в том же холме: первый – длиною около 7 метров, на расстоянии 15 метров к северу от главного входа в пещеры; второй – длиною около 15 метров, на расстоянии 50 метров к юго-западу от основного пещерного комплекса. По мнению исследователей, это были ответвления все той же галереи, обозначенной как “магистральная”, в результате обвалов потерявшие с нею непосредственную связь.

16 . Всё время пока я находился в пещерах в одной из келий молилась незнакомая мне женщина. Поэтому это помещение сфотографировать не получилось. Между тем, по некоторым артефактам, найденным здесь в 1994 году археологами, а так же конфигурация пещеры, позволили допустить, что это и есть место подвигов прп. Досифея. В рамках данного поста я не буду рассказывать все подробности, но эта история довольно интересна и необычна. Дело в том, из 26 лет, прожитых в монастыре, не менее 10 лет он провел в пещере, причем часть этого времени - в затворе. И только после смерти старца выяснилось, что рясофорный монах Досифей - женщина (!)

17 . Дело в том, что семья дворянской дочери Дарьи Тяпкиной была против ее желания стать монахиней. Поэтому девушка сбежала из дома. Зная, что ее будут искать по женским монастырям, Дарья одевалась как юноша и искала пристанища в мужских обителях. Между тем, по прошествии лет, слава о даре прорицания Досифея разошлась далеко за пределы обители. За советом и наставлением к Досифею шли мещане и крестьяне, иереи и вельможи. Сама царица Елизавета посетила Китаево, чтобы получить духовный совет от Досифея. Но после смерти подвижника выяснилось, КЕМ был Досифей. Именно этот грех женщины, обманувшей братию и игумена, долго был препятствием для её канонизации. Но в наши дни грех был признан вынужденным и Досифея Киевская в 1993 году была объявлена святой.

18 . Замечу, что такая чудесная биография прп. Досифеи распространилось после публикации жизнеописания, составленного в ХІХ веке священником Владимиром Зноско. Фактически, кроме этого автора никто больше не пытался подробно проследить биографию Дарьи Тяпкиной. Его повествование легло в основу всех, имеющихся на сегодняшний день справок о китаевской подвижнице. Однако, следует заметить, что автор записок о прп. Досифее не приводил никаких ссылок на документы, касающихся самой подвижницы, и пользовался в своей работе, как правило, устными преданиями. В результате был собран очень интересный материал о Досифее и некоторых других киевских подвижниках, но многие приведенные автором факты требуют на сегодняшний день уточнения. Ну, а мы выбираемся наружу.

19 . От площадки перед часовней с входом в пещеры открывается неплохой вид на монастырское подворье.

20 . Прежде чем уходить, я лесными тропками поднялся на самую вершину Китай-горы. Первые поселения в этих местах появились еще в III-ІI тыс. до н. э. В V-VI в.в. возникло поселение полян, положившее начало Киеву. Вскоре Киев стал центром Полянского княжества, объединившего славянские племена в единое государство Киевская Русь. На этом холме (40 метров над уровнем Днепра) поляне-язычники построили городище общей площадью 2,22 га. Место было настолько удобным, что городище это продолжило свое существование и в христианские времена. А.Д. Эртель отводил городищу в Китаево роль именно того пункта, который назван в летописи “Куява”, и обычно связывается с Киевом. Киев, по версии Эртеля, возник позднее Китаево. К сожалению, гулял я здесь один и у меня не получилось сделать снимок, передающий масштабы вековых дубов-великанов, что растут сейчас на месте городища.

21 . Упомянутая выше лестница, что ведет к пещерам. Подъем довольно крутой (150 ступенек).
На полпути лавочка для отдыха.

22 . Китаевские пруды. На одном из них даже бьет небольшой фонтан. Насколько я понял, были сооружены еще монахами в ХІХ веке для разведения рыбы (у монахов 200 дней в году пост). В те времена богатейшее монастырское хозяйство (пасека, фруктовые сады, виноградники, рыбная ловля, огороды) позволяли не только обеспечивать всем необходимым обитателей монастыря и поставлять продукты в Киево-Печерскую Лавру, но даже заниматься торговлей.

23 . Расскажу немного и о наземном Троицком храме, который мы видели с Китай-горы. 21 августа 1763 года на месте обветшавшей Сергиевской церкви блюститель Дальних пещер, иеромонах Тимофей заложил новую каменную церковь. Руководил строительством известный лаврский “каменных дел мастер” Степан Ковнир. 28 мая 1767 года он был освящен во имя Пресвятой Троицы. Крестовокупольный Троицкий храм восходит в своей конструктивной системе к византийским образцам, и отступает от распространенной схемы лишь в том, что имеет не один купол, а два (второй над алтарем). 6 августа 1853 года Китаевская пустынь стала именоваться Свято-Троицкой. Тогда главный Троицкий храм основательно отремонтировали и надстроили еще три купола, превратив его в пятиглавый. У стен храма расположены могилы святых подвижников.

24 . К ХХ веку в Китаевской пустыни даже был свой водопровод, приводимый в действие паровой машиной. Но все резко изменилось после прихода советской власти. В 1920-е годы храмы продолжали действовать, но сама пустынь уже не принадлежала монахам: в кельях разместили детскую колонию, часть сооружений использовались сельскохозяйственными учреждениями. В 1930 г. пустынь была окончательно ликвидирована, территория и сооружения переданы Всесоюзному исследовательскому институту плодового и ягодного хозяйства. Колокольня разобрана в 1932 г., другие сооружения сильно пострадали во время Второй мировой войны. После войны на территории пустыни располагались Республиканский учебно-производственный комбинат пчеловодства и Украинский научно-исследовательский институт защиты растений. Возрождение обители началось только в 1990 году. С 1996 года имеет статус самостоятельного монастыря.


Ещё в Киеве
:

Китаево несет в себе специфическую сакральную сущность. Находясь там, возникает чувство другого измерения, параллельной реальности. Время как будто приостанавливает свой ход. Тишину и покой монастыря не нарушает даже близлежащая за Китай-городом, магистраль, это место отделено от мирской суеты. Только природа вокруг создает некоторое звучание в виде шума листвы, пения птиц, движения старых ветвей на деревьях.

Небольшие горы и холмы для Китаевой пустыни , образовывают некую ограду от города. В зеркалах пяти озер отражаются купола старого Свято-Троицкого храма в ограждении высоких сосен. Вокруг воды, в которой видно голубое небо, растут плакучие ивы.

Географически территория Китаево – это полуостров , который находится на приднепровских холмах, Голосеевского района Киева.

История китаевской пустыни

До того как на Украине приняли христианство, данная территория была местом жительства полян, позже здесь вырос город-крепость. В 1159 эта земля стала принадлежать Киево-Печерскому монастырю. Период с 11 до 17 века, характеризуется проживанием здесь многих известных подвижников, которые славились своей прозорливостью и молитвенностью. На холме за густой зеленью скрывается деревянная церковь, в ней находятся пещеры монахов открытые для посетителей. Китаево не наполнено туристами как другие подобные места, это дает возможность забыть городскую суматоху и почувствовать энергию и силу этого места.

Название местности, предположительно, означает «стена » (перевод с тюркского слова «китай»). Также, его можно обозначить как укрепление, осадная башня, крепость. Есть легенда, в которой говорится о том, что в XII веке Андрей Боголюбский, имел здесь крепость-дворец называвшийся «Китай».

Китай гора

Крепость, которая находилась когда-то на Китай-горе, была защищена с северо-запада рвом и валом, с других сторон – водой. Останки городища и крепостей IX-XI веков, еще можно увидеть в здешних окрестностях, хотя сохранилось не много, некоторые места стали просто пустынными. В находящимся здесь посаде жили люди. Он возник в результате того, что в XI веке при строительстве на горе, осыпался вал и ров. Селение находилось и после монгольского нашествия в XV веке.

Наземный лаврский скит и пещерный монастырь на Китай-горе, были основаны в пятнадцатом веке монахами Киево-Печерской лавры. Скит был разрушен в 1930, а после, восстановлен в начале 1990-х годов.

Китаевские пещеры

На вершине Китай-горы расположен вход в пещеры. Также, рядом есть небольшая деревянная часовенка, там встречает прохожих монах-провожатый. Ученые предполагают, что данные пещеры возникли в дохристианские времена. Они были предназначены для уединения и состояли из 4-х уровней. В них защищались от врагов, хранили провизию и даже сохраняли связь с другими монастырями. На сегодняшний день уцелела лишь часть пещер, которая все равно достаточно велика и интересна.

В отличие от Лаврских пещер, пещеры Китаевские не такие популярные, поэтому здесь нет постоянного потока людей. Здесь можно лишь встретить группы по 3-5 человек, либо приходящие семьи, которые просто гуляют по этим древним лабиринтам. Это место не освещено и экскурсии здесь не проводятся. Для перемещения необходимо источник света, который будет в виде свечи или фонарика. Стены глиняных пещер имеют разнообразные рисунки и надписи, их можно разглядывать, гуляя здесь. Также, просто интересно посидеть в одной из келий на лежанке из глины.

Постоянная температура и свой сухой микроклимат сохраняется в пещерах не зависимо от погоды. Здесь имеет пещерная церковь, которая закрыта от посещений. А кельи можно посещать всем до 16.00.

Китаевская пустынь

О монашеском ските Китаева пустынь, находящимся на окраине Киева, не знают даже многие коренные киевляне. Его часто называют вторым Афоном. Уникальность Китаевой пустыни, заключается в нахождении здесь мощей всех 12-ти апостолов (кроме святого Иоанна Богослова, тело которого отправилось вместе с душой в Рай и Иуды Искариона, предателя отпавшего из лика апостольского). Также, здесь можно встретить мощи, святых праведных Иоакима и Анны (родителей Пресвятой Богородицы) и праведных Захарии и Елизаветы (родителей св. Предтечи и Крестителя Иоана) и многих других великих святых.

Китаево имеет в себе и святую купель. Она давно известна целебными свойствами и водой насыщенной кислородом. Купель можно найти в лесу рядом с Китаевой Пустынью, в пяти метрах от дороги. При раскопках в 2004 были обнаружены остатки древнего водосборника, который и послужил для создания купели. Восстановительные работы показали, что благодаря конструкции из дубовых брусьев, подводная часть хорошо сохранилась.

Как добраться

Где искать: улица Китаевская, 15 (точный адрес Свято-троицкого храма). Доехать на общественном транспорте: ст. м. Лыбедская, автобус 52 до остановки “Школа”, автобус 20 до остановки “Улица Китаевская” или от м. “Выдубичи” на автобусах 43, 65 до остановки “Проспект Науки”.

Китаева пустынь (Украина) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

За внешнее сходство украинским Афоном называют Свято-Троицкий монастырь, расположенный на холмах над Днепром среди лесов. Один из холмов называется Китай-гора, по одной из версий это название и дало имя монастырю. Первые поселенцы пришли на Китай-гору из Киево-Печерской лавры в 16-17 веках. Центральный храм обители - Свято-Троицкая церковь.

По преданию, свое название обитель получила от своего основателя князя Андрея Боголюбского, прозванного «Китаем». Другое же толкование названия связано с находившимся здесь древнерусским укрепленным городищем - южным форпостом Киева. Тюркское слово «китай» означает укрепление, крепость.

История монастыря

Принято считать, что скит возле древних Китаевских пещер возник в 17 веке. Но засвидетельствованная документами история обители начинается с 1716 г., когда на средства Дмитрия Голицына здесь построены деревянная церковь в честь Св. Сергия Радонежского, трапезная и келии. Новую трапезную, тоже деревянную, с церковью в честь Трех российских святителей - Петра, Алексия и Ионы - была сооружена на пожертвования императрицы Елизаветы Петровны.

Пустынь выполняла роль сельскохозяйственной «экономии», а также служила Лавре кладбищем. Во второй половине 19 века было основано отдельное хозяйственное подворье, где были построены старый и новый корпуса богадельни.

Исторически Китаева пустынь - это место погребения многих тысяч подвижников Киево-Печерской Лавры , и теперь, кто бывает в монастыре, фактически ходит по местам исторических захоронений. Ввиду достаточной удаленности от города, пещеры Китаевской горы сохранили свой древний облик почти без изменений.

Святыни монастыря

Монастырские богослужения проходят в Свято-Троицком и в храме Святых 12 Апостолов. В этом же храме находятся главные святыни монастыря: частицы мощей святых апостолов и других святых, мощи преподобного Феофила, а также святыня обители - список чудотворной иконы Божией Матери «Ватопедская», другое название её - «Закланная». У северной стены Свято-Троицкого храма находятся мощи преподобной Досифеи.


© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин