Задание В6 проверяет твое умение анализировать и разбирать сложное предложение. В зависимости от варианта необходимо будет найти:
1) сложносочиненное предложение;
2) сложноподчиненное предложение;
3) сложноподчиненное предложение с определенным видом придаточного;
4) сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными с указанием видом присоединения придаточных к главному;
5) сложное бессоюзное предложение;
6) сложное предложение с разными видами связи.
Подсказка от сайт.
Чтобы вспомнить разные виды связи, перечитай задание А9.
Также тебе поможет следующая схема:
Сложноподчиненное предложение.
Сложноподчиненное предложение – это предложение, в состав которого входят две и более основ, где одна основа подчиняется другой.
Так как структура предложения, вопрос от главной основы к зависимой (придаточной) может быть разный, то и видов сложноподчиненного несколько:
Тип придаточного | Особенности придаточного | На какой вопрос отвечает | Средства связи | |
союзы | союзные слова | |||
определительное | содержит характеристику предмета, раскрывает его признак (относится к существительному в главной части) | какой?
какой именно? |
чтобы, как, словно, как будто | который, какой, что, чей, когда, куда, где и т.д. |
местоименно-определительное | относится к местоимению в главной части СПП (то, та, те, каждый, всякий, любой, весь, вся, все ) и конкретизирует значение местоимения | кто именно?
что именно? |
как, словно, как будто, что, чтобы | кто, что, какой, каков, чей, который и т.д. |
изъяснительное | придаточную часть требуют слова со значением мысли, чувства, речи (глагол, прилагательное, существительное) | вопросы косвенных падежей (что?
о чем? чего?) |
что, как, будто, как будто, как бы, словно, чтобы, пока | кто, что, который, какой, чей, где, куда, откуда, сколько, насколько, почему |
образа действия и степени | 1) раскрывает способ или качество действия, а также меру или степень проявления признака в главной части предложения;
2) имеют в главной части указательные слова (так, столько, таким образом, до того, настолько, до такой степени… ). |
как?
каким образом? в какой мере или степени? |
что, чтобы, как, словно, точно | |
места | 1) содержит указание на место или пространство, где совершается то, о чем говорится в главной части;
2) может распространять главную часть или раскрывать содержание наречий там, туда, оттуда, везде, всюду и др. |
где? | где, куда, откуда | |
времени | 1) указывает на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главной части;
2) может распространять главную часть или уточнять обстоятельство времени в главной части |
когда?
как долго? с каких пор? до каких пор? |
когда, пока, как, в то время как, после того как, с тех пор как, едва, лишь | |
условия | 1) содержит указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чем говорится в главной части;
2) условие может подчеркиваться в главной части сочетанием в том случае |
при каком условии? | если, как, как скоро, раз, когда, ли…ли | |
причины | содержит указание на причину или обоснование того, о чем говорится в главной части | почему?
по какой причине? |
потому что, оттого что, так как, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, поскольку и т.д. | |
цели | содержит указание нацель или назначение того, о чем говорится в главной части предложения | зачем?
с какой целью? для чего? |
чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы | |
уступки | содержит указание на условие, вопреки которому совершается то, о чем говорится в главной части | несмотря на что?
вопреки чему? |
хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пускай, пусть, даром что | |
сравнительное | сравнивает предметы или явления в главной части и придаточном | как?
(на что похоже?) |
как, подобно тому как, словно, будто, как будто, точно, как если бы | |
следствия | указывает на следствие, вытекающее из содержания главной части предложения | что из этого следует?
что стало следствием? |
так что | |
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
Сложное предложение с разными типами связи (примеры)
(1) Утро великолепное: в воздухе прохладно; солнце еще не высоко.
(2) И ерзает руль, и обшивка скрипит, и забраны в рифы полотна.
(3) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
(4) Для каждого есть слава, трудись – и она твоя.
(5) Горе забудется, чудо свершится, сбудется то, что покуда лишь снится.
(6) Я посмотрел на избу, и у меня сжалось сердце – так всегда бывает, когда увидишь то, о чем думал много лет.
(7) И все-таки ему было грустно, и он как-то особенно сухо сказал начальнику штаба, что у него убили адъютанта и надо найти нового.
Алгоритм действия.
1. Выделить основы.
2. Исключить все простые предложения.
3. Посмотреть, чем связаны основы: союзом, союзным словом, интонацией.
4. Определить границы основ.
5. Определить вид связи.
Разбор задания.
Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.
(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
Выделяем основы:
(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец . (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький , толстенький , рано начал лысеть , и, хотя никогда не пил , нос у него почему-то всегда был свекольно -красного цвета , как у клоуна. (5)Дети , когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый , говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
Простым является предложение №3. Исключаем его.
Определяем границы предложений и смотрим, чем связаны основы:
(1) [В детстве я ненавидела утренники], (потому что к нам в садик приходил отец) . (2) [Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию],а [наша воспитательница строго говорила ему]: «Валерий Петрович, повыше!» (4)[Он был маленький , толстенький , рано начал лысеть] , и , (хотя никогда не пил) , [нос у него почему-то всегдабыл свекольно -красного цвета , как у клоуна]. (5) [Дети , (когда хотели сказать про кого-то), (что он смешной и некрасивый) , говорили так]: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
Первое предложение – сложноподчиненное с придаточным причины (я ненавидела утренники почему? потому что приходил отец).
Второе предложение – сложносочиненное с прямой речью.
Четвертое предложение – сложное с сочинительной связью (союз и) и подчинительной связью (придаточное хотя…).
Пятое предложение – сложноподчиненное с двумя придаточными и прямой речь. Первое придаточное – времени (дети говорили когда? когда хотели сказать про кого-то); второе придаточное – изъяснительное (хотели сказать про кого-то что? что он смешной и некрасивый).
Таким образом , правильный ответ – предложение №5.
Потренируйся.
1. Среди предложений 1 – 9 найдите сложное предложение, в котором есть придаточное условия. Напишите номер этого предложения.
(1) Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения. (2) …Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций неподалеку от Владимира. (3) Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. (4) Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. (5) Пришлось адьютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете. (6) Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? (7) Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится в одиночку. (8) И еще, может быть, Барклая утешила надежда. (9) Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы.
2. Среди предложений 1 – 10 найдите сложное предложение, в состав которого входит (-ят) придаточное (-ые) сравнения. Напишите номер (-а) этого предложения.
(1) Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили белье…(2) Никакого знака былой жизни! (3) Ничего! (4) Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей…(5) Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обнажилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (6) Не может быть! (7) Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности? (8) Вечером я варил уху. (9) Мишка подбрасывал дрова в костер и лез своей циклопической ложкой в котелок – снимать пробу. (10) Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни.
3. Среди предложений 1 – 11 найдите сложное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
(1) На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2) Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потертые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3) Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстегнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4) Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5) О чем думал он? (6) До недавнего времени он еще знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.
Частями, характеризующееся структурным и семантическим единством. Простые предложения в составе сложного взаимосвязаны с помощью интонации .
Сложное предложение – это синтаксическая единица высшего, по сравнению с простым предложением, порядка.
Изучение сложного предложения началось во второй половине 20 века – в трудах В.В. Виноградова , Н.С. Поспелова, Л.Ю. Максимова, В.А. Белошапковой, М.И. Черемисиной и других исследователей.
Сложное предложение характеризуется:
1) в структурном аспекте – полипредикативностью и набором структурных элементов для связи предикативных частей;
3) в коммуникативном аспекте – единством коммуникативного задания и интонационной законченностью.
Основные виды сложных предложений
Сложные предложения, в зависимости от того, какой связью связанны части, делятся на два основных вида: союзные и бессоюзные .
Части сложного предложения между собой соединены при помощи трех средств связи: интонации, союзов или союзных слов.
1. И все-таки ему было грустно, он как-то особенно сухо ответил ей, отвернулся, пошел прочь. В этом предложении части соединяются друг с другом при помощи интонации, никаких других средств связи не используется.
2. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой . В этом предложении части соединены с помощью интонации и союзов ЧТОБЫ и КАК.
3. Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы. В этом предложении части соединены при помощи интонации и союзного слова КОТОРЫЙ.
Существует три основных вида сложных предложений: сложносочинённые , сложноподчинённые и бессоюзные .В бессоюзных сложных предложениях связь между простыми предложениями осуществляется исключительно за счет интонации.
Например: Утро великолепное: в воздухе прохладно; солнце еще не высоко.
В союзных предложениях такую функцию исполняют союзные слова и союзы. Все союзные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.
В сложносочиненных предложениях простые предложения равноправны и связаны между собой сочинительными союзами (и, то…то, или, но, а). и интонацией.
Например: И ерзает руль, и обшивка скрипит, и забраны в рифы полотна.
Части сложносочиненного предложения равны между собой: здесь нет ни придаточного, ни главного предложения. В сложноподчиненных предложениях простые предложения связаны при помощи подчинительных союзов (так как, что, если, как, хотя) и союзных слов (чей, где, который). В таких предложениях придаточная часть зависит от главной.
К примеру: Я в России рожден. Я люблю ее так, что словами всего и не скажешь (С. Островой).
Сложное предложение с разными видами связи
Сложное предложение с разными видами связи представляют собой синтаксические конструкции, в которых присутствуют предложения со смешанными видами связи.
Например: Горе забудется, чудо свершится, сбудется то, что покуда лишь снится. Или: Наступила ночь, в домах зажглись огни.
Существует четыре разновидности сложных предложений с разными видами связи:
1) с подчинительной и сочинительной;
Типы сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении.
Сложное предложение
Сложное предложение - предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, связанных в одно целое по смыслу и интонационно.
По структуре части представляют собой простые предложения. Объединяясь в составе сложного предложения, простые предложения сохраняют в основном свое строение, но перестают характеризоваться смысловой законченностью и утрачивают интонацию конца предложения.
Сложные предложения делятся на союзные (в качестве средства связи частей выступают союзы или союзные слова) и бессоюзные (части соединены интонационно и по смыслу). Союзные предложения делятся на сложносочиненные (части соединены при помощи сочинительных союзов) и сложноподчиненные (средством связи частей становятся подчинительные союзы и союзные слова):
Сложносочиненное предложение
В сложносочиненном предложении (ССП) части соединены сочинительными союзами, равноправны, независимы друг от друга.
Основные типы сложносочинённых предложений
1. ССП с соединительными союзами (и, да /=и/, ни - ни, как - так и, не только - но и, тоже, также, да и ); союзы и, да могут быть как одиночными, так и повторяющимися:
Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит (А. С. Пушкин) - описываемые явления происходят одновременно, что подчеркнуто использованием в каждой части повторяющихся союзов.
Я крикнул, и мне ответило эхо - второе явление следует за первым.
Мне нездоровилось, и потому я не стал дожидаться ужина - второе явление является следствием первого, вызвано им, на что указывает конкретизатор - наречиепотому .
Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет (И. А. Крылов).
Рассказчик замер на полуслове, мне тоже послышался странный звук - союзы тоже и также имеют ту особенность, что они стоят не в начале части.
2. ССП с противительными союзами (но, да /=но/, однако, а, же, зато ):
Предложения данной группы всегда состоят из двух частей и, обладая общим противительным значением, могут выражать следующие значения:
Ей было около тридцати, однако она казалось совсем молодой девушкой - второе явление противопоставляется первому.
Одни помогали на кухне, а другие накрывали на столы - второе явление не противопоставлено первому, а сопоставлено с ним (замена союза а на но невозможна).
Союз же , как и союзы тоже и также , всегда стоит не в начале второй части предложения, а непосредственно за словом, которое противопоставляется слову первой части:
Все деревья выпустили клейкие листочки, дуб же пока еще стоит без листьев .
3. ССП с разделительными союзами (или /иль/, либо, не то - не то, то ли - то ли, то - то ):
То ли скрипит калитка, то ли потрескивают половицы - союз то ли - то ли указывает на взаимоисключение явлений.
То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега - союз то - то указывает на чередование явлений.
Разделительные союзы или и либо могут быть одиночными и повторяющимися.
При более подробном описании типов ССП выделяют еще три разновидности ССП: ССП с присоединительными, пояснительными и градационными союзами.
Присоединительными являются союзы да и, тоже, также , помещенные в нашей классификации в группу соединительных союзов.
Пояснительными являются союзы то есть, а именно :
Его выгнали из гимназии, то есть свершилось самое для него неприятное.
Градационные союзы - не только... но и, не то чтобы... но :
Не то чтобы он не доверял своему напарнику, но кое-какие сомнения на его счёт у него оставались .
ССП. 1. Части сложносочиненного предложения разделяются запятыми, если между ними устанавливаются отношения соединительные (союзы и, да, ни... ни), противительные (союзы а, но, да, однако, же, зато, а то), разделительные (союзы или, либо, ли... или, ли... ли, то... то, не то... не то), присоединительные (союзы да и, и притом, также, тоже) и пояснительные (союзы а именно, то есть).
2. В сложносочиненном предложении запятая не ставится в следующих случаях:
1) если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член или общую придаточную часть.
Например: Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края (Пришв.); Когда взошло солнце, роса высохла и трава позеленела;
Если же придаточная часть относится только к одной из частей сложносочиненного предложения, то вторая часть его отделяется запятой.
Например: Ромашов знал отлично, что Шурочки нет в этой светлой, точно праздничной группе, но, когда он глядел туда, – всякий раз что-то сладко ныло у него около сердца, и хотелось часто дышать от странного, беспричинного волнения (Купр.);
2) если части сложносочиненного предложения объединены общим вводным словом, имеют общий обособленный член или объединяются пояснительным значением по отношению к третьей части – поясняемой ими.
Например: Словом, время уже истекло и пора было уже уходить; Вопреки всем предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал; Вскоре мы оказались перед ущельем: внизу шумела вода ислышалось падение камней; Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой (Пауст.);
3) если части сложносочиненного предложения представляют собой номинативные или безличные предложения однородного состава.
Например: Слышишь? Хриплый стон и скрежет ярый! (П.); С деревьев капало и вокруг пахло листвой.
Однако если номинативных предложений больше чем два и союз и повторяется, то запятые ставятся – по правилу, которое действует при выделении однородных членов предложения.
Например: Шипенье подводного песка, неловкого краба ход, и пробег бычка, и круглой медузы лед (Багр.); И голубой дымок, и первых встреч неясная тревога, и на плечи наброшенный платок, казенный дом идальняя дорога (Сим.).
Запятая ставится и в случае, если сказуемые безличных предложений не однородны по своему составу.
Например: Пахнет чем-то незнакомым, и очень жарко (О. Б.);
4) если части сложносочиненного предложения представляют собой побудительные, вопросительные или восклицательные предложения;объединяющей здесь оказывается единая интонация, в побудительных предложениях могут быть и общие частицы.
Например: Где будет собрание и кто его председатель? – общая вопросительная интонация; Как тихо вокруг и как чисто звездное небо! – общая восклицательная интонация; Пусть светит солнце и птицы поют! – общая частица; объединяющим элементом может быть и союз: Кончились майские холода, стало тепло, и зажухла черемуха. Затонаметились бутоны рябины и расцветает сирень (Пришв.).
3. В сложносочиненном предложении может стоять точка с запятой, если его части значительно распространены и имеют внутри запятые.
Например: Ужас сердце чует в этот краткий миг, который делит гул громовый на удары; а они гремят, и тучи разрываются, бросая золотые стрелы, молний из рядов своих на землю. (М. Г.) Мне это показалось парадоксом, и не сразу я понял смысл его слов; но он такой: за Кильдинским королем культурная страна, тысячи таких же, воспитавшихся в гражданской свободе, тяжком труде в горах, таких же одиноких, но невидимо связанных между собой королей. (Пришв.) Хотя он и знал дорогу, но в прошлый раз ездил к танкистам днем; ночью же все казалось другим, незнакомым. (Каз.)
4. Между частями сложносочиненного предложения может стоять тире, если вторая часть предложения заключает в себе значение результата, резкого противопоставления или представляет собой неожиданное присоединение по отношению к первой части.
Например: Поезд влетел в сумерки – и все предметы за окном слились в одну сплошную черноту (Ток.); Они посидят рядком на завалинке, покурят, поговорят о том, о сем – и быть по сему (Крут.); Сначала я старался не зачерпнуть воды или грязи в туфли, но оступился раз, оступился другой – и стало все равно (Сол.); Раз-другой прошел он по селу – и все к нему привыкли (Крут.); Быть может, он даст денег, правительство разрешит – и монастырь вновь воскреснет (Пришв.); По дубу перейдем ручей – и на болото (Пришв.); Спроси – и не скажу (Пришв.); Вначале так боишься пропускать даром минуты: ты знаешь, что время ограничено, задержат тебя по-пустому – и ты навсегда пропустишь (Пришв.); Он упорно избегал оставаться с ней наедине – тотаскал за собой Пику, то жаловался на нездоровье (Фад.); Не было видно окон четвертого этажа, моргнуло – и за решеткой явилось бледное пятно (Пришв.); Положишь палочку на воду – и она поплывет по течению (Пришв.).
5. В сложносочиненном предложении может быть запятая и тире как единый знак препинания.
Например: Оскалив зубы, староста стал драть его кнутом по чем попало, – и от боли и от ужаса Аверкий проснулся весь в слезах (Бун.); На очереди были полицейские пункты, – и там о Давиде никто ничего не слыхал (Пришв.); Еще один поворот дороги, – и она потянулась к мосту (Наб.).
Такое разделение частей сложносочиненного предложения можно считать несколько устаревшим: во-первых, из-за излишнего нагромождения знаков препинания, особенно если предложение недостаточно распространено, не осложнено внутренними выделениями; во-вторых, если части предложения распространены, то такой знак нечетко передает взаимоотношения частей, особенно если внутри имеется тире.
Употребление запятой и тире как единого знака препинания нельзя смешивать с сочетанием запятой и тире, когда каждый знак стоит на собственном основании.
Например: Он, по старой привычке, заразился было этим чувством, но скоро понял, что пожару он только обрадовался, обрадовался развлечению, тому, что прибегут к нему, потащат его из риги на траву, понял и то, что пожар далеко и что ничего этого не будет, – он опять почувствовал равнодушие, опять лег (Бун.); Чувствовалось под неприятно слабеющими ногами, как снизу что-то нарастает, приподнимает, потом валит набок, расступается, – и пол все глубже уходит из-под ног (Бун.); Кто знает, сколько времени придется пробыть в тайге, – и все время за спиной Гринька и его товарищи (Шукш.).
Простое и сложное предложения
Предложения, имеющие в составе одну грамматическую основу (подлежащее и сказуемое или только подлежащее и только сказуемое) называется простым предложением (см. Простое предложение ) . Два или более простых предложения могут объединяться в сложное предложение . Соответственно, в сложном предложении можно выделить несколько грамматических основ (см. Основа предложения).
Примеры простого предложения: Я вышел на улицу. Дверь захлопнулась.
Примеры сложного предложения: Я вышел на улицу, и дверь захлопнулась. Когда я вышел на улицу, дверь захлопнулась.
Виды связи простых предложений в сложном
Возможные виды связи предложений отражены в схеме:
Пример бессоюзной связи : Я вышел из дома, дверь за мной захлопнулась.
Пример сочинительной связи : Я вышел из дома, и дверь за мной захлопнулась.
Пример подчинительной связи (жирным выделено придаточное предложение): Когда я вышел из дома , дверь за мной захлопнулась.
Пример разных видов связи в одном предложении: Когда я вышел из дома, дверь за мной захлопнулась и я не смог уже вернуться в квартиру; в это время улица заполнялась народом.
Виды сложных предложений
Соответственно предложения делятся на бессоюзные сложные , сложноподчиненные и сложносочиненные . Предложения, в которых имеется три и более простых, связанных различными видами связи, так и называют: предложения с различными видами связи .
Сложное предложение, части которого соединяются сочинительными союзами, называется сложносочиненным .
Сочинительная связь предполагает равноправность простых предложений, входящих в состав сложного, эта равноправность проявляется на синтаксическом уровне. По смыслу предложения могут быть равноправными или зависеть друг от друга.
В статье подробно изложено, что такое простые и сложные предложения. Еще вы узнаете, чем они отличаются друг от друга
Предложением называется ведомая единица, которая выполняет коммуникативную функцию. Таким образом высказываются люди, чтобы передать ту или иную информацию, побудить к действию либо задать вопрос. Все слова между собой в предложениях связаны. Основой в предложениях служит подлежащее, сказуемое, именно эти члены предложения представляют ядро. По количеству этих структурных ядер и судят, какое это предложение — простое или же сложное.
Простое и сложное предложение: правило, виды, схемы
Простое — это такое предложение, в котором есть подлежащее, сказуемое, либо есть один главный член.
Ядро, в котором имеются подлежащее, сказуемое — считается двусоставным . Пример:
- Они веселились.
- Она была умной.
- На небе туча — темная, объемная.
Простое предложение, где есть основной член — считается односоставным .
Эти предложения делятся на группы:
- Неопределенно-личные. Пример: Нас вызвали к руководителю.
- Обобщенно-личные. Пример: Вечно вас не дождешься!
- Безличные. Пример: За окном смеркалось.
- Определенно-личное. Пример: Стою и пою.
- Инфинитивные. Пример: Сидеть! Тебе уже ехать.
- Назывные. Пример: День. Здание. Театр.
- Неполные. Пример: Вы наденете вот это — красное.
Сложные предложения — включают в свой состав несколько простых. Их подразделяют на следующие подгруппы:
- Сложносочиненные — в них могут входить несколько простых предложений. Чаще всего они связаны друг с другом сочинительными союзами: да, но, и, однако, или, зато, либо, ни, не то и т.п. Пример: Дождь поморосил, и появилось солнце.
- Сложноподчиненные — это те предложения, в которых одна часть несамостоятельная в смысловом образе, грамматическом отношении. Они связаны между собой с помощью союзных, подчинительных слов (когда, чтобы, если, хотя, пока, который). Пример: Катерина не ответила, потому что задумалась.
- Бессоюзные — это те предложения, в состав которых входят несколько простых. Они имеют самостоятельное значение, совершенно не зависят друг от друга. Пример: Светило солнышко, цвели вишни, пели птицы.
![](https://i2.wp.com/heaclub.ru/tim/56c5ae6b17e0304a3b5a09b03c922049/predlozheniya-prostie-slozhnie-otlichiya.png)
![](https://i2.wp.com/heaclub.ru/tim/56c5ae6b17e0304a3b5a09b03c922049/predlozheniya-prostie-slozhnie-otlichiya.png)
Чем отличается простое предложение от сложного: сравнение
Как уже упоминалось, простом предложение — одно главное ядро, в сложном два главных члена и более.
Пример простого:
- Из теплой страны, преодолев несколько тысяч километров, к своим гнездам, что пустовали всю зиму, прилетели шумные грачи.
![](https://i0.wp.com/heaclub.ru/tim/fa834c217da3a52392962d8aac8e66a6/prostie-predlozheniya.jpg)
![](https://i2.wp.com/heaclub.ru/tim/fa834c217da3a52392962d8aac8e66a6/prostie-predlozheniya.jpg)
ВАЖНО : Простые предложения бывают неосложненные, осложненные, распространенные, нераспространенные, односоставные, двусоставные. Об этом уже упоминалось выше.
![](https://i0.wp.com/heaclub.ru/tim/047c2953bab769c606fc008a275ea538/vidi-slozhnih-predlozhenii.jpg)
![](https://i2.wp.com/heaclub.ru/tim/047c2953bab769c606fc008a275ea538/vidi-slozhnih-predlozhenii.jpg)
В отличие от простых — в сложных предложениях имеется две или же больше грамматических основы. Как правило, такие предложения бывают союзные, бессоюзные, сложные, сложноподчиненные, сложносочиненные, смешанные.
- бессоюзные: Вышло солнце, запели звонкие птицы
- сложноподчиненные: Я не могу понять, что с тобой делать
- сложносочиненное: Небо затянули тучи, и с востока дул ветер
- смешанное: Ветер гнул верхушку ореха, и там, где он рос, тени двигались, как живые.
Что в простых, что в сложных могут использоваться вводные слова, однородные члены, обособленные, неделимые слова. Единственное отличие предложений — использование нескольких основ в сложных предложениях.
Только по такому различию и определяют, какое это предложение.
ВАЖНО : Не спутайте простое предложение со сложным, если оно двусоставное.
- двусоставное, простое: Мобильный звонит без устали
- односоставное, простое: Пишу и думаю о другом
Эти предложения иногда входят в состав сложных.
Сколько может быть простых предложений в сложном?
Как такового правила о количестве грамматических основ в составе сложного не существует. Однако чаще всего в него входят от трех до четырех грамматических основ. Иначе оно будет перегруженным.
![](https://i1.wp.com/heaclub.ru/tim/d7676408c1d5466e408055456ae083dd/primer-razbora-slozhnogo-predlozheniya.jpg)
![](https://i2.wp.com/heaclub.ru/tim/d7676408c1d5466e408055456ae083dd/primer-razbora-slozhnogo-predlozheniya.jpg)
Употребление союзов в простом и сложном предложении: правило
Именно союзы являются самыми часто встречающимися в предложениях словами. И не все знают, как употреблять их правильно, точнее ставить знаки препинания. Для этого существуют правила, которые рассмотрим далее.
Знаки препинания, тире, двоеточие, запятая в простом и сложном предложении: как правильно поставить?
Сложно новичкам определить, какой знак ставить перед союзом запятую, двоеточие, тире. Перед сочинительными союзами такими, как -да-, -но-, -а-, -и- ставится запятая.
В простых предложениях между подлежащим, сказуемым может ставиться тире.
Двоеточие ставится при перечислениях. Ниже смотрите схему употребления союза -и- в разных предложениях.
![](https://i1.wp.com/heaclub.ru/tim/c18545de4499cd7e2e3a88e74114bb82/kak-upotreblyat-soyuzi-v-predlozheniyah.jpg)
![](https://i0.wp.com/heaclub.ru/tim/c18545de4499cd7e2e3a88e74114bb82/kak-upotreblyat-soyuzi-v-predlozheniyah.jpg)
Примеры построения сложного предложения из 2 и 3 простых предложений
Из обычных двух-трех простых предложений можно построить одно сложное.
- Скоро наступит зима, дни стали короткими.
- Вчера днем светило солнце, а с наступлением ночи температура упала до трех градусов.
- Дождь прошел, и появилась радуга.
- Яркое солнышко только еще вставало из-за горизонта, но лучи уже касались верхушек деревьев.
При правописании простые предложения в сложном разделяются запятыми, союзы же соединяют их.
Предложение с прямой речью, деепричастным оборотом: простое или сложное?
Предложения с прямой речью — это чаще сложные предложения, где употребляются слова автора и прямая речь.
- Девушка с грустью сказала: «Завтра я уезжаю».
- «Я иду в магазин» — еще раз повторила она.
- «Я завтра — сказала она — поеду домой».
Деепричастные обороты употребляют в простых предложениях, они обозначают добавочное действие.
- Оценивая картину, посмотрите на яркие тона переднего плана.
- Хорошо отдыхать на пляже летом, смотреть на голубое небо, думая о приятном.
- Кот, увидев малыша, убежал.
- Девушка, мечтая о замужестве, смотрела в окно.
![](https://i2.wp.com/heaclub.ru/tim/52f1a9628250d7066547228684ac3834.jpg)
![](https://i0.wp.com/heaclub.ru/tim/52f1a9628250d7066547228684ac3834.jpg)
После изучения материала, вы с легкостью будете определять, где простое, где сложное предложение. Как правильно употреблять знаки препинания в них. И, в каких предложениях употребляют прямую речь, а в каких деепричастные обороты.
Видео: Простые, сложные предложения