04.09.2020

Что значит простые предложения в составе сложного. Виды сложных предложений. Могут ли сложные предложения быть восклицательными


Задание В6 проверяет твое умение анализировать и разбирать сложное предложение. В зависимости от варианта необходимо будет найти:

1) сложносочиненное предложение;

2) сложноподчиненное предложение;

3) сложноподчиненное предложение с определенным видом придаточного;

4) сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными с указанием видом присоединения придаточных к главному;

5) сложное бессоюзное предложение;

6) сложное предложение с разными видами связи.

Подсказка от сайт.

Чтобы вспомнить разные виды связи, перечитай задание А9.

Также тебе поможет следующая схема:

Сложноподчиненное предложение.

Сложноподчиненное предложение – это предложение, в состав которого входят две и более основ, где одна основа подчиняется другой.

Так как структура предложения, вопрос от главной основы к зависимой (придаточной) может быть разный, то и видов сложноподчиненного несколько:

Тип придаточного Особенности придаточного На какой вопрос отвечает Средства связи
союзы союзные слова
определительное содержит характеристику предмета, раскрывает его признак (относится к существительному в главной части) какой?

какой именно?

чтобы, как, словно, как будто который, какой, что, чей, когда, куда, где и т.д.
местоименно-определительное относится к местоимению в главной части СПП (то, та, те, каждый, всякий, любой, весь, вся, все ) и конкретизирует значение местоимения кто именно?

что именно?

как, словно, как будто, что, чтобы кто, что, какой, каков, чей, который и т.д.
изъяснительное придаточную часть требуют слова со значением мысли, чувства, речи (глагол, прилагательное, существительное) вопросы косвенных падежей (что?

о чем? чего?)

что, как, будто, как будто, как бы, словно, чтобы, пока кто, что, который, какой, чей, где, куда, откуда, сколько, насколько, почему
образа действия и степени 1) раскрывает способ или качество действия, а также меру или степень проявления признака в главной части предложения;

2) имеют в главной части указательные слова (так, столько, таким образом, до того, настолько, до такой степени… ).

как?

каким образом?

в какой мере или степени?

что, чтобы, как, словно, точно
места 1) содержит указание на место или пространство, где совершается то, о чем говорится в главной части;

2) может распространять главную часть или раскрывать содержание наречий там, туда, оттуда, везде, всюду и др.

где? где, куда, откуда
времени 1) указывает на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главной части;

2) может распространять главную часть или уточнять обстоятельство времени в главной части

когда?

как долго?

с каких пор?

до каких пор?

когда, пока, как, в то время как, после того как, с тех пор как, едва, лишь
условия 1) содержит указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чем говорится в главной части;

2) условие может подчеркиваться в главной части сочетанием в том случае

при каком условии? если, как, как скоро, раз, когда, ли…ли
причины содержит указание на причину или обоснование того, о чем говорится в главной части почему?

по какой причине?

потому что, оттого что, так как, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, поскольку и т.д.
цели содержит указание нацель или назначение того, о чем говорится в главной части предложения зачем?

с какой целью?

для чего?

чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы
уступки содержит указание на условие, вопреки которому совершается то, о чем говорится в главной части несмотря на что?

вопреки чему?

хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пускай, пусть, даром что
сравнительное сравнивает предметы или явления в главной части и придаточном как?

(на что похоже?)

как, подобно тому как, словно, будто, как будто, точно, как если бы
следствия указывает на следствие, вытекающее из содержания главной части предложения что из этого следует?

что стало следствием?

так что

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Сложное предложение с разными типами связи (примеры)

(1) Утро великолепное: в воздухе прохладно; солнце еще не высоко.

(2) И ерзает руль, и обшивка скрипит, и забраны в рифы полотна.

(3) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

(4) Для каждого есть слава, трудись – и она твоя.

(5) Горе забудется, чудо свершится, сбудется то, что покуда лишь снится.

(6) Я посмотрел на избу, и у меня сжалось сердце – так всегда бывает, когда увидишь то, о чем думал много лет.

(7) И все-таки ему было грустно, и он как-то особенно сухо сказал начальнику штаба, что у него убили адъютанта и надо найти нового.

Алгоритм действия.

1. Выделить основы.

2. Исключить все простые предложения.

3. Посмотреть, чем связаны основы: союзом, союзным словом, интонацией.

4. Определить границы основ.

5. Определить вид связи.

Разбор задания.

Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

Выделяем основы:

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец . (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький , толстенький , рано начал лысеть , и, хотя никогда не пил , нос у него почему-то всегда был свекольно -красного цвета , как у клоуна. (5)Дети , когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый , говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

Простым является предложение №3. Исключаем его.

Определяем границы предложений и смотрим, чем связаны основы:

(1) [В детстве я ненавидела утренники], (потому что к нам в садик приходил отец) . (2) [Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию],а [наша воспитательница строго говорила ему]: «Валерий Петрович, повыше!» (4)[Он был маленький , толстенький , рано начал лысеть] , и , (хотя никогда не пил) , [нос у него почему-то всегдабыл свекольно -красного цвета , как у клоуна]. (5) [Дети , (когда хотели сказать про кого-то), (что он смешной и некрасивый) , говорили так]: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

Первое предложение – сложноподчиненное с придаточным причины (я ненавидела утренники почему? потому что приходил отец).

Второе предложение – сложносочиненное с прямой речью.

Четвертое предложение – сложное с сочинительной связью (союз и) и подчинительной связью (придаточное хотя…).

Пятое предложение – сложноподчиненное с двумя придаточными и прямой речь. Первое придаточное – времени (дети говорили когда? когда хотели сказать про кого-то); второе придаточное – изъяснительное (хотели сказать про кого-то что? что он смешной и некрасивый).

Таким образом , правильный ответ – предложение №5.

Потренируйся.

1. Среди предложений 1 – 9 найдите сложное предложение, в котором есть придаточное условия. Напишите номер этого предложения.

(1) Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения. (2) …Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций неподалеку от Владимира. (3) Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. (4) Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. (5) Пришлось адьютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете. (6) Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? (7) Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится в одиночку. (8) И еще, может быть, Барклая утешила надежда. (9) Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы.

2. Среди предложений 1 – 10 найдите сложное предложение, в состав которого входит (-ят) придаточное (-ые) сравнения. Напишите номер (-а) этого предложения.

(1) Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили белье…(2) Никакого знака былой жизни! (3) Ничего! (4) Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей…(5) Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обнажилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (6) Не может быть! (7) Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности? (8) Вечером я варил уху. (9) Мишка подбрасывал дрова в костер и лез своей циклопической ложкой в котелок – снимать пробу. (10) Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни.

3. Среди предложений 1 – 11 найдите сложное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2) Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потертые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3) Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстегнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4) Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5) О чем думал он? (6) До недавнего времени он еще знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.

Частями, характеризующееся структурным и семантическим единством. Простые предложения в составе сложного взаимосвязаны с помощью интонации .

Сложное предложение – это синтаксическая единица высшего, по сравнению с простым предложением, порядка.

Изучение сложного предложения началось во второй половине 20 века – в трудах В.В. Виноградова , Н.С. Поспелова, Л.Ю. Максимова, В.А. Белошапковой, М.И. Черемисиной и других исследователей.

Сложное предложение характеризуется:

1) в структурном аспекте – полипредикативностью и набором структурных элементов для связи предикативных частей;

3) в коммуникативном аспекте – единством коммуникативного задания и интонационной законченностью.

Основные виды сложных предложений

Сложные предложения, в зависимости от того, какой связью связанны части, делятся на два основных вида: союзные и бессоюзные .

Части сложного предложения между собой соединены при помощи трех средств связи: интонации, союзов или союзных слов.

1. И все-таки ему было грустно, он как-то особенно сухо ответил ей, отвернулся, пошел прочь. В этом предложении части соединяются друг с другом при помощи интонации, никаких других средств связи не используется.

2. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой . В этом предложении части соединены с помощью интонации и союзов ЧТОБЫ и КАК.

3. Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы. В этом предложении части соединены при помощи интонации и союзного слова КОТОРЫЙ.

Существует три основных вида сложных предложений: сложносочинённые , сложноподчинённые и бессоюзные .В бессоюзных сложных предложениях связь между простыми предложениями осуществляется исключительно за счет интонации.

Например: Утро великолепное: в воздухе прохладно; солнце еще не высоко.

В союзных предложениях такую функцию исполняют союзные слова и союзы. Все союзные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.

В сложносочиненных предложениях простые предложения равноправны и связаны между собой сочинительными союзами (и, то…то, или, но, а). и интонацией.

Например: И ерзает руль, и обшивка скрипит, и забраны в рифы полотна.

Части сложносочиненного предложения равны между собой: здесь нет ни придаточного, ни главного предложения. В сложноподчиненных предложениях простые предложения связаны при помощи подчинительных союзов (так как, что, если, как, хотя) и союзных слов (чей, где, который). В таких предложениях придаточная часть зависит от главной.

К примеру: Я в России рожден. Я люблю ее так, что словами всего и не скажешь (С. Островой).

Сложное предложение с разными видами связи

Сложное предложение с разными видами связи представляют собой синтаксические конструкции, в которых присутствуют предложения со смешанными видами связи.

Например: Горе забудется, чудо свершится, сбудется то, что покуда лишь снится. Или: Наступила ночь, в домах зажглись огни.

Существует четыре разновидности сложных предложений с разными видами связи:

1) с подчинительной и сочинительной;

Типы сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении.

Сложное предложение

Сложное предложение - предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, связанных в одно целое по смыслу и интонационно.

По структуре части представляют собой простые предложения. Объединяясь в составе сложного предложения, простые предложения сохраняют в основном свое строение, но перестают характеризоваться смысловой законченностью и утрачивают интонацию конца предложения.

Сложные предложения делятся на союзные (в качестве средства связи частей выступают союзы или союзные слова) и бессоюзные (части соединены интонационно и по смыслу). Союзные предложения делятся на сложносочиненные (части соединены при помощи сочинительных союзов) и сложноподчиненные (средством связи частей становятся подчинительные союзы и союзные слова):

Сложносочиненное предложение

В сложносочиненном предложении (ССП) части соединены сочинительными союзами, равноправны, независимы друг от друга.

Основные типы сложносочинённых предложений

1. ССП с соединительными союзами (и, да /=и/, ни - ни, как - так и, не только - но и, тоже, также, да и ); союзы и, да могут быть как одиночными, так и повторяющимися:

Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит (А. С. Пушкин) - описываемые явления происходят одновременно, что подчеркнуто использованием в каждой части повторяющихся союзов.

Я крикнул, и мне ответило эхо - второе явление следует за первым.

Мне нездоровилось, и потому я не стал дожидаться ужина - второе явление является следствием первого, вызвано им, на что указывает конкретизатор - наречиепотому .

Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет (И. А. Крылов).

Рассказчик замер на полуслове, мне тоже послышался странный звук - союзы тоже и также имеют ту особенность, что они стоят не в начале части.

2. ССП с противительными союзами (но, да /=но/, однако, а, же, зато ):

Предложения данной группы всегда состоят из двух частей и, обладая общим противительным значением, могут выражать следующие значения:

Ей было около тридцати, однако она казалось совсем молодой девушкой - второе явление противопоставляется первому.

Одни помогали на кухне, а другие накрывали на столы - второе явление не противопоставлено первому, а сопоставлено с ним (замена союза а на но невозможна).

Союз же , как и союзы тоже и также , всегда стоит не в начале второй части предложения, а непосредственно за словом, которое противопоставляется слову первой части:

Все деревья выпустили клейкие листочки, дуб же пока еще стоит без листьев .

3. ССП с разделительными союзами (или /иль/, либо, не то - не то, то ли - то ли, то - то ):

То ли скрипит калитка, то ли потрескивают половицы - союз то ли - то ли указывает на взаимоисключение явлений.

То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега - союз то - то указывает на чередование явлений.

Разделительные союзы или и либо могут быть одиночными и повторяющимися.

При более подробном описании типов ССП выделяют еще три разновидности ССП: ССП с присоединительными, пояснительными и градационными союзами.

Присоединительными являются союзы да и, тоже, также , помещенные в нашей классификации в группу соединительных союзов.

Пояснительными являются союзы то есть, а именно :

Его выгнали из гимназии, то есть свершилось самое для него неприятное.

Градационные союзы - не только... но и, не то чтобы... но :

Не то чтобы он не доверял своему напарнику, но кое-какие сомнения на его счёт у него оставались .

ССП. 1. Части сложносочиненного предложения разделяются запятыми, если между ними устанавливаются отношения соединительные (союзы и, да, ни... ни), противительные (союзы а, но, да, однако, же, зато, а то), разделительные (союзы или, либо, ли... или, ли... ли, то... то, не то... не то), присоединительные (союзы да и, и притом, также, тоже) и пояснительные (союзы а именно, то есть).

2. В сложносочиненном предложении запятая не ставится в следующих случаях:

1) если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член или общую придаточную часть.

Например: Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края (Пришв.); Когда взошло солнце, роса высохла и трава позеленела;

Если же придаточная часть относится только к одной из частей сложносочиненного предложения, то вторая часть его отделяется запятой.

Например: Ромашов знал отлично, что Шурочки нет в этой светлой, точно праздничной группе, но, когда он глядел туда, – всякий раз что-то сладко ныло у него около сердца, и хотелось часто дышать от странного, беспричинного волнения (Купр.);

2) если части сложносочиненного предложения объединены общим вводным словом, имеют общий обособленный член или объединяются пояснительным значением по отношению к третьей части – поясняемой ими.

Например: Словом, время уже истекло и пора было уже уходить; Вопреки всем предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал; Вскоре мы оказались перед ущельем: внизу шумела вода ислышалось падение камней; Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой (Пауст.);

3) если части сложносочиненного предложения представляют собой номинативные или безличные предложения однородного состава.

Например: Слышишь? Хриплый стон и скрежет ярый! (П.); С деревьев капало и вокруг пахло листвой.

Однако если номинативных предложений больше чем два и союз и повторяется, то запятые ставятся – по правилу, которое действует при выделении однородных членов предложения.

Например: Шипенье подводного песка, неловкого краба ход, и пробег бычка, и круглой медузы лед (Багр.); И голубой дымок, и первых встреч неясная тревога, и на плечи наброшенный платок, казенный дом идальняя дорога (Сим.).

Запятая ставится и в случае, если сказуемые безличных предложений не однородны по своему составу.

Например: Пахнет чем-то незнакомым, и очень жарко (О. Б.);

4) если части сложносочиненного предложения представляют собой побудительные, вопросительные или восклицательные предложения;объединяющей здесь оказывается единая интонация, в побудительных предложениях могут быть и общие частицы.

Например: Где будет собрание и кто его председатель? – общая вопросительная интонация; Как тихо вокруг и как чисто звездное небо! – общая восклицательная интонация; Пусть светит солнце и птицы поют! – общая частица; объединяющим элементом может быть и союз: Кончились майские холода, стало тепло, и зажухла черемуха. Затонаметились бутоны рябины и расцветает сирень (Пришв.).

3. В сложносочиненном предложении может стоять точка с запятой, если его части значительно распространены и имеют внутри запятые.

Например: Ужас сердце чует в этот краткий миг, который делит гул громовый на удары; а они гремят, и тучи разрываются, бросая золотые стрелы, молний из рядов своих на землю. (М. Г.) Мне это показалось парадоксом, и не сразу я понял смысл его слов; но он такой: за Кильдинским королем культурная страна, тысячи таких же, воспитавшихся в гражданской свободе, тяжком труде в горах, таких же одиноких, но невидимо связанных между собой королей. (Пришв.) Хотя он и знал дорогу, но в прошлый раз ездил к танкистам днем; ночью же все казалось другим, незнакомым. (Каз.)

4. Между частями сложносочиненного предложения может стоять тире, если вторая часть предложения заключает в себе значение результата, резкого противопоставления или представляет собой неожиданное присоединение по отношению к первой части.

Например: Поезд влетел в сумерки – и все предметы за окном слились в одну сплошную черноту (Ток.); Они посидят рядком на завалинке, покурят, поговорят о том, о сем – и быть по сему (Крут.); Сначала я старался не зачерпнуть воды или грязи в туфли, но оступился раз, оступился другой – и стало все равно (Сол.); Раз-другой прошел он по селу – и все к нему привыкли (Крут.); Быть может, он даст денег, правительство разрешит – и монастырь вновь воскреснет (Пришв.); По дубу перейдем ручей – и на болото (Пришв.); Спроси – и не скажу (Пришв.); Вначале так боишься пропускать даром минуты: ты знаешь, что время ограничено, задержат тебя по-пустому – и ты навсегда пропустишь (Пришв.); Он упорно избегал оставаться с ней наедине – тотаскал за собой Пику, то жаловался на нездоровье (Фад.); Не было видно окон четвертого этажа, моргнуло – и за решеткой явилось бледное пятно (Пришв.); Положишь палочку на воду – и она поплывет по течению (Пришв.).

5. В сложносочиненном предложении может быть запятая и тире как единый знак препинания.

Например: Оскалив зубы, староста стал драть его кнутом по чем попало, – и от боли и от ужаса Аверкий проснулся весь в слезах (Бун.); На очереди были полицейские пункты, – и там о Давиде никто ничего не слыхал (Пришв.); Еще один поворот дороги, – и она потянулась к мосту (Наб.).

Такое разделение частей сложносочиненного предложения можно считать несколько устаревшим: во-первых, из-за излишнего нагромождения знаков препинания, особенно если предложение недостаточно распространено, не осложнено внутренними выделениями; во-вторых, если части предложения распространены, то такой знак нечетко передает взаимоотношения частей, особенно если внутри имеется тире.

Употребление запятой и тире как единого знака препинания нельзя смешивать с сочетанием запятой и тире, когда каждый знак стоит на собственном основании.

Например: Он, по старой привычке, заразился было этим чувством, но скоро понял, что пожару он только обрадовался, обрадовался развлечению, тому, что прибегут к нему, потащат его из риги на траву, понял и то, что пожар далеко и что ничего этого не будет, – он опять почувствовал равнодушие, опять лег (Бун.); Чувствовалось под неприятно слабеющими ногами, как снизу что-то нарастает, приподнимает, потом валит набок, расступается, – и пол все глубже уходит из-под ног (Бун.); Кто знает, сколько времени придется пробыть в тайге, – и все время за спиной Гринька и его товарищи (Шукш.).

Простое и сложное предложения

Предложения, имеющие в составе одну грамматическую основу (подлежащее и сказуемое или только подлежащее и только сказуемое) называется простым предложением (см. Простое предложение ) . Два или более простых предложения могут объединяться в сложное предложение . Соответственно, в сложном предложении можно выделить несколько грамматических основ (см. Основа предложения).

Примеры простого предложения: Я вышел на улицу. Дверь захлопнулась.

Примеры сложного предложения: Я вышел на улицу, и дверь захлопнулась. Когда я вышел на улицу, дверь захлопнулась.

Виды связи простых предложений в сложном

Возможные виды связи предложений отражены в схеме:

Пример бессоюзной связи : Я вышел из дома, дверь за мной захлопнулась.

Пример сочинительной связи : Я вышел из дома, и дверь за мной захлопнулась.

Пример подчинительной связи (жирным выделено придаточное предложение): Когда я вышел из дома , дверь за мной захлопнулась.

Пример разных видов связи в одном предложении: Когда я вышел из дома, дверь за мной захлопнулась и я не смог уже вернуться в квартиру; в это время улица заполнялась народом.

Виды сложных предложений

Соответственно предложения делятся на бессоюзные сложные , сложноподчиненные и сложносочиненные . Предложения, в которых имеется три и более простых, связанных различными видами связи, так и называют: предложения с различными видами связи .

Сложное предложение, части которого соединяются сочинительными союзами, называется сложносочиненным .

Сочинительная связь предполагает равноправность простых предложений, входящих в состав сложного, эта равноправность проявляется на синтаксическом уровне. По смыслу предложения могут быть равноправными или зависеть друг от друга.

В статье подробно изложено, что такое простые и сложные предложения. Еще вы узнаете, чем они отличаются друг от друга

Предложением называется ведомая единица, которая выполняет коммуникативную функцию. Таким образом высказываются люди, чтобы передать ту или иную информацию, побудить к действию либо задать вопрос. Все слова между собой в предложениях связаны. Основой в предложениях служит подлежащее, сказуемое, именно эти члены предложения представляют ядро. По количеству этих структурных ядер и судят, какое это предложение — простое или же сложное.

Простое и сложное предложение: правило, виды, схемы

Простое — это такое предложение, в котором есть подлежащее, сказуемое, либо есть один главный член.

Ядро, в котором имеются подлежащее, сказуемое — считается двусоставным . Пример:

  • Они веселились.
  • Она была умной.
  • На небе туча — темная, объемная.

Простое предложение, где есть основной член — считается односоставным .

Эти предложения делятся на группы:

  • Неопределенно-личные. Пример: Нас вызвали к руководителю.
  • Обобщенно-личные. Пример: Вечно вас не дождешься!
  • Безличные. Пример: За окном смеркалось.
  • Определенно-личное. Пример: Стою и пою.
  • Инфинитивные. Пример: Сидеть! Тебе уже ехать.
  • Назывные. Пример: День. Здание. Театр.
  • Неполные. Пример: Вы наденете вот это — красное.

Сложные предложения — включают в свой состав несколько простых. Их подразделяют на следующие подгруппы:

  • Сложносочиненные — в них могут входить несколько простых предложений. Чаще всего они связаны друг с другом сочинительными союзами: да, но, и, однако, или, зато, либо, ни, не то и т.п. Пример: Дождь поморосил, и появилось солнце.
  • Сложноподчиненные — это те предложения, в которых одна часть несамостоятельная в смысловом образе, грамматическом отношении. Они связаны между собой с помощью союзных, подчинительных слов (когда, чтобы, если, хотя, пока, который). Пример: Катерина не ответила, потому что задумалась.
  • Бессоюзные — это те предложения, в состав которых входят несколько простых. Они имеют самостоятельное значение, совершенно не зависят друг от друга. Пример: Светило солнышко, цвели вишни, пели птицы.


Предложения: простые, сложные. Отличия

Чем отличается простое предложение от сложного: сравнение

Как уже упоминалось, простом предложение — одно главное ядро, в сложном два главных члена и более.

Пример простого:

  • Из теплой страны, преодолев несколько тысяч километров, к своим гнездам, что пустовали всю зиму, прилетели шумные грачи.


ВАЖНО : Простые предложения бывают неосложненные, осложненные, распространенные, нераспространенные, односоставные, двусоставные. Об этом уже упоминалось выше.



В отличие от простых — в сложных предложениях имеется две или же больше грамматических основы. Как правило, такие предложения бывают союзные, бессоюзные, сложные, сложноподчиненные, сложносочиненные, смешанные.

  • бессоюзные: Вышло солнце, запели звонкие птицы
  • сложноподчиненные: Я не могу понять, что с тобой делать
  • сложносочиненное: Небо затянули тучи, и с востока дул ветер
  • смешанное: Ветер гнул верхушку ореха, и там, где он рос, тени двигались, как живые.

Что в простых, что в сложных могут использоваться вводные слова, однородные члены, обособленные, неделимые слова. Единственное отличие предложений — использование нескольких основ в сложных предложениях.

Только по такому различию и определяют, какое это предложение.

ВАЖНО : Не спутайте простое предложение со сложным, если оно двусоставное.

  • двусоставное, простое: Мобильный звонит без устали
  • односоставное, простое: Пишу и думаю о другом

Эти предложения иногда входят в состав сложных.

Сколько может быть простых предложений в сложном?

Как такового правила о количестве грамматических основ в составе сложного не существует. Однако чаще всего в него входят от трех до четырех грамматических основ. Иначе оно будет перегруженным.



Употребление союзов в простом и сложном предложении: правило

Именно союзы являются самыми часто встречающимися в предложениях словами. И не все знают, как употреблять их правильно, точнее ставить знаки препинания. Для этого существуют правила, которые рассмотрим далее.

Знаки препинания, тире, двоеточие, запятая в простом и сложном предложении: как правильно поставить?

Сложно новичкам определить, какой знак ставить перед союзом запятую, двоеточие, тире. Перед сочинительными союзами такими, как -да-, -но-, -а-, -и- ставится запятая.

В простых предложениях между подлежащим, сказуемым может ставиться тире.

Двоеточие ставится при перечислениях. Ниже смотрите схему употребления союза -и- в разных предложениях.



Примеры построения сложного предложения из 2 и 3 простых предложений

Из обычных двух-трех простых предложений можно построить одно сложное.

  • Скоро наступит зима, дни стали короткими.
  • Вчера днем светило солнце, а с наступлением ночи температура упала до трех градусов.
  • Дождь прошел, и появилась радуга.
  • Яркое солнышко только еще вставало из-за горизонта, но лучи уже касались верхушек деревьев.

При правописании простые предложения в сложном разделяются запятыми, союзы же соединяют их.

Предложение с прямой речью, деепричастным оборотом: простое или сложное?

Предложения с прямой речью — это чаще сложные предложения, где употребляются слова автора и прямая речь.

  • Девушка с грустью сказала: «Завтра я уезжаю».
  • «Я иду в магазин» — еще раз повторила она.
  • «Я завтра — сказала она — поеду домой».

Деепричастные обороты употребляют в простых предложениях, они обозначают добавочное действие.

  • Оценивая картину, посмотрите на яркие тона переднего плана.
  • Хорошо отдыхать на пляже летом, смотреть на голубое небо, думая о приятном.
  • Кот, увидев малыша, убежал.
  • Девушка, мечтая о замужестве, смотрела в окно.


Деепричастные обороты

После изучения материала, вы с легкостью будете определять, где простое, где сложное предложение. Как правильно употреблять знаки препинания в них. И, в каких предложениях употребляют прямую речь, а в каких деепричастные обороты.

Видео: Простые, сложные предложения


© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин