15.02.2022

Как избирается мэр города. Глава города - должностные обязанности, права и интересные факты. Тихий и скромный


1. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации;

2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, прекращаются;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.

В муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

(см. текст в предыдущей редакции)

В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина - главой соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.

В случае, предусмотренном абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна четвертая членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна четвертая - представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.

Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены учитываемые в условиях конкурса требования к уровню профессионального образования и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Установленное пунктом 4 части 2 настоящей статьи ограничение не распространяется на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, в котором в соответствии с уставом данного муниципального образования предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования, за исключением случая избрания главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

(см. текст в предыдущей редакции)

Установленное пунктом 3 части 2 настоящей статьи требование о прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования не применяется к депутату представительного органа муниципального образования, избранному главой муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, в котором в соответствии с уставом данного муниципального образования предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

3.1. В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего избрание главы муниципального образования представительным органом соответствующего муниципального образования, выборы главы такого муниципального образования не назначаются и не проводятся, если соответствующий закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, данный порядок применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

3.2. Уставом муниципального образования могут устанавливаться ограничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более определенного данным уставом количества сроков подряд.

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;

5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

4.1. Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

5.1. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

6. Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

8) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) отзыва избирателями;

10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

(см. текст в предыдущей редакции)

14) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

6.1. Полномочия главы муниципального района, главы муниципального округа, главы городского округа прекращаются досрочно также в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации в случаях:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) несоблюдения главой муниципального района, главой муниципального округа, главой городского округа, их супругами и несовершеннолетними детьми запрета, установленного Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";

(см. текст в предыдущей редакции)

2) установления в отношении избранных на муниципальных выборах главы муниципального района, главы муниципального округа, главы городского округа факта открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда указанные лица были зарегистрированы в качестве кандидатов на выборах соответственно главы муниципального района, главы муниципального округа, главы городского округа. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в значении, определенном Федеральным

По итогам состоявшихся 9 сентября выборов мэра Москвы действующий градоначальник Сергей Собянин одержал убедительную победу, набрав более 70% голосов. Выступая перед членами своего предвыборного штаба, Собянин заявил, что это его последний срок, поскольку согласно законодательству он больше не имеет права избираться на этот пост.

Выигравший накануне выборы мэра Москвы Сергей Собянин заявил, что предстоящий пятилетний срок станет для него последним на посту столичного градоначальника. «Я иду на последний срок. Больше права избираться мэром Москвы я не имею», - сказал Собянин, выступая перед собравшимися в его предвыборном штабе. Он также отметил, что в последний срок «придется пахать больше, чем за предыдущие пять лет».

Как сообщает Мосгоризбирком, на утро 10 сентября по результатам обработки 99% протоколов участковых избирательных комиссий самовыдвиженец Собянин набирает 70,02% голосов избирателей, за него проголосовали более 1,5 млн горожан. Второй результат на выборах показал выдвиженец КПРФ Вадим Кумин - 11,44%, на третьем месте представитель «Справедливой России» Илья Свиридов - 7,06%.

Напомним, Собянин руководит столицей с октября 2010г., когда был наделен полномочиями мэра по представлению президента РФ. В сентябре 2013г. он победил на выборах мэра с результатом 51,37%, опередив оппозиционера Алексея Навального (27,24%).

Версия для печати

Главное

Глава Карелии Парфенчиков не смог отправить в отставку главу Сортавалы
Суд отклонил иск главы Карелии Артура Парфенчикова о досрочном прекращении полномочий главы Сортавалы Сергея Крупина. Парфенчиков требовал отставки Крупина в связи с тем, что он предоставил недостоверные сведения о доходах. По мнению политобозревателя Натальи Захарчук, решение суда несет репутационные потери для Парфенчикова. Политолог Олег Реут не исключает, что власти Карелии использовали судебный процесс для давления на мэра перед выборами в горсовет Сортавалы. «Была договоренность о том, что Крупин не помогает кандидатам от «Справедливой России» на выборах в горсовет Сортавалы, а за это Крупина не лишают должности главы города», - сказал Реут. Эксперты также отметили, что в Карелии регулярно возникают конфликты между региональными и муниципальными властями.
Губернатор Камчатки Илюхин добился выделения средств на субсидируемые авиабилеты
Правительство РФ выделило недостающие 3,2 млрд руб. на субсидируемые авиабилеты для Дальнего Востока. С просьбой выделить дополнительное финансирование на эту программу в федеральный центр неоднократно обращался губернатор Камчатского края Владимир Илюхин. Эксперты отметили важность участия главы региона в решении проблем с доступностью авиабилетов. «Внимание губернатора в большой мере помогает решать эти проблемы, потому что губернатор имеет возможность напрямую работать с министрами правительства РФ», - сказала депутат Госдумы Валентина Рудченко. Спикер заксобрания Камчатского края Валерий Раенко отметил, что «доступность авиабилетов - это в прямом смысле показатель качества жизни».
Депутаты Ставропольского края внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, запрещающий продажу снюсов. Ранее по инициативе губернатора Владимирова аналогичный закон был принят на региональном уровне. Параллельно с этим глава региона начал масштабную информационную пропаганду новой антитабачной меры. Так, на своей странице в «Инстаграме» губернатор запустил конкурс на лучший тематический видеоролик, и авторы лучших работ получат денежные призы. По мнению экспертов центра «Юг», использование новых медиа для решения общероссийской проблемы - это не просто современная, но и эффективная стратегия.
Максим Шевченко: кто сказал Путину, что русских надо особо выделять в Конституции?
Формулировка, которая определяет русский народ как «государствообразующий» в поправках к Конституции, вызвала возмущение председателя Духовного управления мусульман Татарстана Камиля Самигуллина. Публицист Максим Шевченко солидарен с муфтием: «Я вообще не понимаю, зачем этот вопрос надо было трогать? Все было нормально, но кто подсказал Путину, что надо особо выделять русских?» Политолог Раис Сулейманов считает, что муфтий выразил мнение национально ориентированной татарской интеллигенции, «которая болезненно воспринимает инициативы, касающиеся национальных вопросов». Вместе с тем он уточнил, что это не значит, что такой же точки зрения придерживается вся республиканская элита. С критикой темпов строительства жилья для пострадавших от паводка в Иркутской области выступил экс-губернатор Сергей Левченко. «За два с половиной месяца с момента моей отставки строительные работы на обеих площадках существенно не продвинулись», - отметил Левченко. По мнению политолога Евгения Минченко, команде Кобзева не удалось договориться с коммунистами, и они могут войти в губернаторскую кампанию «под лозунгами критики врио губернатора». Политконсультант Роза Абдулина считает, что Левченко ведет себя так, как будто «федеральный центр и лидер КПРФ Геннадий Зюганов для него в данном случае не указ. Амбиции совершить камбэк у Левченко не пропали. Но его сигналы доносятся только до интернет-сообщества. А электорат его не слышит и не видит».

1. Мэр Москвы является высшим должностным лицом города Москвы.

2. Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями Мэра Москвы на пять лет в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Уставом.

3. Полномочиями Мэра Москвы может быть наделен гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет.

4 — 5. Исключены.

6. При вступлении в должность Мэр Москвы приносит присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Мэра Москвы соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральное законодательство, Устав и законы города Москвы, честно и добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности, служить процветанию города и благополучию его жителей».

7. С момента принесения присяги Мэр Москвы считается вступившим в должность.

8. Государственные гарантии деятельности Мэра Москвы определяются законом города Москвы.

9. Мэр Москвы не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, иные государственные должности города Москвы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальные должности и должности муниципальной службы, а также обязан соблюдать иные ограничения и запреты, установленные федеральным законодательством и законами города Москвы.

10 — 11. Исключены.

Статья 41. Полномочия Мэра Москвы

1. Мэр Москвы непосредственно или через органы исполнительной власти города Москвы решает вопросы социально-экономического развития города Москвы, осуществляет управление городским хозяйством, выполняет другие исполнительно-распорядительные функции в пределах своих полномочий.

2. Мэр Москвы:

1) представляет город Москву в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или поручает представление города Москвы иным лицам, представляет город Москву на официальных протокольных мероприятиях, выполняет другие представительские функции;

2) выступает от имени города Москвы в рамках компетенции, установленной настоящим Уставом, в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, законами города Москвы, поручает выступать от имени города Москвы органам исполнительной власти города Москвы, должностным лицам, органам местного самоуправления, а также юридическим лицам и гражданам;

3) подписывает и обнародует принятые Московской городской Думой законы города Москвы либо отклоняет их;

4) заключает договоры и соглашения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законами города Москвы;

5) формирует Правительство Москвы и принимает решение о его отставке; определяет структуру органов исполнительной власти города Москвы;

5.1) представляет в Московскую городскую Думу ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства Москвы, в том числе по вопросам, поставленным Московской городской Думой;

6) в порядке, установленном законом города Москвы, выражает согласие от имени исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на назначение Прокурора города Москвы, руководителей территориальных (в городе Москве) органов исполнительной власти Российской Федерации;

7) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иных органов государственной власти Российской Федерации проекты актов, принятие которых находится в их компетенции;

8) назначает представителя от исполнительного органа государственной власти города Москвы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом и нормативными правовыми актами города Москвы;

9) назначает своих полномочных представителей в Московской городской Думе, а также в иных органах государственной власти;

10) вносит в Московскую городскую Думу кандидатуры на должности судей Уставного суда города Москвы;

11) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом, федеральными законами, законами города Москвы.

3. В случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.

4. По вопросам своей компетенции Мэр Москвы издает обязательные для исполнения на всей территории города Москвы указы и распоряжения и осуществляет контроль за их исполнением.

5. Указы Мэра Москвы — правовые акты, издаваемые Мэром Москвы по вопросам нормативного характера, а также по иным вопросам, предусмотренным федеральными законами и законами города Москвы.

6. Распоряжения Мэра Москвы — правовые акты, издаваемые им по вопросам оперативно-распорядительного характера.

7. Взаимодействие Мэра Москвы с органами исполнительной власти и должностными лицами других субъектов Российской Федерации может осуществляться путем заключения договоров и соглашений.

8. Правовые акты, издаваемые Мэром Москвы, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и города Москвы, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу и законам города Москвы.

9. Мэр Москвы отменяет распоряжения Правительства Москвы, правовые акты органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, если указанные правовые акты не соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу города Москвы, законам города Москвы, иным правовым актам города Москвы более высокой юридической силы либо их выполнение не обеспечено финансовыми или материальными ресурсами.

10. Правовые акты Мэра Москвы вступают в силу в порядке, установленном законом города Москвы.

11. Правовые акты Мэра Москвы направляются в Московскую городскую Думу в двухнедельный срок со дня их подписания.

12. Правовые акты Мэра Москвы считаются официально опубликованными при опубликовании их в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы.

13. Мэр Москвы имеет печать с изображением герба города Москвы и должностной знак.

14. Исключена.

Статья 42. Досрочное прекращение полномочий Мэра Москвы

1. Полномочия Мэра Москвы прекращаются досрочно в случае:

1) его смерти;

2) исключен.

3) его отставки по собственному желанию;

4) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Московской городской Думой, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

5) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

8) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

2. Московская городская Дума вправе выразить недоверие Мэру Москвы в случае:

1) издания Мэром Москвы актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Уставу и иным законам города Москвы, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Мэр Москвы не устранил указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

2) установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и иных законов города Москвы, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;

3) ненадлежащего исполнения Мэром Москвы своих обязанностей.

3. Решение Московской городской Думы о недоверии Мэру Москвы принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.

4. Досрочное прекращение полномочий Мэра Москвы в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, влечет за собой отставку Правительства Москвы. При этом Правительство Москвы в полном составе продолжает действовать до формирования нового Правительства Москвы в порядке, установленном настоящим Уставом и иными законами города Москвы.

5. Исключена.

Статья 43. Временное исполнение обязанностей Мэра Москвы

1. В случае временного отсутствия Мэра Москвы его полномочия передаются указом Мэра Москвы одному из заместителей Мэра Москвы.

2. В случаях, когда Мэр Москвы временно не может исполнять свои обязанности, их исполнение возлагается на одного из заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы, определяемого постановлением Правительства Москвы, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. В этих случаях заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы издает указы Мэра Москвы и распоряжения Мэра Москвы, подписывая их как исполняющий обязанности Мэра Москвы.

3. Лица, осуществляющие полномочия Мэра Москвы, в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не вправе принимать решение об отставке Правительства Москвы, вносить изменения в состав Правительства Москвы и принимать решения об изменении собственного статуса.

4. В случаях, установленных федеральным законом, Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности Мэра Москвы. Временно исполняющий обязанности Мэра Москвы не вправе распускать Московскую городскую Думу, вносить предложения об изменении Устава города Москвы, принимать решение об отставке Правительства Москвы, вносить изменения в состав Правительства Москвы, определять структуру органов исполнительной власти города Москвы, изменять распределение обязанностей между членами Правительства Москвы, назначать представителя от исполнительного органа государственной власти города Москвы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, вносить в Московскую городскую Думу кандидатуры на должности судей Уставного суда города Москвы, осуществлять без одобрения Правительства Москвы законодательную инициативу по вопросам принятия и изменения бюджета города Москвы.

Статья 44. Правительство Москвы

1. Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.

2. Правительство Москвы возглавляет Мэр Москвы.

3. В Правительство Москвы входят Мэр Москвы, заместители Мэра Москвы в Правительстве Москвы (в том числе первые), министры Правительства Москвы.

4. Заместители Мэра Москвы в Правительстве Москвы (в том числе первые) и министры Правительства Москвы назначаются на должность и освобождаются от должности Мэром Москвы.

5. Распределение обязанностей между членами Правительства Москвы устанавливается Мэром Москвы.

6. Правительство Москвы принимает постановления, которые подписываются Мэром Москвы, а в его отсутствие — лицом, осуществляющим его полномочия в соответствии с указом Мэра Москвы. Постановление считается принятым, если за него проголосовало более половины членов Правительства Москвы.

7. Правительство Москвы обладает правами юридического лица.

8. Порядок организации и деятельности Правительства Москвы устанавливается законом города Москвы, принимаемым Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы.

Статья 45. Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы

1. Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы осуществляют исполнительно-распорядительные функции в определенных отраслях и сферах управления городом.

2. Руководители указанных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Мэром Москвы.

3. Положения об отраслевых и функциональных органах исполнительной власти города Москвы утверждаются Правительством Москвы.

Статья 46. Территориальные органы исполнительной власти города Москвы

1. В административных округах и районах города Москвы образуются территориальные органы исполнительной власти — префектуры административных округов и управы районов (далее — префектуры, управы).

2. Префектуры, возглавляемые префектами административных округов, осуществляют в пределах установленных правовыми актами города Москвы полномочий контрольную, координирующую и исполнительно-распорядительную деятельность на территориях административных округов города Москвы.

3. Управы, возглавляемые главами управ, осуществляют в пределах установленных правовыми актами города Москвы полномочий исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территориях районов города Москвы.

4. Префекты административных округов и главы управ назначаются на должность и освобождаются от должности Мэром Москвы.

5. Положения о префектурах, управах утверждаются Правительством Москвы.

Статья 47. Должностные лица исполнительной власти города Москвы и организация государственной гражданской службы города Москвы

1. Должностными лицами исполнительной власти города Москвы являются Мэр Москвы, члены Правительства Москвы, руководители органов исполнительной власти города Москвы и их заместители, а также государственные гражданские служащие города Москвы, в установленном порядке наделенные административно-распорядительными полномочиями.

2. В органах исполнительной власти города Москвы не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

3. Вопросы организации государственной гражданской службы города Москвы регулируются законами города Москвы.

Статья 48. Правовые акты органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы

1. К правовым актам органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы относятся постановления и распоряжения Правительства Москвы, распоряжения и приказы заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы — руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, распоряжения и приказы отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города Москвы.

2. Правовые акты органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу и законам города Москвы.

3. Правовой акт органа или должностного лица исполнительной власти города Москвы может быть признан недействительным в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 49. Взаимодействие Мэра Москвы и органов исполнительной власти города Москвы с Московской городской Думой

1. Органы исполнительной власти города Москвы и Московская городская Дума взаимодействуют в интересах населения на основе разграничения функций и полномочий, руководствуясь общностью решаемых задач, принципами народовластия, законности и гласности.

2. Московская городская Дума и органы исполнительной власти города Москвы направляют друг другу планы работ, принятые акты и другую информацию в установленном порядке.

3. Мэр Москвы ежегодно представляет в Московскую городскую Думу отчет о результатах деятельности Правительства Москвы, в том числе по вопросам, поставленным Московской городской Думой. Порядок подготовки, представления и заслушивания отчета о результатах деятельности Правительства Москвы устанавливается правовыми актами города Москвы.

4. Мэр Москвы вправе в порядке, установленном настоящим Уставом, другими законами города Москвы:

1) вносить в Московскую городскую Думу проекты законов города Москвы, постановлений Московской городской Думы и поправки к проектам на любой стадии их рассмотрения, а также заключения по проектам законов города Москвы, постановлений Московской городской Думы и поданным к ним поправкам, делегировать право внесения поправок и заключений своему полномочному представителю;

2) требовать созыва внеочередного заседания Московской городской Думы;

3) назначать своих полномочных представителей в Думе по общим вопросам или по отдельным проектам законов города Москвы, постановлений Московской городской Думы;

4) предлагать вопросы в повестку дня заседания Московской городской Думы;

5) участвовать в открытых и закрытых заседаниях Московской городской Думы;

6) в течение 14 дней с момента поступления использовать право вето в отношении принятых Московской городской Думой законов города Москвы, направляя их на повторное рассмотрение с поправками или без таковых;

7) обращаться в Московскую городскую Думу с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Московской городской Думы или об их отмене либо обжаловать указанные постановления в судебном порядке;

8) выступать с докладом или содокладом по вопросам повестки дня заседания Московской городской Думы;

9) выступать вне очереди на заседаниях Московской городской Думы.

5. Закон города Москвы, в отношении которого Мэр Москвы использовал право вето, может быть принят Московской городской Думой в прежней редакции, если за это проголосуют не менее 2/3 от установленного числа депутатов Московской городской Думы.

6. Закон города Москвы, одобренный Московской городской Думой в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Мэром Москвы, подписывается им и подлежит обнародованию в четырнадцатидневный срок.

7. Должностные лица исполнительной власти города Москвы вправе присутствовать и выступать на заседаниях Московской городской Думы по обсуждаемым вопросам.

8. Депутаты Московской городской Думы пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами исполнительной власти города Москвы в срок не более двух недель (не считая отпуска, болезни, командировки), вправе присутствовать и выступать на заседаниях Правительства Москвы и иных органов исполнительной власти города Москвы.

9. Московская городская Дума вправе обращаться к Мэру Москвы, Правительству Москвы, иным органам исполнительной власти города Москвы и их руководителям с предложениями отмены, изменения или дополнения принятых ими правовых актов, или обжаловать указанные правовые акты в судебном порядке, или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом об их соответствии Конституции Российской Федерации.

  • Глава 1. (Статьи 1—10 )
    • Статья 1.
    • Статья 2.
    • Статья 3.
    • Статья 4.
    • Статья 5.
    • Статья 6.
    • Статья 7.
    • Статья 8.
    • Статья 9.
    • Статья 10.
  • Глава 2. (Статьи 11—13 )
    • Статья 11.
    • Статья 12.
    • Статья 13.
  • Глава 3. (Статьи 14—19 )
    • Статья 14.
    • Статья 15.
    • Статья 16.
    • Статья 17.
    • Статья 18. Исключена
    • Статья 19.
  • Глава 4. (Статьи 20—27 )
    • Статья 20.
    • Статья 21.
    • Статья 22.
    • Статья 23.
    • Статья 24.
    • Статья 25.
    • Статьи 26 — 27. Исключены
  • Глава 5. (Статьи 28—32 )
    • Статья 28.
    • Статья 29.
    • Статья 30.
    • Статья 31.
    • Статья 32. Исключена
  • Глава 6. (Статьи 33—39 )
    • Статья 33.
    • Статья 34.
    • Статья 35.
    • Статья 36.
    • Статья 37.
    • Статья 38.
    • Статья 39.
  • Глава 7. (Статьи 40—49 )
    • Статья 40.
    • Статья 41.
    • Статья 42.
    • Статья 43.
    • Статья 44.

В Москве, в сентябре 2018 года пройдут очередные выборы на пост главы города. Это событие часто вызывает общественный резонанс – предыдущие выборы мэра, происходившие в 2013 году, сопровождались длительными митингами и протестами граждан. Эксперты утверждают, что выборы мэра Москвы 2018 по значимости чуть ли не точно такие же, как и выборы президента РФ. Ведь именно в столице решаются все наиболее значимые и актуальные проблемы.

Понятно, что вопрос выборов интересует каждого москвича, ведь от городского управленца зависит целесообразность и эффективность распределения городского бюджета, а также, благосостояние города, его экономическое развитие и удобство. Давайте разберемся, когда пройдут выборы мэра в Москве, кто представит свою кандидатуру и какова статистика по претендентам на данный момент.

Дата проведения выборов мэра Москвы назначена на 9 сентября 2018 года , в единый день голосования. В этот день будут также проводиться губернаторские и парламентские выборы во многих регионах России. Примерно в этот же день 8 сентября 2013 года проводились предыдущие выборы мэра столицы. Мэра москвичи выбирают на 5 лет.

Список кандидатов на пост мэра Москвы

Ниже представлен окончательный список кандидатов на предстоящих выборах:

Сергей Собянин - действующий мэр Москвы, баллотируется от самовыдвиженцем. Основной кандидат на пост мэра, на прошлых выборах получил 51,37% голосов.
Илья Свиридов – молодой политик, глава Таганского района Москвы, кандидат от партии Справедливая Россия. В своей программе Свиридов делает упор на решение социальных проблем.
Вадим Кумин — предприниматель, банкир, в прошлом депутат московской думы, а затем и госдумы. Член КПРФ, выдвигается от партии.
Михаил Дегтярев — депутат Госдумы 6 и 7 созыва, глава комитета Госдумы по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи. В 2006 участвовал в выборах мэра Самары, а в 2013 Москвы. Кандидат от ЛДПР.
Михаил Балакин — предприниматель, бывший депутат Госдумы, депутат Мосгордумы VI созыва, представляет партию «Союз горожан», хоть и является членом ЛДПР. Ранее несколько голосов депутатов были отозваны, из-за чего Балакина убрали из списка кандидатов, но он смог отстоять свое право участвовать в выборах в суде.

Как видно, в списке почти все «свои»: кандидаты от парламентских партий, без оппозиции.

Несостоявшиеся кандидаты

Ранее в списке были следующие люди:

Андрей Клычков — экс-депутат Мосгордумы. Изначально выдвигался от КПРФ, однако был назначен врио губернатора Орловской области, из-за чего отказался от борьбы за пост главы столицы в октябре 2017 года.
Евгений Будник — экс-депутат Басманного муниципального округа Москвы. Одним из первых заявил об участии, однако сообщил об отказе участвовать на своей странице в Facebook в ноябре 2017 года.
Илья Варламов - журналист и предприниматель, самый популярный блогер Живого Журнала. В своем блоге активно освещает проблемы российских городов и рассказывает, как надо с ними бороться. Продвигает идеи «Радикального урбанизма». В середине апреля объявил об участии в выборах, но уже 18 мая отказался от этой затеи в пользу поддержки независимых кандидатов.
Илья Яшин - политик и муниципальный деятель, глава муниципального округа Красносельский. Критикует политику мэра Собянина, коррупцию среди московских чиновников и «коммунальную мафию» в Москве. Идет на выборы как независимый кандидат от демократических сил, имеет поддержку в лице ряда муниципальных депутатов, Алексея Навального и движения «Солидарность». 24 июня заявил, что не смог пройти муниципальный фильтр, и снялся с выборов.
Антон Красовский — журналист, общественный деятель, глава благотворительного фонда «СПИД.Центр». В 2012 году руководил штабом кандидата в президенты Михаила Прохорова, а в 2018 работал в штабе Ксении Собчак. Заявил, что выдвигается «как некая альтернатива вообще всему этому, что сейчас происходит в этой стране», «за ценности, а не против Собянина». Не смог собрать подписи избирателей.
Дмитрий Гудков - оппозиционный политик, бывший депутат Государственной думы (2011-2016), кандидат от Партии Перемен (партия на базе «Гражданской инициативы», создана Гудковым и Собчак). Отказался от участия, так как не смог пройти муниципальный фильтр.
Сергей Митрохин - бывший председатель партии «Яблоко» (2008-2015), нынешний председатель московского отделения партии. Также был депутатом Московской городской думы с2005 по 2009 год. Естественно, выдвигается от партии Яблоко.
Максим Сурайкин - председатель ЦК партии Коммунисты России, участвовал в выборах Президента в 2018 году и занял седьмое место из восьми кандидатов.
Сергей Ревин -космонавт-испытатель, имеет звание Героя Российской Федерации. Выдвинут от партии Зелёных, членом которой является.
Георгий Федоров - бывший член Общественной палаты РФ, выступает против градостроительной политики Московской мэрии и программы реновации. Независимый кандидат.
Наталья Донцова - журналист, член партии ЛДПР, но выдвигается независимо.
Игорь Суздальцев — предприниматель, гендиректор «ИКТ Менеджмент». Выдвигается как независимый кандидат. Основная идея программы — создание в Москве благоприятных условий для высокотехнологичных компаний.
Герман Стерлигов — предприниматель. Выдвигается независимо. В 2003 году уже участвовал в выборах мэра Москвы и набрал 3,65%, в 2004 пытался баллотироваться на пост президента страны, но так и не был зарегистрирован. Озвучил довольно необычную программу — расселить Москву, уменьшить её до пределов Садового кольца.
Александр Закондырин — председатель партии «Альянс Зеленых». В своей программе больше всего внимания уделяет экологическим проблемам Москвы.
Руслан Халиуллин — директор Фонда поддержки детей и молодежи, самовыдвиженец.
Денис Ганич — сопредседатель партии «Национальный Курс», главред одноименной газеты, активист Национально-освободительного движения.
Станислав Полищук — кандидат от политической партии «Партия социальных реформ», её председатель.
Сергей Троицкий — самовыдвиженец, лидер музыкальной группы «Коррозия металла», известен по прозвищу Паук, например. Ранее участвовал в выборах в Госдуму, на пост мэра в городах Химки и Жуковский, также пытался баллотироваться на выборах мэра Москвы в 2013 году.
Ильдар Резяпов — председатель Партии Ветеранов России, выдвигается от неё же. Ведет активную политическую деятельность в Крыму после 2014 года.

[свернуть]

Прогнозы и вероятный исход выборов

Пока до следующих выборов мэра Москвы остается уже немного. Учитывая хорошую репутацию Собянина у граждан и начальства, его активную деятельность, можно предположить, что победа останется за ним. Оценив результаты работы мэра с 2013 по 2017 год, можно заметить, насколько увеличилось к нему доверие граждан. Люди отзываются об изменениях положительно, ведь за неполные 4 года правления была улучшена транспортная система Москвы и пешеходная инфраструктура, открыты новые станции метро, проведены работы по улучшению парковых и лесных зон, а также введен единый проездной билет на все виды транспорта.

По мнению политологов, среди кандидатов на выборах мэра Москвы 2018 действительно сильных конкурентов для Собянина нет. На последних выборах мэра Москвы конкуренцию ему составил Алексей Навальный, но даже при серьезной поддержке и мощной предвыборной кампании, Навальный набрал лишь 27 процентов голосов против 51 у Собянина. А учитывая, что для участия в предстоящих выборах нет оппозиционного кандидата, шансов на смещение Собянина мало.

Последний опрос ВЦИОМ:

Муниципальные фильтры

С популярностью Собянина все понятно, но у потенциальных кандидатов было препятствие куда по-серьезнее — так называемый муниципальный фильтр. Дело в том, что для участия в выборах кандидату необходимо собрать минимум 110 подписей депутатов из 110 разных муниципальных районов столицы.

Единственная партия, присутствующая в 110 муниципальных образованиях — это Единая Россия, партия, в которой состоит Собянин, и которая ему импонирует. Даже объединившись, все остальные партии и самовыдвиженцы не имеют нужного количества представителей. Таким образом, соперников действующему мэру подбирала Единая Россия.

Единственная надежда оппозиционных сил пройти на выборы — это представить единого кандидата, а для этого нужно суметь договориться друг с другом. К сожалению, единый оппозиционный кандидат так и не был выбран, поэтому на этих выборах оппозиции не будет.

Будет ли досрочное голосование?

Основная причина — непрозрачность процедуры. Досрочное голосование дает простор для нежелательных манипуляций с его результатами, а лишних скандалов мэрии Москвы сейчас не нужно. Вторая причина низкий спрос на процедуру ввиду отсутствия трудно доступных областей (еще бы, Москва — город).

Участки для голосования за пределами города

Начало сентября — еще то время, когда большое количество москвичей находятся по выходным дням за городом на своих дачных участках. Именно для них за пределами Москвы будет работать 209 временных участков. Для того, чтобы проголосовать на них, нужно будет c 29 августа до 5 сентября подать соответствующее заявление через Госуслуги либо лично в МФЦ или в территориальную избирательную комиссию Москвы.

Прошлые выборы

В прошлый раз, в 2013 году, было зафиксировано рекордно большое количество претендентов на пост мэра. Мосгорозбирком принял более 40 заявок от депутатов различных политических партий, бизнесменов и социально-общественных деятелей. В том числе, свои кандидатуры предлагали действующие педагоги и даже пенсионеры. Но в финал, для основной борьбы, прошли 6 кандидатов: Сергей Собянин (51,37 %), Алексей Навальный(27,24 %), Иван Мельников(10,69 %), Сергей Митрохин(3,51 %), Михаил Дегтярев(2,86 %) и Николай Левичев(2,79 %). Явка на выборах составила всего 32% избирателей.

Какой правовой статус мэра? Мэр имеет право на решение и наделен соответствующими полномочиями для решения социальных и бытовых вопросов, в том числе связанных с управлением вверенного ему, муниципалитета.

Это может быть, как и городской округ, так и районный и областной центр.

Указанные полномочия прописываются в уставе муниципального образования, утвержденным собранием депутатов местного созыва.

В этой статье:

Правовой статус мэра

Мэр города или района занимает пост главы муниципалитета. Мэром может быть гражданин, достигший на день выборов двадцати одного года. Законом не предусмотрены требования к образованию кандидата.

Находясь во главе города, мэр определяет основные пути развития территории города, представляет его интересы во взаимоотношениях с государством, регионом и другими муниципалитетами.

В большинстве случаев мэр является народным избранником, поэтому он реализует свои полномочия в интересах населения.

Мэр обычно возглавляет либо местную администрацию, либо городскую думу. Его место в системе органов местного самоуправления зависит от реализуемой уставом города или района модели местного самоуправления. Срок полномочий мэра обычно составляет пять лет.

Порядок формирования должности мэра

Формирование кандидатуры главы регламентируется региональным законом и уставом муниципалитета.

Предусмотрено несколько вариантов формирования должности мэра:

  • путем избрания на местных выборах населением соответствующего муниципалитета;
  • избрание в составе представительного органа из числа его членов, в результате чего занимает одновременно пост председателя городской думы;
  • при отсутствии представительного органа, где населения менее 300 человек, мэр избирается населением путем проведения схода граждан, в результате чего одновременно занимает пост главы администрации местного значения.

Для мэра законом предусмотрен запрет одновременно занимать посты в городской думе или местной администрации, за исключением муниципалитета имеющего форму сельского поселения или внутригородского образования Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с уставом.

В настоящее время принято в большинстве регионов страны закон, согласно которому пост мэра формируется депутатами из своего состава, как правило, в городском округе.

Права и обязанности мэра

В компетенцию мэра входит решение следующих вопросов местного уровня:

  • представление интересов муниципалитета во взаимоотношениях с другими местными органами, регионом и государством, а также гражданами и организациями всех типов;
  • одобряет принятие на местном уровне нормативных актов по вопросам муниципалитета путем их подписания и обнародования;
  • вправе издавать собственные нормативные акты в целях реализации должностных полномочий;
  • может созывать внеочередное собрание депутатов;
  • в случае наделения местных органов государственными полномочиями обеспечивает их осуществление;
  • ежегодно формирует отчеты о деятельности, предоставляемые представительному органу.

На мэра распространяются те же ограничения и запреты, что и для депутатов, в том числе в рамках антикоррупционной политики.

Случаи прекращения полномочий мэра

Прекращение деятельности мэра может быть связано с рядом причин, в том числе и досрочно:

  • в результате смерти;
  • ухода в отставку по собственному волеизъявлению, в том числе по состоянию здоровья;
  • удаление с должности по решению представительного органа;
  • при отрешении от должности за потерю доверия перед населением;
  • если по суду признан недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
  • в результате вынесения судом обвинительного приговора за совершенные общественно опасные деяния;
  • при переезде на постоянное жительство за пределы страны;
  • утрата гражданства, за исключение случаев предусмотренных международными договорами или соглашениями;
  • проведения процедуры голосования избирателей по отзыву мэра с должности;
  • за утрату доверия перед Президентом России;
  • в результате преобразования или изменения формы муниципалитета.

Исходя из сказанного и при наличии желания, у граждан есть возможность сменить мэра своего муниципального образования.


© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин