24.11.2023

Фундаментальные исследования. Социальное благополучие Главный критерий социального благополучия человека


1

Статья посвящена вопросам регионального развития в условиях роста трудовой миграции. Автор считает, что целью регионального развития является повышение социально-экономического благополучия территории. В контексте статьи предлагается использование комплексного подхода к оценке социально-экономического благополучия, включающего в себя анализ социально-экономических, демографических, политико-правовых, культурно-этнических и прочих факторов. Приток трудовых ресурсов расценивается в качестве одного из индикаторов социально-экономического благополучия территории. Анализируются методы оценки социально-экономического благополучия в условиях роста трудовой миграции, основанные на поиске наиболее «глобального» обобщающего показателя, формировании системы пороговых показателей, выбора интегрального показателя и использовании метода субъективных оценок. В условиях большого разнообразия регионального развития возникает проблема сопоставимости данных, решение которой требует проведение группировки по заданным критериям. По мнению автора, выбор метода и показателей оценки социально-экономического благополучия в условиях роста трудовой миграции зависит от конкретной ситуации и цели исследования. Сочетание нескольких методов оценки, к примеру, количественного и качественного, позволит дать более точную и объективную картину исследуемого феномена. Статья предназначена специалистам, занимающимся вопросами миграции и миграционной политики.

социально-экономическое благополучие

трудовая миграция

принимающая территория

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 495 с.

2. Игнатьева Е.Д., Гимади И.Э., Аверина Л.М. Комплексная оценка социально-экономического благополучия муниципальных образований // Экономика региона. – 2005. – № 2. – С. 115–131.

3. Игнатьева Е.Д., Мариев О.С. Методический подход к анализу устойчивости регионального развития с использованием самоорганизующихся карт // Экономика региона. – 2008. – № 2. – С. 116–129.

4. Игнатьева Е.Д., Мариев О.С. Методологические основы анализа устойчивого развития региональных социально-экономических систем // Вестник УГТУ-УПИ. – 2008. – № 3. – С. 56–66.

5. Комплексная методика диагностики социально-демографической безопасности региона [под ред. акад. РАН А.И. Татаркина, д.э.н., проф. А.А. Куклина]. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2007. – 156 с.

6. Лаженцев В.Н. Экономико-географический подход к территориальной организации хозяйства // Человек – общество – окружающая среда: Пленарные доклады Международной экономической конференции / Под ред. Татаркина А.И. – Екатеринбург: УрО РАН, 2001. – С. 65–79.

7. Пчелинцев О.С. Регионы Росси: современное состояние и проблемы перехода к устойчивому развитию // Проблемы прогнозирования. – 2001. – № 1. – С. 102–115.

8. Фрумкин Д. Методические подходы к изучению социально-экономической дифференциации регионов // Вестник Института экономики РАН. – 2008. – № 3. – C. 206–211.

9. Diener E., Lucas R.E. Personality and subjective well-being // Well-being: The Foundations of hedonic psychology / Eds. Kahneman D., Diener E. and A. Schwarz. New York: Russel Sage Foundation, 1999. – Р. 213–229.

10. Strumpel B. Economic well-being as an object of social measurement // Subjective Elements of Well-Being. Paris: Organization for Economic Cooperation and Development, 1974. – Р. 75–122.

Важнейшей целью региональной политики, с нашей точки зрения, является создание условий для поддержания социально-экономического благополучия территории, без которого невозможно повышение качества жизни населяющих ее жителей. В связи с тем, что данная цель многоаспектна, исследователи обычно рассматривают ее с различных позиций, отождествляя социально-экономическое благополучие с социально-экономической безопасностью , устойчивым развитием , социальной комфортностью , субъективным экономическим благополучием и пр.

В научной литературе не существует единого мнения о содержании понятия «социально-экономическое благополучие территории», ведутся споры о его критериях, факторах и инструментах измерения. Так, Е.Д. Игнатьева, И.Э. Гимади, Л.М. Аверина считают, что социально-экономическое благополучие является сущностной характеристикой территориальной социально-экономической системы, отражающей полноту реализации ее основных функций, таких как экономическая (хозяйственная), финансовая, демографическая, социальная и экологическая . Д. Фрумкин отмечает, что «в последнее время все чаще стали судить о благополучии и неблагополучии регионов по объемам финансовой поддержки из федерального бюджета» .

Важнейшими характеристиками социально-экономического благополучия территории является региональное развитие, рост экономических показателей, улучшение социального обеспечения населения. Рассмотрение понятия «социально-экономическое благополучие» с позиции интересов населения территории, во-первых, фокусирует анализ на человеческом факторе и, значит, обеспечивает единство в подходах к его оценке; во-вторых, позволяет выявить противоречия, возникающие в процессе формирования данного феномена.

Регион представляет собой сложную динамическую социально-экономическую систему, характеризующуюся различными факторами территориального развития. Фокусирование внимания на социально-экономическом аспекте регионального благополучия ни в коем случае не ограничивает представление о его составляющих, а лишь закрепляет приоритет за социально-экономическим подходом, подчеркивая сложность взаимодействий между экономической системой и социумом. Повышение благополучия территории путем максимизации одной из его составляющих без учета всего многообразия взаимосвязей, имеющих место в социально-экономической системе нецелесообразно. Выбранные таким образом «приоритеты» часто находятся в противоречии друг с другом. Так, рост производства ведет к ухудшению экологии и общественного здоровья, а решение демографических проблем путем роста миграции - к снижению толерантности и усилению ксенофобии. На рисунке представлена структура факторов социально-экономического благополучия принимающей территории и их конкретизация.

Одним из условий формирования социально-экономического благополучия в современном мире выступает трудовая миграция. Мигранты, прибывшие с целью трудоустройства, являются не только участниками рынка труда, создающими общественный продукт, но частью социума. Они способны оказать влияние на структуру производства, уровень его технической оснащенности, рынок жилья, социальную инфраструктуру, санитарно-эпидемиологическую ситуацию и т.д. Рост этого влияния происходит по мере увеличения интенсивности миграционных потоков. К сожалению, существуют серьезные проблемы в учете миграционных процессов. Во-первых, нет единого представления о том, кого можно считать мигрантом. Во-вторых, система учета миграции не совершенна. К примеру, одно и то же лицо в течение года может насколько раз пересечь границу, что приведет к завышению показателя «прибывшие». В-третьих, мигранты, неоднородны с точки зрения цели прибытия, а значит, и влияния на принимающую территорию. В-четвертых, существует проблема скрытой, неучтенной миграции.

Степень влияния миграции на социально-экономическое благополучие регионов определяется не только количеством прибывших иностранных граждан, но и показателями их доли по отношению к местному населению, а также особенностью их размещения. К примеру, в соответствии с данными официальной статистики в 2015 г. в пятерку российских регионов с самым высоким уровнем внешней миграции, рассчитанной в абсолютных показателях, вошли Московская область, г. Санкт-Петербург, Тюменская область, г. Москва и Краснодарский край. Однако при расчете относительных показателей высокий уровень внешней миграции сохранился лишь за Тюменской областью.

Для оценки социально-экономического благополучия территории в условиях роста трудовой миграции можно использовать два подхода: сравнивать регион с другими регионами и сравнивать достигнутое состояние региона с его прошлым. Использование каждого из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы. Их совместное применение дает более полную и достоверную картину происходящего. При реализации первого варианта может возникнуть некорректность сравнения в связи с разницей фундаментальных условий формирования региональных систем. Для устранения этого негативного явления важно отобрать территории, имеющие схожие фундаментальные характеристики. К примеру, при анализе влияния иммиграционных процессов на субъекты Российской Федерации нужно провести классификацию регионов по географическому признаку. В частности, в 2015 г. регионы, расположенные недалеко от украинской и белорусской границы столкнулись с большим наплывом беженцев и трудовых мигрантов с Украины. В то же время трудовая миграция из Средней Азии преобладала в регионах, соседствующих с Казахстаном. А вот на Дальнем Востоке Российской Федерации сложилась особая миграционная система, в рамках которой активно используется труд китайских работников при реализации крупномасштабных проектов, связанных с освоением территории.

Структура факторов социально-экономического благополучия территории

В случае изучения динамики регионального развития нельзя забывать о наличие экономических циклов. Так как иммигранты выступают в роли определенного буфера на рынке труда, то их численность находится в прямой зависимости от состояния экономики как страны-реципиента, так и страны-донора, с учетом определенного временного лага. Их отток при ухудшении экономической ситуации способен сгладить негативные последствия кризиса для принимающей территории и ее населения, а усиление миграционных потоков в период экономического роста - устранить дефицит на рынке труда.

Важность имеет выбор показателей оценки социально-экономического благополучия. В качестве основных подходов можно выделить следующие:

а) поиск наиболее «глобального» обобщающего показателя, включающего в себя как можно больше аспектов социально-экономического благополучия территории;

б) формирование системы пороговых показателей, отражающих социально-экономическое благополучие территории с различных позиций;

в) создание интегрального показателя социально-экономического благополучия территории;

г) использование метода субъективных оценок.

Подход, основанный на выборе обобщающего показателя, наиболее прост, так как предполагает использование данных официальной статистики и, значит, воплощает в себе принцип доступности первичной информации. Чаще всего в качестве обобщающего используется показатель ВРП на душу населения. В этом случае влияние трудовой миграции на региональное развитие принято рассматривать с точки зрения оценки участия иностранных работников в создании ВРП. Однако данный подход может быть легко оспорен. Так, А.Г. Гранберг отмечает, что «…величина валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, измеренная в рыночных ценах, не является идеальным социально-экономическим индикатором. В России это особенно наглядно в феномене «северного ВРП». Тот факт, что северные регионы лидируют по величине ВРП на душу населения, объясняется главным образом тем, что здесь концентрируются предприятия по добыче нефти, газа, алмазов, золота, производству цветных и редких металлов, дающих наибольшую денежную выручку на одного работающего. Из этого не следует, что все эти регионы благополучны в широком социально-экономическом смысле» . Кроме того, часто возникает проблема в непосредственной оценке производительности труда в силу разницы в уровне квалификации приезжих и автохтонного населения.

Д. Фрумкин предлагает рассматривать социальное и экономическое благополучие территории отдельно друг от друга. По его мнению, обобщающим показателем социального благополучия территории может служить показатель продолжительности жизни, а экономического - ВВП (на уровне региона ВРП - авт.) в расчете на душу населения . Однако высокая продолжительность жизни может быть связана с этнокультурными особенностями населения. Миграция, с одной стороны, может привести к изменению этнической структуры населения, с другой стороны, повлиять на показатели продолжительности жизни опосредованно через влияние на санитарно-эпидемиологическую ситуацию и обеспеченность населения объектами здравоохранения.

В условиях открытых региональных систем индикатором социально-экономического благополучия может служить естественный (в меньшей степени) и миграционный (в большей степени) прирост населения. «Голосование ногами» чаще всего свидетельствует о комфортности условий проживания и благополучия населения. Хотя во время катастроф, стихийных бедствий или военных действий этот принцип нарушается. Так, в 2015 г. все российские регионы, имеющие высокий уровень миграции в абсолютных и относительных показателях, а также Московская область, принявшая самый большой поток мигрантов, имели ВРП на душу населения ниже среднероссийского. А вот Чукотская и Сахалинская области, напротив, отличающиеся наиболее высокими показателями ВРП на душу населения, имели низкие показатели миграции.

Подход, основанный на формировании системы пороговых показателей, требует определения принципа их отбора. Пороговые показатели могут рассчитываться на основе длительных наблюдений, оценки значения за предыдущий период или средних значений в группе, отобранной по приоритетному признаку.

При разработке пороговых показателей необходим учет цикличности экономического развития, которая может оказать существенное влияние на динамику тех или иных процессов. При разработке пороговых индикаторов для миграционных процессов необходимо также учесть институциональные особенности. Так, ужесточение миграционной политики может вести к росту латентности тех или иных процессов, связанных с миграцией.

Комплексная оценка социально-экономического благополучия территории в условиях роста трудовой миграции может быть дана посредством интегрального показателя:

где Iсэбм - интегральный индекс социально-экономического благополучия территории в условиях роста трудовой миграции;

Ri - балл, присвоенный i-й характеристике социально-экономического благополучия территории;

Ii - индекс i-й характеристики социально-экономического благополучия территории.

Этот подход при оценке социально-экономического благополучия территории был использован Е.Д. Игнатьевой, И.Э. Гимади, Л.М. Авериной ; Е.Д. Игнатьевой, О.С. Мариевым .

Одной из методологических проблем использования интегральных показателей является необходимость сведения разнородных оценок, имеющих различные единицы измерения в единое целое. На практике для этого используют различные методы нормирования:

1. Метод линейного масштабирования. Он основан на ранжировании и определении референтных (стабильных) точек и тем самым позволяет определить реальное положение показателя в исследуемом ряду и его изменение во времени. В роли референтных точек выступают максимальные и минимальные значения индикаторов.

Если связь зависимого и независимого показателей положительна, т.е. установлено, что рост значения исследуемого показателя ведет к росту социально-экономического благополучия, расчет производится по формуле

xmin - минимальное значение показателя i-й характеристики;

xmax - максимальное значение показателя i-й характеристики.

Если связь отрицательна, т.е. снижение исследуемого показателя ведет к росту социально-экономического благополучия, - по формуле

Проблемой линейного масштабирования является поиск референтных точек. Для долевых показателей границы очевидны: 0 и 100 %. Но для показателей, не имеющих «потолка», часто единственным способом определения референтных точек являются экспертные оценки.

2. Метод балльной оценки. Он основан на том, что выбранные фактические показатели оцениваются в баллах относительно каких-либо эталонов или стандартов, значение которых принимается за максимальный балл. Расчет показателя производится по формуле

где Ii - индекс i-й характеристики социально-экономического благополучия территории;

xфакт - фактическое значение показателя i-й характеристики;

kmax - балльная оценка эталонного значения показателя i-й характеристики;

xэт - значение эталонного показателя i-й характеристики.

В качестве эталонов или стандартов могут быть выбраны:

а) максимальное или среднее значение данного показателя по странам, по субъектам РФ, по регионам и т.п.;

б) фактическое значение данного показателя за базовый период (предыдущий год, предыдущий месяц и т.п.);

в) норма установлена в нормативно-законодательных документах.

Недостатками данного метода нормирования являются субъективизм экспертного оценивания и сложность обоснования выбранного эталона.

3. Метод определения расстояния до оптимальной точки. Суть метода заключается в определении относительного расстояния между фактическим и оптимальным значением показателя. В данном случае для расчета индекса i-й характеристики социально-экономического благополучия территории используют следующую формулу:

где Ii - индекс i-й характеристики социально-экономического благополучия территории;

xопт - оптимальная величина показателя i-й характеристики;

xхуд - наихудшее значение показателя i-й характеристики.

Использование субъективных оценок. Такой подход подразумевает оценку социально- экономического благополучия на основе социологических опросов. Обычно социологические опросы проводятся в случае отсутствия или ограниченности информации, полученной из официальных источников. В данном случае в роли респондентов могут выступать представители бизнеса и власти, работающие с иммигрантами, население принимающей территории и сами мигранты. В современных условиях данный метод является наиболее распространённым при изучении миграционных процессов. Особенно часто используется глубинное интервью, оно предполагает установление доверительных отношений между интервьюером и респондентом, что дает возможность получить наиболее объективную и уникальную информацию, недоступную при использовании других методов. Также к методу субъективных оценок можно отнести контент-анализ.

Таким образом, следует отметить, что социально-экономическое благополучие принимающей территории должно рассматриваться с позиции обеспечения условий регионального развития в интересах ее жителей и требует комплексного подхода.

Трудовая миграция оказывает различное влияние на принимающую территорию. Однако получить достоверные результаты сложно в силу проблем, возникающих при ее учете. Выбор методов оценки социально-экономического благополучия в условиях роста трудовой миграции должен зависеть от конкретной ситуации и целей исследования. Сочетание нескольких методов оценки, к примеру, количественного и качественного, позволяет дать более точную и объективную картину исследуемого феномена.

Библиографическая ссылка

Бедрина Е.Б. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПРИНИМАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ В УСЛОВИЯХ РОСТА ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И МЕТОДИКИ ЕГО ОЦЕНКИ // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 12-3. – С. 568-573;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41134 (дата обращения: 26.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Похилько Юлия Васильевна

студент 2 курса, кафедры медицинской психологии и социальной работы СамГМУ, РФ, г. Самара

Захарова Елена Владимировна

научный руководитель, канд. мед. наук, доцент СамГМУ, РФ, г. Самара

В современном обществе, где перед человеком каждый день встают различные социальные проблемы, повышенного внимания заслуживает изучение социального благополучия человека и общества, его оценка и факторы, влияющие на его развитие.

Под социальным благополучием следует понимать показатель, объединяющий все структуры социальной сферы и отражающий процессы функционирования и уровень качества жизни социума.

Структуру социального благополучия раскрывают такие два понятия как социальное благополучие человека и социальное благополучие общества.

Основами социального благополучия общества можно считать такие элементы, как уровень жизни, обусловленный показателями среднедушевого дохода и прожиточного минимума, а также понятия качества жизни, устанавливаемые понятиями о состоянии здоровья и санитарного благополучия населения, вероятностью получения обязательной медицинской помощи и обеспечение социальной защищенности.

Социальное благополучие человека основывается на социальном благополучии общества, но определяется его личностной оценкой своего благосостояния и удовлетворенности жизни в сравнении с собственными жизненными условиями в прошлом или жизненными условиями других людей.

Иными словами социальное благополучие можно охарактеризовать как объективное общественное явление, детерминированное повседневными условиями жизнедеятельности людей, в которых они удовлетворяют свои потребности, реализуют жизненные планы и социальные ожидания .

В современном мире социальное благополучие человека и общества занимает важное место среди приоритетных проблем социальной политики любого развитого государства. Но для реализации социальных программ по обеспечению социального благополучия населения необходимо, в первую очередь, провести научные исследования относительно состояния различных сторон функционирования социума.

Одним из наиболее подробных и объективных индикаторов общественного развития, отражающих степень социального благополучия на изучаемой территории, является Индекс человеческого развития. Данный показатель был создан в 1990 году в ходе Программы развития ООН группой исследователей, во главе которой стоял Махбуб уль Хак (Mahbub ul Haq). Но уже Амартия Сен (Amartya Sen) адаптировал данный Индекс и разработал концепцию отчетов ООН о развитии человечества, публикующихся ежегодно с 90-го года прошлого века.

Индекс человеческого развития - это коэффициент, рассчитываемый по таким показателям как ожидаемая продолжительность жизни, образование и показатель валового национального дохода, а также описывающий процесс совершенствования человека в различных странах и регионах мира.

Базой для измерения Индекса, в отличие от предыдущих исследований социального развития общества, являлись не только данные по ВНД, но и такие важные показатели как достижения в области здравоохранения и образования, что до этого никогда не принимались во внимание. ИЧР составлялся по данным официальной статистики исследуемой страны, поэтому полученные результаты можно было считать достаточно объективными и поддающимися проверке.

Для определения Индекса человеческого развития необходимо выделить три основных направления, по которым измеряется достижения той или иной страны:

· здоровье и долголетие оценивается при помощи показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении (количество лет, которое может прожить новорожденный младенец, если существующие на момент его рождения преобладающие тенденции в области показателей смертности для конкретных возрастных групп останутся без изменений на протяжении всей его жизни);

· доступ к знаниям измеряется при помощи двух показателей: средней продолжительности обучения (среднее количество лет образования, полученное лицами в возрасте 26 лет и старше в течение жизни, основанное на показателе образовательного уровня населения, пересчитанном в количество лет обучения на основе теоретической продолжительности каждого уровня полученного образования) и ожидаемой продолжительности обучения (количество лет образования, которое может получить ребенок, достигший официально установленного возраста поступления в школу, если в течение его жизни сохранятся преобладающие тенденции в области показателей охвата населения образованием);

· уровень жизни определяется с помощью показателя валового национального дохода на душу населения (совокупный доход экономики, полученный в ходе производства и владения факторами производства, принадлежащими остальному миру, конвертированный в международные доллары с использованием показателей паритета покупательной способности и разделенный на численность населения по состоянию на середину года) .

Описанные выше показатели несут в себе подробную (в совокупности) и вместе с тем специализированную (по отдельности) информацию, которая имеет существенное значение при выборе приоритетных направлений в программе социальной политики современного государства, в том числе учитывается при составлении многих законодательных проектов. Состояние системы здравоохранения, системы образования и уровня жизни населения не только отображают благосостояние социума со всех сторон, но также влияют на позитивное функционирование друг друга и вместе с тем ведут к успешному развитию других смежных сфер общества.

Например, выбор профессии человеком и его дальнейшее трудоустройство зависит в значительной степени от взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда. Наличие тех рабочих мест, которые отвечают получаемому образованию, будут, несомненно, способствовать обеспечению занятости населения, реализации карьерного роста и оплаты труда в зависимости от его количества и качества, что ведет к успешному развитию экономики страны и, соответственно, улучшению уровня жизни.

При улучшении уровня жизни социума повышается и уровень социальных отраслей, что содействует широкому обеспечению материальных (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, системы кредитования, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт) и социальных (здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение, образование, досуг) человеческих нужд и приводит к увеличению продолжительности жизни населения.

Если в социуме наблюдается социально благоприятный климат, то повышение продолжительности жизни и влекущее за собой увеличение численности населения (то есть наличие человеческого потенциала) будут гарантировать модернизацию системы образования и развитие новых технологий.

Идея создания ИЧР была уникальна для своего времени и до сих пор результаты исследований экспертов ООН не вызывают сомнений. И хотя данный Индекс имеет свои недостатки, в том числе то, что все три показателя не могут по отдельности передать состояние и процессы функционирования общества, вместе они составляют полноценную картину состояния социального благополучия страны или отдельного региона. Благодаря объективным оценкам социального благополучия общества людям гораздо легче проанализировать, а затем использовать полученные данные для дальнейшего повышения благосостояния общества. Таким образом, показатели Индекса человеческого развития являются основными индикаторами социального благополучия человека и общества.

Список литературы:

  1. Баева О.Н. Индекс человеческого развития: методики определения и оценки на уровне региона / О.Н. Баева // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2012. - № 5. - С. 143-147.
  2. Теория социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Коновой, М.В. Вдовиной М.: Изд-во Юрайт, 2012. - 345 с.

Социальное благополучие, как одна из основных характеристик социального и экономического развития, высшая социальная ценность, социальный идеал, область социальной оптимальности, с которой связаны жизненно важные интересы человечества.

Рассмотрение благополучия в следующих аспектах: воплощение нравственных добродетелей, духовной гармонии, счастья, блаженства (Аристотель, И. Бентам, Т. Гоббс, И. Кант, Дж. Локк, Платон, Ж.-Ж. Руссо, Вл. Соловьев, Б. Спиноза, Л. Франк, Э. Фромм, Э. Шефтсбери и др.); стратегическая цель политики государства (Аристотель, И. Бентам, Т. Гоббс, Т. Джеферсон, Ч. Фурье и др.); материальный достаток, благосостояние, богатство (Д. Белл, Бзежипский, Дж. Гэлбрейт, Дж. Кейнс, X. Ламперт, Ф. Хайек, Э. Хансен, Л. Эрхард и др.); позитивное эмоциональное состояние (Ф. Герцберг, У. Джеймс, Дж. Дьюи, П. Конверс, А. Кэмбелл, А. Маслоу, Ч. Пирс, Ф. Роджерс, Э. Фромм и др.); физическое, психическое и социальное здоровье (Н.М. Амосов, Г.П. Анонасенко, И.А. Арщавский, А.Г. Бусыгин, А.Л. Бусыгина, И.А. Гундаров, В.М. Дильмен, В.П. Казначеев, Б.А. Классов, Н.М. Ковалева, А. Мезенцев, Н.Л. Русинова и др.); гармоничные отношения человека и окружающей природной среды (У. Бек, И.В. Бестужев-Лада, Л. Браун, Г. Гендерсон, Дж. Гэлбрейт, В.П. Данилов-Данильян, Г.Г. Дилигенский, Д. Маркович, Д.Л. Медоуз, Д.Х. Медоуз, И. Рандерс, Ж. Робен, Т. Скитовский, Ф. Хирм и др.); идеальное социальное устройство (Р. Дарендорф, Э. Дюркгейм, Л. Козер, Дж. Локк, Н. Макиавелли, К. Маркс, Ш.Л. де Монтескье, Р. Оуэн, Платон, Ж.-Ж. Руссо, К.А. де Сен-Симон, Б. Спиноза, Г. Шмоллер, Т. Мальтус, К. Мснгер, В. Ойкен, А.С. Пигу, Д. Риккардо, У. Ростоу, П. Самуэльсон, А. Смит, Э. Тоффлер, О. Конт, К. Маркс, Р. Мертон, Т. Парсонс, П.А. Сорокин, Г. Спенсер и др.); результат согласованного социального поведения и эффективного межличностного взаимодействия (П. Блау, М. Вебер, Дж. Мид, Дж. Хоманс и др.).

Уровень жизни и оценка благосостояния, основанные на статистических показателях, традиционно рассматривается как главная характеристика эффективности социально-экономической политики. Повышение общественного благосостояния в настоящее время рассматривается, как рост потребления материальных благ населением . Однако зачастую эти потребности искусственно навязываются и отражаются в соответствующих показателях экономического роста. Более достоверно реальную ситуацию отражает оценка социального благополучия.

Социальное благополучие представляет субъективную оценку индивидами и общностями степени удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Помимо традиционных факторов , затрагиваемых при оценке уровня жизни и благосостояния, в данном случае могут рассматриваться такие как:


Потребности в общественном престиже, уважении, социальной защищенности, изменении статуса, в общении, свободе социального выбора, в «ассортименте» социальных альтернатив, благ и т.д., а также

Возможности реализации социальных ожиданий и претензий.

Иначе говоря, социальное благополучие , это субъективная оценка уровня жизни и уровня социального здоровья общества, складывающаяся у социума.

Для населения во многих случаях представляется не правомерным отождествление социальной и экономической политики (как, например, социально-экономической), хотя бы в силу того, что основные их цели чаще всего не совпадают. В условиях рынка целью экономической политики является получение максимальной прибыли. Социальная политика направлена, прежде всего, на другие цели - рост благосостояния, развитие прогрессивных изменений в социальной структуре, обеспечение социальной справедливости.

Социальное благополучие характеризуется системой различных показателей . Эта система дополняет показатели уровня жизни и благосостояния населения, и при необходимости может использоваться для анализа их достоверности.

Уровень жизни населения характеризуется комплексной системой cтатистических показателей, которая включает:

1) обобщающие показатели уровня жизни населения

2) показатели доходов населения

3) показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг

4) показатели дифференциации населения по уровню жизни

5)показатели условий жизни населения.

Показатели, с помощью которых оценивается уровень и качество жизни, можно разделить на количественные и качественные.

Количественные показатели уровня и качества жизни наиболее очевидны. Прежде всего, это ВНП, или национальный доход на душу населения, уровень дохода и его распределение в обществе, уровень потребления различных материальных благ и услуг по классам товаров, уровень занятости и т. п.

Качественные показатели уровня и качества жизни включают показатели условий труда, быта и досуга человека.

В современной практике оценки уровня и качества жизни приняты два подхода:

1. Оценка производится с помощью системы показателей – социальных индикаторов. При этом национальные системы имеют свои особенности, в целом, однако, базируясь на методологических рекомендациях ООН и ОЭСР.

2. Рассчитывается сводный индекс уровня и качества жизни на основе отдельных показателей. Подобный подход наиболее широко применяется ООН и другими международными организациями для проведения межстрановых сопоставлений уровня и качества жизни населения разных стран.

Наиболее полной и отвечающей современным требованиям служит система "Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики", разработанная в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ в 1992 г. В ней представлено 7 разделов, охватывающих 40 показателей:

I. Обобщающие показатели.

1. Критерий уровня жизни.

3. Валовой национальный продукт (фонд потребления, фонд личного потребления) в расчете на душу населения.

II. Доходы населения.

1. Реальные общие доходы населения.

2. Реальные располагаемые доходы населения.

3. Совокупные доходы населения.

4. Личные доходы населения.

5. Личные располагаемые доходы населения.

6. Денежные доходы населения.

7. Средний доход и средняя заработная плата работников.

8. Средний размер реальной заработной платы.

9. Средний размер пенсии, пособия, стипендии.

III. Потребление и расходы населения.

1. Общий объем потребления населением материальных благ и услуг.

2. Денежные расходы населения.

3. Потребительские расходы населения.

4. Потребление населением основных продуктов питания.

5. Покупательная способность средней заработной платы.

6. Покупательная способность средней пенсии.

IV. Денежные сбережения населения.

1. Сумма денежных сбережений населения.

V. Накопленное имущество и жилище.

1. Стоимость накопленного домашнего (личного) имущества.

2. Наличие и характеристика предметов длительного пользования в собственности населения.

3. Жилищные условия населения.

VI. Социальная дифференциация населения.

1. Распределение населения по размеру среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода.

2. Потребление основных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг населением с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода.

3. Структура потребительских расходов населения с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода.

4. Динамика стоимости фактической и нормативно потребительских корзин различных слоев населения.

6. Децильные коэффициенты дифференциации доходов и потребления населения.

7. Соотношение средних значений дохода и потреби в границах верхней и нижней децилей.

8. Доля квинтельных (децильных) групп населения (домашних хозяйств) по уровню среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода в совокупном доходе общества.

VII. Малообеспеченные слои населения.

1. Прожиточный минимум (порог бедности).

2. Минимальный потребительский бюджет.

3. Минимальный размер заработной платы.

4. Минимальный размер пенсии.

5. Покупательная способность минимальной зарплаты.

6. Покупательная способность минимальной пенсии.

7. Коэффициент (уровень) бедности.

8. Дефицит дохода.

9. Зоны бедности.

10. Социальный портрет бедности.

Наиболее важные 12 показателей из перечисленных 40 включены в систему показателей для оценки хода экономической реформы в России в раздел 10 "Социальная сфера, жизненный уровень населения" и в подраздел 10.3 "Уровень жизни". Эта Система показателей разработана Министерством экономики РФ и Госкомстатом России, согласована с заинтересованными министерствами и ведомствами, администрациями регионов и введена в действие с 1993 г. Она рекомендована органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга для использования в анализе хода экономической реформы на соответствующих территориях. К 12 показателям относятся:

1. Средняя оплата труда работников.

2. Покупательная способность населения со средними заработной платой и пенсией.

3. Минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения.

4. Прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения.

5. Численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного (физиологического) минимума.

6. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода.

7. Денежные доходы и расходы определенных социально-демографических групп населения.

8. Показатели дифференциации населения.

9. Соотношение среднедушевых доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.

11. Структура потребительских расходов различных социально-демографических групп населения.

12. Распределение населения по размеру среднедушевого дохода.

В 1978 г. ООН была разработана Система показателей уровня жизни, включающая 12 групп показателей. Вместе с тем возникла потребность в построении единого интегрального показателя уровня жизни, объединяющего разные аспекты социально-экономического развития.Для измерения общественного развития страны предлагались синтетические индексы "качества жизни" населения, включающие демографические, социально-экономические и культурные компоненты. В частности, американским Советом зарубежного развития был разработан индекс "физического качества жизни" (PQLI), объединяющий показатели социально-демографического развития (ожидаемой продолжительности жизни, младенческой смертности и грамотности населения). Этот показатель использовался для классификации стран по уровню развития.

Кроме того, разрабатывались другие индикаторы развития человека. В частности, в рамках Программы развития ООН (UNDP) был разработан индекс "качества жизни", объединяющий социально-экономические и демографические показатели (занятость населения, покупательная способность, уровень развития здравоохранения и образования, доступ к политической жизни, ожидаемая продолжительность жизни и др.).

В последние годы интегральным показателем, обобщающим уровень развития и используемым при международных и региональных сопоставлениях, является индекс развития человеческого потенциала - ИРЧП (англ. The Human Development Index - HDI), предложенный в качестве основного показателя, по которому ранжируются страны мирового сообщества и определяется рейтинг каждой страны.

В данный индекс входят три составляющие: индексы ожидаемой продолжительности жизни, образования, уровня ВВП на душу населения.

Использование уровня жизни в качестве основного показателя эффективности экономической и социальной политики в условиях современной России, не всегда дает достоверную реальную социальную картину. В экономической и социальной политике в России до сих пор измерение бедности по восприятию социума, не рассматривается как ведущий показатель их эффективности.

В целом использование оценки социального благополучия позволяет значительно расширить число рассматриваемых факторов, определяющих ход социальных и экономических процессов. Причем, эти факторы во многих случаях, значительно лучше отражают суть таких процессов и социальные и экономические последствия. Показатели, характеризующие социальное благополучие могут выступать, как самостоятельно в роли альтернативной оценки, отражающей мнение социума, так и использоваться при определении других показателей и формировании оценок эффективности.

В последние полтора десятилетия в стране был сделан существенный шаг по пути институционализации социальной работы как системы идей, отношений и учреждений по поводу обеспечения социального благополучия людей с особыми нуждами и/или имеющими на данный момент социальную проблему, требующую социальной защиты, помощи и социальной поддержки. Поскольку именно социальная работа является одним из важнейших факторов социального благополучия общества, рассмотрим для начала понятие и составляющие социального благополучия общества.

Ощущение социального благополучия связано с понятием субъективного благополучия человека.

Субъективное благополучие - понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности.

В понятие субъективного благополучия необходимо включать и конкретные формы поведения, которые позволяют улучшать качество жизни (опять-таки во всех ее ипостасях), позволяют достигать высокой степени самореализации.

Благополучие личности представляет собой интегральное социально-психологическое образование, включающее оценку и отношение человека к своей жизни и самому себе и несущее в себе активное начало. Оно содержит все три компонента, психического явления, - когнитивный, эмоциональный, конотативный (поведенческий), и характеризуется субъективностью, позитивностью и глобальностью измерения.

Благополучие общества - это прежде всего благополучие его членов. Социальные и психологические проблемы, возникающие в процессе человеческого бытия в современном сложно структурированном обществе, не могут быть решены только на основе самодеятельной взаимопомощи. Эти проблемы должны стать предметом деятельности специально подготовленных профессионалов - социальных работников.

Клиентами социальных работников могут быть: отдельный человек; семья; группа; сообщество людей или организация. Функции социальной работы во многом связаны с предоставлением разнообразной социальной, психологической и педагогической помощи в любых обстоятельствах, где она только может понадобиться. Сюда относятся: различные кризисные ситуации; коррекция социальных девиаций; семейные проблемы и многое другое. В каждой ситуации, где нужна помощь, социального работника интересует актуальная или потенциальная проблема индивида. К числу основных проблем психологии социальной работы относятся вопросы:

Психического здоровья отдельного человека;

Психологического здоровья семьи;

Проблемы их адаптации к различным изменениям в той или иной стадии жизнедеятельности;

Психологические трудности воспитания детей и подростков;

Основы взаимоотношений родителей и детей;

Психологические условия предотвращения межличностных и межгрупповых конфликтов;

Вопрос психологической помощи различным категориям населения;

Психологический отбор, профессиональная ориентация и психологическая подготовка специалистов сферы социальной работы.

Социальная работа как практическая деятельность реализуется через взаимодействие социального работника с индивидом или какой-то общностью людей. Очевидно, что основные задачи социального работника в процессе оказания помощи непосредственно определяются необходимостью организовать и структурировать взаимодействие с клиентом таким образом, чтобы достичь взаимосогласованных целей и эффектных результатов социальной помощи.

Социальная помощь (защита) - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная помощь (социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Социальная помощь часто интерпретируется в более широком смысле, чем социальное обеспечение (включая, в частности, защиту на уровне членов семьи или членов местной общины). Этот термин иногда также используется в более узком значении, чем социальное обеспечение (включая только меры, ориентированные на наиболее бедных и наиболее уязвимых людей или социально изолированных членов общества). Поэтому во многих ситуациях термины "социальное обеспечение" и "социальная защита" взаимозаменяемы.

Социальное здоровье населения характеризуется многими факторами (уровнем социализации, отношением к нормам и правилам, принятым в обществе, социальными связями с людьми и социальными институтами) и зависит от многих факторов, как на уровне социальных микросистем (семья, дошкольное учебное учреждение, школа, группа, класс), так и на уровне мезосистем (организации, функционирования которых обеспечивает быт, отдых и труд членов общества) и макросистем (популяция, этнос, общество). Перечисленные факторы создают предпосылки социального благополучия человека, которое предусматривает "полноценные, здоровые отношения с близким (семьей) и дальним социумом (другие социальные организации), чувство безопасности, сбалансированность интенсивной деятельности (в том числе учебной, рабочей) и отдыха, веру в перспективность личностного и профессионального роста, материального достатка и духовного самосовершенствования".

Таким образом, понятие "социальное благополучие" учеными рассматривается как поликомпонентное образование личности, которое составляет определенную систему качеств и свойств личности, выступает в единстве трех компонентов: эмоционально-чувственного, мотивационно-ценностного, деятельностно-поведенческого.

Исследованиями педагогов и психологов доказано, что социальное благополучие человека во многом зависит от того, насколько он приспособлен, адаптирован к окружающей действительности, каковы его ощущения в ней. Для наиболее комфортного ощущения себя человеку необходимо осознание своих возможностей и умение их использовать. Для мобилизации своих внутренних сил, резервов ему нужно пройти школу самопознания. Это особенно актуально для социально незащищённых слоев населения. Они должны достаточно точно и конкретно представлять свои возможности, чтобы адекватно ими пользоваться, адаптируясь к окружающей среде.

Понятие социального благополучия в целом имеет как объективные, так и субъективные аспекты, поэтому может быть определено как в дескриптивных (представленных в виде точного описания характера и последовательности каких-либо событий, явлений), качественных терминах, так с использованием эмпирических (основанных на опыте, изучении фактов, опирающихся на непосредственное наблюдение, эксперимент) показателей. Поэтому неудивительно, что в научном сообществе отсутствует консенсус относительно единого трактовки понятия социального благополучия. Подобные попытки предпринимаются постоянно, и, пожалуй, самый весомый вклад здесь внесли социологи, которые стремились и стремятся использовать в определении социального благополучия измеримые показатели, для чего применяют различные методы.

Один из таких методов основан на сравнении ключевых статистических показателей, или индикаторов, которые отражают социально-бытовые условия в разных сообществах и обществах (Н.В. Боровская). Другой метод предлагает объединить различные подобные индикаторы в единый индекс социального благополучия (В.А. Бурко). Кроме количественных методов рядом исследователей были задействованы и качественные (Л.Г. Воронин, И.А. Григорьева). Так, была проведена серия социологических исследований в различных странах, регионах и сообществах, которые были направлены на выявление субъективного восприятия людьми социального благосостояния.

Но кроме социологического подхода, который является скорее эмпирическим, существуют и различные концептуальные подходы к определение социального благополучия. Обобщение ряда подобных подходов дает основание вывод, что социальное благополучие является производным от трех следующих составляющих: управляемость социальными проблемами, удовлетворение социальных потребностей, создания социальных возможностей.

Эти три составляющие касающиеся индивидов, семей, групп, сообществ и целых обществ. Таким образом, они должны быть присутствовать на различных социальных уровнях с тем, чтобы государство стало "государством всеобщего благосостояния".

Социально позитивная направленность ценностей социальной работы должна при всех обстоятельствах сохраняться в отношении всех членов общества.

Как социальный институт социальная работа должна всегда проявлять свою относительную самостоятельность вне зависимости от субъекта ее организации и не должна становиться проводником антигуманистических ценностей, направленным против человечности, трудовых слоев населения.

В условиях современной общественной ситуации в стране социальная работа не должна ограничиваться так называемой адресной (главным образом финансово-материального характера) помощью только людям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Ее объектом должен стать каждый человек независимо от физического, психического, экономического положения и социального статуса с момента рождения и до последних дней своей жизни.

Нетрудно предугадать, что место и роль социальной работы в формировании социального благополучия людей, несомненно, будут расти, она все больше будет выступать существенным фактором и критерием развития общества.

Социальная работа в России нуждается не только в общественном признании, но и в возведении ее на уровень общенациональной социальной политики сверху донизу относительно вопроса обеспечения каждому члену общества социального благополучия на принципах свободы и справедливости. Таким образом, формирование социального благополучия является необходимым условием развития здоровой личности. Социальная работа представлена как теория системной деятельности, которая органически присуща в наши дни человечеству, превратившись в важнейший социогуманный фактор его развития на пути всеобщего социального благополучия.

Социальное благополучие в современной теории социальной работы рассматривается в системе её философско-аксиологических основ. Под ценностью в философском смысле понимают личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений окружающего мира, которые имеют положительное или отрицательное значение для человека и общества.

Социальное благополучие – это высшая социальная ценность, с которой связаны жизненно важные интересы человечества. Стремление к достижению социального благополучия во все времена являлось устойчивой мотивацией активности социальных субъектов. Современное понимание сущности и содержания социального благополучия связывается с максимально эффективным использованием материальных и духовных ресурсов цивилизации.

Суждения о содержании социального благополучия изменялись на протяжении человеческой истории. Первоначально это понятие рассматривалось в контексте благосостояния, т.е. преимущественно экономической, материальной обеспеченности.

В самом общем смысле можно сказать, что социальное благополучие – антипод нищеты и неустроенности. Современные представления о должном уровне и качестве жизни включают в это понятие также требования безопасности, право на достойные жилищные и экономические условия, свободу самореализации и др.

Социальное благополучие – интегральный показатель эффективности функционирования социальной сферы, отражение социального самочувствия, уровня благосостояния, качества жизни населения, индикатор социальной безопасности общественной системы в целом. В известной мере индикаторы экономического роста, а именно показатели социального благополучия населения, являются критерием результативности политики государства.

Социальное благополучие относится к фундаментальным категориям теории социальной работы. В этой категории можно выделить два аспекта: социальное благополучие человека и социальное благополучие общества.

Социальное благополучие – это объективное общественное явление, детерминированное повседневными условиями жизнедеятельности людей, в которых они удовлетворяют свои потребности, реализуют жизненные планы и социальные ожидания.

В конце XX века был разработан показатель социального развития, отражающий степень благополучия стран, народов в целом – индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), интегрально характеризующий уровень материального благосостояния (ВВП в перерасчете на душу населения), демографическую ситуацию (ожидаемая продолжительность жизни) и уровень образования (рассчитывается на основе показателя уровня грамотности населения и показателя средней продолжительности обучения в учебных заведениях). Каждый из показателей в отдельности не отражает генерализованное состояние благополучия, но они в совокупности представляют картину благополучия или неблагополучия общества.

За 20 лет публикаций отчета о развитии человеческого потенциала первое место занимали Щвейцария, Канада (10 раз), Норвегия (8 раз), Япония (2 раза), Исландия (2 раза). В последнем докладе об уровне ИРЧП, отражающем данные за 2008 г. наивысшие показатели были зафиксированы в Норвегии. Россия находилась на 65 месте в группе стран с «высоким уровнем развития человеческого потенциала. 42 страны, имеющие высокий уровень ИРЧП названы «развитыми».

Одним из низких показателей в России является продолжительность жизни (135 место). На этом же уровне по данному показателю находятся Бангладеш, Мавритания и др.

Один из показателей ИРЧП – это его динамика с начала наблюдения (1990 г.). В России этот показатель ухудшился. В 1990 г. СССР находилась среди стран с очень высоким уровнем развития ИРЧП, занимая 23 место в общем рейтинге.

Для улучшения ситуации в социальной сфере были разработаны национальные проекты «Образование», «Здоровье», «Жилье», было начато стимулирование демографических улучшений.

За прошедшие годы улучшение ситуации в здравоохранении, развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи, принесли свои результаты. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин за последние 15 лет увеличилась на 4,7 лет и приблизилась к 63 годам, что, впрочем, не достигает показателей в 1990 г. в СССР.

В структуру социального благополучия общества входят такие элементы, как уровень жизни, детерминируемый показателями среднедушевого дохода и прожиточного минимума, а также понятия качества жизни, определяемые представлениями о состоянии здоровья и санитарного благополучия населения, возможностью получения необходимой медицинской помощи. Также сюда включается аспекты, связанные с безопасностью – защищённостью от преступных посягательств и террористических актов, продовольственной и экологической безопасностью.

Особое место занимает социальная защищенность индивидов, т.е. уверенность в том, что, в случае если другие механизмы безопасности перестанут действовать, сработают социальные инструменты, которые помогут человеку получить поддержку в случае невозможности обеспечить себя и свою семью собственными силами и т.п. Состояние социальной защищенности подразумевает наличие нормативных гарантий реализации социальных прав и свобод, достаточное финансирование социальной политики на всех её уровнях, развитие инфраструктуры социальной помощи, наличие кадров специалистов.

Социальное благополучие личности в значительной мере опирается на социальное благополучие общества, но не сводится к нему. Большую значимость для него имеет субъективная оценка человеком своего благосостояния и удовлетворенности жизнью. Удовлетворенность жизнью не всегда напрямую связана с зажиточной жизнью.

При этом важно следующую закономерность: если жизненные условия человека улучшились, то в течение некоторого времени он оценивает свое социальное благополучие как возросшее. Когда эти новые улучшенные условия становятся привычными, то оценка индивидуального социального благополучия возвращается к обыденному среднему уровню. Эту закономерность необходимо учитывать при выявлении мнений получателей социальной помощи и клиентов учреждений социального обслуживания. Вновь введенная мера социальной поддержки воспринимается как новая не долее полугода, а затем её новизна утрачивается.

Своеобразно воспринимается собственное благосостояние в сравнении с благосостоянием иных людей. Предметом сравнения выбираются значимые другие. Зависть к уровню чужого благополучия – это в целом позитивное чувство, порождающее мотивацию к труду, достижениям.

В обществе должны существовать поощрения более активного труда, предприимчивости, а также инструменты пресечения попыток достижения благосостояния незаконными средствами. В конечном итоге возможность социально приемлемыми способами подняться вверх в общественной иерархии – это залог подвижности и модернизируемости социума.

Индивидуальное определение благополучия достаточно сложно. В структуре личности человека присутствуют три элемента: физическое «Я», социальное «Я», духовное «Я». Их невозможно отрывать друг от друга в изучении субъективного благополучия. Само единство их становится фактором субъективного благополучия.

Субъективное благополучие имеет общественное важное содержание. Разнообразие в его понимании зависит от типа личности, особенностей её формирования и воспитания, направленности и др. Субъективное благополучие предполагает достижение удовлетворенности, прежде всего в таких сферах, как общение, успешный труд, межличностные отношения.

Специалистам социальной работы приходится чаще всего иметь дело с проблемами своих клиентов, обусловленными недостаточностью материальных средств. Однако по мере адаптации большинства населения к экономическим условиям на первый план выходит другая задача социальной работы – поддержание социального и духовного благополучия индивидов.

В современном социальном государстве существует инфраструктура оказания социальных услуг. Безопасность в сфере оказания социальных услуг определяет реальную эффективность и действенность тех организаций и институтов, которые создаются государством и др. для предоставления услуг. Вопросы безопасности социальных услуг (включая их полноту, продуктивность, отсутствие негативных последствий) играют важную роль в обеспечении социального благополучия и повышения качества жизни людей. Качество услуг социального обслуживания регламентируется государственными стандартами.

Сущность социального государства подвергается переосмыслению: в современных условиях оно рассматривается не просто как спаситель, поддерживающая сила, но и как «активирующий» механизм, в котором приоритет отдается достижению равенства возможностей и использованию социальных и личностных потенциалов.

Сочетание экономических и социальных целей и ценностей развития всегда было в центре внимания современного европейского общества. Экономическое развитие должно идти на пользу социальному выравниванию. В тоже время социальная справедливость и социальное выравнивание могут пойти на пользу экономическому развитию.

Трансформируется понимание концепции и практики социальной политики. Целью её представляется создание активного, справедливого и социально сплоченного общества. По мнению авторов Концепции, социальной сплочённости к важнейшим атрибутам дефиниции «социальная сплоченность» следует отнести наличие финансовых механизмов перераспределения доходов в пользу наименее обеспеченных. Идеал социальной сплоченности может стать ориентиром при осуществлении задач модернизации РФ.

Вопросы и задания к параграфу

1. Что включается в понятие «социальное благополучие»?

2. Существуют ли противоречия между социальным благополучием индивида и социальным благополучием общества?

3. Как связаны между собой социальное благополучие, социальная безопасность и социальная сплоченность?

4. Какое значение имеет безопасность в социальной сфере? Как взаимосвязаны социальная работа и социальное благополучие?

5. Какое значение имеет принцип социальной сплоченности в российских условиях?

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»


© 2024
polyester.ru - Журнал для девушек и женщин